Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Азбука Фигурного Катания. Элементы от А до Я. Как различать прыжки в фигурном катании

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть - элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах...

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Борт — ограждение катка.

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка "прыжок-ойлер-сальхов/флип" считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.

Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.

Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.

Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».

Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).

Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.

    Как интересно наблюдать за красивыми синхронными движениями фигуристов на льду, и насколько же сложно им выполнять те или иные движения. При этом сами виды прыжков мало кто знает и различает. Зато многие любители зимних видов спорта могут назвать самых удачно выступивших фигуристов. Причем запоминаются не только их номера и тщательно подобранные костюмы, но и тот прыжок в фигурном катании, который они сделали в определенной сценической программе. Сегодня мы постарались выяснить, какими же бывают современные прыжки. А также о том, какой из них самый сложный.

    Общие сведения о прыжках в программах

    Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах. Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы. По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.

    Какими бывают прыжки у фигуристов?

    Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида. Итак, различают прыжки:

    • Реберные.
    • Зубцовые.

    При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.

    Возможность усложнить текущую программу выступления

    Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.

    Что такое зубцовые и реберные прыжки?

    К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым - лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании - аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.

    Особенности выполнения и история происхождения тулупа

    Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода. Так, это не одно, а сразу два слова - toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни. При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.

    Что собой представляет флип?

    Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.

    Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.

    История происхождения и особенности выполнения лутца

    Лутц - это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.

    Прыжки риттбергер и сальхов

    Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).

    Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.

    Несколько слов из истории о первом прыжке

    Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена - аксель.

    В чем заключается техника исполнения акселя?

    Как мы уже сказали, аксель - это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.

    В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной - два с половиной, тройной - три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.

    «Перекидные» и «одноногие» прыжки

    Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.

    В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.

    Особенности выполнения акселя

    Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:

    • Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
    • Затем он делает выпад, разворачивается.
    • Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
    • Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
    • Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
    • Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.

    Интересные факты о выполнении сложных прыжков

    Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады - Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.

    Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений. После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.

    Фото: РИА Новости /Алексей Куденко

    В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:

    Прыжки

    Аксель (Axel) обозначается как (А) -является реберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота - (одинарный), 2,5 - (двойной) и 3,5 оборота – (тройной).

    Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.

    На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад - разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

    Тулуп (Toe Loop) обозначается как (Т) -зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжкок).Возможен также заход с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу, переступание на правую ногу).

    Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.

    Женщины исполняют тройной тулуп-(двойной только в качестве второго прыжка в каскаде -), мужчины четверной – и тройной- 3Т.

    Сальхов (Salchow) обозначается как (S)- один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1S , двойной – 2S , тройной – 3S или четверной сальхов -4S .

    Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.

    Риттбергер (Loop) обозначается как (Lo)- о дин из трёх рёберных прыжков в фигурном катании.Используется в качестве второго прыжка в каскаде -3Lo+2Lo – каскад из тройного и двойного риттбергеров) и отдельно тройной-3Lo . От остальных прыжков отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.

    Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.

    Флип (Flip) обозначается как (F)- зубцовый прыжок.В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1F , двойной – 2F , тройной - 3F и четверной – 4F .

    Тройной Флип в исполнении Мао Асады.

    Варианты захода: тройка вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок.

    Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат - непреднамеренный флип , неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) - непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.

    Лутц - прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным - из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.Типичная ошибка при выполнении лутца - перейти перед прыжком с внешнего ребра на внутреннее, и как результат, непреднамеренный флип, неофициально называемый «флутц» (flip + lutz).В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1Lz , двойной -2Lz , тройной -3Lz и четверной лутц – 4Lz .

    Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.

    Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.

    Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.

    Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T - каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO - это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки. < означает, что прыжок был недокручен более чем на четверть оборота и пошел «в зачет» с «промежуточной» стоимостью (в 0.8 от полной стоимости прыжка), а << прыжок, недокрученный более, чем на полоборта, и пошедший в зачет как прыжок на один оборот меньше. e означает, что прыжок был выполнен с неправильного ребра и судьи обязаны поставить отрицательную оценку за качество его исполнения. Эта пометка означающая, что фигурист исполнил прыжок с двух ребер или с неглубокого неправильного ребра, что также является ошибкой, но оставляет судьям большую свободу выбора в оценке за качество его исполнения.Пометка x говорит о том, что прыжок (или другой элемент) был выполнен во второй половине программы и поэтому его базовая стоимость будет умножена на 1.1.

    ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ

    Указания по определению положительных GOE злементов одиночного/парного катания (положительные аспекты).

    Нижеследующие указания должны использоваться вместе с таблицами для снижения GOE при ошибках. Окончательное GOE элемента основано на комбинации положительных и отрицательных аспектов его исполнения. Важно, чтобы окончательное GOE элемента отражало как положительные аспекты, так и возможные снижения, если такие необходимы.Окончательное GOE элемента находится, рассматривая, прежде всего, положительные аспекты исполнения, которые приводят к нахождению стартового GOE для оценки. Затем судья снижает это стартовое GOE, согласно Указаниям по снижению, в случае возможных ошибок, и результат является окончательным GOE данного элемента.Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов,необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:Для + 1: 2 пункта Для + 2: 4 пункта Для + 3: 6 или большее число пунктов.

    УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ, СЕЗОН 2012-2013

    Прыжковые элементы

    1) неожиданный / необычный / сложный заход

    2) четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком

    3) трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением

    4) хорошая высота и длина

    5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд

    6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков

    7) выполнение всего элемента без видимых усилий

    Вращения

    Судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

    Обозначения:стоя- USp, сидя- SSp, заклон- LSp, комбинированное- CoSp, совместное- PSp.

    Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp ), смена ноги- буквой C.

    Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. Вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией.

    1) хорошая скорость или ускорение во время вращения

    2) способность быстро установить центровку вращения

    3) сбалансированность вращения во всех позициях

    4) явно большее, чем требуется, число оборотов

    5) хорошая позиция (и) (включая высоту и позицию в воздухе в прыжках во вращение)

    7) хороший контроль во всех фазах вращения

    8) соответствие элемента музыкальной структуре.

    Вращения в исполнении Юлии Липницкой.

    ШАГИ

    Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки. Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки,кросс-роллы, беговые шаги. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз.Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении. Использование движений верхней части тела означает видимое использование любых движений рук,головы и торса, которые влияют на баланс основной части тела, в течение хотя бы 1/3 (вместо 1/2)рисунка в сумме. Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге. “Хотя бы половина рисунка на одной ноге” не является более чертой уровня сложности.

    Дорожка шагов в исполнении Евгения Плющенко.

    Дорожки шагов

    Есть два типа дорожек- техническая (StSq) и хореографическая (ChSq) . В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую.

    Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −3 до +3, в зависимости от качества исполнения).

    Хореографическая - только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

    Спираль - обязательный элемент женского и парного фигурного катания, длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.В исполнении этого элемента важна красота и точность позы.Традиционно спиралью называют «ласточку» , когда фигурист, скользя на одной ноге, кладёт туловище горизонтально, а свободную ногу поднимает настолько высоко, насколько позволяет растяжка; существуют и другие позиции. Также к спиралям по традиции относят элементы «кораблик» и «бауэр» , когда фигурист скользит на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах; подобные элементы считаются связующими и очков за технику не дают.

    Дорожки шагов

    1) хорошие энергия и исполнение

    2) хорошая скорость или ускорение во время дорожки

    4) наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов)

    5) хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов

    6) необычность и оригинальность

    7) выполнение элемента без видимых усилий

    8) соответствие элемента музыкальной структуре

    Хореографические последовательности

    1) хорошие плавность, энергия и исполнение

    2) хорошая скорость или ускорение во время последовательности

    3) хорошие ясность и точность движений

    4) хороший контроль и участие всего тела

    5) необычность и оригинальность

    6) выполнение элемента без видимых усилий

    7) отражение концепции/характера программы

    8) соответствие элемента музыкальной структуре

    УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ПАРНОЕ КАТАНИЕ, сезон 2012-2013

    Выбросы и подкрутки

    Выброс - прыжок с помощью партнёра, в которым партнёрша бросается партнёром в воздух на отрыве и приземляется без помощи партнёра на заднее наружное ребро. Является обязательным элементом в парном фигурном катании.

    Выброс тройной флип в исполнении Алёны Савченко и Робина Шолковы.

    Аббревиатуры выбросов получаются из аббревиатур соответствующих прыжков с добавлением Th (throw) в конце.

    Выброс тройной флип означает (3FTh) .Выброс тройной риттбергер (3LoTh) .

    Подкрутки

    1) Шпагат партнерши (каждая нога хотя бы 45° от оси тела)

    2) Прием партнерши руками сбоку талии (ее ладони, руки, верхняя часть тела не касаются партнера)

    3) Позиция партнерши в воздухе с рукой (руками) над головой (минимум 1 полный оборот)

    4) Сложный отрыв (шаги/движения обеих партнеров, непосредственно предшествующие отрыву)

    5) Разведение рук партнера в сторону хотя бы до уровня плеч после отпускания партнерши.

    Татьяна Волосожар -Максим Траньков выполняют подкрут лутц в три оборота.

    Подкрутки обозначаются как Tw (twist) , перед аббревиатурой стоит число оборотов и буква «прыжка», обозначающая тип отталкивания, после нее уровень сложности подкрутки (1,2,3,4).Тройная подкрутка с заходом Лутц / Флип / Tулуп из четвёртой категории сложности обозначается как 3Tw4.

    Тодесы

    То́дес - элемент парного фигурного катания на льду, когда партнёрша описывает спираль вокруг партнёра.

    1) Сложный заход (непосредственно предшествующий тодесу) и/или выезд

    2) Смена хвата партнерши и/или партнера (1 оборот в каждом хвате)

    3) Дополнительный(е) оборот(ы) партнерши после первого об. (cчитается столько раз, сколько выполнено)Черты 2 и 3 считаются только, если оба партнера в “низкой” позиции.

    Тодес вперёд-внутрь (Fi) - партнёр скользит назад на наружном ребре, партнёрша - вперед на внутреннем ребре. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена вбок ко льду, и её рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на внутреннем ребре.

    Тодес вперёд-наружу (Fo) (исполняется очень редко) - то же, что для тодеса вперед внутрь, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра вперед на четком наружном ребре.

    Тодес назад-наружу (Bo) - оба партнёра скользят назад наружу. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена назад ко льду и ее рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на наружном ребре.

    Тодес назад-наружу в исполнении Дюамель-Редфорд.

    Тодес назад-внутрь (Bi ) - то же, что для тодеса назад наружу, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра назад на четком внутреннем ребре, наклоняясь ко льду. Ds (deathspiral) , означающей, что речь идет о тодесе, и цифры (1,2,3,4), соответствующей уровню тодеса.

    Тодес назад внутрь первого уровня обозначается как (BiDs1) , а тодес вперед внутрь второго уровня (FiDs2) .

    Дорожки шагов и комбинации спиралей

    1) Простое разнообразие (Уровень 2), разнообразие (Уровни 3-4) шагов и поворотов обоих партнеров по всей дорожке (обязательно).

    2) Вращение (повороты, шаги) в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении).

    3) Использование движений верхней части тела в течении хотя бы 1/3 рисунка дорожки

    4) Смены позиций пары (перемена мест партнеров, как минимум 3 раза, при исполнении шагов и поворотов) в течение хотя бы 1/3 последовательности, но не более 1/3 последовательности.

    5) Исполнение, все время не разъединяясь друг от друга в течение хотя бы половины рисунка (разрешены смены хвата).

    Аббревиатуры, соответствующие дорожкам шагов, выглядят следующим образом: описание рисунка (Ci по кругу, Sl по прямой, Se по серпантину) , St (steps) в знак того, что речь идет о дорожке шагов, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню дорожки.

    Дорожка шагов по серпантину второго уровня обозначается как (SeSt2) , а дорожка шагов по прямой первого уровня (SlSt1) .

    Дорожка шагов по прямой в исполнении Цин Пан и Цзянь Тун.

    Комбинации спиралей , независимо от рисунка, имеют сокращение SpSq (spiral step sequence) и цифру (1,2,3,4), соответствующую уровню комбинации.Комбинация спиралей первого уровня - SpSq1 .

    Спирали в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

    «Хореаграфическая» дорожка шагов или комбинация спиралей , имеющая фиксированную стоимость и не имеющую уровня сложности обозначают как (ChSt и ChSp) .

    Поддержки (парное катание)

    1) Взрослые: сложная вариация отрыва и/или сложная вариация приземления.Юниоры: простая вариация отрыва и/или простая вариация приземления (каждая из них является чертой)

    2) 1 смена хвата и/или базовой поз. партнерши (1 об. до и после смены, при повторе считается дважды)

    3) Сложная вариация партнерши (1полный оборот)

    4) Сложный (простой для юниоров) провоз (не для короткой программы)

    5) Хват одной рукой партнера (2 полных оборота в сумме, не считая частей короче одного оборота)

    6) Дополнительный оборот партнера с хватом за одну руку после двух об. (только в произвольном катании и только в одной поддержке)

    7) Смена направления вращения партнера (один оборот до и после смены

    Аббревиатуры, соответствующие различным поддержкам, начинаются с цифры, обозначающей группу поддержки (1,2,3,4,5), за которой может стоять «уточнение» (в случае поддержек пятой группы, различающихся по заходам), затем идет Li (lift) , показывающая, что речь идет о поддержке, а затем еще одна цифра (1,2,3,4) - уровень поддержки.

    4Li2 означает «поддержку второго уровня из четвертой группы».

    5ALi1 - поддержку первого уровня из пятой группы с заходом аксель-лассо .

    Поддержка в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

    Вращения (одиночное и парное катание)

    Раздельные вращения(парное катание)

    1) Сложная вариация в базовой или (только для комбинации вращений) в не-базовой позиции

    2) Вторая сложная вариация в базовой позиции, которая должна существенно отличаться от первой и быть: во вращениях в одной позиции со сменой ноги – на другой ноге по сравнению с первой вариацией;в комбинации вращений без смены ноги – в другой позиции по сравнению с первой вариацией; в комбинации вращений со сменой ноги – на другой ноге и в другой позиции по сравнению с первой вариацией

    3) Заход назад или прыжком

    4) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу

    5) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро)либеле, заклоне и позиции Бильман

    6) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман

    7) Все 3 базовые позиции на одной ноге (cчитается дважды при исполнении на обеих ногах)

    8) 2 cмены ноги (не для Короткой Программы)

    9) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

    10) Как минимум 6 оборотов без смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, волчок, заклон, сложная вариацияпозиции стоя).В любом вращении со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Для вращений со сменой ноги наличие хотя бы одной базовой позиции на каждой ноге обязательно для Уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании. Для комбинаций вращений наличие всех 3х базовых позиций является обязательным для уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании.

    Парные вращения

    1) 2 смены базовых позиций обоих партнеров

    2) Дополнительная смена базовых позиций обоих партнеров после двух смен, требуемых выше

    3) 3 сложные вариации позиций партнеров, одна из которых может быть в не-базовой поз. (каждая вариация каждого партнера считается отдельно, каждый партнер должен иметь хотя бы одну сложную вариацию)

    4) Любая другая сложная вариация базовой позиции любого партнера (каждый партнер обязан иметь две сложные вариации)

    5) Заход с заднего наружного или внутреннего ребра.

    6) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

    7) Как мин. 6 об. без всяких смен поз./вариации и ноги (либела, волчок, сложная вариации позиции стоя).

    Параллельное вращение в исполнении Юко Кавагути и Александра Смирнова.

    Позиции во вращении : существует 3 базовых позиции: либела (свободная нога сзади с коленом выше уровня бедра,за исключением заклона, бильмана и схожих вариаций, которые считаются позициями стоя), волчок (верхняя часть опорной ноги хотя бы параллельна поверхности льда), стоя (любая позиция с вытянутой или слегка согнутой опорной ногой, которая не является позицией либелы) и не-базовые позиции (все другие позиции, которые ранее назывались промежуточными).

    Комбинации вращений: число оборотов в не-базовых позициях засчитывается в общее число оборотов;не-базовые позиции могут являться сложными вариациями, если они удовлетворяют определениям таких вариаций; но смена позиции засчитывается только при переходе от одной базовой позиции к другой базовой позиции.Вращение в одной позиции и прыжок во вращение: не-базовые позиции возможны, они считаются в общее число оборотов, но игнорируются при определении черт уровней сложности.Смена ребра засчитывается при наличии хотя бы 2 об. на одном ребре и 2 об. на другом ребре в одной и той же базовой позиции.

    Вариации позиции.

    Простая : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое усиливает, но не меняет базовую позицию тела (торса). Простая вариация не увеличивает уровня сложности.

    Сложная : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое требует большей физической силы или гибкости и которое влияет на баланс тела (торса). Только эти вариации могут увеличивать Уровень Cложности.Прыжок внутри вращения, не меняя ногу и Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне и позиции Бильман не рассматриваются более, как сложные вариации, но рассматриваются как отдельные черты.

    Прыжки во вращения/заходы прыжком : в случае переступания в короткой программе уровень не может быть выше первого, в произвольном катании такой заход не рассматривается как черта уровня сложности; в прыжке в волчок “приземление на толчковую ногу или смена ноги на приземлении прыжка в «волчок” считается чертой только, если позиция волчка принята в воздухе.В произвольном катании заход в виде обычного прыжка в либелу не блокирует возможность засчитать сложный заход прыжком как черту уровня сложности.

    Вращения в обоих направлениях : Исполнение вращений в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) в базовых позициях волчка или либелы, которые непосредственно следуют друг за другом, считается за дополнительную черту во всех уровнях сложности. Требуется минимум 3 оборота в каждом направлении. Вращения, исполненные в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) рассматриваются как одно вращение.

    Смена ноги: чтобы она была засчитана, необходимы хотя бы 3 оборота до и после смены.

    Наиболее сложный вид имеют аббревиатуры, соответствующие различным вращениям. Буква F (flying) в начале аббревиатуры означает, что речь идет о прыжке во вращение , для остальных вращений она отсутствует.

    Вначале может так же стоять C (change), обозначающая вращение со сменой ноги.

    Затем следует либо описание позиции (U стоя, S сидя, C либела, L заклон).

    Co(combination) , говорящее, что речь идет о комбинированном вращении .

    В конце стоит Sp (spin) , говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.

    USp1 означает «вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).

    FSSp2 - прыжок в волчок второго уровня.

    CCoSp2 - комбинированное со сменой ноги второго уровня.

    LSp1 - заклон первого уровня.

    FCoSp2 - прыжок в комбинированное вращение второго уровня.

    ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ (танцы на льду) .

    1. Продольная ось катка - воображаемая линия, разделяющая ледяную площадку на две равные части в длину.

    2.Непрерывная ось - воображаемая линия, проходящая вдоль границ ледяной площадки, относительно которой размещается рисунок танца. В сущности это две параллельные линии, расположенные вдоль длинных границ площадки примерно на равном расстоянии от продольной оси катка и длинных границ, связанные между собой полукругами по обоим концам катка. В некоторых случаях эти полукруги могут сплющиваться и становиться почти параллельными коротким границам площадки.В круговых танцах, например в килиане, непрерывная ось образует почти круг, в пасодобле - эллипс.

    3. Поперечная ось - воображаемая линия, пересекающая непрерывную ось в любой ее точке под прямым углом.

    Основные танцевальные элементы.

    При изучении элементов особое внимание следует обратить на осанку спортсменов: плечи развернуты, спина закреплена, руки вытянуты в локтях и кистях, голова поднята. Двойное сгибание колена опорной ноги на протяжении одного шага - характерный признак правильного освоения танцевальных элементов. Суть этого шага заключается в том, что каждый толчковый шаг выполняется не с выпрямленной в колене ноги, а лишь после вторичного подседа на ней, что дает возможность передвигаться пластично и мягко и в то же время мощно, так как толчок выполняется ребром, а не зубцом конька.

    Беговые шаги - ряд следующих друг за другом шагов на наружном и внутреннем ребре. При каждом новом шаге толчковая нога проносится рядом с опорной. Беговые шаги полезно разучивать по окружности в обе стороны. Двигаясь по кругу влево, обратите внимание на то, чтобы правая рука была вытянута вперед, а левая находилась сзади, голову держите так, чтобы она была направлена влево-вверх. Двигаясь вправо, положение рук и головы смените на обратное. Беговые шаги выполняют не только по кругу, но и по большой восьмерке, параграфу в переменном темпе.

    Самым сложным элементом являются беговые шаги назад , так как последние, как и беговые шаги вперед, представляют собой серию последовательных шагов, при которых свободная нога проносится рядом с опорной. Неравноценные по силе толчки с обеих ног, потеря равновесия из-за незакрепленных мышц спины и брюшного пресса, а также выбрасывание свободной ноги высоко над льдом - наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении беговым шагам назад.

    Элементы без смены фронта движения: основной шаг вперед, назад, беговые шаги вперед, назад, простые и скрещенные шассе, кросс-роллы.

    Элементы со сменой фронта движения , к которым относятся наиболее сложные танцевальные элементы: тройка, моухок, чок-тау, крюки, выкрюки, твизлы.

    Шаг, серия шагов

    1.Шаг -след на льду, оставленный коньком при скольжении на одной ноге. Он может представлять собой дугу или отрезки дуг с поворотами, например тройками, выкрюками и т. п.

    2. Серия шагов - это ряд последовательно выполняемых шагов, образующих рисунок танца.

    Толчки, шаги, дуги и другие элементы скольжения

    1.Открытый толчок - толчок, выполняемый от опорной ноги, без скрещения ног спереди или сзади.

    2.Скрещенный толчок выполняется при скрещенных ногах. Ход приобретается за счет отталкивания наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

    3.Спереди скрещенный шаг. При выполнении его свободная нога ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы икра свободной ноги приходилась против голени опорной.

    4. Сзади скрещенный шаг. Свободная нога при его выполнении ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы голень свободной ноги приходилась против икры опорной ноги.

    5. Шассе простое - ряд шагов, при выполнении которых свободная нога в момент превращения в опорную ставится на лед рядом с опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сбоку опорной.

    6. Шассе скрещенное -свободная нога ставится на лед скрещенно с опорной сзади, если скольжение производится вперед, и спереди, если скольжение выполняется назад.

    7. Беговые шаги. Выполняя их, свободную ногу в момент превращения в опорную ставят на лед впереди опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сзади опорной.

    8. Шаговая дуга - это шаг или ряд шагов, выполняемых в виде полукруга по одну сторону непрерывной оси.

    9. Ролл (нескрещенная дуга) -простая дуга противоположной кривизны с предыдущей, выполняемая на наружном ребре конька ходом вперед или назад в виде шаговой дуги.

    10. Кросс ролл (скрещенная дуга) -это дуга, начинаемая скрещенным толчком; ход приобретается за счет толчка наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

    11. Маховая дуга (суинг ролл) -это обычно длинная, на несколько счетов музыки, дуга, при выполнении которой свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, прежде чем ставится на лед рядом с ней.

    12. Арабеск --это скольжение по дуге или прямой в принятой танцевальной позиции на несколько счетов. Свободная нога удерживается несколько выше, чем обычно.

    13.Спираль - скольжение на несколько счетов по спирали, во время которого фигурист выполняет короткую дугу, уменьшающуюся в радиусе.

    14. Циркуль - это спираль, описываемая коньком вокруг отставленной назад на носок свободной ноги или вокруг партнера.

    Повороты.

    1.Моухок - поворот с изменением фронта скольжения (ход вперед меняется на ход назад или наоборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на то же ребро. Существует несколько видов передних моухоков, то есть начинаемых со скольжения вперед.

    а) нескрещенный моухок - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду,скрещиваются;

    б) скрещенный моухок

    в) закрытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной. Закрытое положение бедра свободной ноги дает название этому моухоку;

    г) открытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против щиколотки опорной. После перехода на другую ногу свободная нога остается за опорной. Пооткрытому положению бедра свободной ноги и получил название этот моухок;

    д) открытый или закрытый маховый моухок - это нескрещенный моухок, при выполнении его свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, а затем назад вплотную к ней, прежде чем опуститься на лед. В зависимости от того, куда ставится опорная нога, и от положения свободной (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый моухок.

    2. Чоктау - поворот с изменением скольжения с хода вперед на ход назад (или наборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на противоположное ребро, то есть с наружного ребра на внутреннее или с внутреннего на наружное. Существует несколько видов передних чоктау.

    а) нескрещенный чоктау - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду скрещиваются;

    б) скрещенный чоктау - ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;

    в) закрытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной;

    г) открытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против середины ступни опорной. После перехода на другую ногу свободная нога оказывается за пяткой новой опорной;

    д) открытый или закрытый маховой чоктау - нескрещенный чоктау, при его выполнении свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, затем назад вплотную к ней и опускается на лед. В зависимости от того, куда ставится новая «опорная нога, и от положения свободного бедра (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый чоктау.

    Серия польки в исполнении Тессы Вертью и Скотта Моира.

    3.Твизл - вращение в один полный оборот, выполняемое настолько быстро, что фактически совершается на одном месте. Вращение осуществляется выкрюкообразным движением с дуги левой вперед-наружу при сохранении веса тела на опорной ноге. Правая нога прижата к левой. После поворота следует переход на дугу правой вперед-наружу.

    Серия твизлов в исполнении Мерил Дэвис и Чарли Уайта.

    Серии твиззлов (танцы на льду) Обозначаются аббревиатурой SТw (synchronized twizzles) и цифрой (1,2,3,4), обозначающей уровень. STw3 - серия твиззлов третьего уровня.

    Рисунки шагов .

    Рисунок шагов - это следы, которые остаются на льду после выполнения полной серии шагов танца.

    Танец с «предписанным» рисунком шагов - это такой танец, отдельные шаги которого выполняются в определенном месте ледяной площадки.

    Танец с «предпочтительным» рисунком шагов - при выполнении его допускаются различные варианты рисунка. Но избранный танцорами рисунок не должен нарушать отдельных шагов, их последовательности, а также общих правил смены танцевальных позиций и при каждом повторении оставаться неизменным.

    Танец с «круговым» рисунком шагов - серия шагов размещается прогрессивно вдоль непрерывной оси танца. При вторном исполнении его можно начинать в любой точке этой оси.

    Стартовые шаги.

    Стартовые шаги, предшествующие началу каждого танца, танцоры выбирают по своему усмотрению, их число не должно превышать семи для каждого партнера. Стартовые шаги не оцениваются судьями, но следует избегать явных силовых отталкиваний.

    Дорожки шагов (танцы на льду)

    В танцах на льду дорожки делятся на параллельные (NtMi, midline not touching).

    По прямой (Mi, midline, по средней линии, Di, diagonal, по диагонали).

    По кругу

    По серпантину (Se, serpentine), затем следует St (steps) и уровень (1,2,3,4).

    NtMiSt3 - параллельная дорожка шагов третьего уровня.

    Дорожка шагов по кругу в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова.

    Вращения (танцы на льду)

    В танцах вращения делятся на простые и комбинированные (Co) . Затем следует Sp (spin) и цифра (1,2,3,4) , означающая уровень. Sp2 - вращение второго уровня.

    CoSp3 - комбинированное вращение третьего уровня.

    Комбинированное вращение в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

    Поддержки (танцы на льду)

    Танцевальные поддержки - на небольшой высоте в экзотических позах.

    Перед Li (lift) , обозначающим поддержку, может стоять Sta (stationary, на месте) .

    Sl (straightline, с движением по прямой).

    Cu (curve, c движением по дуге).

    Ro (rotational, с вращением).

    Se (serpentine, с движением по серпантину).

    RRo (reverse rotational, со сложным вращением).

    Цифра в конце (1,2,3,4) означает уровень поддержки.

    Соответственно, RoLi1 означает «поддержку с вращением первого уровня».

    CuLi3 - поддержку третьего уровня с движением по дуге.

    Комбинированные поддержки (состоящие из двух частей), обозначаются как CuLi3+RoLi4 (поддержка по дуге третьего уровня, переходящая в поддержку с вращением четвертого уровня).

    Вращательная поддержка в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

    Ритм, счет, темп.

    Ритм - регулярно повторяющиеся группы долгих и коротких ударных и неударных счетов, которые придают музыке определенный характер.

    Счет - часть такта музыки, регулярно повторяющаяся через равные промежутки времени по метроному.

    Темп - скорость исполнения музыки, то есть число тактов в минуту и число счетов, приходящихся на один такт.

    Танцевальные позиции.

    1.Рука в руке - партнеры стоят рядом, глядя в одном направлении; партнерша справа от партнера. Руки непринужденно разведены в стороны, правая рука одного партнера в левой руке другого.

    2. Закрытая, или вальсовая, позиция - партнеры стоят друг против друга; один скользит вперед, другой назад. Правая рука партнера, согнутая в локте, прижата к левой лопатке партнерши; левая кисть партнерши лежит «на правом плече партнера; локоть - на его локте. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены и непринужденно вытянуты на уровне плеча. Плечи их параллельны.

    3. Открытая, или фокстротная, позиция . Положение рук такое же, как в закрытой позиции, только спортсмены несколько разворачивают корпус с тем, чтобы иметь возможность скользить в одном направлении. Пример: шаги 5-16 блюза.

    4. Боковая, или танговая, позиция. Партнеры становятся рядом, один скользит вперед, другой - назад. В отличие от закрытой позиции партнеры танцуют, прижимая бедро к бедру, причем партнер может находиться как справа, так и слева от партнерши.

    5. Позиция «килиан». Партнеры стоят рядом, повернувшись лицом в одну сторону; правое плечо партнера находится за левым плечом партнерши. Левая рука партнерши вытянута и лежит в левой руке партнера, правые руки их соединены и покоятся на талии партнерши.

      В настоящее время многие родители отдают своих детей в секции по фигурному катанию с 3-4 лет. Некоторые мамы и папы до этого профессионально не занимались катанием на льду и не знают какие бывают прыжки в фигурном катании. Но чтобы поддерживать беседу с тренерами и своими подрастающими фигуристами, они хотят по больше узнать о терминах и профессиональных названиях разных элементов. Поэтому мы решили рассказать в этой статье, какие есть прыжки, их названия, чем они друг от друга отличаются и как их нужно выполнять. А также в качестве примера для каждого прыжка добавим видео с соответствующим прыжком.

      Разговаривайте со своими юными фигуристами на понятном для них языке, используя профессиональные термины фигуристов.

      В одном хорошем фильме было сказано:

      Счастье — это когда тебя понимают

      Поэтому, чем больше вы общаетесь и чем лучше понимаете своих детей, тем счастливее их делаете. А счастливый ребенок достигнет намного больших вершин. И в результате этого станет успешным и уверенным в себе человеком.

      В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

      • рёберные;
      • зубцовые.

      В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

      Рёберные:

      1. сальхов;
      2. риттбергер;
      3. аксель.

      Зубцовые:

      1. флип;
      2. тулуп;
      3. лутц.

      Рёберные прыжки

      Рёберный - это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

      Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

      Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

      1. 10,5.

      Сальхов является одним из самых легких прыжков.

      Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

      Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

      Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

      1. 12,0.

      Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.


      Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

      Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

      Зубцовые прыжки

      Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

      Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

      Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

      1. 10,3.

      Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

      Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

      Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

      1. 12,3.

      Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

      Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

      Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

      1. 13,6.

      Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

      Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

      Тулуп — простейший вид прыжка в фигурном катании, при выполнении которого фигурист отталкивается одной ногой, делает оборот в воздухе и приземляется на другую.

      Этот элемент считается одним из самых простых в фигурном катании и входит в программу подготовки детей.

      Историческая справка: почему этот элемент так называется

      Первым исполнителем прыжка стал фигурист из Америки Брюс Мэйпс в 1920 г. После того как фигуристы освоили одинарный прыжок, они научились делать тулуп с двумя оборотами (двойной).

      Справка. Интересное название элемента появилось от английского toe loop — «петля на носке» .

      Исполнение тройного элемента мир увидел только в 1965 году , выполнен он был фигуристом по фамилии Литц .

      Через 24 года впервые был показан четверной тулуп: отличился канадец Курт Браунинг , хотя до него в 1983 русский фигурист Александр Фадеев предпринимал попытку совершить этот прыжок, судьи не засчитали его из-за помарок в исполнении.

      Самый «чистый» четверной тулуп был выполнен Алексеем Урмановым в 1991 году.

      Имя первой женщины, исполнившей тройной тулуп, неизвестно. А первой исполнительницей четверного в женской программе стала Александра Трусова , случилось это лишь в 2018 году.

      Как прыгать тулуп?

      Есть несколько вариантов исполнения:

      • Ту-валлей — его исполняют с внутреннего ребра ноги, приземление обычное. Оценивается так же, как простой тулуп.

      Следующие варианты — с приземлением вперёд:

      • Мазурка — правую ногу выбрасывают вперёд, а затем фигурист приземляется на правый зубец, левое ребро вперёд-наружу.
      • Прыжок вполоборота , приземление на левый зубец, правое ребро вперёд-внутрь — балетный.
      • А также есть 1,5 оборотный с приземлением — как в балетном прыжке. Был популярным только в XX веке.

      Фото 1. Схема выполнение прыжка Тулуп: показаны все фазы, от разгона до приземления.

      Двойной и тройной прыжок в фигурном катании

      Количество оборотов, которые может выполнить фигурист зависят от нескольких факторов: скорость, плотность группировки, скорость вращения и время «полёта».

      На исполнение двойного тулупа у фигуристов уходит небольшое количество времени, в случае, если они умеют делать одинарный. С тройным всё сложнее, приходится учитывать все перечисленные факторы. При выполнении двойных и тройных прыжков рекомендуется уменьшить замах, для того, чтобы быстрее и плотнее группироваться во время прыжка (что увеличит вероятность выполнить идеально).

      Что касается техники прыжка, то заход выполняется обычно с правой ноги по прямой, толчок делают после поворота с тройки вперёд-внутрь — назад-наружу зубцом левого конька.

      Делая оборот в прыжке, фигурист приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. То есть он выполняется со сменой ноги, отталкиваясь левой — приземляется на правую. По технике очень похоже на прыжок «Сальхов».

      Ещё можно зайти с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу и переступание на правую ногу).

      На соревнованиях тулуп оценивается следующим образом: 0,4 балла — одинарный, 1,3 — двойной, 4,3 — тройной, самый высокий балл, соответственно, у четвёртого — 10,3.

      Для тех, кто хочет научиться выполнять тулуп нет каких-то «наводящих» упражнений . Сначала ученик выполняет тройку вперёд-внутрь, затем, выйдя, на дугу назад-наружу совершает прыжок, отталкиваясь левой ногой. Делая оборот, он приземляется на правую ногу (в том случае, если фигурист совершает элементы по часовой стрелке, «меняются местами» коньки).

      • Неплохо будет усовершенствовать именно исполнение тройки вперёд-внутрь и назад-наружу , так как распространённой ошибкой является сильное перекрещивание отталкивающейся ноги перед прыжком.
      • Ученикам рекомендуют выполнять махи ногой более сдержанно и следить за тем, чтобы плечи были развёрнуты в центр круга до толчка , а в сам момент отталкивания начали работать на скручивание из круга.

      Для начала можно научиться тулупу вполоборота , тем самым подготовить себя к полноценному выполнению элемента: когда правая нога находится на наружной дуге в момент отталкивания, надо поставить левую, как этого требует тулуп, и, не разворачиваясь сделать пол-оборота, чтобы научиться прыгать с толчковой ноги.

      Важно! Ногой нужно именно оттолкнуться, а не просто ставить.

      Полезное видео

      Посмотрите видео, в котором юная фигуристка показывает, как выполнять простые прыжки на льду.

      Правила безопасности

      Не стоит забывать и о технике безопасности на льду!

      • Начинающим спортсменам, рекомендуется использовать защиту в виде шлема, наколенников, налокотников . А также стоит позаботиться о тёплой и комфортной одежде для катания, чтобы не получить охлаждение и не чувствовать себя скованно.
      • Падать также стоит правильно : во-первых, постараться упасть набок, но не на живот или спину (так вероятность получения травмы заметно снижается), во-вторых, не выставлять локти, вместо этого прижать их к телу в полусогнутом состоянии, в-третьих, необходимо напрягать шею, опустив подбородок вниз (меньшая вероятность получения травмы головы).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!