Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Необычная профессия: мысли инструктора по парашютному спорту. Инструктор парашютного спорта личный опыт

Инструктор парашютного спорта – экстрим и ответственность

Парашютный спорт является одним из наиболее травматичных и опасных видов спорта, который ежегодно уносит немало жизней и калечит множество судеб. Тем не менее, прыжки с парашютом не теряют своей популярности, так как дают возможность человеку почувствовать себя в невесомости, испытать целую гамму чувств, получить необходимый заряд адреналина и просто испытать себя на мужество.

В задачи инструктора входит подготовка тех, кто прыгает первый раз, обучение, контроль. Именно инструктор рассказывает новичкам, как устроен парашют, как необходимо вести себя в самолете, действовать во время прыжка, после него. Инструктор обучает основным правилам безопасности, оказывает моральную поддержку новичкам во время прыжка. Также инструкторы занимаются тренировкой и опытных спортсменов – помогают осваивать тем новые техники, принимают зачеты по управлению парашютом, укладке снаряжения, техническим характеристикам и т.д.

Найти работу инструктору с использованием обычных методов не удастся – на данную должность не берут соискателей по объявлениям, через кадровые агентства. Учитывая то, что работа связана с огромной ответственностью за жизни других людей, инструкторов набирают, как правило, по знакомству, результатам окончания обучения, из бывших спортсменов парашютного спорта, которые обладают существенным опытом и необходимыми знаниями. В данном случае важно, чтобы инструктор не только хорошо выполнял свои обязанности как репетитор , но и умел вовремя оказать необходимую поддержку.

Для того, чтобы работать инструктором, необходимо обладать педагогическими способностями, определенными знаниями по психологии, уравновешенностью, физической выносливостью, внимательностью, спокойствием. Работа инструктором парашютного спорта является достаточно сложной, поэтому прежде, чем выбирать данную профессию, желательно очень хорошо взвесить все аргументы. Ведь довольно часто в работе инструктора происходят несчастные случаи, непредвиденные ситуации, связанные с неадекватностью новичков, плохим качеством снаряжения и т.д. Поэтому инструктор должен быть всегда начеку, уметь быстро принимать правильные решения, предвидеть многие ситуации.

Работать инструктор парашютного спорта может в различных аэроклубах, на предприятиях, которые производят парашютную технику, в спортивных учреждениях и т.д. Оплата работы сотрудника, как правило, является сдельной и зависит от количества клиентов, объемов выполненной работы, количества отработанных часов, квалификации специалиста и других факторов.

Для того, чтобы иметь возможность работать парашютистом-инструктором, придется потратить немало лет на подготовку. Для нового человека необходимой является физическая подготовка, для спортсменов возможно прохождение ускоренного курса обучения – на сегодняшний день существует специальная программа Accelerated FreeFall (AFF). Обязательным является и знание авиационной техники, поэтому хорошим подспорьем станет профильное образование.

Активный отдых

20872

Начнем с парашютных клубов в московском регионе. Примерно все они равноудалены от Москвы, т.к. большинство из них ранее относилось к системе ПВО. Аэродромы, с точки зрения предоставления услуг, можно поделить на две категории, назовем их условно:

- «Постсоветские аэродромы», на которых, в основном, используется техника и система обучения, ранее популярная в ДОСААФ СССР (т.н. «классическая программа»), а именно, первый прыжок проходит с круглым парашютом с высоты 400-800 метров, без инструктора, после предварительной подготовки длительностью около 2-4 часов. Плюсы в цене (стоимость примерно 2000 р.), а также в возможности перебороть свой страх и сделать шаг из самолета самостоятельно. Минусы в отсутствии ощущения свободного падения, неуправляемом парашюте и немаленькой вероятности повредить себе конечности при столкновении с планетой. Также по этой методике, для совершения прыжка с парашютом типа «крыло», необходимо сделать от 20 до 50 прыжков с круглым парашютом. Таких аэродромов сейчас становится все меньше.

- «Аэродромы нового поколения», на которых используется заимствованная иностранная прогрессивная система обучения «AFF – Acceletrated Freefall». По этой системе все прыжки совершаются с высоты 4000 м. (это идеальная высота, на которой у неподготовленного человека не начинается кислородного голодания). Первый прыжок происходит в тандеме с инструктором, который отвечает за безопасность и берет на себя все технические вопросы, позволяя пассажиру лишь наслаждаться прыжком. Плюсы в том, что примерно в течение минуты после выхода из самолета, человек ощущает свободное падение со скоростью около 200 км/час, управляемый парашют, подготовка к прыжку занимает 10-15 минут (от себя добавлю, что большая часть из этого времени, особенно у девушек, проходит за подбором красивого комбинезона J), а также приземление осуществляется на инструктора, что позволяет прыгать людям с ограниченными возможностями (для примера, я прыгал с человеком, нижняя часть тела которого парализована). Минусы – в стоимости (около 6000 р. прыжок + доп. опции вроде фото- и видеосъемки, примерно 2500-3000 р.), а также в отсутствии возможности перебороть свой страх, т.к. здесь первый прыжок абсолютно безопасен и, скорее, напоминает хороший аттракцион, нежели героический поступок, с которым у нас обычно ассоциируется парашютный прыжок.

Ниже – подборка наиболее популярных аэродромов московской области


«Аэроград», или «ДЗ Коломна», относится, по большей части, к спортивным аэродромам (т.е. куда приезжают, в основном, прыгать на совершенствование личной и командной техники, сборы, соревнования, программы повышения уровня для спортсменов практически с любым опытом). Он находится рядом с Коломной (д. Коробчеево) и считается самым крупным аэродромом в Евразии с развитой инфраструктурой, комфортным жильем и аэродромным рестораном. На аэродроме периодически проходят мероприятия российского и мирового уровней, а также мастер-классы, специальные спортивные мероприятия, вроде ночных прыжков, или прыжков с большой высоты с кислородными масками. Также под эгидой аэродрома организуются соревнования по волейболу и хоккею среди парашютистов. Основные плюсы ‒ в инфраструктуре, минусы ‒ в цене за весь этот сервис. На аэродроме проходят прыжки по системе AFF.

Стоимость одного прыжка – 8 000 рублей

Читать полностью Свернуть

Аэроград Коломна

Аэродром Коробчеево, с. Коробчеево

Прыжки с парашютом, Скайсерфинг, Экстрим

Skycenter, или «ДЗ Пущино», относится к спортивным аэродромам и находится в направлении г. Пущино (д. Большое Грызлово). Он представляет собой тоже довольно крупный аэродром с развивающейся инфраструктурой. Здесь периодически проходят мероприятия российского и мирового уровней. Стоит отдельно выделить факультет формаций под руководством человека-легенды ‒ Александра Валентиновича Белоглазова, который стоял у истоков парашютного спорта страны и сейчас на аэродроме тренирует парашютистов. Также под его руководством практически ежегодно устанавливаются новые российские и мировые рекорды в категории «большие формации». Основных индивидуальных плюсов у аэродрома два – до него можно быстро добраться (на Симферопольском шоссе практически не бывает пробок), а также по дороге на аэродром находится лучшая аэротруба в России. Из минусов – опять же, цены на проживание в гостинице весьма высокие, поэтому основная часть спортсменов ездит одним днем, а не на все выходные.

Стоимость одного прыжка – 7 500 рублей

Читать полностью Свернуть

Д. Большое Грызлово

Прыжки с парашютом, Малая авиация, Экстрим

«ДЗ Борки» относится к аэродромам выходного дня (т.е. аэродромам, куда приезжают прыгать с парашютом, а заодно отдохнуть, приятно провести время, вечером искупаться в Волге, пожарить шашлыки), однако вопросы безопасности и парашютной подготовки на аэродроме поставлены на высокий уровень. Находится рядом с городом Дубна, перед населенным пунктом Кимры. Основное интерактивное общение происходит в группе аэродрома в соц.сети «Вконтакте». Плюсы в наличии недорогой гостиницы и питания, а также в условиях для приятного постпрыжкового отдыха – кроме всего прочего беседки с мангалами, детская площадка, сауна в гостинице. Минусы для утонченных натур заключаются в относительно спартанских условиях проживания (туалет, душ на этаже), а также в отсутствии факультетов для совершенствования начинающими спортсменами (50+ прыжков) индивидуальных парашютных навыков в некоторых направлениях спорта. Хотя, что удивительно, на этом аэродроме находится единственная в России сертифицированная школа обучения полетам в винг-сьютах (это одно из направлений парашютного спорта). На аэродроме проходят прыжки по системе AFF, а также первые прыжки по «классической программе».

Стоимость одного прыжка ‒ 6200 рублей

Читать полностью Свернуть

Борки

Прыжки с парашютом, Экстрим

Аэроклуб «Стриж», или «ДЗ Киржач» относится к аэродромам выходного дня, однако вопросы безопасности и парашютной подготовки на аэродроме поставлены на высокий уровень. Находится рядом с городом Киржач. Плюсы ‒ наличие недорогого жилья и питания, а также условия для приятного постпрыжкового отдыха. Минусы – опять же, в относительно спартанских условиях проживания, а также в отсутствии факультетов для совершенствования начинающими спортсменами (50+ прыжков) индивидуальных парашютных навыков в некоторых направлениях спорта. На аэродроме проходят прыжки по системе AFF, а также первые прыжки по «классической программе».

Стоимость самостоятельного прыжка – 2000 рублей + 250 рублей страховка

Яркие люди всегда в хорошем настроении, готовые улыбаться и общаться на позитивной волне хоть с волками!

Спорт спорту рознь, а парашютный — это вообще отдельная тема. Экстремальных видов спорта много, но такой один. Тут экстрим и адреналин в избытке, поддержание себя в хорошей физической форме и постоянная умственная деятельность не даст вам заскучать!

Парашютный спорт – это исключение из всех правил. Нет другого такого же спорта, в котором ты получаешь столь же яркие и пронизывающие эмоции, удовольствие и наслаждение.

Аэродром «Борки» всегда полон спортсменов в ярких комбинезонах, с замысловатым на первый взгляд снаряжением… красавицы девушки изящно укладывают свой парашют и, мило смеясь, общаются с друзьями по цеху, хрупкие и нежные на первый взгляд, но имеющие за плечами уже не одну сотню прыжков, а то и не одну тысячу, они бесстрашны и отважны как крепкие парни, которые на приземлении гасят купол одной левой, инструктируют вновь прибывших тандем пассажиров.

Кто-то создает впечатление передвижного хоровода или другой игры, когда большой группой то выстроятся в ряд, то возьмутся за руки, то разбегутся. На самом деле, это тренировка формации. Она тренируется для того, чтобы в небе из парашютистов выстроилась звездочка, кольцо и много других фигур.

Что-то позитивное и умиротворенное так и витает в воздухе, и наполняет все вокруг.

Погрузиться в это может практически каждый желающий. Приобщиться к определенному клану, сообществу, где все равны и стоят горой друг за друга, а в небе делают то, о чем другие даже боятся мечтать!

Если вы сидите на работе, дома, едете в машине, плывете на лодке, едите, смотрите телевизор, не важно чем занимаетесь, если у вас возникла мысль, как стать спортсменом парашютистом, то вам прямая дорога на Аэродром «Борки».

После того, как вы свяжетесь с нами, сообщите, что хотите стать парашютистом и пройти курс AFF, будет назначен день начала обучения, в который вы будете проходить теоретическую подготовку.

Вас полностью введут в курс дела, и то, чего вы вчера боялись или переживали, станет для вас реальностью. А опытные инструктора доведут вашу наземную подготовку до уровня мышечной памяти. Вы изучите историю, отказы и решения проблем, направления приземления, отцепку основного парашюта и ввод запасного, покатаетесь на специальном тренажере и научитесь правильному положению тела в воздухе. Это и еще многое другое даст вам отличную базу знаний и навыков. Так вы станете уверенней в себе и сможете преступить к практике в воздухе.

Заведутся двигателя самолета, и вы отправитесь в небо для выполнения нулевого уровня: тандем прыжок с заданием. Затем будет прыжки с двумя инструкторами, потом с одним, а к седьмому уровню вы уже будете отделяться от летательного аппарата самостоятельно, а инструктор лишь будет контролировать вас на расстоянии.

В процессе будут разборы, работа над ошибками, коррекция их и исправления, видео разборы и многое другое. А после контрольного седьмого уровня вы получите долгожданный допуск и категорию «А» — парашютист любитель.

С ней Вы сможете совершать самостоятельные прыжки, взяв в аренду снаряжение и парашютную систему, и уже совершенствоваться в воздухе проходя курс RW, который вам поможет уверенно чувствовать себя в свободном падении, передвигаться и ориентироваться, прыгать в паре с инструктором. К тому времени вы уже выберете свое направление (дисциплину) в парашютном спорте, в которой будете развиваться.

И вы не заметите, как тот мир, который был еще вчера недосягаем, стал вашим, и теперь вы один из тех, кто каждый день покоряет небо!

Путь к экстремальной профессии лежит на высоте птичьего полета. Пройти способен не каждый.

Эта профессия — отчасти военная. Парашют был придуман не ради забавы, а для возможности высадить войска в труднодоступных районах. Затем появились спортивные парашюты, а вместе с ними и такое понятие, как «парашютный спорт». Наш сегодняшний герой служил в воздушно-десантных войсках, сейчас он занимается подготовкой спортсменов. Знакомьтесь, Вячеслав Субботин, старший инструктор аэродрома «Борки».

Как становятся инструкторами парашютного спорта

На это не один год положен, — говорит Вячеслав. — Желание прыгнуть с парашютом возникло у меня еще в детстве, лет в 5—6, тогда я впервые увидел парашютистов в небе над Тушинским аэродромом. Поэтому, когда друг рассказал мне о том, что можно начать заниматься парашютным спортом в клубе «Десантник», на аэродроме Алферьево, я не раздумывал. Там я сделал 12 прыжков, а потом ушел служить в воздушно-десантные войска.

Инструктором гражданской авиации стал на том же аэродроме. Я в то время устроился работать в МЧС, куда набирали спортсменов для десантирования в труднодоступные районы. Именно тогда и прошел специальный курс. Затем получил квалификацию тандем-мастера, дающую право на прыжки в паре. Чтобы подняться на эту ступень, нужно выполнить некоторые условия: сделать 500—600 прыжков, стать мастером спорта, иметь одну боевую отцепку. Боевой отцепкой называют ситуацию, когда основной парашют не раскрылся — парашютист отцепляет его и раскрывает запасной.

Без страховки

— В принципе, можно — объясняет мне собеседник, — но страховка спортсменов стоит очень дорого, да по большому счету она и не нужна. Сейчас техника на таком уровне развития, что разбиться практически невозможно — существуют специальные приборы, которые раскрывают запасной парашют автоматически на определенной высоте, если основной по каким-то причинам не раскрылся. Кроме того, парашют укладывается поэтапно, и каждый этап тщательно проверяется, так что нужно сильно постараться, чтобы сделать что-то не так.

Кстати, когда пошел служить в армию, меня сразу предупредили, что за специально проделанную боевую отцепку я отправлюсь на «губу». Ведь при возникновении такой ситуации солдату предоставляется 10-дневный отпуск, так как в результате он переживает сильнейший стресс. А спортсмен может этим просто воспользоваться, поскольку знает, что нужно сделать, чтобы получить этот отпуск.

Самый страшный прыжок

— В первый раз прыгать не очень страшно, — рассказывает Вячеслав, — ты еще не знаешь, на что идешь. А вот перед вторым прыжком колени действительно дрожат. Это — самый жуткий момент. Потом уже перестаешь бояться. Нет, страх, конечно, все равно присутствует, но уже в меньшей степени.

И Вячеслав знает, о чем говорит: на его счету уже больше 3000 прыжков, максимальная высота, с которой прыгал, 5,5 тысяч метров — чуть больше минуты свободного падения.

Тех, кто прыгает с парашютом впервые, называют «перворазниками». Их инструктируют 3—4 часа. Показывают парашют, взаимодействие его частей, рассказывают, как себя вести в самолете.

Высокий спорт

— Перворазниками я давно не занимаюсь, — говорит Вячеслав, — сейчас готовлю спортсменов по программе AFF (Accelerated FreeFall — ускоренный курс обучения для тех, кто хочет заниматься парашютным спортом — Прим. авт.). Занимаемся в классе 6 часов, потом практика — сначала на земле: отработка техники прыжка, чтобы человек научился правильно принимать прогиб, проходить отцепку и т. д.

Тренируются спортсмены на специальных тренажерах. Например, на подвесной системе, где парашютиста подвешивают, и он отрабатывает определенные действия. Устройство, которое мы между собой называем «тачка», представляет собой «ящик» на четырех колесах, сделанный по форме тела человека. «Тачка» вращается, а человек отрабатывает в ней развороты и прогиб. Хотя, на мой взгляд, лучший вариант — две кровати. Мы раньше так тренировались: повисали между двумя кроватями, было очень эффективно.

Всего уровней обучения AFF семь. С первого по третий, как говорит Вячеслав, человек учится выживать: отделяться от летательного аппарата, контролировать свободное падение, использовать приборы и раскрывать парашют на заданной высоте. Эти навыки приобретаются за счет интенсивных наземных тренировок и прямого контроля инструктором в воздухе.

Следующие четыре уровня — выработка навыков маневрирования в свободном падении. Студент учится выполнять подходы, развороты на 360 градусов, переднее и заднее сальто, перемещаться и ориентироваться в воздухе.

А если передумал?

Есть у инструкторов и другой способ заработка — прыжки в тандеме.

— Это когда люди приходят «покататься», — говорит Вячеслав. — Прыгают в паре с инструктором, который контролирует падение, раскрывает парашют. Вместе с ними прыгает оператор, который снимает падение на камеру. Он приземляется раньше и ждет «туриста» на земле, чтобы снять также приземление. Ох, чего только не наслушаешься в момент раскрытия парашюта, — смеется мой собеседник.

— А часто бывает, что парашютист, пройдя инструктаж, уже в самолете решает не прыгать?

— Не часто. Хотя мы никогда не настаиваем. Это — психологический момент. Если спортсмен чувствует, что не готов, все равно «смажет» прыжок, плохо его выполнит — и придется потом перепрыгивать.

— А какие вопросы чаще всего задают перворазники?

— «А если не раскроется запасной парашют?» — самый частый вопрос. Но, как я уже говорил, это сейчас — из области фантастики.

Для справки

График: инструкторы парашютного спорта, как правило, работают по выходным — в субботу и воскресенье.

Зарплата: по словам Вячеслава, зарплата инструктора зависит от многих критериев и может сильно варьироваться. Обычно за прыжок на тандемах инструктор получает около 4—5 тыс. руб. За выходные реально заработать около 300—400 долларов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!