Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Исследования ученных в области спорта, фитнеса и бодибилдинга. Методы исследования физического развития. В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится

Подробности

Тарнавская Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МБОУ СОШ № 30 г.о. Химки Московской области, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи анализирует возможности организации исследовательской деятельности дошкольников на занятиях физической культурой; приводит примеры тематических исследований, которые возможно использовать на занятиях физической культурой с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: оздоровительная физкультура, занятие-экспериментирование, исследовательская деятельность, цикл исследований в области «Физическое развитие».

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром людей, предметов и природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость .

В последнее время в системе дошкольного образования сформировался эффективный метод познания окружающего мира путем непосредственного контакта ребенка с этим миром. Новая, неизвестная ранее информация усваивается ребенком намного быстрее, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Детское экспериментирование взаимодействует со всеми видами образовательной деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, музыкальной и трудовой .

Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. С рождения и до семи лет у ребенка закладываются основы всесторонней двигательной активности. Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными – основная задача дошкольных учреждений. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает благоприятный эмоциональный настрой дошкольника. Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью инструкторам по физическому воспитанию необходимо широко использовать разные приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям. Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.

В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения . Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательными и интересными. В процессе проведения опытов и экспериментов необходимо задействовать каждого ребенка, образовательную деятельность проводить всей группой или по подгруппам, а также необходимо учитывать интересы и потребности детей, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Каждый детский эксперимент имеет строго определённую структуру.

Примерная структура занятия - экспериментирования в образовательной области «Физическое развитие»:

Постановка проблемы;

Выдвижение гипотез (возможные пути решения);

Проведение опыта, эксперимента;

Анализ и обобщение полученных результатов (подтвердилось - не подтвердилось);

Формулирование выводов.

В ходе экспериментальной деятельности необходимо наблюдать за детьми, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формировать умение выделять главное, сравнивать объекты (например, футбольный и волейбольный мячи), находить между ними сходство и различия. В образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить следующие эксперименты:

  • измерение расстояния большими и маленькими шагами;
  • сравнение упругости мячей при ударе об пол;
  • определение сложности преодоления препятствия в зависимости от его ширины и высоты и т.д.

По окончании экспериментов у детей обычно возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Внедрение детского экспериментирования в практику детских дошкольных учреждений объединяет все образовательные области в единую систему и на сегодняшний день является одним из эффективных методов познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и отвечающим современным задачам обучения.

В нашей работе мы убедились в эффективности организации исследовательской деятельности дошкольников, реализовав цикл исследований в области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цикл исследований «Для чего нужны лыжи?»

Цели:

  • укрепить знания детей о лыжах и пользе занятий по лыжной ходьбе и бегу;
  • доказать в ходе исследования, что изначально лыжи были созданы для облегчения передвижения по снегу, а потом уже, как вид спорта;
  • развивать стремление заниматься лыжными видами спорта;
  • приобщать родителей к проведению совместных спортивных мероприятий.

Эксперимент № 1 «КТО БЫСТРЕЕ»

Предложить детям соревноваться и проверить, чья команда быстрее дойдет до финиша: «лыжники» (дети в лыжах) или «бегуны» (дети без лыж). Затем дети меняются местами и проводят эксперимент еще раз.

По итогам эксперимента подвести детей к выводу, что для ходьбы на лыжах нужна специальная подготовка. Без подготовки ходить и бегать на лыжах тяжело. Скорость спортсменов-лыжников выше, чем скорость бегунов, так как спортсмены регулярно тренируются и следят за своим здоровьем.

Эксперимент № 2 « ПРОЙДИ ПО СУГРОБАМ»

Два участника эксперимента стоят на глубоком снежном насте: один в лыжах, другой без них. Остальные дети – зрители. Они выдвигают гипотезы, кто первым придет к финишу. По сигналу педагога дети одновременно начинают идти по насту, затем прекращают движение.

В конце эксперимента подвести итог: в лыжах удобнее и проще пройти по глубокому снегу, так как ноги не проваливаются, снег выдерживает лыжи на поверхности.

Эксперимент № 3 «НА ЛЫЖАХ ПО АСФАЛЬТУ»

На прогулке провести эксперимент, исследуя возможности использования лыж без снега. Выбрать двух участников эксперимента, остальные дети - наблюдатели. Они могут предполагать, кто быстрее закончит эксперимент.

Один ребенок стоит в лыжах на асфальте, другой – в лыжах на снегу. По сигналу вместе начинают двигаться. По команде прекращают движение и подводят итог.

Итог эксперимента: лыжи используются, как средство передвижения только в зимний период, когда лежит снег. Без снега лыжи двигаться не могут. Показать картинки с изображением лыж на колесах, рассказать, кто ими пользуется.

Эксперимент № 4 «ЛЫЖИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ. ЛЫЖИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ»

В эксперименте участвуют несколько детей. Заранее необходимо приготовить несколько видов лыж: детские, взрослые, охотничьи, скейтборд и др. Предложить детям покататься на разных лыжах и сказать, в каких удобно, а в каких нет.

Итог исследования: Люди используют разные лыжи. Не все лыжи годятся для спортивной ходьбы. На скейтборде могут кататься только подготовленные люди, он используется для спуска с пологих склонов. Для детей удобны маленькие и легкие лыжи. Для охотников придумали широкие лыжи, которые могут двигаться по рыхлому снегу.

Эксперимент № 5. «ЛИХИЕ ЛЫЖНИКИ»

Разделить детей на две команды. Им предстоит соревноваться в забеге на лыжах. Только одна команда бежит на лыжах с помощью палок, а другая без них. Затем палки передать другой команде и для сравнения провести эксперимент еще раз. В конце соревнования спросить, кому было бежать легче, а кому труднее.

Подвести итог: лыжные палки нужны для облегчения ходьбы лыжника. Они служат опорой, помогают передвигаться по снегу и удерживать равновесие.

По окончании экспериментов необходимо обобщить результаты с детьми:

  1. Лыжный спорт актуален только зимой, когда есть снежный покров.
  2. Лыжи бывают разные: спортивные, беговые, охотничьи; детские и др. Лыжники, тренируясь в теплое время года, используют специальные лыжи на колесах.
  3. Лыжи созданы человеком для облегчения передвижения по глубокому снегу.
  4. Лыжные палки нужны для удержания равновесия и быстрого передвижения по снегу.
  5. Для детей используются специальные детские лыжи, а для взрослых – большие. Лыжи должны соответствовать росту человека.

Приведем пример ещё одного исследования, осуществленного с детьми старшего дошкольного возраста.

Цикл исследований «Мое тело»

Цели:

  • познакомить детей со строением человеческого организма;
  • воспитывать желание быть красивым и здоровым;
  • формировать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • дать знания о строении тела человека, о его болезнях, ценностях человеческой жизни.

Эксперимент № 1. «СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»

Дети делятся на две команды. По команде инструктора одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания.

Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести детей к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.

Эксперимент № 2. «ЦИРКАЧИ»

Перед проведением эксперимента можно опросить детей, кто дольше простоит на мяче и почему? А затем провести эксперимент.

В эксперименте могут участвовать два ребенка или две подгруппы, в зависимости от наличия оборудования. Одному участнику эксперимента дается задание встать двумя ногами на узкую сторону скамейки или мяч (необходима страховка), руки служат балластом равновесия. Второй участник встает двумя ногами на фитбол, при этом руками держится за опору (шведская стенка). Необходима страховка. Остальные дети наблюдают, кто дольше удержится (при правильном проведении эксперимента, ребенок на фитболе должен простоять дольше). Если участник эксперимента, стоявший на фитболе, опускает руки, он теряет равновесие и падает.

Цель эксперимента: показать детям, что для удержания равновесия большую роль играют и руки. На узких, скользких, не ровных поверхностях служат балластом, и помогают человеку удержать равновесие.

Эксперимент № 3 . Просмотр иллюстраций или видеофильма на тему: «Мои сильные ноги».

Показать человека в разные периоды его жизни: младенчество – когда он совсем маленький и не умеет ходить; взрослая жизнь – человек ходит, занимается спортом, плавает, прыгает, и т. д.; и пожилого человека – с проблемами при ходьбе (опираясь на трость или костыли, сгорбившись и переваливаясь с ноги на ногу).

Подвести итог: человек рождается и не умеет удерживать равновесие (не сидит, не ходит, не бегает). По мере роста и укрепления организма он учится ходить и в дальнейшем может заниматься спортом, ходить под куполом цирка, преодолевать разные препятствия. Если не заниматься спортом, не укреплять конечности, то к старости человеку будет тяжело удерживать равновесие. Ноги перестанут слушаться человека, и передвигаться можно будет только при помощи опоры (трость, костыли).

Эксперимент № 4 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.

Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.

Эксперимент № 5. «МОЕ СЕРДЦЕ»

Предложить детям сжать кулак, чтобы определить размер своего сердца. Дети показывают расположение сердца в своем теле и слушают биение сердца товарища. Можно измерить пульс с помощью тонометра. Дальше дети выполняют подвижную разминку или играют в подвижные игры. Затем вновь измеряют пульс и слушают биение сердца.

Итог эксперимента: сердечная мышца – это главная мышца человеческого организма, без сердца человек не сможет жить. Чтобы сердце было здоровым, его нужно беречь и тренировать.

По итогам проведенных циклов исследования инструктор по физической культуре обобщает выводы и проводит анализ ожидаемых результатов:

  • увеличение объема двигательных умений и навыков;
  • повышение физической работоспособности, творческого потенциала, укрепление здоровья;
  • активизация двигательной деятельности детей, стремление к самосовершенствованию;
  • возрастание заинтересованности педагогов, родителей, детей, что в совокупности дает достижение высоких спортивных результатов.

Список литературы:

  1. Иванова Е. В. Проектная деятельность в детском саду. – Издательство «Учитель» - 2015.
  2. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников. - Детство – Пресс – 2013.
  3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель – 2011.
//

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

2. Анализ документальных и архивных материалов.

3. Метод опроса - беседа, интервью и анкетирование.

4. Педагогическое наблюдение.

5. Хронометрирование (частный случай педагогического наблюдения).

6. Педагогический эксперимент.

7. Контрольные испытания – тестирование физической подготовленности спортсмена.

8. Методы исследования физического развития.

9. Математико-статистические методы.

10. Экспертное оценивание

Выбор методов исследования обусловлен спецификой изучаемой проблемы. Во всех случаях избранная методика исследования должна соответствовать главному требованию – обеспечить получение объективного и достоверного научного материала.

Для большинства педагогических исследований в области спорта характерно комплексное использование методов, один из которых играет ведущую роль.

Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников. При подготовке к исследованию чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с теми методами, которые применялись ранее. Анализ литературы поможет исследователю грамотно спланировать последующую работу. Первое и ведущее условие в исследовательской работе – освоение научной литературы, осмысление и обработка официальной документации по теме исследования. Изучение литературных источников может выступать как основной метод исследования (например, при разработки темы «История олимпийского движения»), так и как вспомогательное средство при экспериментальных исследованиях, где основным методом служит педагогический эксперимент.

Изучение литературных источников требует, прежде всего, подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно – поисковые системы.

Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и так далее.

Исследовательская работа – это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Без освоения обширной научной информации невозможно проведение исследований. Объем ежегодно издающейся научной информации по физической культуре и спорту достаточно обширен, и задача любого исследователя в начале своих научных изысканий познакомиться с уже накопленным опытом по данной проблеме. Необходимо отметить, что изучение литературных источников настраивает исследователя на экспериментальную работу.

Результаты анализа и обобщения источников входят в особый раздел научной публикации под названием «Обзор литературы», который предшествует изложению собственного материала.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных способов сбора и анализа первичной информации. Исследование литературных данных дополняется ознакомлением с опытом работы педагогов и тренеров, так как многие вопросы недостаточно освещены в методической литературе. В документах с различной степенью полноты содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека (педагога, тренера, спортсмена, школьника и т. д.) Ценные сведения могут быть получены в ходе изучения текущих и архивных документов планирования и отчетности спортивной работы; руководящих материалов и сводных отчетов спортивных обществ; планов подготовки спортивных команд, данных врачебных обследований и прочее.

Большую роль играет сбор и систематизация спортивных результатов и показателей. С этой целью изучаются протоколы соревнований, материалы официальных сборников, применяется обработка дневников спортсменов и т. д. Многие стороны физического воспитания находят свое отражение в различных документах, таких как учебные планы, программы, врачебно-физкультурные карты.

Анализ дневников тренеров и спортсменов дает возможность выявить направление тренировочного процесса, методы тренировочной работы, основные средства и систему их применения, объем и интенсивность применяемых нагрузок, спортивно-технические показатели, количество соревнований, субъективную оценку спортсменом эффективности учебно-тренировочного процесса, его самочувствие и проч.

Результаты соревнований являются итогом многолетней тренировочной работы и могут быть ценным объектом исследования.

Изучение архивных документов позволит избежать ошибок, не исследовать уже изученное не «открывать давно открытое».

В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, используются методы, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых, которые в широком смысле можно именовать опросом. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

Основное предназначение опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем взаимодействия между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Главное достоинство опроса – широта охвата, так как можно опросить максимальное количество людей в минимальные сроки.

Сущность этих методов заключается в том, что исследователь (интервьюер, анкетер) задает испытуемому (респонденту) заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает устно в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода. Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом, интеллектуальным уровнем и социально-демографическим статусом респондента.

Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта, предмета, выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству или опровержению гипотезы. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться.

Важное место в процессе исследований актуальных проблем физической культуры и спорта занимает педагогическое наблюдение . Педагогическое наблюдение – это организованный анализ и оценка учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные. Цель педагогического наблюдения изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, таких как:

Задачи обучения и воспитания;

Средства физического воспитания, их место в занятиях;

Методы обучения и воспитания;

Поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

Характер и величина тренировочных нагрузок;

Технико-тактические действия и т. п.

Педагогический анализ и оценка учебно-тренировочного процесса – ведущая сторона деятельности исследователя.

К достоинствам метода наблюдений относятся: наблюдение реального педагогического процесса; события фиксируются в момент их протекания; наблюдатель получает фактические сведения о событиях, а не мнение других лиц (как, например, при анкетировании) наблюдатель независим от мнений испытуемых.

Недостаткамиявляются: элементы субъективизма у наблюдателя;недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мыслительной деятельности, эмоций);ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;пассивность исследователя.

Учитывая это, педагогическое наблюдение следует применять тогда, когда требуется: провести «разведку» для уточнения гипотезы и методики исследования; получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без внесения в него каких-либо элементов; дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов; собрать первичную информацию, не требующую большой выборки; проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе других методов.

Виды педагогических наблюдений. Хотя общепринятой классификации педагогических наблюдений не существует, тем не менее, можно сгруппировать их по ряду признаков (приложение 2).

Хронометрирование это составная часть педагогических наблюдений, в некоторых случаях используемая как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий. В сфере физической культуры и спорта хронометрирование – это метод контроля двигательной активности, измерение и регистрация временных затрат в ходе организованного занятия физическими упражнениями с выделением различных компонентов содержания занятия.

В практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности.

Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами, только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создает возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление. Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

Педагогический эксперимент – основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогические эксперименты.

Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, на передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, то есть формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей (способностей).

Педагогический эксперимент в спорте проводится для того, чтобы выявить эффективность тех или иных методов, приемов, форм воспитания, обучения и тренировки, проверить ценность средств и материалов, служащих педагогическим задачам. Подтверждая или опровергая положения существующей теории и практики, эксперимент самим фактом признания или отрицания этих положений приводит к созданию новых гипотез и теорий. При разработке проблем спорта педагогический эксперимент используется для решения вопросов, связанных с отысканием новых, более эффективных средств, методов, организационных форм тренировки, а также частных вопросов методики обучения и воспитания. От педагогического наблюдения эксперимент отличается тем, что дает возможность изучать явления в более разнообразных условиях. Кроме того, в процессе эксперимента одно и то же явление можно проверить несколько раз в той или несколько иной обстановке и, наконец, посредством эксперимента можно более точно изучить предмет, расчленить его на отдельные части и выделить среди них те, которые представляют наибольший интерес для исследователя.

В теории и практике исследовательской работы определилось несколько видов педагогических экспериментов. В основу группировки педагогических экспериментов берутся различные признаки, такие как цель, условия проведения, способ комплектования учебных групп, схема построения эксперимента и т. д. В приложении 3 показана схема видов педагогических экспериментов.

Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность. Обязательное условие педагогического эксперимента – соответствие его содержания общим принципам педагогики и воспитания. Нельзя в процессе эксперимента использовать средства и методы, противоречащие гуманным принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые умения и навыки, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-либо усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление. Намеренная организация условий изучаемого явления предусматривает его систематическое изменение на протяжении достаточно длительного периода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно вскрыть природу изучаемого явления, причины, обуславливающие его необходимость, установить способы управления им.

Сущность вмешательства в ход педагогического процесса сводится, как правило, к искусственному вычленению (абстрагированию) какой-либо одной стороны изучаемого процесса. Известно, что эффективность педагогического процесса зависит от многих факторов, таких как индивидуальные особенности личности педагога, контингент занимающихся, методы обучения, применяемые средства, условия организации занятий и так далее. Следовательно, необходимо искусственно изолировать изучаемый фактор от влияния всех других величин.

Однако абстрагирование лишь первоначальная ступень познания явления во всем его многообразии. Последовательно изучая каждую из сторон явления, необходимо объединять и обобщать фактический материал, с тем, чтобы охарактеризовать явление в целом.

Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его проведения, приобретают новое содержание применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоваться некоторые математические методы , и, прежде всего, методы математической статистики и теории вероятностей.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

Когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки;

Когда необходимо проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

Когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергшегося проверке;

Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Поскольку педагогический эксперимент в физической культуре и спорте включает в себя проведение учебных занятий, а также регистрацию их эффективности, он строится по определенной схеме (приложение 4).

Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по задачам исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

Параллельные эксперименты строятся по схеме, которая предусматривает организацию двух или более максимально одинаковых парных групп. В одной группе применяется экспериментальный метод организации учебно-воспитательного процесса (экспериментальная группа), в другой – контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, т. е. параллельно. Сравниваемые группы требуют выполнения определенных условий идентичности:

Они должны иметь полное равенство начальных данных (состав примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту и т. п.);

Иметь равенство условий работы (использование одинакового инвентаря, типовых залов, одна и та же смена и т. д.);

Быть независимыми от личности преподавателя (тренера). При этом занятия в контрольной и экспериментальной группах может проводить как один и тот же преподаватель, так и разные.

При таком построении эксперимента появляется убежденность в том, что все спонтанные, неуправляемые факторы будут оказывать примерно одинаковое воздействие на исследуемых как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Различия же в конечном результате окажутся следствием действия именно экспериментального фактора.

Наиболее простым и доступным педагогическим экспериментом является прямой эксперимент, когда занятия в экспериментальных и контрольных группах проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. Проведение экспериментальной части исследований в физической культуре и спорте осуществляется в несколько этапов:

1. На начальном этапе решается вопрос о необходимости проведения экспериментальной части исследования.

2. Разрабатывается научная гипотеза, которая будет положена в основу эксперимента. Гипотеза базируется на определенных научных данных, подкрепляется теоретическими доводами и умозаключениями. При организации конкретного эксперимента параллельно с общей гипотезой могут выдвигаться и частные (рабочие) гипотезы, непосредственно связанные с общей гипотезой.

3. Выбираются конкретные виды эксперимента. В зависимости от цели и конкретной задачи исследования, этапа работы над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимента и т. п. решается вопрос о видах и типах эксперимента.

В этой связи предлагается широкий спектр тестов для определения ловкости:

1. Прыжки на разметку. Испытуемый спрыгивает с ящика высотой 110 см на обозначенную линию (1,5 – 2 м от ящика) так, чтобы попасть на эту линию пятками. После объяснения ему даются две попытки. Результат (в см) определяется по отклонению от линии (среднее из двух). За отклонение берется максимально удаленная пята одной из ног. Оценка: «отлично» 3 см, «хорошо» 5 см, «удовлетворительно» 9 см, «достаточно» 12 см, «плохо» более 12 см.

2. Оценка способности к кинестетическому дифференцированию . К стенке крепится гимнастический мат 1х2 м (можно обозначить на стене спортзала прямоугольник указанного размера краской), в центре мата крепится обруч диаметром 0,8 м (можно его обозначить краской). Испытуемый, стоя спиной к мишени в двух метрах от нее, бросает теннисный мяч в цель, выполняя бросок над головой или плечом (как удобно тестируемому), вполоборота смотря в цель. После объяснения дается один пробный и 5 зачетных бросков. Оценка: попадание в мат – 1 очко, в обруч – 2 очка, между обручем и мячом – 3 очка, в мяч – 4 очка.

3. Оценка способности к ориентированию в пространстве. Вокруг большого набивного мяча на расстоянии 3 м (в секторе с радиусом 3 м) находятся 5 малых мячей, между которыми 1,5 м. Около малых устанавливаются флажки с номерами от 1 до 5 (можно эти номера написать краской на самих мячах). Выполнение: испытуемый стоит лицом к большому мячу (он не должен видеть, какие номера установлены на каждом малом мяче). По команде (называется номер) он разворачивается и бежит, дотрагиваясь до названного мяча, бежит обратно, касаясь рукой большого мяча, в момент касания большого мяча снова следует команда (называется другой номер) и т. д. Тест заканчивается, когда испытуемый пробежит 3 раза, т. е. будут последовательно названы три номера. Определяется время. Расположение мячей (их номера) целесообразно менять после тестирования каждого испытуемого.

4. Бросок в подвижную цель. На высоте 2,3 м к стене крепится веревка длиной 0,6 м, к которой привязывается обруч (0,8 м). Выполнение: учитель отпускает обруч из горизонтального положения. Тестируемый, стоя в трех метрах от стены, бросает теннисный мяч, стараясь попасть в створ обруча, после того, как он начинает движение в обратную сторону. Дается одна пробная и 5 зачетных попыток. Попадание в створ обруча – 2 очка, в обруч – 1 очко. Оценка: «отлично» – 9 очков, «хорошо» – 7, «удовлетворительно» – 4, «достаточно» – 2, «плохо» – менее 2 очков.

5. Оценка способности к комплексной реакции. К гимнастической стенке на высоте 1,2 м цепляются за крюки две гимнастические скамейки так, чтобы между ними оказалось пространство 10–12 см (своеобразный желоб, по которому будет катиться мяч). В верхнем конце этого желоба учитель удерживает мяч. Тестируемый стоит на линии нижних концов скамеек в 1,5–2 м от них спиной к ним (не глядя на мяч). По сигналу учитель отпускает мяч. Испытуемый по этому сигналы должен повернуться, быстро подбежать и остановить катящийся мяч. Оценивается расстояние в см, пройденное мячом до места его остановки испытуемым (лучшая из двух попыток).

6. Оценка способности к динамическому равновесию. Испытуемый, стоя в 1,5 м от перевернутой от гимнастической скамейки (узкая ее часть вверху), пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо, на ладони вытянутой правой руки мяч (волейбольный или легкий резиновый). По команде тестируемый бежит по скамейке, сталкивает ногой на противоположном конце скамейки лежащий набивной мяч и возвращается обратно. Определяется время выполнения теста. Если испытуемый, теряя равновесие, спрыгивает со скамейки более 3–х раз, то тестирование не засчитывается. За каждое касание пола одной ногой к общему времени прибавляется одна сек.

7. Оценка способности к статическому равновесию. Стоя на одной ноге, другая нога согнута, развернута во фронтальной плоскости, ее пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова держится прямо. Тестирование выполняется с открытыми и закрытыми глазами. Отсчет времени начинается с момента принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Небольшие колебания туловища допускаются.

8. Оценка способности к статическому равновесию (проба). Выполнение: основная стойка, глаза закрыты, непрерывное вращение головой в одну сторону в темпе – 2 вращения в сек. Время фиксируется от начала вращения головой до потери равновесия. Оценка: «отлично» 35 сек, «хорошо» 20, «удовлетворительно» 16, «плохо» менее 16 сек.

9. Тест «Челночный бег 10 раз по 5 метров» (для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.

Методы оценки гибкости

Гибкость это
способность человека выполнять движения с большой
амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от состояния связок, суставов и хрящевых
сочленений. Кроме того, на проявление гибкости влияют многие факторы
(разминка, температура в зале, возраст и мотивация спортсмена и т. п.).
Различают активную и пассивную гибкость, причем последняя
демонстрирует потенциальные возможности человека. Активная гибкость характеризует способность выполнять движение за счет активности мышц, пассивная гибкость проявляется при воздействии внешней силы. Разницу между активной гибкостью и пассивной гибкостью называют дефицитом активной гибкости (выражается в см. или угловых градусах).

В отличие от других двигательных способностей, гибкость относится к морфофункциональным свойствам опорно-двигательного аппарата. Внешне гибкость выражается в размахе (амплитуде) сгибаний-разгибаний и других движений, допускаемых строением суставов, и измеряется по максимальной амплитуде движений (В угловых градусах или линейных величинах). Наиболее распространены механические способы измерения гибкости при помощи гониометров – угломеров.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

1. Наклон вперед с выпрямленными ногами. Испытуемый стоит на гимнастической скамейке в основной стойке. Затем, не сгибая ног, плавно наклоняется вперед – вниз до предела, проталкивая пальцами рук фиксатор, размеченной через 1 см, планки. Выявляется гибкость (подвижность) в тазобедренном суставе.

2. Тест «Наклон вперед сидя» (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов).

3. Гимнастический мост (для исследования подвижности суставов позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов).

4. Вытягивание носков в седее – выявляется гибкость голеностопных суставов.

5. Движение прямой ноги в тазобедренном суставе вперед – вверх. И. п. – лежа на спине, на полу (или мате). Одна нога (прямая) удерживается на полу партнером, другой ногой (свободной) выполняется маховое движение вперед – вверх. Для измерения амплитуды движения в градусах применяется специальный прибор – гониометр или угломер.

6. Движение прямой ноги в тазобедренном суставе назад – вверх. И. п. – лежа на животе, гониометр закрепляется во внутренней части голени у голеностопного сустава. Тестируемый выполняет максимальное для него маховое движение одной или двух ног назад – вверх. Результат подвижности также измеряется в градусах.

7. Движение прямой ноги в тазобедренном суставе в сторону – верх. И. п. – лежа на боку, руки за голову. Гониометр закрепляется на тыльной стороне голени у голеностопного сустава. Испытуемый выполняет максимально возможное для него маховое движение в сторону – вверх. Результат измеряется в градусах.

8. Круговые движения прямыми руками в плечевых суставах с гимнастической палкой («выкрут»). И. п. – основная стойка, руки с гимнастической палкой впереди. Из этого положения сделать круговое движение прямыми руками так, чтобы руки с гимнастической палкой оказались сзади. Подвижность в плечевых суставах определяется расстоянием между кистями.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает состояние организма занимающегося, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

Комплексная оценка физической подготовленности

Комплексная оценка физической подготовленности проводится на основе анализа достижений по ряду тестов (ГТО, Тест-программа Мэра Москвы, и т. д.). Тесты, входящие в состав комплекса, должны быть простыми по технике выполнения, иметь простую систему измерения результатов тестирования. Разносторонняя физическая подготовленность базируется на высоком уровне развития основных двигательных качеств.

При комплексном использовании методов педагогического и врачебного контроля способы управления учебно-тренировочным процессом существенно расширяются. Комплексная оценка физической подготовленности спортсмена проводится с целью:

Оптимизации процесса подготовки спортсменов;

Планирования спортивных результатов на основных соревнованиях;

Осуществления комплексного контроля процесса подготовки спортсменов и его коррекции;

Повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

При составлении комплекса контрольных нормативов (тестовой батареи) необходимо использовать субъективные и объективные методы. В качестве субъективных методов можно рекомендовать карту которая дает возможность спортсмену субъективно оценить свое состояние (приложение 5).

Объективные методы подбираются а зависимости от вида спортивной деятельности, этапа подготовки, с учетом ведущих и обеспечивающих систем организма. В качестве примера можно привести примерную схему тестирования спортсменов в зависимости от вида спорта (приложение 6).

Методы исследования физического развития. В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится:

· оценка воздействия систематических занятий на уровень физического развития;

· отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта с учетом особенностей их физического развития;

· контроль за формированием определенных особенностей физического развития на пути от новичка до высококвалифицированного спортсмена с целью определения необходимой индивидуализации подготовки.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и измерение морфологических и функциональных показателей (антропометрия).

При соматоскопии определяются тип телосложения, пропорции тела и конституциональный тип.

Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.

Антропометрический метод является основным методом изучения особенностей телосложения человека. Он предусматривает определение продольных, глубинных, поперечных, обхватных размеров тела, веса тела, толщину кожно-жировых складок.

Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов.

Организация условий исследования предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования. Особенно важно создать совершенно одинаковые условия при повторных сравнительных экспериментах. Например, недопустимо проводить начальное испытание двигательных качеств на открытом воздухе, а конечное – в помещении. Существенную роль в успехе исследования играет своевременная и тщательная подготовка необходимого оборудования, инвентаря и аппаратуры. Любая непредусмотренная мелочь может не только нарушить ход эксперимента, но и просто сорвать его. При использовании динамометорв, спидографов, секундомеров и других приборов, имеющих тарифировку, нужно периодически проверять правильность их показаний. Применяя динамометры, лучше сохранить их в неприкосновенности до повторных исследований. Этим достигается большая «чистота» измерений, так как исключается возможное влияние на результаты повторных исследований каких-либо изменений в самих динамометрах, так как известно, что многократное их использование часто приводит к искажениям показаний. Пользуясь приборами, работающими на постоянном или переменном токе, следует при каждом исследовании проверять напряжение в сети.

С целью обработки научных материалов применяются методы логической систематизации, такие как группировка, классификация, а также методы математической статистики.

Математическая статистика используется с целью количественного анализа педагогических явлений.

Использование математической статистики в педагогических исследованиях не самоцель, а одно из эффективных средств познания объективных законов обучения и воспитания. Поэтому оно будет оправдано и действенно только тогда, когда будет опираться на умелый и разносторонний качественный анализ, когда математические формулы будут представлять собой совершенно конкретное выражение качественных особенностей педагогических явлений.

Наиболее часто бывает необходимо иметь какие-то критерии, по которым можно судить о достоверности различий в полученных количественных данных. Выполнение элементарных статистических процедур, таких как вычисление средних величин, стандартных отклонений от них, вероятных ошибок, коэффициентов вариации и т. д. входит в обязательную обработку количественных данных.

В большинстве случаев в исследованиях могут решаться задачи выявления эффективности методики обучения и тренировки. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп. Исследователю необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп. Наиболее часто бывает необходимо иметь какие-то критерии, по которым можно судить о достоверности различий в полученных количественных данных. В педагогических исследованиях различия считаются достоверными при 5% уровне значимости.

Одним из разновидностей статистического метода является метод экспертных оценок . С его помощью дают оценку исследуемому явлению в виде обобщенного мнения экспертов. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Под экспертизой понимается процедура, при которой одна группа лиц выясняет суждения по тому или иному вопросу другой группы лиц, называемых экспертами, в целях выработки и принятия по этому вопросу соответствующего решения.

К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осуществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Однако, субъективная оценка во многом зависит от индивидуальных особенностей эксперта: квалификации эрудиции, опыта, личных вкусов и т. д. поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза – это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и анализ ее с целью выработки оптимальных решений.

Способы проведения экспертизы разнообразны. Самый простой из них называют методом предпочтения или ранжирования. Пользуясь этим методом, эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место.

Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике, прыжках в воду, синхронном плавании, конкурс на лучшую научную работу и т. п.

- 171.50 Кб

Содержание

Введение

Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов регистрирующих лишь то, что уже существует в практике эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль призвано играть проверяемое нововведение. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает Дальнейшее развитие методика его проведения, новое содержание приобретают применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей все чаще используются некоторые математические методы, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, но знания занимающихся, приобретаемые ими навыки и умения, тем более уровень здоровья не должны снижаться или ухудшаться в итоге исследований. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

Когда новые идеи или предположения ученых требуют проверки;

При необходимости научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

Если нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергавшегося проверке;

Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Цель работы – описать эксперимент в спортивно-педагогических исследованиях.

1. Специфика метода эксперимента

Эксперимент [< лат. experimentum – проба, опыт] – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, педагогического исследования в частности. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Специфика его заключается в активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленные изменения педагогических условий. Он предоставляет возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Досконально продуманный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях.

Достоинства эксперимента заключаются в следующем: эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других; целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях. В широком значении понятие «эксперимент» («экспериментальное исследование») противопоставляется понятию «теория» («теоретическое исследование»). 1

В эксперименте все строится на сравнении и сопоставлении. Здесь может быть использован комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы и др. Следовательно педагогический эксперимент имеет комплексный характер.

Педагогический эксперимент служит для решения ряда задач исследования: определение зависимости между педагогическим воздействием и полученным результатом обучения, воспитания и развития учащихся; проверка гипотез об эффективности соответствующих методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания учащихся; выявление зависимостей между определенным условием (их системой) и достигаемым результатом; определение зависимости между результатом и затратой времени и усилия педагогов и учащихся; сравнение эффективности нескольких вариантов педагогических воздействий и условий выбора оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрачиваемому времени, усилий, средств); обнаружение причинных связей. Иными словами, эксперимент в сфере образования позволяет целенаправленно изучать педагогическое явление, выявляя причинно-следственные связи и отношения.

Получение объективных экспериментальных данных предполагает соблюдение ряда условий.

Выборка должна составляться с учетом принципа случайности испытуемых, исследователей, условий опыта. Это необходимо для исключения интерсубъективного воздействия испытуемых и исследователей на результат эксперимента. При определении размера выборки в эксперименте важно учитывать, насколько большие различия должны быть оценены. Во всяком случае наилучший выход – брать по возможности самую большую выборку. Выбор необходимого числа объектов для эксперимента обуславливается целью исследования. Большое значение имеет также то, кому будут адресованы рекомендации: всем типам школ, для работы с каким-то одним возрастом учащихся. 2

Требование надежности методики исследования выражается в том, что при повторении опыта данная методика должна дать прежний результат. При выборе конкретных методик учитывается их наибольшая информативность, при этом желательно производить описание всех фактов с использованием языка математики, математического аппарата. В процессе проведения экспериментальной работы необходимо создавать повторяющиеся ситуации для подтверждения (опровержения) ранее полученных данных.

Необходимость значительности расхождения с предполагаемой гипотезой полученных данных достигается с помощью методов математической статистики, когда определяется статистическая значимость различий между доэкспериментальным и послеэкспериментальным состоянием объекта. Если вероятность того, что различие не является случайным, велика, то нулевая гипотеза отвергается или проводится дополнительное число опытов до окончательного выяснения этого вопроса.

Методика эксперимента должна описываться так, чтобы ее можно было повторить. Для этого освещаются следующие аспекты исследования: а) испытуемые – отмечаются существенные для данного эксперимента характеристики (количество, возраст, пол); б) использованное оборудование – описание приборов, существенных для эксперимента; в) процедура – описание последовательных этапов проведения эксперимента, какие инструкции давались испытуемым, как они их выполняли.

2. Структура построения педагогического эксперимента, его виды

В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное исследование.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение определенных показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т. д.). Например, в экспериментах, определяющих эффективность активного отдыха в процессе классных занятий, рекомендуется проводить исследования с промежутком в 3 - 6 месяцев, причем существенные сдвиги в ее показателях могут появиться лишь через 6 - 7 месяцев.

Определение оптимального числа промежуточных исследований, с одной стороны, экономит силы и время экспериментатора (не проводятся лишние измерения), с другой - позволяет достичь максимума достоверности результатов. Максимальный эффект при минимальных затратах времени будет достигнут при учете характерных признаков изучаемого фактора, и прежде всего его изменчивости под влиянием различных внешних и внутренних воздействий. Чем больше вариативность фактора, тем большее число промежуточных исследований необходимо провести, чтобы получить достоверный материал для педагогических выводов.

Предположим, требуется изучить два способа повышения физической нагрузки. Определено, что об их эффективности следует судить не только по спортивному результату, но и по некоторым функциональным показателям. Надо установить, как часто целесообразно проводить промежуточные исследования, чтобы по функциональным показателям дать оценку изучаемым способам повышения нагрузки. В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент или констатирующий.

Преобразующий эксперимент (встречаются и другие названия: созидательный, формирующий, научно-исследовательский) предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой. Примером эксперимента подобного рода могут служить исследования эффективности программированного обучения.

Констатирующий эксперимент (его можно назвать еще контролирующим, практическим) предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлении.

Необходимость уравнивания сопутствующих факторов требует изменения (в различной степени) обычных условий процесса физического воспитания. По степени изменения этих условий педагогические эксперименты принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный.

В зависимости от осведомленности или неосведомленности занимающихся о задачах и содержании исследования опытные уроки подразделяются на открытые и закрытые. Экспериментальные занятия проводятся, как правило, в открытой форме.

Открытый эксперимент предусматривает достаточно подробное объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования. Экспериментатор стремится сделать всех исследуемых активными и сознательными участниками работы, признающими значение экспериментального поиска в улучшении учебно-воспитательного процесса. 3

Следует иметь в виду, что реакция занимающихся на участие в эксперименте может быть нейтральной, активной и негативной (названия условные).

Нейтральная реакция расценивается как наиболее благоприятная для хода эксперимента, так как при ней исследуемые, сознавая важность решаемых задач, ведут себя естественно, как в обычных условиях учебно-воспитательного процесса.

Активная реакция, казалось бы, также может быть оценена как благоприятная для решения задач исследования. Однако стремление занимающихся как можно лучше выполнить задание привносит в учебно-воспитательный процесс элемент искусственности, делает их поведение неестественным.

Негативная реакция занимающихся является крайне нежелательной. По существу, при подобном их отношении к работе ставится под угрозу весь ход исследования. Правда, если и в этих условиях будет получен положительный эффект, то он явится лучшим доказательством сильных сторон изучаемого педагогического фактора.

Среди негативных реакций следует различать преднамеренные и непреднамеренные. Первые характеризуются вполне осознанным и активным нежеланием быть участником эксперимента. Мотивы при этом могут быть самыми разнообразными. Непреднамеренные реакции, как правило, являются следствием непонимания сущности научной работы. У детей это может быть результатом недисциплинированности, своеобразной бравады перед посторонним липом. Вполне понятно, что в результате воспитательной и организационной работы непреднамеренное игнорирование может превратиться в реакции, желательные для экспериментатора.

В каждой группе исследуемых могут быть лица с различными видами реакций.

Закрытый эксперимент проводится при полной неосведомленности занимающихся о том, что они являются участниками исследовательской работы. Это придает их поведению ту непринужденность, которая может в наибольшей мере отразить преимущества и недостатки изучаемых педагогических факторов.

Однако осуществить полную «конспирацию» эксперимента бывает чрезвычайно трудно, а порою просто невозможно. Даже когда учебные занятия ведет обычный преподаватель, не исключается некоторая необычность внешней обстановки, так как на любых опытных занятиях должен присутствовать исследователь, чтобы вести наблюдение и регистрацию. А это уже не может не вызывать соответствующей реакции занимающихся. Даже период привыкания исследуемых к постороннему лицу не снимает полностью этой проблемы. Необходимость проведения различных измерений делает еще более явной необычность учебного процесса, хотя и можно подвести их под категорию обычных медицинских обследований или зачетных нормативов.

Описание работы

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

Когда новые идеи или предположения ученых требуют проверки;

При необходимости научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

Если нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергавшегося проверке;

Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с за­ранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной про­блеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставлен­ных задач.

Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных ус­ловий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочис­ленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В за­висимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать следующие виды педагогического эксперимента:

    естественный - нет отступлений (или они минимальны) от условий обычной практики физиче­ского воспитания

    модельный - стремясь устранить побочные явления, значительно изменяются обычные условия

лабораторный эксперименты - условия проведения далеки от встречающихся в практике. Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового.

Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнитель­ный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в прак­тике детских учреждений.

74. Педагогический контроль. Его объекты, разновидности и организация в физическом воспитании.

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку заплани­рованных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у зани­мающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факто­ры изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется пра­вильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходи­мости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четвер­ ти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, фи­ зическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные зада­ чи, средства и методы их решения.

    Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и от­дыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выпол­нению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде­нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, ра­ботоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют опера­тивно регулировать динамику нагрузки на занятии.

    Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на на­грузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности за­нимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные теку­щего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня­тий и величины физических нагрузок в них.

    Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тре­нировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозиро­вания физических нагрузок занимающихся.

    Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности вы­полнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, вы­явления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его со­ставляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность вы­полнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, кон­трольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение ди­намики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопостав­ление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимаю­щихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физиче­ского воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.


Мы подготовили обзор 10 новых экстремальных видов спорта , благодаря которым ваша жизнь обретет новые яркие краски.

Флайбординг

Флайбординг (с английского языка fly – полет, board – доска) – это прекрасный вид спорта для людей, которые всю жизнь мечтали научиться летать. Правда, в рамках данного занятия, приходится это делать не над твердой поверхностью, а над водой.



Спортсмены-флайбордеры должны иметь специальный водный нагнетатель, шланг для подачи воды, а также водометные ботинки. Два ручных стабилизатора регулируют мощность водной струи и контролируют полет.



В результате флайбордер может подняться над водой на высоту десять-пятнадцать метров и парить там, выполняя невероятные трюки. Существуют также шоу, во время которых хорошо натренированные спортсмены демонстрируют свои потрясающие умения впечатленным зрителям.


Вулканобординг

Гора Серро-Негро знаменита не только тем, что является одним и самых молодых и активных вулканов на Американском континенте. В последнее время про нее все больше говорят благодаря тому, что на ее склонах родился новый экстремальный вид спорта – вулканобординг.



По пепельно-черному склону этого вулкана ежедневно на специальных досках спускаются сотни туристов и настоящих спортсменов. При этом максимальная скорость спуска может достигать 80 километров в час. Чтобы защитить людей от увечий, организаторы одевают их в специальные костюмы из крепкой материи.



Некоторые используют доску в качестве санок, а другие – рассекают вулканический склон стоя на борде, будто это снежная поверхность, а сами они пользуются сноубордом.

Паркур на батуте

Все больше людей, которые занимаются прыжками на батуте, стали обращать внимание на новую их вариацию, которая содержит в себе элементы и других видов спорта, в основном, паркура.

Паркур на батуте – это не просто идеально выверенные прыжки с ускорением, это особый вид трюков в воздухе, а также взаимодействие с внешними предметами и поверхностями.



Трюки людей, которые занимаются этим необычным видом спорта, весьма похожи на номера воздушных акробатов из знаменитого шоу Cirque du Soleil. Они выглядят такими же невероятными, нарушающими физические законы и гравитацию.

Прыжки из стратосферы

Настоящим экстремалам даже обычные прыжки с парашютами кажутся скучным и не заслуживающим внимания занятием. Они покоряют для себя совсем другим горизонты, отправляясь в свободное падение с высоты в десятки километров.



Прыжки из стратосферы появились в качестве экспериментов еще в середине двадцатого века. Однако сейчас это занятие превратилось в полноценный вид спорта. Экстремалы из разных стран соревнуются между собой в высоте и скорости падения.



Нынешний рекорд принадлежит американцу Алану Юстасу, вице-президенту корпорации Google. В октябре 2014 года он совершил прыжок с высоты 41424 метра, побив тем самым предыдущий максимум на два километра. Максимальная скорость падения при этом составила 1322 км/ч.

Кайтвинг

Кайтвинг – это универсальный спортивный снаряд, который позволяет покорять не только землю, но также воду, воздух и снежные вершины. Это небольшое универсальное крыло, которое позволяет экстремалу значительно расширить свои возможности вне зависимости от конкретного вида спорта.



будет полезен везде, где можно разогнаться или оторваться от земли под действием силы ветра. Спортсмен-экстремал сможет с помощью этого крыла быстрее ездить и выше прыгать.



При этом само крыло кайвинг имеет совсем небольшие размеры. А в сложенном виде ее габариты не больше, чем у чехла для лыж.

Водное скалолазание (Psicobloc)

В Соединенных Штатах Америки и некоторых других странах мира в последнее время набирает все большую популярность новый экстремальный вид спорта с названием , под которым скрывается водное скалолазание.



Задача спортсмена в Psicobloc – не только подняться вверх по наклонной стене с выступами, но и красиво упасть вниз в наполненный водой бассейн. А судьи засчитывают в финальном счете водного скалолаза обе этих дисциплины.



Psicobloc как вид спора родился в рамках обычного скалолазания, когда спортсмены покоряли выдающиеся в воду склоны и время о времени падали с них вниз. Сейчас же это вполне популярный вид спорта, в официальных соревнованиях в котором принимают участие даже самые именитые спортсмены-скалолазы.

Серфинг на лыжах

Негласная вражда между любителями сноуборда и лыж в последние годы выбралась даже за пределы заснеженных горных склонов. Теперь споры, что лучше: одна большая доска или две маленьких, перебрались также в сферу серфинга.



Ведь появился новый водный вид спорта – серфинг на лыжах. Его придумали калифорнийские лыжники, которые в условиях вечной нехватки снега в данном регионе решили покорять на своем любимом спортивном инвентаре огромные приливные волны, которыми славится побережье американской Калифорнии.



Правда, для этого пришлось создать новый вид лыж, объединяющий в себе элементы горных и водных. Но в серфинге на лыжах спортсменам все также приходится использовать для лучшей балансировки специальные лыжные палки. При этом скорость скольжения по волне может достигать 50 километров в час.

Скаякинг

Глядя на фотографии занимающихся скаякингом людей, может показаться, что это какие-то шутники, решившие хорошенько подшутить над нами. Ведь, казалось бы, нет ничего глупее, чем выпрыгнуть из самолета на небольшой лодке-каяке.



Тем не менее, это достаточно интересный и перспективный вид спорта. Оказывается, использование лодки при прыжке с парашютом значительно понижает скорость свободного падения. Летящий вниз плашмя человек разгоняется до 193 километра в час. Каяк же уменьшает этот показатель до 157 км/ч, давая при этом новые возможности в плане балансировки и выполнения трюков.



Основная проблема скаякинга заключается в том, что подавляющее большинство владельцев парашютного бизнеса отказывается устраивать прыжки людям на лодках.

Хорсбординг

Хорсбординг – это спорт для тех людей, кто живет в сельской местности далеко от гор или океанов с огромными волнами, но мечтает заниматься серфингом или сноубордингом. Спортсмены-хорсбордеры используют в качестве основного спортивного инвентаря специальную доску с большими колесами. А в качестве движущей силы в данном случае выступают живые лошади.



Прицепив веревку к скакуну, спортсмен может затем ездить за лошадью по полю, выполняя разнообразные маневры и трюки. Особенно зрелищным этот вид спорта является при использовании дополнительных трамплинов. Правда, падать на землю при неудачном трюке куда больнее и травмоопаснее, чем в воду или на снежный покров.

Метросерфинг (зацепинг)

Этот невероятно опасный вид спорта родился в России. Издавна на наших железных дорогах появлялись лишенные чувства самосохранения смельчаки, бегающие по крышам вагонов прямо во время движения составов.



Но в последние годы это занятие переместилось в подземный мир метрополитена. Обезбашенные адреналиновые наркоманы во время остановок метропоездов на станциях цепляются к их задним вагонам, а некоторые даже залазят на крышу. Сами они называют себя «зацеперы».



Правда, процент смертельных случаев в метросерфинге в несколько раз больше, чем у любого перечисленного выше нового экстремального вида спорта.

Впрочем, в Индии подобное занятие – это даже не экстремальный вид спорта, а привычный для многих бедных жителей этой страны способ путешествия на поездах.


Не стоит забывать, что экстремальными могут быть не только виды спорта, но и путешествия. Об этом можно прочитать в нашем обзоре .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!