Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Физические упражнения для детей первого года жизни

Если вашему ребёнку исполнился 1 год, но вы забыли о ежедневной детской гимнастике, то это недостаток для физического развития детского организма. Занятия несложными упражнениями помогают окрепнуть костно-мышечной системе. Во время физкультуры можете использовать фитбол.

Некоторые мамы недооценивают пользу гимнастики для годовалых детей. Но занятия гимнастикой для детей от 1 года имеют большое значение для их физического развития. Утренняя зарядка помогает в укреплении мышц, позвоночника. С раннего возраста малыши приучаются к спортивным занятиям, что в будущем благоприятно скажется на их здоровье. Зарядка для годовалых малышей включает в себя несложные упражнения. Выгибание туловища, наклоны, приседания, ходьба по ребристой доске или другим неровностям - все это может делать ребёнок в возрасте 1 года под чутким контролем мамы. Малышу понравится выполнение занятий в виде игры. Даже догонялки от мамы или за ней являются разновидностью физических упражнений. Главное, следить за прямой и нескользкой поверхностью, чтобы избежать лишних падений. Можно в комнате располагать полосу препятствия при помощи стульев и подушек, а малыш должен преодолеть преграды. Все упражнения следует выполнять по несколько раз, но не переусердствуйте. Если малышу не нравится какое-либо упражнение, не стоит настаивать, но можно его повторить в другой раз.

Упражнения на мяче для детей 1 года

Большой резиновый мяч или фитбол является отличным помощником в выполнении физических упражнений для детей на втором году жизни. Простейшим упражнением являются прыжки на мяче. Мама фиксирует фитбол между стенкой и ногами, держит малыша за корпус и помогает ему совершать движения вверх-вниз. Для развития равновесия малыша следует посадить попой на мяч и слегка держать его за бедра. Мама пружинит мяч, а малыш должен удержаться на нём. Благодаря этому упражнению происходит тренировка мелких мышц спины и пресса. Ещё одним полезным упражнением на фитболе для годовалого малыша является постукивание ногами по мячу. Фитбол должен быть неподвижен, а мама прямыми ножками как бы «барабанит» по нему. Со временем ребёнок сам с радостью будет стучать ножками по мячу. Если положить малыша не живот и придерживать его за бока, и при этом раскачивать мяч в разные стороны, ребёнок испытает чувство восторга. Упражнение простое, но приносит много пользы для детского организма. Круговые движения следует повторять по 2-3 раза в разные стороны.

Закаливание детей до 1 года

Физкультура детей первого года жизни оказывает большое влияние на развитие детского организма. Но и закаливание помогает в этом процессе. Закаливать малыша можно не только с помощью обтирания и обливания прохладной водой после купания. Длительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, в том числе и зимой, помогают в оздоровлении организма. Перегревать малыша нельзя, поэтому одевайте его в соответствии с погодными условиями. Дома также следует следить за комнатной температурой, влажностью воздуха. Регулярно проветривайте комнату ребёнка (сначала в его отсутствие, а потом и при нем), используйте увлажнители и очистители воздуха. Каждый день устраивайте своему крохе воздушные ванны. Сделать это достаточно просто: оставляйте малыша раздетым на непродолжительное время. И нельзя забывать о ежедневных водных процедурах и играх в воде.

Вот и закончился нелегкий первый год жизни вашего малыша
Казалось бы, уже должно быть легче. Но возникают все новые вопросы дальнейшего развития. Ребенок после года начинает много и активно двигаться. Как правило, малыш уже научился ходить и удержать маленького непоседу на месте практически невозможно. Сейчас ему нужно помочь приобретать новые навыки движения. А для этого следует уделять несколько минут в день для гимнастики, которая укрепит еще слабые мышцы ребенка. Потому что те части тела, работа которых связана с прямохождением, испытывают непривычно большую нагрузку. Для профилактики деформации костного скелета, адаптации костно-мышечного аппарата к новым нагрузкам, тренировки и укрепления мышц проводят детский укрепляющий массаж и гимнастику. Однако, как бы ни были родители уверены в необходимости детского массажа, малышу привести убедительные доводы крайне сложно. Ведь вокруг столько интересного! Да и нужно переделать кучу дел: посмотреть что нового появилось в кухонном шкафу, не забыть позвонить бабушке, проверить исправность телевизора: Да и не перечесть всего! Как же можно спокойно усидеть, а тем более лежать на месте. Родителям только и остается, что заинтересовать малыша игрой. И незаметно для него позаниматься укрепляющими и развивающими упражнениями. Но если вы уверены, что все-таки малыш спокойно воспримет сеансы массажа, то мы можем позаниматься с ним. Ведь полезность детского массажа давно доказана.
Самое подходящее время для проведения гимнастики - прогулка, а первое необходимое упражнение - ходьба. Если малыш еще не может ходить самостоятельно, предложите везти ему собственную коляску, толкая ее перед собой. Можно предлагать ребенку двигаться к какой-либо цели: "Пойдем к тому дереву", "Дойдем до мамы" - или использовать игрушку на длинной палке, которую малыш катит перед собой. Дети, подвижность которых не ограничивают сидением в коляске и постоянным одергиванием, быстрее обучаются ходить и бегать, лучше развиваются.
Когда малыш ходит уже достаточно хорошо, у него появляется потребность овладеть другими способами передвижения. Часто ребенок 1,5-3 лет охотнее бегает, чем ходит, и даже частые падения не отвлекают его от этого увлекательного занятия. В тот момент, когда ребенок научился бегать, можно начинать обучать его прыжкам.
Существуют 2 вида прыжков: первый - чтобы победить страх (например, спрыгнуть с какой-то высоты к вам на руки), второй - при котором ребенок просто обучается прыгать. Чтобы обучить малыша прыжкам, спрыгните со ступеньки сами, а затем, поставив ребенка на ту же ступеньку, встаньте к нему лицом, возьмите за руки, предложите чуть присесть и прыгнуть вам навстречу. Когда малыш станет прыгать совсем уверено, держите его за одну руку, а потом позвольте прыгать самостоятельно. Позже дети учатся прыгать на месте на двух и одной ноге.
Хорошо научившемуся ходить и бегать малышу интересно и очень полезно осваивать другие виды ходьбы: движение приставным шагом, ходьба на носках и пятках, ходьба на наружной поверхности стопы. Все эти упражнения являются хорошей профилактикой плоскостопия. Дети с удовольствием имитируют различных животных, и это тоже хорошо использовать для тренировки различных движений, равновесия и координации речевых и моторных навыков (умение одновременно двигаться и говорить). Вот пример некоторых подобных упражнений:
*
Зайчик - ребенок прыгает на двух ногах, прижав ладошки-ушки к голове.
*
Лошадка - ребенок бежит вприпрыжку.
*
Медведь - ходьба на наружной поверхности стопы.
*
Лягушка - ребенок сидит на корточках, упираясь руками в пол, затем говорит "ква!" и прыгает вперед, выпрямляясь и поднимая вверх руки, затем снова садится на корточки.
*
Цапля - ходит по болоту, высоко поднимая ноги.
Следующее полезное занятие на прогулке - лазание. Научите малыша перелезать через поваленное дерево, небольшую скамейку, забираться сначала на наклонную, а позже на вертикальную лесенку. При этом старайтесь не держать, а просто подстраховывать его. Обучая ребенка перелезанию, сначала сами покажите ребенку, как это делается. (Для этого вам надо именно перелезть, а не перешагнуть препятствие). А затем предложите сделать это ребенку, по возможности только подсказывая, а не помогая ему. Как только ребенок научился перелезать через препятствие, повторяйте это упражнение как можно чаще во время прогулки.
Ну и, конечно, чем старше ребенок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на различных снарядах (турники, лесенки). Игры с мячом, занятия различными видами спорта. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. Научите ребенка бросать мячик из-за головы, от груди, правой и левой рукой, ловить его. Сначала просто передавайте мяч, постепенно увеличивая расстояние между вами и ребенком.
Малыша в возрасте 2-2,5 лет можно учить кататься на лыжах. Вначале ребенка лучше учить переступать на лыжах без палок, чтобы ноги были параллельны. Затем можно учиться ходьбе скользящим шагом, предложить съехать с небольшой горки. Лыжные палки давать детям не рекомендуется, так как при этом большая часть нагрузки придется на еще неокрепшие руки.
Вообще ребенка старше 2,5 лет можно обучить почти любому виду спорта. Но занятия имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам и ребенку. Кстати, дети, от которых требуют должного результата (не важно: попасть ногой по мячу или устоять на лыжах), занимаются, как правило, менее успешно, чем те, которых хвалят даже за крохотную удачу. Помните: ребенку трудно управлять своим телом. Ваша главная задача - помочь ему научиться этому. То, что для вас мелочь, для малыша - целое событие. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок доверял вам.
Конечно, прогулка не единственное место для спортивных занятий. Хорошо бы, чтобы и дома малыш имел возможность поупражняться.
Наверное, почти каждая молодая мама, сидя со своим малышом дома, испытывает усталость, раздражение и постоянное желание, чтобы её оставили в покое и дали просто посидеть. Однако, упокоившись, разобравшись со своими мыслями, можно найти поддержку, которой именно сейчас вам не хватает. От мужа, который, не смотря на последние выяснения отношений, всё-таки очень любит вас. От вашего ребёнка, который совсем недавно был маленьким орущим комочком, а спустя год превращается во всё больше понимающее создание, так и норовящее залезть вам на колени или посреди ночи попасть к вам под одеяло. Попробуйте посмотреть на происходящее с другой, положительной стороны. Например, можно устраивать увлекательные игры. Что-то вроде домашнего фитнесс-клуба. И вам будет весело, и малышу это доставит радость.
Физические упражнения и игры для ребёнка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий с двух-, трёхлетним ребёнком - игра.
Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д.. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины), причём их следует чередовать. А если ребёнок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнёт. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха.
Рекомендуем вам вот такие упражнения, из которых вы самостоятельно можете составить небольшой комплекс:
*
Упражнения для воспитания правильной ходьбы.
Ходьба по "узкой дорожке". На полу обозначьте мелом (верёвками, палками) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10 см. Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.
Возможные варианты упражнений:
а) Пройти по "дорожке", ставя ножку за ножкой.
б) Дойдя до конца "дорожки", развернуться и пройти обратно.
в) Поднять одну ногу и постоять так несколько секунд.
Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.
Ходьба боком. Ходить боком по "узкой дорожке" мелкими приставными шагами. Научите малыша хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.
Упражнения в равновесии.
Ходьба по наклонной скамейке. Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку.
Скольжение. Поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную подставку. Предложите ребёнку съехать на скамейке вниз.
Игра "Погладь мишку". Посадите на вершине "горки" мишку или другого любимого зверька. Предложите ребёнку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
"Бокс". Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди и затем делает поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.
"Покажи ладошки". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперёд, ладонями вверх - "Покажи ладошки", затем спрятать за спину - "Спрячь ладошки".
"Вырасти большим". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки.
"Подмети пол". Ребёнок ходит, слегка наклонившись вперёд, и делает руками движения, имитирующие подметания пола.
Упражнения для ног.
"Стал маленьким". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает - "стал маленьким", затем встаёт - "стал большим".
"Прятки". Ребёнок приседает ("прячется") и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.
"Покачай ногой". Ребёнок стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперёд - назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.
"Беги, а я догоню". Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.
Упражнения для туловища.
"Качание деревьев". Встань прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться направо, затем влево, руки расслаблены.
"Самолёт". Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Поворачивается в стороны, не опуская рук.
"Подними ножки". Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.
"Присаживание". Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.
"Ласточка". Ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведённые в стороны руки.
"Рыбка". Ребёнок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.
Упражнения с мячом.
"Посмотри на мяч". Ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.
"Приседание с мячом". Встань прямо, ступни ног параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.
"Оттолкни мяч руками". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребёнку столкнуть его.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам проводить с малышом время весело и полезно.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИГРЫ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ
Утренняя гимнастика
Теоретическая часть
У деток физическое и умственное развитие тесно связаны. Важно не только тренировать его память, но и мышцы. Гимнастика поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием.
Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Например, вместо скучных наклонов предложите малышу собрать цветочки.
Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к предстоящей дневной нагрузке. Ее следует проводить с конца второго года жизни в виде игры. Включать вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений: сначала упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед и в стороны или хлопком ладонями на уровне груди и за спиной. Затем упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например, приседание с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, затем туловище выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными). Потом снова упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большей нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более 2-3 раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до 5-6 раз. Затем необходим кратковременный (10-15 секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику надо ходьбой.
Необходимо добиваться правильного выполнения каждого упражнения, при ходьбе следить, чтобы ребенок держался прямо, расправив плечи, не опуская головы, свободно, без напряжения двигая руками, дышал через нос. Хорошо, если утренняя гимнастика выполняется под музыку и вместе с родителями.
Дыхательные упражнения
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, они могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке.
Каша кипит. Исходное положение сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Часики. Исходное положение стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
Трубач. Исходное положение сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
Петушок. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Продолжительность 20 - 30 секунд.
Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Гуси летят. Медленная ходьба по комнате. На вдох - руки поднимать в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Продолжительность - одна - две минуты.
Бросим мячик. Исходное положение стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Занятия физкультурой преследуют конкретные цели: укрепить мышечный корсет малыша, обеспечив ему полноценное умственное и физическое развитие. Чем раньше сделаны «шаги к здоровью», тем крепче вырастет ваш малыш! Чтобы ребенок был гармонично развит, нельзя укреплять отдельно пресс или ноги. Такой подход оставляет слабые места, более чувствительные к физическим нагрузкам.
Предлагаем вам различные упражнения для отдельных частей тела. Возьмите по несколько упражнений из каждого подраздела в зависимости от возраста Вашего малыша и доступной ему степени сложности. И комбинируйте их, выбор за вами!
Спинка, на зарядку!
1. «Ласточка» (исходное положение - стоя ровно): медленно поднять руки вверх, одновременно отводя назад прямую ногу. Постоять несколько секунд и повторить с другой ногой. Выполнять 4-5 раз.
2. Для этого упражнения пригодится небольшой мешочек, наполненный чем-то сыпучим (солью, крупой и т.д.) Ребенок кладет его на голову и ходит по периметру комнаты 2-3 минуты так, чтобы он не упал.
3. «Рыбка» (исходное положение - лежа на животе, руки под подбородком): сохраняя серединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки. При этом ноги, выпрямленные в коленях, несколько приподнять. Продержаться так 5-6 сек.(2-3 раза).
4. «Корзинка» (исходное положение - лежа на животе): потянуться всем телом вверх и сделать за спиной замочек из рук и ног (5-6 сек., 2-3 раза).
5. «Велосипед» (исходное положение - лежа на спине, руки под головой, локти прижаты к полу): выполнять круговые движения ногами вперед 7-8 раз.
6. «Ножнички» (исходное положение - лежа на спине с прижатой поясничной частью позвоночника к опоре): выполнять приподнимание и скрещивание прямых ног. Выполнять 3-4 раза.
7. «Кошечка» (исходное положение - стоя на четвереньках): на счет 1-2 выгнуть спину вверх, голову опустить вниз; на счет 3-4 прогнуть спину, поднять голову. Дыхание при этом произвольное. Упражнение хорошо развивает подвижность позвонков, его надо выполнять 5-6 раз.
8. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. Ребенок тянется ножками по очереди к предмету, который держит мама. Надо стараться достать до него пяточками. Просим малыша показать, каким большим он вырастет.
9. Исходное положение: лежа на спине, ноги ровные. Приподнимаясь, необходимо взять у мамы мяч. Мама стоит сбоку, с каждым разом наклоняясь вниз все меньше и предлагая ребенку все больше тянуться вверх к мячу.
10. Исходное положение: сидя на полу лицом друг к другу, взяться за руки. Мама и малыш выполняют наклоны вперед-назад, по очереди сгибая ноги в коленях. Регулируйте нагрузку на спинку. Вы с деткой - двое силачей, которые занимаются перетягиванием каната.
11. «Скоростной самолет». Исходное положение - стоя. Ноги поставить вместе, а руки развести в стороны и поднять на высоту плеч. Это будут крылья истребителя. А теперь - в полет! Руки опускать нельзя (ведь самолет не машет крыльями), зато можно делать наклоны вправо и влево. Чтобы крылатая машина походила на настоящую, малыш может гудеть во время «полета». Это упражнение укрепляет мышцы спины и боковые мышцы, а также ручки и ножки.
12. «Дождевой червячок». У дождевого червячка нет ни ручек, ни ножек, но передвигается он очень быстро. Потому что делает волнообразные движения всем телом. Малыш сможет ползать точно так же. Карапузу нужно лечь на спину, ручки прижать плотно к туловищу, а ножки выпрямить. Затем пусть кроха передвигается вперед на ягодицах, спине и плечах. Только, чур, не помогать себе ни руками, ни ногами. Упражнение отлично тренирует мышцы плечевого пояса и ягодиц.
13. «Паровозик». Кроха легко повторит движения паровоза. Для этого нужно стать на четвереньки. Затем согнуть ручки и почти лечь грудью на пол. Это положение важно зафиксировать на несколько секунд. А вот теперь можно подняться и сесть на пятки.
14. Мама удерживает малыша за ноги, а он шагает, опираясь на руки. Именно так садовник катит перед собой тележку. Более сложный вариант - двигаться по извилистой тропинке или по дорожке с препятствиями из мягких мелких предметов (перешагиваем их ладошками).
15. Малыш сидит на коленях у мамы спиной к ней. На полу рассыпаны небольшие игрушки. Наклоняясь, ребенок собирает каждый предмет отдельно и складывает в любую емкость. Помогайте малышу подниматься. Так кроха укрепляет мышцы нижней части спины.
16. Пусть малыш, стоя на четвереньках, изобразит кошечку. Ласковую (прогнуть спинку дугой вниз, подбородок приподнят, руки прямые) и сердитую (выгнуть спинку дугой вверх, подбородок прижат к груди, руки прямые). Это хорошее упражнение для снятия напряжения с мышц спины.
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - бабочка
утром бабочка проснулась
улыбнулась, потянулась
раз - росой она умылась
два - изящно покружилась
три - нагнулась и присела
на четыре - улетела

Физкультура для ребенка в возрасте одного - трех лет
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневной нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включать ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений:
упражнения дыхательного типа для плечевого пояса, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или удары ладонями на уровне груди и за спиной;
упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости хребта, например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голени, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными);
снова, упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны, до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более двух-трех раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до пяти-шести раз.
Затем необходим кратковременный (десять-пятнадцатть секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой на месте.
Необходимо стараться правильно выполнять каждое упражнение, при ходьбе следить за тем, чтоб ребенок держался прямо, плечи расправлены, голова не опускается, руки двигаются свободно, без напряжения, дыхание через нос. Хорошо, если утреннюю гимнастику выполняют под музыку и вместе с родителями.
Упражнения дыхательного типа.
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, которые вы можете выполнять во время утренней гимнастики и повторно - на прогулке.
1. Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, проговаривайте какую-нибудь считалочку или просто: “тик-так”. Повторить упражнение 10-12 раз.
2. Исходное положение: сидя, кисти рук зажаты в трубочку и подняты вверх. Медленный выдох с громким звуком: “п-ф-ф-ф-ф-ф-ф”. Повторить упражнение 4-5 раз.
3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны, а потом стукнуть ими по бедрам (имитируя петушка). Выдыхая, произнести: “ку-ка-ре-ку”. Повторить упражнение 5-6 раз.
4. исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. Во время выдоха громко произносите звук “ф-ф-ф-ф-ф”. Считайте, что ваш живот - это кастрюля, в которой закипает каша. Повторить упражнение 3-4 раза.
5. Паровозик: ходите по комнате, делая попеременные движения руками, и произносите: “чух-чух-чух-чух”. Продолжительность упражнения 20-30 секунд.
6. На турнике. Исходное положение: стоя, ноги вместе, в обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, стать на носки - вдох, палку опустить назад, на лопатки - длительный выдох с произнесением звука: “ф-ф-ф-ф-ф”.
Физические упражнения.
Детей дошкольного возраста нельзя заставлять выполнять упражнения, навязывать им что-либо, чего им не хочется делать. Занятия должны оформляться в виде игры дома или во время прогулки. Неплохо организовать в квартире место для “мини-стадиона”, создать условия для активных движений ребенка.
Специальные занятия гимнастикой необходимо проводить ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна на протяжении 10-12 минут. Форма одежды - трусы, майка, босиком. Выполнять упражнения следует на ковре при открытой форточке.
Для занятий необходима будет веревка или скакалка, палка длиной 1-1.5 метра, диаметром 2 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики.
Во время занятий физкультурой необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе. Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями.
Занятия должны быть интенсивными с достаточной степенью нагрузки, в конце занятия у ребенка должны прослеживаться следы небольшой усталости в виде ускоренного дыхания, незначительного румянца на щеках и потовыделения, но не должно быть жалоб; общее самочувствие - хорошее, движения - бодрые.
При выраженных признаках сильного переутомления следует понизить степень нагрузки и продолжительность занятий.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.
1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами.
2. Приседания. Приседания (3-4 раза) с поддержкой за обруч двумя руками для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками, взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” - приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом со словами: “встаем” - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.
4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев до 1 года и 6 месяцев.
1. игра “Беги ко мне” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый становится на расстоянии 2-6 метров от ребенка (в зависимости от его умения бегать) и зовет малыша к себе, а когда тот подбежит - подхватывает на руки и подбрасывает вверх. Потом быстро переходит в другое место и упражнение повторяется.
2. Ходьба (1-2 раза) по коврику (длиной 2 м, шириной 35 см), лежащем на полу. Упражнение помогает малышу развить чувство равновесия, внимание. В дальнейшем ширину коврика можно уменьшить до 25 см. Возле другого конца коврика кладут игрушку и предлагают ребенку принести ее, пройдя по дорожке приставным шагом или обычным шагом. Можно также провести ребенка по коврику, поддерживая за руку.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение необходимо для развития чувства равновесия, координации движений, внимания, умения переступать (поднимать ноги на определенную высоту). Необходимо положить на пол палку и показать, как через нее можно переступить. Если малышу поначалу это еще сложно, помогите ему.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев до 2 лет.
1. игра “Догони собачку” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый держит в руках большую игрушечную собаку (или любую другую большую игрушку: кошку, мишку и т.д.) и бежит, предлагая малышу догнать его (20-25 секунд), потом переходит на спокойную ходьбу.
2. Ходьба с разведенными в стороны руками по наклонной доске развивает чувство равновесия при ходьбе, умение держаться направления, координировать свои движения, воспитывает смелость. Доска длиной 2 м, шириной 25 см с одного конца поднята над уровнем пола на 20-25 см (этого можно достичь, положив ее, например, на тумбочку). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается по доске на тумбочку, потом возвращается вниз.
3. Ползание на четвереньках по лавке (1-2 раза) помогает укреплению мышц туловища, развитию координации движений рук и ног, внимания. Малыш ползет по гимнастической лавке по всей ее длине, потом выполняет какое-нибудь задание для выпрямления туловища, например, берет со стола кубик и кладет его в коробку.
Общий комплекс упражнений.
Исходное положение - ноги вместе. Ходьба, приставной шаг - влево, вправо по одному шагу. Темп средний. Движения можно сопровождать ударами в ладоши под музыку.
Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч. Руки на поясе или разведенные в стороны и следуют за корпусом во время его поворота. Начинаем поворот корпуса влево и вправо, а потом возвращаемся в исходное положение. Выполнить, не спеша, 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Руками потянуться вверх, становясь на носочки. Вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 8 раз. После этого руками тянуться вперед. Выполнить также 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для общего развития.
Исходное положение - стоя. На счет “раз” - присесть, на счет “два” - встать. Руки вперед. Выполнить упражнение в 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для общего развития.
Исходное положение - ноги вместе. Выпад вперед, обязательный упор руками в колени. Ногу приставить, поворот в другую сторону (на 180°), повторить то же самое другой ногой. Выполнить 2 подхода по 8 раз с каждой ноги.
Упражнение для спины.
Исходное положение - лежа на животе. Согнуть ноги, подтянуть корпус, достать руками голень и потянуться. Вернуться в исходное положение. Выполнить по 1-2 подхода по 3 раза.
Упражнение для спины и бедер.
Исходное положение - опора на колени и руки (можно локти). Выпрямляем ногу назад по очереди. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз. Повторяем упражнение указанное количество раз на каждую ногу.
Упражнение для мышц груди и рук.
Для мальчиков. Исходное положение - опора на колени или стопы (усложненный вариант) и на руки. Отжимание от пола. Выполнить 1-2 подхода - сколько будет сил.
Для девочек. Исходное положение - сидя, ладони вместе на уровне груди. Надавливая на ладони, напрягать руки. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз.
Упражнение для мышц пресса.
Для мальчиков. Исходное положение - сидя на полу, ноги вытянуты вперед. На счет “раз” - слегка приподнимаем корпус, одновременно сгибая ноги в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-8 раз.
Для девочек. Исходное положение - лежа на боку. Ноги лежат так как удобно. Одна рука вперед, другая - за головой. Подъем корпуса с небольшой амплитудой и возврат в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-6 раз на каждом боку.
Упражнение на растягивание.
Исходное положение - сидя, одна нога прямая, другая - согнута. Необходимо задержать согнутую ногу в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Повторить по одному разу для каждой ноги.
Растягивание ног.
Исходное положение - сидя, ноги вместе, вытянуты вперед. Руками дотянуться до стопы и задержаться в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Соединить стопы, согнув ноги в коленях и развести их в стороны. Локтями упереться в колени, легкий наклон вперед и задержаться в этом положении 1-3 секунды. Повторить несколько раз.
Упражнение для спины.
Исходное положение - стоя, правая рука на поясе, левая вытянута вперед, правая нога - вперед, на носке. На счет “раз” одновременно отставляем ногу назад и заводим руку за спину, на счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить в медленном темпе 2 подхода по 8 раз в каждую сторону.
Упражнение для плечевого пояса и мышц между лопатками.
Исходное положение - основная стойка. На счет “раз” поднять плечи вверх, руки свободно опущены, на счет “два” - плечи опустить. Выполнить упражнение 10 раз.
Исходное положение - стоя, ноги расставлены по возможности широко, колени слегка согнуты. На счет “раз” - небольшой наклон вперед, спина прямая. На счет “два” - локти проходят максимально назад, при этом руки согнуты. Если ребенку сложно держать ровно спину в наклоне, то положение спины может быть вертикальным и делать движения только руками. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
Упражнение для мышц низа спины.
Исходное положение - стоя, одна нога протянута вперед, согнута в колене, другая - отведена назад, опора рукой на согнутое колено, спина прямая, другая рука свободно опущена. По счету заводим согнутую руку максимально назад и одновременно поднимаем плечо. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
Упражнение для развития грудной клетки и легких.
Исходное положение - стоя, руки в “замок” над головой. На счет “раз” - переводим руки вперед к груди, спина круглая, ноги можно слегка согнуть в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 5-10 раз.
Упражнение для мышц спины.
Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - достать правой рукой левую ногу, на счет “два” - поменять ногу и руку. Выполнить по 5 раз в каждую сторону.
Упражнение для мышц пресса.
После упражнений для спины необходимо выполнить несколько упражнений для мышц пресса. Исходное положение - сидя, голова опущена на колени, ноги согнуты. На счет “раз” - опираясь руками в пол, отводим корпус назад, ноги в висячем положении разгибаем в колене, но не до конца. На счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить 2-3 подхода, повторений - сколько хватит сил.
Упражнение на растягивание.
В конце комплекса ребенку необходимо выполнить такое упражнение: стоя, наклониться вперед, спина круглая, и постоять в таком положении 10 секунд. Также очень полено ребенку повисеть на руках на турнике. Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - взять ребенка за руки (за ноги) и медленно потянуть, но не вверх, а на себя и задержать на 10 секунд в таком положении. На счет “два” - медленно опустить. Выполнить 2-3 подхода по 5 раз.

Многие молодые мамочки игнорируют советы педиатров о проведении ежедневной утренней зарядки для детей 1 года, ссылаясь на плотный график и катастрофический недостаток времени. Сразу скажу, что это не оправдательная отговорка, чтобы лишать малыша перспектив раннего физического развития.

«Чем же так хороша утренняя зарядка для детей 1 года?» — спросите Вы.

Приведу основные аргументы, которые указывают педиатры и детские врачи:

Зарядка!? А зачем она?!

  • утренняя зарядка способствует полноценному развитию и укреплению мышечного корсета ребенка;
  • активнее развиваются умственные способности малыша , так как они непосредственно связаны с его физической формой;
  • при выполнении ребенком тех или иных упражнений у Вас появиться возможность своевременно выявить возможные нарушения в развитии его костно-мышечного аппарата. Ведь своевременно выявленная проблема проще поддается лечению или корректировке.
  • сохранение и развитие тесной психологической связи матери (отца) и ребенка
  • с раннего возраста прививается малышу любовь к спорту и закладывается фундамент его будущего физического развития.
  • зарядка способствует формированию некоторых положительных черт характера: терпение и выносливость.

Веселая зарядка для детей — упражнения.

Если я Вас убедила в том, что зарядка для детей 1 года просто необходима, то ознакомьтесь с основными ее упражнениями:

  • Дайте ребенку в руки круг и вместе с ним, стоя в исходном положении, делайте сгибание и разгибание рук. Выполняйте 6-10 раз.
  • Поднимание туловища с положения лежа в положение сидя. Ребенок ложится на спину, поднимает туловище и возвращается в исходное положение. Мама держит малыша за коленки, чтобы они находились в фиксированном положении.
  • Поднимание головы и части туловища с положения лежа на животе. Малыш ложится на живот и прогибает туловище, поднимая голову и опуская ее. Мама держит малыша за ножки.
  • Приседания с кольцом. Малыш и взрослый держат в руках кольцо, плавно приседают, а затем поднимаются на носки, выпрямляя ноги. Такое упражнение повторить около 4- 6 раз.
  • Упражнение: «Достань до палочки!» Ребенок ложиться на спину, поднимает ножки вверх и пытается дотянуться до палочки, которую держит взрослый. Такое упражнение повторить 4-6 раз.
  • Упражнение: «Выгибание туловища». Малыш садится на ноги мамы, его ножки она зажимает коленками. Мама просит, чтобы карапуз взял игрушку, лежащую слева. Он наклоняется и, дотягиваясь, берет игрушку, лежащую слева. Таким же образом, попросите, чтобы малыш подал игрушку, которая находится справа. Обязательно поддерживайте малыша за туловище, чтобы он не упал. Такое упражнение в форме игры повторяют около 4-6 раз.
  • Наклоны. Малыш стоит спиной к взрослому и наклоняется, чтобы взять игрушку, лежащую на полу. Причем, колени не сгибает! А взрослый подстраховывает малыша, чтобы он не упал. Так повторять около 3-6 раз.
  • Ходьба (желательно по ребристой доске). Это упражнение рекомендуют для лечения или предупреждения плоскостопия.
  • Лазанье под преградой, высотой от 24 см от пола. Это может быть табуретка, скамейка и т.д. Повторите упражнение от 2 до 4 раз. Конечно же, если малышу понравится, то может разрешить ему полазить и дольше.

Лучшая зарядка — это игра!

Если Вас или Вашего ребенка не устраивает такая зарядка, то могу предложить комплекс интересных и полезных упражнений, которые проводятся в форме игры.

  • Делаем лягушку . Малыш ложиться на спину, а мама аккуратно разводит в стороны согнутые в коленках ножки малыша.
  • Кувыркаемся. Согласитесь, что малыш просто так не начнет кувыркаться, поэтому ваша задача его этому научить! Чем же полезны кувырки? Во-первых, развивают мышцы спины и позвоночника. Во-вторых, тренируют вестибулярный аппарат. В-третьих, стимулирует к развитию чувства равновесия. Кувырки выполняют на твердой и упругой поверхности с максимальной аккуратностью. Для начала, покажите малышу: как нужно делать кувырки, а затем помогите малышу сделать первый кувырок. Для этого попросите его опустить голову к полу, а затем, придерживая за туловище, слегка подтолкните попку карапуза вперед. Как правило, малышам очень нравится делать кувырки, поэтому они даже интуитивно чувствуют: как правильно сгруппироваться, чтобы сделать упражнение.
  • Упражнение «По кочкам» очень полезно для карапуза, а именно развивает координацию движения и усовершенствует навыки ходьбы. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш прошелся по небольшим кругам- кочкам, вырезанным из резиновых ковриков и разложенным на расстоянии 10-15 см друг от друга. Сначала карапуз будет ступать по ровной дорожке, а затем, через время, можете выложить ее в виде изгиба или с небольшими препятствиями.
  • Упражнение «Догонялки» . Это занятие учит малыша бегать! Суть упражнения: отдалитесь от карапуза на небольшое расстояние, а затем скажите ему: «Поймаю, поймаю, поймаю!» Карапуз прибежит в ваши объятья, а Вы обнимите его и покружите! Можно сказать «Догоню, догоню, догоню!» Малыш попытается от вас убегать! Это очень забавно и весело! Главное, чтобы игра проходила на ровной и не скользкой поверхности, без каких-либо препятствий!

Что должен уметь ребенок в 1 год?!

Гимнастика для детей 1 года может охватывать все навыки, которыми они должны владеть к этому возрасту. Вот примерный перечень, утвержденный педиатрами:

  • ползанье на четвереньках;
  • самостоятельная ходьба;
  • приседание с поддержкой, а затем без нее;
  • ползание через обруч и под препятствиями;
  • залезания на возвышенности, слезание с них. Это могут быть диван, кровать, стулья и т.д.
  • наклоны туловища влево, вправо, назад и вперед
  • доставание предмета с высоты
  • поднятие туловища с положения лежа и поднятие ног с положения лежа.
  • бросок мячика и попытка поймать его (желательно, чтобы удачная)
  • ходьба или бег на месте или по дорожке, возможно даже по наклонной поверхности
  • поочередный подъем рук
  • боксирующие движения ручками
  • махи руками, изображая птичку.

Все вышеперечисленные мероприятия: зарядка и гимнастика для детей 1 года должна выполняться в игровой, непринужденной форме, принося и Вам и ребенку удовольствие. Кстати, некоторые специалисты советуют совмещать утреннюю зарядку с дыхательной гимнастикой и артикуляционной гимнастикой, что укрепляет иммунитет и является профилактикой логопедических проблем.

Чтобы вашему малышу было интересно и весело можно показать ему мультик - зарядку для малышей от Тетушки Совы и выполнять упражнения всем вместе:

Читайте еще:

Игры для детей двух лет

Капризы и истерики малыша: причины и советы любящим родителям.

Как научить ребенка рисовать?! Советы родителям!

С какого возраста ребенку нужно учить стихи?

Физические упражнения для детей второго и третьего года жизни следует подбирать, учитывая индивидуальные особенности их физического и психического развития. Основа гимнастики для детей этого возраста должна состоять из ходьбы, различных игр с мячом, флажками, другими игрушками, также в упражнения должно входить лазание, преодоление препятствий. И конечно же, самой эффективной формой проведения гимнастики с ребенком раннего возраста является игра.
В начальном этапе игра с ребенком может представлять собой простые и интересные задания, например: "Подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке (за спиной, за подушкой, за креслом)". Малыш, отыскивая свою любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия,которые расположены у него на пути: перелезть через подушку, проползти под низким столиком и т.д. Постепенно игры должны становиться сложнее. Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет очень восприимчив и склонен к подражанию, поэтому надо показывать ему упражнения самим, при этом сравнивать эти упражнения с движениями животных, с персонажами из сказок. Причем сразу усложнять задания нельзя, это надо делать постепенно - только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.
Очень важно знать, что детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Чтобы ребенок с радостью и удовольствием выполнял предложенные ему упражнения, надо постараться превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую можно играть и дома, и во время прогулок. Можно выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия гимнастикой следует проводить каждый день или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Так как дети раннего возраста довольно быстро утомляются, занятия должны быть не очень долгими (5-6 упражнений - каждое надо повторять 3-5 раз) и обязательно включать в себя небольшие паузы отдыха.
Во время выполнения гимнастики необходимо следить за правильным дыханием - ребенок должен дышать носом, при этом не задерживая дыхание.
Для того, чтобы малышу было комфортно заниматься гимнастикой, надо надеть на него свободную легкую одежду из натуральных тканей, если занятия проводятся дома, на ногах должны быть только носочки. Лучше, если занятия будут выполняться при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой). И еще, очень важно - правильно подобрать упражнения именно для своего ребенка, зная его возможности, и не забывать, что малыша нельзя переутомлять.
Для детской гимнастики может понадобиться следующий инвентарь: коврик, игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска.

Гимнастика для ребенка от 1 года до 3 лет:
I. Упражнения для совершенствования ходьбы
Взрослый стоит на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Надо поманить ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя. Если малыш уже научился ходить, то можно менять направление ходьбы ребенка - отходя с игрушкой то в одну, то в другую строну. Повторить 2-4 раза.
1) Ходьба по "узкой дорожке".
Для этого упражнения нужно на полу обозначить мелом или палочками, веревочками и т.п. дорожку, шириной 30 (в дальнейшем эту дорожку надо будет постепенно сужать до 20-10 см, при этом ориентируясь на возможности ребенка). Затем надо предложить малышу пройти по этой дорожке самостоятельно. При выполнении этогго упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы при ходьбе - линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, а внутренний край стопы должен быть слегка приподнят.
2) Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой)
Нужно укрепить гимнастическую скамейку или доску, приподняв один конец на высоту 20-25 см. Затем надо предложите ребенку пройти по скамейке вверх, затем повернуться и спуститься вниз. При этом малышу нужно помогать, поддерживая его за руку.
3) Ходьба боком
Нужно научить малыша ходить боком мелкими приставными шажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Он должен научиться ходить боком одинаково хорошо, и в правую, и в левую сторону.
4) Ходьба и бег в различном темпе
Надо предложить малышу поиграть в догонялки. Сначала ловить друг друга быстрым шагом, затем перейти на бег. Можно при этом петь какие-нибудь детские веселые песенки. Дети обычно с удовольствием перенимают игру - ходят и бегают в соответствии со словами и ритмами припевок.
5) Перешагивание препятствий
Нужно научить малыша ходить, высоко поднимая ноги, для этого:
Надо предложить ребенку перешагнуть через какой-нибудь невысокий предмет (10-15 см.), если малыш справляется с заданием, то можно разместить на полу несколько препятствий.
На прогулке нужно обязательно следить, чтобы ребенок поднимал ножки хорошо, не шаркал ими, надо учить его перешагивать через невысокие бугорки, камешки.

II. Упражнения для развития чувства равновесия
1) Раскачиваемся
Для выполнения этого упражнения нужно посадить малыша на игрушечную лошадь–качалку или на качель. Затем, подстраховывая его – раскачивать. При этом можно приговаривать какую-нибудь детскую потешку. Во время такой веселой игры малыш будет учиться удерживать равновесие, и это значительно поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице можно качать малыша на качелях и каруселях.
2) Мяч с горки
Это упражнение следует выполнять во время прогулки. Надо чтобы ребенок поднялся на невысокую горку, повернулся, затем скатил мяч вниз и побежал за ним.
3) Залезание на предмет (ящик, диван)
Сначала надо предложить малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а затем на диван высотой 40 см. Для этого можно предложить ему найти его любимую игрушку. Надо спрятать игрушку, к примеру, за спинкой дивана так, чтобы она немного выглядывала из-под спинки. Затем спросить малыша, где его игрушка. Увидев ее, малыш будет стараться залезть на диван, чтобы добраться до своей цели. Если диван слишком высок для ребенка, то можно подставить ему под ноги подушечку или какой-нибудь другой вспомогательный предмет.

III. Упражнения в лазанье
Кстати, предыдущее упражнение (№3) прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.
Если ребенок уже научился залезать на диваны и кресла, то пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Надо приучать малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Также полезно учить малыша залезать на наклонную лесенку-доску.
1) Пролезь в окошко
Взрослый держит в руках обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш должен пролезть через обруч и выпрямиться. Затем надо положить игрушку повыше, таким образом, чтобы ребенку пришлось тянуться за ней.
2) Перелазание через скамейку
Надо научить ребенка правильно пролезать через препятствие (скамейку). Малыш должен встать боком к скамейке, опереться об нее руками и перелезть. Нужно повторить это упражнение несколько раз в обе стороны.

IV. Упражнения в ползании
Если ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не поздно, чтобы он научился этому. Ведь благодаря ползанию прекрасно укрепляются мышцы всего туловища, рук, ног, а также развивается координация движений.
1) Собачка, бычок, козлик
Вместе с ребенком надо встать на четвереньки и ползать, подражая собаке. Затем - подражая бычку - ползать, поворачивая голову направо и налево (как-будто бычок бодается), при этом можно мычать. Далее - как козлик - передвигаться мелкими шажками, произнося: "Ме-е-е-е!".
2) Ползание по скамейке
Ребенок должен походить на четвереньках по скамейке, при этом сохраняя равновесие. Взрослый все время должен быть рядом и подстраховывать малыша.
3) Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком)
Нужно установить препятствие на высоте 30-50 см. После проползания под этим препятствием малыш должен встать и достать игрушку, положенную, например, на стол.

В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 12-14 месяцев:
Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

Ребенок в 14-16 месяцев:
Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):
Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20- 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

В 1 год 7 месяцев - 2 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50-70 см; бег без «полета»; прыгание.

В 2-2,5 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25- 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20- 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80-100 см; бег с «полетом».

Что нужно для занятий спортом с детьми

Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15- 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств - ловкости, силы и выносливости.

Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2-3 лет прогулки совершаются на расстояние 200- 500 м и более.

Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2-2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

В 2,5-3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться - это наилучший способ воспитания здоровых детей.

Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке. Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста. В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

Гимнастика для малышей

Основная задача физического воспитания детей раннего возраста - совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:
1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.
Упражнение «велосипед» - выполняется лежа на спине на коврике - сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.
Упражнение «лодочка» - лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,
«Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

Например, игра «Паровозик »: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные - вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

Игра «Лошадки »: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

Для ловкости и смелости - игра «Мишка на наклонной плоскости ». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10- 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

3. Для развития метания - игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3-5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

4. Акробатические подготовительные упражнения:
- быстро сесть на пол и встать;
- преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);
- качание на руках и на ноге взрослого.
Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

5. Музыкально-ритмические физические упражнения:
- имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,
- имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:
- перебросить мяч через кустарник;
- залезть на пенек;
- подняться на горку с пологим склоном;
- качели.

Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

1,5 года:
1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка за
руки).
2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.
3. Прыжки в обруч.
4. Ползание через вертикально стоящий обруч.
5. Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.
6. Имитационное упражнение «Велосипед».
7. Упражнение «Лодочка».
8. Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

1,5-2 года:
1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).
2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».
3. Проползание под веревку.
4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80-100 см.
5. Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).
6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.
7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.
8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1-2 раза.
9. Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

2-3 года:
1. Ходьба по кружкам - перешагивание с одного кружка в другой.
2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16-20 с.
3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.
4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение - сесть, лечь.
5. Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.
6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40-46 см от пола.
7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.
8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».
9. Упражнение на расслабление мышц рук и ног - «Стряхнуть снежинки».

Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное - делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10-15 мин.

Схема комплекса утренней гимнастики:
- потягивание;
- ходьба и бег на месте или в движении;
- упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);
- упражнение на расслабление мышц;
- дыхательные упражнения.

Комплексы следует менять через 3-4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища. В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников - 100-110 уд/мин).

Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!