Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Основные ошибки начинающего фрирайдера в Шерегеше (сноуборд). Фрира́йд — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс Катание на сноуборде на неподготовленной трассе

Самоучитель игры на сноуборде

Как писалась эта книжка? Так же, как и многие другие учебники: перелопачивается доступная литература и Интернет, переделываются фразы, переставляются запятые, добавляется немного от себя. Я так и сделал. Вот результат - учебник перед вами. Он легко читается – в нем много картинок и мало деепричастных оборотов.

Кому он предназначен? Инструкторам и тренерам, потому что позволит сказать: “В печку его! Слушать только меня!”, что, безусловно, повысит их авторитет в глазах обучаемых. Пригодится он спортсменам высшего класса, потому что позволит вспомнить буквы и скоротать время, когда кататься уже поздно, а в бар идти еще рано. Райдерам среднего уровня он поможет доказать то, что они все делают правильно. Научившихся кататься только вчера, и поэтому катающихся лучше всех, он убедит в том, что они все умеют и прекрасно могут обойтись без него. И, конечно же, он нужен тем наивным, которые искренне верят в то, что можно учиться кататься с книгой в руках.

Получается, что эта книга нужна почти всем, так или иначе интересующимся сноубордом. Наградой за этот интерес вам будут рисунки замечательного художника Михаила Лисового, с которым мы шесть лет в МВТУ им. Баумана рисовали трактора, похожие на танки и автомобили, похожие на трактора.

Хочу сразу сказать – в этой книге нет многого: нет прыжков и катания вне трасс, потому что учить этому бесполезно - можно только учиться нет математических расчетов и физических терминов, потому что они утомляют нет специальных слов и выражений, потому что они непонятны. Эта книга – всего лишь азбука, с помощью которой можно попытаться сделать первый шаг на сноуборде.
Стеценко Владимир

О ЧЕМ, СОБСТВЕННО, РЕЧЬ?

Сноуборд – снежная доска. Впрочем, в эпоху повального углубленного изучения английского языка с гарантированным результатом, этим никого не удивишь. Удивительно другое: каким образом это несложное изобретение за два десятка лет нашло столько поклонников и овладело умами миллионов? Неужели это оказалось настолько интересным, что люди бросают все и уезжают в горы, приковывая там свои ноги к этой самой снежной доске, и носятся на ней по склонам, ежеминутно рискуя сломать себе шею? Почему? Зачем? Попробуйте сами и поймете, что ощущения, получаемые от прыжков, полетов, да и просто катания на сноуборде, не сравнимы ни с чем. Телевизор, алкоголь, наркотики - эти прославленные заменители живого кайфа, никогда не подарят вам восторга, испытываемого от ощущения того, что следующая секунда вашей жизни зависит не от начальника или преподавателя, не от настроения подруги или друга, не от счета в банке или его отсутствия, не от мощности под капотом и состояния тормозов, а только от ваших мозгов и реакции вашего тела. Вы видите скалы и деревья, со страшной скоростью проносящиеся мимо снег, веером вылетающий из-под доски свой след на нетронутом прежде склоне и чувствуете, как вскипает кровь от обильно впрыскиваемого адреналина. Поверьте, это стоит испытать…

СТИЛИ КАТАНИЯ И ВЫБОР СНАРЯЖЕНИЯ

Прежде, чем начать кататься, нужно купить то, на чем это делается. Одним из определяющих факторов при выборе доски, ботинок и креплений является стиль катания, кажущийся вам предпочтительным. Нет единых стандартов в названиях различных стилей и многие производители снаряжения, которым становится тесно в ранее очерченных рамках, изобретают собственные термины, призванные привлечь покупателя своей новизной. Некоторые из них становятся общеупотребительными, а некоторые живут только в каталогах своих авторов. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся термины, объединенные в группы. Из-за отсутствия единой классификации это деление можно считать весьма условным. ФРИСТАЙЛ (Freestyle, FS ) – прыжки, вращения, трюки, акробатика. Катание не только по снегу, но и по перилам, крышам лестницам и т.п. Технический фристайл – катание в сноуборд-парках, выполнение трюков на специально построенных трамплинах и в “полутрубе” - HALFPIPE . ФРИРАЙД (Freeride, FR ) – наиболее популярный и демократичный стиль, включающий в себя катание по трассам и вне их по любым типам снега и рельефа. ALL MOUNTAIN, FULLRIDE – универсальный стиль, фрирайд с элементами фристайла– катание по трассам и неподготовленным склонам с выполнением прыжков, полетов и других трюков. BACK COUNTRY – подъем пешком, на ратраке или на вертолете на дикие вершины и спуск с них в объезд трасс, спасателей и здравого смысла. EXTREME – катание на высоких и сверхвысоких скоростях везде, где только можно (и где нельзя тоже). КАРВИНГ, ФРИКАРВ (CARVING, Freecarve, FC ) – катание без проскальзывания четкими резаными дугами с постоянным контролем доски. ALPINE – катание на узкой, жесткой доске, по жестким же трассам RACING – тренировки и соревнования (слалом, скоростной спуск) на специально подготовленных трассах. БОРДЕРКРОСС (Boardercross, BX) – не стиль, а соревновательная дисциплина, объединяющая все способы катания. Общий старт и спуск по трассе, состоящей из крутых поворотов, бугров, трамплинов. Очень зрелищно и интересно.


Все эти понятные и не очень понятные термины можно заменить короткими обозначениями: FS, FS/FR, FR, FR/FC, FC, BX . Большинство производителей и продавцов сноубордического снаряжения так и делают. Фристайл (FS ) требует хорошей физической подготовки, определенных умственных способностей, немалой отваги при совершении прыжков и готовности к падениям и травмам. Фристайл не может надоесть, потому что количество трюков не поддается счету, а разучивание каждого из них – увлекательнейшее занятие. Хорош тем, что допускает катание на относительно коротких склонах, что в условиях мегаполисов является немаловажным. По этой же причине позволяет кататься почти весь сезон без дорогостоящих поездок в большие горы. Приверженцы этого стиля без проблем и за очень короткое время овладевают другими стилями, так как хорошее владение доской и собственным телом – основа фристайла. Фрирайд (FR ) подразумевает полную свободу. Что хочу, то и делаю. Хочу прыгать – прыгаю, не хочу – сижу в кафе. Хочу – качусь по целине, не хочу – режу дуги на трассе. Отсутствие каких-либо правил и ограничений делают этот стиль наиболее привлекательным для большинства сноубордеров. Подразумевает прыжки и полеты, но допускает обходиться без них…Конечно, есть огромная разница между экстремалами, проводящими в горах десять месяцев в году, и отпускниками, неторопливо спускающимися по “синей” трассе, но это, скорее, разница в уровне катания. А так - и то, и другое – фрирайд. Карвинг (FC ) – скоростное катание на жестких досках и в жестких ботинках, преимущественно по подготовленным трассам. Постоянный контроль и невозможность расслабиться. Самые красивые следы от доски на склоне. Популярен среди бывших лыжников, может быть из-за некоторого сходства снаряжения. За рубежом каждый десятый сноубордист – приверженец этого стиля, в России – практически нулевая популярность, очевидно, из-за отсутствия нормальных трасс. Карвинг достаточно сложен, и чтобы научиться ему, нужно время.


FS/FR, FR/FC – некая комбинация стилей, допускающая и то, и другое. Разные стили катания требуют различного снаряжения. Если вы купите доску для карвинга, то про прыжки и вращения лучше забыть – с мощной и тяжелой доской на ногах делать это очень непросто. И наоборот: фристайловая доска не даст вам как следует разогнаться на склоне, норовя все время вильнуть в сторону, да и отдача в ноги от каждого бугорка не прибавит удовольствия от катания. Сноуборд для фрирайда более универсален, но любая универсальность – всегда компромисс. Конечно, в идеале, нужно иметь хотя бы пару досок, но начинать-то нужно все равно с одной. Так что, прикиньте как следует, что вам больше по душе, посмотрите фильмы, полистайте журналы и отправляйтесь в магазин.

КАК, ГДЕ И ЧТО ПОКУПАТЬ

Доски бывают разные - синие, белые, красные… А еще широкие и узкие, мягкие и жесткие, длинные и короткие, дорогие и очень дорогие. К сожалению, на доски распространяется общее правило товарно-денежных отношений: хорошее дешевым не бывает, поэтому не стоит рассчитывать купить супердоску за маленькие деньги, хотя обратная ситуация (барахло за суперденьги) вполне возможна. Как выбирать? Конечно, если у вас есть приятель-сноубордист, готовый помочь – хватайте его и тащите в магазин, пользуясь и кнутом, и пряником. Если такого приятеля нет, но есть другой, у которого в магазине знакомый продавец – сойдет и такой – пусть познакомит вас с этим продавцом, а тот по знакомству расскажет правду о выставленном товаре. Наконец, если у вас нет никого, кто бы мог помочь – идите в магазин или на рынок и надейтесь на добросовестность консультантов-продавцов. В большинстве случаев, они с полуслова поймут, что именно вам нужно и дадут дельный совет, но объективности ради, обойдите несколько магазинов и послушайте разных продавцов – не помешает. Из любопытства попросите рассказать что-либо о досках конкурентов – узнаете массу интересного. Сноубординг – модное увлечение, и фирм, производящих снаряжение для него, гораздо больше, чем тех, что специализируются на производстве, например, лыж, и каждая из этих фирм ежегодно выбрасывает на рынок несколько новых моделей, некоторые из которых действительно несут в себе новые конструктивные и оригинальные решения, но большинство отличаются от прошлогодних только расцветкой и названием. Существуют два диаметрально противоположных подхода к выбору снаряжения на период обучения: первый – купить, что похуже и подешевле, а когда появятся какие-нибудь навыки – поменять все это на нечто более приличное второй – покупать сразу все очень хорошее, потому что научиться кататься на доске можно, якобы, за несколько дней и дешевый снаряд будет тормозить ваше развитие. Доля истины есть в обоих вариантах. Покупать совсем дешевую доску, особенно б/у, “убитую”, или около того, не стоит, потому что процесс обучения действительно может оказаться очень коротким, и уже через неделю доска перестанет поспевать за вашими достижениями, а когда у вас появится нечто более стоящее, придется переучиваться, так как плохая доска не все и не всегда делает правильно. А если вы сразу купите хорошую, дорогую доску, то, по закону подлости, ваши сноубордические таланты могут оказаться равными нулю, и после трех-четырех дней “катания” на различных частях собственного тела вы с радостью продадите объект своего разочарования за любые деньги, которые окажутся в два-три раза меньше, чем те, что вы платили при его покупке. К тому же, хорошую доску жалко “елозить” по камням, бить об заборы и опоры, подставлять под чужие канты, а избежать этого, пока не вы управляете доской, а она вами, увы, невозможно. Жалко, безусловно, любую доску, но дорогую жальче. Есть еще один аргумент против неоправданной траты денег: высокую цену, как правило, имеют доски, предназначенные для людей с хорошим или очень хорошим уровнем катания, т.е. доски не простые, а с характером, и укротить такой снаряд новичку очень и очень непросто.


Купите для начала доску “среднего уровня”, или как пишут в каталогах: “для хорошо катающихся, продвинутых райдеров среднего и выше среднего уровня” (или что-то в этом роде, правда, никто и нигде не видел досок для уровня “ниже среднего”). Скорее всего, вам ее хватит на два-три года. Если же ваши способности окажутся существенно выше “среднего уровня”, через год поменяете доску на другую, классом выше, с относительно небольшой потерей денег. Отдельный разговор о покупке б/у снаряжения. Проще всего с ботинками. Ботинки – они и есть ботинки - размер действительно мог не подойти прежнему владельцу и они, абсолютно новые, отправляются на рынок. Ношеные ботинки не стоит покупать однозначно. Сложнее с креплениями, их меняют реже, но там все на виду и скрытых дефектов практически быть не может. А вот с доской, бывшей в употреблении, нужно быть очень осторожным. С одной стороны, можно дешево купить хорошую доску, катаную пусть активно, но всего сезон или два, так как многие опытные сноубордисты меняют снаряжение именно с такой периодичностью. С другой – можно нарваться на скрытые дефекты, умело замаскированные ремонтом, или купить полностью “убитую” доску, весь ресурс которой, а это три-пять лет “нормального” катания, сумасшедший продавец выкатал за сезон. Если уж вы решили купить старую доску – будьте бдительны! То, что бросается в глаза сразу – царапины на внешней стороне доски и на ее скользящей поверхности – сущая ерунда. На первые можно вообще не обращать внимания, а вторые, даже глубокие, легко ремонтируются. Не отдавая продавцу денег, устройте доске проверку: возьмите ее с приятелем за нос и за хвост, скрутите изо всех сил, будто выжимая воду, и подержите 10-15 секунд. Если она начнет потрескивать - бросайте и берите следующую. Если через десять-пятнадцать секунд после того, как вы ее отпустили, доска все еще будет хранить форму пропеллера - бросайте и берите следующую.


Если на плоскостях видны вздутия или надломы, а на боковой поверхности заметны следы клея - бросайте и берите следующую. Если на кантах видны следы сильных, поперечных ударов (о трещинах даже говорить нечего) - бросайте и берите следующую. Если доска абсолютно плоская, без прогиба в средней части (см. рис. На стр 18) - бросайте и берите следующую. А когда доски на рынке кончатся – идите в магазин. Кстати, доски, ботинки, крепления - обычный товар и, как на любой товар, на них распространяется гарантия производителей и продавцов, только не стесняйтесь об этом напомнить тем же продавцам при покупке и, заодно, уточните гарантийные обязательства. Очень немногие люди способны выбрать вещь, в которой ничего не понимают, поэтому самое главное в выборе доски (ботинок, креплений) – выбор консультанта . Если же вы решили взять всю ответственность за этот жизненно важный шаг на себя – покупайте то, что нравится: под цвет глаз, куртки, перчаток или даже зонтика. В конце концов, это ваша доска и, прежде всего, она должна нравиться вам.

МЯГКОЕ И ЖЕСТКОЕ

Все снаряжение для сноубординга можно разделить на “мягкое” и “жесткое” (далее эти термины будут употребляться без кавычек). Жесткость возрастает от FS к FR и от FR к FC. Определенных критериев жесткости не существует, если не считать неких условных единиц, позволяющих сравнивать снаряжение одного производителя внутри собственного модельного ряда, но не дающих никакого представления о мягкости или жесткости конкретной доски или ботинок в сравнении с досками или ботинками конкурентов.


Более подробно об управлении доской в разделе "ПОЧЕМУ ОН ЕДЕТ И КАК ИМ УПРАВЛЯТЬ" (Часть 2) Сноуборды, находящиеся на крайних полюсах мягкости-жесткости отличаются друг от друга настолько, что впору зачислять их в разные виды спорта и отдыха. Можно ли на мягкой доске делать то, что присуще жесткой и наоборот? Вряд ли…


Различия заложены уже в конструкцию доски: мягкая доска мягче, что понятно, шире, короче и легче. Все это нужно для того, чтобы прыгать, выполнять трюки и приземляться как можно надежнее. На мягкой доске ноги стоят почти перпендикулярно доске и достаточно широко. Это обеспечивает высокую устойчивость. На жесткой доске ноги стоят под большим углом. Можно подумать, что так получается, потому что доска узкая, но на самом деле все наоборот: доска узкая, потому что ноги развернуты. Это нужно для того, чтобы как можно быстрее перемещать корпус с одной стороны доски на другую, изменяя направление движения. На мягком сноуборде после прыжка можно приземлиться на хвост или на нос, но за счет податливости доски смягчить приземление и, не теряя равновесия, остаться на ногах. На жесткой доске это не удастся – вы просто воткнетесь в снег. Мягкая доска легче и поэтому выполнять различные трюки на ней проще. Зато на жесткой доске можно разогнаться до огромной скорости, потому что она вибрирует меньше и не теряет сцепления со снегом даже на бугристом склоне. Выполнение резаных поворотов (карвинг) на жесткой доске доставляет удовольствие, на мягкой – раздражение, потому что доска продавливается в самый интересный момент и вы оказываетесь в положении “лежа”. Катание на жесткой доске по лесу может доставить неприятности и вам, и лесу, потому что частые короткие повороты – не ее стихия. В целине одинаково плохо себя ведут и очень мягкие, и очень жесткие доски. Первые продавливаются в середине и не могут набрать скорость, а вторые не продавливаются вообще и зарываются носом. Выход – доска для фрирайда. Из-за того, что мягкие ботинки и крепления допускают некоторую свободу ног, а сама доска шире, она реагирует на ваши действия несколько медленнее жесткой и позволяет исправлять ошибки непосредственно во время выполнения этих действий. На жесткой доске это невозможно – реакция мгновенная и ошибки не прощаются, поэтому учиться лучше на мягком снаряжении. Но это все крайние полюсы. Есть огромное количество сноубордов, сочетающих в себе достоинства и мягкого, и жесткого снаряжения. Этими свойствами обладают доски для фрирайда, с которых, возможно, и следует начинать обучение, если вы, конечно, не хотите посвятить всего себя исключительно мягкой или, наоборот, только жесткой дисциплине. Чем короче и мягче доска, тем проще на ней учиться. Во-первых, потому, что такая доска более маневренна, особенно на малых скоростях, а они в начале обучения вряд ли будут большими во-вторых, мягкая доска прощает ошибки, коих будет предостаточно в-третьих, мягкое снаряжение намного комфортнее жесткого. Многие производители делают доски специально для начинающих сноубордеров. Они относительно недорого стоят, потому что имеют простую конструкцию и обладают невысокой надежностью. Такую доску можно покупать, если вы способны менять их по несколько штук за сезон или сильно сомневаетесь, нужен ли вам сноуборд вообще. Иначе говоря, вы хотите только попробовать, для чего, кстати, существуют прокаты. Во всех других случаях, нужно покупать доску среднего или выше среднего уровня, потому что обучение будет проходить достаточно быстро и доска низкого уровня очень скоро станет тормозить ваше развитие.


Очень осторожно следует подходить к покупке досок “верхнего” уровня. Конечно, иметь такую доску очень приятно и престижно, но учтите – чем серьезнее доска, тем выше требования к ее владельцу. Если со “средней” доской как-то можно договориться, то “верхняя” модель будет мстить за каждую допущенную ошибку или даже неточность. Подумайте, стали бы вы учиться верховой езде, объезжая диких мустангов, или предпочли бы лошадку поспокойнее? Допустим, вы определились с выбором – доска фирмы ХХХ “FS/FR для хорошо катающихся райдеров”, что дальше? Начинайте примерять доску на себя. Прежде всего – длина. Существует множество рекомендаций, типа: “доска для фрирайда должна быть выше подбородка и ниже носа”. Все это верно, но на самом деле, доска должна, прежде всего, соответствовать вашему весу, а не росту. В паспорте любой доски или в каталоге фирмы-производителя, всегда можно найти строку “вес райдера” - вот на нее-то и нужно ориентироваться. Наверное, не надо напоминать, что у хорошего продавца и доски с паспортами, и каталоги на месте…


Если ваш рост сильно не соответствует вашему весу (баскетболист с весом гимнастки, например), доску следует выбирать чуть длиннее, если пропорция обратная – короче. Еще один фактор, влияющий на длину вашей будущей доски – ваш темперамент: если вы уверены, что будете кататься энергично или даже агрессивно - берите доску немного длиннее рекомендованной - будет интереснее. Для того чтобы понять, подходит ли вам доска по ширине, нужны ботинки. Если у вас их еще нет, возьмите в магазине для примерки любую пару вашего размера. Поставьте ботинки на доску так, как они должны стоять (не забудьте про угол поворота креплений! См. стр. 24), и посмотрите, насколько носки и пятки выступают за край доски. Если это 1-1,5 см. – хорошо если 2-2,5 см. – у вас могут возникнуть проблемы при выполнении резаных поворотов или при катании по крутым склонам (выступающие носки и пятки будут “чиркать” по снегу) если же ваши ботинки не достают до края доски те же 2-2,5 см. – управлять доской вам будет очень тяжело и удовольствие от такого катания вы вряд ли получите. При определении. Подходит ли выбранная доска вам по ширине, следует учитывать, что широкая доска лучше ведет себя на целине, но хуже на любом другом снегу чем шире доска, тем она медлительнее и неповоротливее широкая доска тяжелее в управлении, но устойчивее. Не отчаивайтесь, если у вас большой размер ноги – многие фирмы-производители досок выпускают модели специально для “для большеногих”, спросите у продавца – может быть, вам повезет.


Как это ни обидно, но один из самых главных параметров доски – ее жесткость, в магазине вам проверить не удастся. Чтобы научиться понимать, насколько одна доска жестче другой, нужно их столько согнуть и вдоль, и поперек, и “винтом”, что не хватит ни досок, ни времени, ни рук. Конечно, чтобы определить разницу между мягкой детской доской и чемпионским болидом, большого ума и опыта не надо, но различить по жесткости доски одного класса и одного уровня, не имея должного опыта – нереально. Придется довериться рекомендациям производителей и советам продавцов. Что касается конструкции доски – не ломайте голову над словами типа “триаксиальное плетение волокна” или “эластомерная краевая амортизация”. Чем больше длинных и непонятных слов, тем доска дороже. Человеку, способному объяснить эти и другие заумные термины нужно вручать Нобелевскую премию в области перевода ничего не значащих фраз на никому не понятный язык. Принципиальных конструкций всего три: КЭП, СЭНДВИЧ и СЭНДВИЧ-КЭП. Некоторые фирмы-производители используют лишь одну из них для всех своих досок, другие пользуются всеми тремя, так что на вопрос “Что лучше?” однозначного ответа нет. Все хорошо. То же можно сказать о начинке: там либо дерево, либо дерево с каким-нибудь обязательно космическим дополнением, либо что-то совсем непонятное и неземного происхождения и совсем без дерева. Доска, и не из дерева? А из чего?…


Фрирайд (freeride ) - это катание на сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда. Вместе с тем фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин, поэтому новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определенные навыки владения техникой катания.

Если вы освоили все уроки школы сноуборда на Slenergy, то вам вполне можно начинать покорять неподготовленные склоны. Главное - помните об осознанном управлении своим телом, о котором Илья рассказывал на

Рекомендуется начинать обучение фрирайду на горнолыжных курортах, где рядом с трассами есть неподготовленные участки. Как правило, такие участки являются безопасными с точки зрения возможности схода лавин. А также в случае чего здесь к вам смогут прийти на помощь.

1. Подводящие упражнения

Для того чтобы испытать все прелести фрирайда, вам нужно научиться становиться легким, при этом не закапывать нос сноуборда в снег и спокойно управлять доской. В этом вам помогут следующие упражнения.

Учимся быть легкими

Помните: там, где ваше внимание, там и ваша сила.

Поднимите руки, согнутые в локтях, на уровень выше солнечного сплетения, внимание сконцентрируйте на плечах.

Немного присядьте и поднимайте тело вверх устремлением плеч, при этом не отталкивайтесь ногами, иначе вы закопаетесь в снег.

Учимся не закапываться в снег

Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.

Встаньте на доску, внимание распределите на плечи равномерно и смещайте корпус назад, при этом не перекидывайте внимание на заднюю ногу. Смотрите вперед.


Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.

2. Техника катания во фрирайде

Учитывайте особенности стойки и распределения внимания, о которых вы узнали из подводящих упражнений.

Игра в крабиков руками

Самая простая техника катания, по версии Ильи Косяченко. Нужно создавать акценты внимания с помощью незатейливых движений руками, тогда вас будет закручивать в желаемом направлении.

Начинайте движение вниз по склону, корпус сместите немного назад, руки поднимите выше солнечного сплетения, взгляд устремите вперед.

Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем - на переднюю.


Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.

Повторите такое движение сначала влево, потом вправо. Старайтесь контролировать скорость и сильно не разгоняться.

Будьте внимательны! Под снегом иногда могут быть камни, кусты и прочие препятствия.

Связанные повороты

Вместо крабиков вы можете использовать любое активное движение рукой для создания акцента и поворота.

Сначала потренируйтесь на пологом подготовленном склоне.

Для того чтобы повернуть, необходимо из оси первого поворота распределить внимание по центру (на плечи), а только потом создавать следующую ось поворота. Всегда чувствуйте, как скользит доска, взгляд направляйте вперед.

Важно! Любое резкое движение способно закопать вашу доску в снег и привести к падению. А встать и продолжить движение во фрирайде очень сложно, поэтому старайтесь избегать падений.

Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.

Сегодня вы научились правильно распределять внимание по доске и телу при движении во фрирайде и поняли, как выполнять базовые повороты в условиях катания по неподготовленному склону.

Пошаговая инструкция урока

1. Во фрирайде необходимо быть легким. Для этого все ваше внимание должно быть на поднятых на уровень центра солнечного сплетения руках. Вы как бы тянете себя плечами вверх.

2. Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.

3. Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.

4. Основная стойка во фрирайде: корпус смещен немного назад, руки подняты выше солнечного сплетения, взгляд устремлен вперед.

5. Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем - на переднюю.

6. Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.

7. Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.

А на следующем, финальном уроке сезона Илья Косяченко расскажет, как маневрировать среди деревьев на большой скорости во фрирайде. До встречи!

В видео использована музыка: Kygo & Selena Gomez–"It Ain"t Me".

  • Фрира́йд (англ. freeride) - катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.

Связанные понятия

Роупджампинг (от англ. ropejumping, дословно "верёвочные прыжки") - это прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов (скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек). На территории РФ юридический статус не определён. На территории Бразилии, Латвии, Турции и Украины имеет статус легального аттракциона.

Подробнее: Роуп-джампинг

Мотоциклетный туризм (англ. motorcycle tourism, нем. motorrad-tourismus, франц. tourisme de moto) это - один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Лыжный туризм - вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом туризма на средствах передвижения - на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи.

Фрира́йд (от англ. free ride - свободная езда) - стиль катания на велосипеде (а также дисциплина велоспорта), подразумевающая под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Успешное передвижение по таким трассам требует специальной технической подготовки и особым образом приспособленных велосипедов (как правило, используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода...

Спелеотури́зм - посещение пещер со спортивной или познавательной целью. Разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и др.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер - спелеологией.

Скиборды (англ. skiboards) - короткие лыжи от 75 см до 110 см, используемые в скибординге для скоростного спуска с заснеженных склонов и гор.

Лыжные палки - спортивный инвентарь, используемый лыжниками, альпинистами, туристами для поддержки равновесия, ускорения движения при передвижении на лыжах.

Го́рный тури́зм - вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.

Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) - преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.

Фриборд (англ. freebord) представляет собой доску для катания по асфальту, имеющую шесть колёс. Четыре колеса конструкции расположены стандартно, как на скейтборде, но с более широкой подвеской. Ещё два колеса находятся в центре доски. Эти дополнительные колеса смонтированы чуть ниже, чем основные колеса, и могут свободно вращаться вокруг вертикальной оси. За счёт этой модификации фриборд имеет возможность кантоваться как сноуборд и производить вращение на 360° и более, без отрыва доски от земли...

Лави́на (нем. Lawine, от позднелатинского labina - оползень) - значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов со скоростью около 20-30 м/с. Сход лавины нередко сопровождается побочным эффектом в виде воздушной предлавинной волны, которая производит наибольшие разрушения.

Трек вокруг Аннапурны (англ. Annapurna Circuit Trek, также известен как «Кольцо Аннапурны») - многодневный пеший туристский маршрут в Непале. Маршрут проходит в Гималаях по тропам, соединяющим населённые пункты в окрестностях горного массива Аннапурна. Протяжённость пути, в зависимости от выбора начальной и конечной точек, составляет от 140 до 220 км, продолжительность похода - от 10 до 20 дней, наибольшая достигаемая высота - 5416 метров над уровнем моря (перевал Торонг-Ла).

Склон, который имитирует характерные свойства с использованием материалов, которые стабильны при комнатной температуре, что дает возможность людям кататься на лыжах, а также сноуборде или тюбинге в местах, где естественные заснеженные склоны неудобны или недоступны. Канатный парк или Тайпарк (от англ. tie - узел, связь, веревка) - комплекс аттракционов, расположенных на высоте более двух метров. Каждый, вошедший в тайпарк, имеет возможность почувствовать себя альпинистом, скалолазом или просто ловким человеком. Аттракционы связаны в единую логическую цепь с общими условиями прохождения и делятся на три группы...

Сноубординг набирает всё большую популярность у любителей активного зимнего отдыха. Название этого вида спорта происходит от английского слова «snow», что в переводе означает снег и «board» - доска. Простыми словами, сноубординг - это скоростной спуск на доске для катания со склона горы по специально подготовленной трассе или снежной целине.

Стили катания на сноуборде

Любой человек, вставший на доску и прошедший стадию «чайника» рано или поздно встаёт перед выбором определённого стиля катания, ведь в зависимости от стиля, требуется соответствующая экипировка и снаряжение.

Существует множество различных стилей и перед тем как сделать выбор в пользу одного из них, необходимо чётко определиться с целями, которые преследуются при занятиях этим видом спорта.

  • Фрирайд . Это наиболее распространённый стиль катания на сноуборде. Для спуска используются любые склоны, имеющие снежный покров, чаще всего не подготовленные.
  • Фристайл . Второй наиболее популярный стиль, включает в себя большое количество всевозможных трюков, исполняемых во время спуска.
  • Карвинг или слалом . Скоростной спуск на сноуборде. Подразумевает скоростное прохождение хорошо подготовленной трасы. Никакие трюки при карвинге неприменимы.
  • Бэккантри . Разновидность фрирайда, при которой не используются подъёмники. Его можно назвать «диким» сноубордингом, когда катающий поднимается на вершину своим ходом (пешком, на вертолёте или снегоходе).
  • Джиббинг . Катание по разнообразным конструкциям помимо снега. По большей части джиббинг подразумевает исполнение различных трюков, чем просто спуск по склону.

Ввиду того, что карвинг, бэккантри или джиббинг требуют наличия определённых навыков катания на доске, то эти способы не подходят новичкам, начинающим поиск своего стиля. Начинать лучше с освоения фрирайда и фристайла, а в дальнейшем уже совершенствовать свои навыки, пробуя свои силы и в остальных стилях.

Как подготовить сноуборд к сезону: нужно ли парафинить, как заточить канты и другие процедуры в .

Фрирайд и Фристайл: сравнение техник

Название техники фрирайд - производное двух слов «free» и «ride », что в совокупности означает «свободный спуск» . Спортсмен практикует свободное катание вне специализированных трасс, в отличие от фристайла.


Фристайл («free» - свободный и «style» - стиль), в силу своей специфики требует подготовленную трасу.

При фристайле спортсмен исполняет множество разнообразных фигур, при этом оценивается сложность и техничность выполняемых трюков.

Нельзя сказать, что в стиле фрирайд какие-либо трюки полностью отсутствуют, тут тоже присутствуют всевозможные прыжки и другие манёвры, но, стоит повториться, они не являются обязательными. Качество катания при фрирайде можно определить по непрерывности передвижения и отсутствию падений.

Помимо техники катания, фрирайд и фристайл требуют различную экипировку и снаряжение:

  • При фрирайде используются широкие и длинные доски, которые позволят проехать по мягкому снегу,
  • а доски для фристайла имеют меньшую длину для лучшей манёвренности. Также, во избежание травм, которые можно получить при выполнении трюков, фристайл требует максимальную степень защиты для райдера.

Описание техники Фрирайд

Технически спуск по склону в стиле фрирайд складывается из двух основных составляющих:

1. Первая - умение двигаться. Правильные движения позволяют затратить оптимальные усилия во время спуска. Отточенность движений достигается многократными повторениями основных движений на простом укатанном склоне, все движения должны быть доведены до автоматизма. Любые повороты и ведение сноуборда, прежде всего, зависят от правильной стойки. Можно сказать, что правильная стойка - гарантия равномерного спуска и отсутствие падений.

2. Второй аспект техники состоит в умении вести непрерывный спуск без падений и чрезвычайных происшествий. Больше всего внимания уделяется по принципу «от укрытия к укрытию», когда райдер быстро передвигается от одного безопасного участка к другому. Опытный спортсмен способен к мгновенной оценке ситуации и определению возможных опасностей, но это умение приходит с опытом и регулярной практикой.

Опасности стиля

Основная опасность, которая подстерегает сноубордистов, катающих по технике фрирайда - это . Предсказать сход снега практически невозможно и достаточно малейшего движения мягкого снега, как начинается лавина.

Вторая, не менее распространённая опасность, которая может подстерегать райдера, заключается в том, что под слоем снега не видно, что там находится. При спуске можно напороться на камень, припорошённый тонким слоем снега или же провалиться в трещину. Поэтому, во время спуска, всегда необходимо учитывать окружающую обстановку стараться предвидеть возможные препятствия на пути.

Обучение Фрирайду

Начинать осваивать технику свободного катания стоит с освоения стойки. За базу можно взять начальные навыки катания на сноуборде. Учиться можно самостоятельно, но эффективнее обучение с тренером. Тренер позволит избежать множества ошибок, которые совершают начинающие райдеры.

Освоив стойку и основные элементы управления сноубордом можно переходить на неподготовленные склоны.

Если есть необходимость в выполнении эффектных трюков, то, опять же, лучше всего освоить их на подготовленной трасе. Для этого, кроме фрирайдинга, можно взяться за изучение основ фристайлинга - прыжки, развороты и иные трюки практически не различаются.

Во время обучения, при отсутствии начальных навыков всегда важно помнить о необходимости применять защитную экипировку.

Смотрите также видео-урок по обучению фрирайду:

Лучшие сноуборды для фрирайда

Сноуборды, предназначенные для свободного катания, отличаются от досок для других техник. Так, они имеют большую длину для преодоления снежной целины. Центр тяжести немного смещён к задней части.

Сама доска жёсткая или средней мягкости, а зона под ногами жёстче остальной части сноуборда. Такие доски имеют маркировку FR. Помимо специализированных, для лёгкого фрирайда подходят также универсальные сноуборды, которые имеют маркировку All-mountain.

При выборе сноуборда для фрирайда следует руководствоваться несколькими основными параметрами:

    • Длина . Выбор зависит от роста спортсмена. Если выбирается универсальный сноуборд, то его длина должна быть на 15 см меньше роста. Это легко определить, поставив сноуборд перед собой. Верхняя часть должна находиться в районе носа спортсмена или подбородка. Фрирайдовый сноуборд должен быть на 10 см меньше величины роста катающегося. Новичкам следует выбирать доску на 2–3 сантиметра длиннее, чем опытным сноубордистам.
    • Ширина . Бывает узкой (талия до 25 см, «narrow»), стандартной (талия 25–26 см, концы до 30 см, «regular»), средней (талия 25–26 см, концы от 30 см, «mid-wide») и широкой (талия от 26 см, «wide»). Подбирается, в зависимости от размера ноги. Так, например, если размер 45, то следует выбрать ширину «wide».
    • Прогиб . От этого параметра зависит управляемость сноуборда. Существует несколько типов прогибов: классический («camber»), рокер («rocker», «банан»), нулевой («flat») и комбинированные. Все они, кроме нулевого, могут использоваться для свободного спуска, однако новичкам, во время становления навыков, следует выбирать «банан».
    • Кант . Стальные полосы по краям сноуборда позволяют выполнять резкие манёвры во время движения. Больше используются для укатанного снега. Фрирайдовые сноуборды в частности комплектуются прямым кантом.

Рано или поздно каждый из нас оказывается на склоне с огромной доской в руках. И тут встает выбор: либо действительно выучиться кататься на сноуборде, либо выучить 10 слов, благодаря которым будет казаться , что ты умеешь кататься на сноуборде. (Второй вариант особенно понравится тем, кто бережет конечности.)

Вместе с мы приготовили для тебя мини-словарь сноубордистского сленга. Больше никто не заподозрит тебя в том, что ты не катаешься на сноуборде, даже если никогда не видел тебя на склоне!

Райдер - это, собственно, ты. Человек, катающийся на сноуборде или лыжах (пусть еще и не катающийся, а только падающий).Прорайдер - профессиональный спортсмен, который превратил хобби в профессию и зарабатывает на жизнь сноубордингом. Разъезжает по курортам, принимает участие в соревнованиях и собирает восхищенные взгляды девушек. В общем, неплохо.

Кант - металлический край сноуборда. Это часть доски, которая врезается в снег и помогает тебе тормозить и поворачивать. У сноуборда есть два канта: передний и задний. Перекантовка, то есть переход с одного на другой, - это и есть катание. Словить/поймать кант - это когда при перекантовке доска оказывается в параллельном положении к склону, кант слишком зарывается в снег и райдер падает. Особенно неприятно такое падение на большой скорости.

Вельвет - это снежная поверхность трассы, разглаженная ратраком - специальной машиной на гусеничном ходу, с помощью которой выравнивают склон. После проезда гусениц на снегу остаются полоски, которые напоминают вельветовую ткань. Ехать по ровной свежеотратраченной трассе - одно удовольствие. Правда, это все же не сравнится с паудером.

Паудер/пухляк/пухлый - толстый слой свежевыпавшего снега. К нему питают нежные чувства сноубордисты, но его не любят лыжники на узких слаломных лыжах, так как вязнут в паудеровых сугробах. Езда по пухляку напоминает серфинг: доска так и летит под тобой (к тому же нет акул).

Взорвать паудер - проехать первым по свежевыпавшему снегу. О том, насколько это любят сноубордисты, свидетельствует поговорка: «В паудер-дей нет друзей». Иными словами, пришел снегопад - бросай все и беги раскатывать свежий снег, пока это не сделали твои друзья.

Спот - место для катания. Это может быть как курорт, так и отдельная его часть: парк с фигурами для трюков, лес у трассы, что угодно. Место, которое находится рядом с твоим домом или где ты обычно предпочитаешь кататься, называется хоум-спот (home spot).

Дроп - место, откуда можно совершить прыжок вниз на сноуборде. Как правило, это природный рельеф: небольшой холм, камень и пр.

Ски-пасс - абонемент на подъемники. Карточка, которая позволяет тебе по-королевски подниматься на вершины, а не уныло идти пешком.

Фрирайд - катание по неподготовленным склонам. Вне трасс фрирайдеров ждут нетронутые поляны пухляка и интересный природный рельеф, камни, деревья и дропы. Это одна из наиболее опасных разновидностей сноубординга, только для опытных райдеров и тех, у кого есть специальное оборудование на случай схода лавины и, как минимум, рация для связи. Одна из разновидностей фрирайда - бэккантри, подъем в гору пешком или на ратраке и спуск вниз. Любителей пеших походов или подъемов на ратраке называют бэккантри-воинами.

Фристайл - это выполнение трюков на специальных фигурах и прыжков с трамплинов. Включает такую разновидность как джиббинг - выполнение трюков в сноупарке или на улице - по перилам и не только. Суровый уличный стиль, популярный у молодых райдеров.Еще фристайл включает прыжки с трамплинов: большие трамплины называются биг-эйрами (от англ. big air), небольшие - кикерами.

Уборка - последнее и самое неприятное слово нашего словаря. Падение, как правило, неудачное завершение трюка, неудачное приземление. Убраться или разложиться - значит, упасть и, возможно, получить травму. Особенно часто уборки поджидают любителей джиббинга: удариться о металлические перила - это тебе не паудер взрывать. Так что наш главный совет: не забудь взять шлем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!