Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История Новой Зеландии. Культура маори. Удивительные "бородатые" женщины маори из новой зеландии

27 августа 2017 г. 10:59 Роторуа — Новая Зеландия Январь 2009

Вчера, закончив путешествие по Южному острову, мы переправились на пароме через пролив Кука и в оставшиеся несколько вечерних часов бегло познакомились с новозеландской столицей , прогулявшись по ее старым улочкам в Даун Таун, набережной и по Ботаническому саду.

Рано утром садимся в автобус и покидаем Веллингтон, показавшийся нам патриархальным и спокойным. У нас новый водитель и гид по имени Colin. Следующая ночевка нам предстоит в городе Rotorua, считающемся негласной столицей коренного населения Новой Зеландии — маори и путь до него неблизок — почти 450 километров.

Дорога из Веллингтона идет на север по прекрасному шоссе. Проезжаем многочисленные поселки, виноградники и овечьи фермы. Моросит дождик. Через несколько часов подъзжаем к самому большому озеру Северного острова — Таупо. За дождевой завесой и туманом, позади — в национальном парке Тонгареро — остались неувиденными знаменитые вулканы Руапеху (2797 m) и Нгаурухоэ (2291 m).

Почти все наименования рек и гор здесь звучат на языке маори. Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна». А вулкан Нгаурухоэ примечателен тем, что был задействован в качестве горы Ородруин на съёмках фильма «Властелин Колец» по роману Р. Толкиена. Жаль. Может удастся увидеть как-нибудь в другой раз, да еще и покататься на горных лыжах с заснеженных склонов Руапеху зимой — с июня по сентябрь.

Это кажется удивительным — покататься на лыжах в тропической зоне, но это так. На Руапеху есть несколько первоклассных горнолыжных курортов. И самый крупный из них — Факапапа, расположеный на западном склоне вулкана. При перепаде высот в 675 м здесь работают более 20 подъемников, обслуживающих около 40 трасс разной степени сложности. И есть еще курорты Туроа и Тукино, которые находятся соответственно с южной и восточной сторон этого вулкана.

Озеро Таупо и первое знакомство с Маори

И вот, наконец, показалась водная гладь озера Та́упо (англ. Taupo). Это самое крупное озеро не только в Новой Зеландии, но и во всем регионе южной части Тихого океана, включая Австралию. Его наибольшая глубина около 200 метров.

Дождик прекратился и Colin заезжает на прекрасно оборудованную стоянку на берегу озера c туалетом, душем и кухней с приборами для барбекю. Все в идеальном состоянии.

Здесь же, на стоянке, мы встретились лицом к лицу и с первым представителем маори — отцом большого семейства, приехавшего сюда с семьей по хозяйским надобностям. Наши женщины были слегка ошеломлены, увидев в женском туалете и душе большую стирку, которую организовала там его жена.

Сам глава семьи возился с детьми на песчаном берегу озера. Дети постарше, похожие на наших цыганят, бегали в сторонке. А он помогал меньшему сыну лепить какие-то фигуры из мокрого серого вулканического песка.

Подойдя поближе, спросили разрешения cфотографировать его — разрешил. Познакомились. Его имя было Moana — что в переводе с маори означало «широкий водный простор, море». Незаметно завязалась беседа. Все его руки были в татуировках. И часть из них были не из простых — некоторым из них фоном служила сплошь зататуированная поверхность, а незатронутые места образовывали орнамент!

1


Еще один вид приветствия у маори - похлопывание друг друга по плечу. Это есть и у нас...

Считается, что Новая Зеландия была заселена выходцами из восточной Полинезии около 1000 лет тому назад и они сохраняли свой древний уклад жизни вплоть до 20 века. Маори были прекрасными воинами, долго боролись за свою независимость и, в конце концов, отстояли ее.

Татуировка у маори является древней традицией — ведь она показывает общественный статус человека. В то же время она является и инициацией (посвящением) — проверкой на выносливость, так как эта процедура довольно болезненная. Татуировка для маори — не только украшение. Спирали и линии тату рассказывают еще и историю жизни их обладателя, его генеалогию и свойства характера.

Маори могли сохранять эти рисунки, бальзамируя татуированные головы и срезы кожи умерших или вырезая их на дереве. Так что во многих домах на стенах можно обнаружить и даже головы умерших предков, по которым отслеживается все генеалогическое древо семьи. Таким образом, они сохраняли свою историю. Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело — от талии до колен. Мы видели тату на руках и ногах и у многих маорийских женщин. Впрочем, уже и наши дамы не отстают от них сейчас в этом отношении…

При расставании Moana познакомил нас со своей женой, закончившей к этому времени стирку. Ее звали Ataahua — «красивая». И в самом деле — она была, как у нас говорят c одобрением — «ничего себе»! И чем-то похожа на цыганку.

А затем он показал нам маорийский ритуал приветствия и прощания — нос к носу. И чем дольше держатся вместе носы, тем больше уважения ты оказываешь своему визави. Все попрощались с нашим новым другом по-маорийски и мы двинули дальше на север.

1


Так приветствуют и прощаются друг с другом коренные жители Новой Зеландии - маори

Едем вдоль озера Таупо. Оно вулканического происхождения и образовалось в результате сильнейшего извержения вулкана Таупо около 27 000 лет тому назад. Весь остров тогда был засыпан многометровым слоем пепла и вокруг тогда погибло почти все живое. Здесь — в центре острова — есть и сейчас несколько действующих вулканов.

Река Вайкато и водопад Хука

Из озера Таупо вытекает единственная река — Waikato и мы сворачиваем, чтобы посмотреть на ее бурное течение и пронзительно голубую воду. Через несколько километров она входит в узкую скальную горловину и с ревом несется по нему, обрываясь кристалльно чистым водопадом Huka (38°38′55″ S, 176°05′25″ E). Посмотреть на этот бурный поток заезжают все туристы.

Они подолгу стоят и завороженно смотрят, как нежно-голубая вода с бешеным напором срывается со скалы вниз. Для тех, кто никогда не видел никаких водопадов и горных рек, водопад Хука кажется грандиозным.

2


Водопад Хука


Температура воды в реке в зависимости от летне-зимнего сезона колеблется от 22 до 10 градусов, объем воды — от 32 до 270 кубометров в секунду. В зависимости от объема воды колеблется и высота водопада от 7 до 9,5 метров. На этом водопаде была даже в течении 20 лет небольшая гидроэлектростанция, но в 1950 году, в связи с освоением геотермальной энергии, ее демонтировали.

3


В зависимости от освещенности солнцем, цвет воды меняется от белого до глубоко бирюзового. Живописности этому месту добавляет и хвойный лес, густо растущий по берегам реки.

Из-за продолжающейся эрозии, водопад медленно, но уверенно смещается вверх по течению и может наступить время, когда он будет выливаться прямо из озера …

1


Река Вайкато


Геотермальные электростанции

Едем дальше — в сторону города Роторуа. В воздухе появился запах сероводорода — началась зона геотермальной активности острова. Вокруг много гейзеров и кипящих водоемов. Во многих местах из трещин на земле идет дымок, так что по незнакомым местам лучше не ходить.

Примерно за 20 километров до Роторуа Сolin сворачивает в сторону от дороги и мы попадаем в геотермальную промышленную зону Wairakei Geothermal Power. Первые эксперименты по использованию дармовой энергии были начаты в 1950 году и сейчас здесь налажена хорошо действующая промышленная установка.

1


Геотермальная станция Вайракеи

Было пробурено около 200 скважин на глубину 2 км, из которых сейчас работают только 60. Горячий пар температурой 230-260 градусов поднимается на поверхность и сепарируется. Сухой воздух отделяют в одну сторону, а горячую воду в другую. Производительность установки 1400 тонн пара в час. Далее этот исходный материал передается по трубам диаметром от 300 до 1200 мм до тепловых электростанций.

Все очень просто, а главное — тепло получается «на шару»! Везет же некоторым!

1


В Роторуа — гласную и негласную столицу коренного народа Новой Зеландии — Маори, мы приехали еще засветло, поэтому успели до ужина, на котором наш гид и водитель Colin обещал и фольклорный концерт, и национальные блюда, слегка обойти окрестности нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua.

Культура, искусство и обычаи Маори

Везде стоял стойкий запах сероводорода, исходивший из многочисленных горячих источников, булькавших повсюду. Один такой небольшой фонтанчик был даже у дверей бассейна нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua. Избавиться от сероводорода не было никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывался наружу из-под земли во многих местах города.

Прогулявшись немного до ужина по городу, практически не видели коренных маори. Народу было мало и, в основном, это были туристы. Украшением города служит здание водолечебницы, построенное в конце 19 века. Его окружает большой парк, в котором среди цветов свободно расхаживают диковинные птицы. Во многих местах парка участки земли огорожены и оттуда вьются струйки дыма и в глубине что-то «шкварчит».

2


3


Вечером прямо в нашем отеле состоялся традиционный ужин с национальным блюдом Ханга — запеченными в земляной печи кусками мяса и концертом самодеятельности маори. Ужин был нормальным, но, ни процесса приготовления, ни саму земляную печь мы не увидели. Забегая вперед, скажу, что этот процесс в полной мере нам показали островитяне на Фиджи.

Концерту предшествовало знакомство с некоторыми основными обычаями маори, которые показали нам перед ужином два колоритных представителя этого племени. Ну, с этими обычаями — как здороваться и прощаться, мы познакомились еще днем при встрече на озере Таупо с нашим маори Moana.

1


Потом всех вновь прибывших туристов пригласили в ресторан и на сцене развернулись действия местной самодеятельности — песни и танцы. Песни маори были очень мелодичными и задорными. И они действительно свидетельствовали об их полинезийских корнях.

2


Маори были воинственными и независимыми и долго воевали с англичанами. Их танцы, и особенно боевой танец «хака», выражают стремление к победе над врагом. Наши танцоры старательно вращали белками глаз и высовывали языки, пытаясь, видимо, такими жестами до смерти запугать «врага». Что интересно, сейчас и некоторые современные спортивные команды Новой Зеландии перед встречей с противником, исполняют этот танец на поле для футбола или регби!

2


Покопавшись в истории маори, я с ужасом обнаружил у них ярко выраженные каннибальские пристрастия, впрочем, как и у большинства других островитян тихоокеанского региона. Да ведь еще и Жюль Верн писал об этом более ста лет тому назад.

Считается, что Новая Зеландия около 1000 лет тому назад была заселена выходцами из восточной Полинезии, имевших слабость к человеческой плоти, и маори сохраняли этот древний уклад жизни вплоть до 20 века. На Южном острове НЗ есть даже залив Каннибалов. Здесь найдены тысячи человеческих останков, оставшихся после кровавых пиршеств. Съедали обычно пленных…

Многие традиции, связанные с каннибализмом, имели глубокие корни и основывались на бытовавшей вере в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг — мудрость, сердце — отвагу и т. д. Поэтому белый человек в этом отношении имел явное предпочтение перед аборигенами — в большинстве своем они были мудрыми и отважными. Правда, некоторые дикари считали, что употребление белыми людьми соли, портит вкус их мяса…


Каннибализм был распространен и в близких к Меланезии западной Полинезии, на Фиджи, островах Тонга. Он был обычным явлением далеко к востоку вплоть до Маркизских островов, острова Пасхи и группы островов Кука. Маори Новой Зеландии считали мясо врагов самой желанной целью военных действий. По всей Полинезии практика каннибализма мотивировалась местью, поскольку поедание тела врага было выражением высшей степени презрения к поверженному.


Зная все это, уже по-другому виделись эти молодые мужчины, исполнявшие воинственные танцы. В конце выступления они пригласили и нас на сцену, чтобы вместе завершить этот праздник.


При этом нам нужно было как можно сильнее вращать в разные стороны глазами, закатывать «до неба» белки глаз и как можно больше высовывать язык со рта, да еще и издавать при этом пронзительные победные крики! Такими жестами мы должны были до крайности запугать «врага».

Кстати, одного из этих воинов-танцоров мы встретили на следующий день в термальном заповеднике, где он работал резчиком по дереву. Не сговариваясь, поздоровались уже как старые знакомые — по-маорийски — носом к носу!


Какие же они — современные маори? В минувших двух столетиях они проявили себя как отважные воины, честные и трудолюбивые люди. И эти качества сейчас только приумножились. Маори принимают активное участие в современной жизни страны и вносят существенный вклад в культурное развитие Новой Зеландии. Современные маори полностью вписались в развитой мир Новой Зеландии. Среди них мы видим не только простых тружеников, но и талантливых инженеров, дизайнеров, изобретателей и спортсменов.

Назавтра у нас намечена большая программа по ознакомлению с основными достопримечательностями Роторуа — геотермальной зоной с ее гейзерами и грязевыми вулканами, шоу с баранами и овцами в «Агродоме» и знакомство с народным прикладным искусством маори.

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    Слово "маори" имеет 2 значения: первое - коренной народ Новой Зеландии, второе - названия языка этого народа.

    История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.

    Любой посетитель островов Новой Зеландии будет удивлен как много улиц и районов имеют названия, происходящие из языка маори. Например - Анехунга, Увангамомона, Нгуру? Сначала кажется, что произнести эти названия невозможно простому человеку, но на самом деле, язык маори имеет логическую структуру и, в отличие от английского, имеет очень последовательные правила произношения. Вот к слову как звучат основные фразы:

    Kia ora Здравствуйте
    Nau mai, haere mai Добро пожаловать
    Kei te pehea koe? Как дела?
    Kei te pai Хорошо
    Ka kite anō Увидимся

    Сегодня маори - это один из государственных языков Новой Зеландии, который считается национальным сокровищем страны. На маори говорит около 23 % жителей Новой Зеландии, при этом представителей народа маори сейчас проживает только 14% относительно общей численности населения страны. Существуют языковые школы маори и специальные каналы, транслирующие свои программы на этом языке.

    Маори - выходцы из Полинезии и благодаря этому имеют свою уникальную культуру.

    Например, приветствуют друг друга маори прикосновением носами!

    Очень большое впечатления в давние времена на врагов, а сегодня - на путешественников производит Хака (Haka) - один из видов древних танцев, исполняемых маорийскими воинами традиционно на поле боя. Ожесточенные с первого взгляда движения (тиснения ногами, выступы и ритмические пощечены) сопровождаемые громкими выкриками-песней призваны символизировать гордость племени, силу и его единство.

    Капа хака (Kapa Haka) - или традиционное представление - является важной культурной частью наследия маори. Буквально термин означает сформировать линейку (kapa) и танец (haka). Само представление включает в себя невероятно эмоциональное и мощное сочетание песни, танца и пения, исполняемое культурными группами на марае (специальных площадках для представлений), в школах, и во время специальных мероприятий и фестивалей.

    Однако самым неповторим и зрелищным атрибутом культуры является Ta Моко (Ta Moko) - искусство татуировки и уникальное выражение культурной идентичности маори. Каждая Та Моко отражает родословную человека и личную историю. В прежние времена это был признак социального ранга, знаний, навыков и права вступать в брак.

    Вырезаем тату. Если следовать традициям народа маори , узоры на теле нужно не набивать иглой, а вырезать с помощью стамески из кости. Именно так украшали свои тела индейцы прошлых веков.

    Сейчас народ живет на островах Новой Зеландии, но раньше заселял Восточную Полинезию. Океанские просторы преодолели в 13-ом веке. Плыли на каноэ.

    Одно это говорит о бесстрашии народа. Так что не удивительно, что полинезийские тату маори делали стамесками. Их вбивали в кожу молотками, отсекая куски тканей.

    Получалось то, что в современном мире именуют шрамированием . Исторические краски тоже отличаются от современных. Маори прошлого пигментировали раны золой, смешанной с жиром.

    В 21-ом веке состав не применяется, да и на шрамирование решаются единицы. Однако, живы эскизы тату маори . Они захватывают этническим стилем, абстрактностью, строгой геометрией.

    Завораживают и значения символов. Они воссоздают единение с природой, позволяют развить дух воина. Принято выбирать современный метод татуирования, но старинные сюжеты. Вникнем в их суть.

    Значение тату маори

    Тату маори делятся на 4 группы. В первую из них входят животные. Как правило, это обитатели моря, омывающего острова Малой Зеландии. Эти животные давали индейцам силы и саму жизнь, служа пищей. За сие люди чтили обитателей морей.

    Часть из них была неприкосновенна, считаясь тотемами племен. Тотем – прародитель. Иначе говоря, группы индейцев считали, что одни из них произошли от морской черепахи, другие – скатов, а третьи — дельфинов. Их изображения наносили на тела в качестве оберегов. Предки способны дать силы для свершений.

    Дельфины и киты стали для маори символами защиты. Оба вида животных отгоняли от каноэ индейцев акул, приходили на помощь, если кто-то из маори попадал за борт.

    Меж тем, на телах вырезали и акул. Это знак мощи, агрессии, власти и упорства.

    Символ типичен для воинов маори. Их нравы, кстати, были кровожадны. В былые времена маори высушивали головы сраженных врагов, складывали из них кучи. На их вершине ставили череп убитого вождя, пытаясь сбить его палками, словно кеглями.

    В татуировки маори с животными входит и скат. Его почитают как саму свободу. Изображение животного наносят на тела вольнолюбцев. Рисунки именуют «мокко».

    Именно так на индейском наречии называется татуировка. Она, к слову, несет сакральный смысл. Кроме сути, перенятой европейцами, наколки маори близки к китайским меридианам.

    Это энергетические каналы тела. В Поднебесной на них воздействуют иглоукалыванием и массажем. В Новой Зеландии энергетические центры отмечаются .

    Соответственно, можно активизировать нужные чакры, как сказали бы в Индии. На островах же ничего не говорят, храня секреты татуирования в тайне.

    Если национальные сюжеты заимствуют европейцы, их осуждают. Помните наколку Майкла Тайсона? Она на лице, а посему замечена многими. Рисунок взять из подборки фото тату маори .

    Глава одного из племен народа был настолько возмущен содеянным Тайсоном, что сказал: — «Никто не имеет права использовать священные орнаменты в декоративных целях».

    Не вникнув в суть начертанного на своем теле, Тайсон соблюл основную традицию маори. Тату на лице предпочтительна для индейцев. Прочие части тела украшали редко.

    Кроме прямого значения и работы с энергетическими центрами, орнаменты указывают на социальный статус человека, основные жизненные вехи.

    Это своеобразный паспорт, который под одеждой или волосами не рассмотрят ни свои, ни враги. Лицо всегда открыто, на нем можно читать, как автобиографию индейца.

    Маори условно делят лицо на 13 секторов. Они олицетворяют лунные месяца. Соответственно, татуированное лицо – некая модель Вселенной.

    Кроме того, орнаменты соотносятся с железами внутренней секреции. Это, по мнению индейцев, дает человеку истинное тело. Если на маори нет тату, о нем говорят «папа-теа», то есть краснокожий без тела.

    Теперь, вернемся к делению сюжетов маори. К морским любимчикам народа стоит добавить сухопутных ящериц и цапель. Изображение первых сопровождает интеллектуалов и колдунов.

    Ящерица считается символом интуиции. Цапля же – знак чистоты духа, борцов за справедливость и правду. Учтем, что значение тату маори соблюдается лишь при определенной технике нанесения рисунка.

    Он составляется из геометрических элементов, каждый из которых несет отдельный смысл. Его рассмотрим во второй категории наколок индейцев.

    Итак, о геометрии тату маори. Вид и значение орнаментов связаны. Если основной элемент спираль, значит, акцент сделан на новые начинания, цикличность развития, связь с космосом.

    Настроиться на последний для индейцев особенно важно, ведь они осознают свою обычность и тривиальность. Даже имя народа на его языке переводится как «нормальный», «естественный». То есть, краснокожие четко отделяют себя от Богов, космической энергии, обращаясь к ним за помощью, но не зазнаваясь.

    Спираль на языке маори зовется «кору». Узор может быть дважды и трижды перекрученным. Это своеобразный аналог знака бесконечности. В отличие от обычной спирали орнамент замкнут. В социальном плане сюжет указывает на взаимосвязь племен.

    В рисунках спираль может сочетаться с завитком в виде крюка для рыбы. Это символ мужества, достатка и крепкого здоровья. Выходить на охоту в море не могли немощные, трусливые. Улов давал хороший доход.

    Отображен в геометрии тату в стиле маори , так же, наконечник топора. У него трапециевидная форма. Топоры маори использовали для работы с деревом, поэтому узор оказывался на телах древних строителей, лесничих. В символическом плане наконечник ассоциируется с властью, решительностью и способностью концентрации внимания.

    Третьей категорией наколок индейцев Новой Зеландии являются символы природы, к примеру, солнце. Его центральная часть прорисовывается в виде открытой спирали. Символ указывает на взаимосвязь смерти и жизни. В плане оберега рисунок дарит внутреннюю гармонию.

    Народ маори рассматривает изделия как обереги. Первая маска, считают индейцы, явилась первым человеком, от которого пошел весь индейский род.

    Поэтому, символ рассматривают как эмбрион человека да и изображают подобно, в полускрюченном состоянии, с большой головой. Ажиотаж на подобные тату среди европейцев не совсем понятен, ведь маска – знак конкретного народа.

    Мужские тату маори

    У маори исторически присутствует равноправие полов. И мужчины и женщины могут быть воинами. И первые и вторые имеют право на тату. Однако, чаще и в большем количестве узоры наносятся на тела представителей сильного пола.

    Причина в философии народа. Индейцы уверенны, что тело мужчины внешнее, то есть связано с процессами макрокосмоса. Женская энергетика направлена внутрь, на микрокосмос, то есть продолжение рода.

    Так вот, значение эскизов тату маори для мужчин – укреплении связи со Вселенной. Поэтому, татуировка народа Новой Зеландии не терпит асимметрии.

    Все изображения делятся на равные, дублирующие друг друга части. Во всем должна быть вселенская гармония. Иначе, собьются настройки энергетического тела мужчины.

    Кроме лица, областями татуирования у мужчин маори являются плечи и ягодицы. Индейцы верят, что череда наколок создает особую энергетическую структуру.

    Она, в отличие от тела человека, бессмертна, сохраняется, когда маори уходит в иной мир. Получается, что наносить эскизы маори значит пытаться увековечить себя в виде энергетической сферы.

    В общем, во взглядах индейцев на мир много оккультизма, эзотерических мотивов. Для древнего народа пытающегося сохранить самобытность, это типично. Кстати, коренные индейцы составляют около 15% населения Новой Зеландии.

    Когда-то, маори были ее полноправными владельцами, пока на острова ни прибыл Джеймс Кук. Это произошло в 18-ом веке. С тех пор началось заселение Зеландии европейцами.

    Женские тату маори

    Женские тату маори, как и мужские, цикличны, симметричны, выполняются в черном цвете и строгой геометрии. Однако, отличаются места нанесения узоров.

    Совпадает лицо. Остальные зоны индивидуальны, связаны с сексуальным и детородным началами. Соответственно, женщинам маори украшают животы,

    Интересно, что из коренных народов Полинезии лишь маори наносят на тела женщин меньше татуировок, чем на тела мужчин. В прочих племенах ситуация обратная.

    Исследователи связывают это с обособленным путем развития маори. Не стоит забывать, что они покинули родные земли еще в 13-ом веке. Индейцы заселили остров, который по размерам в разы больше клочков земли, занятых родственными народами.

    В общем, маори выбрали свой путь развития. Однако, традиции тату, по видимости, прочно укоренились еще до 13-го столетия. Сюжеты и трактовки наколок народа мало чем отличаются от прочих полинезийских.

    Европейские тату в стиле маори для женщин подобны наколкам с использованием иероглифов. В чуждых и сложных языках часто делают ошибки. В итоге, знающие люди читают татуировки так, что те не украшают, а высмеивают, или оскорбляют их носителя.

    Поэтому, лучшим выходом при решении сделать наколку маори считается посещение островов и уговоры нанести рисунок их коренного жителя. Последнее время, правда, за большие деньги, индейцы соглашаются нанести часть своей культуры на тела чужаков.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!