Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Биография масутацу ояма. Ояма Масутацу. Биография От чего умер масутацу ояма

Основателем и создателем стиля каратэ кёкусинкай является Масутацу Ояма . Годы жизни 1923 — 1994.

Ояма является признанным непревзойдённым мастером боевых искусств. Он реформировал каратэ. Сделал его живым и практичным. Самое главное то, что он вернул каратэ дух и принципы Будо .

Каратэ перестало быть “танцами” и при этом не стало просто физкультурой и даже спортом. Каратэ Оямы — это методика личностного роста посредством тренировки и развития тела. Посредством преодоления личных страхов, недостатков и слабостей.

Главная победа в каратэ — это победа над самим собой. Это путь воина. Это принципы Будо.

Масутацу Ояма был родом из Кореи. Там в Сеуле он закончил среднюю школу. По окончании школы, он уехал в Японию и в сорок первом году поступил университет Такусеку.

В университете он тренировался у мастера Фунакоси Йоситаки. Добился отличных результатов и получил квалификацию 2 дан

Шла Мировая война и Масутацу в сорок третьем году идёт в армию. В армии он занимается Годзю-Рю. К концу войны он защищает квалификацию 4 дан.

После окончания войны на первом же турнире он становится чемпионом. С этого момента в жизни Сосая есть только каратэ

В 1948 году он становится отшельником и живёт один в горах. Только тренировки. Целыми днями

Вернувшись в город он продолжает заниматься. Рядом с ним начинают заниматься очень многие. Невероятная энергетика, харизма и доскональное знание методов боя притягивала к нему учеников со всей Японии.

Дополнительную славу и известность дали ему бои с быками. Он провёл не меньше полсотни боёв с быками. Трёх быков он убил ударами кулака. Особенно эффектным был момент, когда он ударом ладони отламывал быкам рога.

Эти выступления стали показывать по телевидению Японии.

В 1956 году был организован известный показательный демонстрационный бой с главой школы Годзю-Рю Ямогути Гогэном. Именно этому учителю Ояма чуть раньше сдал экзамен на 7 дан.

Став известным в Японии, Ояма решает показать всему миру, что такое каратэ. Он едет в Америку. Где проводит множество ошеломляющих показательных боёв. Потом едет в Европу и в другие места.

Везде показывает невероятные для европейцев и американцев вещи. Кроме побед над местными чемпионами по боевым единоборствам, Оями показывает методику тамишевари. Он ломает голыми руками камни, доски, черепицу.

Везде где он был, организовываются школы каратэ. В Японии Масутацу Ояма тоже открывает своё додзё. В него стремятся и приезжают ученики со всего мира. Именно эти первые ученики создали славу не просто Ояме, а уже школе Мастера. Школа тогда имела простое название “каратэ Оямы”


В 1963 году Ояма построил центр своей школы (Хомбу) и в следующем году система получает официальное наименование, которое мы знаем сейчас: “Кёкусин Кайкан

Многие традиционные школы японии очень долго не воспринимали всерьёз школу Оямы. Говорили, что это так себе школа.

В 1966 году произошло известное знаменательное соревнование в котором ученики Оямы подтвердили значимость силу и практичность стиля Кёкусинкай. Ученики победили сильнейших бойцов Муа-Тай в Банконге.

Через три года после этого уже состоялся открытый всеяпонский турнир по каратэ. С этих событий начинается история победного восхождения школы Кёкусинкай и признания её остальными школами.

В 1975 году состоялся Первый открытый чемпионат уже мира по Кекусинкай-каратэ.

Сосей Ояма до последних дней проводил тренировки. Он показал пример истинного мастера следовавшего БуДо. Посмотрите несколько кадров старого видео с Оямой:

Масутацу Ояма (настоящее имя Ёнг И-Чой (Yong I-Choi) родился 27 июля 1923 года в деревне недалеко от южно-корейского города Гунсана.

В раннем возрасте он уехал в Манчжурию, а затем в Южный Китай, где жил на ферме своей старшей сестры. Когда ему было 9 лет, он начал изучение одной из форм китайского кемпо, называемый «Восемнадцать рук», у мистера Ёи, работавшего на ферме в это время. Когда Ояма вернулся в Корею в возрасте 12 лет, он продолжил свое обучение боевым искусствам, тренируясь в корейском кемпо.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он покинул Корею и уехал в Японию, чтобы стать летчиком. В это время ему хотелось стать героем, первым корейским боевым пилотом. Его намерения могли подвергнуться серьезным и тяжким испытанием и он мог бы не выжить в таком возрасте, особенно являясь корейцем в Японии. Если бы Ояма не поступил в авиационную школу, он бы оказался у «края дороги».

Однако Ояма продолжал заниматься боевыми искусствами, тренируясь в школах дзю-до и бокса. Однажды он познакомился с несколькими студентами, занимающимися окинавским каратэ. Его очень заинтересовал этот вид боевого искусства и он решил пойти в доджо Гитина Фуканоши в Университете Такусоку, из которого в настоящее время выросло известное всем направлении Шотокан.

Ояма постоянно прогрессировал на тренировках и добивался успеха, и когда ему исполнилось 17 лет, он получил, 2-й дан 0в карате. Когда его забрали в Императорскую Армию в 20 лет, у него был 4-й дан. Ояма также продолжал тренироваться в дзюдо и его прогресс был изумительным. Прошло только 4 года, как он начал заниматься дзю-до, но он уже выполнил все тесты на 4-й дан.

Поражение Японии в войне с последующей оккупацией почти трагически сказалось на Масутацу Ояме, который никогда не проигрывал. Но фортуна не отвернулась от него, и в жизнь Оямы в это время вошел человек по имени Со Нэй Чу. Мастер Со, один из корейцев (кстати, из той же провинции, где родился и жил Ояма), живущий в Японии, оказался одним из великих мастеров стиля Годзю-рю. К тому же, он был известен как физической, так и духовной силой. Именно он был тем, кто направил жизнь Масутацу Оямы по пути изучении боевых искусств. Он был так же тем, кто внушил Ояме уйти от суеты этого мира на 3 года в одиночество для тренировок духа и тела.

В 23 года Ояма познакомился с Ёджи Ётикавой, автором романа о жизни и приключениях знаменитого самурая Миямото Мусаси. Как роман, так и автор романа помогли научить Ояму самурайскому кодексу чести Бусидо, помогли понять и осознать ему путь Воина. Через несколько лет Ояма уходит на гору Минобэ в префектуре Сиба, на то место, где тренировался и жил в одиночестве легендарный самурай, и где Мусаси создал свою школу Нито-рю (школа двух мечей). Ояма хотел найти подходящее место, где в тяжелых условиях можно начинать тренировки и строить планы на будущее. Он взял с собой небольшой набор самых необходимых вещей и книгу Миямото Мусаси, с ним был также еще один из студентов доджо Шотокан Ёширо. Относительное одиночество в горах казалось невыносимым и после 6 месяцев, в одну из ночей Ёширо бежал. Одиночество еще более закалило Мас Ояму, который, в отличии от Ёширы, не собирался так скоро возвращаться к цивилизации. Со Нэй Чу советовал Ояме сбривать одну из бровей, чтобы не испытывать желание вернуться к людям! Долгие и Долгие месяцы тренировок продолжались и Ояма стал самым сильным каратистом в Японии. Однако скоро его спонсор проинформировал Ояму о том, что у него нет средств поддерживать лесные тренировки и поэтому, после 14 месяцев, Ояма завершил свое одиночество, вернувшись с гор. Несколько месяцев спустя, в 1947 году, Мас. Ояма принял участие в 1 Всеяпонском Национальном чемпионате по боевым искусствам в разделе каратэ и выиграл его. Однако он чувствовал невыносимую пустоту от того, что не смог завершить три года тренировок в одиночестве. Именно поэтому он решает посвятить свою жизнь пути каратэ. Поэтому он снова идет в горы, уже на гору Кёдзуми в префектуре Сиба. Там он тренировался до фанатичности по 12 часов каждый день без выходных и отдыха, стоял под холодным зимним водопадом, разбивая речные камни и скалы руками, тренировался на макевари, прыгал через растущее просо сотни раз в день, увеличивая прыгучесть. Постоянно, кроме тренировок физических, Ояма изучал различные школы боевых искусств, философию, дзен и медитацию. После 18 месяцев отшельничества он достиг просвещения, влияние окружающего общества потеряло смысл для него.

В 1950 году Сосай Мас. Ояма начал проверку своих возможностей и силы в битвах с быками. Всего он сражался с 52 быками, 3 из которых умерли мгновенно, а от 49 отрубил рога ударом шуто. Новые эти победы дались нелегко. Однажды Ояма, увлекшись воспоминаниями, рассказал, что в результате его первой попытки бык только разозлился и он еле справился с быком. В 1957 году, в возрасте 34 лет, его чуть не убил рассвирепевший бык в Мехико. Тогда быку удалось боднуть Ояму, но Ояме как-то удалось оттянуть его от себя и сломать рог. После поединка мастер был прикован к постели 6 месяцев, пока, наконец, не выздоровел от смертельной раны.

В 1952 году он ездил по США в течение года, демонстрируя свое карате на аренах и по центральному телевидению. В течение последующих лет он имел успех и побеждал всех своих претендентов. Всего он провел бои с 270 разными людьми. Огромное большинство из них были сокрушены одним ударом! Бой никогда не длился более 3 минут и большей частью чуть более нескольких секунд. Его бойцовский принцип был прост: если он справился с тобой, — так и должно быть. Если он ударил, — ты сломлен. Если ты блокировал удар неправильно, — твоя рука сломана или вывихнута. Если ты не блокировал, — сломано твое ребро.

Ояма стал известен как «Божественный кулак», живое проявление японских воинов — учи геки — или «один удар — несомненная смерть». Для него это была подлинная цель техники карате, работа ногами или высшая техника были вторичными.

Однажды, во время одного из визитов в США Мас Ояма встретил Якова Сандулеску, огромного (190 см и 190 кг) силача-румына, который был взят в плен Красной Армией в возрасте 16 лет и отправлен в угольные шахты работать на 2 года. Они быстро стали друзьями и оставались ими до последних лет жизни сосая. Яков все еще тренирует и является одним из советников МОК.

В 1953 году Мас Ояма открыл свой первый додзе, участок с травой в районе Меджиро, Токио. В 1956 году первый настоящий додзе был открыт в бывшей балетной студии за университетом Риккю, в 500 метрах от местонахождения теперешней штабквартиры МОК. К 1957 году там тренировались уже 700 членов, несмотря на высокие требования и жестокость тренировок. Многие мастера других школ приходили в этот доджо тренироваться из-за кондиции и полного контакта. Один из ведущих инструкторов, Кенджи Като, сказал, что они будут изучать и другие стили, которые будут приемлемы для реального боя. Мас. Ояма брал технику из всех воинских искусств и не ограничивался только карате.

Члены додзе Оямы с опаской вступали в кумите, рассматривая его вначале как боевую схватку. С некоторыми ограничениями: атака в голову (особенно техникой шуто и суставами пальцев), захваты, броски, удары головой и в пах были обыкновением на тренировках. Бой продолжался до тех пор, пока противник не сдавался, поэтому ушибы, травмы случались ежедневно (травматизм на тренировках составлял 90%). У учеников не было защитных приспособлений и кимано, они ходили в чем попало.

В 1952 году Мас. Ояма давал показательные выступления на Гавайях. Юный Бобби Лоу увидел его и был ошеломлен его силой, хотя сам в этом возрасте был не новичком в боевом искусстве. Отец Бобби был инструктором по кунг-фу и тренировался во всех стилях, которые мог найти. К 33 годам он имел 4 дан в дзюдо, 2 дан в кемпо и 1 дан в айкидо, а так же был хорошим боксером и славился тяжелыми ударами. Бобби Лоу стал первым учи-деси Мас. Оямы. Он тренировался ежедневно с мастером в течение полутора лет. В конце концов именно он выдвинул лозунг учи-деси «1000 дней тренировок — начало пути». Учи-деси стали известны как «вакаджиши» или «молодые львы», «самураи XX века» Мас. Оямы. Только из нескольких сотен претендентов со всего мира выбирались самые достойные каждый год для тренировок под руководством самого Оямы. В 1957 году Бобби Лоу вернулся на Гавайи, чтобы открыть 1-ю школу Оямы вне Японии.

Ныне действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же году было принято окончательное название Киокушин, означающее «абсолютная истина». С того времени Киокушин продолжал распространение в более чем 120 странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Киокушине практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан).

Печально, но сосай Мас. Ояма умер от рака легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу).

Боевая техника Оямы

Новички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет КОЛИЧЕСТВОМ и не в состоянии оценить КАЧЕСТВО. Для профана мастер — это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие «вертушки», совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение воинских искусств годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Его не увидеть глазом, не измерить, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно, Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика — способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масутацу. Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками — сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком руки, разноименной стоящей впереди ноге), уракэн-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком), сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони); из ударов ногами — кин-гэри (удар в пах), кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено), маэ-гэри (удар вперед) и усиро-гэри (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, «в основе стиля спарринга канте (президента организации) Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)», «Я восхищался стилем кумитэ его расцвета», — добавляет он. После того как начали проводиться соревнования по правилам Киокушин, похоже, что практически все перешли на использование размашистых приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ». Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Киокушинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня, Как утверждает Като Сигэо, «движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне всеяпонского чемпионата по Киокушин, Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюаньфа. В основе их лежал принцип: «Описывай круг с центром в точке, а прямая линия является лишь дополнением»… Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в терпении, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: «Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут»!». Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Своим ученикам он советовал всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы. Например, Ясуда Хидэхару рассказывает: «Исходя из своего опыта состязательных боев заграницей, сэнсэй Ояма советовал нам: «Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике». Другие, традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, «прежде чем сказать, что умеешь писать, обломай рога горному козлу». Если доведется сражаться с противником вроде борца, занимающегося кэтчем, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: «Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом «уложить» противника». В действительности, сила у него была колоссальная… Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, поскольку обладал большой физической силой, то еще и отшвыривал на несколько метров от себя… Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал «силовое каратэ» и сам усиленно тренировался. «Малая техника — второстепенное, основное же — физическая сила», — говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства». Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, «в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и строго. В его технике чувствовались изящество и осторожность». Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: «С кем бы он ни стал спарринговать, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый человек и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары, и каждый раз, сказав что-нибудь вроде «хороший удар ногой», тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпаи Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая безусловно не было равных». Когда в 1957 г. Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. «Однако как взрослый человек балуется с ребенком, так и сосай «забавлялся» с «черными поясами» как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез», -вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: «У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком (сэйкэн), но в сосая я попасть не мог никак». В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. «Для стиля спарринга канте были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком «У!» и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь», — вспоминает Накамура Тадаси.

Расслабленность и мягкость позволяли Ояме двигаться совершенно свободно, изменяться в соответствии с изменениями ситуации. Благодаря этому, движения его были совершенно непредсказуемы. Он не использовал стандартных, запрограммированных связок и свободно применял практически любые приемы каратэ, так что его руки и ноги могли в любой момент вылететь с любой стороны по любой траектории. По выражению Оямы Ясухико, «руки сосая обладали абсолютной свободой изменения». К нему присоединяется и Накамура Тадаси: «Сзнсэй действовал абсолютно свободно и естественно, и мы никогда не могли «прочитать» его движения…». Эта непредсказуемость постоянно ставила учеников Оямы в тупик. «Когда он позволял нам свободно атаковать его, то со стороны казалось, что он почти не двигается. В действительности, во время спарринга мы просто приходили в смятение и не могли решиться атаковать его. Мы все раздумывали, откуда придет удар — сверху или снизу, и неожиданно оказывались на полу. Казалось, что дистанция достаточно велика и безопасна, что мы можем бить руками и ногами, но в одно мгновение он непонятным образом оказывался рядом с нами и каким-нибудь небольшим движением повергал нас на землю. Когда я сейчас вспоминаю об этом, я понимаю, что канте полностью контролировал и все атаки с дальней дистанции», — вспоминает Накамура. Ояма практиковал и прививал своим ученикам спарринг, весьма близкий реальной уличной драке. В нем разрешалось практически все: опаснейшие удары ногами в пах и в колено (одним из любимых приемов Оямы был топущий удар сверху пяткой в коленный сустав), тычки и шлепки пальцами по глазам, удары головой, броски, даже укусы. Кумитэ такого рода Ояма в 30-летнем возрасте практиковал ежедневно, схватываясь с несколькими десятками учеников подряд. Как правило, «черные пояса» группировались в команды по 4-5 человек, и каждый из них по 2-3 мин спарринговал с Оямой, уступая затем место следующему. Все это напоминало «мельницу» и длилось от 30 до 60 минут. При этом на кумитэ Ояма настраивался не как на учебный бой, разновидность игры в «войнушку», а как на реальную схватку не на жизнь, а на смерть. Като Сигэо вспоминает: «Учитель был силен не только в технике. Он далеко превосходил большинство людей силой и обладал замечательной силой взгляда — никто не мог устоять перед страшной силой его нахмуренных глаз». Во время спаррингов Ояма обязательно учитывал уровень подготовки своих противников. С младшими учениками он «работал» очень аккуратно, стараясь не причинять травм. Он позволял им себя атаковать и действовал от обороны. «Когда президент Ояма спарринговал с нами, своими учениками, он всегда только защищался. Провоцировал наши атаки и блокировал их», — рассказывает Накамура Тадаси. То же самое утверждает и Года Юдзо: «У меня практически не осталось впечатлений о кумитэ с сосаем Ояма по той причине, что свободного поединка как такового не было: как я ни пытался наносить удары руками и ногами, это было все равно, что толкать гору, слишком уж велика была разница в силе. Однако и чувства страха тоже не было, т.к. сосай не проводил атакующих действий». Гораздо больше доставалось от него сэмпаям — братьям Ояма, Харуяме, Асихаре и др. Ояма Сигэру вспоминает: «Как-то раз во время такого кумитэ мой кулак попал в нос сосая. Буркнув: «Подожди чуток», — он вытер кровь, и тут все и началось. Он хватал меня, осыпал непрерывным градом ударов, волочил по полу, топтал ногами. Да-а, досталось мне здорово». Однако несмотря на всю жестокость кумитэ в период «додзё Оямы», которой порой походило на форменную уличную драку, Ояма никогда не наносил ученикам серьезных травм и обладал в высшей степени превосходным чувством контроля. Кроме того, он избегал наносить удары в голову кулаком, предпочитая основание ладони сётэй, а удары кулаком в корпус проводил не в полную силу. По словам Оямы Ясухико, «…сосай никогда не атаковал нас в полную силу. Даже выполняя уракэн, он, не сжимая крепко кулак, просто наносил быстрый легкий удар полурасслабленной рукой. Поэтому на следущий день после кумитэ с сосаем на теле не оставалось никаких повреждений. В то же время работа с другими черными поясами нередко имела весьма неприятные последствия. Несмотря на то, что кумитэ с сосаем часто затягивалось, после него всегда оставалось хорошее настроение. Его чувство любви к нам было скрыто тем «кнутом», которым, погоняя нас, он как-бы хотел сказать: «Отлично, давайте-ка еще позанимаемся…». Или, нанося мне удары: «Ясухико, давай, давай! «. Я полагаю это единственное, о чем он думал, обучая нас». С дальней дистанции из положения маэбанэ-но камаэ с вытянутыми вперед обеими руками Ояма мгновенно сближался с противником, из левосторонней стойки прихватывал переднюю руку противника правой рукой, а затем обрушивал на него град ударов: основанием ладони левой (сётэй), нукитэ правой рукой и хлесткий удар правой ногой в пах (кин-гэри). Ояма Ясухико в своих воспоминаниях описывает несколько комбинаций, которые Ояма Масутацу часто применял в спаррингах со своими учениками: «В кумитэ сосай Ояма обычно стоял полубоком с выставленной вперед левой ногой. Не успеешь и глазом моргнуть, а он уже приблизился к тебе, левой рукой сбил вниз твою переднюю руку и одновременно правой ладонью накрыл тебе лицо. После этого откуда-то снизу неожиданно следует уракэн левой рукой, использовавшейся для защиты… Иногда правой рукой сосай хватал за волосы, а затем наносил уракэн. Отведя левую руку партнера своей левой рукой, сосай сдвигал ее к центру груди и неожиданно наносил в бок ему удар локтем. Затем следовал уракэн левой и прямой правой в корпус. Разумеется, он не вкладывал всю силу в удар. Часто мне доставалось, когда сократив правым фумиаси дистанцию, сосай основанием правой ладони с громким шлепком наносил круговой удар (маваси-ути). Как правило, он приходился в район уха, так что в голове аж звенело. Если партнеру удавалось убрать голову, то сосай с размаха толчком сбивал его с ног. Когда я атаковал ударом левой передней руки, сосай блокировал и прихватывал ее своей левой рукой, правой хватал мое плечо и, закручивая мое тело влево, сильным толчком сбивал на пол. Вообще, бросковую технику он использовал довольно широко». Стойки (тати) и боевые изготовки (камаэ) Во время кумитэ Ояма чаще всего использовал высокие естественные стойки с освобожденной от веса передней ногой — нэкоаси-дати или кокуцу-дати — и стоял совершенно расслабленно и непринужденно. Он предпочитал левостороннюю стойку, но вперед нередко выставлял заднюю, правую руку. Правостороннюю стойку Ояма принимал только эпизодически, как правило, для того, чтобы продемонстрировать какой-то особый прием. Боевые изготовки (камаэ), т.е. позиции рук, туловища и ног, в арсенале Оямы были рассчитаны, прежде всего, на защиту лица, причем не только от ударов ногами, но и от ударов кулаком. Вот описание Като Сигэо его характерной боевой изготовки: «Он использовал боевую изготовку, в которой плечо передней руки постоянно защищало подбородок, а сама рука для защиты лица была поднята вверх в боевую изготовку маэбанэ-но камаэ — «крылья спереди». Ею он мягко отклонял удары противника. Он постоянно двигался по кругу во внешнюю от противника сторону, а потом, внезапно повернувшись, наносил удар основанием (передней) ладони в лицо. Этот его удар был неотразимым и настолько мощным, что буквально сносил противников с ног». В этой изготовке ощущается влияние бокса: та же стойка боком, то же левое плечо выдвинутое вперед для защиты подбородка. Многие воспринимают камаэ как нечто статическое. Однако боевые изготовки Оямы были совсем не такими. Его руки не фиксировались в одном положении, а напротив пребывали в постоянном движении. Рассказывает Накамура Тадаси: «Во время спаррингов сосай использовал различные боевые позиции: начинал бой в боевой изготовке маэбанэ-но камаэ («крылья спереди») с обеими ладонями, выставленными вперед, а затем быстро сближался с противником с помощью перемещения ёриаси, переходя в позицию бирин-но камаэ (оуроко-но камаэ; «чешуя на хвосте») с выставленной вперед правой рукой в ударной позиции «рука-копье» поверх левой руки или в рюхэн-но камаэ («изменения дракона») с обоими предплечьями, помещенными горизонтально параллельно друг другу перед грудью одна над другой и попеременно сменяющими друг друга. Эти выходящие то вверх, то вниз руки превращались в удары типа уракэн-ути либо в захваты за одежду противника в положении сюто — «рука-меч» (ребро ладони). Казалось, что рука Оямы сейчас нанесет тебе удар, но когда ты пытался защитить лицо, то мгновенно оказывался на полу, сбитый подсечкой сэнсэя, напоминающей лоу-кик». Схожую картину рисует и Ояма Ясухико: «Он то прижимал свою переднюю левую руку к груди и направлял правую руку основанием ладони сётэй в лицо противнику, то выставлял вперед левую руку, а правую руку прижимал к груди». Удары руками

Сэйкэн-дзуки

Коронным ударом Оямы Масутацу был правый удар кулаком — сэйкэн гяку-дзуки. Он обладал у него колоссальной разрушительной силой. Стив Арнейл рассказывает, как однажды в начале 60-х гг. Ояма устроил грандиозное шоу для японского правительства. Он предложил Арнейлу одному держать одновременно пять досок, которые он собирался разбить ударом гяку-дзуки. Арнейл сказал, что это невозможно, и что он сам может получить травму. Но Ояма стоял на своем, а спорить с ним было не принято, и в итоге Арнейлу пришлось сказать «Ос-с»! Настраиваясь перед разбиванием, Ояма, как обычно, обхватил тело руками, подсунув их под куртку каратэги, затем решительно вышел в стойку и нанес удар. По словам Арнейла, его руки совершенно не почувствовали удара, кулак прошел сквозь доски, как сквозь воздух. Другой ученик Оямы, Года Юдзо говорит, что одно из наиболее ярких его воспоминаний о физической мощи мастера связано с показательными выступлениями 1960 г. в усадьбе Цуба-кияма. Тогда один из старших учеников не смог одолеть толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с громким треском переломил его одним ударом. «Мне приходилось слышать, что от удара учителя у быков трескались кости черепа, и что во время демонстраций он запросто колотил большим железным молотком себе по костяшкам. И если бы меня спросили, какой прием сосая был самым замечательным, я бы сказал, что это был удар сэйкэн-дзуки. Возможно, именно поэтому он никогда всерьез не опробовал его на своих противниках из числа людей, ибо от такого удара любой противник просто бы умер», — вспоминает Като Сигэо. Последние слова не означают, что Ояма никогда не применял сэйкэн-дзуки во время спаррингов в зале. Это было «фирменное блюдо» для старших учеников, «Когда сэнсэй спарринго-вал не с нами, а с более опытными сэмпаями, случалось, что и он использовал удары кулаком. Поскольку я был всего лишь учеником первого класса средней школы высшей ступени, то канте меня просто щадил. Зато с сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигэру и Оямой Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно», — вспоминает Накамура Тадаси. Когда он пускал правый гяку-дзуки в ход, по словам Като Сигэо, «все, кому бы сосай ни нанес удар кулаком, просто растягивались на земле».

Этот удар в исполнении Оямы был столь хорош, что Накамура Тадаси говорит: «Для меня воплощение каратэ — это удар кулаком сэйкэн, а воплощение удара кулаком — канте Ояма. Поэтому для меня Ояма Масутацу — символ и воплощение каратэ». Сётэй-ути

В спаррингах с учениками Ояма обычно наносил удары не кулаком, а основанием ладони (сётэй). По этой причине многие утверждают, что удары сётэй у него были коронными. Однако, как свидетельствует Като Сигэо, «в действительности во время кумитэ он применял эту технику только для того, чтобы снизить силу удара. Поэтому то место, куда бы он ударил кулаком сэйкэн, он поражал с помощью ладони». Ему вторит Накамура Тадаси: «Когда он спарринговал с нами, своими учениками, он почти не использовал сэйкэн-дзуки и только наносил шлепки по лицу основанием ладони. Даже когда сэнсэй наносил удары в солнечное сплетение или по ребрам, то тоже бил основанием ладони». Тем не менее, эти удары обладали у Оямы поистине разрушительной мощью. Рассказывает Накамура Тадаси: «Может показаться, что удар ладонью — ерунда, но когда его наносят с вкладыванием веса, со сближением, он очень эффективен. Я сам не раз пропускал удары канте Оямы по ребрам и в живот, и порой после них даже пошевелиться не мог». Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигэру, «сосай бил левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего у меня всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух часов тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень приятно выходить на улицу после тренировки». Удары ладонью могли наноситься по самым разным траекториям: по прямой типа цуки, по кругу, наподобие фури-ути и т.д. Маваси-ути

Еще одним коронным ударом Оямы был круговой удар кулаком маваси-ути. Рассказывает Накамура Тадаси: «Он часто использовал и круговые удары, но в отличие от стандартного маваси-ути наносил удары внутренней стороной головки кулака (кэнто), тем местом, которым наносят хайто-ути. Головка кулака у канте была в несколько раз больше, чем у обычного человека, и прекрасно закалена со всех сторон. Поэтому сэнсэй мог свободно бить головкой кулака с внутренней стороны. Если противник пытался сблизиться с учителем спереди, он мгновенно уходил в левую сторону под углом в 45 градусов и на встречном движении наносил круговой удар маваси-ути правым кулаком. Но из-за того что бить таким образом в лицо или солнечное сплетение очень опасно, он специально бил противника в грудь». Уракэн-ути

Активно использовал в спаррингах Ояма и уракэн-ути. По технике исполнения он напоминал вариант этого удара, зафиксированный в ката Сайха, в котором после удара локтем одной рукой захватывают руку противника, а другой наносят ему уракэн-ути в лицо. Ояма Ясухико рассказывает: «Точно так же, как в этом ката, сосай с помощью движений плечом и локтем рассеивал внимание противника, нарушал его дыхание, затем молниеносно наносил кин-гэри в пах и часто продолжал атаку ударом уракэн передней рукой». Уракэн-ути служил для подготовки основной атаки и раздергивания противника. «Оценив моё киай и дыхание, он наносил удар уракэн-ути в лицо, а когда я, испугавшись, закрывал его, тут же бил уракэном по открывшемуся боку живота. Когда я невольно опускал оба локтя, он накрывал мое лицо основанием ладони (сётэй) и надавливал на него», — вспоминает Ояма Ясухико. Хотя уракэн-ути считается ударом несиловым, Ояма и его превратил в грозное оружие. Ка-то Сигэо делится своими впечатлениями об этом «легковесном» и «неопасном» приеме: «В боях с сосаем я не раз пропускал удар уракэн-ути из положения с разведенными в стороны руками и каждый раз слышал: «Ну, ты как? Нормально?». А у меня при этом ноги подкашивались». Мэ-цуки

Наконец, Ояма акцентировал внимание своих учеников на уколах и хлестких ударах пальцами по глазам, которые он считал эффективнейшими приемами. «Также часто он «угощал» нас и ударами по глазам, используя уколы пальцами (нукитэ). Молниеносный удар голой рукой по глазам был весьма эффективен, после него слезы катились градом — не остановишь»! Ясуда Хидэхару сообщает, что тычки пальцами в глаза Ояма отрабатывал на мишенях из картона. Удары ногами Читатели учебников по Киокушинкай «Что такое каратэ?», «Это каратэ» и др., написанных Оямой Масутацу, прекрасно знают, что он владел практически всем арсеналом ударов ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить в голову и даже выше. На одном фото в старой книге по Киокушин Бобби Лоу Ояма запечатлен наносящим удар ёко кэагэ на добрый десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям Накамуры Тадаси, даже разменяв четвертый десяток, Ояма, «похоже, был в самом расцвете сил. Хотя он был человеком крупным, движения его были чрезвычайно быстрыми, а тело очень гибким, например, он мог выполнять полный поперечный шпагат… Маваси-гэри и ёко-гэри в уровень головы он наносил «со свистом»». Но самым любимым ударом Оямы был… кин-гэри — банальный удар ногой в пах, который ученики начинают осваивать буквально с первого занятия. Удар ногой в пах кажется настолько простым (кто-то скажет примитивным), что как-то совсем не вяжется с образом мастера. Показательна в этом плане фраза Оямы Ясухико, которой он открывает рассказ о кин-гэри: «Как ни странно, сосай использовал также и удар ногой в пах (кин-гэри)». Ояма Ясухико рассказывает, как однажды во время тренировки основатель Киокушин поделился с учениками своими взглядами на значение кин-гэри и своим опытом в его использовании: «Слушайте все! В Америке есть такие здоровяки, что похожи на привидение. Того, мой продюсер, совершенно не зная характера американцев, как-то вцепился в меня и стал выкрикивать: «Мае Ояма — самый сильный уличный боец в мире. Он вызывает на бой любого желающего! Если кто-то сможет его уложить, я заплачу ему тысячу долларов»! Я совершенно не понимал английского языка и потому, одиноко стоя посреди квадратного ринга, всеми силами старался понять, что он такое говорит. Вдруг зрители зашумели. Произошло это, когда Того произнес: «Ван саудзан дара» — «Тысяча долларов»! Не зная даже алфавита английского языка, я только и понял что эту фразу «ван саудзан дара!» Ха-ха-ха!».При этих словах учителя мы все невольно рассмеялись. «Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со своего места поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: «А-а, так они хотят, чтобы этот мужик схватился со мной»! В разных концах зала встало еще несколько человек, но тут Того поднял вверх один палец и сказал: «Онли ван»! — «Только один»! Под смех и аплодисменты мужик в джинсах и футболке направился к рингу. Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему едва доходил до груди. Стоя передо мной, он казался мне здоровенной двустворчатой дверью. Я невольно оглянулся на Того: у него от неожиданности даже рот раскрылся: «О-о, биггу!…» — «Здоровый!…». Вот тебе и «здоровый» — надо же характер зрителей знать, когда такое устраиваешь! «Ояма, Ояма! — закричал мне Того, — Все нормально! Нормально! Тысяча долларов — деньги немалые!» Рефери смотрел на нас, не понимая ни слова. Мужик также с любопытством оглядел меня, и, в конце концов, расхохотался и сказал, обращаясь ко мне: «Ну, что?! Схватимся?» Честно говоря, у меня колени задрожали. Мужик что-то злобно закричал и пошел на меня, намереваясь схватить меня обеими руками. И тогда я машинально ударил его в пах левой ногой. Эффективность — стопроцентная! Ха-ха-ха! Сейчас все это кажется смешным, но этот удар ногой у меня получился совершенно машинально. С воплем «У-у!» мужик присел на корточки. Машинально я черкнул пальцами по его глазам. Затем придавил лицо мужика левой рукой и нанес ему правый гяку-дзуки в бок. Мой кулак глубоко погрузился в его тело. На этом все и закончилось. При виде этого зрители пришли в бешенство. Начался ужасный гвалт. Мне пришлось спасаться из зала бегством под защитой шерифа, охранявшего зал. Потом я понял, из-за чего зрители взбесились. У них бить ногой в пах считается подлостью. Похоже, именно этот удар и разъярил их. Ударом кин-гэри нужно овладеть в совершенстве. Кроме того, обязательно нужно защищать пах. Разобьют тебе «золотую мишень» (кинтэки) — и все, конец! Ха-ха-ха». Постоянно использовал удары в пах Ояма и в спаррингах со своими старшими учениками. Тот же Ояма Ясухико вспоминает: «Сосай мастерски выполнял удар ногой в пах. Бывало, если при ударе ногой широко размахнешься, то нога сосая тут же молниеносно вылетит навстречу. Нанеся удар, он со смехом говорил: «Запомни, яйца — душа мужчины, хэ-хэ-хэ,.,!». То же самое говорит и брат Ясухико, Ояма Сигэру: «Сосай очень часто бил ногой в пах, причем у него было замечательное чувство тайминга, и удара не мог избежать никто. Нанеся удар в пах, сосай спрашивал: «Ну как, больно»?».

Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда Хидэхару: «Поскольку во время спарринга оба противника движутся, то Ояма считал, что удар ногой должен быть нацелен немного в сторону от центральной линии противника… Обычно при ударах ногой нет нужды специально метить в пах, но, если такие удары применяют, то поскольку противники движутся, важно метить «между бедрами». Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах ударом ноги непросто. Это большая удача, если удается нанести удар поддевающим движением снизу между ног противнику». Кроме кин-гэри Ояма в совершенстве владел и широко использовал такие удары ногами как маэ-гэри, кансэцу-гэри, усиро-гэри и хидза-гэри. Стараясь не травмировать младших учеников, во время спаррингов в зале он предпочитал прямые атаки на среднем уровне (тюдан), выполняемые строго по прямой. «Обычно, выполнив маэ-гэри левой ногой, сосай тут же разворачивался и наносил правый усиро-гэри, в который вкладывал движение бедрами, так что тот часто напоминал ёко-гэри. Удар пяткой был настолько сильным, что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней», — вспоминает Ояма Сигэру. Удары Оямы обладали колоссальной разрушительной мощью, Поэтому основной проблемой в спарринге с учениками для него было не вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль. Като Сигэо вспоминает: «У него также были мощнейшие удары маэ-гэри и хидза-гэри, но, поскольку для противников вроде меня они были слишком опасны, он просто не мог их использовать во время кумитэ». К нему присоединяется и Накамура Тадаси: «В спарринге маваси-гэри он почти всегда наносил подушечкой пальцев (тюсоку) и очень осторожно, чтобы не ударить слишком сильно». Техника защиты Для защиты Ояма использовал мягкие отводящие блоки. «Я в ту пору был уверен, что правый маэ-гэри у меня классный, но и им я не мог пробить защиту учителя. Он мягко парировал мои удары, словно обволакивая ногу ватой, и в следующее мгновение я уже падал на пол» -вспоминает Като Сигэо. Удары ногами Ояма часто не блокировал, а, опустив локоть вниз, отбивал противнику голень. Ояма широко использовал блоки запястьем (кокэн — «кулак-дуга») и основанием ладони (сетэи), которые прорабатывал в своем любимом ката Тэнсё. Рассказывает Накамура Тадаси’ «В спарринге с динамично атакующим противником канте сближался, блокировал удары руками противника своим кокэн, а затем основанием или ребром ладони той же руки наносил удар в живот, ловко пользуясь чрезвычайно короткими движениями». Многие удары Ояма принимал на корпус. «Очень часто мои удары руками и ногами сосай ринимал своим могучим телом», — говорит Ояма Ясухико, — «Во время кумитэ с ним он не раз говорил мне: «Подходи! Бей!», — и, когда я решался на атаку и наносил удары только брызги пота летели мне в лицо. «Еще сильней!», — требовал сосай, и после моего очередного удара его ладонь откуда-то сверху накрывала лицо, а подошва ноги окончательно припечатывала меня к полу. Такие схватки действительно приносили удовлетворение, но к этому иногда примешивалось удивление; почему же сосай позволяет себя бить, а в итоге достается мне одному?» В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не просто «держал удар», полагаясь исключительно на силу и закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической кондиции он и это мог себе позволить (как говорит Накамура Тадаси, «все наши удары руками и ногами в живот и грудь для него были нипочем»). С помощью микроуклонов он нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника и, не тратя время на блоки, мгновенно переходил в контратаку. «Сосай Ояма, били его руками или ногами, никогда не принимал удар, стоя на месте, Чуть-чуть сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он сближался с противником и буквально сносил его с ног. Эта мгновенная защита с атакой в его исполнении была просто великолепна. Скажу более того. Никакой защиты он при этом не применял: сначала была атака его противника, а затем его собственная атака, и все. Сосай считал, что, если удар блокировать, то контратака будет слишком запаздывать, и что, если ты хочешь свалить противника, блокировать не следует. Поэтому сосай одновременно с атакой противника сближался с ним шагом суриаси и наносил удар рукой или ногой таким образом, что со стороны казалось, будто два тела сталкиваются друг с другом», — рассказывает Като Сигэо. Другой ученик Оямы, Ояма Сигэру рассказывает следующее: «Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие места, и я до сих пор помню как брызги его пота после таких ударов попадали мне в глаза, которые тут же начинало щипать. «А, хорошо! Давай еще раз!» -такое ощущение возникало иногда во время подобных кумитэ. Однако обычно, если я атаковал ударом справа, тут же следовала контратака левой ладонью в лицо, за которой мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д… Но что ни говори, самым опасным ударом ногой у сосая был удар ногой в пах». Истоки боевого стиля Оямы Касаясь вопроса, как происходило формирование боевого стиля Оямы, Ясуда Хидэхару указывает на то, что мастер в разное время изучал различные школы каратэ — Сётокан-рю, Годзю-рю и др. — и другие воинские искусства — дзюдо, Дайто-рю айки дзю-дзюцу. В частности он пишет: «Стиль кумитэ учителя, который мне довелось видеть, включал самые различные элементы. Поскольку он изменялся, реагируя на действия партнера, то у него не было жестко фиксированных форм вроде того, что если противник использует такой-то прием, я отвечу таким-то приемом. Что касается изготовок к бою (камаэ), то он использовал и стойку нэкоаси-дати из Годзю-рю, и стойки с широко расставленными ногами из Сётокан-рю. Нэкоаси-дати позволяла исполнять технику с высокой скоростью, а стойки из Сётокан-рю обеспечивали большую силу в движениях с вложением бедер. Таким образом, он, как говорят в боевых искусствах, «сочетал длинное и короткое». Ударам кулаком передней рукой с выпадом ои-дзуки, сэнсэй предпочитал правый гяку-дзуки, а что касается ударов ногой, то чаще всего он использовал маэ-гэри. Он больше любил не прямолинейные, а круговые движения типа движений ката Канку. Естественно, что он блокировал и бил в ответ, но не по прямой линии, а круговыми движениями, и двигаясь по дуге вокруг противника. Впоследствии в своих книгах он назвал такой стиль боя «круговым кумитэ» — «эн-но кумитэ», но в те времена такого слова еще не было. Он никогда не блокировал простым отбивом, но всегда прихватывал (какэ) конечность противника. Мы все, используя различные блоки на верхнем и среднем уровне, выполняем защиты с прихватом руки противника. Вероятно, такая техника родилась благодаря тому, что сэнсэй изучал различные виды будо. Прихватив руку противника, он сливался с его движением, закручивал его, применял болевые приемы на суставы. Конечно, доводить все эти приемы до конца было немыслимо, и он всегда останавливал прием на определенной стадии его развития. В свой стиль каратэ Ояма включал самые различные приемы, и именно этим он отличался от всех других наставников. Я думаю, что учитель таким образом исследовал эффективные в боевом отношении технические приемы. Изучая различные виды техники, он включал их в свое каратэ. Он прихватывал противника передней рукой или обеими руками, двигаясь по кругу, уходил вбок от него «в мертвую зону» в такую позицию, откуда можно было нанести удар рукой или использовать любой другой прием. Сэнсэй занимался также и дзюдо, и в спарринге мог так бросить своего ученика, что тот даже не мог понять, как оказался на земле. Тогда он объяснял, говоря что-то вроде: «Вот тут у тебя дыра»… Если Ояма наносил удар кулаком сэйкэн-дзуки, то бил на среднем уровне. На лицо же он просто нажимал ладонью и никогда по-настоящему не бил по мишени. Он часто использовал такие удары как уракэн-ути, маваси-ути и фури-ути. Он применял их, двигаясь вокруг противника, Видимо, эти элементы пришли в Киокушинкай из Годзю-рю. Как бы там ни было, техника Оямы была очень богата, а его удар кулаком сэйкэн-дзуки несомненно обладал колоссальной разрушительной силой, но реально удары в солнечное сплетение своим ученикам он наносил разве что в ката». Совсем иную позицию по этому вопросу занимает Като Сигэо: «Техника сосая Оямы — это не техника, которой его кто-то научил. Конечно, это техника каратэ, но все же это техника, которую он усвоил телом во время затворничества в горах и в боях с быками на скотобойне. У меня есть знакомый, который работал на скотобойне в Татэяма. Он даже самых азов каратэ не знает, и о сосае Ояма никогда не слышал, но однажды во время разговора со мной, он рассказал мне следующее: «У нас скотобойне был один странный парень. Он взваливал на себя быков весом под триста килограммов или лупил их голыми руками. В то время как мы били быков молотками по голове, он голыми руками лупил их по башке, бил по рогам». Вслушавшись, я сообразил, что речь идет о сосае Ояме в дни его молодости. Быки, которых сосай Ояма бил голыми руками, едва сознание не теряли. У некоторых из них череп трескался, начинались конвульсии. Когда я спросил знакомого: «А что было бы от такого удара с человеком»? -тот ответил: «Да он бы ему просто шею сломал»! Когда я услышал это, я подумал: «Да, сосай Ояма был действительно крут»! И в то же мгновение я понял, что сосай владел техникой иного, сверхчеловеческого порядка, постиг, что эта техника была рождена его собственным телом в процессе беспрерывной тренировки и неустанного поиска. Свое абсолютное, совершенное чувство времени, позволявшее ему уходить от атак противника, он обрел, когда на него бросались быки, а он, не пытаясь остановить их силой, мгновенно хватал их за рога и отворачивал им головы. Ту замечательную скорость, которая позволяла ему сближаться с противником в момент его удара, он также приобрел, сражаясь с быками, Я в этом абсолютно уверен. Тому, кто сумел совладать со скоростью несущегося быка, ничего не стоило справляться с рывками противников из числа людей. Сосай Ояма не раз говорил: «Главное — сила»! Но и эта его идея, видимо, родилась у него под влиянием боев с быками. В спарринге с человеком можно сбить его с ног дважды или трижды, но в бою с быком, если ты не обладаешь мощью, достаточной для того, чтобы уложить его одним ударом, тебе придет конец.

Масутацу Ояма родился 27-го июля 1923 года в Южной Кореи. Настоящее его имя было Енг И Чой . На путь боевых искусств Ояма ступил в возрасте девяти лет, находясь в Маньчжурии. Там он изучал стиль китайского Кемпо под названием «Рука 18 архатов».

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он вернулся в Японию и поступил в летное училище. К слову сказать, корейцам очень трудно приходилось жить в Японии, так как в те времена Корея была японской колонией, и к ее жителям относились как к людям второго сорта. Но, несмотря на подобное отношение Ояма продолжает заниматься боевыми искусствами, в частности боксом и дзюдо. В это же время он становится учеником Фунакоши Гичина , и под его началом осваивает Окинава Карате, в наше время эта школа называется Шотокан карате. Всего за два года он получает 2 дан, а к моменту поступления на службу уже 4 как по Окинава карате, так и по дзюдо, и это всего в двадцать лет.

Становление Оямы Масутацу , как мастера карате.

Становление Масутацу Оямы как мастера карате началось в 1945 году, после поражения Японии во Второй Мировой Войне. Стоит сказать, что это поражение крайне негативно сказалось на всем японском населении, огромное количество людей совершили ритуальное самоубийство «харакири», не выдержав позора поражения. Ояма также воспринял все это очень близко к сердцу и впал в глубочайшую депрессию. Он даже на некоторое время полностью забросил тренировки. Справиться с собой ему помог мастер Со.

Со Ней Чу - земляк Оямы , живший в Японии, был признанным мастером Годзю -Рю . Именно он предлагал Ояме посвятить жизнь Пути Воина и уединится от общества для тренировки тела и духа на 3 года.

В 23 года Ояме повезло познакомиться с Эйджи Йошикавой , автором романа « Мусаши» ,в котором описана жизнь самого известного самурая Японии Мусаши Миямото , и его понимание кодекса Бушидо .

В тот же год Масутацу Ояма отправился на гору Минобу , к слову сказать, на этой самой горе разработал свой стиль боя на мечах и сам Мусаси Миямото , название этого стиля Нитэн -Ити -Рю (Нито -рю ). Среди вещей взятых с собой Оямой была и книга «Мусаши». Сопровождал его боец по имени Яширо . Но после 6 месяцев суровых тренировок Яширо сбежал под покровом ночи. Эта новость потрясла Ояму , и он думал о прекращении тренировок, так как очень тяжело переносить одиночество. И снова на помощь ему пришел Со Ней Чу , который убедил Ояму продолжать тренировки.

К сожалению, источник средств человека снабжавшего Ояму средствами существования иссяк, и тренировки, по истечении 14 месяцев пришлось прекратить.

Через некоторое время, в 1947 году, Масутацу Ояма выиграл Первый Послевоенный Всеяпонский турнир по карате. Вдохновленный своей победой он снова уединился в горах и решил полностью посвятить жизнь карате.

Тренировки Масутацу Ояма в горах

На этот раз он поднялся на гору Киезуми , которая также как и предыдущая находилась в префектуре Чиба . Тренировки были просто нечеловеческие и длились по 12 часов ежедневно.

Был строго разработанный режим:


  • 4 часа утра — пробуждение. Медитация — 10 мин. Бег по горам — 2 часа. А это около 15 километров по пересеченной местности.

  • 7 часов утра — приготовление пищи.

  • 8 часов утра - прием пищи, одновременно совмещающий завтрак и обед.

  • 9 часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:


  • поднять 20 раз шестидесяти килограммовую штангу;

  • отжаться на пальцах 20 раз;

  • отжаться в стойке на руках 20 раз;

  • подтянуться на перекладине 20 раз;

  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару . Иногда вместомакивары использовались деревья.

В 1964 году наступило время для основания собственного стиля. С названием стиляо пределялись очень долго, и в июне этого же года приняли название Киокушинкай - «Общество абсолютной истины». Очень быстро Киокушин набрал обороты ираспространился в 120 странах мира, на данный момент число последователей искусства Оямы насчитывает 12 миллионов каратистов по всему миру, это одна из самых крупных организаций боевых искусств по всему миру.

Подведя итоги можно сказать что Ояма и полностью достиг своей цели, основав и популяризировав свой контактный стиль карате Киокушинкай .

Умер Масутацу Ояма в апреле 1994 года в возрасте 70 лет, причиной смерти стал рак легких. Следует сказать, что Ояма не имел пристрастия к курению, и вообще вредных привычек (берите пример!!). Хотя он и назначил официального преемника Шокея Мацуи , имеющего на тот момент 5-й дан, Киокушинкай все равно раскололся на множество групп. Есть мнение, что Ояма специально разделил свою школу на несколько ветвей, чтобы она могла функционировать и без него.

В завершении данной статьи я хотел бы привести несколько цитат Масутацу Оямы , которые будут полезны для любого бойца:

Масутацу Ояма

«Всю свою жизнь я посвятил каратэ. Я был один, но теперь, во всем мире, этим путем за мной идут 10 миллионов молодых последователей. Если есть первый, то за ним обязательно появится второй, за вторым третий, а за третьим — десятки тысяч.»

Ояма Масутацу

Сосай Масутацу Ояма, основатель Кёкуcин Кайкан

Масутацу (Мас) Ояма, урожденный Ионг-И Чои, родился 27 июля 1923 года в Южной Корее, в деревне, неподалеку от города Гунсан. Масутацу Ояма был самым младшим братом в большой семье, которая принадлежала к классу Янбан (класс знати). Отец и три старших брата Оямы были очень крупными мужчинами, — сильными и одаренными атлетами. Каждый из братьев выделялся в своем виде спорта. Еще ребенком Ояму отправили жить на ферму его сестры в Манчжурии, в Южном Китае. Именно здесь, в возрасте девяти лет, Ояма впервые начал осваивать боевые искусства, обучаясь южно-китайскому стилю под названием «Восемнадцать рук» у господина Ии, который работал в то время на ферме. В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение боевым искусствам, занимаясь Корейским Кэмпо. Через четыре года упорных занятий и тренировок Ояма уже был известен как Гаки Таишо, или «маленький защитник слабых». Даже в этом возрасте он бросал вызов мальчикам на 2 и 3 года старше его самого, когда они осмеливались запугивать его друзей.

В 1938 году, когда Ояме было 15 лет, он отправился в Японию, чтобы поступить в авиационную школу. Он с детства мечтал стать пилотом. Однако, обстоятельства сложились иным образом, — Ояма не поступил в авиационную школу, и нашел себе иное занятие. Он продолжил изучение боевых искусств, занимаясь дзюдо и боксом. Однажды он заметил студентов, которые занимались Окинава-тэ (окинавское каратэ). Каратэ сразу привлекло внимание юного Оямы, а жгучий интерес привел его в додзё Гитина Фунакоси, в университет Такусоку.

Мас Ояма начал заниматься каратэ, и продвигался в тренировках по каратэ ударными темпами, которые удивляли всех. К семнадцати годам у него уже был второй дан, а когда он вступил в Японскую императорскую армию, в 20 лет – у него уже был 4-й дан по каратэ. После поражения Японии во Второй Мировой войне последовала оккупация, принесшая невероятные лишения и беды. В этот период Ояма познакомился с Со Ней Чу, — корейским учителем Годзю-рю каратэ, который был из родной Ояме провинции, но в то время проживал в Японии. Через несколько лет совместных тренировок, учитель Со посоветовал своему молодому ученику удалиться от мира, чтобы тренировать свое тело и ум.

В 1946 году Ояма отправляется тренироваться в отдаленное место на гору Минобу, в префектуре Тиба. Он взял с собой только самое необходимое, — катана (традиционный японский меч), яри (копья), посуду, а также некоторые книги, среди которых была и копия эпического романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси».

Ояму также сопровождал один из учеников, — Ясиро. Вместе они соорудили хижину на склоне горы и решили в течение трех лет вести аскетичный образ жизни, дабы направить всю свою силу и стремление на тренировки. Однако, спустя некоторое время, такая изоляция от общества и одиночество стали ощущаться слишком остро. Ояма и Ясиро испытывали психологический дискомфорт. С помощью разнообразных тренировок Ояма научился преодолевать одиночество, но Ясиро не выдержал таких нагрузок, и через полгода покинул Ояму. Каждый месяц Ясиро ненадолго навещал Ояму, доставляя ему некоторые продукты. Ояма же, несмотря ни на что, продолжил свои тренировки. Свое одиночество он преодолевал тренировками, занятиями медитацией, пением священного писания, а также чтением рассказов Ёсикавы. Все это придавало ему особую храбрость и стойкость духа. По вечерам Ояма рисовал при свете свечи или играл на японской флейте.

Из-за обстоятельств финансового характера Ояма был вынужден прервать свой первоначальный план 3-х летнего пребывания. После 14 месяцев, проведенных в тренировках на горе Минобу, Ояма собрал свои вещи, и спустился в город Татеяма, в префектуре Чиба (Chiba).

Пребывая в горах, Масутацу Ояма тренировался ежедневно по 12 часов. Тренировки включали различные упражнения, — занятия под ниспадающим водопадом, разламывание руками речных камней, набивку по стволам деревьев и натуральным макиварам. Ояма придерживался строгой системы питания и держал посты. Он развивал свои прыжковые возможности, перепрыгивая через растения льна сотни раз ежедневно. Каждый день также включал время изучения старинной классики Боевых искусств, Дзен. Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:
4 часа утра — подъем. Медитация с закрытыми глазами — 10 мин. Бег трусцой по горам — 2 часа.
7 часов утра — приготовление пищи.
8 часов утра — трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1. поднять 20 раз шестидесяти килограммовую штангу;
2. отжаться на пальцах 20 раз;
3. отжаться в стойке на руках 20 раз;
4. подтянуться на перекладине 20 раз;
5. нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра — выполнение ката.
При этом ежедневно выполнять по 100 раз какую-либо одну ката. Hапример, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни — поднятие тяжестей. Поднять шестидесяти килограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни — разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса — 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни — приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни — медитация и отход ко сну.

Много времени Ояма посвящал философии боевых искусств. После 18-ти месяцев интенсивных тренировок Ояма возвращается из горного уединения. В 1950 году Ояма проводит в городе Татеяма свой первый поединок с быком, — и побеждает быка. Ояма продолжает свои известные бои с быками, чтобы проверить, чего он достиг за годы тренировок. Всего он сразился с 47-мью быками, из которых 4-х он убил. Эти бои могут показаться бесцельными и жестокими, однако Ояма устраивал их, чтобы продемонстрировать миру возможности японского каратэ. За бои с быками Ояма получает прозвище «Ояма — Убийца быков».

В апреле 1952 года Ояму приглашают в США, — чтобы преподавать боевые искусства на одной из военных баз. Одновременно он продолжает тренировки по дзюдо и становится обладателем 4-го дана.

В 1953 году Ояма проводит ряд выступлений в США и демонстрирует свою технику. Особенно сильно привлекают внимание общественности его разбивания каменных глыб, черепицы, а также известное разбивание пустой бутылки из-под пива, — в Америке он получает прозвище «Рука Бога». Его выступления показывают по национальному телевидению. В последующие годы он участвует в матчах против профессиональных боксеров, борцов и всех тех, кто принимал его вызов. Всего Ояма сразился с 270 добровольцами, побеждая их всех.

В 1953 году, после возвращения из США, Масутацу Ояма открывает свое первое додзё (зал для занятий). Додзе располагалось в районе Медзиро, в Токио. Это был небольшой участок газона, на котором проводились тренировки. Главным инструктором додзё стал Сихан Кендзи Мидзусима.

В июне 1956 года состоялось официальное открытие школы каратэ Оямы–«Ояма Додзё». Теперь додзё находилось в бывшей балетной студии, за университетом Риккьё, в 500 метрах от нынешнего Хонбу (штаб-квартиры). Господин Мидзусима продолжает работать главным инструктором. Вместе с ним в школе преподают Кендзи Като, Кен Минамото и Эйдзи Ясуда. В короткий промежуток времени количество членов додзё возросло до 300. К 1957 году оно увеличилось до 700, несмотря на тяжелые изнуряющие тренировки, которые проводил Ояма.

В 1958 году Масутацу Ояма выпускает свою первую книгу, — «Что такое Каратэ?», которая моментально становится бестселлером не только в Японии, но и во всем мире. Ояма часто ездит заграницу, — он демонстрирует технику, проводит тренировки. Он также проводит основную работу по учреждению школ и созданию бранчей, в каждом назначая своих бранч-чифов. Огромная работа дает свой результат, — Ояма объединяет в рамках организации 76 бранчей в 16 странах.

В 1965 году Масутацу Ояма учреждает Международную ОрганизациюКаратэ (International Karate Organization, Kyokushinkaikan). В это же время начинается строительство официальной штаб-квартиры организации в Токио, — «Кекушин Каикан Хонбу» (Kyokushin Kaikan So-Honbu). Итак, каратэ Масутацу Оямы получило официальное название, — Кёкушин (Кёкусин) каратэ «Общества абсолютной истины». Спустя четыре года в Токио прошел первый Всеяпонский Открытый Чемпионат по каратэ, на котором присутствовало более 7000 человек.

После проведенного чемпионата каратэ становится массовым видом спорта не только в Японии, но и во всем мире.

В 1975 году в Токио прошел Первый Открытый Чемпионат Мира по Каратэ, который неофициально называли Олимпийские Игры по Каратэ, — настолько известным стал этот чемпионат.

С этого момента Чемпионат Мира проводился каждые четыре года. Немногим позже, в 1976 году выходит документальный фильм о Первом Открытом Чемпионате Мира по Каратэ, — фильм «Самое сильное каратэ в мире» («Chijou Saikyou Karate») становится популярным во всем мире. В 1991 году, на 5-м Чемпионате Мира по каратэ, Сосаи Ояма проводит свое последнее выступление, — он демонстрирует Теншо Ката.

26 апреля 1994 года, в возрасте 70 лет, Сосаи Ояма, основатель Кекушин каратэ, умер. Могила основателя Кёкушин каратэ находится в Токио. Он похоронен на кладбище храма Гококуджи (Gokokuji).

После смерти Сосая Мас. Оямы мир Кёкусин разделился на множество Организаций, которые по сути остались верны традициям и в настоящее время продолжают его Путь по всему миру.

мастер и преподаватель карате, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай

Краткая биография

(яп. 大山 倍達 О:яма Масутацу ), 1923-1994) - мастер и преподаватель карате, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай, популяризатор карате в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о карате, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по карате. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего карате», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Кёкусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана, и получил при рождении имя Чхве Ёнъи (кор. хангыль: 최영의, ханча: 崔永宜), и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бэдаль, Сай Моко, Гарю, Мас Того.

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша - Масутацу Ояма - переводится как «Преумножающий свои достижения, подобно высокой горе» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» - «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера Йи учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Это заинтересовало Ояму, и он отправился в додзё Гитина Фунакоси, чтобы изучить данный стиль.

Учителя

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах затруднительно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл собственным путём. Утверждения Оямы порой противоречат друг другу. Проследить весь путь становления Оямы как мастера по этим обрывочным сведениям непросто. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей.Однако сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Мастер Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть карате».Во время Второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиды, о котором он пишет: «Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…».Ояма изучал карате Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна, впоследствии взявшего Ояму в ученики.В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Масутацу Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояме сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (почётное звание, учреждённое в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку-кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояме звания кёси - «наставника» - и степени 7-го дана, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна.Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, основал новое додзё и начал пропагандировать собственный стиль карате. Он понимал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Оямой и Ямагути был очень острым.

Уйдя от Ямагути, Ояма фактически порвал со всем миром карате, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Многие представители японского карате и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояму за нарушение писаных и неписаных норм карате-до - за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации карате в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Ояму в изгоя. Правда, позднее, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций карате в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны на изгнание из мира карате Ояма отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь из истории боевых искусств, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики с морально-этической стороны. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего карате в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин - «Абсолютную истину».

Популяризатор карате

Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники карате и тамэсивари, проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций - Международную организацию карате (IKO).

Ученики

Ояма воспитал большое количество талантливых учеников, некоторые из которых основали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы являются:

  • Стив Арнейл - президент IFK, 10-й дан, первый человек после самого Оямы, прошедший хякунин-кумитэ.
  • Йон Блюминг - президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, основатель Европейской организации карате Кёкусинкай.
  • Сигэру Ояма - основатель Ояма-карате, 10-й дан Ояма-карате и 8-й дан Кёкусинкай.
  • Хидэюки Асихара - основатель Асихара-карате.
  • Тадаси Накамура - основатель Сейдо-карате.
  • Адемир да Коста - основатель Сэйвакай.
  • Такаси Адзума - основатель Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).
  • Дольф Лундгрен - актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, мастер боевых искусств.
  • Ёсикадзу Мацусима - президент, 9-й дан (Япония)
  • Будучи корейцем по рождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно ле­гендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на вре­мя покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добро­вольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ладонями стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.
  • Согласно официальной версии, за свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он отрубил рога ударом ладони, а трёх убил насмерть.
  • Масутацу Ояма был категорически против того, чтобы карате занимались женщины. Однако после того, как он побывал на одном из кумитэ с участием мастеров-женщин, он изменил своё мнение на этот счёт и даже использовал фотографии женщин для иллюстрации техники в своих книгах (например, «Классическое карате»).

В кинематографе

О жизни Масутацу Оямы сняты художественные фильмы «Обречённый на одиночество» («Kenka karate kyokushinken», Япония, 1975) и «Воин ветра» (Южная Корея, 2004). Также Ояма послужил прообразом каратиста Ороти Доппо из аниме-сериала «Боец Баки».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!