Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Подготовка и проведение урока хореографии. Конспект открытого занятия по хореографии.docx - открытый урок по хореографии

Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки и выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе историко-бытовых и народных танцев, общеразвивающие упражнения. Также упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной.

Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

Выделяют три вида основной части урока:

    Первый строится на основе классического танца;

    Второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев;

    Третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения только у опоры или только на середине зала. Возможна двухчастная форма (у опоры, затем на середине). При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если длительность урока 45-60 мин., то применяют двухчастную форму.

В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждой гимнастке.

Построение урока определяется 4 условиями:

    Соразмерностью отдельных частей урока;

    Подбором упражнений и последовательностью их исполнения;

    Чередованием нагрузки и отдыха;

    Составлением учебных комбинаций на уроке.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой.

В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всё более крупные группы мышц.

Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения.

Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Примерная последовательность упражнений в уроке:

    Подготовительная часть

    Разновидности ходьбы;

    Разновидности бега;

    Танцевальные шаги, комбинации;

    Общеразвивающие упражнения.

    Основная часть

а) У опоры:

1. Demi plie, grand plie с различными движениями руками в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.

2. Различные варианты battement tendu.

3. Варианты battement tendu jete.

4. Варианты rond de jambe par terre с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.

5. Варианты battement fondu

6. Варианты battement frappe

7. Rond de jambe en l`air

8. Developpe; releve lent в сочетании с равновесиями, наклонами, поворотами.

9. Упражнения на растягивание.

10. Grand battement jete в сочетании с поворотами, прыжками, равновесиями.

11. Прыжки.

б) На середине

1. Упражнения для рук и корпуса на основе классических port de bras

2. Упражнения для рук народных танцев, целостные волны, различные наклоны

3. Упражнения на равновесие

4. Туры lents, различные повороты

5. Сочетание равновесий, поворотов с элементами акробатики: перекаты, перевороты, шпагаты, мосты.

6. Малые прыжки: temps leve; changement de pieds; pas echappe; jete; …

7. Большие гимнастические прыжки на месте, с разбега и прыжки с элементами акробатики.

III. Заключительная часть.

    Упражнения для рук.

    Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.

    Различные танцевальные элементы и соединения.

    Упражнение на расслабление.

Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.

Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала.

Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока.

Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

    Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

    Логическую связь движений, а именно:

    Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего.

    Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки.

Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием.

В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведёт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов.

Хореография в спорте: учебник для студентов Шипилина Инесса Александровна

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ

(указать год обучения) Задачи:

I. Образовательная.

а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).

б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам – малая, средняя, большая).

II. Воспитательная.

Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.

III. Оздоровительная.

а) Совершенствование осанки.

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

10.6. Примерный недельный план тренировки для начинающих атлетов Все упражнения выполняются в 3-4 подхода с паузой между ними в 2-3 мин, до успокоения дыхания. Каждое упражнение повторяется в одном подходе 8-10 раз. Вес штанги (гири) подбирается с учетом возможности поднять

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

10.7. Примерный недельный план тренировок для атлетов после 6-12 месяцев начальной подготовки Первая неделяУРОК 1Разминка – 10 мин (бег, прыжки, гимнастические или акробатические упражнения). Основная часть:1. Жим лежа на горизонтальной скамье (50x6,60x5,70x4,60x5x2), всего 25 подъемов.2.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

8.2. Примерный план-конспект учебного занятия Задачи занятия:1. Совершенствование физических качеств: ловкости, координации, взрывной силы, выносливости.2. Психологическая подготовка к преодолению страха.3. Изучение защиты от ударов палкой сверху.4. Изучение обезоруживания

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин автора Атилов Аман

СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ* Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению

Из книги Обожаемый интриган. За футболом по пяти материкам. автора Кикнадзе Александр Васильевич

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ* Построение урока определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха;· составлением учебных комбинаций на уроке.В зависимости от

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Из книги Больше, чем футбол. Правдивая история: взгляд изнутри на спорт №1 автора Алешин Владимир Владимирович

Глава I Четыре урока Чемпионат-66 запомнился больше увиденных других, потому что проявились в нем и лучшие, и, увы, уязвимые стороны родимого футбола… Его уроки могут быть полезными для игроков и тренеров новых поколений.…Взяв верх в отборочных соревнованиях над

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Глава 32 План есть план… Константина Ивановича Бескова назначали главным тренером сборной СССР в 1963 году, и тогда же при беседе с председателем Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций страны Ю. Машиным ему было сказано: главная задача – подготовить

Из книги Личная безопасность (тренер-инструктор) автора Махов Станислав Юрьевич

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИМЕЧАНИЕ. Цифрами обозначено количество выполняемых в занятии отдельных приемов, связок (комбинаций) и КФУ: 1–10, 2–20, 3–30, 4–40

Из книги автора

III. Планы построения урока а) Типовой план урока1. Вводная часть (2-3 минуты).Цель: Подготовка обучающихся к занятию.Содержание (порядковое): Построение, повороты, ходьба пробежка, объяснение цели и содержание основной части урока.2. Основная часть (до 40 минут).Цель: Изучение

Из книги автора

5 Примерный учебно-тематический план Примерный календарный план-график освоения программыУчебно-тренировочная группа 1-й год обучения4 часа в неделю / 172 часа в год Учебно-тренировочная группа 2-й год обучения4 часа в неделю / 172 часа в год Учебно-тренировочная группа 3-й

Из книги автора

6 Примерный учебный план программы

Открытое занятие

по хореографии

первый год обучения

«Весёлое путешествие!»

Подготовила: Муслимова Елена Николаевна-

педагог дополнительного образования.

Занятие включает описание содержания, структуры, формы, особенностей методики его проведения и способов оценивания результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема занятия: «Полька»

Цель: Научить исполнять (танцевать) полка

Задачи : Разучить движения польки;

Познакомить с музыкальным размером танца « Полька»;

Развивать координацию движений, музыкальный слух;

Вырабатывать легкость движений, осанку;

Воспитывать вежливое отношение к партнерше(шу)

Тип занятия:

Ознакомительный.

Вид занятия :

Используются групповые и командные формы организации деятельности обучающихся.

Возраст:

Год обучения:

1 – й год обучения.

Методы обучения:

Словесный метод (рассказ, беседа);

Наглядные (видеоролик, показ движений);

Практическая работа: игровой метод, метод соревнования, метод импровизации.

Ход занятия:

Вводная часть: 2мин.

Вход под музыку, построение;

Приветствие – поклон;

Основная часть: 40мин.

Сообщение темы занятия;

Новый теоретический материал по танцу полька;

Практический материал – разучивание элементов:

Первая станция: «Лесная» (постановка корпуса, рук, головы);

Вторая станция: «Весёлых человечков» (разминка);

Третая станция: «Цветочная» (пластика животных, задание на образное мышление, игра);

Четвёртая станция: « Полька» (новые движения).

Заключительная часть : 3мин.

Построение;

Совместное подведение итога;

Поклон – прощание.

Реквизит:

Аудиоаппаратура;

Диски с фонограммами;

Мультимедиа проектор;

Бумажные цветы;

Цветок с заданиями;

Нарисованный поезд;

Бумажные смайлики разных цветов.

Конспект занятия.

«Весёлое путешествие»

    Вводная часть .

Вход под музыку.

Построение в шахматном порядке.

Поклон – приветствие.

    Основная часть.

Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в весёлое путешествие – в Чехию, а поедем мы на поезде. Именно в Чехии зародился танец полька. Сегодня мы с вами поговорим о нём и выучим некоторые движения. Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

Дети: Ответы.

Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела.

Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

Педагог: А какие виды танца вы знаете?

Дети: Ответы.

Педагог: Сейчас я вас познакомлю с несколькими видами танца

Показывает иллюстрации. Вы хотите увидеть, как танцы бывают? (дети отвечают). Пока наш поезд еще не подошёл к перрону, я прошу вас присесть на стульчики (ребята садятся).

(видео материал – просмотр)

«Классический» танец- самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.

«Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танецкоторый сочиняет сам народ.

«Бальный» танец - танец который танцевали на балах.

«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» - родиной этого танца как я говорила является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Педагог:

А сегодня мы усвоим с вами такие рисунки как: змейка, две линии, круг, два круга.

На протяжении всего пути, мы будем останавливаться на станциях, выполнять интересные задания и вы сами будете оценивать себя. В этих трёх коробочках лежат смайлики разных цветов. Красный – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – хотелось бы лучше. Выбрав смайлик, вы прикрепляете его на один из вагонов нашего поезда. Садимся в наш поезд и едем до первой станции змейкой, (шаг с носка с правой ноги) выстраиваемся в две линии. Поехали.

(Под музыку «Паравоз Букашка»обучающиеся двигаются за педагогом по танцевальному залу).

1 Станция «Лесная».

(Выстраиваются в две линии.)

Педагог:

Ребята, какие здесь красивые деревья растут, особенно мне нравятся ёлочки, они такие стройные. Давайте мы с вами покажем, какие ёлочки стройные и красивые. Наша голова – это макушка дерева, которая тянется вверх, к солнышку. Наши руки – это ветки, которые тянутся вниз, а за ними мы опускаем плечи. Наш корпус – это ствол ёлочки, он ровный и стройный. Наши ноги – это корни, которые крепко сидят в земле.

(Выполняется упражнение для постановки корпуса).

Педагог:

Посмотрите, как сегодня ярко светит солнышко. А солнышко, какой формы? Правильно. Мы поднимаем ручки и показываем, какое круглое солнышко.

(1 позиция рук, поднимаем наверх (3 позиция рук) и отпускаем, (руки опускаются во 2 позицию) - работа над постановкой рук.

Молодцы! С первым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на первый вагон.

(

(Под музыку обучающиеся двигаются за педагогом).

2 Станция «Весёлых человечков».

Разминка: на середине зала, Мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку.

Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог: И так друзья начнем,

Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

Голова, шея и плечи.

Тренируем мысли и тело,

Приступаем к разминке смело

Разминка «Учитель танцев»

марш на месте;

повороты, наклоны головы;

поднимание плечей;

локти, кисть;

наклоны в сторону;

маршировка на месте;

    упражнения для улучшения гибкости шеи;

    упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

    упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

    упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

    упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

    упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

    упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы. Педагог: Молодцы!

Со вторым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на второй вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

(Под музыку, « Паравоз Букашка» обучающиеся двигаются за педагогом).

3. Станция «Цветочная»

(отдых)

Педагог:

Наш поезд привёз нас на лесную полянку. Посмотрите, сколько здесь растёт красивых цветов - А теперь я буду рассказывать вам сказку (5 мин), а вы мне будете ее показывать. Слушайте внимательно и смотрите на меня.

На поляне растёт красивый цветок (дети, сидя на корточках, сложив руки, ладонь в ладонь над головой, изображают цветок). Наступает утро, встает солнышко, и цветок просыпается и раскрывает свои лепестки (дети начинают потихоньку подниматься на ноги, тянут руки вверх и раскрывают их в стороны). Подул лёгкий ветерок (дети начинают качать руками из стороны в сторону). А теперь подул сильный ветер, и цветочек наклоняется до самой земли (дети начинают сильно раскачиваться из стороны в сторону, стараясь достать руками до пола). И вдруг цветочек оторвался и полетел (дети начинают кружиться вокруг себя, сначала в одну сторону, потом в другую). А теперь к нам прилетели птицы (дети встают на высокие полупальцы и машут руками вверх-вниз). Пришли пингвины (опускаются на пятки, руки за спиной). Снова птицы (полупальцы) и пингвины (ходьба на пятках). А теперь к нам на полянку прилетели пчёлки! А пчёлки жужжат (дети начинают бегать по залу, прижав локти к корпусу, и быстро машут руками вверх и вниз, изображая летающих пчёлок). А еще пчёлки садятся на цветочки и собирают пыльцу (дети садятся на корточки и изображают, как пчёлки «собирают пыльцу в корзинку»). А пчёлки что нам дарят? (дети отвечают: мёд). Хорошо, а кто больше всего из зверей любит кушать мёд? (медведь). Вот и к нам на полянку пришёл медведь! (дети ставят ноги на внешнюю сторону стопы и, читая стих «Мишка косолапый», изображают его). А теперь на нашу полянку прискакали лягушки! (дети садятся на корточки и разводят колени в стороны, руки ставят на пол между коленей). А как лягушки разговаривают? (квакают). А кто у нас самая большая лягушка? (дети прыгают вверх, и хлопают в ладоши над головой). И вдруг к нам на полянку пришли кошечки (дети становятся на колени и, красиво перебирая руками, ходят как кошки). Потянули одну заднюю лапку, потом потянули другую заднюю лапку. А ещё кошки любят чесать лапкой за ушком (сначала одной рукой, потом другой), а потом другой.

Молодцы! С четвёртым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на четвёртый вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон )

Педагог:

Последняя станция « ПОЛЬКА» мы едем дальше змейкой (2 шага на пятках, 2 на полупальцах) и выстраиваем в две линии

(Под музыку « Паравоз Букашка»обучающиеся двигаются за педагогом).

4. Станция « ПОЛЬКА»

Педагог: Вот мы и приехали в Чехию. Сейчас мы переходим к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Первое движение: подскоки на месте по одному.

Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).И Штраус «Полька»

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте».

Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу.

Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2). И Штраус «Полька

приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.

Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №3) И Штраус «Полька»

Педагог: Запомнили?

Дети: Ответы.

Сейчас мы с вами встанем в круг.

Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся пустим руки и сделаем 1 шаг назад.

Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки.

Педагог: Молодцы!

Педагог ставит детей в пары.

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;

2 часть – прыжок «соте»;

3 часть – приставные шаги, хлопки;

4 часть – подскоки;

5 часть – прыжок «соте» Педагог: Если танца будет мало,

Есть у танца поворот:

Мы станцуем всё сначала,

А потом – наоборот!

А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Педагог: Молодцы!

С пятым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на пятый вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

Заключительная часть урока .

Построение в шахматном порядке.

Педагог:

Наше весёлое путешествие подошло к концу. Ребята, как вы считаете, нам всё сегодня удалось? Какие были затруднения? Что нового вы сегодня узнали и выучили на уроке? Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать?

Какая страна является родиной танца «Полька»?

Какие стили танца бывают?

Какие предметы помогают нам? (дети отвечают).

Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно.

Давайте посчитаем, какого цвета у вас больше смайликов и прикрепим их на главный состав нашего поезда (ребята считают и прикрепляют смайлики). В ы большие молодцы! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Мы продолжим работу над движениями на следующих занятиях.

Домашнее задание:

повторять движения польки:

подскоки;

– прыжок «соте»;

– приставные шаги, хлопки;

– подскоки;

– прыжок

Танец « Паровоз Букашка»

Педагог:

Спасибо всем за работу. Давайте поблагодарим себя аплодисментами.

Поклон – прощание.

ЛИТЕРАТУРА:

    Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.

    Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.

    Сборник «Русский фольклор» - М. «Художественная литература» , 1986 г.

Занятие по хореографии для детей старшего дошкольного возраста

педагог дополнительного образования, МУДО "Дом детского творчества" пгт.Усогорск
Назначение: Материал может заинтересовать музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования по хореографии.
Форма организации обучения: нетрадиционное занятие, игра-путешествие.
Тема занятия: «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Тип занятия: повторение и закрепление ранее изученного материала.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Оборудование: музыкальный центр.
Цель: развитие двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Закрепление умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.
2. Закрепить навыки исполнения танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть».
3. Развитие музыкально-ритмических навыков.
4. Развитие воображения, координации движения.
5. Снятие мышечного и психологического напряжения.
6. Воспитание чувств коллективизма, общей культуры поведения и трудолюбия.

Основные методы, применяемые в ходе занятия:
словесный (объяснение, беседа, диалог);
стимулирования и мотивации;
игровой метод;
Структурные элементы занятия
1. Организация начала занятия
Определение готовности к совместной деятельности
Мобилизующее начало
2. Постановка цели и задач занятия
Формулировка цели и задач занятия
3. Повторение и закрепление

Систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала
Акцентирование внимания на опорных моментах материала
Выработка умений и навыков применения знаний
4. Подведение итогов занятия
Оценка качества работы на занятии
Рефлексия

Введение.

Дети всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия начинаются со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.

Ход занятия

1. Организация начала занятия
Дети входят в танцевальный класс . Поклон
Педагог: Добрый день! У нас сегодня занятие не простое. Я предлагаю всем вместе отправиться в удивительное путешествие в страну «Играндия». Все согласны? А возьмем мы с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровый смех и прекрасное настроение. Внимание....., вы слышите летит самолёт? А полетим мы в страну «Играндию» на самолёте. Готовы. Полетели (звук летящего самолёта, дети на импровизированном самолёте летят в страну "Играндия")

2. Постановка цели и задач занятия
Педагог: (играет веселая музыка) Вот мы и прилетели в страну "Играндию". А кто мне скажет, чем мы в этой стране будем заниматься?
Дети: Играть, танцевать, заниматься и др.
Педагог: Правильно, молодцы!

3. Повторение и закрепление
Педагог: И у нас с вами первая остановка - станция "Разминочная" . Кто догадался, что мы будем делать на этой станции???
Дети: Разминку!
Педагог: А для чего нам нужна разминка? (ответы детей)
Педагог: Ну-ка, дружно стройся в ряд! Вызываем всех ребят: из вагонов выходите и разминку покажите.
Дети встают в шахматном порядке на середине зала.
Выполняют упражнения для разминки:
- "тик -так" -наклоны головы назад - вперёд, вправо - влево;
- "мы не знаем" - педагог задает вопросы, на которые дети данного возраста ответить не могут, дети при этом поднимают плечи вверх и опускают вниз, показывая, что они не знают;
- "скелетики" - поднимая локти в стороны на уровне плеч, изображаем скелет, у которого очень подвижные руки;
- "мельница" - большие круговые движение руками, изображаем лопасти мельницы;
- "неваляшка" - наклоны корпуса вперёд - назад, влево - вправо;
- "ёлочки - пенёчки" - педагог говорит "елочки" - дети стоят, говорит "пенёчки" - дети садятся (игра повторяется несколько раз).
Затем по кругу: упражнения «горочка», «тараканы», «гусенички».
Педагог: Молодцы, справились с разминкой. Полетели дальше! (звук самолёта)
Педагог: Остановка! Станция "Загадочная". Хотите узнать, что мы будем делать здесь?? (да)
Педагог: Но для начала - минутка релаксации. Мы с вами выполним упражнение «арбуз» (дети выполняют пор де бра) .
Педагог: А что же такого загадочного в этой станции. А вот что! Я задам вам такие сложные вопросы, что вы никогда не отгадаете.
Проблемные ситуации. Вопросы:
Педагог: Я забыла сколько сторон в классе (Покажите) . Дети показывают.
А сколько диагоналей в классе? (Покажите) . Дети показывают.
А где диагонали встречаются? (Покажите) . Дети показывают.
Педагог: И на этой станции мы со всеми заданиями справились! Летим дальше! Вперед! (звук самолета)
Педагог: А вот и станция третья – "Сказочная" . На этой станции я вам буду рассказывать сказку, а вы попробуете её оживить. Договорились!
Игра на развитие воображения – сказка «Прогулка по лесу» (педагог рассказывает сказку, которую дети должны оживить) .
Попадая на станцию «Сказочная», дети «превращаются» в лесных зверей (работа над эмоциями: радость, страх, испуг и т.д.).
Педагог: Какая красивая сказочная, загадочная история получилась. Все старались. Все справились. Ну что, летим дальше! (звук самолета)
Педагог: Стоп, стоп, стоп! Вижу, впереди станция – "Танцевальная"
Повторение и закрепление танца «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть»
Педагог: Предлагаю нам с вами отправиться на следующую станцию – "Игровая" . Полетелииииии! (звук самолета)
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два».
Попадая на станцию «Игровая» дети делают различные фигуры по – одному, в паре, тройками, а в конце делают одну большую общую фигуру.
4. Подведение итогов занятия
Релаксация. Восстановление дыхания.
Возвращаемся обратно на самолет и летим обратно.
Педагог спрашивает у детей, где они сегодня были. Они рассказывают о своём путешествии всем присутствующим.
Педагог: И это ещё не все сюрпризы на сегодня. Мы летали, мы скакали, мы сегодня поиграли и немножечко устали (Детям наклеиваются веселые смайлики) . Все сегодня молодцы!!
Педагог: Давайте, ребята, попрощаемся с гостями присутствующими здесь.
Поклон.
Все обучающиеся друг за другом и выходят из зала.

Используемая литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб., 1996.
2. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 1991г.
2. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1987г.

Применение игровых технологий на занятиях хореографией

педагог дополнительного образования,Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» Елецкого муниципального района

1. Пояснительная записка.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Аннотация
…о каком бы народе или эпохе не шла речь, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры.
И. Хейзинга.

Родившийся малыш подобен семечку. Прорастет ли оно, увидим ли мы красивое, цветущее и плодоносящее растение? Разовьются ли в нем интеллектуальные и творческие способности? Детская хореография направлена на всестороннее развитие личности. Занятия танцами не только укрепляют здоровье, но и воспитывают трудолюбие, дисциплинируют, раскрепощают и раскрывают внутреннее «Я» ребенка.
Хореография для детей – это:
-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;
-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, определяют ритмический рисунок, знакомят с основами танца;
-развитие воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;
-правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость и грациозность, эластичность связок и т.д.
У детей очень хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует дальнейшее физическое духовное и эмоциональное развитие.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.
Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.
Детские танцы напоминают путешествие в сказочную страну, где все уважают и понимают друг друга. Танцевальное искусство объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый ребенок раскрыть свое внутренне «Я».
Введение
Движение – это одно из главных средств воспитания, которое жизненно необходимо в развитии ребенка. Игра – это универсальная возможность общения с детьми; ценное звено развития ребенка, инструмент воспитания внутреннего «Я». Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен как в игре.
Данная методическая разработка рассчитана для занятий хореографией с детьми в возрасте 6-8 лет.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого с низу в верх.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни, но также - это период творчества. Ребёнок познает мир, у него появляется воображение. У младшего школьника своя, особая ло¬гика мышления, подчиняющаяся динамике образных пред¬ставлений. Это период первоначального становления личнос¬ти, возникновения эмоционального предвосхищения послед¬ствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Актуальность данной методической разработки заключается в исследовании и мониторинге детской игровой деятельности на занятиях хореографией и ее использование на практике.
На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно. Б
Освоив базовый уровень хореографии дети во время игры чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации.
Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.
Задачи методической разработки:
-формирование знаний в области хореографического искусства;
-развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;
- использование игровых технологий на занятиях хореографией;
-развитие нравственно- эстетических, духовных и физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.

Основная часть

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.
Детям младшего школьного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры, при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.
Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.
Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.
Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ.
Фольклорные, игровые песни тоже могут стать формой для занятий по хореографии. Здесь необходим тщательный подбор так как фольклорные песни чаще всего имеют «взрослое наполнение», которое может оттолкнуть детей. Проведя анализ известных игровых песен русского фольклора, рекомендую песни-игры, где дети находят образы понятные их возрасту.
Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять.
Необходимо отментить игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Стретчинг можно отнести к длительным творческим проектам, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время.
Фантазийная игра «Сон». Сюжеты должны быть разнообразными. Необходимо помнить, что они должны быть понятны детям, и в них было не более двух перемен действий, иначе все усилия уйдут на то чтобы не забыть, что делать дальше. Одна из девочек (или мальчиков) пробежится и потанцует «на полянке» («полянку» можно оформить искусственными цветами, главное чтобы они были безопасными для детей) Затем она (он) присядет на стульчик и заснет, а ее (его) окружат все звери, птицы насекомые и будут танцевать – каждый по - своему. Затем девочка (мальчик) просыпается, от удивления хватается за голову, радуется и, становясь в круг вместе со всеми участвующими в игре детьми, кружится вокруг «пенька» (стульчика), на котором она сидела. Можно придумать свой ход сюжета. Определив все представление, можно предложить детям показать результат коллективного труда родителям, это будет для них источником гордости.
Таким образом, можно обыгрывать и другие образы, опираясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии животных, птиц и т.д. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные- почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить, или перекричать остальных. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. На это необходимо обратить особое внимание.
Сюжеты с центральным персонажем и его окружением разнообразны. Например:
«Цветы весной», распускающиеся, когда солнце просыпается. Оно может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди.
«Спящий кот». Спящий кот позволяет мышкам подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. Мышки крадутся и пританцовывают.
«Снежинки и снеговик», «Воспитательница и озорные детки»,«Дождик и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики»,и т.д. Можно придумать много аналогичных сюжетов. Выбирать сюжет необходимо ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей.
«В сказочном лесу». Каждая ребенок выбирает себе образ. В лес входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждого персонажа, в результате чего он показывает свой танец. Затем «ребенок » «выключает» и персонаж замирает.
Также необходимо включать в процесс разгадывания применимо и для предыдущих сюжетов. Например, угадайте, что был за цветок, что за насекомое. Впрочем, можно одну игру показать без разгадывания, а другую – через некоторое время – уже с разгадыванием. Разгадывание потребует больших навыков и усилий в процессе управления игрой, а также большего авторитета у детей.
Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и кузнечиком, и бабочкой. И нарциссом, и розой.
Длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры характерна скорее для детей старшего возраста. Но при этом любая игра в наших руках. Изменим правила, и она станет сложнее или легче.
Необходимо отметить, что игровые технологии представляют бескрайние возможности для их использования их на занятиях хореографией. Игра на занятиях по хореографии становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.
Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Примерные конспекты занятия по хореографии с использованием игровых технологий.

1. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).
Цель занятия: сформировать правильную осанку и умение воплощать музыкально–двигательный образ.
Задачи:
-формировать навыки самовыражения, используя двигательный образ;
-развивать пластичность, выразительность, легкость.
-воспитывать умение эмоционального самовыражения, непринужденности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус.
Оборудование: ноутбук.
Декорации: деревья, цветы, трава, на заднем плане нарисован лес.
Наглядное пособие для игры: цветы на картинке (ромашка, колокольчик) или искусственные цветы.
Ход занятия:
Педагог: Ребята сегодня необычный день – на нашей сказочной, лесной полянке расцвел цветик – семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но для этого нужно выполнить семь его желаний. Вы хотите получить сюрприз? (дети отвечают)
Педагог: Тогда я отрываю первый его лепесток и читаю первое желание.
Разминка
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук.
Упражнения для шеи, плеч и туловища.
Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
16 тактовов – наклоны головы к правому и левому плечу;
8 тактовов – повороты головы направо, налево;
8 тактовов – наклоны головы вперед, прямо;
8 тактовов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз;
8 тактовов – поочередное поднимание плеч;
8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево;
8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;
4 тактовов – наклон вперед, потянуться;
4такта– вернуться в и.п.
Упражнения для ног «Рожки и копытца».
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
8 тактовов- вступление (дети готовятся)
20 тактовов – подъем на полупальцы (растем к солнышку);
4 такта– поочередное поднимание пятки (педали);
10 тактовов – выставление ноги на пятку;
8 тактовов – пяточка - носочек;
4 такта –маленькое приседание
Упражнения для рук «Волшебные ленты»
Исходное положение: ноги врозь, руки опущены вниз, расслаблены.
Педагог: Представьте, что ваши руки – это волшебные ленты. Дует легкий ветерок и колышет наши волшебные ленты.Плавные движения руками вверх, вниз, вместе, поочередно и т.д. Итак, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем второй лепесток.
Упражнения на укрепление осанки
Педагог:
У меня спина прямая: раз, два, три, четыре,
Я наклонов не боюсь: раз, два, три, четыре,
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
И присесть и покружиться,
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
раз, два, три, четыре,
три, четыре, раз, два.
Педагог: Отрываем третий лепесток (выполнить упражнения по кругу). Дети давайте сделаем круг (Построение в круг)
Танцевальный шаг с носка, шаг на высоких полупальцах (растем к солнышку), шаг с высоким подниманием колена (цапля), подскоки.
Педагог: Отрываем четвертый лепесток (упражнения, сидя и лежа на полу)
Пластика животных. Имитационно – образные упражнения на укрепление осанки: в положении сидя и лежа.
Упражнение « бабочка».
И.п: сед по-турецки.
Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох).
Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) ноги машут, как крылья.
Сидя на четырех точках: упражнение «кошечка» (добрая и злая)
Упражнение лежа: «лягушка», «ласточка».
Педагог: Встали на ноги и попрыгали как мячики.
Педагог: ребята устали нужно отдохнуть и расслабить свои мышцы. Релаксация: «на лугу»
Педагог: дети представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу: ромашки, васильки, колокольчики, незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте ляжем на коврик, расслабимся и представим себя каким-нибудь красивым цветком.
Педагог: Отрываем пятый лепесток (фантазия) А теперь давайте перенесемся в далекую сказочную страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Давайте выберем какой-нибудь один цветок, например Розу. Попробуем изобразить, что с ней происходит.
Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.
Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. И, наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывайте это не просто цветок, а прекрасная роза. Давайте попробуем уложить руки, словно лепестки. Оживите свой цветок.
Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок! Я – самая прекрасная Роза на земле, мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!
-Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть.…Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!
Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.
Педагог: Отрываем шестой лепесток (игра)
Креативная (творческая) игра: «Какой цветок растёт на клумбе?»

Дети делятся на две команды. Это будет две клумбы. Каждой команде дать задание. Первой -показать картинку, на которой нарисована ромашка, а второй- колокольчик. Дети должны образно изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какой цветок растёт на клумбе. Отрываем седьмой лепесток (пожелания)
Педагог: Ребята, что бы вы хотели пожелать друг другу? (дети желают друг другу добра, дружбы и т.п.).Ну, вот все желания цветика-семицветика мы выполнили, а теперь он дарит вам цветок со своей сказочной полянки (дети выбирают себе понравившийся цветок, изготовленный из карамели, путем связывания). Дети выходят из зала.
2. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).
Цель занятия: формировать правильную осанку.
Задачи:
-развивать воображение, координацию движений.
-формировать и развивать коммуникативные отношения в группе.
-развивать пластику, выразительность движений.
Оборудование: ноутбук
Ход занятия:
Дети входят в зал. Построение. Поклон.
Педагог:
- Сегодня мы с вами отправляемся в поход по родному краю. Вы готовы отправиться? Тогда, слушайте меня внимательно.
-Отправляемся в поход. Сколько нас открытий ждёт.
- Мы шагаем друг за другом лесом и зелёным лугом.
(дети выполняют общеразвивающие упражнения по кругу: шаги с носка, шаги на пятках, пяточки- носочки, «цапля», «лошадки», топотушки, бег на п/п, различный по характеру бег, с работой рук, шаги с хлопками).
- Посмотрите, какие у нас в крае красивые бабочки!
-Крылья пёстрые мелькают,
в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
полетели, закружились.
(дети исполняют этюд «бабочки»).
- Какие вы молодцы! посмотрите, сколько выросло грибов у осинок и дубов.
Мы грибочки собираем, но колени не сгибаем.
(дети выполняют port de bras; наклоны вперёд).
-Вижу, скачут по опушке
две весёлые лягушки.
Прыг- скок, прыг- скок,
прыгают с пятки на носок.
(дети исполняют этюд «лягушки»).
- Посмотрите, на какой поляне мы оказались. Как здесь красиво, сколько различных цветов. И я вам предлагаю поиграть в игру «цветочки».
(Проводится игра).
- Молодцы! У вас у всех получились красивые цветочки. Давайте, составим букет из наших цветов! И подарим этот букет нашим мамам, (дети исполняют этюд «вальс цветов»).
- Нам пора отправляться домой, а поможет нам в этом игра «след в след». (Проводится игра).
- Вот мы и вернулись. Понравился поход?
- До свидания. Поклон. Уход из зала.

Примерные сценарии игр, применяемых на занятиях хореографией

Осень
Ветер по лесу летал
(дети плавно машут кистями рук)
Ветер листики считал:
(поочередно загибают пальцы)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Ветер и листья
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит.
(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
(потереть ладошку о ладошку).
Он повсюду их разносит,
Поиграет, снова бросит
(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).
Тшш- тшш, тшш-тшш
(опять потереть ладошки).
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит
(поднять руки и покружиться).
Шур-шур-шур, шур-шур-шур
(потереть ладошки).
Соберет в большую кучу
(руками нарисовать кучу),
Убежит и сядет в тучу
(слегка присесть)
Тшш- тшш, тшш-тшш

Веселый оркестр
Кот играет на баяне,
Зайка наш на барабане.
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть!
(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).

Зимние забавы
Мы на лыжах идем,
Мы взбираемся на холм.
(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Машут руками, словно работают лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
(Подняли руки вверх)
Он деревья кружит, вертит,
(Вращение туловищем вправо, влево)
И среди ветвей шумит,
Снег летит, летит, летит.
(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
(Прыжки по кругу)
Раз – прыжок и два – прыжок-
(Прыжок в круг, прыжок из круга)
Вот и скрылся наш дружок.
(Присели)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо в садик возвращаться.
(Ходьба)
«Цветные краски»
(Психомышечное расслабление)
Вот сейчас закроем глазки и окажемся мы в сказке.
В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и краски взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мяч, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие Красочки знали это, а уже дети. Конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым. И наши дети – самые добрые и ласковые.
«Хочу не хочу»
Дети стоят парами лицом по линии танца.
На вступление мальчик подаёт обе руки девочке. Затем девочка подаёт руку мальчику (корзиночка).
1-8 такты - дети подскоками движутся против часовой стрелки.
1-16 такты - на начало 9 такта не разъединяя рук, то есть поворотом друг к другу. Дети меняют направление движения и на 16 такт разъединяют руки поворачиваясь лицом друг к другу и исполняют тройной притоп.
Вторая часть танца.
1 такт - два сквозных хлопка.
2 такт - исполняя тройной притоп дети отворачиваются друг от друга. Направление в сторону становится лицом, голова делает отрицание движения не хочу, руки на талии.
3 такт - два сквозных хлопка, тройным притопом поворачиваются лицом друг к другу, голова кивает «да хочу». С тобой танцевать и соединяют руки.
4-8 такты - подскоками танцуют в кружочке в право, на 8 такт тройной притоп, остановка, руки не разъединяются.
9-16 - такты повторить 5-8 такт, но движение подскоками в лево и на 16 такт тройным притопом занять исходное место.
«Дружные тройки».
В начале и в конце звучат три аккорда.
1 аккорд - дети стоявшие в центре подают руки разведя их слегка в стороны.
2 аккорд - дети стоявшие по краям кладут руки одновременно.
3 аккорд - крайние дети определяют положение своей свободной руки.
С 1-16 такт - в тройках исполняют лёгкий бег, дети движутся по линии танца, дети должны сами научиться регулировать длину своего шага и в конце 16 такта - остановка.
Следующую музыкальную фразу, крайние дети ритмично хлопают в ладоши, а ребёнок центральный импровизирует и поклон приглашение.
1 аккорд - ребёнок стоящий в центре делает поклон любому кого он будет приглашать.
2 аккорд - подавая ему руку, он меняется местами.
3 аккорд - все одновременно берутся за руки и занимают исходное положение.
«Аннушка».
Дети стоят по линии танца друг против друга.
На вступление мальчики делают поклон головой, девочки деми - плие по первой позиции (маленькое). Затем делают хлопок двумя руками перед собой, потом правой рукой делаем хлопок с партнёром, левая рука на талии. Повтор с левой руки.
3-4 такт - 6 шагов вокруг себя, девочки начинают с правой ноги, мальчики с левой ноги.
5-6 такты - повтор. Делаем три шага, становимся лицом по линии танца, мальчики и девочки делают из рук корзиночку.
По линии танца делаем три шага через первую позицию, делаем прыжок наверх и два прыжка по шестой позиции. Затем друг от друга делаем девочки вправо, мальчики влево, три шага остановились лицом друг к другу.
«Друзья».
Исходное положение лицом по линии танца.
1 такт - идёт приглашение мальчик подаёт правую руку, девочка кладёт левую.
Идя по линии танца три шага вперёд на четвёртый притоп, исполняется четыре раза, вернувшись в исходное положение.
Затем друг от друга делаем боковой шаг с окончанием в плие, шаг нога выносится на каблук в другую сторону, только в конце притоп по 6 позиции. Шесть шагов вокруг себя, остановиться лицом друг к другу и пригласить. Начиная влево подскоками меняемся местами в конце с прыжком делаем хлопок, повторяется этот поворот. Хлопок, плие повторяется, затем вокруг себя три шага.
Танец начинается всё с начала по линии танца.
«Отойди и подойди»
Дети становятся в пары лицом по линии танца.
На музыкальное вступление мальчик подаёт обе руки девочке, затем девочка подаёт руки мальчику - положение «корзиночка».
1-8 такты- дети двигаются подскоками в парах, в конце 8 такта прыжком на обе ноги останавливаются лицом друг к другу, руки кладут на талию.
9-10 такты - четырьмя небольшими шагами с правой ноги спиной отходят друг от друга, то есть мальчики к центру, девочки от центра.
11 такт - двумя шагами с правой ноги (более длинными) идут навстречу друг к другу.
12 такт - тройной притоп с правой ноги.
13-16 такт - повторить 9-12 такт только с левой ноги.
17-20 такты - дети берутся под правые руки, свободные руки либо закрыть на талию, либо открыть, и кружатся подскоками, не смещая пару с места.
21-24 такты - сменить руку и направление движения и в конце 24 такта прыжком на обе ноги развернуться в исходное положение, то есть образовать корзиночку в руках и встать рядом. Композиция продолжается с начало.
Игра на произвольную композицию: «Курочки, цыплятки, петушки»
Петух.
Одновременно поднимая правую ногу поднимает правую руку. Затем с левой. поднимает правую ногу и одновременно две руки, затем с левой.
Потом, ставя ногу на каблук, отряхивается. Поднимает две руки наверх.
4 такта - выбегает 4 курочки на цыпочках руки сзади, чуть оторваны от туловища.
2 такта - делают поклон друг другу, то влево то вправо.
2 такта - меняются местами.
4 такта - повтор два предыдущих движения.
2 такта - поднимая правую ногу и левое крыло, затем всё с левой.
2 такта - поднимая два крыла поворачиваются вокруг себя.
2 такта - все вместе идут вправо четыре простых шага.
2 такта - мазок к себе три раза пожали плечами.
4 такта - повторяя два предыдущих движения, только в левую сторону.
2 такта - мазок три раза покачали головой.
4 такта - повторяется мазок с головой.
2 такта - петух прокричал ку - кА - ре - ку.
2 такта - на цыпочках курочки подбежали к петуху.
2 такта - сели три раза с права на лево поклевали.
2 такта - попили воду. Встали.
2 такта - наклонили корпус к ноге.
2 такта - правая нога сделала упражнение носок каблук носок.
2 такта - поворот вокруг себя.
4 такта - с другой ноги тоже самое.
2 такта - сели вниз под крылья петуха и уснули.
Игровое упражнение на внимание.
Построить детей в колоны.
1-2 такты - четыре подскока на месте исполняет первая колона.
3-4 такты - два прыжка и тройной притоп исполняет вторая колона.
5-6 такты - тройной притоп два прыжка третья колона исполняет.
7-8 такты - четыре хлопка все вместе.
Можно менять нумерацию колон и менять задания.
Это упражнение развивает реакцию ребёнка.
Игра на произвольную композицию: «Паровозик, вагончик»
8 тактов - паровозик под №1 начинает собирать вагончики, когда он их собрал они отправляются в путь.
8 тактов - двигаясь по кругу, на 6 такт два последних вагона отцепились и поехали назад.
8 тактов - паровоз и вагончики заметили исчезновение вагонов. Они тормозят, делая выпад вперёд наклон корпуса и полукруг в сторону, где остановились вагончики. Одновременно те два вагончика делают выпад назад и затем просто стоят.
8 тактов - двигаясь по кругу подъезжают сзади паровозик и вагоны к вагонам зацепили делая выпад вперёд назад и продолжают путешествие.
8 тактов - двигаясь по горкам, поднимая то одну сторону, то другую. Двигаясь по мостику, делая волну правой стороной рук.
Подъезжая к станциям №3, 4, делают наклон вправо, влево, а другие вагоны поднимаясь на полупальцы машут рукой.
На последний такт становятся в исходное положение.
Игровое упражнение «Встреча».
Дети стоят лицом друг к другу.
1-2 - такты дети первой шеренги выполняют четыре прыжка наверх на встречу второй шеренги.. вторая шеренга стоит на месте.
3-4 - такты вторая шеренга прыгает на встречу.
5-6 - такты первая шеренга возвращается на место.
7-8 - такты вторая шеренга возвращается на место.
9-12 - такты на месте прыгают в повороте.
Во время поворота можно исполнить хлопки.
Следить за тем, чтобы во время прыжков дети сохраняли вертикальное положение.
Ира «Мячики».
Построить детей в три колоны. Ноги в первой свободной позиции, руки на поясе.
1-4 - исполняют прыжки на месте дети первой колоны (8 прыжков).
5-8 - такты исполняет вторая колона.
9-12 - такты исполняет третья колона.
13-15 такты - все дети стоящие последними в колонах обходят свою колону с право, двигаясь подскоками вперёд.
16 такт - с правой ноги делают шаг вперёд на место предыдущего и закончив в маленькое плие.
Игра продолжается дальше.
Игра помогает проучить подскоки, прыжки, ходьбу с носка, слушать музыку, ребёнок приучается принимать самостоятельно решение.
Игра «Ведущие вперед».
Поставить детей в две колоны. Научить детей образовывать цепочки, бегать, маршировать.
Первая часть игры. Музыка маршеобразная.
Дети, стоящие в колоне последними проходят в нутрии и становятся первыми. Проследить, чтобы дети занимали всю музыкальную фразу.
Вторая часть игры.
Музыка подвижная, удобная для лёгкого бега.
Все образуют две цепочки. Если цепочка будет двигаться влево, то удобнее взяться правыми руками впереди. И ведущие заполняя всю музыкальную фразу, увлекают за собой всех детей. Бегут на своё первоначальное место, а затем по музыкальной фразе.
Игра «Ищи свой цвет».
В центре зала на одной линии на определенном расстоянии друг от друга стоят три ребёнка держа в руке платок, остальные дети по несколько человек образовывают кружки возле водящих.
1 часть музыки хороводная. Дети с платками выполняют заданное задание, а остальные водят хоровод.
2 часть музыки оживленная. Дети с платками пританцовывая на месте, а остальные свободно прыгают.
3 часть музыки. Спокойная. Водящие дети с платками на вторую половину фразы меняются местами или меняют платки, а все остальные собираются у одной из стен зала лицом к стене. В конце фразы закрывают глаза.
4 часть музыки оживленная. Очень вежливо дети бегут к своему цвету. Развивает музыкальную память, быстроту реакции, внимательность
Игровое упражнение «Плетень».
Дети встают в две линии напротив друг друга, образовав при этом плетень. Одна из шеренг начинает первой, другая стоит на месте. Дети начинают движения заданное педагогом (простой шаг, шаг на полупальцах и т.д.).
Затем делает вторая шеренга, первая стоит на месте. На новую музыкальную фразу дети разбегаются по всей площадке (музыкальное сопровождение полька).
На хлопок педагога все дети должны выстроиться в шеренги в исходное положение.
Здесь проявляется элемент соревнования в том, кто быстрее построит плетень.
Игра «Бесконечная сказка».
Музыка спокойная, лиричная.
Дети образовывают цепочку.
За ведущим змейкой двигаются в том же направление, котороей выбирает ведущий. В конце музыкальной фразы змейка останавливается. Первый и второй ребёнок поднимая руки образовывая воротца поворачиваются лицом к змейке и идут к хвосту подстраиваются, теперь ведущий будет третий ребёнок.
Он выбирает направление движения. В конце музыкальной фразы третий и четвёртый ребёнок образуют воротца и движутся в хвост змейки, а змейка продолжает идти вперёд. Затем водящий становится пятый ребёнок. Змейка стоит и т.д.
Игра помогает развить слух, музыкальную память. Отработать шаги на полупальцах, закрепляет умение образовывать воротца, а также принимать самостоятельное решение.
Игра «Передай платочек».
Дети выстраиваются по кругу лицом к центру на расстоянии одной вытянутой руки.
Музыка очень плавная, мягкая, лиричная.
У одного из детей находится платочек в правой руке.
1 такт- ребёнок передаёт платочек через первую позицию рук. Рядом стоящий принимает его в конце такта и т.д., остальные дети отхлопывают такт. В конце музыкальной фразы, то ребёнок у которого оказывается платочек выходит в центр круга и на вторую часть быстрой музыки импровизирует, а все остальные дружно похлопывают.
Развивает: музыкальный слух, аккуратность, вежливость, умение действовать в характере музыки, активно принимать самостоятельное решение в движение.

Заключение


В младшем школьном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносят сяим в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности.
Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений.
Формирование творческой личности одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.
Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить её, побудить развитию творческого потенциала.
Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является главной формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.
Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.

Список использованной литературы

1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997), журнал “Натали” (№№2, 4, 6, 9, 12/1997).
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.
3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Музыка, 1961. –
8. Работа актера над собой. К.С. Станиславский. Собр. соч., т.2, М., 1989.
9. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!