Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Тонет-не тонет. Из опыта работы по ознакомлению детей с социальной действительностью

Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников. Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко использовать художественную литературу, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогут проблемные ситуации, вопросы, игровые задания. Знакомство детей с техникой может осуществляться на занятиях.

Занятие по развивающим играм.

Тема: Водный транспорт.

Задачи:

  • расширение знаний детей о транспорте,
  • развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления,
  • развитие речи.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта; магнитная доска, магниты, палочки Кюизенера, листочки с заданиями, простые карандаши.

Ход занятия

1. Беседа о видах транспорта.

Слово “транспорт” означает – перемещение. Поэтому транспортом обычно называют то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

Основные виды транспорта – это наземный, воздушный и водный транспорт. Отгадайте, пожалуйста, загадки:

У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу.
Крутят их ногами. Что это?

Правильно, велосипед.

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.

Вы угадали – это автомобиль. Велосипед и автомобиль – наземный транспорт. Какие наземные транспортные средства вы еще знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл). Хорошо. Подумайте теперь, что это:

Он летает, но не птица,
Он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть,
Как большая стрекоза.

Правильно, вертолет.

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

Конечно, это самолет. Давайте расскажем стихотворение о самолете (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

Самолет и вертолет – это воздушный транспорт. Отгадайте еще одну загадку, пожалуйста.

Я выросла в лесу
В безмолвной тишине.
Теперь я вас несу
По голубой воде.

Правильно, это лодка.

Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.

Конечно, это подводная лодка. Лодка, подводная лодка, судно, парусник – все это водный транспорт.

А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно.

3 клетки вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Что у вас получилось? Правильно, кораблик.

Игра “Плавает – не плавает”.

Встаньте, пожалуйста. Напоминаю правила игры. Если то, что я называю, плавает – хлопаем, если не плавает – топаем.

Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря, корабль, теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник, монета, моторная лодка, сахар, бумажный кораблик.

Молодцы. Садитесь на свои места, пожалуйста.

Беседа о составных частях корабля.

Знаете ли вы, из каких частей состоит корабль? На палубе корабля расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее капитан корабля подает команды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы. Каждый кораблю оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к берегу или к другому кораблю. На корабле есть якорь. Его на цепях спускают на дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы – маленькие круглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля – двигатель. Он расположен в машинном отделение. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду.

Упражнение на словообразование.

Подумайте, если корабль из металла – то он какой? Правильно, металлический. Из пластмассы -? Из дерева -? Из бумаги -? Из резины -? Судно с парусом -? Лодка с мотором - ?

Упражнение со счетными палочками. (Приложение 2).

Возьмите, пожалуйста, разноцветные палочки и сложите из них кораблик по образцу.

Стихотворение с движениями.

Встаньте в круг, пожалуйста. Давайте расскажем стихотворение А. Барто “Кораблик” с движениями.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Задание на ориентацию на листе бумаги.

Садитесь на места, пожалуйста. Сейчас отметьте кораблик, который плывет впереди.

Подведение итогов занятия по следующим разделам: 1. виды транспорта, 2. составные части корабля, 3. материалы, из которых делают корабли, 4. виды кораблей.

Используемая литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.
  2. Бондаренко А.к. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проспект, 2000.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб.: Дельта, 1998.
  5. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1991.
  6. Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. – Чебоксары: Клио, 1997.
  7. Нефедова К.П. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1998.
  9. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и ВУЗов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

Познавательно - исследовательская деятельность в 1 младшей группеТема: «Экспериментирование с предметами из разных материалов»Дидактическая игра «Тонет – не тонет»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материал: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, корзина, пластилин, дощечки, салфетки, большая кукла, игрушечная собачка.
Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: - Ребята, а кто там так громко лает?
Дети: - Собачка!
Воспитатель: - А что, она держит?
Дети: - Мяч!
Воспитатель: - Смотри, Таня, тебе собачка мячик из реки достала и принесла.
Кукла: - Спасибо, добрая собачка! (Собачка уходит.)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Экспериментирование.
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.
Динамическая пауза.
Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч»
Д/и «Тонет- не тонет».
(Воспитатель держит в руках красную коробку.)
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Коробка.
Воспитатель: - А что в ней лежит?
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную.
Воспитатель (обращается к кукле): - Таня, ты поняла, почему твой мячик не утонул в реке?
Кукла: - Да, он резиновый.
Воспитатель: - А вы, ребята, знаете, какие игрушки не тонут? Тонут?
Воспитатель предлагает детям слепить мячики из пластилина и подарить их кукле.
Лепка шариков «Мячики для куклы».
Дети дарят «мячики» Тане и прощаются с ней.

Лиля Савчук

игра-эксперимент с водой

Форма организации : подгруппа 6 человек

Задачи :

- образовательные : расширять представления о свойствах воды : тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

- развивающие : развивать словарь и диалогическую речь : отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

- воспитательные : воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой , поддерживать позитивное настроение

Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу : тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Оборудование и материалы : Демонстрационный материал : большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал : одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.

1. Сюрпризный момент : бутылка с запиской внутри. Содержание записки :

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Воспитатель : Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой , а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло с шариком?

Дети : Он утонул.

Воспитатель : попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети : Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет .

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.

Воспитатель : Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет , а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод : какие предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог : Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Воспитатель : Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.

Воспитатель : Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости. А мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про смелого капитана.

Для этого нам необходимо; предметы, разложенные в коробочках на подгруппу детей :

На каждого ребенка формуляр для заполнения. Имя ребенок пишет сам печатными буквами :

Сначала воспитатель показывает что и как делать, дети наблюдают.





Потом подгруппа детей выполняет, другая наблюдает



дети меняются местами, кто наблюдал выполняет задание,и наоборот.



После опытов ребята записывают результаты



Вот такие мы опытные экспериментаторы!

Татьяна Борейко
Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Тонет-не тонет»

Экспериментирование с предметами из разных материалов.

Игра-эксперимент «Тонет, не тонет».

Деятельность: познавательно-исследовательская

Форма: эксперимент

Технология: игровая

Цель: Развивать познавательную деятельность детей в процессе экспериментирования.

1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из ваты, дерева.

2. Формировать умение делать элементарные выводы на основе полученных знаний.

3. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

4. Развивать поисковую деятельность у детей.

Материал:

Большая чаша с водой на столе, набор предметов: ватные шарики, небольшое деревянное полено. Деревянная кукла Шалун, ширма.

Ход эксперимента.

Воспитатель: ребята, сегодня я вам расскажу и покажу свойство различных предметов. Для этого я приготовила ватные шарики и небольшое деревянное полено. Но я забыла приготовить резиновые перчатки, сейчас я их поищу. (заглядывает за ширму и выходит оттуда с куклой Шалуном)

Кукла Шалун: привет, Ребята! Давно я не приходил к вам в гости. Вам было скучно без меня?

Кукла Шалун: и мне скучно, даже пошалить не с кем, а так хочется что-нибудь такое сделать! Ой, а зачем эта ёмкость с водой? И для чего приготовлены эти чудесные ватные шарики? Они такие мягкие. (Шалун берёт один шарик в руку и дует на него. Шарик летит.) Давайте все шарики раздуем, как будто снегопад. (Шалун раздаёт детям по несколько ватных шариков. Дети дуют.)

Кукла Шалун: ребята, посмотрите, как легко наши шарики летят по всей группе. Я тоже хочу так полетать. (обращается к ребёнку) Андрюша, подуй на меня, пожалуйста. (Андрей дует) Нет, у тебя силы мало, надо всем вместе дуть, тогда я полечу. (дети дуют все вместе) Почему же я не лечу?

Дети: ты тяжёлый, а шарики из ваты лёгкие.

Кукла Шалун: значит, лёгкие шарики могут летать. Вот интересно, а плавать они смогут или утонут?

Дети: смогут, они же лёгкие.

Кукла Шалун: давайте теперь их в воду бросим, пускай поплавают! (дети бросают ватные шарики в воду) Ой, что же это?

Дети: шарики утонули.

Кукла Шалун: а вы говорили, что шарики лёгкие и они смогут плавать. И что из этого значит?

Дети: значит ватные шарики не могут плавать.

Кукла Шалун: так не интересно, надо что-нибудь ещё запустить в плавание.

Посмотрим, что у вас ещё есть. О! Вот подходящее брёвнышко. Посмотрите, из чего оно сделано?

Дети: из дерева.

Кукла Шалун: подержите его в руках. (дети держат брёвнышко в руках по очереди). Как вы считаете оно лёгкое или тяжёлое?

Дети: тяжёлое.

Кукла Шалун: давайте его в плавание запустим!

Дети: нет, оно тяжёлое и сразу утонет.

(Кукла Шалун опускает брёвнышко в воду.)

Кукла Шалун: смотрите, ребята, оно плавает. Может я что-то не так сделал, попробуйте вы сами. (дети по очереди пробуют затопить брёвнышко) Нет, ничего у нас не получается.

Воспитатель: ребята, что вы тут с Шалуном делаете?

Дети: мы запускали в плавание брёвнышко и ватные шарики.

Воспитатель: и что у вас получилось?

Дети: ватные шарики утонули, а брёвнышко нет.

Воспитатель: действительно, дерево тяжёлое, но в воде не тонет.

Воспитатель: ребята, вам понравилось с Шалуном шалить? Тогда пригласим его к нам ещё раз.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!