Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц. Строение мышц. Обзор мышц человека Конспект по биологии строение мышц

Цыганкова Анна Васильевна
учитель химии и биологии
средней школы при АОДКТС "Чайка"
1 категория

8 класс
Тема урока: «Виды мышц, их строение»
Задачи урока:
формировать знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.
развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
роль физических упражнений на опорно - двигательную систему и состояние организма в целом, бережное отношение к своему здоровью.
Средства обучения:
презентация
рисунок «строение скелетной мышцы», поперечно – полосатая, поперечно – полосатая сердечная и гладкая мышцы
таблица «Мышцы человека»

Тип урока: комбинированный
Методы и формы: индивидуальная, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный

Ход урока
I. Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока «Мышцы. Типы мышц, их строение и значение».

Работать будем по следующему плану:
Слайд 2
Но прежде чем перейдем к изучению новой темы, повторим домашнее задание.

II. Проверка знаний учащихся
Слайд 3
Закончи высказывание:

 1. Нарушение целостности кости – ... (перелом).
 2. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).
 3. Переломы бывают двух видов-…(открытые и закрытые)
 4. Перелом, при котором возможно смещение костей, повреждение кровеносных сосудов, мышцы и кожи называется - …(открытым)
 5. Выход суставной головки из суставной впадины называется - …(вывихом)
 6. Повреждение сустава в результате неловких движений или ушибов с повреждением связок называется - … (растяжением).

Самопроверка.
Слайд 4 (выставление баллов в оценочный лист)
Слайд 5
2. Лото (напечатанные листы на доске)
1. ПМП при растяжении связок.
Признаки: сильная боль, припухлость, сопровождаемая кровоизлиянем.
Приложить лед или смоченную холодной водой ткань. Накладывают тугую фиксирующую повязку.
2. ПМП при вывихе суставов.
Признаки: суставная головка выходит из суставной впадины. Сильная боль и опухоль.
Обеспечить полный покой суставу. Для уменьшения боли приложить холод и немедленно доставить в медицинское учреждение.
Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину.
3. ПМП при открытых переломах:
Признаки: повреждены кости, мышцы, кожа и кровеносные сосуды.
Сначала остановить кровотечение с помощью давящей повязки и защитить рану от загрязнения стерильной салфеткой, обездвижить поврежденную часть и наложить шину, доску, плотный картон, обездвижив в двух суставах или зафиксировать поврежденную ногу к здоровой ноге, руку к туловищу широким бинтом. Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
Например: при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть.
4. ПМП при повреждении позвоночника:
Лучше совсем не трогать до прихода врача. В крайнем случае, осторожно переложить лицом вниз на твердую поверхность. Под голову и плечи помещают мягкие валики.
5. ПМП при переломе ребра:
Шину не накладывают. Пострадавшего просят сделать глубокий выдох и после этого дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.
6. ПМП при травмах черепа.
Пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка поднять во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызвать врача.
(если ученик дал полный ответ получает три бала, за дополнение по 1 балу)
III. Объяснение новой темы

1. Активизация знаний учащихся.

Чем представлена опорно-двигательная система?

Скелетом и мышцами

Какие виды тканей образуют опорно-двигательную систему человека?

 Соединительная
 Мышечная

Ткани, образующие опорно-двигательную систему человека

Соединительная Мышечная

Кости хрящи сухожилия связки мышцы

Слайд 6
Почему мышцы получили такое название?

Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, как мышцы под кожей, сокращаясь -перемещаются, напоминая движение мыши.

Как называется клеточка мышечной ткани?
Миоцит

Ребята, как вы считаете, сколько мышц в организме человека?

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям.
Слайд 7
Какие же бывают виды мышечной ткани?

 Поперечно – полосатая скелетная
 Поперечно – полосатая сердечная (миокард)
 Гладкая
Слайд 8
Чем различаются по строению поперечно - полосатая и гладкая мышечные ткани?
Какими свойствами они обладают?

Гладкие мышцы:

Не имеют видимой исчерченности, палочковидное ядро находится в центре, клетки мелкие, веретенообразные.
Выстилают стенки полых внутренних органов – пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахеи, бронхи, мочевой пузырь и т.д.).
Сокращение волокон этой ткани происходит медленно, плавно и периодически, оно не подвластно воле человека.
Поперечно – полосатые скелетные мышцы:
Имеют поперечную исчерченность, мышечные волокна собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны сокращаться. Они приводят в движение скелет. Их функция регулируется сознанием.
Сердечная мышца:

Имеет поперечную исчерченность, они в определенных местах как бы переплетаются и срастаются между собой, благодаря этому мышцы способны быстро сокращаться. Ее сокращение не зависит от воли человека, сердце обладает свойством автоматии, т.е. сокращается за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Где эти ткани находятся в организме человека?
Слайд 9
Какое же строение имеет скелетная мышца?
Слайд 10.
Поперечнополосатые скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых волокон. Из волокон образованы мышечные пучки, а мышечные пучки образуют мышцы. Снаружи мышцы покрыты фасцией, соединительнотканной оболочкой, которая переходит в сухожилия. Фасция выполняет защитную функцию.
Сухожилия, образованные плотной соединительной тканью, с помощью их мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении участия не принимают.
Слайд 11
Ребята, что еще находится в мышцах?

Множество кровеносных сосудов и нервов.

Кровеносные сосуды обеспечивают мышцы питательными веществами и кислородом и через них происходит удаление продуктов обмена т.е. вредных веществ жизнедеятельности.

По нервным окончаниям проводятся к мышцам возбуждения в виде нервного импульса (слабого электрического тока) и мышечные клетки – миоциты – сокращаются.

А сейчас, ребята, попробуем дать определение: Что такое мышца?

Мышца – орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения.
Слайд 12 «какие части выделяют в мышце?»
В мышце выделяют головку (caput) - начальную часть, брюшко (venter) - среднюю часть и хвост (cauda) - конечную часть.
Слайд 13

По расположению мышцы подразделяют на: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.
Слайд 14 (мышцы головы)

Жевательные - самые сильные мышцы при сокращении приводит в движение нижнюю челюсть и участвует в измельчении пищи и при осуществлении речевого акта.

(Прикрепляются одним концом к нижней челюсти, а другим – к костям черепа.)

Мимические – придают лицу определенное выражение – мимику. Мимикой человек выражает радость, обиду, злость и т.д.
(Одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим концом – к коже)

Круговые мышцы рта - двигают губы, а круговые мышцы глаз – моргать, прищуриваться и косить глазами.
(Не связаны с костями, прикрепляются к коже)

Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движениях головы и шеи.
Слайд 15
Мышцы туловища
1. Мышцы груди
Большая грудная - приводят в движение руки, плечи,
Межреберные мышцы и диафрагма - участвуют в процессе дыхания

Диафрагма – с греческого переводится кА «перегородка» . Э то сухожильно -мышечная перегородка отделяет грудную полость от брюшной. При вдохе она опускается, при выдохе – поднимается.
2. Мышцы живота – брюшной пресс - сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, в работе внутренних органов. Кроме этого выполняют защитную функцию, защищая органы брюшной полости.

3. Мышцы спины
Слайд 16 мышцы спины
(располагаются в несколько слоев)
 Подкожные мышцы - приводят в движение руки
 Трапециевидная участвуют в движении головы, грудной клетки
 Широчайшая мышца спины и рук, в движении позвоночника, в поворотах
его направо и налево.
Слайд 17 мышцы верхней конечности

Делятся на мышцы плечевого пояса и рук. В плечевом поясе расположено множество хорошо развитых мышц. При их сокращении приходят в движение лопатки и плечевые кости. Так как руки выполняют большую работу, здесь расположены крупные мышцы. Мышцы рук участвуют в поднимании, сгибании и разгибании рук. Руки можно считать сильными тогда, когда хорошо развиты все мышцы рук и плечей. А их с каждой стороны по тридцать, не считая мышц пальцев.
Стр. 93 самостоятельная работа прочитать и рассказать предпоследний и последний абзац.
1. Дельтовидная мышца - поднимает руку
(Название дельтовидной мышцы происходит по схожести треугольной формы мышцы с буквой греческого алфавита Δ (дельта).
2. Двуглавая мышца (бицепс)- сгибает руку
3. Трехглавая мышца (трицепс)- разгибает руку
4. Сгибатели кисти и пальцев
5. Разгибатели кисти пальцев
Слайд 18 мышцы нижней конечности
Делятся на мышцы тазового пояса, бедра, голени и стопы. Среди мышц тазового пояса хорошо развиты большие, средние, малые ягодичные мышцы. Большая ягодичная мышца помогает нам ходить, подниматься, сохранять вертикальное положение тела, выпрямляет бедро во время бега и лазания.
Через бедро проходит портняжная мышца. Это мышца самая длинная. При сокращении – сгибает бедро. Свое название эта мышца получила благодаря особенностям работы древних портных - тогда они сидели на полу, скрестив ноги, что задействовало портняжную и ягодичные мышцы, вращая бедро наружу.
На передней стенке бедра располагается четырехглавая мышца бедра – разгибатель в коленном суставе и сгибатель бедра в тазобедренном суставе.
Сзади на бедре располагается двуглавая мышца - сгибатель ноги.
На голени – трехглавая икроножная мышца, которые обеспечивают ходьбу, бег и движение стопы.
Слайд 19. Значение мышц

Пассивную часть нашего организма – скелет – в движение приводят мышцы – активная часть опорно-двигательной системы нашего организма. Они:
 Ориентацию организма в пространстве;
 Регулируют равновесия;
 Придают организму форму;
 Обеспечивают вертикальное положения тела человека в пространстве;
 Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость;
 Межреберные мышцы и диафрагма участвуют в процессе дыхания;
 Обеспечивает движение организма;
Слайд 20

«Ведь чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!»

А доказательством этого служит следующий слайд.
Слайд 21 «развитые и слабые мышцы»

Так выглядят мышцы человека, который ведет активный образ жизни, занимается физкультурой.
А вот так – мышцы человека, который ведет пассивный образ жизни. Между мышечными волокнами накапливается жир. Без физической нагрузки мышцы слабеют и могут атрофироваться. Увеличивается масса тела, повышается давление, идет нагрузка на все органы.

Значит: нужно больше двигаться, заниматься спортом. Ведь движение - это такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т.д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней.
Об этом нужно всегда помнить.

IY. Закрепление.
1. Слайд 22 «назовите мышцы»
2. Слайд 23 «запишите названия частей двуглавой мышцы и костей»
3. Самостоятельная работа рабочая тетрадь страница 16 задание 2

4. Биологический диктант: «Какие утверждения верны?» (контроль по ключу)

1. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется гладкой нет
2. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются мимическими да
3. Работа сердечной мышцы зависит от воли человека нет
4. Мышцы прикрепляются к костям с помощь сухожилий да
5. При вдохе диафрагма поднимается, а при выдохе – опускается. нет
6. Сокращение гладких мышц подвластно воле человека. нет
Ответ:
Нет- 1,3,5,6
Да-2, 4
Слайд 25 «домашнее задание»

Задача урока : дать понятие о строении и функции мышцы, о связи ее деятельности с нервным возбуждением; раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлекторный принцип координации движений.

Оборудование . Демонстрационный материал: скелет человека; модель сустава; вскрытый сустав; пережженная и декальцинированная кости; кусочек разваренного мяса; распил кости; таблицы: «Скелетные мышцы», «Головной мозг человека»; две дощечки, бинт, школьная линейка.

План урока

Проведение урока
Прежде чем приступить к изучению мышц, необходимо проверить знания учащихся по материалу двух последних уроков. В целях экономии времени проверку знаний можно проводить как уплотненный опрос.

Получают задания пять человек. Один готовит ответ о составе костей. В его распоряжении прокаленная и декальцинированная кости. Второй учащийся на половине доски рисует схему внешнего строения кости. На другой половине доски третий ученик изображает схему строения сустава. Он должен раскрыть функции костей. Четвертому учащемуся предстоит указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения, а пятому предлагается наложить шину на предплечье своего товарища. Пока все готовятся к ответу, еще один вызванный ученик рассказывает о мерах первой помощи при вывихе и переломах.

Учитель предлагает дополнительно каждому отвечающему какой-либо из следующих вопросов: почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом? Приведите примеры прочности трубчатой формы стебля у растений. Объясните, почему уменьшается прочность сустава, если проколоть суставную сумку. Используйте при ответе знания по физике. Может ли опытный анатом по костям умершего решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или человеком, ведущим неподвижный образ жизни? Почему у человека при падении чаще всего оказывается сломанной малая берцовая кость?

Переходя к новому материалу, учитель обращает внимание учащихся на то, что движение в суставах производится мышцами; по таблице «Скелетные мышцы» показывает, как сокращение двуглавой мышцы вызывает сгибание в локтевом суставе, а сокращение трехглавой разгибает его. Затем учитель демонстрирует на ученике утолщение двуглавой мышцы при ее сокращении. Учащиеся делают вывод, что мышца имеет свойство напрягаться и сокращаться. Перед учащимися ставится задача выяснить, как происходит сокращение мышцы. Для этого они должны познакомиться сначала с ее внешним и внутренним строением. Учитель характеризует внешнее строение мышцы, показывает кусочек сильно разваренного мяса. Затем по рисункам учебника ученики выясняют внутреннее строение мышцы, которое можно увидеть под световым микроскопом.

Учитель напоминает о строении и свойствах поперечнополосатой мышечной ткани, из которой состоят скелетные мышцы.

Связь нервного возбуждения с сокращением мышцы учащиеся устанавливают по опыту, который проводили при изучении вводной темы. Делают, вывод: мышцы сокращаются в ответ на приходящее в них по нервным волокнам возбуждение.

О процессе сокращения мышечного волокна учитель рассказывает следующее: видимые под лупой мышечные волокна состоят из сократительных элементов - миофибрилл, которые видны только под сильным увеличением светового микроскопа. При возбуждении они или становятся короче и толще, или напрягаются без изменения длины. И в том и в другом случае мышца производит работу по передвижению или удерживанию груза.

При помощи электронного микроскопа удалось установить, что в миофибриллах находятся более тонкие волоконца - протофибриллы. В них находятся нити двух белков - миозина и актина *.

Рис. 13. Схема сокращения мышечного волокна на субклеточном уровне.

А. Участок мышечного волокна в состоянии покоя. Б. Тот же участок при сокращении. 1 - опорные мембраны; 2- топкие белковые нити; 3 - толстые белковые нити

Все протофибриллы разделяются по длине на участки, перегороженные опорными мембранами (рис. 13 А). Более толстые нити из миозина располагаются в средней части участка. От опорных мембран идут более тонкие нити из актина, которые в состоянии покоя мышцы доходят только до начала нитей миозина. Несколько нитей актина окружают нить миозина (рис. 13 Б). Под воздействием нервных импульсов тонкие нити вступают во временное соединение с толстыми и скользят к середине участка. При этом они тянут опорные мембраны, и весь участок протофибрилл сокращается. При сокращении всех участков общая длина волокон и мышцы уменьшается почти в два раза (рис. 13 Б). При расслаблении актиновые нити скользят в обратном направлении.

Учитель может не требовать запоминания названий белков, а дать понятие только о принципе мышечного механизма. После этого учитель переходит к рассказу о нервной регуляции мышечной деятельности: любые мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому, что они всегда являются реакциями на раздражение рецепторов при участии нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Но очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражения рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях. Учитель рассказывает о мышечно-суставных рецепторах и освещает их роль в осуществлении сложных цепных рефлексов, таких как ходьба, прыжки, бег.

Для перехода к разъяснению вопроса о координации движений учитель просит указать примеры движений, при которых две мышцы противоположного действия или расслаблены, или напряжены, или одна сокращена, а другая расслаблена. Как правило, учащиеся приводят примеры разного состояния двуглавой и трехглавой мышц руки при опущенной, согнутой и вытянутой с грузом руке. Учитель объясняет, чем вызвано такое согласование в работе мышц, используя уже известное учащимся понятие о торможении. При выполнении движения одни мышцы сильно сокращаются, другие - слабее, третьи - тормозятся. Все это регулируется нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов, которые «информируют» головной мозг о состоянии мышцы.

Очень кратко учитель сообщает о том, что все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий; приводит примеры невозможности движений при кровоизлиянии в определенных участках коры больших полушарий и показывает на таблице «Головной мозг человека» двигательную область коры, где расположены центры всех произвольных движений.

В порядке закрепления материала ученики вспоминают определение рефлекса и приводят примеры безусловных и условных мышечных рефлексов.

Задание на дом: статья учебника «Мышцы и их функции» раздела «Основные группы мышц человеческого тела».

* Рассказ о теории мышечного сокращения дается по желанию учителя и для запоминания необязателен.

Класс: 8 Дата: 9.12.15

Тема: Мышцы. Типы мышц.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

    Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги

    Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления

    Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.

Оборудование:

мультимедийные комплекс,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.

План урока:

    Психолог настрой на урок

    биологическая разминка

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Мозговой штурм

    Домашнее задание

Ход урока.

    Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин

    Проверка пройденного материала 10 мин

Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет верхних конечностей

    Мозговой отдел черепа

    Пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    Лицевой отдел черепа

    Пояс нижних конечностей

    Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

    Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

    Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

    Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

    Отдел скелета, в который входят кости таза

    Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

    Отдел скелета, в который входят бедренные кости

    Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа по вопросам(Слайд) 5 минут

Учитель ставит классу следующие вопросы:

    Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?

    Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?

    Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?

    Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

    Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?

    При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?

    Изучение нового материала 18 мин

1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин

1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)

2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро , то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно

видеоролик мышцы

1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин

Входят мышечные волокна , которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку , а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией . Мышцы оканчиваются сухожилиями , при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами .

2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"

Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца , из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами .

видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.

2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин

учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.

учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.

физминутка. 1-2

IV . Мозговой штурм. 10 мин

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?

V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин

VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин

    Мозговой штурм.

    При помощи каких мышц выражаются эмоции

    Каковы главные свойства мышечной ткани

    При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни

    Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)

    Задание на дом : стр.116-122.

В нашем организме выделяют 3 типа мышц (см. Рис. 1):

1. Поперечнополосатые (скелетные)

2. Гладкие мышцы

3. Сердечная мышца (миокард) - образована поперечнополосатой сердечной мышечной тканью

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (дыхательных путей, пищеварительного тракта), кровеносных сосудов. Располагаются у основания волосков, их сокращение вызывает мурашки и приводит к поднятию волосков.

Скелетные мышцы в основном крепятся к костям скелета. Такая мышца состоит из многих связанных между собой мышечных волокон, между которыми залегают прослойки соединительной ткани. Мышечные волокна собраны в пучки первого порядка. Пучки окружены соединительнотканной оболочкой (см. Рис. 2). Пучки первого порядка объединены в пучки второго порядка и так далее.

Рис. 2.

Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой - фасцией.

Мышцы выполняют большую работу и характеризуются наличием большого числа кровеносных сосудов, по которым к ним доставляется кровь и питательные вещества (см. Рис. 3). Кроме них, также имеются лимфатические сосуды и рецепторы нервных волокон.

Рис. 3.

В мышце различают головку, брюшко и хвост (см. Рис. 4). Количество головок может быть разнообразно (бицепс - двуглавая мышца, трицепс - трехглавая мышца).

Рис. 4.

Поперечнополосатая мышца подчиняется сознанию человека. И сокращается во много раз быстрее, чем гладкая мышца.

Форма и величина мышцы зависит от выполняемой ею работы.

Так, длинные мышцы располагаются на конечностях (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Короткие мышцы располагаются между небольшими костями (позвонками) (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Широкие мышцы расположены на туловище (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Круговые мышцы (сфинктеры) располагаются вокруг различных отверстий (см. Рис. 8).

Рис. 8.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, образующих головку и хвост мышцы. При этом хвост мышцы должен быть обязательно перекинут через сустав, чтобы обеспечить подвижность конечности.

Сокращаясь, мышца приближает друг к другу те точки кости, к которым она прикреплена. При расслаблении мышца работу не производит, поэтому для нормальной работы сустава необходимо, как минимум, 2 мышцы, которые будут работать в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами.

Мышцы, которые работают в одном направлении, называются синергистами. Так работают мышцы брюшного пресса.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 68, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. По какому принципу определяется длина мышцы?

3. Опишите строение и расположение гладких мышц.

4. Подготовьте небольшую презентацию со сравнением 3 существующих типов мускулатуры.

Проект урока

8 класс. Биология

Технологическая карта урока

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

    Что вы уже знаете по этой теме?

    Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

    А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

    Строение мышц.

    Функции мышц.

    Основные группы мышц, значение физических упражнений.

    Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

    Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции :

I ) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

    Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

    Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

    Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

    Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

    Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

    Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

    Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

    Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

    Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

    Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

    Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

    Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!