Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Богинская светлана - прославленная белорусская гимнастка. История спортивной гимнастики на беларуси

Спортивная гимнастика

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных. В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора. В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики". Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами. Положившие основу шведской гимнастики отец и сын П.Линг (1776-1839) и Я.Линг (1820-1886) классифицировали по анатомическим признакам упражнения, ввели в гимнастику новые предметы, разного размера лестницы и бревна.


Правила

Программа соревнований по гимнастике

Соревнования по спортивной гимнастике у мужчин проводятся на шести гимнастических снарядах: вольные упражнения, конь-махи, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина, у женщин на четырех снарядах: опорный прыжок, брусья, бревно и вольные упражнения.


Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и "настроению". По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена - особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.


Упражнения на коне-махи (специальной снаряд с ручками) представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.


Упражнения на кольцах (подвижный снаряд в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах) представляют собой комбинацию маховых элементов (подъемы, обороты, выкруты) в сочетании с силовыми элементами (статичные и динамичные), демонстрируя физическую силу спортсмена. По правилам, соскок с колец по окончании упражнения должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.


Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры о тела прыжкового коня (отсюда и название упражнения). Спортсмен разбегается по специальной дорожке, отталкивается ногами от мостика, наклонного к линии разбега, а затем производит дополнительный толчок руками от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. Для попадания в финальные соревнования гимнаст должен исполнить два различных прыжка, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.


Упражнения на брусьях.

Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками.

Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (упоры углом, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, "работать" над и под брусьями. Упражнения должны оканчиваться соскоком.


Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов (в разных направлениях) вокруг перекладины с поворотами и без, а также перелетов (элементов с отпусканием рук). Во время исполнения упражнения спортсмен не имеет права касаться грифа телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому. Упражнения должны оканчиваться соскоком.


Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, "пробежки", сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагаты, равновесия и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления - не более 1 минуты 30 секунд.

Судейство и оценка

Выступления гимнастов оцениваются судейской бригадой, "обслуживающей" тот или иной снаряд.

Судьи разбиты на две группы. Двое судей (бригада А) оценивают сложность упражнения, а шесть других судей (бригада В) - технику и качество исполнения по 10-бальной шкале. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков - по типу стенографических. Окончательная оценка складывается из суммы двух оценок бригады А и бригады В.

По правилам, при выполнении упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,8 балла. Заступ за линию ковра (при выполнении вольных упражнений) или линию на опорном прыжке или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки (от 0,1 до 0,5 б.).

Судьи бригады А, оценивающие сложность представленной программы, выставляют общую оценку.

Судьи бригады В, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл. Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

В квалификационных соревнованиях чемпионатов мира и Олимпийских игр в командном зачете действует схема "6-5-4". За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде "работают" 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. В финальных соревнованиях действует схема "6-3-3". В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки.

Участники соревнований сами определяют "содержание" своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов. В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).


Формула соревнований, определение победителя Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:

Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;

Командный финал проводится среди 8 сильнейших - по итогам "квалификации" - команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);

Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 24 лучших спортсменов;

Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях. На крупных соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.

На Олимпийские игры, - в отличие от чемпионата мира, - может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете - 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке. По правилам, в финальных соревнованиях могут участвовать не более 2 представителей от одной страны.

Некоторые другие правила

Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые "процедурные" ограничения:

Переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;

Участникам соревнований предоставляется 30 сек на разминку (на брусьях – 50 сек), после чего их вызывают для выполнения упражнения;

В ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;

Во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.

Правилами предусмотрены наказания - отдельных гимнастов и целых команд: за недисциплинированное поведение. Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов - и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете. Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней - во избежание повреждений.

Информация предоставлена ОО «БАГ»

Развитие гимнастики в Беларуси, а так же в Минске имеет хорошие устойчивые традиции , которые заложены еще были в советское время.

Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г.Риме . Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

А, если говорить о всех выдающихся результатах гимнастов того времни, то их не перечесть:

в 1964 г., в Токио - белоруска Елена Волчецкая - принесла золотую медаль в копилку сборной СССР.

В1968 г., в Мехико - Лариса Петрик завоевала золотую медаль.

В 1972 г., в Мюнхене - Ольга Корбут - выиграла на Олимпиаде аж 3 золотые медали, Антонина Кошель завоевала на тех же соревнованиях золотую медаль.

Также золотые призеры олимпиад- белорусы Томара Лазокович, Нелли Ким (3 золотые медали в Монреале, 2 золотые медали в Москве), Светлана Богинская (2 золотые медали в Сеуле), серебряные призеры Владимири Щукин и Николай Малеев.

На сегодняшний день в республике имеется около 50 специализированных детско-юношеских спортивных школ Олимпийского резерва, детских спортивных школ по пяти видам гимнастики.

Гимнастические школы имеются во всех областях. В школах занимаются более 5 тысяч молодых гимнастов.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920. Занятия гимнастикой с 1889 включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки - в школьные программы. В 1909 в г. Гродно образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910-14 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи. На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920-21 в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах. Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин). I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933. Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.) которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). С 1995 проводится международный турнир памяти Т. Лазакович (г. Витебск). С 1999 в Минске проводился открытый Кубок Беларуси памяти Р. Ваткина. С 2000 проводится международный турнир на призы С. Баитовой (г. Могилев). Мужская сборная команда Беларуси - чемпион мира (2001, Бельгия), серебряный призер чемпионата мира (1997, Швейцария), бронзовый призер (1999, Китай); чемпион Европы (1994), бронзовый призер (1996, Дания).

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин - Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Соревнования по спортивной гимнастике

Статистика выступлений сборной по спортивной гимнастике на летних Олимпийский играх: 2008 в Пекине, 2004 в Афинах, 2000 в Сиднее, 1996 в Атланте, 1992 в Барселоне, 1988 в Сеуле, 1980 в Москве, 1976 в Монреале, 1972 в Мюнхене, 1968 в Мехико, 1964 в Токио, 1960 в Риме.

Женская национальная сборной команды Беларуси не примет участия в Олимпийских играх (2012). В квалификационных соревнованиях на чемпионате мира в голландском Роттердаме сборная сумела занять лишь 25 место, не сумели пробиться в число 24 лучших команд первенства планеты, которые через год на следующем чемпионате мира в Японии должны были соревноваться за 12 командных путевок на Олимпиаду. Лучшие результаты на олимпиаде в составе сборной показала Алина Сотникова.

О достижениях белорусских спортивных гимнастов давно ничего не слышно. Нелли Ким, Ольга Корбут, Светлана Богинская, Виталий Щербо, Иван Иванков — имена-легенды, спортсмены, которые оставили после себя славу, почет, мировое признание, а за спиной… пустоту. Нет, им на смену, конечно, пришли молодые, способные, подававшие надежды, но так и не ставшие талантами.

О том, что в белорусской спортивной гимнастике кризис, говорят уже давно, с конца 90-х годов прошлого века. Последний всплеск на Олимпийских играх случился в Атланте в 1996 году, когда Виталий Щербо завоевал четыре бронзовые награды (в многоборье, упражнениях на перекладине, брусьях и в опорном прыжке). После этого — тишина. Были медали чемпионатов мира и Европы, в том числе громкие победы Ивана Иванкова, но на олимпийский подиум белорусы больше не поднимались никогда.

На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро от отечественных гимнастов ничего не ожидали, ну разве что чуда: двое отобрались — уже хорошо. Чуда не случилось: Андрей Лиховицкий в многоборье занял 18 место, белорусская американка Диксон Кайли Рэй — 58-е. Грусть-печаль. И неважно, что Диксон прилетела в Рио уже травмированная и держалась на уколах — важен результат, вернее, его отсутствие.

Отыскать ответы на извечные вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?" попытались спортивные чиновники на совместном заседании коллегии Минспорта и исполкома Белорусской ассоциации гимнастики.

Первый вице-президент НОК Максим Рыженков охарактеризовал нынешнее состояние отечественной спортивной гимнастики как позорное. По его словам, вид спорта, который еще недавно был визитной карточной страны, пребывает в глубочайшем кризисе. Тренерские кадры разбазарились, топовых атлетов не вырастили. При этом инфраструктура создана хорошая, интерес к виду спорта по-прежнему не ослабевает.

"Мы уже привыкли 8-е и 15-е места считать прогрессом, а это неправильно. Целая плеяда наших специалистов трудится в международных структурах, так давайте этим умело пользоваться: проводить обучающие семинары, мастер-классы, курсы повышения тренерской квалификации", — призвал собравшихся Рыженков.

Он сказал, что НОК готов поддержать любое благое начинание, пока же недостаточно инициативы от самих представителей спортивной гимнастики.

"Другие на слуху и на виду, специалисты постоянно приходят со своими идеями, конкретными проектами, а в спортивной гимнастике тишина. И это при том, что вид спорта занимает третье место (после легкой атлетики и плавания) по количеству разыгрываемых на Олимпийских играх наград", — сказал Рыженков.

Он также напомнил, что соревнования по спортивной гимнастике планируется включить в программу II Европейских игр, которые в 2019 году пройдут в Минске, и было бы непозволительно выступить плохо на домашней арене.

Директор Республиканского центра олимпийской подготовки по прикладным видам спорта (он курирует и спортивную гимнастику) Дмитрий Шичко предложил создать экспериментальные группы под названием "Возрождение легенд", члены которых будут в первоочередном порядке обеспечены всем необходимым (оборудованием и инвентарем, участием в спортивных мероприятиях, научно-методическим и медицинским сопровождением).

Также, по его мнению, важно проверить "низы" — детско-юношеские спортивные школы, квалификацию тренеров, которые там работают.

"Некоторые школы трудятся годами, но ни одного спортсмена в высшее звено так и не передали. Это — нонсенс", — сказал Шичко.

Тренерам придется готовиться к переаттестации. Те, кто останется на своем посту — отправятся на курсы повышения квалификации. Молодым да ранним предложат стажировки в национальной команде.

"Не я должен ездить в университет физкультуры лекции читать, а студенты приходить на тренировки ко мне. Пусть девять после этого уйдет, один останется, с ним я готов и дальше работать, передавать свои знания и опыт", — сказал главный тренер мужской команды Александр Баранов.

По признанию наставника, его подопечным, которые только влились в основной состав, не хватает сложности программ, чтобы конкурировать с соперниками: "Ребята пока не владеют уникальными и оригинальными элементами. Им нужно время, чтобы наработать все это, натренироваться, испытать себя на международных стратах. Подготовимся ли к Европейским играм? Должны. Обязаны. У нас нет выбора".

Некоторые участники дискуссии пытались сетовать на объективные трудности, но их осек министр спорта и туризма Александр Шамко:

"Все условия для успешного развития спортивной гимнастики у нас есть: инфраструктура, квалифицированные тренеры (в том числе иностранные специалисты), научный и медицинский потенциал. Не ныть. Не плакать. Не стонать".

Директор Витебской СДЮШОР № 1 Екатерина Колмагорова пообещала эти "НЕ…" вывесить у себя в тренировочном зале в виде плаката.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920. Занятия гимнастикой с 1889 включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки - в школьные программы. В 1909 в г. Гродно образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910-14 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи. На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920-21 в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах. Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин). I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933. Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.) которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). С 1995 проводится международный турнир памяти Т. Лазакович (г. Витебск). С 1999 в Минске проводился открытый Кубок Беларуси памяти Р. Ваткина. С 2000 проводится международный турнир на призы С. Баитовой (г. Могилев). Мужская сборная команда Беларуси - чемпион мира (2001, Бельгия), серебряный призер чемпионата мира (1997, Швейцария), бронзовый призер (1999, Китай); чемпион Европы (1994), бронзовый призер (1996, Дания).

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин - Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Соревнования по спортивной гимнастике

Статистика выступлений сборной по спортивной гимнастике на летних Олимпийский играх: 2008 в Пекине, 2004 в Афинах, 2000 в Сиднее, 1996 в Атланте, 1992 в Барселоне, 1988 в Сеуле, 1980 в Москве, 1976 в Монреале, 1972 в Мюнхене, 1968 в Мехико, 1964 в Токио, 1960 в Риме.

Женская национальная сборной команды Беларуси не примет участия в Олимпийских играх (2012). В квалификационных соревнованиях на чемпионате мира в голландском Роттердаме сборная сумела занять лишь 25 место, не сумели пробиться в число 24 лучших команд первенства планеты, которые через год на следующем чемпионате мира в Японии должны были соревноваться за 12 командных путевок на Олимпиаду. Лучшие результаты на олимпиаде в составе сборной показала Алина Сотникова.

Список используемых литературных источников

1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М., «Радуга» 1982.

2. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник. - М., Просвещение, 1989.

3. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

4. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997

5. В.В. Гайл «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой «Теория физической культуры» Научный редактор: доц., канд. биол. наук А.В. Чудиновских

6. http://dinamica.by/wiki/Гимнастика_художественная

Все началось пять лет назад, когда рядовое медицинское обследование обнаружило у чемпионки мира по художественной гимнастике Татьяны Огрызко злокачественную опухоль молочной железы…

Ее невозможно не узнать даже со спины — такие точеные фигуры могут быть только у гимнасток. Татьяна Огрызко оглядывается, улыбается и приветственно машет мне рукой. Чемпионка мира по художественной гимнастике 1993 года, кажется, совсем не изменилась со времен своей спортивной карьеры.

И уж тем более она не похожа на человека, который только за этот год перенес уйму сеансов облучения, после которых не то что улыбаться, жить не хочется… Мы идем с ней в кафе, где не будет имбиря, с которым Таня привыкла пить чай, и потому закажем латте. А после разговора я подвезу ее к Комаровке, где Тане нужно будет купить травы — у той самой бабушки, которая знает в этом толк.

Сказала ли ей Таня? Ну, может быть, только как целительнице. А вообще она не расположена говорить о своих проблемах. И наше интервью становится возможным лишь по инициативе ее подруги, объявившей через американские сайты о сборе денег на лечение известной белорусской гимнастки.

— Пять лет назад, когда рядовое медицинское обследование обнаружило злокачественную опухоль молочной железы, мы справились своими силами, — начинает свой рассказ Татьяна. — Я могла оставить работу и спокойно лечиться. Хотя поначалу, как говорится, лежала влежку. Практически сразу же прооперировали. Потом было самое страшное — «красная химия».

Что это такое и с чем бы сравнить? Не знаю, мне кажется, похожие чувства должен испытывать наркоман — когда его ломает. Выкручивает все кости, не можешь ни спать, ни лежать, ни есть, вообще ничего. Во время этой процедуры выпадают волосы, я год в парике ходила.

Раз в три недели это делали. Только начинаешь оживать, как бах — и снова ты никакая. Этот кошмар я вообще вспоминать не хочу. Забыть бы его, как страшный сон. Потом у меня были 42 дозы облучения в Боровлянах. Затем сделали операцию — страховочную, чтобы метастазы вниз не пошли. А так как были побочные эффекты, то я загремела в 9-ю больницу. Но это нормально, потому что каждая химиотерапия заставляет вылезать новую болячку. Это я уже потом узнала.

Год еще кололи лекарство, которое подавляет рост опухолей. Вроде бы все пришло в норму. А этой весной начали болеть ребра и спина. Такое ощущение, будто получила спортивную травму. Поэтому ходила к доктору — тейпировала, кололи обезболивающее, но ничего не помогало.

Отправили меня на компьютерную томографию. Нашли пятна в ребре, в плече и в костях. Сделали точечное облучение, вроде бы боли поутихли. А потом в августе все снова начало болеть. Сделали КТ в августе — обнаружили пятно на теменной кости. Ну и опять все по новой. На днях сделаю новую томографию и буду искать клинику, где лечиться дальше.

Скорее всего, в Германии. В Берлине есть клиника, где я уже была. Она одна из лучших в Европе, во всяком случае, в ней есть аппараты последнего поколения, которых в мире насчитываются единицы. Реабилитация там другая. Да и сестра рядом, друзья…

— Как ты это все переживаешь психологически?

— Если честно, то иногда едет крыша. Мне говорят: «Таня, надо отстраниться от всего». А я не могу. Депрессивное состояние побеждает. Принимаю таблетки, потому что только они помогают как-то успокоиться. 24 часа в сутки живу с мыслью, что у меня рак — просыпаюсь, готовлю завтрак, работаю, засыпаю…

Живу в страхе. Уверена, любая другая болезнь переносится куда легче. А когда рак, ты не знаешь, на сколько хватит таблеток, как поведет себя организм завтра, что будет с детьми. У меня их двое. Старшему сыну 16, дочке восемь. Илья поддерживает меня, а Соня, кажется, не понимает даже, что с мамой происходит.

Много людей вокруг. Дают советы. Кто-то говорит: «Ай, я не боюсь смерти!» А я боюсь… Не хочется умирать, мне еще жить и жить.


— Кто тебя еще поддерживает?

— Муж, родители, семья. Рада, что Ирина Юрьевна Лепарская не забывает. Подруги у меня хорошие — из гимнастики особенно. Наташа Гринберг и Наташа Совпель. Света Савенкова, которая стояла еще в групповых в сборной СССР, придумала собирать деньги через сайт — он так устроен, что видно, кто участвует.

Если честно, не ожидала, что столько людей меня помнят. Лена Витриченко, Яна Батыршина, Амина Зарипова, Маргарита Мамун, Женька Павлина… Сестры Юркины из спортивной гимнастики. Галя Савчиц — дочка Галины Крыленко. Лена Шаматульская — она за Беларусь выступала, а потом в Москву уехала. Там много девчонок, которые были гимнастками, а теперь вышли замуж, и я просто не могу их идентифицировать под другими фамилиями. Всем им спасибо…

— Ты и сейчас не в стороне от любимого вида спорта — работаешь в клубе эстетической гимнастики.

— Да, в прошлом году мы даже ездили на чемпионат мира. Конечно, у нас занимаются непрофессионалы, поэтому и результат был не самый выдающийся. Но эта работа — скорее хобби. Деньги нужны, поэтому занята еще в одном месте. Не спрашивай, в каком, не хочу этих разговоров. Любая работа почетна и нужна.

— Две работы — не слишком ли много?

— Выхода нет. Я же бывшая спортсменка, должна быть выносливой. В спорте же всегда как было — любой нормальный врач после осмотра остается в шоке и советует закончить карьеру. А их спортивные коллеги знают, что мы никогда этого не сделаем. Травмы, переломы, разрывы — все это просто обыденность. Никого ими не удивишь, как и не найдешь ни одной абсолютно здоровой гимнастки.

— Ты тоже не слушалась советов «нормальных» врачей.

— Слишком любила гимнастику. Пусть это тяжело, но ту жизнь прожила бы еще раз — если бы был шанс начать все сначала. Хотя, знаешь, когда закончила карьеру, то отстранилась от нее на много лет. Смотреть не могла на фотографии, грамоты, медали и кубки. Сложила все в мешок и отправила на балкон, чтобы даже на глаза ничего не попадалось.

Свою Олимпиаду 1996 года впервые пересмотрела только два года назад. Достала кассету с антресолей, поплакала и положила обратно. Дети спрашивают: «Мама, где твои медали? Дай хоть посмотреть». И в самом деле… Какая я чемпионка мира, если даже этой золотой медали нет? А ее и вправду нет.

— Потеряла…

— Слава богу, нет. Чемпионат мира 1993 года проходил в испанском Аликанте, и прямо там я отдала награду Галине Александровне Крыленко. Она тогда была главным тренером сборной Беларуси и заслужила ту медаль не меньше, чем я. Считаю, правильный порыв. Но иногда мне хочется хоть на неделю попросить ее обратно — показать Илье и Соне. Хотя вроде бы некрасиво будет выглядеть. Отдала, а сейчас подарок назад просит, да?

Нормально. Кстати, не сомневаюсь, что там, в Испании, ты была уверена, что таких медалей впереди будет много. Впрочем, Олимпиада-1996 стала для белорусской сборной самым оглушительным провалом за всю историю участия в Играх.

Выступили мы с Ларисой Лукьяненко просто шикарно. Это я тебе как профессионал говорю. Но в финале многоборья нас просто задвинули подальше от пьедестала. Вот и вся история, очень типичная для такого субъективного вида спорта, как художественная гимнастика.

Судьба давала мне знак, что надо заканчивать. У меня ведь еще до Атланты случился разрыв ахиллова сухожилия. Затем, как водится, аналогичные проблемы стали появляться с другой ногой, которую пришлось в этом случае грузить по полной. Где-то года полтора после Олимпиады потренировалась и закончила. В 21 год. В то время была уже старушкой. Это сейчас чуть ли не до 30 лет на ковер выходят.

— А потом?

— Вначале, естественно, отдохнула. Потом в декрет ушла. Бизнесом успела заняться. Муж Саша помог открыть магазин в «Паркинге». Но прогорела — аренда была ужасающе дорогой, а товар мы покупали не напрямую, а у посредников. Поэтому, когда стала залезать в долги, поняла, что проект надо закрывать. Потом Соню родила, ну а затем уже и онкология эта началась.

В эстетическую гимнастику попала, считай, случайно. Все-таки в одном мире живем с бывшими «художницами». Многие из них взялись осваивать этот новый вид. Мне с детьми работать понравилось, даже очень. Уровень, конечно, слабый, как группа здоровья, но у меня такой характер — если чем-то занимаюсь, то ставлю максимальные цели. Готовимся к этапу Кубка мира, едем на чемпионат мира? Все, дети, начинаем готовиться серьезно, чтобы не опозорить страну!

Включаешься по полной программе. Душишь этих бедных девочек, приходишь потом домой и даже говорить не можешь. Падаешь на кровать. Соня просит: «Мама, проверь уроки». А у меня сил вообще никаких нет. Я ведь все сама показывала, детей растягивала, а такого рода физические нагрузки мне в принципе запрещены. Так, легкий труд, сидеть, какие-нибудь бумажки перебирать. А еще лучше гулять по лесу и воздухом дышать, как врачи рекомендуют.

Короче, занесло меня… Спина болит-болит, мостики, растяжки, составление упражнений. Нервы. Родители. Половина детей ушли в другой клуб, надо новых искать, оставшихся ведь не бросишь. Новые пришли — необходимо обучать, догонять, потому что на Кубке мира обязательно нужно выступить хорошо. Ну как хорошо — последними не оказаться.

— Не оказались?

— Нет, и даже предпоследними не стали. Что за полгода можно успеть сделать? Но девочки молодцы, боролись, упирались! Хорошая команда. Этап Кубка, кстати, тоже в Испании был, в Барселоне. Конечно, воспоминания нахлынули… Я давно уже не видела тех девчонок, с которыми соперничала. С удовольствием пообщалась бы. У нас хорошая компания была. Особенно дружила с Яной Батыршиной и Аминой Зариповой. Они такие же веселые и общительные, как и я. Никогда между нами не было соперничества, когда кто-то на кого-то косо смотрит или чему-то завидует.

С Леной Витриченко и Катей Серебрянской тоже хорошо общалась. Но у них обеих мамы — тренеры, поэтому особенно не раскрепостишься на банкете после соревнований. А вот для нас это был тот самый вожделенный миг, когда можно было дать себе наконец возможность покушать все, что душе угодно, не думая, что завтра надо вставать на утреннюю тренировку…

Девчонки наши вообще молодцы, особенно Амина. Тренер Маргариты Мамун — олимпийской чемпионки, звучит же!

У россиянок всегда были хорошие гимнастки. Когда я уже уходила, начинала зажигаться звезда Алины Кабаевой. Даже после первых ее стартов было видно, что в художественной гимнастике появляется новый лидер, которая произведет в ней переворот. Чувствовалась в этой маленькой девочке, которая всем без исключения нравилась, какая-то непобедимая сила.

— Представляю, с каким умилением ты разглядываешь фотографии, сделанные в 90-е.

— Вообще не смотрю. Недавно был этап Кубка мира, попросили, так вот нашла коробку, отнесла. Надо будет забрать. Знаешь, те воспоминания для меня и светлые, и болезненные одновременно.


Смотришь на ту семнадцатилетнюю Таньку и понимаешь, что она была глуповатая, дурноватая, вдобавок еще и ленивая. Ей бы мою сегодняшнюю голову, и она сделала бы куда больше, чем смогла тогда. Но это нормально для взрослого человека. То же самое я пыталась донести до своих девочек, с которыми мы готовились к «миру». Что работать надо здесь и сейчас, по максимуму. И затем будете испытывать от этого кайф. А если что-то зажмете, то потом сильно пожалеете.

Вспоминаю себя: я же во время карьеры замуж вышла, такого, по-моему, еще не бывало в художественной гимнастике. Надо тренироваться, а у меня в голове совсем другие мысли. Как сорваться быстрее к любимому. Сделаешь страдальческий вид, мол, что-то болит, не могу больше. Отпустят — и ты счастлива, что быстрее освободилась. Ох, какая же глупая…

Хотя, наверное, так поступают все молодые девочки, которые по восемь часов в день сидят в зале. Им всем очень хочется вырваться на свободу, увидеть другую жизнь. А получается, что та, с ежедневными двухразовыми тренировками, во время которых клянешь все на свете, и была лучшей и самой счастливой ее частью…

— Тебе всего сорок. Можно все наверстать.

— Можно. И я постараюсь, конечно. Если буду жить.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!