Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Делчев исполняет «сальто Делчева. I. Элементы, выполняемые большим махом в висе. II. Элементы с фазой полёта

Так уж вышло, что 70-е годы стали очень плодоносными на появление самых различных полётных движений в упражнении на перекладине. В 1974 Бернд Егер исполнил первое в мире сальто вперёд в вис на махе назад. А в 1977 году болгарский гимнаст Стоян Делчев впервые в мире демонстрирует первое сальто на махе вперёд. Сальто можно чётко разделить на две фазы: высокий вылет с поворотом на 180 и сальто вперёд ноги врозь в вис.

Композиционно сальто Делчева достаточно сложно по своей структуре. Также в нём высоки риск допустить техническую ошибку и потерять драгоценные десятые в оценке. В поисках более рационального решения задачи выполнения сальто в вис на махе вперёд, немецкий гимнаст Эберхард Гингер в 1978 году выполняет своё сальто (по информации из книги Ю.К. Гавердовского «Техника гимнастических упражнений»). Но можно найти информацию, что Гингер впервые исполнил своё сальто раньше Делчева и было это аж в 1974 году.

Сальто Гингера проще и рациональнее в исполнении, проще в своей структуре и представляет собой сальто назад с поворотом на 180 в вис. Поворот в сальто Гингера «размазан» по всему сальто, а в Делчеве поворот и сальто чётко разделены по времени. Всё это привело к тому, что сальто Делчева в мужской гимнастике практически не использовалось, а сальто Гингера использовалось очень активно. Особенно в 80-е годы.

В женской гимнастике и сальто Гингера, и сальто Делчева были очень популярны в 80-е года, но начиная с 90-х «Делчев» также практически исчезает из комбинаций гимнасток, уступая более экономичному «Гингеру».

Вот исполнение сальто Делчева в 1979 году Натальей Шапошниковой :

Совершенно уникальную связку Ткачёв + Делчев в 1983 году исполнила Наталья Юрченко . Для женской гимнастики это был прорыв! Т.к. начиная с 83-го года, и в мужской то гимнастике, только начинают становится популярными связки между разными полётными элементами.

Сальто Гингера гимнасты 80-х соединяли после перелётов Ткачёва разного типа. Оказалось, что Гингер очень удачно добавляется практически к любому полётному элементу. К примеру, Ткачёв с одной руки + Гингер, был очень популярной саязкой:

Вторым популярным направлением усложнения стало исполнения сальто Гингера из оборота на одной руке и с приходом в одну руку.

В женской гимнастике связки с сальто Гингера появились только в 2000-х. К примеру, Ткачёв + Гингер:

Или Маркелов + Гингер:

Между прочим, исполняли гимнастки и сальто Гингера с оборота на одной руке, хотя это и эксклюзив. Автором элемента стала китаянка Лиу Суан в середине 90-х годов:

Следующим усложнением сальто Гингера стало его выполнение в положении прямого тела. Именно эта модификация подлёта позволяет усложнять его в дальнейшем, добавляя дополнительные винты. Мужчины довольно быстро освоили новую модификацию, но в чистом виде такой Гингер можно было увидеть достаточно редко.

В женской гимнастике сальто Гингера прогнувшись вообще редкость. Одной из лучших его исполнительниц стала Настя Люкина :

И вот уже в начале 80-х годов советским гимнастом Александром Погореловым и французом Джэком Дэфом (Jacques Def) выполняется сложнейшая модификация Гингера – сальто Гингера с пируэтом, т.е. сальто назад прямым телом с поворотом на 540 в вис. Элемент показан на 0:17 Александром Погореловым на видео ниже (видео 1982 года):

Гингер с пируэтом очень редко использовался гимнастами всех времён. Но тем не менее, в любое время были его исполнители как того же сальто Егера с винтом.

В 80-е годы сальто Гингера с винтом исполняют из оборота на одной руке:

И даже в связке с обычным Гингером:

Гимнастки впервые исполняют Гингер с пируэтом в 1991 году. Первой исполнительницей уникального элемента стала болгарская гимнастка Снежанна Христакиева :

Дальнейшее развитие сальто Гингера также не заставило себя ждать. В 1988 году исполняется Гингер с двумя пируэтами!!! Автор элемента Резак Золтан (Rezacs Zoltan) . Элемент больше никем не был повторён и не исполнялся на международных стартах, поэтому не имеет официального имени исполнителя.

Начиная с 90-х годов гимнасты перестали усложнять сальто Гингера, а стали исполнять его в различных связках. Как правило Гингер добавлялся после серии перелётов Ткачёва. Но были и более интересные решения. К примеру, в 1996 году Алексей Немов добавляет его после Ковача согнувшись:

Ещё позже выполняются связки перелёта Ткачёва с пируэтом и сальто Гингера:

Начиная с 2007 года набирают популярность элементы с доворотом на 180 в смешанный хват. Они проще, чем с полноценным винтом, но сложнее в плане выхода после них в стойку на руках. Так исполняется Гингер с поворотом на 180 и Гингер с поворотом на 270 (т.е. сальто назад с двумя пируэтами в вис) в исполнении канадца Кевина Литвина :

Дальнейшее развитие сальто Гингера представляется в двух направлениях: добавление в связках после других перелётов Гингера с винтом или же революционное изменение элемента, путём исполнения двойного сальто назад с поворотом на 180 в вис.

Болгарский гимнаст Стоян Делчев - один из самых известных спортсменов республики. Он олимпийский чемпион в упражнениях на перекладине, обладатель бронзовой медали олимпийской чеканки за успех в личном финале многоборья, абсолютный чемпион Европы-79, неоднократный чемпион страны.

Вильнюс, 1977 год. Дворец спорта принимает участников мужского чемпионата Европы по спортивной гимнастике. День накануне открытия. Идет разминка. Суета на помосте - привычная, милая суета: разноцветье тренировочных костюмов, последние наставления тренеров, отработка каких-то элементов комбинаций и аплодисменты немногочисленных зрителей за вдруг исполненную новинку - все то, что на чисто гимнастическом языке называется «опробованием снарядов».

Как приятно похаживать в это время у самого помоста, пока нет еще грозных и непреклонных дежурных и никто не требует специального пропуска «проход всюду», обмениваться шутливыми репликами со знакомыми тренерами и спортсменами, брать короткие интервью у знаменитостей.

Мой коллега трогает за локоть: «Слушай, я в секретариате выяснил, кто самый молодой участник первенства. Это некий Стоян Делчев из Болгарии. Давай найдем его. И переводчик не нужен...»

Когда мы подошли к перекладине, незнакомый гимнаст, выполнив изящный соскок двойное сальто, сел на стульчик и снимал кожаные накладки. Тренер, чернобровый, черноглазый, спокойно что-то объяснял.

Представились, познакомились. Тренер - Никола Николов веселый, разговорчивый, жил ожиданием радостных событий. Гимнаст - 17-летний Стоян Делчев, выпускник школы-интерната спортивного профиля из Пловдива, настороженный, молчаливый, очень стеснительный.

Николов рассказывал легко, охотно:
- Да, будем дебютировать. Знаю, что Стоян волнуется, так это же правильно. Недавно он выиграл чемпионат Болгарии, поэтому его решили послать в Вильнюс. Любимые снаряды? Перекладина и брусья. Кстати, мы подготовили один интересный элемент. Если выйдет он у Стояна, получите удовольствие.

Делчев сильно смущался:
- Постараюсь выполнить хорошо. Очень боюсь за перекладину. Буду следить за вашими гимнастами - Владимиром Маркеловым и Александром Ткачевым. Мне есть чему поучиться...

Тут подошел Евгений Земсков, старший преподаватель Московского института физической культуры, и они с Николовым расцеловались. Земсков пояснил:
- Два года работал в Болгарии. В Пловдиве. Помогал тренерам осваивать технику сложных элементов. Скажу прямо: Делчев - явный талант. Координирован, трудолюбив, смел. Программа отличная, оригинальная. Вот силенок пока маловато. А вы видели его упражнение на перекладине? Нет? Напрасно. Ах, кое-что видели. А сальто ноги врозь с поворотом в дохват видели? Это самое интересное. Занятный элемент. Никто в мире еще не исполнял...

Заинтересованные, мы с нетерпением ждали открытия чемпионата Европы.

Блистали Маркелов и Ткачев, нравился Владимир Тихонов, рвался в лидеры Ральф Бертель из ГДР. Пятым завершил выступления в многоборье Делчев. Он обошел и Ференца Доната из Венгрии, и Эберхарда Гингера из ФРГ, и знаменитого венгра Золтана Мадьяра, и Михаэля Николаи из ГДР, и других признанных гимнастов Старого Света.

Но более всего поразила знатоков комбинация Делчева на перекладине. Это было театрализованное представление, цирковое выступление! Упражнения были настолько динамичны, ладно скроены, что, казалось, ничего прекраснее не существовало в тот момент на помосте. И вдруг «взрыв» - и зал в испуге охнул. А это не взрыв, просто впечатление разорвавшейся бомбы произвел неведомый трюк Стояна Делчева - так неожидан, рискован и изумительно красив он был. Все подумали: гимнаст сорвался и летит, буравя воздух, вниз, на синие маты. И сердце сжалось от жалости к спортсмену: какая неудача!? А он, совершив сальто с поворотом, кончиками пальцев успел схватиться за гриф перекладины и снова взмыл над стальной пружиной. После «ох!» последовала буря аплодисментов. И соскок. Побледневшие судьи торопливо открывали книжечки с цифрами «9,9».

Перекладина

Гимнаст на перекладине

Турник на детской площадке

Перекладина или турник - спортивный снаряд. Упражнения на перекладине входят в состав мужских соревнований. Перекладина - стержень из стали, размещённый на вертикальных стойках и закреплённый при помощи стальных растяжек.

Простейшие упражнения на перекладине (подтягивания , подъём переворотом) входят в программу общей физической подготовки. Поэтому перекладину (в том или ином виде) можно увидеть в любом спортзале и на любой спортплощадке.

Описание [ | ]

Согласно правилам Международной федерации гимнастики (FIG) перекладина должна находиться на высоте 278 см и иметь длину 240 см. Толщина перекладины - 2,8 см.

Турник является одним из снарядов в спортивной гимнастике , в современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на перекладине среди мужчин, в которых разыгрывается набор медалей; также соревнования на перекладине входят в расписание командного и абсолютного первенства среди мужчин.

Упражнение на перекладине состоит из вращений вокруг снаряда и перелётов, элементов, когда гимнаст прерывает хват снаряда. В ходе выступления спортсмен должен показать различные виды хватов (хват сверху, снизу и обратный хват) и висов (спереди, сзади, ноги врозь, согнувшись), умение чисто и чётко переходить от одного их вида к другому. Во время вращений спортсмен не имеет права касаться перекладины телом. Вращения могут выполняться как на двух руках, так и на одной. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд.

Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.

Структурные группы элементов [ | ]

I. Элементы, выполняемые большим махом в висе [ | ]

Сюда входят:

  • подъёмы махом назад в стойку на руках с поворотами и без;
  • большие обороты на двух или одной руке, с поворотами и без, также с прыжком и поворотом на 180,360,540 и даже 720 градусов;

II. Элементы с фазой полёта [ | ]

Включает в себя различные перелёты - элементы, которые предполагают отпускание рук от грифа, перелёт через плоскость грифа и приход в вис, а также подлёты - элементы с отпусканием рук от грифа выполнением сальто без перехода через плоскость грифа и приход в вис. Также сюда отнесены продевы с перемахом ноги врозь в вис или в стойку на руках (элементы типа «Карбалло» или «Квинтейро»).

Перелёты бывают следующих видов:

  • махом назад без сальто (перелёт углом, «Воронин», «Маркелов» и др.);
  • махом назад (с большого оборота вперёд) с 1.5 сальто вперёд (типа «Гейлорд»);
  • махом назад с контр-сальто назад (ещё не исполнены);
  • махом вперёд контр-движением назад без сальто (типа «Ткачёв», «Люкин» и т. д.);
  • махом вперёд 1,5 сальто назад (типа «Ковач», «Гейлорд 2» и т. д.);
  • махом вперёд контр-сальто вперёд (ещё не исполнены);

Подлёты бывают следующих типов:

  • махом назад сальто вперёд (типа «Егер», «Погорелов» и т. д.);
  • махом назад контр-сальто назад (малоизучены);
  • махом вперёд сальто назад с поворотами (типа «Делчев», «Гингер» и др.);
  • махом вперёд контр-сальто вперёд (типа «Маринич»);

Между двумя типами лётовых движений на перекладине (разновысоких брусьях) имеется разница, хотя движения похожи. В основном «путаются» друг с другом такие перелёты, как Маркелов и Воронин, а также подлёты или сальто в вис - Делчев и Гингер

III. Элементы, близкие к перекладине [ | ]

Включают в себя:

  • многочисленные подъёмы разгибом, двумя, назад, дугой и т. д.;
  • обороты назад в стойку на руках;
  • большие обороты с перемахами вида «Штальдер» и «Эндо»;
  • большие обороты вперёд со спадом вперёд и подъёмом разгибом в стойку на руках («Вейлер»);

IV. Элементы в обратном хвате и в висах сзади [ | ]

В основном сюда входят особые элементы вида:

  • элементов в висе сзади хватом сверху и снизу - подъёмы махом вперёд, русские обороты и т. д.;
  • элементы с «продевом» ног и движением в стойку на руках (выкрутом, прыжком или поворотом) типа «Адлер»;
  • элементы в обратном хвате вида итальянских оборотов;

V. Соскоки [ | ]

Соскоки может поделить на следующие виды:

  • махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные) назад с поворотами и без;
  • махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные) назад с поворотами и без;
  • махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные) с поворотами и без;
  • махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные) вперёд с поворотами и без;
  • лёты с поворотами и без, также с добавлением контр-сальто назад;
  • соскоки 1,5 и более сальто назад через перекладину и 1,5 и более сальто вперёд через перекладину.

Развитие комбинаций гимнастов на перекладине [ | ]

1940-е-50-е годы [ | ]

Комбинации гимнастов на перекладине в эти годы включали в себя небольшое количество элементов. Комбинация включала в себя оригинальный подъём, различные варианты оборотов, элемент с фазой полёта и соскок.

В качестве подъёма можно было увидеть различные элементы:

Большие обороты усложнялись массой поворотов вокруг руки как на 180, так и на 360 градусов. Нередко использовался скрещенный хват (гимнаст брался за гриф руками накрест). В эти годы многие гимнасты прекрасно владели такими сложнейшими движениями, как большие обороты назад в висе сзади, редко наблюдаемые в 2000-е годы. Также обороты усложнялись простейшим перемахом - оборот названный именем Штальдера.

Элементы с фазой полёта были представлены скромным набором простейших подлётов и перелётов. Наиболее популярными были махом назад подлёт с поворотом на 360 градусов в вис и перелёт углом (предножка).

Соскоки были достаточно разнообразны, но не очень сложны. Они включали в себя соскоки лётом, срывом из оборота назад не касаясь, а также сальто. В начале 1950-х соскок сальто назад прогнувшись был очень распространён. Но в конце 1950-х уже сальто было усложнено поворотами на 360 и более, а также исполняются двойные сальто назад.

1960-е годы [ | ]

Комбинация на перекладине все более насыщается поворотами на 360 градусов в обратный хват и из обратного хвата. Помимо оборотов Штальдера, чаще начинают встречаться обороты вперёд с перемахом - Эндо. По прежнему, используются обороты назад в висе сзади. Также, практически в каждой комбинации встречаются обороты типа «Адлер» - большой оборот вперёд с продевом и выкрутом плеч в обратный хват. А в конце 1960-х в оборот Адлера добавляется и поворот на 360 градусов, правда выбив выше уровня грифа как правило не превышал 45 градусов.

Элементы с фазой полёта всё более насыщаются перелётыми с активным броском. Простейший перелёт углом, с перемахом через боковую плоскость, был малоэффективным, так как после него было невозможно выполнить большой оборот назад, из гашения всего импульса.

Советский гимнаст Михаил Воронин усовершенствует перелёт углом, выполняя поворот иным способом. Теперь поворот выполняется не в противотемп движению, а по темпу. Что позволяет сохранить импульс вращения. . Перелёт «Воронина» впоследствии ещё модифицируется. Гимнасты выполняют перелёт всё ближе к прямому телу, усовершенствуется и принцип выполнения поворота - появляется перелёт Маркелова ноги врозь.

Соскок в большинстве случаев представлял собой лёт с поворотом на 360 градусов или двойное сальто назад.

1970-е годы [ | ]

В плане оборотов, упражнения гимнастов не сильно меняются. Правда, Адлеры как с поворотами, так и без, постепенно вытесняют оригинальные элементы в висе сзади. Вообще, комбинации в плане разнообразия структурных форм элементов, становятся менее разнообразными, зато более сложными.

А вот в сфере элементов с фазой полёта и соскоков происходит буквально качественный эволюционный скачок вперёд! Появляются сальто махом назад в вис как ноги врозь, так и согнувшись (сальто Егера). В 1977 году исполняется сальто Делчева - махом вперёд подлёт с поворотом на 180 и сальто вперёд ноги врозь в вис, а в 1978 году Эберхард Гингер исполняет более популярную версию этого движения - полпируэта назад согнувшись в вис.

В 1977 году исполняется элемент, открывший целую новую эпоху перелётов. Александр Ткачёв выполняет контр-перелёт ноги врозь назад на махе вперёд с приходом в вис.

1970-е годы подарили гимнастическому миру и совершенно новые типы перелётов. На чемпионате мира 1979 года венгерский гимнаст впервые в истории выполняет уникальный перелет сальто в полтора оборота назад в группировке через гриф, но не в соскок, а в вис. Данный перелёт станет важнейшим элементом последующих поколений гимнастов и неким уровнем, определяющим мастерство гимнаста. Следует заметить, что в 80-е годы этот перелёт практически никем не исполнялся, а стал популярным лишь в начале 90-х.

Чуть позже американский гимнаст выполняет аналогичный перелёт, но уже на основе сальто вперёд. На Олимпиаде 1980 года этот сложнейший элемент стал изюминкой его комбинации. Гейлорд является автором двух элементов. Первый элемент «Гейлорд I» - это из виса махом назад полуторное сальто вперёд через гриф в вис. Второй перелёт «Гейлорд II» - это очень оригинальный элемент. По сути является сальто Гингера, выполненного сильно выше грифа, но гимнаст берётся за гриф хватом снизу, перелетая через него. Получается сальто Гингера, но только через гриф. Чуть позже (в 80-х годах) был выполнен подобный перелёт «Пинеда» - с добавлением поворота на 180 градусов (то есть в сумме выполняется сальто назад с поворотом на 360 через боковую плоскость). Заметим, что сальто Гейлорда стали популярными не в 80-е годы (когда они были впервые выполнены), а к Олимпиаде 1992 года, как и перелёты Ковача.

Соскоки усложняются на несколько ступеней. От двойного сальто назад в группировке, гимнасты в массах переходят к соскоку двойным сальто назад с поворотом на 360 (впервые выполнен японским гимнастом Мицуо Цукахара). Чуть позже начинаются попытки выполнения важнейшего в плане развития движения, соскока двойным сальто назад прогнувшись (первый исполнитель Валерий Ложкин - «Кубок Тюнити», Япония, 1974 год). И наконец, в самом конце 1970-х годов, советский гимнаст Николай Андрианов выполняет супер-сложный соскок тройным сальто назад в группировке (на чемпионате СССР впервые выполнен).

1980-е годы [ | ]

По степени эволюции комбинаций 80-е безусловно можно считать апогеем развития. Комбинации настолько сильно и быстро прогрессируют, что можно только поражаться. Прогресс касается всех структурных групп элементов.

  • Обороты.

В 1980-е годы в массах гимнасты начинают исполнять различные большие обороты на одной руке. Таких оборотов исполняется несколько подряд, в том числе с различной степенью поворотов (как на 180, так и на 360). Данные движения достигают максимума развития после исполнения оригинального оборота - большой оборот вперёд на одной руке с поворотом на 360 в одну и сразу в другую сторону. Элементы Адлера исполняются исключительно в стойку на руках. Причём с разнообразными усложнениями - скажем, повороты выполняются в вис на одной руке и т. д. Большие обороты назад в висе сзади, хоть стали и редкостью, но зато также усложняются. Вход в обороты осуществляются махом вперёд продевом ног в упор сзади не касаясь. Из оборотов выход осуществляются уже не простым «выдевом» в вис, а сложным «выдевом» ног в стойку на руках.

  • Элементы с фазой полёта.

Уже в начале 1980-х (на чемпионате мира 1983 года) ряд гимнастов исполняют перелёты Ткачёва и сальто Гингера в связках (по 3-4 элемента подряд). В 1987 году эти связки исполняются уже с усложнёнными вариантами этих элементов - как с виса на одной руке, так и в вис на одной руке. К примеру, исполняется связка: перелёт Ткачёва с одной руки - перелёт Ткачёва - сальто Гингера.

Помимо перелётах в связках, значительно усложняются и сами эти движения. В 1983 году на чемпионате мира советский гимнаст Александр Погорелов исполняет рекордные технические элементы! Первый из них - это махом назад пируэт прямым телом в вис (сальто Погорелова). Второй элемент - это махом вперёд 1,5 пируэта назад прямым телом в вис. Чуть позже этот элемент будет выполнен с оборота на одной руке румынским гимнастом Никусором Паску.

С 2012 произошли очередные изменения в правилах. Они стали очевидны после финала на перекладине Олимпийских Играх. Гимнаст из Нидерландов набрал рекордную сложность в 7.9 балла, используя сложнейшую связку из трёх слитных перелётов Ковача, что до него никто даже и не пробовал делать. Но в то же время китайский гимнаст Кай Цзоу демонстрирует ту же сложность, но с использованием связок типа «оборот+перелёт».

Очевидно, что связки перелётов более сложны и должны выше поощряться, чем соединения оборотов с лётовыми элементами. Так и было сделано. Теперь связка перелётов стоит +0.2, а связка оборотов с перелётом только +0.1. А также вернулись прибавки за связки несложных, но эффектных элементов групп «С».

В результате этих изменений, к 2014 году гимнасты поменяли свои комбинации. Если Эпке Зондерланд не сильно потерял в своей сложности и с базовой оценкой в 7.7 балла являлся очевидным лидером, то его соперникам пришлось сильно думать над изменением своих программ. К примеру, сложность 7.9 Кай Цзоу превратилась в 7.5.

Гимнасты начали включать в свои комбинации одинарные супер-сложные элементы, чтобы скомпенсировать менее поощряемые простые связки. Так мы видим, что каждый гимнаст топ-уровня владеет Ковачем прямым телом с пируэтом, а немецкий гимнаст Андреас Бретшнайдер на соревнованиях Бундеслиги 2014 года даже демонстрирует новинку - Ковач с двойным пируэтом, который получил группу сложности «Н».

Вторым путём изменения комбинаций спортсменов стал путь выполнения связок перелётов групп сложности D и выше. Всё чаще встречаются связки типа «Адлер с поворотом на 180 + Ткачёв прогнувшись + Ткачёв с поворотом на 180» , а японский гимнаст Кохеи Учимура практически достиг уровня сложности Зондерланда и на чемпионате продемонстрировал связку «Кассина» + «Кольман», что принесло ему серебряную медаль.

Многие гимнасты не сидят на месте и работают над своими комбинациями и стараются также выучить связки перелётов Ковача, или же усложниться за счёт уникальных ультра-си перелётов и подлётов. Например, можно видеть оригинальный Гингер с поворотом на 360 с последующим дополнительным поворотом на 180 градусов (в сумме получается сальто назад с поворотом на 720 в вис) или даже Гингер с двойным пируэтом (сальто назад с 2.5 пируэтами назад в вис) .

Олимпийские чемпионы в упражнении на перекладине [ | ]

  • 1952 - Джек Гюнтхард, Швейцария
  • 1956 - Такаси Оно, Япония
  • 1960 - Такаси Оно, Япония
  • 1964 - Борис Шахлин, СССР
  • 1968 - Михаил Воронин, СССР и А. Накаяма, Япония
  • 1972 - Мицуо Цукахара, Япония
  • 1976 - Мицуо Цукахара, Япония
  • 1980 - Стоян Делчев, Болгария
  • 1984 - Синдзи Морисуэ, Япония
  • 1988 - Владимир Артёмов, СССР и В. Люкин, СССР
  • 1992 - Трент Димас, США
  • 1996 - Андреас Веккер, Германия
  • 2000 - Алексей Немов, Россия
  • 2004 - Игорь Кассина, Италия
  • 2008 - Цзоу Кай, Китай
  • 2012 - Эпке Зондерланд, Нидерланды
  • 2016 - Фабиан Хамбюхен, Германия

Чемпионы мира в упражнении на перекладине [ | ]

  • 1930 - Иштван Пеле, Венгрия
  • 1934 - Эрнст Винтер, Германия
  • 1938 - Михаэль Ройш, Швейцария
  • 1950 - Пааво Алтонен, Финляндия
  • 1954 - Валентин Муратов, СССР
  • 1958 - Борис Шахлин, СССР
  • 1962 - Такаси Оно, Япония
  • 1966 - Акинори Накаяма, Япония
  • 1970 - Эйдзо Кэммоцу, Япония
  • 1974 - Эберхардт Гингер, ФРГ
  • 1978 - Савао Касамацу, Япония
  • 1979 - Курт Томас, США
  • 1981 - Александр Ткачев, СССР
  • 1983 - Дмитрий Билозерчев, СССР
  • 1985 - Тун Фэй, КНР
  • 1987 - Дмитрий Билозерчев, СССР
  • 1989 - Ли Чуньян, КНР
  • 1991 - Ли Чуньян, КНР и Р. Бухнер, Германия
  • 1993 - Сергей Харьков, Россия
  • 1994 - Виталий Щербо, Беларусь
  • 1995 - Андреас Веккер, Германия
  • 1997 - Яни Тансканен, Финляндия
  • 1999 - Хесус Карбальо, Испания
  • 2001 - Власиос Марас, Греция
  • 2002 - Власиос Марас, Греция
  • 2003 - Такэхиро Касима, Япония
  • 2005 - Альяж Пеган, Словения
  • 2006 - Филипп Риццо, Австралия
  • 2007 - Фабиан Хамбюхен, Германия
  • 2009 - Цзоу Кай, Китай
  • 2010 - Жанг Ченлонг, Китай
  • 2011 - Цзоу Кай, Китай
  • 2013 - Эпке Зондерланд, Нидерланды
  • 2014 - Эпке Зондерланд, Нидерланды
  • 2015 - Кохеи Учимура, Япония
  • 2017 - Тин Србик, Хорватия

Примечания [ | ]

Делчев исполняет "Сальто Делчева"

Болгарский гимнаст Стоян Делчев - один из самых известных спортсменов республики. Он олимпийский чемпион в упражнениях на перекладине, обладатель бронзовой медали олимпийской чеканки за успех в личном финале многоборья, абсолютный чемпион Европы-79, неоднократный чемпион страны.

Вильнюс, 1977 год. Дворец спорта принимает участников мужского чемпионата Европы по спортивной гимнастике. День накануне открытия. Идет разминка. Суета на помосте - привычная, милая суета: разноцветье тренировочных костюмов, последние наставления тренеров, отработка каких-то элементов комбинаций и аплодисменты немногочисленных зрителей за вдруг исполненную новинку - все то, что на чисто гимнастическом языке называется "опробованием снарядов".

Как приятно похаживать в это время у самого помоста, пока нет еще грозных и непреклонных дежурных и никто не требует специального пропуска "проход всюду", обмениваться шутливыми репликами со знакомыми тренерами и спортсменами, брать короткие интервью у знаменитостей.

Мой коллега трогает за локоть: "Слушай, я в секретариате выяснил, кто самый молодой участник первенства. Это некий Стоян Делчев из Болгарии. Давай найдем его. И переводчик не нужен..."

Когда мы подошли к перекладине, незнакомый гимнаст, выполнив изящный соскок двойное сальто, сел на стульчик и снимал кожаные накладки. Тренер, чернобровый, черноглазый, спокойно что-то объяснял.

Представились, познакомились. Тренер - Никола Николов веселый, разговорчивый, жил ожиданием радостных событий. Гимнаст - 17-летний Стоян Делчев, выпускник школы-интерната спортивного профиля из Пловдива, настороженный, молчаливый, очень стеснительный.

Николов рассказывал легко, охотно:

Да, будем дебютировать. Знаю, что Стоян волнуется, так это же правильно. Недавно он выиграл чемпионат Болгарии, поэтому его решили послать в Вильнюс. Любимые снаряды? Перекладина и брусья. Кстати, мы подготовили один интересный элемент. Если выйдет он у Стояна, получите удовольствие.

Делчев сильно смущался:

Постараюсь выполнить хорошо. Очень боюсь за перекладину. Буду следить за вашими гимнастами - Владимиром Маркеловым и Александром Ткачевым. Мне есть чему поучиться...

Тут подошел Евгений Земсков, старший преподаватель Московского института физической культуры, и они с Николовым расцеловались. Земсков пояснил:

Два года работал в Болгарии. В Пловдиве. Помогал тренерам осваивать технику сложных элементов. Скажу прямо: Делчев - явный талант. Координирован, трудолюбив, смел. Программа отличная, оригинальная. Вот силенок пока маловато. А вы видели его упражнение на перекладине? Нет? Напрасно. Ах, кое-что видели. А сальто ноги врозь с поворотом в дохват видели? Это самое интересное. Занятный элемент. Никто в мире еще не исполнял...

Заинтересованные, мы с нетерпением ждали открытия чемпионата Европы.

Блистали Маркелов и Ткачев, нравился Владимир Тихонов, рвался в лидеры Ральф Бертель из ГДР. Пятым завершил выступления в многоборье Делчев. Он обошел и Ференца Доната из Венгрии, и Эберхарда Гингера из ФРГ, и знаменитого венгра Золтана Мадьяра, и Михаэля Николаи из ГДР, и других признанных гимнастов Старого Света.

Но более всего поразила знатоков комбинация Делчева на перекладине. Это было театрализованное представление, цирковое выступление! Упражнения были настолько динамичны, ладно скроены, что, казалось, ничего прекраснее не существовало в тот момент на помосте. И вдруг "взрыв" - и зал в испуге охнул. А это не взрыв, просто впечатление разорвавшейся бомбы произвел неведомый трюк Стояна Делчева - так неожидан, рисковая и изумительно красив он был. Все подумали: гимнаст сорвался и летит, буравя воздух, вниз, на синие маты. И сердце сжалось от жалости к спортсмену: какая неудача!? А он, совершив сальто с поворотом, кончиками пальцев успел схватиться за гриф перекладины и снова взмыл над стальной пружиной. После "ох!" последовала буря аплодисментов. И соскок. Побледневшие судьи торопливо открывали книжечки с цифрами "9,9".

То же самое повторилось и в финале отдельных видов многоборья. Все пять комплектов наград уже "разобраны". Осталась только перекладина. И снова стройный Стоян Делчев получает в этом виде высшие оценки, "отбирая" золотую медаль у признанных мастеров Ткачева и Маркелова.

Все убедились, что на международном помосте появился новый виртуоз высочайшего класса.

На следующий год Делчев держал важный экзамен на мировом первенстве. Оно проходило во французском городе Страсбурге. Тот турнир был памятен Николаю Андрианову: он, герой Монреаля, вновь победил всех гимнастов мира. А "бронзу" выиграл юный Александр Дитятин.

Делчев проявил характер. Дебютант мирового помоста смело шел в горячий бой за лидерство, его восьмое место в многоборье специалисты расценили как принципиальный успех болгарской школы гимнастики.

Тогда Никола Николов говорил, что Стояну нужно доказать многоборность своей подготовки, показать, что у него нет отстающих видов. С каждым сезоном комбинации усложнялись, модернизировались, времени на шлифовку было маловато.

В последний день мирового чемпионата болгарский гимнаст продемонстрировал высокое мастерство. Заняв пятое место в вольных упражнениях, где исполнил двойное сальто, двойной винт и "лунное сальто", Стоян затем выиграл бронзовую награду в упражнениях на коне.

Вот радости у них было - у тренера и ученика. Первая награда страны за многие годы! Но этим все не закончилось. Под самый занавес турнира Делчев завоевал медаль такого же достоинства и на перекладине. Причем свой "фирменный" элемент "сальто Делчева" (а именно под таким названием оригинальный трюк вошел в мировую классификацию) гимнаст исполнил дважды, что можно расценивать как своеобразный рекорд.

Как же родилось это удивительно эффектное "сальто Делчева"? Стоян рассказывал, что этот элемент придумал женский тренер Милен Миленков для своей ученицы на брусьях. Но дело почему-то не пошло, а Николов заинтересовался. И стали они эту новинку сначала разрабатывать теоретически, а затем практически - с помощью лонжи и мягкой поролоновой ямы. Сколько Стоян падал с высоты в эту яму - не счесть! Зато обогатил мировую гимнастику еще одним красивым не известным доселе элементом.

Никола Николов никогда не скрывал, что разбираться в технике и составлять современные комбинации его научил советский друг Евгений Земсков. Сам Николов был хорошим гимнастом и выступал на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Именно в 1972 году он решил покинуть помост и начал работать тренером в пловдивской школе. Встретились они - Стоян и Никола - в тот же год, осенью. Оба были "новичками": Делчев - в гимнастике, Николов - в спортивной педагогике.

Тренировки полностью захватили мальчишку. Он был, кажется, самым слабым в группе Николова, стеснялся, что не может толком подтянуться на перекладине, зато висеть, зацепившись за гриф, раскачиваться, пытаться выполнять несложные повороты Стоян мог сколько угодно. Так пришла любовь к этому снаряду, зародилась любовь к гимнастике в целом.

Мужал гимнаст, крепла и спортивная школа. Появлялись новые снаряды, тренажеры, без которых теперь немыслимы тренировки. Еще на Олимпиаде-72 будущий тренер Николов начал записывать комбинации сильнейших гимнастов. Он пытался угадать современное направление развития гимнастики, поскольку видел, что его собственные упражнения отстали от "моды".

И в первые же годы работы с Делчевым и другими ребятами из Пловдива Никола Николов старался заглянуть в будущее, думая о перспективах, о предстоящих турнирах. Делчев настолько опередил своих сверстников, что его, 16-летнего, решили послать в составе команды на Олимпиаду-76 в Монреаль. Николов потом жалел об этом необдуманном шаге, ибо юный организм не справился с серьезными нагрузками и выступление Стояна прошло абсолютно незамеченным.

Но, как ни странно, на самого гимнаста неудача на Олимпиаде не подействовала удручающе. Вернувшись из Монреаля, он как ни в чем не бывало возобновил тренировки в зале. "Крепкие нервы у парня", - с удовольствием отметил Николов.

Майский чемпионат Европы 1979 года. Эссен, ФРГ.

Впервые в истории подобных турниров звание абсолютного победителя завоевал гимнаст, которому не исполнилось и двадцати. Кто же он? Стоян Делчев! Из робкого дебютанта вильнюсского помоста он превратился в стойкого турнирного бойца. Болгария гордилась своим первым чемпионом континента.

Делчев выдержал острейшую конкуренцию со стороны Александра Ткачева, которого считал своим кумиром ("у него самые сложные упражнения и великолепная техника"), Александра Дитятина, который к тому времени зарекомендовал себя на многих крупных турнирах, юного мастера Богдана Макуца, в итоге разделившего второе место в многоборье с Ткачевым. Сражались за победу и Эберхард Гингер, который мечтал у себя в стране наконец-то добыть высшую награду, и гимнасты ГДР Ральф Бертель и Лутц Мак, и Анри Боэрье из Франции. Но Делчев оказался лучше всех!

Он снова блеснул на перекладине, хорошо выступил в вольных упражнениях и даже на кольцах, где раньше частенько получал не очень высокие оценки. Да, он стал многоборцем, истинным многоборцем!

Стоян, единственный из всех участников первенства, удостоился права выступить во всех шести финалах в розыгрыше наград на снарядах. Завоевал "золото" в вольных упражнениях, "серебро" - на перекладине, "бронзу" - в опорном прыжке. Богатый урожай!

А сезон продолжался. Июнь 1979 года. Кубок мира в Токио. Делчев снова в числе лучших: он занял третье место, уступив победителю Александру Дитятину всего 0,15 балла и отстав от второго призера Сигеру Касамацу - на пять сотых. С тем же Касамацу, который был абсолютным чемпионом мира 1974 года, Делчев поделил первенство в вольных упражнениях.

Делчев, капитан болгарской сборной, серьезно готовился к мировому чемпионату-79, который проходил в американском городе Форт-Уэрте. И готовился именно как капитан, как вожак своих товарищей. От выступления команды зависело, быть ли сборной Болгарии на олимпийском помосте в Москве. Для этого надо было войти в число двенадцати...

Он отдал все силы в конце этого трудного, длинного сезона. Выше восьмого места не поднялся, но был счастлив, что сумел помочь команде занять девятую строчку итогового протокола. Это означало: болгарские гимнасты поедут в Москву олимпийскую!

Делчев неоднократно говорил, что Олимпиада в Москве была для него мечтой, главной целью гимнастической карьеры. Отслужив в рядах Болгарской Народной армии и поступив в Высший институт физической культуры, 21-летний спортсмен находился в расцвете сил. Пик формы тоже пришелся на сроки, в которые проводился олимпийский гимнастический турнир.

Какой накал, какие страсти бушевали на помосте лужниковского Дворца спорта!

Бесспорными лидерами были два гимнаста - Александр Дитятин и Николай Андрианов. Но буквально по пятам их преследовали Александр Ткачев и Стоян Делчев. И это было одним из самых удивительных, запоминающихся зрелищ в истории мировой гимнастики.

Два дня соревнований, когда решался вопрос о победителе в командном первенстве, определили и 36 самых достойных для выступления в финале. Перед финалом многоборья Делчев шел на третьем месте, опережая Ткачева всего на 0,05 балла. Вот это напряжение, вот истинно олимпийская борьба!

В финале Делчев проявил себя стойким борцом. Он блестяще начал финал с опорного прыжка - 9,9. Но после второго снаряда Ткачев нагнал Стояна. А на третьем виде болгарин опять вышел вперед, показав класс на перекладине: порхал в воздухе, как птица. 9,95 - такова оценка великолепного гимнаста. На кольцах Делчев был просто безупречен - высшая оценка 10 баллов!

И только в последнем виде решилось, кому достанется бронзовая олимпийская медаль. Ткачев не выдержал напряжения борьбы и допустил ошибку в вольных упражнениях - всего 9,55. А болгарский гимнаст отработал просто здорово - 9,9. Третье место - за ним!

На следующий день Делчев принес своей стране первую золотую олимпийскую награду в гимнастике. Он стал лучшим исполнителем упражнений на перекладине.

Потом Делчев говорил, что эта медаль досталась ему в очень трудной борьбе. Тогда, на Олимпиаде, он попал в финал и на брусья. Однако не справился с "вертушкой Диомидова", сорвался и не попал даже в призеры. Настроение упало. А надо было собраться, разозлиться, чтобы не допустить ошибок на перекладине.

Возвращение в родной Пловдив. Поздравления, цветы, торжественные встречи с жителями древнего города. Не закружится ли голова от успеха?

Никола Николов смеется: "Стоян не смог выдержать и двух дней без тренировки. Сам прибежал в зал. У него вообще очень сильно развито чувство ответственности. И думал уже о предстоящем Кубке мира".

Делчева приглашали переехать в Софию, но он наотрез отказался: "Не могу без Пловдива, здесь моя родина".

В 1981 году в выступлениях Делчева наметился спад. Ле успел залечить травму и принял участие в чемпионате мира в Москве (из-за этого не сумел выступать на чемпионате Европы). 17-е место на мировом первенстве - это, конечно, обидно. Но у кого не бывает неудач?

Вот он идет в свой зал. Знает, что впереди напряженная тренировка. Надо вновь отшлифовывать новую обязательную программу, разучивать новый соскок на брусьях. Но он видит в зале мальчишек, которые ждут его, и Стоян идет к ним, с увлечением обучая азам гимнастики. Он сам признается, что чувствует в себе тренерскую жилку. Вот и хорошо: без любви к избранному делу хорошим наставником не станешь.

Будут у Стояна Делчева еще удачи, награды. У этого обаятельного, славного парня, настоящего сына болгарского народа!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!