Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Консультация «Фитнес в детском саду. Использование фитнес-технологий в ДОУ. Использование фитнес – технологий в ДОУ

Алена Коновалова
Опыт работы «Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ»

«Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ, с целью укрепления здоровья и повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста»

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ:

старшие группы

подготовительные к школе группы

Составила:

инструктор по физической культуре

Коновалова Алёна Евгеньевна

Доклад

Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье отрицательно влияет и экологическая обстановка.

В настоящее время согласно данным Министерства здравоохранения РФ только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми, 50% имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья такие как: сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания, остальные 35% страдают хроническими заболеваниями. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. Как сказал один знаменитый мыслитель Торквато Тассо: «Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В. А. Сухомлинский написал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы»

В образовательной программе МДОУ № 10, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС с учетом «Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Вераксы при реализации задач в образовательной области «Физическое развитие» определены направления психолого-педагогической работы по формированию начальных навыков здорового образа жизни и физической культуры.

В связи с этим, стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора физического, интеллектуального и эмоционального развития человека. Так как дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека, именно в эти годы закладываются основы здоровья, формируются качества личности человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его жизненной потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Несмотря на большую популярность физической культуры в наше время, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека.

Начиная работать в детском саду инструктором по физической культуре, я заметила, что однообразие традиционных занятий снижают интерес у детей к физкультуре. Ребенка трудно заставить целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно делать их не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что это очень интересно и весело. Поэтому я стала использовать в своей образовательной деятельности нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастика, «дорожки здоровья», коррекционные упражнения, художественное слово, подвижные игры, релаксационные упражнения. Они, конечно, внесли разнообразие: занятия стали более интересными. Но хотелось чего–то нового. Занимаясь фитнесом сама, в целях самообразования, я познакомилась с методической литературой: «Детский фитнес» - физкультурные занятия для детей 3 – 7 лет под редакцией Е. В. Сулим, «Игровой стретчинг» - занятия по физической культуре ДОУ под редакцией Е. В. Сулим, «Фитнес в детском саду» - программа и конспекты под редакцией О. Н. Рыбкиной и Морозовой.

Итогом изучения методического материала стало внедрение в образовательную программу детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста для повышения уровня их физического развития, физической подготовленности, приобщение к здоровому образу жизни.

Сейчас я вам и расскажу историю развития фитнеса?

Однозначного ответа нет, потому что каждый понимает его по-своему. Для кого-то фитнес является удовольствием, а для других – здоровым образом жизни.

Слово «фитнес» произошло от английского выражения «to be fit», что в переводе означает «быть в форме».

Поговорим немного об истории. Фитнесом занимались еще древние люди, но неосознанно. Они много бегали, прыгали, приседали, нагибались и выполняли кучу физических упражнений, на это их вынуждала жизнь. Позже, с развитием сельского хозяйства появилось много инструментов, которые стали облегчать работу и люди стали задумываться о дополнительных физических упражнениях. Продолжил свое развитие фитнес в древних цивилизациях, люди стали связывать физическую нагрузку с благосостоянием, то есть, кто хорошо работал, тот хорошо жил. В Китае пошли дальше – кто работает, тот не болеет. Они были правы. В то же время в Индии начинает развиваться йога, которая и в наши дни очень популярна.

Огромное развитие фитнес получил, когда государствам потребовалась армия военных: Персидская империя, Спарта и др. Причем хорошей физической и духовной формой должны были обладать не только мужчины, но и женщины, чтобы приносить потомство.

Уделяли немалое внимание физическому развитию в Греции. Именно там свою историю начинает музыка и гимнастика. Для древних греков данная идея была совершенно новой – выполнение физических упражнений под приятную музыку для того, чтобы это сочетание способствовало гармоничному развитию организма. Фитнес в этот период становился ещё более развитым.

Основательно за его развитие взялись в 20 веке.

А что же такое детский фитнес? – это хорошо придуманная детская физкультура под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря.

В задачи детского фитнеса входит:

Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

Совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;

Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

Воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;

Повышать интерес к физкультурным занятиям.

Включив в свою образовательную деятельность использования элементов данных технологий, я преследовала основную цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики для укрепления здоровья и повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Спектр фитнес-технологий, используемых мною в работе с детьми, многообразен и включает в себя: ритмическую гимнастику или аэробику, силовую гимнастику, степ-аэробику, фитбол-гимнастику, са-фи-дансе, игровой стретчинг.

Давайте теперь поговорим отдельно о каждом из видов фитнес-технологий.

Начнем с ритмической гимнастики, её еще раньше называли аэробикой. Появилась аэробика в нашей стране в 1984 году и тут же привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Ритмы аэробики также стремительны и

неуловимы, как и дети, они отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Планируя работу по ритмической гимнастике, я полагала, что физическое развитие детей будет более интересным и эффективным, если в неё войдёт форма физического воспитания с выполнением упражнений ритмического характера.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах: 1. В форме физкультурных занятий (такие занятия проводятся мной 1 раз в три месяца по 25 – 30 минут); 2. В форме «Ритмической композиции», как части физкультурного занятия с продолжительностью 10-12 минут. Одна композиция может разучиваться и закрепляться в течение 2 – 3 месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизмениться, усложниться. Композиции разучиваются на физкультурных занятиях, прогулках, во время подвижных игр («Делай, как я», «Зеркало», проводятся ритмическая гимнастика и во время утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

В основу «Ритмической композиции» входят – упражнения различных видов гимнастики (основной, спортивной, художественной, акробатики, элементы современной аэробики, упражнения с предметами, элементы современного танца.

Такие композиции составляются мной в определенной последовательности по разным сюжетам, объединяются соответствующим музыкальным репертуаром и используются в форме показательных выступлениях на спортивных праздниках.

При организации физкультурного занятия, в подготовительную её часть фитнес-технологии входят в форме: 1. игроритмики - это разнообразные варианты ходьбы и бега, согласованные с музыкой – ходьба на каждый счет и через счет, хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта в процессе движения, сочетание ходьбы с хлопками, бегом, подскоками, прыжками, галопом; 2. игрогимнастики – строевые упражнения с выполнением заданий под музыкальное сопровождение: «Номера», «Музыкальное перестроение».

В начале основной части следует серия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи, пружинистыми приседаниями, ходьбой на месте. Потом упражнения постепенно усложняются. Следующая серия упражнений - нагрузочная, здесь предлагаются упражнения интенсивного характера (наклоны, выпады, махи, прыжки) которые проходят в быстром темпе. После упражнений интенсивного характер следует партерная серия - упражнения из исходных положений сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Заканчивается основная часть подвижными играми или играми ритмического характера: «Плетень», «Отвернись и повернись» и др. Во время занятия все упражнения интенсивного характера чередуются дыхательными упражнениями.

В заключительной части занятия проводится малоподвижная игра.

Конспекты занятий по ритмической гимнастике представлены мной в перспективном планировании по фитнесу.

Силовая гимнастика –это относительно новый вид развития фитнеса. Основными компонентами силовой гимнастики являются: выполнение упражнений с специально подобранным комплектом оборудования (дозируемыми гантелями от 300 г. до 1 кг, кеглями, гимнастическими палками, мячами большого диаметра) и упражнений со своим весом (отжимание, подтягивание, пресс, угол). Нагрузка подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Комплексы силовой направленности с использованием оборудования представлены в картотеке ОРУ и используются мной при организации основной части занятия и утренней гимнастики в оздоровительных целях.

Степ – аэробика – замечательное изобретение американского тренера по аэробике Джин Миллер. Когда-то она травмировала колено. Чтобы ускорить выздоровление, Джин решила тренироваться на ступеньках своего дома. Её подъемы и спуски дали поразивший её результат. И тогда Джин разработала новый вид аэробики с применением специальных невысоких платформ.

Организация степ-аэробики в нашем образовательном учреждении, как и организация ритмической гимнастики проходит: в форме физкультурных занятий (такие занятия проводятся 1 раз в два месяца по 25 – 30 минут); в форме “степ-блоков”, используемых как часть физкультурных занятий с продолжением 10-12 минут); в форме открытых мероприятий.

Подготовительная часть при организации занятий по степ-аэробики проходит в обычном режиме, но иногда степ-платформы используются мной как оборудование для выполнения упражнений - в ходьбе и беге между ними, перешагивании через низ.

В основную часть занятия входит блок «степ-тренировок», которые в себя включают 5 – 7 упражнений на степах с предметами или без и 3-4 упражнения силового характера (работа со своим весом с применением степ-платформы).В конце основной часть занятия мной проводятся подвижные игры, и игры, где степ-платформы служат оборудованием. Такие игры представлены в картотеке «Подвижные игры с использованием фитнес-оборудования».

Заключительная часть занятий заканчивается малоподвижными играми, комплексами дыхательных упражнений и стретчинга для восстановления детей после нагрузки.

В конце учебного года итогом таких занятий является - показательное выступление для родителей.

Так как степ- платформы очень дорогой инвентарь, мы приобрели строительный материал и с педагогами сделали его собственными руками. Размеры: (высота – 10см, длина – 60, ширина – 30; высота ножек - 7 и ширина – 4см).

Что же такое стретчинг?

Само слово «стретчинг» в переводе от английского слова «stretch» – растягиваться.

Это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Игровой стретчинг я применяю как в основной части занятий после 3-4 упражнений с интенсивной нагрузкой, так и в конце занятий. Включаю их в малоподвижные игры и сюжетно-игровые, сочетая с художественным словом, что значительно повышает интерес детей к выполнению таких специфических упражнений. Для этого мною была создана картотека «Веселый стретчинг», куда входят комплексы упражнений и наглядное пособие (карточки, где упражнения изображены в виде картинок).

Например: при рассказе определенного сюжета, детям показываются карточки, после чего они выполняют упражнения.

В основу стретчинга входит:

Медленное и плавное выполнение упражнений;

Расслабление мышц;

«Правило ровной спины»;

Спокойное дыхание;

Регулярное выполнение упражнений.

Фитбол-гимнастика - это триумф оздоровительных видов аэробики. Популярность её основана на отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональной окрашенности и внешней привлекательности.

В образовательную программу этот вид фитнеса не вошел из-за невозможности охвата всех детей, так как в правилах по охране жизни здоровья детей, площадь не позволяет.

Фитбол-гимнастика используется мной в кружковой работе. Занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю по 25 – 30 минут в количестве 10-12 человек, по разработанному мной перспективному развитию кружковой работы «Радуга»

В своей работе по фитбол-гимнастике я использую два вида фитбола – фитбол с «ушками» для старшей группы и «фасолеобразные» фитболы для подготовительной к школе группы.

В оздоровительных целях мячи использую как: опору, предмет (для ОРУ, массажор (в парных упражнениях); препятствие; отягощение; ориентир; амортизатор и тренажер (при развитии силовых способностей мышц рук и ног, развитии функции равновесия).

В задачи фитбол-гимнастики входит поэтапное освоение двигательных элементов и навыков.

1. ЭТАП включает в себя задачи.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

2 ЭТАП - основные задачи:

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Слайд № 32

3 ЭТАП включает основные задачи:

1. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

4 ЭТАП- основная задача : совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

5 Этап включает в себя - показательные выступления детей на праздниках.

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, рекомендуется соблюдать основные правила фитбол-гимнастики:

Необходимо подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой (4-6 лет-45 см, 5-6 лет-50 см, 6-7 лет-55 см)

Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.

Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

Начинать занятия с простых и. п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.

Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания, резкие повороты. При выполнении упражнений в положении лежа не задерживать дыхание.

При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад,

При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.

Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

Са – фи – дансе – это оздоровительно-развивающая танцевально-игровая гимнастика, которая также входит в перспективное планирование кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста проводится 1 раз в неделю 25 – 30 минут во второй половине дня. Группа детей составляет 10-12 человек. В комплексы са-фи-денсе входит: ритмопластика с элементами художественной, спортивной гимнастики, акробатики. Благодаря данной технологии можно создавать яркие, запоминающие номера для показательных выступлений на физкультурных досугах и праздниках.

Планируя процесс физического развития детей с использованием детского фитнеса, согласно принципу интеграции, мною возможно комбинирование фитнес-технологий друг с другом: «фитбол-гимнастика и силовая гимнастика с гантелями», «степ-аэробика и силовая гимнастика с гантелями», метод круговой тренировки – «степ-аэробика и фитбол-гимнастика» и т. д.

При проведении всех фитнес-занятий строго нормирую нагрузку. Учитывая, что у детей 5 – 7 лет развитие скелета, суставного мышечного аппарата еще не окончен, избегаю чрезмерных усилий при выполнении упражнений, слежу за соблюдением правильной осанки, меняю виды деятельности, чередуя с более спокойными видами упражнений. Для повышения интереса к выполнению упражнений различного характера использую нетрадиционные оздоровительные технологии и художественное слово.

Теперь поговорим о взаимодействии педагогов с родителями.

Одно из Условий ФГОС ДО, это взаимодействие детского сада с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную среду.

Поэтому для решения задач по физическому развитию необходимы совместные усилия педагогов и родителей. Однако большинство современных родителей, к сожалению, не являются для ребенка положительным примером в ведении здорового образа жизни.

Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность трех сторон «инструктор – педагог -родитель» в достижении цели здоровьесбережения, открытости, доверия, взаимопомощи. На это направлена деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие педагогов с родителями проходит по двум направлениям:

1. Педагогическое просвещение родителей в сфере «физическая культура»

Памятки, буклеты по темам: «Профилактика плоскостопия», «Фитбол-гимнастика для дошкольников», «Степ-аэробика для дошкольников», «Физкультура и спорт», «Дыхательная гимнастика», «Стретчинг»;

Консультации для родителей на темы: «Здоровые дети в здоровой семье», «Волшебные ступеньки», «Развивайтесь со стретчингом», «Эти забавные мячи».

Информационные стенды: «Мы выбираем спорт», Наши достижения».

Фото стенды на тему спортивных достижений: «Здоровячок», «Спорт в моей жизни», «Счастливое детство».

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды – приобретение материала для степов, создание гимнастических палок из нестандартного оборудования, обновление спортивного инвентаря.

Посещение и участие в открытых мероприятиях; «Средневековье» «Вперед, мальчишки!», - турниры, посвященный 23 февраля «А, ну-ка, мамы!» - веселые старты к 8 марта, куда были внедрены фитнес-технологии.

Открытые занятия.

Перед посещением организованной деятельности мы предлагаем родителям художественное приглашение с датой и временем проведения. В конце мероприятия родители пишут положительные отзывы о просмотренном.

Проведение мастер-класса по теме «Развиваемся с детьми в процессе ритмической гимнастики»,

Проводится мной и взаимодействие с педагогами и проходит также по нескольким направлениям:

Семинар, практикумы, консультации, педчасы: «Стресс и спорт», «Формы организации двигательной активности детей», «История развития фитнеса», «Использование фитнес -предметов в ОРУ», «Этот занимательный стретчинг».

Трансляция опыта – практикум для педагогов: «Степ-аэробика», «Фитбол-аэробика», проходит в нашем дошкольном учреждении каждую пятницу.

Участия в соревнованиях: «Дорога к победе», «Веселые старты»

Накопленный опыт позволил выстроить систему использования элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности, которая дает возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса в разделе «физическая культура», сделать ее современной и эффективной, повысить качество физического образования в целом. У воспитанников появится устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они смогут применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативность.

Самое главное для любого родителя – это то, чтобы малыш был здоровым, крепким, а также красивым, поэтому детей пытаются приучать к правильному образу жизни начиная с самого детства. В результате этого, детский фитнес – это идеальная возможность достичь данной цели. В настоящее время большинство родителей предпочитают данный фитнес, так как в отличие от обычных физических тренировок обладает значительным числом преимуществ. Это относительно молодой вид занятий для малышей, в результате чего родителей зачастую увлекает детская фитнес программа.

Особенности детского фитнеса

– это спортивные занятия, которые включают в себя гимнастику, хореографию, аэробику, восточные единоборства и йогу. Зачастую группа включает 10-15 малышей. Во время организации процесса используется игровая форма, которая дает возможность детям расслабиться и с радостью выполнять задания поставленные тренером. Детям до десяти лет рекомендуется посещать три раза в неделю по полчаса, а вот подростки могут уже увеличить время до сорока минут. Самое главное в таком деле – это не переутомить малыша.

Зачастую занятия данными упражнениями проходят в определенном помещении, которое имеет качели, шведскую стенку, сухой бассейн, канаты, а также прочие необходимые устройства. Фитнес в детском саду позволяет существенно улучшить иммунитет ребенка. В результате выполнения определенных упражнений у малыша формируется правильная осанка, развивается гибкость, ловкость, выносливость и сила. Помимо этого, дает возможность развивать психологическую устойчивость, а также самостоятельность ребенка. Применение игровых элементов дает возможность малышу адекватно реагировать на конфликтные ситуации, и помогают определиться с жизненной позицией.

Для того чтобы проделывать данные действия практически отсутствуют какие-либо противопоказания. Но все же, если у ребенка имеются хронические заболевания, то стоит подобрать программу, которая будет направлена на их исправление.

Виды детского фитнеса

На данный момент детский фитнес набрал огромной известности, в результате существует огромное количество разновидностей:
  1. Fit Ball – это занятия, которые используют . Благодаря таким занятиям происходит развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Step by Step – происходит развитие равновесия, моторики, позволяет детям научится ровной ходьбе.
  3. Baby Top – эти занятия идеально подходят для детей, которые страдают плоскостопием. На таких занятиях упражнения осуществляются зачастую под музыкальное сопровождение, в результате чего укрепляется стопа.
  4. Детская йога – не считая на определенные физические нагрузки, происходит благоприятное влияние на эмоциональное благосостояние малыша. Это идеальный вариант для гиперактивных детей.
  5. Лого-аэробика – при выполнении некоторых физических упражнений, дети декламируют стихотворения, нерифмованные фразы. Благодаря таким занятиям малыш не только развивается с физической стороны, но и происходит развитие речи.
  6. Детский фитнес в бассейне – при таких занятиях зачастую используют упражнения с аквааэробики.

Программа детского фитнеса

На данный момент профессионалы представляют широкий ассортимент программ, которые ориентированы на разные проблемы:
  1. Ритмика для детей – данная программа ориентирована на формирование красивой, правильной осанки, усовершенствование деятельности суставов, а также на укрепление мышц спины. Чаще всего на таких занятиях выполняют прыжки, растяжки, упражнения на гибкость, а также развивают артистизм при помощи хореографических и танцевальных движений.
  2. У-шу – программа, которая направлена усовершенствование человека, главное предназначение которой, не только узнать определенные азы самозащиты, но и открывать в себе такие качества, как терпимость и уважение, доброта и снисходительность к слабым.
  3. Программа главных разновидностей движений – развивает творческие действия, познавательные потребности, двигательный опыт во время выполнения таких упражнений, как катание, висение, качание, вращение, равновесие, прыжки.
  4. Лечебная физкультура – данная программа ориентируется на выполнении упражнений, которые направлены на реабилитацию, профилактику заболеваний.

Подбор инструктора

Самое главное в таких учреждениях – инструктор детского фитнеса, так как именно от него зависит окончательный результат и самое главное, чтобы он не навредил ребенку. Тренер обязан уделять по максимуму внимание всем ученикам, следить, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не потеряли интерес к тренировкам. Занятия должны быть наполнены полезными, постоянно усовершенствованными упражнениями, которые направлены на корректировку осанки или же на физическое воспитание. В результате взаимодействия с инструктором, происходит развитие сердечно – сосудистой системы, гибкости, координации, силы, происходит формирование правильной осанки, развивается умение сосредотачиваться, сохранять самообладание, а также воспитывать коммуникабельность. Благодаря таким физическим действиям, происходит регулировка психоэмоционального уровня, в результате чего ребенок может спокойно противостоять различным конфликтам и стрессам.

Детский фитнес – это прекрасная возможность в легкой, непринужденной форме укрепить мышцы голени, стопы, улучшить обмен веществ, а также укрепить сердечно – сосудистую, дыхательную систему, опорно-двигательную систему, пробудить вдохновение к спорту.

Помимо этого приучать детей к доброте, смелости, коммуникабельности, чтобы им удавалось легко противостоять стрессам и различным конфликтам. По проведенным опросам, наибольшей популярностью в последнее время пользуется . Во время проведения подобных занятий, чаще всего применяют индивидуальный подход к каждому ребенку.

Департамент дошкольного образования администрации города Липецка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Липецка

МАСТЕР-КЛАСС

по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной работы

«Фитнес технологии в ДОУ»

Инструктор по ФК МДОУ № 6 г.Липецка

Стрельникова Наталья Владиславовна

Липецк, 2013

СЛАЙД № 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам опыт работы по организации и проведению внеучебной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по теме: «Фитнес технологии в ДОУ».

СЛАЙД № 2

В качестве первоочередных мер заботы государства о подрастающем поколении, гармоничном формировании личности и становления в России гражданского общества в целом, определено:

Улучшение состояния здоровья российской нации;

Осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Научно-педагогической общественности известно, что успешность решения этих важнейших общенациональных задач существенно зависит наряду со многими другими важными социальными факторами, от возрождения в стране на новом уровне, прежде всего, физкультурного образования и развития массовой оздоровительной физической культуры детей и подростков.

СЛАЙД № 3

По мнению академика Амосова Н.М. ребенок в современном мире сталкивается с 3 пороками цивилизации:

Накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки;

Перееданием;

Гиподинамией.

В итоге это приводит к снижению интереса детей к физической культуре, их малоподвижности. Для получения устойчивого оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движения в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям – это не лишено смысла, к успеху автоматически не приведет и расширение оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

СЛАЙД № 4

На современном этапе стратегическую роль в оздоровительной работе с дошкольниками и школьниками отводится фитнесу (научное обоснование данного утверждения широко представлено в работах: детской аэробики - у Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), С.В. Колесниковой (2005); двигательный игротренинг - у А.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой (2003); фитбол-аэробики – у Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой (2006, 2008); лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» - у Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной (2005) и др.).

Внедрение фитнеса в физическую культуру, и, в частности, в физкультурное образование детей и подростков представляет не только научно-теоретический интерес, но и большое практическое значение.

СЛАЙД № 5

Детский фитнес – общедоступная, высокоэффективная, эмоциональная система целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся.

СЛАЙД № 6

Занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщению их к здоровому образу жизни. Это достигается за счет использования разнообразных инновационных технологий, появившихся в фитнесе, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий. Дети в значительной степени воспринимают те ценности, которые существуют в обществе, желая быть современными, почувствовать себя причастными к миру взрослых. Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора ими занятий фитнесом. Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.

СЛАЙД № 7

Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. С 2003 года по направлению «Детский фитнес» проводятся семинары, что позволяет говорить о возрастании интереса к направлениям детского фитнеса, что предопределяет его дальнейшее развитие.

СЛАЙД № 8

В результате анализа данных научно-методической литературы и исследований вышеперечисленных авторов, фитнес-конвенций, педагогических наблюдений и собственного педагогического опыта в сфере фитнеса, в 2007 году на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 г.Липецка была разработана авторская дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Степ Данс – шаг навстречу здоровью». В течении нескольких лет программа была апробирована с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ № 6, дополнена и модифицирована. В настоящее время программа в силу своих преобразований имеет название «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» и успешно применяется в работе нескольких ДОУ г. Липецка, г.Ельца и г. Орла, оздоровительно-образовательных центрах г.Ставрополя и г.Челябинска.

СЛАЙД № 9

Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» - это система современных направлений детского фитнеса на базе основного модуля программы, нового вида спорта – черлидинга. Черлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников. Черлидинг прекрасно подходит для развития координации у дошкольников, так как включает в себя элементы гимнастики, акробатики, аэробики, спортивных танцев, благоприятно влияет на психоэмоциональную сферу дошкольников – вырабатывает командный дух, взаимопонимание. Не имеет медицинских противопоказаний, предполагает индивидуальный подход, что в целом отлично подходит для дошкольного возрастного периода.

В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ дополнительного образования дошкольников в формате современных фитнес технологий, настоящая программа обладает значительной новизной.

СЛАЙД № 10

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:

СЛАЙД № 11

1. Оздоровительные:

1.1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

1.2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

1.3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

1.4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

1.5. Содействовать профилактике плоскостопия.

1.6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

1.7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.

1.8. Способствовать профилактике различных заболеваний.

СЛАЙД № 12

2. Образовательные:

2.1. Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.

2.2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

2.3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

2.4. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

2.5. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

СЛАЙД № 13

3. Воспитательные:

3.1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

3.2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).

3.3. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

3.4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

3.5. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.

СЛАЙД № 14

Кроме общих принципов физической культуры (всестороннего гармоничного развития личности; оздоровительной направленности занятий; социализации личности в процессе занятий) и принципов, отражающих закономерности педагогического процесса (научности; сознательности и активности; наглядности; доступности; постепенности; систематичности; индивидуализации и дифференциации; прочности и прогрессирования), можно выделить и специфические принципы фитнеса, отражающие закономерности проведения, методики и построения занятий по фитнесу. Основанием для их разработки явились, прежде всего, принципы оздоровительной тренировки:

СЛАЙД № 15

Принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой (Т.А. Кудра, 2002; Т.С. Лисицкая, 2002). Он является одним из важнейших принципов оздоровления и его нельзя понимать как минимизацию нагрузки, так как без определенного напряжения, без затрат усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранить его. В то же время, физическая нагрузка на занятиях фитнесом не должна быть высокой.

Принцип комплексного воздействия на занимающихся отражает комплексность воздействия на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект;

Принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий фитнесом складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной цели занятия, из адекватности средств индивидуальным особенностям занимающихся и стоящим перед ними конкретным задачам и, в то же время, зависит от интереса и желания занимающихся заниматься именно этим видом упражнений;

Принцип эстетической целесообразности. Этот принцип является одним из первых, разработанный в фитнесе. Помимо задач укрепления здоровья, важный мотив для занятий фитнесом – обрести пластику движений и красивую форму тела. Одним из критериев отбора средств для построения фитнес-программ является эстетика движений, их привлекательность для большинства занимающихся, школа движений. Это является особенно важным при составлении детских программ;

Принцип психологической регуляции. Реализация этого принципа обусловлена необходимостью снижения уровня тревожности, выведения из стрессового состояния занимающихся, что является крайне важным в современных условиях жизнедеятельности человека. Этот принцип предполагает воздействие средств и методов психорегуляции – специального подбора музыкального сопровождения, интеграции средств танцевальной терапии и др. методик, способствующих релаксации, позволяющих снимать мышечные зажимы, и через коррекцию тела оздоравливать психику занимающихся;

Принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся. Мониторинг проводится с целью определения оздоровительного эффекта от выполнения занимающихся фитнес-программы, для определения уровня их физического развития, здоровья, внесения дальнейших корректив в программу и получения максимально положительного результата.

Занятия с детьми включают все вышеизложенные принципы, базируются на них, но в силу того, что они имеют свои узко-специфические особенности, отличающие занятия фитнесом с детьми от занятий со взрослыми, используются дополнительные принципы, характерные только для детей. К ним относятся:

СЛАЙД № 16

Принцип игровой и эмоциональной направленности. Занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции;

Принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает целенаправленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, артистизма и воображения;

Принцип самореализации через двигательную деятельность обуславливает самоутверждение ребенка через танец, соревновательные моменты, показательные выступления, содействует раскрепощенности, развивает уверенность в своих силах.

СЛАЙД № 17

Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и предназначена для реализации в системе дополнительного образования в условиях ДОУ.

Структура организации образовательного процесса.

Программа составлена по принципу последовательного практического изучения различных направлений (тем) занятий. Каждое занятие является комплексным, включающим упражнения на развитие выносливости, координации движений, силы и гибкости или упражнения, направленные на коррекцию осанки и состояния позвоночника. Включен также теоретический курс о современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России с использованием видеоматериалов различных соревнований.

СЛАЙД № 18

Программный материал распределен по годам обучения, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал.

Методическое обеспечение программы содержит большой учебно-методический материал по организации и методике проведения занятий по каждому из направлений детского фитнеса.

СЛАЙД № 19

Представлены 14 приложений, включающие: авторские разработки физкультурно-театрализованных постановок; подробное описание комплексов ОРУ, коррекционных упражнений, комплексов степ-аэробики и фитбол-гимнастики в сочетании со сказкотерапией, упражнений игрового стретчинга и танцевальных упражнений.

СЛАЙД № 20

Формы организации образовательного процесса и режим занятий.

1 год обучения наполняемость – до 15 человек;

2 год обучения наполняемость – до 15 человек.

1-2 год обучения – 3 часа в неделю (с уменьшенной часовой нагрузкой учитывая возрастные и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 35-40 минут) – 108 учебных часов в год.

СЛАЙД № 21

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности воспитательно-образовательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с воспитанниками: фронтальная; работа в парах, тройках, малых группах; индивидуальная.

СЛАЙД № 22

И такие формы организации деятельности как: игры-сказки; игры-путешествия; импровизация; игры-тренинги; эстафеты; подвижные игры; соревновательные и показательные выступления.

ВИДЕО – 40 сек.

На занятиях использую интерактивные средства. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств мультимедии – позволяет воссоздать реальную обстановку действительности.

ВИДЕО С ЗАНЯТИЯ

За основу структуры занятий фитнесом были приняты рекомендации М.В. Левина, которые я адаптировала согласно особенностям детского фитнеса.

Подготовительная часть занятия – 10 минут. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и инструктором. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке. Для содержания первой части занятия характерны комплексы психогимнастики, упражнения при ходьбе и беге, дыхательные упражнения, комплексы суставной гимнастики.

Основная часть занятия составляет 20 минут. Задача заключается в овладении главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению такого вида, как «фитнес-аэробика». Обязательно используются коррекционные упражнения, стретчинг, упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ-платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивается эта часть занятия эмоциональной игрой, главным образом соревновательного характера.

Продолжительность заключительной части занятия составляет 5 минут. Задачи этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения, релаксация.

СЛАЙДЫ № 23-24

Два раза в год осенью и весной проводится игровое тестирование по общей физической и специальной физической подготовке с анализом результатов тестов (контрольные нормативы по ОФП и СФП и методика их проведения указаны в приложении программы).

СЛАЙД № 25

Работа с родителями включает в себя:

Информирование об особенностях деятельности секции;

Индивидуальное консультирование родителей;

Совместная подготовка к выступлениям (пошив костюмов, атрибуты);

Демонстрация достижений воспитанников.

СЛАЙД № 26

Результаты реализации программы за последние 3 года:

1. Оздоровительные. Значительный рост понимания значения здорового образа жизни и всех его составляющих. Повышение уровня здоровья дошкольников, их устойчивости к инфекционным простудным заболеваниям, повышение уровня иммунитета, повышение общего жизненного тонуса. Корригирующие упражнения на осанку в комплексах Степ-Данс улучшили осанку, создали мышечный корсет позвоночника, повысили уровень здоровья.

2010 год – средний показатель заболеваемости - 5,5 детодней, что ниже средне-городского уровня; 2011 год – 5,5 детодней; 2012 год – 5,3 детодня.

СЛАЙД № 27

2. Образовательный эффект программы выразился в повышении уровня знаний о физиологии и анатомии физических упражнений; улучшилась осведомленность старших дошкольников о новых современных видах спорта с музыкально-ритмической компонентой.

80% выпускников 2012 уч.года (на конкурсной основе) зачислены в спортивные объединения для дальнейших занятий. (СДЮШОР-11 секция фигурного катания на коньках – 4 человека; МОУ ДОД ДЮЦ «Факел» объединение «Танцевальный фитнес»- 5 чел.; МОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» хореографический коллектив «Free Dance» - 3 чел.

Постоянная физическая нагрузка под музыкальное сопровождение с ясно выраженными ритмическими акцентами, где музыка определяет темп движений, повысила ритмичность у детей, музыкальный слух и музыкальную культуру.

СЛАЙД № 28

Соответствующие промежуточные и финальные тестирования продемонстрировали значительный прогресс таких физических качеств как гибкость, сила, выносливость, координация движений.

2010 год – 22% - очень высокий уровень физической подготовленности (ФП); 63% - высокий уровень ФП; 15% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует.

2011 год – 29% - очень высокий уровень ФП; 66% - высокий уровень ФП; 5% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует;

2012 год – 30% - очень высокий уровень ФП; 68% - высокий уровень ФП; 2% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует.

СЛАЙД № 29

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми по программе также проявилась в результатах ежегодной городской спартакиады дошкольников «Быстрее, выше, сильнее». На протяжении последних трех лет воспитанники ДОУ № 6 показывают высокую результативность.

Коллективные занятия дошкольников во внеучебное время способствовали укреплению дружбы в коллективе, улучшили психологический климат в группе. Регулярные дополнительные занятия сформировали потребность в физической нагрузке.

СЛАЙД № 30

Данный опыт работы представлен на Всероссийском уровне:

Всероссийский конкурс «Урок физкультуры XXI века» - лауреат -2011

Х Всероссийский конкурс педагогов допобразования «Сердце отдаю детям» - победитель областного конкурса, лауреат Всероссийского конкурса – 2011

II Всероссийский конкурс «Я – педагог» - лауреат 2012

Х Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно - оздоровительной и спортивной работы» Федеральный этап – победитель 2012

СЛАЙД № 31

Продолжается работа по самообразованию:

Международный семинар по фитнес-аэробике «Как стать лучшими»…..

Курсы повышения квалификации в ГОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» г. Москва 2011г. по теме «Дополнительное образование детей в современных социокультурных условиях».

СЛАЙД № 32

В настоящее время работа в данном направлении продолжается. С 2011 учебного года в дошкольном учреждении начала функционировать секция «Веселый фигурист» по авторской программе дополнительного образования по обучению детей 6-7 лет катанию на роликовых и фигурных коньках.

СЛАЙД № 33

Спасибо за внимание!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами,компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес. Детский фитнес – система мероприятий, услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья(оздоровление), нормальное(соответствующее возрасту), физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию. Использование элементов детского фитнеса ДОУ (на физкультурных, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей. Детский фитнес развивает не только координацию, выносливость, силу, но и чувство ритма, артистичность, формирует правильную осанку и красивую фигуру. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движений, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, ответственность, творческий подход и интерес к занятиям физкультуры, у них вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения. В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми: занятия на тренажерах, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, черлидинг, пилатес. На данном этапе наш детский сад использует такие технологии, как занятия на тренажерах, фитбол-гимнастика, степ-аэробика. Одна из распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы - занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства, степы, мячи-фитболы. Условно к тренажерам можно отнести пластмассовые гантели, шведские стенки, массажные коврики. На таких занятиях тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма. Развивается общая, приобретается двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а так же формируются интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом. Одна из новых технологий физического воспитания – фитбол-гимнастика.(в переводе с англ. «фитбол»-мяч для опоры, используемый для оздоровительных целях). В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Мячи большого размера (фитболы) появились сравнительно недавно. Такой мяч развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Он является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх-эстафетах. Еще одна из форм физкультурно-оздоровительной работы это- степ-аэробика.(с англ. «степ»- шаг) – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ –степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4-7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Степ-платформы можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Таким образом образом, на наш взгляд использование элементов фитнес - технологий в работе с дошкольниками способствует привлечение детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представления о фитнесе как о способе организации активного отдыха. Приобщившись к фитнесу в юном возрасте, человек и дальше не забудет о своем здоровье и красоте и всегда будет в «форме».

Дошкольное детство - сензитивный период возрастной эволюции человека. В это время совершенствуются органы и системы жизнедеятельности как под влиянием естественного развития, так и вследствие физической активности ребёнка. Поэтому проблема совершенствования системы физического воспитания дошкольников представляется весьма актуальной и привлекает самое пристальное внимание.

Анализ результатов научных исследований, поиск наиболее рациональных путей реализации здоровьесберегающего компонента образовательной программы позволили коллективу дошкольного учреждения определить приоритетные направления деятельности педагогического коллектива. Одним из наиболее актуальных среди них является проблема формирования и поддержания интереса детей к занятиям по физическому воспитанию. Задача педагогического коллектива -в игровой форме, без принуждения, давать детям валеологические знания, чтобы они сами осознали и почувствовали необходимость в ежедневных физических занятиях.

В наших яслях-саду разработана и апробирована авторская система физкультурно-оздоровительной работы, предусматривающая внедрение в двигательный режим дня разнообразных видов гимнастики, стандартного и вспомогательного оборудования, а также активных форм сотрудничества с родителями.

Основная цель системы - воспитание у дошкольников интереса к активной двигательной деятельности на занятиях по физической культуре и фитнесу.

Термин «Фитнес », вошедший в употребление во многих странах мира и ставший интернациональным, имеет американское происхождение. Его буквальный перевод с английского - «готовность, соответствие». Смысловое значение слова «готовность» - это «физическое и ментальное здоровье человека через его готовность к физической работе». В чём же заключается «соответствие» фитнеса? Оказывается, в сочетании разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции фигуры.

Аэробика - составляющая часть фитнеса, включающая в себя более 30 направлений. Методика аэробики - основа основ теории и практики фитнеса. В классическую аэробику стали включать силовые упражнения, в том числе и с различным оборудованием - гантелями, эспандерами, лёгкими тренажёрами.

Таким образом, фитнес - это разнообразный комплекс упражнений, включающий в себя более 30 видов аэробики, спортивные танцы, занятия на тренажёрах, плавание.

Понятие «фитнес» включает в себя и такие компоненты, как рациональное питание и активный отдых.

Дети с удовольствием разучивают различные комплексы танцевальной, -, фитбол-аэробики, самостоятельно придумывают новые способы выполнения движений, упражнения имитационного характера.

Так в детском саду появился фитнес-клуб «Непоседа», существующий уже четвёртый год, который посещают 90% детей. Работа фитнес-клуба позитивно оценивается родителями. Дополнительные занятия по интересам способствуют формированию у детей интереса к двигательной активности, её сохранению на этапе всего дошкольного возраста. Команды нашего ДУ - призёры районных и городских конкурсов.

В нашем саду дети начинают заниматься фитнесом с 3-4 лет.

Принцип построения занятий такой же, как и занятий по физическому воспитанию. Строго соблюдаются три части: вводная, основная, заключительная. Пик нагрузки приходится на середину основной части, а к концу - постепенно снижается. Практически всё занятие проходит под музыку - это стимулирует ребёнка к выполнению движений и создаёт благоприятный эмоциональный фон.

Для разучивания комплексов аэробики используются различные предметы: палки, обручи, кубики, кубы, мячи, ленты, стэпы, гантели. Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жёсткие (палки, обручи, стэпы), создающие эффект сопротивления. Совершенствуется мелкая мускулатура: предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую. Для каждой возрастной группы составлены разные комплексы упражнений, которые постепенно усложняются.

Самая интересная часть занятий по фитнесу для детей среденей группы - , которые обеспечивают тренирующий эффект основных мышечных групп.

Продолжительность занятий с фитболами не должна превышать 8-12 минут, так как они очень интенсивны и быстро вызывают утомление. Важно научить детей правильной посадке на мяч и сохранению равновесия, сидя на мяче. Это лучше делать индивидуально с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Вместе с детьми были придуманы не только отдельные упражнения, но и комплексы аэробики с фитболами. Все упражнения с мячами выполняются в имитационно-игровой форме.

Дети средней и старших групп на занятиях по фитнесу осваивают простейшие тренажёры. Это - гантели (0,5 кг), медболы (1 и 2 кг), «Диски здоровья», батуты, скейтборды, роллеры и плечевые эспандеры. Они предполагают более разнообразную двигательную деятельность детей, вносят элементы новизны, а также эффективно развивают физические качества и двигательные способности ребёнка. Так, тренажёр «Диск здоровья» используется для тренировки вестибулярного аппарата, развития координационных способностей и ловкости. Вращения на дисках из разных исходных положений развивают равновесие и ориентацию в пространстве. Упражнения с гантелями, медболами, эспандерами направлены на развитие силы мышц верхнего плечевого пояса и спины.

Тренажёр «роллер» эффективен для профилактики нарушения осанки, развивает подвижность суставов и гибкость позвоночника. Батуты обеспечивают снижение мышечного напряжения после физической нагрузки. Скейтборды используются в качестве тренировочного устройства для развития силы верхнего плечевого пояса, равновесия и координации движений.

Частая смена видов двигательной деятельности с разнообразной физической нагрузкой содействует концентрации внимания детей.

Важным направлением реализации данной системы является организация эффективного сотрудничества с родителями. Педагогический коллектив обеспечивает ознакомление родителей с разными формами работы по физическому воспитанию, информирование о состоянии здоровья и физического развития, а также двигательной подготовленности ребёнка.

Действенным средством повышения двигательной активности детей являются «домашние задания» для родителей по выполнению физических упражнений с детьми в выходные и праздничные дни. Мы регулярно приглашаем родителей на открытые занятия фитнес-клуба, спортивные праздники, где они становятся не только зрителями, но и участниками. Каждый родитель, посещая эти мероприятия, открывает что-то новое в своём ребёнке, внимательно прислушивается к рекомендациям.

Таким образом, направлены на поддержание интереса дошкольника к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Для выявления эффективности занятий было проведено анкетирование учеников двух классов, ранее посещавших наше дошкольное учреждение и учащихся параллельного класса - выпускников других детских садов. Детям предлагали ответить на ряд вопросов: «Какое занятие для тебя было самым любимым в детском саду?» «Посещаешь ли ты спортивный кружок или секцию?» 95% наших выпускников вспоминают занятия по физическому воспитанию и фитнесу как самые любимые и запоминающиеся. Только 12% выпускников других детских садов назвали занятия по физическому воспитанию самыми любимыми. 77% учеников, помимо уроков физкультуры в школе, занимаются в спортивных секциях.

Результаты анкетирования подтвердили длительный эффект занятий в фитнес-клубе, что является дополнительным аргументом в пользу предложенной нами формы физкультурно-оздоровительной работы.

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей категории



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!