Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Гигиеническое обеспечение при занятиях плаванием. Общие гигиенические особенности занятий плаванием, аэробикой и ритмической гимнастикой

Спортсмены-пловцы находятся под влиянием значительных динамических нагрузок. У них формируется так называемое «чувство воды» - ощущение, анализирующее самые незначительные изменения в сопротивлении воды, ее давлении и температуре. Плавание тренирует вестибулярный аппарат. Значительно развивается сила мышц рук и плечевого пояса.

Пловцы осуществляют дыхания в плотной среде (воде), дыхательные мышцы должны преодолевать это сопротивление и хорошо тренируются при этом.

По величине ЖЕЛ пловцы находятся на 1-ых местах. У пловцов-мастеров - ~6,5 л.

Потребление кислорода при плавании составляет примерно 5-6 литров/минуту, это близко к МПК. Наибольшая аэробная производительность – у пловцов на дистанции 400 и 1500, а наибольшая анаэробная у пловцов-спринтеров.

Кровообращение при плавании имеет свои особенности. Горизонтальное положение тела облегчает работу сердца, в связи с этим возникает возможность увеличения систолического объема крови, а учащенное сердцебиение повышает в целом минутный объем крови. Ритмическое сокращение мышц в сочетании с глубоким дыханием усиливает венозный приток крови к сердцу. Все эти факторы активно тренируют сердечную мышцу.

В плавании существуют разные специализации. По физиологическому воздействию их можно разделить на три группы:Преимущественно анаэробногликолитической направленности (дистанции 100 и 200 м);смешанной аэробной-анаэробной направленности (400 м);преимущественно аэробной направленности (1500 м). Движение в водной среде в горизонтальном положении оказывает на организм своеобразное влияние. Вода, имеющая более высокую, чем воздух, теплопроводность, повышает отдачу тепла, увеличивая энерготраты. Горизонтальное положение тела спортсмена во время плавания способствует улучшению гемодинамики в венозной части сердечно-сосудистой системы, облегчая движение крови по венам из нижней половины тела. Пловцам свойственны хронические заболевания верхних дыхательных путей: тонзиллиты, гаймориты, фарингиты, риниты, отиты. Это связано с длительным охлаждением всего тела и носоглотки, попаданием воды в придаточные пазухи, в среднее ухо. Конъюнктивиты (воспаление слизистой глаз) связаны с раздражающим воздействием хлора, содержащегося в воде бассейнов Гигиеническая профилактика этих заболеваний у пловцов состоит в закаливании организма (воздушные ванны, контрастные души, специальные процедуры закаливания носоглотки - питье холодной воды, полоскание горла холодной водой, промывание носоглотки; обмывание ног холодной водой на ночь).

Еще по теме Гигиена плавания:

  1. Карташева Н. В., Климович С. В.. Тестовые задания по общей гигиене: «гигиена детей и подростков», «гигиена труда», «гигиена питания», 2013
  2. Психические состояния моряков в обеспечении безаварийного плавания
  3. Роль психических состояний личного состава в длительных плаваниях
  4. Динамика индивидуальных психических состояний военных моряков в длительных плаваниях
  5. ПУТИ ПОДДЕРЖАНИЯ ВЫСОКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА И СНЯТИЯ ЧРЕЗМЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ДАЛЬНЕМ ПЛАВАНИИ
Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

13.2. Плавание

13.2. Плавание

Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно необходимые навыки передвижения в воде. Занятия плаванием доступны мужчинам и женщинам в любом возрасте.

При гигиеническом обеспечении тренировки пловцов необходимо учитывать основные тенденции развития современного плавания. Прежде всего, это значительные тренировочные нагрузки при двух и трех тренировках в день, в процессе которых спортсмены проплывают 18–20 км. В последнее время резко снизилась нижняя возрастная граница спортсменов: выдающихся достижений в плавании достигают спортсмены в возрасте 12–13 лет.

Распорядок дня строят с учетом проведения двух, а иногда и трех тренировок в день. Обычно первая тренировка начинается рано утром – в 7.00–7.30. В связи с этим необходимо предусматривать более ранний подъем и отход ко сну. В режиме дня следует выделять время для дневного сна. Особое внимание уделяется правильному чередованию видов деятельности для обеспечения необходимого отдыха в течение дня. В тренировках пловцов следует широко использовать переключение с одного вида тренировочной нагрузки на другой, переход от работы большого объема к работе высокой интенсивности. Занятия должны быть возможно более вариативными.

Закаливание имеет важное профилактическое значение для пловцов. Прежде всего необходимо широко использовать различные водные процедуры (обливание холодной водой, обмывание стоп на ночь холодной водой). Вместе с этим рекомендуется применять солнечные и ультрафиолетовые облучения. Все это оказывает благоприятное влияние на организм, иммунобиологические процессы и функции кожи. Пловцам следует также рекомендовать в целях закаливания систематически проводить в осенне-зимнее время кроссовые пробежки и занятия лыжным и конькобежным спортом. Все это способствует повышению неспецифической устойчивости организма и профилактике типичных для пловцов заболеваний уха, горла и носа. В этих же целях следует регулярно проводить полоскание горла холодной водой утром и вечером.

Личная гигиена пловца связана с тщательным уходом за телом и профилактикой кожных заболеваний, и прежде всего эпидермофитии.

Одежда и обувь пловцов при тренировках на суше подбирается с учетом соответствующих метеорологических условий. При участии в соревнованиях мужчины, юноши, мальчики выступают в специальных плавательных трусах, а женщины, девушки, девочки – в купальных костюмах.

Питание пловцов должно быть разнообразным, с широким ассортиментом продуктов животного происхождения.

Суточный расход энергии у пловцов должен быть в среднем 65–70 ккал, а при длительном плавании – 68–72 ккал на 1 кг веса.

В обычных условиях для пловцов рекомендуются следующие нормы пищевых веществ (г на 1 кг веса): белков – 2,1–2,3, жиров – 2–2,1, углеводов – 9,5–10. Учитывая, что юные пловцы находятся в стадии роста и развития, следует обеспечивать в рационе необходимое количество продуктов, богатых белками животного происхождения (молоко, молочные продукты, мясо, рыба, бобовые). Особое внимание следует обращать на содержание в пище витаминов (особенно витаминов С и группы В) и минеральных веществ. Распорядок приема пищи должен предусматривать четырехразовое питание. Перед утренней тренировкой необходим небольшой завтрак, для чего можно использовать питательные смеси.

В подготовительном периоде тренировки при общефизической подготовке, направленной на увеличение мышечной массы и силы пловцов, в пищевых рационах необходимо увеличивать содержание белков, используемых организмом для пластических целей. На этапах тренировки с преимущественным развитием выносливости рекомендуется обогащать пищу витаминами В 1 , В 2 , РР и С. Желательно также применять пищевые источники железа (из препаратов – глицерофосфат железа). При тренировках на выносливость количество белков в пищевом рационе на 1 кг веса тела должно составлять 2–2,1 г, углеводов – 9–10, жиров – 2,4–2,5 г.

При тренировочных циклах, в которых преобладают скоростные упражнения, в пищу следует включать продукты, содержащие фосфористые соединения (молочные продукты, мясо, сыры). При совершенствовании скоростных и скоростно-силовых качеств пловцов в пищевом рационе должно содержаться на 1 кг веса тела до 2,1–2,3 г белков, 2–2,1 г жиров и 8–9 г углеводов. При этом углеводы должны покрываться главным образом за счет овсяной крупы или хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет хлеба или круп.

При составлении пищевых рационов для юных пловцов можно использовать следующие данные. У пловцов в возрасте 14 лет при напряженной тренировке в соревновательном периоде суточный расход энергии составляет в среднем 3558 ккал, а на 1 кг веса – 61,3 ккал. При этом специфические энергозатраты, обусловленные спортивной тренировкой, равны 1056 ккал.

В периоды напряженной подготовки при двух или трех тренировочных занятиях в день следует применять следующие продукты повышенной биологической ценности: спортивный напиток с белковым гидролизатом, глюкозно-белковый шоколад, белковое печенье «Олимп».

Дозирование тренировочных нагрузок, особенно у юных пловцов, должно осуществляться при постоянном врачебном контроле, с учетом возрастных особенностей и обеспечения гармоничного развития растущего организма. Нерациональное планирование подготовки юных пловцов может оказать отрицательное воздействие на организм.

При подготовке пловцов в целях быстрейшего восстановления применяются различные виды массажа, душ, теплые ванны, контрастные ванны, сауна и другие средства.

Открытые и крытые искусственные плавательные бассейны, в которых проходят тренировочные занятия пловцов, должны отвечать гигиеническим требованиям к плавательным бассейнам (СНиП 11–76–78).

Контроль за состоянием бассейна осуществляется медицинским персоналом и работниками СЭС. Пропускная способность бассейна должна соответствовать СНиП 11–76–78. Промежуток между сеансами плавания должен быть 30 мин.

По характеру очистки и методу использования воды различают бассейны рециркуляционного и проточного типа. Независимо от системы заполнения бассейнов и методов очистки во всех случаях необходимо соответствующее обеззараживание воды.

Лучшими с гигиенической и экономической точек зрения являются бассейны рециркуляционного типа. В них вода из ванны постоянно поступает на очистные сооружения и затем опять возвращается в нее. Устройство очистных сооружений представляет собой замкнутую систему, в цепь которой последовательно включены насосы, устройства для коагуляции воды, фильтры и аппаратура для обеззараживания воды.

Рециркуляция воды в бассейне увеличивает эффект ее обеззараживания, уменьшает общее бактериальное загрязнение, позволяет обеззараживающему средству равномерно распределяться по всей массе воды, а также снижает расход подогретой воды.

Санитарно-гигиеническое состояние воды в бассейне во многом зависит от методов и режима ее обеззараживания. Для этого в современных бассейнах применяется хлор, бром, а также соли меди и серебра, озонирование, ультрафиолетовое облучение или комплексные методы.

Вода, подаваемая в бассейн, должна по всем показателям отвечать требованием ГОСТ 2878–73 «Вода питьевая».

В последнее время все шире ведется работа по изысканию и внедрению в практику новых средств обеззараживания воды, с тем чтобы избегать отрицательного воздействия хлорированной воды на пловцов.

Из книги Уроки верховой езды автора Пчелина М Л

Плавание Правильно Неправильно

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Зрение и подводное плавание Погружение под воду приводит к значительным изменениям в органах зрения, как под воздействием прямых эффектов гидростатического давления, так и из-за разницы в показателе преломления воды и

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Плавание В данном случае речь идет о плавании без снаряжения. Очевидно, что плавание в бассейне различными стилями и с соблюдением графика тренировок - отличный способ почувствовать себя в гармонии с водной средой. Развитие привыкания к воде является одним из главных

Из книги Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче автора Лафлин Терри

Плавание лицом вверх Речь идет о том, чтобы переплывать бассейн под водой в перевернутом положении, с лицом, направленным к поверхности. Такое упражнение позволяет привыкнуть к плаванию в неестественном положении, когда вода затекает в нос, и приходится постоянно

Из книги Растяжка для каждого автора Андерсон Боб

Плавание в ластах Говоря о плавании в ластах, мы, по сути, имеем в виду перемещение человека в воде при помощи искусственных конечностей, которые, к тому же, нужно уметь использовать, чтобы получать наилучшие результаты при минимальных усилиях. Рис. 44 Правильная работа

Из книги 100 великих спортивных достижений автора Малов Владимир Игоревич

Плавание Часто приходится слышать, что плавание в олимпийском триатлоне не столь важно, потому что на велосипедном этапе можно выиграть значительно больше, ведь плыть приходится всего 1,5 км (это занимает 20–30 мин.), а ехать - целых 40 км (1 ч. - 1 ч. 10 мин.). Отчасти в этом

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

1. Плавание Разделяем дистанцию на следующие этапы: Первый буек. Задача - приплыть к первому буйку в лучшей группе. Начинайте достаточно быстро, но не максимально. Не забывайте отслеживать траекторию через каждые 5–7 гребков. Поворот (повороты). За 5 м до поворота и

Из книги Том 2. Водные виды спорта автора Свиньин Владимир Федорович

Плавание против потока Работая над этой книгой, я параллельно готовил подвал своего дома к установке «Бесконечного бассейна» - бассейна со встроенным противотоком. Раньше я считал, что динамика плавания на месте, в то время как вода двигается мимо вас, может повредить

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги Жизнь без границ. История чемпионки мира по триатлону в формате Ironman автора Айлвин Майкл

Из книги автора

Плавание Олимпийские победы киноактера Джон Вейсмюллер стал первым спортсменом, сумевшим проплыть 100 метров вольным стилем быстрее, чем за минуту. Тогда ему было 18 лет. Позже Вейсмюллер на играх двух Олимпиад завоевал 5 золотых медалей. Не раз устанавливал мировые

Из книги автора

Плавание под спинакером Этот легкий пузатый парус можно нести почти на всех полных курсах - от фордевинда до галфвинда. В отличие от основных парусов - грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

13.2. Плавание Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно

Из книги автора

Плавание Совет 24 Разомнитесь в течение 15–25 минут перед стартом. Я обычно залезаю в воду за 15 минут перед тем, как пушка даст старт, и делаю 10-минутную разминку (с небольшими ускорениями), а потом 5 минут на стартовой линии расчищаю место вокруг себя. Я не бегаю перед

Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоническому развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно необходимые навыки передвижения в воде. Занятия плаванием доступны людям любого возраста.

При гигиеническом обеспечении тренировки пловцов необходимо учитывать основные тенденции развития современного плавания. Прежде всего это значительные тренировочные нагрузки: за один день спортсмены проплывают до 18-20 км. В последнее время резко снизилась нижняя возрастная граница спортсменов: выдающихся достижений в плавании достигают спортсмены в возрасте 14- 15 лет.

Распорядок дня должен обеспечивать проведение двух и трех тренировок в день. Обычно первая тренировка (утренняя) начинается в 7.00-7.30 ч. В связи с этим необходимо предусматривать более ранний подъем и отход ко сну. В режиме дня следует выделять время для дневного сна. Особое внимание уделяется правильному чередованию различных видов деятельности для обеспечения необходимого отдыха в течение дня. В тренировках пловцов следует широко использовать своевременное переключение с одного вида тренировочной нагрузки на другой, переход от работы большого объема к работе высокой интенсивности. Занятия должны быть возможно более вариативными.

Закаливание имеет важное профилактическое значение для пловцов. Прежде всего необходимо использовать различные водные процедуры: обливания холодной водой, обмывание стоп на ночь холодной водой. Вместе с этим рекомендуется применять солнечные и ультрафиолетовые облучения. Все это оказывает благоприятное влияние на организм, иммунобиологические процессы и функции кожи. Пловцам желательно также в целях закаливания систематически проводить в осенне-зимнее время кроссовые пробежки и занятия лыжным и конькобежным спортом. Все это способствует повышению неспецифической устойчивости организма и профилактике типичных для пловцов заболеваний уха, горла и носа. В этих же целях следует регулярно проводить утром и вечером полоскание горла холодной водой.

Личная гигиена пловца связана с тщательным уходом за телом и профилактикой кожных заболеваний, и прежде всего эпидермофитии.

Одежда и обувь пловцов при тренировках на суше подбираются с учетом соответствующих метеорологических условий. При участии в соревнованиях мужчин, юноши, мальчики выступают в специальных плавательных трусах, а женщины, девушки, девочки - в купальных костюмах. Женский купальный костюм должен иметь вырез не более 12 см на шее спереди и не более 20 см от шеи сзади, не более 5 см от подмышечной впадины впереди и 7 см сзади.

Питание пловцов должно быть разнообразным, с широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения.

Калорийность суточного рациона у пловцов должна составлять в среднем 65-70 ккал, а при длительном плавании - 68-72 ккал на 1 кг массы тела.

В обычных условиях для пловцов рекомендуются следующие нормы пищевых веществ (г на 1 кг массы тела): белков - 2,1-2,3, жиров - 2,-2,1, углеводов - 9,5- 10. Учитывая, что юные пловцы находятся в стадии роста и развития, следует обеспечивать в рационе необходимое количество продуктов, богатых белками животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, бобовые). Особое внимание обращается на содержание в пище витаминов (особенно витаминов С и группы В) и минеральных веществ. Питание должно быть четырехразовым. Перед утренней тренировкой необходим небольшой завтрак, для чего можно использовать питательные смеси.

В подготовительном периоде тренировки при общефизической подготовке, направленной на увеличение мышечной массы и силы пловцов, впищевых рационах необходимо увеличивать содержание белков. На этапах тренировки с преимущественным развитием выносливости рекомендуется обогащать пищу витаминами В 1 В 2 , PP и С. Желательно также применять продукты, содержащие железо. При тренировках на выносливость количество белков в пищевом рационе на 1 кг массы тела должно составлять 2-2,1 г, углеводов - 9-10, жиров - 2,4-2,5 г.

При тренировочных циклах, в которых преобладают скоростные упражнения, в пищу следует включать продукты, содержащие фосфористые соединения (молочные продукты, мясо, сыры). При совершенствовании скоростных и скоростно-силовых качеств пловцов в пищевом рационе должно содержаться на 1 кг массы тела до 2,1-2,3 г белков, 2-2,1 г жиров и 8-9 г углеводов. При этом норма углеводов должна покрываться главным образом за счет овсяной крупы или хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет хлеба, макарон или других круп.

При составлении пищевых рационов для юных пловцов можно использовать следующие данные. У пловцов в возрасте 14 лет при напряженной тренировке в соревновательном периоде суточный расход энергии составляет в среднем 3558 ккал (61,3 ккал на 1 кг массы тела). При этом специфические энерготраты, обусловленные спортивной тренировкой, равны 1056 ккал (И. И. Александров, Н. Н. Шишина).

Для пловцов и игроков в водное поло на различных этапах подготовки рекомендуются четыре пищевых рациона (табл. 38):

Этап базовой подготовки - рацион 3 или 4;

Этап предсоревновательной и соревновательной подготовки - рацион 3;

Этап восстановления - рацион 1 или 2.

В периоды напряженной подготовки при двух или

трех тренировочных занятиях в день следует применять продукты повышенной биологической ценности.

Нормирование тренировочных нагрузок, особенно у юных пловцов, должно осуществляться при постоянном врачебном контроле, с учетом возрастных особенностей и необходимости обеспечения гармонического развития растущего организма. Нерациональное планирование подготовки юных пловцов может оказать отрицательное воздействие на организм.

Высокие тренировочные нагрузки в плавании требуют широкого применения различных средств восстановления и повышения работоспособности. Применение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками тренировок со средними и малыми нагрузками с принципиально отличающейся направленностью способствует интенсификации восстановительных процессов.

При подготовке пловцов в целях быстрейшего восстановления применяются различные виды массажа, душ, теплые ванны, контрастные ванны, сауна и другие средства (О. В. Кучнев).

Массаж применяется после больших по объему и интенсивности тренировок, когда пловец согреется в течение 5-7 мин под теплым душем или в теплой ванне (35-38°С).

После каждой тренировки в течение 5-10 мин принимают душ, температуру которого постепенно повышают. Можно также принимать теплую ванну (36-38°С), в которую добавляется две столовые ложки хвойного экстракта.

Время пребывания в ванне 10-15 мин. Под душем и в ванне пловцы выполняют приемы самомассажа для тех групп мышц, в которых чувствуется усталость и боль после тренировки.

Хороший восстановительный эффект дает теплый гидромассаж, продолжительность которого 15-20 мин. Напор струи подбирается индивидуально.

В процессе подготовки пловцов предлагаются следующие комплексы восстановительных мероприятий.

На первом этапе подготовительного периода в недельном цикле с днем отдыха в воскресенье: понедельник - теплый душ; вторник - местный ручной массаж с использованием растирок; среда - гидромассаж или хвойная ванна (лучше первое); четверг - местный ручной массаж с растирками и теплый душ; пятница - гидромассаж или хвойная ванна; суббота - общий восстановительный массаж или парная баня с массажем.

На втором этапе подготовительного периода с ярко выраженной специальной направленностью в тренировке: понедельник, среда, пятница - гидромассаж или хвойная ванна; суббота-парная баня, или парная баня с массажем, или теплый душ и общий восстановительный массаж.

В соревновательном периоде рекомендуется проводить: предстартовый ручной массаж (с растирками) перед утренними и вечерними стартами; общий восстановительный массаж продолжительностью 20-30 мин через 1,5-2 ч после утренних или вечерних заплывов; теплая хвойная ванна или душ перед сном.

Типичные заболевания пловцов, связанные с длительным пребыванием в водной среде, - конъюнктивит, болезни верхних дыхательных путей и органов слуха, эпидермофития.

Возникновение конъюнктивита у пловцов связано с раздражающим действием хлора при чрезмерном хлорировании воды или ее загрязнении. Лечение проводится с помощью специальных глазных капель. В целях профилактики необходимо строго осуществлять контроль за качеством хлорирования воды и применять специальные герметические очки.

Заболевания верхних дыхательных путей и органов слуха возникают в связи с длительным пребыванием спортсменов в воде. Чаще всего у пловцов наблюдаются хронические риниты (насморки). Обычно они являются признаками хронического заболевания придаточных пазух носа. Основной причиной этих заболеваний является постоянное попадание воды в пазухи при нарушении нормального носового дыхания. Эти же причины вызывают у пловцов хронические тонзиллиты. Необходимо тщательное лечение указанных заболеваний на ранних стадиях их развития. В профилактических целях следует широко использовать различные закаливающие процедуры.

Эпидермофития вызывается патогенным грибком эпидермофитоном. У пловцов предрасполагающими факторами является воздействие водной среды и возможность заражения в душевых и других помещениях бассейнов. Эпидермофития требует систематического лечения. До полного излечения пловцам нельзя тренироваться в бассейне. Для профилактики следует использовать в помещениях бассейна резиновые или пластмассовые шлепанцы, тщательно выбирать ноги, проветривать и дезинфицировать обувь.

Современные плавательные бассейны должны иметь необходимые помещения и оборудование для проведения различных восстановительных, диагностических и лечебных процедур. В этих целях разработан специальный комплекс помещений. Он включает в себя следующие помещения: блок для проведения водных процедур (суховоздушная баня, душевой зал, контрастная ванна, процедурные ванны), гидромассаж, восстановительный бассейн, кабинет сухого массажа, кабинет электропроцедур, кабинет функциональной диагностики, кабинет врача, процедурную, комнату отдыха, обслуживающего персонала.

Распорядок днядолжен обеспечивать проведение двух и трех тренировок в день. Обычно первая тренировка (утренняя) начинается в 7.00-7.30 ч. В связи с этим необходимо предусматривать более ранний подъем и отход ко сну. В режиме дня следует выделять время для дневного сна. Особое внимание уделяется правильному чередованию различных видов деятельности для обеспечения необходимого отдыха в течение дня. В тренировках пловцов следует широко использовать своевременное переключение с одного вида тренировочной нагрузки на другой, переход от работы большого объема к работе высокой интенсивности. Занятия должны быть возможно более вариативными.

Закаливание имеет важное профилактическое значение для пловцов. Прежде всего необходимо использовать различные водные процедуры: обливания холодной водой, обмывание стоп на ночь холодной водой. Вместе с этим рекомендуется применять солнечные и ультрафиолетовые облучения. Все это оказывает благоприятное влияние на организм, иммунобиологические процессы и функции кожи. Пловцам желательно также в целях закаливания систематически проводить в осенне-зимнее время кроссовые пробежки и занятия лыжным и конькобежным спортом. Все это способствует повышению неспецифической устойчивости организма и профилактике типичных для пловцов заболеваний уха, горла и носа. В этих же целях следует регулярно проводить утром и вечером полоскание горла холодной водой.

Личная гигиена пловца связана с тщательным уходом за телом и профилактикой кожных заболеваний, ипрежде всего эпидермофитии.

Одежда и обувь пловцов при тренировках на суше подбираются с учетом соответствующих метеорологических условий. При участии в соревнованиях мужчин, юноши, мальчики выступают в специальных плавательных трусах, а женщины, девушки, девочки - в купальных костюмах. Женский купальный костюм должен иметь вырез не более 12 см на шее спереди и не более 20 см от шеи сзади, не более 5 см от подмышечной впадины впереди и 7 см сзади.

Питание пловцов должно быть разнообразным, с широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения.

Калорийность суточного рациона у пловцов должна составлять в среднем 65-70 ккал, а при длительном плавании - 68-72 ккал на 1 кг массы тела.

В обычных условиях для пловцов рекомендуются следующие нормы пищевых веществ (г на 1 кг массы тела): белков - 2,1-2,3, жиров - 2,-2,1, углеводов - 9,5- 10. Учитывая, что юные пловцы находятся в стадии роста и развития, следует обеспечивать в рационе необходимое количество продуктов, богатых белками животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, бобовые). Особое внимание обращается на содержание в пище витаминов (особенно витаминов С и группы В) и минеральных веществ. Питание должно быть четырехразовым. Перед утренней тренировкой необходим небольшой завтрак, для чего можно использовать питательные смеси.



Нормирование тренировочных нагрузок, особенно у юных пловцов, должно осуществляться при постоянном врачебном контроле, с учетом возрастных особенностей и необходимости обеспечения гармонического развития растущего организма. Нерациональное планирование подготовки юных пловцов может оказать отрицательное воздействие на организм.

Высокие тренировочные нагрузки в плавании требуют широкого применения различных средств восстановления и повышения работоспособности. Применение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками тренировок со средними и малыми нагрузками с принципиально отличающейся направленностью способствует интенсификации восстановительных процессов.

При подготовке пловцов в целях быстрейшего восстановления применяются различные виды массажа, душ, теплые ванны, контрастные ванны, сауна и другие средства (О. В. Кучнев).

Массаж применяется после больших по объему и интенсивности тренировок, когда пловец согреется в течение 5-7 мин под теплым душем или в теплой ванне (35-38°С).

После каждой тренировки в течение 5-10 мин принимают душ, температуру которого постепенно повышают. Можно также принимать теплую ванну (36-38°С), в которую добавляется две столовые ложки хвойного экстракта.

Время пребывания в ванне 10-15 мин. Под душем и в ванне пловцы выполняют приемы самомассажа для тех групп мышц, в которых чувствуется усталость и боль после тренировки.

Хороший восстановительный эффект дает теплый гидромассаж, продолжительность которого 15-20 мин. Напор струи подбирается индивидуально.

Типичные заболевания пловцов, связанные с длительным пребыванием в водной среде, - конъюнктивит, болезни верхних дыхательных путей и органов слуха, эпидермофития.

Возникновение конъюнктивита у пловцов связано с раздражающим действием хлора при чрезмерном хлорировании воды или ее загрязнении. Лечение проводится с помощью специальных глазных капель. В целях профилактики необходимо строго осуществлять контроль за качеством хлорирования воды и применять специальные герметические очки.

Заболевания верхних дыхательных путей и органов слуха возникают в связи с длительным пребыванием спортсменов в воде. Чаще всего у пловцов наблюдаются хронические риниты (насморки). Обычно они являются признаками хронического заболевания придаточных пазух носа. Основной причиной этих заболеваний является постоянное попадание воды в пазухи при нарушении нормального носового дыхания. Эти же причины вызывают у пловцов хронические тонзиллиты. Необходимо тщательное лечение указанных заболеваний на ранних стадиях их развития. В профилактических целях следует широко использовать различные закаливающие процедуры.

Эпидермофития вызывается патогенным грибком эпидермофитоном. У пловцов предрасполагающими факторами является воздействие водной среды и возможность заражения в душевых и других помещениях бассейнов. Эпидермофития требует систематического лечения. До полного излечения пловцам нельзя тренироваться в бассейне. Для профилактики следует использовать в помещениях бассейна резиновые или пластмассовые шлепанцы, тщательно выбирать ноги, проветривать и дезинфицировать обувь.

Современные плавательные бассейны должны иметь необходимые помещения и оборудование для проведения различных восстановительных, диагностических и лечебных процедур. В этих целях разработан специальный комплекс помещений. Он включает в себя следующие помещения: блок для проведения водных процедур (суховоздушная баня, душевой зал, контрастная ванна, процедурные ванны), гидромассаж, восстановительный бассейн, кабинет сухого массажа, кабинет электропроцедур, кабинет функциональной диагностики, кабинет врача, процедурную, комнату отдыха, обслуживающего персонала.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать понятие о значении плавания как средства укрепления здоровья.

Основные задачи:

  • Начать формирование знаний о значении плавания как средства укрепления здоровья.
  • Ознакомить учащихся с понятиями личная гигиена и гигиена плавания.
  • Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, активности, уважительного отношения друг к другу.

Место проведения: учебный класс

Необходимый инвентарь: мягкий мячик (1 шт.), карточки трех цветов (красный, оранжевый, зеленый), презентация по теме, лист бумаги.

Тип урока – комбинированный.

Этапы урока

1. Подготовительная часть.

Учащиеся достают дневники, ручку; им выдается лист бумаги. Ознакомить учащихся с темой и задачами на урок. Опрос по материалу предыдущего урока. (фронтальный. Учитель бросает мягкий мячик отвечающему ученику).

Слайд № 2

Вопрос 1: Что такое плавание как вид физических упражнений и спорта?

Ответ: плавание – это умение держаться на воде (статическое плавание) и передвигаться в нужном направлении (динамическое плавание).

Вопрос 2: Что такое статическое плавание?

Ответ: статическое плавание - держание на воде в горизонтальном положении без движения

Вопрос 3: Что такое динамическое плавание?

Ответ: динамическое плавание – передвижение по воде в горизонтальном положении с выполнением элементов техники

2. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы) Слайд №3 Первая подтема урока – это гигиена плавания

Учитель : “Ребята, кто знает, что это за понятие гигиена!?”

(Беседа с детьми на тему гигиены)

Это понятие сформировалось еще в древние века и пошло от имени богини Гигиеи, которая изображалась сидя на камне и кормящей змею из чаши. Она символизировала принцип здоровья во всех сферах человеческой деятельности.

Давайте с Вами закрепим, что входит в понятие личная гигиена:

  • режим дня;
  • чередование труда, отдыха и спорта;
  • чистота (уход за кожей, уход за волосами, гигиена полости рта, правильное питание).

Учитель : “Как Вы думаете, существует ли гигиена воды?”

Понятие гигиена воды также имеет место быть. Для того чтобы занятия в бассейне были комфортными и полезными для здоровья, в нем проводится комплекс мероприятий по подготовке воды и уходу за ней.

А именно:

  • подогрев воды (Необходим для поддержания комфортной температуры в чаше бассейна. Температура воды в бассейне составляет 25-28 °С);
  • обеспечение рециркуляции воды (Необходима для равномерного перемешивания воды во всех частях бассейна.);
  • обеззараживание воды (Уничтожение биологически активных загрязнителей и продуктов жизнедеятельности (микроорганизмы, водоросли, бактерии, вирусы, потожировые выделения);
  • механическая очистка воды (Очистка воды от таких загрязнителей как мусор, пыль, песок, отмершие микроорганизм. Осуществляется с помощью специальных фильтров (песочных, мембранных, угольных).

Остановимся на обеззараживании воды. Этот процесс в нашем бассейне осуществляется комплексно или комбинированным методом. А именно у нас добавляют хлор, а так же применяют ультрафиолет. В некоторых бассейнах применяются отдельно реагентные или безреагентные методы.

Итак, воду в бассейне очищают от механических включений, неорганических и органических примесей.

Теперь давайте обсудим значение плавания для укрепления здоровья.

Плавание относят к одному из лучших видов физической активности. Во-первых, плавание в бассейне, является одним из самых безопасных и полезных видов физических нагрузок. Во-вторых, плавание подходит для людей разного возраста. В-третьих, плавание помогает людям приблизиться к природе, ведь мы на 85 % состоим из воды, а человеческий плод развивается так же в водной среде.

Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект на

  • иммунную систему

Плавание - эффективное средство закаливания. Оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.

Слайд №10

  • опорно-двигательную систему

В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры.

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Плавание помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.

Слайд №11

  • дыхательную систему

Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, способствует увеличению жизненного объема легких и усиливает их вентиляцию.

Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.

В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.

Слайд №12

  • сердечно-сосудистую систему

Плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны даже людям с ослабленным сердцем.

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.

Слайд № 13

И наконец, плавание оказывает оздоровительный эффект на:

  • нервную систему

Занятия плаванием способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.

Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.

Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает избавиться от водобоязни, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.

Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.

3. Обобщение и закрепление

По ходу урока учащиеся составляют таблицу – “Значение плавания на физиологические системы организма”

Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод, что плавание - прекрасный и очень полезный для здоровья вид физической активности.

5. Домашнее задание

Слайд №14

Написать рассуждение на тему: “Что для меня значит плавание”

Оценить урок:

  • если урок для Вас был полезен и интересен, покажите/нарисуйте зеленый прямоугольник
  • если урок показался Вам скучным и неинтересным, покажите/нарисуйте красный прямоугольник
  • если урок был не плох, покажите/нарисуйте оранжевый прямоугольника


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!