Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Японские боевые искусства. Древнее японское военное искусство - иайдо

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу , передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо , которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Скорее современный соревновательный вид спорта, чем боевое искусство. Бамбуковым «мечом» (синай ), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений - мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить, превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синай. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.

В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу . Дзюдо — форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме. Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката.

Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты. Соревнования проводятся либо как серия форм ката (последовательность движений и ударов по «воображаемому противнику»), демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг (кумите ). В некоторых школах каратэ ката совсем не практикуется.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса (дословно переводится как «китайская рука»), а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире. С 2020 г. — каратэ это олимпийский вид спорта.

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, на основе древних приёмов дзюдзюцу , создал новую боевую систему, известную ныне как Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Поэтому в бой на тренировках соперники выходят в защитном снаряжении из маски, нагрудника, рукавиц и набедренника.

Поскольку Ниппон Кэмпо это самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как «японское воинское искусство».

Нагината — японская алебарда. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев. В настоящее время бой нагинатой популярен также в основном среди женщин.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката .

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката - из дуба.

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки , одну из систем дзюдзюцу . Цель — отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными. После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю. Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Дзюкэн-дзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в эпоху Мэйдзи. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио. И хотя запрет, наложенный на воинские дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэн-дзюцу, с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэн-до Рэммэй (Всеяпонской федерации дзюкэн-до) под руководством генерала Имамуры Хитоси «Путь Штыка» вновь получил официальное признание.

Кисо , иначе основы техники дзюкэн-до, строятся вокруг ситоцу , иначе тактики нанесения укола. Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать дзюдзюцу-сита кисэй , иначе «одухотворенного состояния», что тождественно наполнению собственного тела ки , тем самым сохраняя живость и проворность при любых непредвиденных обстоятельствах. Правильно поставленное обучение позволяет адепту дзюкэн-до связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков учащиеся проводят учебные бои. Каждый из сражающихся облачается в особо прочную защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом посредством мокудзю , иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.

Дзюкэн-до имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности. Занятия дзюкэн-до ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени точности в выборе ма-ай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.

Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто занимается дзюкэн-до. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций, поддерживающих дзюкэн-до.

Будзюцу — боевые искусства дневней Японии

Баттодзюцу или иайдзюцу (обнажение меча)

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу . У одного из них, Касимасин-рю , сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе . Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу , искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю , Сабури-рю , Касимасин-рю и Каторисиндо-рю . Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю — имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината , или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

Хорошо известна школа Синдомусо-рю , которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.

Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу . Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю

Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек

Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу , где используется сходное орудие.

Число занимающихся: несколько тысяч человек.

Кусаригама (серп с цепью) — это уникальное японское оружие с «сельхоз прошлым». Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная — обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама , используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу , дзюдзюцу и дзедзюцу , серп с цепью большого интереса не вызывает.

Дзиттэ — это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей связанных с дзиттэ, например, Иккаку-рю Дзиттэ , но привлекают они немногих.

Иначе называется тайдзюцу , копподзюцу и явара . Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек.

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.


Виды японских боевых искусств:
  • Айкидо
  • Госоку рю
  • Дзюдо
  • Каратэ
  • Кудо
  • Кэндо

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII - середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу.

Фрагмент из Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку,который открывает тайные приёмы стиля владения мечом Синкагэ-ягю

В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

Соревнования по стрельбе из лука в Сандзюсенгэндо, Киото.

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю - стрельба из лука, Оцубо-рю - верховая езда и Айсукагэ-рю - военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю - орудийную стрельбу, Такэноути-рю - схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси, и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сегун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Автопортрет знаменитого мастера владения мечом Миямото Мусаси.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стапи обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусствам боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ -Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэйсу", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного."

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как от результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.Боевые искусства в их спортивном аспекте
В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо - - Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо - наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие " развитию здорового духа в здоровом теле." Одни школы - Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств - не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие -больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагава-ха, основанной Сагава Юкиёси, - это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств - их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.

Для начала про "тысячелетия". Как известно, во все времена, как только появлялся новый вид борьбы, оружия или техники, практически сразу гомо сапиенс, вне зависимости от расы и культурности, хотел знать, кто в этом сильнейший. За примерами далеко ходить не надо, всё у нас происходит до сих пор и на наших глазах, так что понять механизм совсем не сложно: примерно в 1880 году появилось дзю-до, а уже в 1885 году проходят чемпионаты, а в 1900 все каноны и правила судейства оформились и закрепились полностью, исключая разночтения, - 20 лет; самбо зародилось как "самоз" в 1923 году, а в 1938 году самбо - полноценный вид борьбы с всесоюзными чемпионатами, - 15 лет; или тхэквондо, созданное в 1955 году, в 1966 уже имеет всемирную федерацию и вовсю проводит чемпионаты мира, - 11 лет, это так, для разминки мозга, чтобы было с чем сравнивать...

Так называемая история карате вообще смешна до "не могу", не буду особо ковыряться, просто заострю внимание на общеизвестных фактах. Для начала несколько слов о родине карате - архипелаге Окинава или Королевстве Рюкю: согласно официальным данным в 1816 году британский капитан Бэзил Холл побывал на Окинаве, по его воспоминаниям исключительно мирное население острова вообще "не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков", да и брать-то у них особо было нечего. Ну, и когда же нищие полуголодные трусливые туземцы, у которых даже металла не было, чтобы сделать себе оружие, стали вдруг великими воинами? И с чего это вдруг туземцы индонезийско-филиппинского происхождения стали японцами? Для начала прослушаем душещипательную японскую версию сией истории, которая описана в "...педии":

"Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю".

Вы только представьте себе эту картину!! К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии...

Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866-1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем "микадо") в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия - Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия - о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:

В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков - обычное дело, не повезло...Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония - ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел. , но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. "микадо", грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, "твоя шпана козырных пацанов покоцала!", на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно "послало их в далекую даль!", сообщив, "что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня". Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему "князьку" Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!)


объявили, что он теперь не независимый ван ("князёк"), а японский маркиз - хо. А тому - хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.

Правда, после второй проверки на прочность, когда только-только приходящий в себя после тайпинов Китай в 1874 году опять жёстко не отреагировал на новую провокацию, весь архипелаг Рюкю был мимоходом пережат 3,6-тысячным экспедиционным корпусом Японии в полную собственность, маски были сброшены. И когда в следующем 1875 году мирным безоружным рюкюсским туземцам со страшной силой разрешили носить японские имена и одежду и до неприличия много говорить по-японски, без утайки подчёркивая свою зависимость от Сацумы (честно говоря, вспоминая бесчисленные просмотренные боевики "про самураев", боюсь даже представить, во что вылилась "мирная акция воссоединения с Японией"), им как раз и захотелось чем-нибудь хорошенечко приложить неожиданную родню...

Еппонцкий драк

Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия "карате" - "китайская рука", это были те, кого у нас принято называть "китайцами"... однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение...

Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с "китайскими руками"? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.

Естественно, сами перебрались, вопрос "почему?" опять придётся рассмотреть внимательнее...Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные "Опиумные войны" напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых "китаёз", чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла - европейцев - столь важный процесс никак не мог произойти...

Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам "Крымской войны"... Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, "гражданская" война на территории нынешних США, "реставрация Мейдзи" и "тайпинские" восстания - это всё звенья одной цепи...Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты - все "сливки" Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом... Кто создал из "желтопузых обезьян" (как их именовал британский генерал, бравший "Гу-гун") бойцов с "китайскими руками"? Не сами же они себя создали, "наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов"? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их... сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних "алькайд"...

Вот такие вот "китайцы" и "японцы" делали из туземного сброда настоящих бойцов "всепобеждающих армий"

Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской... Посмотрите на эти фотографии

боксёр муайтайцы



и сравните со стойками древних "каратистов": никаких кривляний и стоек "раненого в ногу пьного дятла", никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально...

После поражения тайпинов они, как и их потомки ихэтуани и гоминьдановцы, двинули на Тайвань, а оттуда какая-нибудь из банд разношерстных тайпинов, проиграв конкурентам, вероятнее всего, была выбита на Рюкю, где сразу заняла господствующее положение среди миролюбивых аборигенов. Я уже где-то упоминал про исследования француза, который разоблачил азиатских фальсификаторов, перерисовывающих картинки с европейских и американских самоучителей Х1Х века, но самое интересное, что туземцы, неспособные ничего придумать сами, обладали такой настырностью, что доводили исполнение картинок с книжки до совершенства (не напоминает советских каратек 70-х, учившихся карате по кинофильмам?). Не знаю, чем занимались 11 лет беженцы-тайпины на Рюкю, но в 1875 году лафе пришёл конец, и пришлось "китайским рукам" показать, на кой ляд они нужны. Оружия сварганить было не из чего, поэтому по американской традиции в ход пошло то, что попало под руку, вилы для ворошения риса (саи), цепы для обмолота риса (нунчаки), и рычаг для вращения ручных жерновов (тонфа, особенно прижившаяся, кстати, именно у американцев). Правда, сопротивление шло вяленько а к 1880 году вообще утухло, как следует, не начавшись...

Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца

Хигаонна Канрё

А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.

Итосу Ясуцунэ

А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на "квадратные" головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом "Гений дзю-до" Тёки Мотобу по прозвищу "обезьяна", и богатырь Тёдзю Мияги

Тёки Мотобу Тёдзюн Мияги

Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у "гитлерюгенда", Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью...

Кенва Мабуни слева Гитин Фунакоси

Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ - ГИЧИН ФУНАКОШИ ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:

"В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу является самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.

Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.

В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.

Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.

В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.

Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до - «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания."

Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых "мавашигири"... вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.

Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.

Гичин Фунакоши

Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш - дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а...учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео "великий мастер" демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские "специалисты", очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.

Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:

профессор Дзигоро Кано будущий о-сенсей Морихей Уэсиба

Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались:
https://youtu.be/wJwckVy1g_8 https://youtu.be/kJzq_8UvU00 - это Джигорка
https://youtu.be/tyvUMilEzAI https://youtu.be/B24cvcLB0M0 - а это Морихейка

Нет, ни в коем случае я не сомневаюсь в боевых возможностях реальных бойцов. Вот, к примеру, замечательный рекламный ролик нашего, не менее титулованного, мастера Ощепкова Василия Сергеевича , проповедовавшего, кстати, именно дзю-до;
заметьте, никаких фокусов, всё просто и реалистично, всего лишь разница в менталитетах, а КАКАЯ разница...

Давеча подкинули мне идейку, якобы джиу-до - это никакой не "мягкий" и не "гибкий путь", а..."еврейская" борьба. И дзю-до оно стало уже в ХХ веке, скрывая свои корни, а изначально борьба так и называлась "джиудо", то бишь "иудейская"... Поначалу это показалось дикой ересью, потом, подумав и почитав, понял, а ведь весьма вероятно что так оно и было!

Японцы, как народ начав создаваться только в последней трети Х1Х века, лезли из шкурёнки и заимствовали направо и налево, "лепя себя", и кроме брутального сумо никаких реальных упоминаний ни о каких боевых искусствах практически до 90-х годов Х1Х века НЕ БЫЛО! Вот некоторые выдержки из энциклопедической "истории дзю-до", почему-то не подвергшиеся мистификации:

"Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете."

То есть никаких мастеров собственно и не было!!! Даже те, которые якобы были, никого не учили и дохли, как мухи, в нищете... парадокс... а вот политика поголовного заимствования из западной культуры прямо-таки подавляла несуществующую японскую культуру... А вот и зачатие новой борьбы:

"Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе (англ.)), недалеко от Киото. В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио. У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдзюцу (дзюдо)"

То есть безродного малолетнего балбеса взала на поруки какая-то иностранная миссия, которых в зарождающейся Японии было тогда как клопов на бомжихе; кто натаскал хлипкого Джигорку (или Егорку), реально не известно, но то, что творение политика и философа "Кано" первым делом получило известность... в Германии и Америке, да ещё в каком-то непрезентабельном клубе военных моряков, которых так же усиленно натаскивали европейцы, наводит на мысль, что учился он где-то в портах. Американский кетч не подходит, следовательно, истоки "иудейской борьбы" - "джиудо" находятся где-то среди германских ашкеназцев-джудише... Да и фамилию Кано Дзигорка получил, скорее всего, в миссии; эта фамилия довольно распространена в т.ч. в (на тот момент испанской колонии) Филиппинах, где различные секты вели серьёзную подрывную деятельность против колониальной администрации испанской короны и исподволь прививали аборигенам тягу к прекрасному американскому далёко...

Для имеющих возможность финансово помочь автору, мои реквизиты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!