Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Ньяса — традиционная йога-нидра. Ньяса йога. Йога прикосновений. Йога массажа Где: Международный Открытый Йога Университет

Термин ньяса означает размещение и соотносится с тантри-ческими обрядами, при которых адепт касается различных частей тела, читая мантры и визуализируя девату (ответственное за эту часть божество) или биджа-мантру. Считается, что ньяса обоже-ствляет тело йога. Существует много видов ньясы; типы ньясы, с которыми ученик сталкивается в тантрическом ритуале наиболее часто: Риши-ньяса, Кара-ньяса, Матрика-ньяса и Шаданга-ньяса. Каждая мантра связана с определенным риши, впервые про-изнесшим ее.

Матрика-ньяса — это форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита. При проведении этого обряда адепт совершает различные мудры (жесты). Буквам пред-шествует ОМ, а завершает их — НАМАХ. Шаданга-ньяса исполь-зует биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритс-кого алфавита. Тантрическую защиту (ньясу) следует проводить перед выполнением любого ритуала; она сама представляет собой определенный ритуал. По таким правилам совершается ньяса.

Касайтесь различных частей тела, отож-дествляя их с богами и богинями. Тем самым вы будете наполнять их Божественной энергией. Начните с большого пальца правой ноги, потом перейдите к ступням, икрам, коленям, бедрам, яго-дицам, йони/лингаму, соскам, груди, ладоням (положите указа-тельный и средний палец на ладонь), локтям, предплечьям (сжав их скрещенными на груди руками), плечам, губам, носу, закры-тым глазам (коснитесь указательным и средним пальцем), лбу (кос-нитесь его четырьмя пальцами) и темени (руку сожмите в кулак и коснитесь темени большим пальцем). Левую часть тела следует ос-вящать в обратном порядке: темя, лоб, глаза, нос, губы, пред-плечья, плечи, локти, ладони, грудь, соски, йони/лингам, яго-дицы, бедра, колена, икры, ступни. Касания сопровождаются чтением защитных мантр. Во время ритуала защиты нужно визуализировать поток твор-ческой энергии Шивы, обволакивающей тело. В «Шива-самхите» сказано: «Поклоняющийся Шиве смел, предприимчив, лишен слепых страстей, искусен, настойчив, талантлив, удовлетворен и непоколебим в суждениях».

Христианский крест, накладываемый человеком на самого себя (т.е. когда кто-то крестится) — это тоже ньяса, обладающая мощ-ным духовным потенциалом.

НЬСА ЧАКРЫ, РАЗРУШАЮЩЕЙ ВСЕ БОЛЕЗНИ

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Чак-ре, разрушающей все болезни (все члены)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ AM AM ИМ ИМ УМ УМ РМ РМ ЛМ ЛМ ЭМ АЙМ ОМ АУМ AM AX БЛУМ Приветствие Вашини, девате Речи (правая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ КАМ КХАМ ГАМ ГХАМ НАМ КЛХРИМ Камешвари (правая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЧАМ ЧХАМ ДЖАМ ДЖХАМ НАМ НВЛИМ Модини (правая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ЙЛУМ Вимада (правая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ДЖМРИМ Аруна (левая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ПАМ ПХАМ БАМ БХАМ МАМ ХШЛВЙУМ ДЖАЙИНИ (левая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ДЖХМРЙУМ Сарвешвари (левая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ШАМ ШАМ САМ ХАМ КШАМ КШМРИМ Каулини (левая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Три-пура Сиддхе, Госпоже Чакры, разрушающей все болезни (серд-це)

Ньяса. Это слово, происходящее от корня «помещать», означает наложение кончиков пальцев и ладони правой руки на различные части тела, сопровождаемое особыми мантрами. Нъясы бывают различных видов250. Джива-нъяса251 следует за бхута-шуддхи. После очищения старого, «земного», тела и формирования нового, «небесного», садхака приступает к наполнению тела жизнью Деви. Он делает это посредством джива-нъясы. Положа руку на сердце, он произносит мантру «сохам» (« Я — Он»), отождествляя себя с Деви. Затем, помещая восемь проявлений Кула-Кундалини соответствующих им местах, он произносит следующую мантру:«Ам крим крим йам рам лам вам шаш шам сам ком хаум хамсах. Жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики — теперь здесь»252. «Ам (и т.д.). Воплощенный дух высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещен здесь»253. «Ам (и т.д.)- Все чувства высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещены здесь»254; и, наконец, «Ам (и т.д.). Пусть речь, разум, зрение, слух, обоняние и жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики, приходящие сюда, всегда пребывают здесь в мире и счастье. Сваха»255. Вслед за этим садхака становится девата-майей. В дальнейшем, после описанного выше растворения греховного тела, сотворив себе новое, божественное, тело и наполнив его жизнью Деви, он переходит к матрика-ньясе. Матри-ка — это пятьдесят букв санскритского алфавита; подобно тому, как рождаются от земной матери, так же от матрики, или звука, происходит мир. Шабдабрахман, «Звук», «Логос» или «Слово» — все это Творец миров имен и форм.

Тела Девять/ состоят из пятидесяти знаков матрики. Поэтому садхака вначале мысленно размещает (антар-матрика-нъяса) буквы алфавита на соответствующих местах в шести чакрах, а затем и на внешнем плане, посредством физического действия (бахъя-матрша-ньяса), располагает их, как представляющие и образующие собой различные части тела Деваты, которое таким образом создается внутри самого садхаки. Он помещает свою руку на различные части тела и одновременно четко произносит соответствующую данной части тела матрику.

Ментальное расположение матрики в чакрах следующее: в лотосе аджни — хам и кшам (за каждой буквой в этом и последующих случаях, как говорится, идет мантра номах)256; в лотосе вишуддхи — ам, ам и остальные гласные; в лотосе анахаты — кам, кхам и т.д. до тхам; в лотосе манипуры — дам, дхам, и т.д. до пхам; в лотосе свадхиштханы — бам, бхам, и т.д. до лам; в лотосе муладхары — вам, шам257, шам 258, сам. Затем следует внешнее размещение. Гласные в своем обычном порядке с анусварой и висаргой размещаются на лбу, лице, правом и левом глазах, правом и левом ушах, правой и левой ноздрях, правой и левой щеках, верхней и нижней губах, верхних и нижних зубах, голове и внутренней полости рта. Согласные от кам до вам размещаются на основании правой руки и локте, на запястье, основаниях и кончиках пальцев, на левой руке, на правой и левой ногах, правом и левом боках, на спине, пупке, животе, сердце, на правом и левом плечах, в пространстве между лопатками (какуда), а затем от сердца до правой ладони помещается первая шам, а от сердца до левой ладони — вторая шам; от сердца до правой ступни — сам; от сердца до левой ступни — хам, и, наконец, от сердца до живота, и от сердца до рта — кшам. В каждом случае произносится Ом в начале и «номах» в конце. Согласно «Тантра-cape», матрика-нъя-са, также подразделяется на четыре вида, совершаемых с различными целями, а именно: кевала, где слоги матрики произносятся без бинду; бинду-самьюта — с бинду; сансарга — с висаргой; и собхъя — с висаргой и бинду.

Затем следует риши-нъяса для достижения чатур-варги259. Мантры прилагаются к голове, рту, сердцу, анусу, обеим стопам и ко всему телу в целом. Обычно используются следующие мантры: «В голове — приветствие Риши (Провидцу, дающему Откровение) Брахме260; во рту — приветствие Гаятри-мантре261; в сердце — приветствие Деви Матери Сарасвати262; в прикрываемой интимной части — приветствие бидже, согласным264; приветствие шакти, гласным — в ступнях264; приветствие висарге, килаке — во всем теле265». Иная форма нъясы, в которой используется биджа, известна как ньяса Адъи (Изначальной). Она упоминается, но не приводится, в главе V, стих 123: «В голове — приветствие Брахме и (всем) брахмарши266; во рту — приветствие гаятри и другим формам стихосложения267; в сердце — приветствие изначальной Девате Кали268; в прикрываемой интимной части —приветствие бидже крим269; в обеих ступнях — приветствие шакти хрим270; во всем теле — приветствие Калике. Шрим»271.

Потом следуют анга-ньяса и кара-ньяса. Обе они являются формами шаданга-нъясы212. Когда шаданга-нъяса выполняется на те-ае, она именуется хридайади-шаданга-нъясой, а когда ее совершают только пятью пальцами и ладонями рук — ангуштхади-шаданга-пьясой. Первая выполняется следующим образом: краткая гласная «а», согласные группы ка-варга и долгая «а» произносятся с «хрида-яя ламах» («намах, или приветствие, сердцу»). Краткая гласная «и», согласные группы ча-варга и долгая «и» произносятся с «ширасе сваха» («сваха — голове»). Твердые согласные группы та-варга вместе с двумя гласными «у» (краткой и долгой) произносятся с «шикхаяй вашат» («вашат — макушечному локону»). Подобным же образом мягкие согласные группы та-варга вместе с гласной «е» и дифтонгом «аи» произносятся с «кавачая273 хум». Краткая гласная «о», группа согласных Па-варга и долгое «о» произносятся с «нетра-траяя-вау-шат» («ваушат — трем глазам»)274. Наконец, согласные от «йа» до «кша» вместе с бинду и висаргой275 произносятся с «кара-тала-пришт-хабхъям астрая пхат» («пхат — наружной и тыльной сторонам ладони»)276.

Мантры шаданга-нъясы на теле используются для кара-ньясы, в которой они соотносятся с большими пальцами, «грозящими», или указательными, пальцами, средними пальцами, безымянными пальцами, мизинцами, а также наружной и тыльной сторонами ладоней. Эти действия на теле, пальцах и ладонях стимулируют также и нервные центры и нервы в них.

В numxa-нъясе место матрики занимают питхи. Питха, в общеупотребительном смысле, — это Камарупа и другие места, список которых приводится в «Йогини-хридайе»277.

Нъяса — великий помощник в достижении такого состояния, когда садхака ощущает, что бхава (природа, состояние) Деваты наполняет его своим присутствием. В этом случае ньяса уподобляется ношению драгоценных камней, которые садхака возлагает на раз-шчные части тела. Эти драгоценные камни — биджи Деваты. С помощью ньясы он помещает своего Абхишта-девату в эти части и посредством въяпака-нъясы распространяет Его присутствие на всего себя. Он пропитывается Им, теряя себя в Божественной Самости.

Нъяса используется также для правильного распределения шакти по всей системе человеческого тела путем направления ее к надлежащим местам. Это делается, чтобы избежать возникновения внутреннего дисбаланса и отвлечения внимания при почитании. Нъясы, так же как и асаны, необходимы для достижения желаемого состояния ума и его очищения (читта-шуддхи). «Das denken ist der mass der Dinge»279. Трансформация мышления есть трансформация существования. Это наиболее существенный принцип и рациональная основа всей этой и ей подобных тантрических садхан.

НЬЯСА ЙОГА.

1. Ньяса ускоряет процессы йоги.

2. Ньяса позволяет снять болевые ощущения и ощущения дискомфорта от других йог.

3. Ньяса позволяет сконцентрировать свое сознание на внутренних переживаниях.

4. Человек, принимающий Ньясу, погружается в свой внутренний мир ощущений. Благодаря этому эффективность йоги возрастает в десятки раз.

5. Когда человек концентрируется на Ньясе, он забывает про все внешние раздражители. И степень восприятия внутреннего мира возрастает в несколько раз. Сознание при этом достигает повышенной степени устойчивости (перестает метаться).

6. Человек, который делает Ньясу, выстраивает ассоциативные цепочки между своим телом и телом того, кому он делает.

7. Человек при этом как в зеркале ощущает свое тело в теле другого.

8. Ньяса должна делаться в тех местах тела, в которых чувствуется напряжение у того, кто делает.

9. Положительные эффекты от Ньясы.

Для тех, кто делает Ньясу:

1. Проработка своих энергетических каналов через зеркальное отражение в другом человеке.

2. Увеличение чувствительности человека.

3. Снятие кармических блоков, через возможность помочь другому.

4. Расширение ареала чувствительности. Начинаете чувствовать тело другого человека, как свое собственное.

5. Возникает способность читать умонастроение всех, кто входит в ареал вашей чувствительности.

6. Появляется способность читать мысли других людей.

7. Открывается способность лечить.

Для тех, кто получает Ньясу:

1. Увеличивается степень концентрации на выполняемом упражнении.

2. Снятие нервозных блоков.

3. Возможность доступа в свое подсознание.

4. Возможность чистки кармических загрязнений на тонком уровне.

10. Ньяса-йога та наука, которой можно научиться, но нельзя научить.

11. Ньясы бывают трех степеней активности:

Обычная (касаемся рукой достаточно сильно);

- тонкая (едва дотрагиваемся) ;

Тончайшая (не дотрагиваемся).

12. Поверхность человеческого тела делится на 2 группы:

Сверхчувствительная ;

Нечувствительная.

В зависимости от того, работаем ли мы с первой группой или со второй, мы применяем разные подходы в Ньясе. Если работаем с нечувствительной областью, Ньяса выполняется от грубого к тонкому. Если работаем со сверхчувствительной областью, работаем от тончайшего к грубому.

Ньяса постигается лишь с помощью практики. Чем больше попыток выполнить Ньясу вы будете делать, тем более чувствительными вы станете, и тем больший результат вы будете получать. Поэтому необходима регулярная практика.

По мере практики Ньясы развивается чувствительность, появляется способность ощущать различные спектры энергий и различные каналы, протекающие через пальцы и ладони рук.

По мере того, как приходит это знание, пальцы рук сами собой начнут складываться в энергетические жесты – мудры, замыкая и перераспределяя при этом потоки энергий, как в ладонях, так и внутри тела, а так же в телах других живых существ, входящих в ареал вашей чувствительности.

В Ньяса йоге тоже нет никаких различий в подходе мужчины и женщины.

Ньяса йога вообще очень сложная наука и она требует очень серьёзной подготовки.

Нужно развить чувствительность и в этом плане женщины преуспевают, им ближе Ньяса йога. Не то, что у женщин больше чувствительность, но за эти столетия мужчина больше развивал разум, логику, а женщины больше шли по пути чувств – вот что получилось, хотя, по идее, все должно быть гармонично. И мужчина должен был развивать свои чувства, и женщина свой разум и логику. Получился перекос. Получилась ошибка, и в течение многих жизней женщины больше склонны через чувства воспринимать мир, мужчины – через логику. Поэтому некоторые йоги женщинам легче даются. Какие-то йоги проще для мужчин. Но это не правило, а грубая ошибка, которая имела место быть.

По идее и для мужчин и для женщин – все йоги: и чувствительные, и которые требуют работы разума. Поэтому, в нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что такие йоги, как йога Влюбленности – для всех. По идее, йога Влюбленности ближе для женщин (женщина любит эмоции, сверхсостояния), но у нас в школе традиции Анандасвами считается, что такие йоги должны преподавать и открывать другим, мужчины. А вот йоги, которые касаются логики, разума: Аксиоматика, Джнана йога, Раджа йога - должны преподавать женщины. Это нужно для того, чтобы не было перекосов.

Потому что мужчине проще уйти в рассуждение, в теорию, в философствование, женщине легче уйти в эмоции, влюбленность, любовь рассказывать, но это были перекосы и эти перекосы нужно как-то «сгармонизировать», поэтому в нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что по идее должно быть так. Чтобы женщина уравновесила свою крайность логикой, и чтоб мужчина уравновесил свою крайность чувствами.

Бхакти йога.

В Бхакти йоге женщина больше воспринимает Вселенную как мужчину, как брата, как отца, как мужа, как друга. Мужчина больше воспринимает Вселенную, как мать, как любовницу, т.е. как женский аспект. Только в этом различие по восприятию. А по методам, по техникам различий нет.

Несколько слов о медитации. Если какие-то техники, то, конечно, они как для мужчин, так и для женщин. Но, бывают такие периоды, когда женщине нужно сконцентрироваться на женском аспекте и, к примеру, медитировать на свою внутреннюю Энергию, а мужчине – сконцентрироваться на Сознании, или наоборот, женщине сконцентрироваться на внутреннем мужчине, а мужчине сконцентрироваться и медитировать на внутреннюю женщину.

Вопросы.

Вопрос: Почему произошел перекос в сторону мужчин?

Виктория: Мы начали это тематическое занятие с того, что в стародавние времена женщины и мужчины были на одном уровне в социальном и духовном плане. К сожалению, произошел, как говорит йога, перекос и виноваты в этом мужчины. Мужчины ушли в логику, так утверждает йога. Мужчины ушли в философствование, оторвались немножко от земли, оторвались от материального, ушли в пещеры, в диспуты, в рассуждения и для них как бы логика стала чем-то сверх, стали молиться на разум, как говорит йога.



И как следствие этого перестали рождаться женщины-йогини. Они оказались не у дел, перестали быть кому-то нужными. Мужчины стали разочаровываться в женщинах, потому что перестали рождаться женщины-йогини, стали приходить менее развитые души в тела женщин, женщины стали ревнивыми, завистливыми, появилась вот эта поговорка «Все бабы дуры». Что-то типа того, что женщины – это что-то низшее, что-то нелогичное, что-то эмоциональное, не стоящее никакого внимания. Так вот, для продолжения рода, для наслаждения – да, но диспуты вести – «разве женщина может это сделать?» Произошла роковая ошибка, и пошел перекос, что женщины пошли в чувства, им ничего другого не оставалось. А мужчины продолжали развивать логику, развивать разум, превратились в «сухарей». Произошло страшное разделение Энергии и Сознания.

Ведь все техники, все практики, если вы почитаете, в основном для мужчин. Для того, чтобы они опомнились, практиковали как следует йогу, развили разум до такого уровня, чтобы поняли, что разум это не все, не цель, чтоб отчасти вышли в сверхлогику и осознали, что сделали ошибку. Поэтому те или иные техники в основном давались для мужчин, чтоб они быстрее опомнились, осознали свою ошибку и рано или поздно перекос был сгармонизирован. Хотя, это длится очень долгое время. По этой причине не сохранились практики для женщин, потому что они больше нужны для мужчин. По сути дела, все началось с мужчин, и потом, так как мужчины главенствовали во всех сферах жизни, то практики для женщин просто не записывались, так как раньше передавались из уст в уста. Когда остались на духовной ниве одни мужчины – они записывали тексты для себя, а записывать что-то для женщин было некому – женщин-йогинь уже не было. Поэтому практик для женщин сохранилось очень мало.



Мужчины, пришло время, вы отчасти опомнились, и в наш мир начали приходить женщины-йогини, и в скором времени (в ближайшем столетии, тысячелетии, мы выйдем вновь на уровень так называемого Золотого Века). Женщины, которые приходят в этот мир, уже тянутся к духовным знаниям, уже чувствуют внутри себя огромный потенциал, задумываются об этом. Это показатель того, что женщина не то что необычна, а пришла с какой-то своей миссией, пришла с какой-то своей целью, т.е. это уже йогиня. Задача таких йогинь раскрыться, раскрыть свой потенциал, переоткрыть многие практики йоги, записать их, и, конечно, помочь мужчинам раскрыться. Но, и мужчины должны помочь таким женщинам-йогиням раскрыться, потому что женщины-йогини, попадая в наш мир, мир стереотипов, шаблонов, программ, путаются, им очень сложно раскрыться, потому что они внутри, как цветок: ранимые, чувствительные, а этот мир злой, жестокий, он склонен не раскрывать женщину, а, наоборот, ее закрывать. Здесь большая роль отводится для мужчин, которые должны взять на себя эту миссию – раскрыть женщин-йогинь. Уже стали рождаться такие мужчины, которые на женщин смотрят не свысока, а на равных, иногда даже снизу вверх. Это очень хорошо, что такие мужчины появляются. Если такие мужчины есть, значит будут приходить женщины-йогини в этот мир, потому что они будут знать, что есть такие мужчины, которые их раскроют. Если раскроется женщина-йогиня, она будет помогать другим мужчинам. И, как скалолазы, будем друг друга вытаскивать. Рано или поздно мы полностью раскроем потенциал друг друга и пойдем в прекрасное светлое будущее.

Вопрос: А как мужчина может помочь женщине раскрыться?

Виктория: Если у вас есть партнерша, партнер, муж, жена и есть Джнана (знание), то вам это сделать гораздо проще. Видеть в своей женщине Абсолют, учиться терпению по отношению к женщине, не порабощать ее, а раскрывать, делать ее счастливой, свободной, независимой даже от себя. Мужчина раскрывает женщину, делает что-то для нее так, чтобы она от него зависела: подарки ей покупает, внимание оказывает, но чтобы она была его. Вместо того, чтобы раскрывать ее и она становилась абсолютно свободной, мужчина прикладывает усилия и делает все, чтобы она зависела от него, т.е. для себя лично. Конечно, в таком случае женщина не раскрывается, она становится зависимой от мужчины ментально, эмоционально, финансово. Поэтому делаем все от себя зависящее, чтобы она была счастлива.

Вопрос: Как определить раскрывается женщина или нет?

Виктория: Женщина день ото дня становится все краше, все свободней, все интересней, а не пугливей. Если вы не забиваете женщину, это вы сразу это увидите: открытая женщина, которая не боится что-то сказать, не боится выразить свое мнение, не боится быть такой, какая она есть. Или женщина пугливая, которая живет по каким-то стереотипам. Можно проследить, увидеть, заметить раскрывается женщина, или она становится несвободной рядом с вами. Если она страдает, ей плохо, она ревнует вас, это может значить, что мужчина себя так ведет по отношению к женщине, что она цепляется за него. Может мужчине надо как-то по другому себя проявить по отношению к женщине, попытаться по другому как-то к ней относиться, чтобы у женщины не было этой реакции «схватить», «ревновать». Здесь работа должна быть обоюдной. Если работать будет только мужчина, а женщина: «Да, я – Богиня, падай ниц, молись, я же Богиня! Делай все для меня!» - это крайность, глупость, т.е. женщина в свою очередь тоже должна раскрывать мужчину и тоже делать его счастливей день ото дня, свободней день ото дня во всех аспектах жизни. И финансово, и интеллектуально, и духовно. Нельзя сказать, что мужчина важнее или что женщина важнее. Мы равновелики по отношению к друг другу.

И мужчина должен работать в поте лица, чтобы раскрыть свою женщину, и женщина должна работать в поте лица, чтобы раскрыть своего мужчину. Если происходит такая ситуация, когда один партнер в отношениях работает над собой, работает над тем, чтобы раскрыть другого партнера, а другой человек не прикладывает никаких усилий, не интересуется ничем и ему все равно, то человек, который делает эти шаги навстречу, он развивает в себе терпимость колоссальное терпение .

Вопрос: Почему один партнер работает над отношениями, а другой нет?

Виктория: Скорее всего, такая ситуация кармическая. Возможно в прошлых жизнях была обратная ситуация, когда вы не обращали внимание на духовную работу над собой и другая сторона делала все от себя зависящее, а вы были к этому безразличны. И вот повторяется ситуация. Если это происходит, то причину нужно искать в себе. Причиной всего являетесь вы. Если это происходит – это отражение каких-то ваших прошлых деяний.

Наберитесь терпения и продолжайте работать над собой, над своим партнером и ни в коем случаи не заставляйте страдать этого человека. Даже если вы занимаетесь йогой, а ваш партнер не занимается, это не причина, чтоб его бросать, чтобы он страдал. Нужно сделать все от себя зависящее, чтобы этот человек был счастлив. Даже если вы хотите разойтись, то нужно расходиться мирно, по-доброму. В Тантра йоге, вообще, предписывается найти замену для своего мужа, для своей жены, причем, достойную, чтобы все были счастливы. Если в Триаде есть страдания, то это уже не Триада. Малейшее страдание, ревность, зависть, злость, еще какие-то негативные эмоции – если они есть, это уже не Триада. В Триаде, Тантра йоге все счастливы. Если не счастливы, если кто-то страдает, значит что-то идет не так, значит что-то вы сделали не так или сделали не все от себя зависящее.

Механизм Защиты Продолжения Рода (МЗПР) особенно у молодых девушек, работает таким образом, что если у мужчины будут помимо нее еще партнерши, то возникает дикая ревность. Если это есть, то это уже не Триада. Если женщина любит своего мужчину, погружается в него на все 100% и позволяет ему практиковать, но знает, что эти практики они не носят какой-то маргинальный пошлый характер, т.е. эти практики только для того, чтобы приблизиться к Абсолюту и чтобы отношения с мужем\женой были еще сильнее. Если женщина с радостью отдает мужчину для практик другими женщинами, то это Тантра – все счастливы: и одна, и вторая, и третья, и пятая, и десятая. Если есть хоть малейшее страдание, то это уже не Тантра.

Мифы на эту тему «Йога для женщин»

Миф 1. Перевернутые позы нельзя делать во время менструации. Расхожее утверждение, что «ни в коем случаи! Сделаешь даже секундочку – все, месячные прекратятся» - вот такой миф. Очень часто его слышу. Зачем это запугивание, я не понимаю. Возможно, это писали люди, у которых мало Праны, которые, скорее всего, уже в возрасте, у которых болезненные месячные, и они свой сугубо личный опыт переносят на остальных. Это пишут так категорично, что складывается мнение, что если на секундочку в этот период поднять ноги - все! Все прекратится – гормональный сбой, одни проблемы, болезни.

Йога очень мягкая наука и категоричностей в ней очень мало. Категоричность – Первый, Второй, Третий принципы йоги. Не причинять вреда живым существам, Здравый смысл, Отказ от страданий и помощь всем живым существам. Все! Если вы молодая, у вас много сил, энергии, вы бегаете, прыгаете, делаете перевернутую позу – и вам хорошо, никакого дискомфорта, никакой боли – делайте!

Вопрос в том, что если вам плохо, у вас болит живот, у вас нет сил – в таком случае не надо. Это сильные техники. Нужно сделать что-то мягкое. Примите позу шавасаны (позу трупа) если вам так плохо. Во всем должен быть здравый смысл. Поэтому это миф, который мы должны развеять. Женщины в период менструации могут делать перевернутые позы, если это им гармонично. Если они чувствуют себя, слышат свое тело, слышат свои потребности, что именно в этот момент надо сделать перевернутую позу – делайте. Если вы почувствуете, что «нет, не надо», то и не нужно делать. Это касается и упражнений на пресс. Если вы в полном порядке, то сделайте упражнение на пресс, но не перенапрягаясь – здравый смысл. Надеюсь, что мы развеяли этот миф. Если не верите – проверьте!

В йоге, это описывается в древних трактатах, йогиня настолько сильно контролировала свое тело, в том числе приход и уход месячных, и если женщина-йогиня не захотела иметь месячные в этом месяце, то это не происходило, потом волеизъявляла и этот процесс возобновлялся. Это очень высокий уровень. Это уже владение гормональной сферой, более тонкой. Мы даже внешние мышцы не можем контролировать, не говоря уже о внутренних, а это какие-то более тонкие: кровеносная система, гормональная, это высочайший уровень, когда женщина владеет этим мастерством.

Миф 2. «Ответственность – это только мужское качество, это только для мужчин. Женщине нужно избавляться от ответственности. Женщина должна больше отпускать ситуацию, плыть по течению, не бегать, не прыгать, не шевелить лапками, а вот как оно пойдет, так оно пускай и идет».

Слово ньяса означает "прикладывать". В процессе этого обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.

Ньясы очень часто используются в тантрических ритуалах, а кроме этого - перед некоторыми пранаямами. Посредством совершения ньяс садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует множество ньяс, они различаются в зависимости от характера и глубины поклонения. Например, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Кроме того, есть различные порядки выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние - бахья-ньясы, и внутренние - антар-ньясы.

Основные ньясы:

Риши-ньяса

Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:

Риши - мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши есть основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.

Чханда - полностью в целом все механизмы (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.

Девата - Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому его ньяса совершается на сердце.

Биджа - квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).

Шакти - элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.

Килака - то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Иногда этот элемент отсутсвует.


Винийога - руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.

Кара-ньяса

Кара-ньяса - ньяса рук, в ней активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. Например, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони - по внутренней стороне левой и наоборот.

Считается, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет.
Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава - Ом):

aṅguṣṭābhyāṃ namaḥ - соединяя большие пальцы

tarjanībhyāṃ namaḥ - соединяя указательные пальцы

madhyamābhyāṃ namaḥ - соединяя средние пальцы

anāmikābhyāṃ namaḥ - сединяя безымянные пальцы

kaniṣṭhikābyāṃ namaḥ - соединяя мизинцы

karatala karapṛṣṭhābhyāṃ namaḥ - соединяя ладони (с двух сторон)

Хридая-ньяса

Хридая-ньяса, или анга-ньяса - ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Эта ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. "Хри" - сердце, "дайя" - милость, сострадание, самопожертвование.

Ньяса выполняется следующим образом:

- правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой "hṛdayāya namaḥ";

Внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой "śirase svāhā". При этом большой палец загнут во внутрь ладони;

Большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой "śikhāyai vaśaṭ", остальные пальцы руки coгнуты в кулак.

С мантрой "kavacāya huṃ" коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы - левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское - то наоборот.

Коснуться пальцами трех глаз: левого - безымянным, правого - указательным, третьего глаза - средним, с мантрой "netratrayāya vauṣaṭ". Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз - Кали, правый - Сарасвати, третий - Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же - Тригунатмика шакти.

Cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный - вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой "astrāya phaṭ". Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.

В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Обычно во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!