Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методы тренировок физкультура. Краткая характеристика методов спортивной тренировки. Усложнения и облегчения

Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для реше­ния конкретных задач (достижение поставленной цели).

В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и прак­тические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным за­дачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их ква­лификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами.

Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степе­ни обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие уст­ройства, и том числе с программным управлением и обратной связью).

Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы:

Методы, преимущественно направленные на ос­воение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирова­ние двигательных умений и навыков, характерных для избранного ви­да спорта;

Методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве.

Остановимся на этих методах более подробно.

Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям.

Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно.

Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упраж­нения.

Большое значение при разучивании движений отводится подводя­щим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, "семенящий" бег, бег прыжками и др.

В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются усло­вия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для ос­воения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастичес­кую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атле­тов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку ко­ординационных возможностей двигательного аппарата.

Методы, направленные на совершенствование двигательных ка­честв Развитие двигательных качеств в процессе спортивной трени­ровки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равно­мерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но за­то в течение продолжительного времени. Например, такая трениро­вочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции.

Непрерывный метод широко используется в основном в цикличес­ких видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ацикли­ческих упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный ме­тод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у бас­кетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы.

Интервальный метод характеризуется тем, что движение выпол­няется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном вы­полнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и "рас­четное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодо­ления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах до­биться возможности пробежать в запланированное время большие от­резки и, наконец, всю дистанцию

В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств ин­тервальный метод делится на переменное и повторное упражнение.

Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (напри­мер, в беге на средние и длинные дистанции):

Большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро;

Быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается рав­номерными частями;

Большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно;

Быстрое начало завершается замедлением движения, затем де­лается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции;

Многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно;

Быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание ос­тавшейся части дистанции.

Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного дви­жения с различной интенсивностью.

Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта.

Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе).

В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дейс­твий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реаль­ным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае расс­матриваемся как один из способов повышения эффективности трениро­вочного пронесся.

В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использова­ния спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психи­ческого и общего состояния. К ним можно отнести:

Идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением);

Эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога;

Самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации.

В спортивной тренировке также используется ряд других факто­ров, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей приро­де, поэтому их трудно представить в логически строгой классифика­ции. Как правило, их выделяют в следующие три группы:

Естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержа­ние кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.);

Гигиенические средства оперативного воздействия на динами­ку работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиля­ция, искусственная аэронизация и другие восстановительные проце­дуры);

Материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информаци­онная литература и др.).

Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.

Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.

Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.

Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.

Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.

Общепедагогические методы

Словесные методы

Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.

Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.

Наглядные методы

Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.

И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.

Практические методы

Метод строго регламентированного упражнения

Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.

Освоение техники упражнения

Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.

Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.

Методы развития физических качеств

Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.

Непрерывный равномерный метод

В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.

Непрерывный переменный метод

Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.

Интервальный метод

Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.

Повторный метод

Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.

Метод круговой тренировки

Введение такого метода в свой тренировочный график позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.

Игровой метод

Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.

Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.

Соревновательный метод

При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.

Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен , но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.

А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!

Вконтакте

Методы физической культуры - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого, пути воздействия учителя на учеников, а также способы работы самих обучаемых.

Методы физической культуры классифицируются в соответствии с основными источниками, из которых занимающиеся получают знания, овладевают техникой упражнения, совершенствуют физические способности. В соответствии с особенностями содержания учебного материала, возрастными и индивидуальными особенностями, задачами обучения и условиями проведения занятий применяются различные методические приемы. Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Причем чем разнообразнее объем методических приемов, тем шире «формат» применения метода.

По форме управления учебно-тренировочным процессом выделяют словесные методы, наглядные методы и методы практических упражнений.

В качестве основных словесных методов выделяют следующие: рассказ, объяснение и беседа.

Рассказ характеризуется последовательным изложением фактов и явлений в процессе организации игровой деятельности детей, при ознакомлении с эпизодами спортивных соревнований и т.п. Рассказ, объединенный каким-либо обшим сюжетом, создает развернутое представление о физкультурно-спортивной деятельности.

Объяснение представляет собой последовательное изложение техники выполнения упражнения, закономерностей и правил, которые необходимо соблюдать при исполнении двигательных действий. Разновидностью беседы является разбор, заключающийся в анализе выполненного двигательного действия, итогов участия в спортивных мероприятиях и т.п.

К специфической группе словесных методов относятся методы и методические приемы руководства действиями занимающихся: команда, указания, подсчет.

Команда - способ словесного воздействия на занимающихся для немедленного выполнения или прекращения действий. Команда является специфическим и наиболее часто используемым методом управления деятельностью занимающихся. Специфичность характеризуется тем, что обучаемые должны ясно представлять, какие действия они должны совершать при той или иной команде. Частота применения команды обусловлена широким использованием на занятиях строевых и общеразвивающих упражнений.

Указание позволяет ограничиваться поправками при возникновении незначительных ошибок в процессе выполнения действий. Для регулирования интенсивности нагрузки применяется подсчет.

Среди наглядных методов в качестве основных выделяют показ двигательного действия и демонстрацию наглядных пособий.

Показ двигательного действия подразделяется:

  • на идеальный;
  • адаптированный;
  • имитационный;
  • лидирующий.

Применяя метод показа, необходимо исходить из конкретных задач и исходного уровня подготовленности занимающихся. Для создания целостного представления о двигательном действии необходим идеальный показ, выполняемый с подчеркнутой легкостью движений и в совершенном исполнении. Адаптированный показ направлен на демонстрацию особенностей физических упражнений с учетом типичных параметров пространственных, временных и динамических характеристик, например вариантов начальной, промежуточной и мастерской спортивной техники. Имитационный показ предусматривает демонстрацию технических элементов с использованием подводящих упражнений. Лидирующий показ применяется в тех случаях, когда обучающиеся выполняют действия совместно с демонстрирующим .

При показе упражнения педагог занимает такое положение или так располагает обучаемых, чтобы они наблюдали за двигательным действием в плоскости, обеспечивающей наибольшую наглядность показа. Для лучшего восприятия техники упражнения расстояние до занимающихся должно быть оптимальным. Считается, что амплитуда движений обучающего и расстояние до обучаемых должно соотноситься как 1:3, т.е. если амплитуда движений при показе равна 1 м, то обучаемым необходимо находиться на расстоянии не менее 3 м от педагога.

Демонстрация наглядных пособий. К наглядным пособиям относятся: видеозаписи, рисунки, чертежи, графики, предметные ориентиры, технические средства.

Видеозаписи дают возможность использовать стоп-кадры, многократные их повторения и план. Демонстрация видеозаписей позволяет видеть как отдельные детали, так и динамику целостного упражнения. Видеофильм дает возможность показывать упражнения в разных плоскостях, демонстрировать движения с замедленной скоростью. Рисунки, чертежи и графики позволяют сосредоточить внимание на отдельных элементах движений и сделать их более запоминающимися.

Предметными ориентирами могут быть предметы, расположенные в определенном месте, или разметка, на которые обучаемые должны ориентировать свои движения. Технические средства могут быть световыми, звуковыми и тактильными. Для зрительного ориентирования используются устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении движения.

Звуковые сигналы применяются для усвоения ритма двигательных действий, выбора момента начала движения или проявления главного усилия. К тактильным средствам информации относятся устройства, прикосновение к которым свидетельствует об ошибках в действиях.

Наглядные пособия мобилизуют внимание занимающихся, облегчают процесс обучения и эффективны только в том случае, если тесным образом связаны с содержанием занятия.

Практические методы включают: методы обучения двигательным действиям, методы развития физических способностей и методы организации занятий.

Методы обучения двигательным действиям. В зависимости от сложности физического упражнения в обучении используют методы целостного разучивания, по частям и с помощью подводящих упражнений. Метод целостного разучивания характеризуется изучением двигательного действия в том виде, который представлен в содержании обучения. Целостный метод удобен тем, что при простых по структуре упражнениях задача обучения решается сразу. При координационно сложных действиях применение целостного разучивания существенно затрудняется в связи с уровнем подготовленности занимающихся или их недостаточным двигательным опытом. Вместе с тем целостный метод позволяет акцентированно осваивать отдельные детали техники упражнения в единой структуре двигательного действия.

Методическими приемами расширения возможностей метода целостного разучивания могут быть:

  • упрощение техники физического упражнения;
  • освоение отдельных фаз техники на фоне выполнения упражнения в целом;
  • изучение двигательного действия в целом в условиях снижения требований к проявлению мышечных усилий и психических напряжений.

Метод разучивания двигательного действия по частям предполагает в начале освоение отдельных элементов целостного действия с дальнейшим их объединением в единое целое. Критерием для применения данного метода является сложность или невозможность на первых этапах обучения выполнить упражнение в целом. Данный метод позволяет полнее сосредоточить внимание занимающихся на выделенной части для более тщательного ее изучения. Этим самым исключается повторное выполнение неотработанных частей и предупреждение грубых ошибок.

Вместе с тем этот метод характеризуется и определенными недостатками. Он не подходит для случаев, когда двигательное действие разделить нельзя. Каждая часть расчлененного упражнения теряет интегральные характеристики двигательного действия в показателях силового, временного и ритмического рисунка техники действия в целом. Поэтому в тех случаях, когда упражнение не делится на части, но оно сложно для усвоения, наиболее целесообразным является метод его разучивания с помошыо подводящих (подготовительных) упражнений. Каждое подводящее упражнение имитирует одну из фаз целостного двигательного действия, представляя его упрощенный вариант.

Методы регламентированного упражнения, которые направлены на развитие двигательных способностей, улучшение телосложения и укрепление здоровья, представляют собой варианты сочетания различных форм нагрузки и отдыха.

По характеру мышечной работы выделяют стандартные и переменные нагрузки. Стандартные нагрузки характеризуются тем, что в процессе упражнения интенсивность мышечной работы сохраняется постоянной, т.е. внешняя сторона нагрузки так же не меняется. Величина внутренней стороны нагрузки (физиологической, психологической) при этом остается постоянной и повышается пропорционально продолжительности работы.

При переменных нагрузках интенсивность мышечной работы меняется: либо в сторону повышения (прогрессирующая нагрузка), либо в сторону уменьшения (убывающая нагрузка), либо поочередно то в одну, то в другую сторону (варьирующая нагрузка). И стандартные, и переменные нагрузки могут быть непрерывными и интервальными.

В перерывах между нагрузками во время отдыха происходит восстановление и сверхвосстановление работоспособности организма. Поэтому отдых также является фактором управления нагрузками.

К методам развития физических способностей относятся:

  • методы стандартного непрерывного упражнения;
  • методы стандартного интервального упражнения;
  • методы переменного упражнения.

Для развития обшей выносливости используется метод равномерной тренировки или длительного равномерного упражнения. Сущность его заключается в длительном выполнении циклических упражнений. Сила воздействия упражнений прогрессивно повышается от 25 до 75% максимальных возможностей занимающихся.

Среди методов стандартного интервального упражнения выделяют три вида. Применение этих методов должно вызывать повышение частоты пульса до 180 уд/мин, а после паузы в 45-90 с при снижении пульса до 120 уд/мин выполняется следующее упражнение или серия движений.

Метод экстенсивной интервальной работы характеризуется силой воздействия в беге в пределах 60-80%, а в силовых упражнениях - 50-60% максимальной мощности. Каждое упражнение повторяется от 20 до 30 раз. Направленность воздействия - развитие общей, специальной и силовой выносливости.

Метод интенсивной интервальной работы характеризуется силой воздействия в беге от 80 до 90%, а в силовых упражнениях - около 75% максимальных возможностей занимающихся. Количество повторений вбеге- 10-12. В силовых упражнениях - 8-12 в каждой серии.Длительность пауз - 2-3 мин. Направленность воздействия - развитие специальной скоростной и силовой выносливости, скоростной силы, быстроты, частично максимальной силы.

Метод максимальной интервальной работы характеризуется силой воздействия от 90 до 100% возможностей. Количество повторений в беге - от 1 до 3 пробежек, от 1 до 4 повторений в серии или 20- 30 отдельных подходов в силовых упражнениях. Длительность отдыха в беге - от 8 до 45 мин, при выполнении силовых упражнений - 3-5 мин. Направленность воздействия - развитие максимальной силы, быстроты, скоростной силы, выносливости.

Среди методов переменного упражнения выделяют методы переменного непрерывного упражнения и методы переменного интервального упражнения. Типичным примером переменного непрерывного упражнения является непрерывный бег с переменной скоростью (фартлек). Методы переменного интервального упражнения характеризуются определенным порядком чередования нагрузки и отдыха.

Так, метод интервального упражнения с прогрессирующей нагрузкой характеризуется однонаправленным ее увеличением: при поднимании тяжестей вес возрастает с каждым подходом, при беге на каждом очередном отрезке дистанции скорость повышается. Интервалы отдыха при данном методе увеличиваются, а само применение метода возможно лишь на завершающей стадии подготовки.

Метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой можно представить на примере последовательного пробегания отрезков 800, 400, 200, 100 м с сокращенными интервалами отдыха.

Интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью характеризуется колебаниями нагрузки то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения с адекватно меняющимися интервалами отдыха.

Игровой и соревновательный методы. Их применение в процессе физического воспитания позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи. Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых.

Характерными чертами игрового метода являются:

  • ярко выраженная эмоциональная направленность, на фоне которой протекает двигательная деятельность занимающихся;
  • относительно самостоятельный выбор решения двигательных задач;
  • многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно меняющейся обстановки;
  • сложные и противоречивые взаимоотношения занимающихся в процессе игры.

Указанные черты игрового метода определяют некоторые методические особенности его применения, важные для педагогов и тренеров:

  • повышенная заинтересованность занимающихся и меньшая их утомляемость в процессе двигательной деятельности по сравнению с выполнением упражнений монотонного характера;
  • преимущественно тренировочная направленность двигательной активности;
  • возможность комплексного развития двигательных способностей;
  • затрудненные условия для дозирования нагрузок;
  • благоприятные возможности для развития координационных способностей и формирования личностных морально-волевых качеств.

Соревновательный метод является ценным, а в отдельных случаях незаменимым для решения специфических задач физического воспитания. Его применение стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека.

Наиболее характерными особенностями его применения являются:

  • стимулирование максимального проявления двигательных способностей и выявление уровня их развития;
  • ограниченные возможности в регулировании нагрузки;
  • возможность содействовать воспитанию волевых качеств.

Обязательным условием применения соревновательного метода

служит подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, которые будут предметом соревновательной борьбы.

Организационные методы

Для повышения эффективности управления занимающимися на занятиях физическими упражнениями используются различные способы выполнения упражнений и методы организации деятельности обучающихся (рис. 5.2).

Рис. 5.2.

В процессе проведения учебно-тренировочного занятия применяются фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. Для организации двигательной деятельности занимающихся используются следующие способы выполнения упражнений:

  • поточный;
  • поочередный;
  • попеременный;
  • одновременный;
  • посменный.

Фронтальный метод состоит в том, что все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одно упражнение. В частности, он применяется при разучивании простых упражнений, развитии физических способностей и совершенствовании в выполнении уже достаточно освоенных двигательных действий.

Групповой метод организации занятия обеспечивает более точное регулирование нагрузки, своевременный контроль за действиями обучающихся и направлен на углубленное разучивание упражнений и избирательное развитие физических способностей. Этот метод предполагает разделение занимающихся на группы по уровням подготовленности.

Индивидуальный метод заключается в самостоятельном выполнении обучающимися упражнений по заданию педагога. Данный метод обеспечивает использование занимающимся индивидуального темпа выполнения упражнений, применение целесообразных подготовительных упражнений, выбор рациональной последовательности обучения.

Одновременный способ выполнения упражнений предполагает одно или разные задания. Кроме того, одновременное выполнение упражнений возможно, когда задания необходимо осваивать в парах, в тройках.

Поочередный способ состоит в том, что очередной обучающийся начинает выполнять упражнение после завершения работы предыдущего занимающегося.

Поточный способ предполагает выполнение упражнений, когда последующий занимающийся начинает работу до окончания его предыдущим.

Попеременный способ заключается в выполнении упражнения то одной, то другой шеренгой.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое физическое упражнение и какова его специфика?
  • 2. Каковы характеристики техники физических упражнений?
  • 3. Как классифицируются физические упражнения?
  • 4. Каково соотношение нагрузки и отдыха в процессе упражнения?
  • 5. Каковы основные методы физической культуры?
  • 6. Каковы методы организации занятий?

Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия.

Выделяют три группы методов:

методы обучения технике;

методы обучения тактике;

методы выполнения упражнений для развития физических качеств.

Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами. В спортивной тренировке также применяются методы контроля различных сторон подготовленности спортсмена, методы прогнозирования спортивных результатов, методы отбора и др.

Отдельный метод раскрывается многими разными по характеру методическими приемами, которые объединяются общностью цели и единым подходом к ее решению. Методические приемы - часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и учащихся в процессе их взаимной деятельности, дополняющие и конкретизирующие метод.

Рассмотрим суть и особенности основных специфических методов спортивной тренировки.

Методы использования слова и обеспечения наглядности. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение спортсменов к выполнению тренировочных заданий. Эти методы используют при руководстве деятельностью, анализе и оценке достигнутых результатов, допущенных ошибок, воспитании нравственных, волевых и других личностных качеств спортсменов.

Основными методами слова, которые применяют для передачи теоретических сведений по технике, тактике, правилам соревнований и другим вопросам, являются: лекция, рассказ, описание, указания, объяснения, беседа, задания, разбор и др. Для руководства занимающимися в процессе занятия применяются: распоряжения, приказания, команды, подсчет, словесная сигнализация. Для оценки и стимулирования деятельности используют оценочное суждение, оценку, одобрение, самоуправление, самопроговаривание, самоприказы.

Многие из методов слова (лекция, самоприказы и др.) при работе с занимающимися младшего школьного возраста применяются меньше, чем в работе с подростками старшего возраста, так как способность к аналитическому отвлеченному мышлению у детей младшего возраста мало развита. Поэтому объяснять им технику физических упражнений надо предельно конкретно и выразительно.

В работе со старшим школьным возрастом методы слова используются больше. Этому благоприятствует возрастающая роль второй сигнальной системы у подростков. Подростки все больше проявляют способность оперировать отвлеченными понятиями, отличать существенное от несущественного, глубоко и полно и анализировать технику изучаемого упражнения и т.д. В занятиях с ними можно с успехом использовать лекции, приказания, самоприказы и др.

Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки. К ним относятся различные формы натуральной демонстрации: показ техники физических упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе); «прочувствование» движений с помощью специально сконструированных для этого тренажеров и т.п. К методам наглядности также относятся: демонстрация плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий; фото-, кино-, видео-демонстрация воссоздающих технико-тактические действия отдельных спортсменов или команды в целом; звуковая демонстрация - воссоздание звуковой картины какого-либо движения с помощью голоса, хлопков, специальных технических устройств (метронома, магнитофона), а также звуколидеров и приборов срочной звуковой информации о ходе движений при их совершенствовании; светосигнальная демонстрация - светолидеры и приборы срочной световой информации при изучении, совершенствовании движений и управлении скоростью бега, плавания и т.д.; предметные ориентиры, указывающие направление, амплитуду движений, динамику прилагаемых усилий.

Методы обеспечения наглядности приобретают особое значение при обучении технике движений юных спортсменов младшего возраста. У них внимание недостаточно устойчиво, нередко имеет непроизвольный характер. Они склонны к подражанию. Поэтому в занятиях с ними существенна роль показа. Для создания полных и точных двигательных, зрительных и слуховых ощущений необходимо также шире использовать предметные ориентиры и ограничители, звуковую и световую сигнализацию. Эти приемы позволяют детям почувствовать, правильно ли они выполняют движения.

В занятиях с юными спортсменами среднего возраста наряду с предметными ориентирами, звуковой и световой демонстрацией, используют рисунки, плакаты, фото-, кино-, видео-демонстрации, т.к. подростки уже обладают определенным запасом знаний, технических и тактических умений и навыков.

В занятиях с юношами старшего возраста при изучении и совершенствовании техники упражнений показ отличается большей детализацией, более быстрым темпом выполнения упражнений и меньшим числом повторений. Для прочувствования движений применяются тренажеры.

Большинство методов наглядности применяются в сочетании с методами слова.

Методы упражнений.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются условно на две группы:

методы строго регламентированного упражнения;

методы относительно регламентированного упражнения.

К первой группе относятся: методы целостного и расчлененного упражнения, применяемые в основном при разучивании техники движений; равномерный, переменный, интервальный, повторный, комплексный (повторно-прогрессирующий, стандартно-вариативный, круговой и др.), которые применяются с целью совершенствования двигательных навыков, воспитания волевых и нравственных качеств.

Ко второй группе относятся игровой, соревновательный методы.

Практическое использование методов во многом зависит от закономерностей естественного развития организма, специализации и подготовленности спортсмена.

Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. спортсмены осваивают технику упражнений сразу после показа и объяснения. Этот метод применяется при разучивании простейших упражнений или при изучении сложных двигательных действий, которые нельзя расчленять.

Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия на относительно самостоятельные элементы, которые разучиваются изолированно, а лишь после определенной отработки соединяются в целостное действие. Этот метод применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных частей целого упражнения.

Равномерный метод характеризуется тем, что юные спортсмены выполняют физическое упражнение непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость. Постоянный темп, ритм, величину усилия, амплитуду движений. В зависимости от решаемых задач, упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения либо длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. С увеличением интенсивности выполнения работы длительность ее, разумеется, уменьшается, и наоборот. Равномерный метод применяется на всех этапах многолетних занятий юных спортсменов. Однако большие объемы равномерной работы неприемлемы для спортсменов младшего возраста. При выполнении упражнений малой и средней интенсивности развиваются аэробные возможности, при высокой интенсивности происходит развитие специальной выносливости (анаэробные возможности). Выполнение упражнений с большой интенсивностью предъявляет высокие требования к сердечно - сосудистой системе, а также дыхательной системе юного спортсмена. Поэтому нет смысла применять упражнения с высокой интенсивностью у детей и подростков.

Недостатки метода - быстрая адаптация к нему организма спортсмена, в связи с чем снижается тренирующий эффект.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п. Примером его может служить изменение скорости бега на дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода. Тренирующее воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма реализуется за счет изменения режима работы и формы движений.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах спорта. В циклических видах спорта нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. В ациклических видах спорта (футбол, борьба, бокс и др.) переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.

Скорость передвижения при переменном методе может изменяться от умеренной до соревновательной от варьирования скорости к продолжительности выполнения упражнения, длины преодолеваемых отрезков зависит характер физиологических сдвигов в организме, ведущих к развитию либо аэробных, либо аэробно-анаэробных возможностей. Этот метод предъявляет повышенные требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Поэтому он применяется в основном в тренировке достаточно подготовленных юных спортсменов, главным образом в конце подготовительного и соревновательного периодов.

Разновидностью переменного метода является «фартлек» (игра скорости, беговая игра). Это бег в течение определенного времени с разной скоростью. Длина дистанции зависит от возраста и квалификации юных спортсменов. Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируются. Желательно проводить фартлек в лесу, парке, поле. Участники бега, в зависимости от самочувствия, поочередно могут лидировать в группе. Часть ускорений можно заменить беговыми или прыжковыми упражнениями. Одним из преимуществ переменного метода является то, что он устраняет монотонность в работе. Недостаток метода - все компоненты нагрузки (скорость, длина ускорения) в переменном методе планируются приблизительно (по самочувствию).

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения, а также в результате суммирования утомления от каждого повторения. Повторный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. Интенсивность нагрузки в циклических упражнениях равна 90 - 100%, а в ациклических - 90% (иногда 100%) от максимальных возможностей юных спортсменов. Длительность упражнений может быть самой различной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных дистанциях. Скорость передвижения планируется, исходя из личного рекорда спортсмена на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Как правило, в одном занятии проводится не более 2 - 6 серий. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью спортсменов поддерживать заданную интенсивность. Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки, но устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить достаточно полное восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. Пример повторного выполнения: 5? 100 м через 5 минут отдыха.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств, на средних и длинных - специальной (скоростной) выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и других упражнениях на относительно длинных отрезках развивает чувство соревновательного темпа, совершенствует технику движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом «повторно-темповой» тренировки.

В ациклических видах спорта (тяжелая атлетика, прыжки, метания) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений повторный метод используется для развития силы и скоростно-силовых качеств.

При применении повторного метода у юных спортсменов возникают значительные, а иногда максимальные напряжения в органах и системах организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной. Особенно большое напряжение испытывают надпочечники, выделяющие в кровь гормоны, обеспечивающие функции организма при скоростной работе в условиях скоростного долга. Данный метод применяется на всех этапах многолетней тренировки юных спортсменов среднего, старшего возраста (в обучении, воспитании физических качеств).

Недостаток метода: при продолжительном его применении исчерпываются энергетические ресурсы организма спортсмена и наступает перетренированность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Интервальный метод широко применяется в легкоатлетическом беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх и т.д.

Во время многократного выполнения упражнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС в конце работы была 160 - 180 уд/мин. Т.к. длительность нагрузки невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с. Увеличивается и достигает максимума. Одновременно создаются благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Т.о., тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения ЧСС была 120 - 140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка давалась в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не будет снижаться до 120 - 140 уд/мин. Число повторений упражнений при этом может быть от 10 - 20 до 20 - 30. интервальный метод содействует развитию сердечной мышцы, увеличивает объем сердца и в целом улучшает аэробные возможности организма. В основе вариантов интервального метода лежат различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительность, интенсивность, количество повторений и др.). такое многообразие связано с решением конкретных задач, возрастом, подготовленностью, состоянием здоровья юных спортсменов, видом и характером физических упражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех вариантах интервального метода остается примерно одинаковая.

Интервальный метод тренировки очень трудоемок и применять его нужно осторожно. Он используется обычно в тренировочном процессе с квалифицированными юными спортсменами в середине подготовительного периода тренировки.

Недостаток метода: монотонность в чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психике спортсмена. Он способствует быстрому вхождению в форму, но за короткий срок наступает адаптация к данному методу тренировки.

Игровой метод. Его основу составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккей, бадминтон, волейбол и т.д. Он может применяться на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки юных спортсменов. Он используется в тренировке спортсменов различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования физических качеств: развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, находчивости, решительности, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Для него характерна взаимная обусловленность поведения занимающихся, эмоциональность, что содействует воспитанию нравственных черт личности: чувства коллективизма, товарищества, дисциплины и т.д.

Недостаток метода: ограниченные возможности дозировки нагрузки, т.к. многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Круговой метод - один из комбинированных методов упражнения. Основу его составляет последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда методов. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Выполнив последнее упражнение в данной серии, они вновь возвращаются к первому, т.о. замыкая круг.

При использовании кругового метода возможны сочетания различных методов упражнения. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

по методу длительного непрерывного упражнения (занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух, трех прохождений круга; применяется в основном для развития общей и силовой выносливости);

по методу интервального упражнения (применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, максимальной силы, ловкости);

по методу повторного упражнения (используется для развития быстроты, максимальной силы, скоростной выносливости). Круговой метод позволяет дифференцированно развивать не только физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость и т.д.).

Для проведения тренировки с использованием кругового метода заранее составляется комплекс упражнений, определяются места выполнения упражнения («станция»); на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения, устанавливается система повышения нагрузки; на последнем занятии рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить результаты с исходными. Средствами круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения, обычно технически не сложные, циклические и ациклические. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей каждого юного спортсмена и с учетом переноса двигательных качеств и двигательных навыков.

В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, входит не более 10-12 упражнений, в комплекс со специализированной направленностью - не более 6-8. упражнения могут выполняться на спортивных снарядах или со спортивным инвентарем и приспособлениями.

Под максимальным тестом (МТ) подразумевают максимальные двигательные возможности юных спортсменов в каком-либо упражнении (задании). Для всех юных спортсменов МТ проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное число повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения и т.д.) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения в круговой тренировке. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ:2*1,2,3. это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют 50% нагрузки МТ, а круг проходят 1, 2 или 3 раза. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ:2 до (МТ+2):2, (МТ+3):2 и т.д., т.е., увеличения, к примеру, количества повторений упражнения на «станцию» на 1, 2, 3 и более раз.

Строго индивидуальная дозировка нагрузки черта кругового метода. В результате и у физически слабых и у сильных юных спортсменов поддерживается интерес к занятиям. Оценка достижений по максимальному тесту и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее количественным показателям. При применении кругового метода наиболее эффективно решаются задачи сопряженного развития качеств и совершенствования навыков.

Отличительные черты круговой тренировки:

регламентация работы и отдыха по каждой «станции»;

индивидуализация тренировочной нагрузки;

использование хорошо разученных упражнений;

последовательность включения в работу различных мышечных групп.

Недостатки метода: при большом числе повторений, чрезмерных отягощениях, высоком темпе быстро наступает утомление нервных центров, снижается четкость выполнения упражнений, допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно закрепляются.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Это один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности юных спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования двигательных умений и навыков, а также теоретических способностей. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

Современные методы спортивной тренировки - это целый набор технологий, которые включают в себя не только физические упражнения. Это умные программы их выполнения, серьезнейшая психологическая подготовка, полновесная теоретическая база знаний. Тонкие настройки под индивидуальные особенности спортсменов включают в себя планирование и тщательный мониторинг выполнения программ. Сегодняшние средства и методы спортивных тренировок больше похожи на бизнес-стратегии. Все это входит в современную теорию тренировки.

Цели и задачи

Цель, задачи, средства и методы спортивных тренировок - тема, которая прорабатывалась давно и подробно. Казалось бы, здесь не может быть ничего нового, все сказано и сделано давным-давно. Но спорт меняется вместе с жизнью и бизнесом. Новые подходы и технологии методов спортивной тренировки заслуживают внимания и изучения не только со стороны тренеров.

Цель у любой спортивной тренировки одна: сделать так, чтобы тренируемый спортсмен достиг максимально возможного уровня подготовленности и самых высоких результатов в соревнованиях. Безусловно, всегда нужно принимать во внимание специфику вида спорта и условия внешних обстоятельств.

Задачи спортивной тренировки - понятие широкое и разнообразное, представляем некоторые из них:

  • достижение необходимых волевых и моральных качеств для дальнейших занятий и соревнований;
  • освоение главных навыков: тактики и техники конкретного вида спорта;
  • развитие двигательных и функциональных возможностей организма спортсмена, которые несут максимальную нагрузку в выбранном виде спорта;
  • развитие психической подготовки до заданного необходимого уровня;
  • освоение теории и практики по виду спорта;
  • общее совершенствование и подготовка спортсмена к соревнованиям.

Подготовка спортсмена такими задачами вовсе не ограничивается. Существуют главные направления, у каждого из них вполне самостоятельные характеристики.

Главные направления подготовки спортсмена

  • Техническое совершенствование подразумевает формирование у спортсмена нужного понимания и конкретных представления о спортивной технике и навыках. Освоить новые приемы, расширить арсенал технических навыков и двигательных параметров, обеспечить функциональные возможности, сделать технику спортсмена устойчивой к разного рода мешающим факторам - все это входит в «техническое» направление спортивной подготовки.
  • Тактическое направление включает в себя серьезную подготовку к предстоящим соревнованиям: анализ особенностей соперников и разработку тактики поведения на соревновании. В этом направлении часто применяют моделирование будущих событий с отработкой тактических схем и выбором оптимальных вариантов в той или иной ситуации.
  • Физическая подготовка - это повышение уровня двигательных качеств и функциональных физиологических систем спортсмена. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация движений и постоянное их совершенствование - вот набор задач «физического» блока.
  • Одно из самых важных направлений - психологическая подготовка. Одно только то, что без должной психологической подготовки все остальные компоненты тренировки могут уйти в полный ноль, делает психологический модуль абсолютно необходимым. Прежде всего это способность управлять своим настроением и общим состоянием во время соревнований.

  • Интегральная подготовка включает в себя все полученные навыки, умения, знания и опыт, которые связаны в единое целое.

Разделение спортивной подготовки на такие направления довольно условно. Но оно помогает систематизировать понятие спортивного мастерства, определять средства и методы спортивных тренировок. Позволяет проводить эффективный контроль процесса развития спортсмена.

Классификация методов спортивной тренировки

Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.

Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:

  • Словесные методы

Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки. Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок - лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом - самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.

  • Наглядные методы

Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.

  • Сенсорно-коррекционные методы

Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.

Спортивные методы

Большая группа упражнений относится к в спортивной тренировке. Они применяются в различных сочетаниях, но строго регламентированы по своим характеристикам и назначению. Их также можно разделить на две группы:

  • направленные на освоение спортивной техники;
  • направленные на развитие двигательных качеств.

Обе группы методов практически всегда идут в комбинации, они тесно взаимосвязаны. Более того, эффективное выполнение задач спортивной тренировки будет возможным только при использовании методов из обеих групп.

  • Методы освоения спортивной техники

Чаще всего это разделение сложного движения на простые составные элементы, чтобы хорошенько проработать их в дальнейшем. В фитнесе и бодибилдинге применяется довольно редко, это больше метод профессионального спорта: освоение упражнения в целом и по частям. Здесь применяются имитационные и подводящие упражнения.

Пример подводящей тренировки - бег с высоким подниманием бедра или бег прыжками для легкоатлетов. Это делается для «подведения» к бегу и улучшению его элементов - хорошему отталкиванию, например.

В имитационной тренировке освоение основных движений специально облегчается. Чаще всего это работа на тренажерах самого разного вида и назначений. Пример - отработка педальных движений на велотренажере для велосипедистов.

Методики развития физических качеств

Обширная группа способов развития двигательных качеств включает в себя целую группу самостоятельных методик. Основные методы спортивной тренировки следующие:

  • Непрерывный равномерный метод

Это непрерывная работа в определенный отрезок времени в постоянном ритме, который может быть медленным или быстрым. Направлен на развитие выносливости спортсмена. У метода есть недостаток: слишком быстрая адаптация к этому виду нагрузки. Показательные примеры метода - гребля на длинных дистанциях с постоянной скоростью или бег на 10 или 20 тысяч метров при частоте пульса 145-160 ударов в минуту.

  • Непрерывный переменный метод

Такие тренировки разнообразнее и «повеселее»: нагрузка может меняться по ходу исполнения упражнений. Неплохой способ «удивлять» организм при каждой тренировке, так что адаптация к нему произойдет не сразу. Отличным примером такой тренировки может стать бег на коньках на дистанции 8000 м, состоящей из двадцати кругов. Один круг пробегается за 45 секунд, следующий - с комфортной скоростью. И так чередовать все двадцать кругов. В этом случае развивается выносливость и повышаются аэробные и анаэробные функции организма.

Методики выносливости

Здесь интервалы между работой и отдыхом чередуются. Отдых по времени строго регламентирован. Отличный пример использования метода в фитнесе - интервальная кардиологическая тренировка, которая рекомендуется только атлетам с хорошей физической подготовкой. Длительность отдыха может быть определена в пределах от нескольких секунд до трех минут, все завязано на продолжительности главной части упражнения - интенсивной нагрузки.

В большом спорте чрезвычайно популярны серии для развития специальной выносливости: для бегунов 400 м х 10 или для гребцов 1000 м х 10.

Для спринтеров применяются свои схемы: 60 м х 3 пробегаются с максимальной скоростью с последующим отдыхом в течение пяти минут; 30 м с максимальной скоростью, затем 200 м медленного бега.

Прогрессирующий вариант - постепенное увеличение нагрузки или объема движений. Например, бег по отрезкам возрастающей длины, либо бег по одинаковым отрезкам, но с возрастающей скоростью.

Нисходящий вариант включает в себя уменьшающуюся нагрузку, ее очень любят применять пловцы. В данном случае уменьшается длина отрезков с одновременным увеличением скорости плавания.

  • Повторный метод

Любимый способ бодибилдеров, при котором после заданного числе повторений идет отдых до полного восстановления энергетических ресурсов. В большом спорте такой метод используется для подготовки спортсмена к соревнованиям - это хорошая модель соревновательных нагрузок.

  • Метод круговой тренировки

Отличный способ развить выносливость с помощью непрерывных упражнений. Все делается слитно и без перерывов с несколькими повторениями комплекса по кругу. Преимущество метода является и его главной особенностью: происходит постепенное увеличение нагрузки с одновременным повышением мощности рабочих движений.

В бодибилдинге круговую тренировку включают в программу на этапе «сушки» для повышения расхода калорий.

Игровые методы

Характеристика методов спортивной и соревновательного видов включают в себя следующее:

  • Игровой метод

Способ развития спортивных навыков для игры, который чрезвычайно распространен практически во всех видах спорта: даже тяжелоатлеты играют в игры перед соревнованиями. Прежде всего это высокая позитивная эмоциональность обстановки и постоянно меняющиеся ситуации. Это требует решения тактических и психологических задач по ходу игры. Инициативность, смелость, самостоятельность решений - качества, которые необходимы любому спортсмену. Таким образом, игровые тренировки способствуют разностороннему развитию спортсмена. Также немаловажен факт переключения на другой вид активности, что полезно в качестве восстановления и адаптации или поддержки уровня физической подготовленности.

Соревновательный подход


Это своего рода модель соревновательной атмосферы, которая расценивается как один из самых оптимальных способов повышения результативности тренировки. Соревновательный компонент может быть усложненным либо наоборот, проводиться в облегченных условиях. Главное - развитие разных сторон подготовки спортсмена. В модельных соревнованиях у спортсмена стимулируется и проявляется максимальный уровень физических и двигательных способностей. Более того, этот уровень выявляется именно на таких тренировках. Здесь же оценивается способность спортсмена к максимальной нагрузке. В таких условиях волевые качества воспитываются самым эффективным образом.

Усложнения и облегчения

Усложнять соревновательные модели можно разными способами:

  • играть в дождь, при жаре или в горах - в непростых условиях внешней среды;
  • менять габариты игровых площадок: выпустить на поле меньшего размера расширенную по численности команду игроков - устроить искусственную тесноту на поле.
  • устраивать поединки сразу с несколькими противниками - усложненные модели схваток или боксерских боев;
  • «подсовывать» неудобных соперников, играющих по своим правилам или совсем без правил;
  • добавлять в процесс игры различные виды утяжелений в виде различных снарядов;
  • ограничивать дыхательный ритм в циклических видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.

Облегчить соревновательный формат тренировки также можно самыми разнообразными способами:

  • укоротить длину дистанций в циклических спортивных дисциплинах;
  • уменьшить продолжительность боев и схваток в единоборствах на ринге;
  • облегчить спортивные снаряды везде, где это возможно: снизить высоту волейбольной сетки, сделать меньше и легче мяч для футбола или водного поло и т. д.;
  • использовать принцип гандикапа: давать фору более слабому участнику соревнований, например, раньше стартовать на беговой дистанции или заранее оговаривать преимущество в количестве забитых шайб или мячей.

Заключение

Методы спортивной тренировки нового поколения отличаются своей технологичностью, разнообразием и точной фокусной направленностью. Большой спорт многому научился у бизнеса: продвинутые тренеры знают и умеют все - от разработки корпоративной этики до формирования стратегического плана. Задачи, средства и методы спортивной тренировки часто сравнивают с бизнес-процессами, и это правильно. Но ограничиваться односторонним движением «от бизнеса спорту» было бы неправильным.

Бизнесу также есть что почерпнуть в характеристиках средств и методов спортивной тренировки. Прежде всего, это критерии оценки успеха работы в ясном измерении - секундах, метрах, килограммах и количестве забитых голов. Эти единицы измерения успеха отлично укладывается в концепцию KPIs - ключевых показателей результативности. А практические методы спортивной тренировки очень близки с видом и описанием ключевых показателей. Налицо взаимовыгодный обмен опытом и практикой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!