Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Турецкая масляная борьба. Турецкая борьба

С 1362 года в турецком городе Эдирне ежегодно проводятся соревнования по киркпинару – национальной турецкой борьбе. Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким соперникам невозможно. Судя по всему, единственный действенный метод воздействия на противника в киркпинаре – засунуть руку ему в штаны и за что-нибудь там ухватиться.

Киркпинар – старейший непрерывно действующий чемпионат в мире.

По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит «ялы гюрэш», выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально.

Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – «киркпинар».

Так в городе Киркпинар возникла борьба ялы гюрэш. А сегодня этот город греческий, поэтому соревнования проводятся в Эдирне. Раз в год этот город становится самым интересным местом для всех любителей киркпинара.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанами из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов.

Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны трудно, но можно засунуть в них руку.

Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления, не существует. Скорее всего, никак. Проконтролировать элементы неспортивного поведения невозможно технически.

Очевидно, что главными свойствами великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должны быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре.

Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает. От иностранцев приёмы киркпинара надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.

Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства.

Победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу.

Кажется, что юноши сейчас начнут танцевать мазурку, но нет, предстоит долгая, изнурительная схватка.

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40.

Для сравнения, в дзюдо время схватки во взрослой категории – 5 минут и 2 дополнительных. В киркпинаре в категории бас-пехлеван – 40 минут и 15 дополнительных.

Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов.

В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.

Лица масляных борцов выражают даже не спокойствие, а невозмутимую, непоколебимую отрешённость.

Спортивной злости нет места на киркпинаре.

Турецкая борьба

«Кыркпынарские соревнования» (а именно так называется самое известное состязание в этом виде) по турецкой борьбе в масле традиционно проходят в районе Сарайичи в провинции Эдирне с 1361 года. Состязания проходят ежегодно в начале июля. Есть несколько легенд о том, как эта традиция зародилась. Самая известная гласит о том, что на это место прибыл султан Орхан Гази вместе с Сулейманом-пашой и 40 воинами. Они разбили лагерь. В какой-то момент солдаты начали бороться. Двое братьев, Али и Селим, боролись несколько часов, и ни один не мог одолеть другого. Тогда было решено продолжить борьбу на праздник весны Хидреллез. Сулейман-паша пообещал победителю пару кожаных штанов (kispet). Борьба началась в праздник рано утром и не завершалась до полуночи, когда оба брата умерли от истощения. Их друзья похоронили их под фиговым деревом и уехали. Много лет спустя некие люди приехали в эти места и увидели, что по захоронению течет обильный ручей. Они назвали это место Kırkpınar - Сорок ручьев. В наше время оригинальное поселение Кыркпынар расположено в Греции. В конце Первой мировой соревнования проходили в городке Вирантекке в Эдирне. А с момента основания Турецкой республики «переехали» в Сарайичи. До 1928 года организацией соревнований занимались Kırkpınar Ağaları («Браться Кыркпынара»). Они развлекали гостей и награждали победителей. Но с 1946 года главный организатор - муниципалитет Эдирне. Основные отличия Кыркпынарской борьбы от греко-римской - в продолжительности матча и правилах. Турецкие борцы обмазывают тело оливковым маслом, чтобы их было сложно удержать, и носят киспеты - кожаные штаны. Они изготавливаются из воловьей кожи и весят около 12 килограммов. В старину церемония надевания киспетов была очень торжественной. Штаны имел право надеть только Pehlivan - то есть, борец высшей категории. Киспеты хранятся в Zembil (зембиль). После состязания борец моет штаны и складывает в зембиль до следующей схватки. Когда пехливан вешает зембиль на стену, значит, он больше никогда не будет бороться. Перед состязанием все пехливаны выстраиваются вдоль поля и Cazgır (джазгыр), рефери, объявляет их имена и титулы, сопровождая это молитвой. Затем борцы выходят на поле и совершают разминочные движения, которые называются peşrev (пешрев). Все это происходит под звуки davul (давул), барабана, и zurna (зурна), рожка. Главная цель пехливана на Кырпынарских соревнованиях - стать Başpehlivan (башпехливан), то есть главным пехливаном, или чемпионом. Он также получает награду. Тот борец, который становится башпехливаном три года подряд, получает главный приз - 22-каратный золотой пояс, который весит 1,5 килограмма.

Борьба по своей сути – выяснение между мужчинами кто сильнее. Искусство борьбы было известно с древних времен. У каждого народа есть свой национальный вид борьбы. В Турции этот вид спорта называется «яглы гюреш», что в переводе означает масляная борьба. Почему масляная? Да потому, что перед схваткой богатыри смазывают тело оливковым маслом.

Я представляю, как тяжело бороться со «скользким противником». Наверное, поэтому на борцах должны быть надеты кожаные брюки весом больше десяти килограммов. За них разрешается захватывать соперника. Раньше кисбет (так называются борцовские штаны) шили из кожи буйвола, теперь из телячьей кожи. История этого вида спорта идет издалека. Говорят, что, захватив несколько крепостей, султан Орхан Гази с братом на привале решили развлечься богатырскими играми и затеяли бойцовый турнир. Самые сильные борцы никак не могли одолеть друг друга и боролись до тех пор, пока не упали замертво. Их похоронили вместе.

По прошествии времени воины посетили захоронение и увидели, что появилось много родников. Это место назвали «Сорок источников» - Киркпинар. Главное событие года по масляной борьбе тоже называется Киркпинар. Символично, не правда ли? Восемь месяцев отбирают лучших из лучших борцов по всей стране. И вот в один из летних дней в Эдирне начинается фестиваль масляной борьбы. Тысячи зрителей съезжаются на праздник атлетов.

Фестиваль начинается с того, что процессия, сопровождаемая национальной музыкой, отправляется в мечеть Селемие, где имам проведет службу в честь борцов пехлеванов. Впереди несут главную награду Золотой пояс. Затем посещение могил легендарных спортсменов. Только потом все двигаются к месту проведения соревнований. Главный судья представляет зрителям борцов, и начинаются схватки. Фестиваль сопровождается ярмарками, танцами, вкусными угощениями.

Победитель получает приз 100 000 долларов и титул баспехлеван (старший борец). А кому же достается Золотой пояс? Если баспехлеван в течение трех лет докажет, что он самый-самый – Золотой пояс его. Ведь борьба это радость победы великой.

Турецкая борьба в целом похожа на вольную, хотя и имеет специфические черты. Главный нюанс – оливковое масло, которым обильно смазываются атлеты перед боем. После этого они становятся жутко скользкими, и ухватить противника можно лишь за специальную лямку, расположенную в его штанах, куда надо запустить руку….

Кстати, одним из условий дисквалификации является повреждение или хуже того потеря штанов.

Второе отличии в разделении на категории бойцов. Тут критерием выступает не вес, а рост противников.

Ну и наконец, третье отличие – полное отсутствие временных рамок боя.

Драться можно сколько угодно долго, все зависит только от ловкости и выносливости бойцов. Зато в бое можно делать перерывы небольшие.

Цель у спортсменов в бою – положить противника на лопатки, как в практически и любой борьбе, а сам турнир идет навылет.

Турецкая борьба сейчас переживает не лучшие времена. Обычно призовой фонд турнира образуют взносы VIP-трибуны – министров, бизнесменов и т.д. Организаторы сами закупают масло для борцов.

Кстати, турецкая борьба гюреш чисто мужская забава – женщины даже как зрители туда не допускаются.

АНКАРА, 3 янв - РИА Новости, Федор Смирнов. Фестивали турецкой национальной "масляной" борьбе гюреш, которые проводятся ежегодно в городке Кыркпынар на северо-западе страны, являются одними из старейших соревнований в мире. Отсчет их истории ведется с 1362 года, когда турки-османы захватили Адрианополь (ныне Эдирне) и объявили его своей столицей.

Борьба гюреш как искусство

Согласно легенде, 40 лучших воинов султана решили выяснить, кто из них самый сильный и ловкий, и устроили состязание в борьбе без правил, говоря современным языком. В финал вышли двое турецких богатырей (пехлеванов), которые в течение нескольких часов сражались друг с другом, но так и не смогли выявить победителя. В конце концов оба упали обессиленными и скончались прямо на поле боя, на котором через некоторое время начал бить ключ, получивший название Кыркпынар (сорок источников). Соревнования по борьбе на этом месте стали с тех пор проводиться каждый год.

Особенность этой борьбы в том, что тела пехлеванов перед боем обильно смазываются оливковым маслом. Борцы выступают в кожаных штанах из бычьей кожи, которые, пропитываясь маслом, создают дополнительную нагрузку для спортсменов.

Как рассказал РИА Новости борец из города Коджаэли Эркан Эртем, пехлеваном может стать каждый мужчина, детей начинают обучать искусству борьбы с 11 лет, а в соревнованиях можно участвовать до 45-летнего возраста.

"Часто спрашивают, почему мы обливаемся маслом. Это дань олимпийской традиции: в Древней Греции борцы тоже обливались маслом. Только они боролись либо обнаженными, либо в коротких шортах, а поскольку мы мусульмане и у нас нагота не приветствуется, мы используем специальные кожаные штаны. Борьба гюреш занесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, и я горжусь, что причастен к этому виду спорта, и делаю всё, что в моих силах, для его популяризации", — говорит Эртем.

По его словам, пехлеваны это — профессиональные спортсмены.

"У нас нет никакой любительщины. Мы представляем обычно либо спортивные клубы, либо мэрии наших городов. В год в Турции проходит 100-150 соревнований пехлеванов разного масштаба, но главный фестиваль проходит в июле в Кыркпынаре, там участвуют лучшие борцы, и за соревнованиями наблюдают 30 тысяч зрителей", — рассказывает он.

"Можно ли назвать нашу борьбу искусством? Наверное, в какой-то мере, да. Это красивый вид спорта, соревнования проходят под старинную национальную музыку, все участники — от спортсменов до судей и музыкантов — одеты в особую одежду. Это всегда красивое зрелище — не только спорт, но и часть нашей национальной культуры. На поле во время борьбы, конечно, испытываешь разные чувства, бывает, и ненависть к противнику. Но как только борьба заканчивается — мы всегда обнимаемся, и вне поля мы дружим и прекрасно общаемся", — говорит Эртем.


Рука в штанах соперника

Как же выглядят соревнования по борьбе гюреш? Бои длятся 40 минут. Если за это время победитель не был выявлен, добавляются еще 15 минут. Победителем считается тот, кто либо положит соперника на лопатки, либо поднимет его над собой. После каждого тура в паре определяется победитель, который продолжает борьбу, а проигравший выбывает. В финале встречаются два сильнейших спортсмена.

Перед началом соревнований на поле выносят большую емкость, наполненную оливковым маслом, которым борцы смазывают друг друга. Перед каждым туром борьбы скользкие и блестящие пехлеваны выстраиваются в одну линию, диктор каждого представляет, после чего они расходятся от центра к трибунам, размахивая руками, как мельницами. Потом сходятся по парам и начинают бороться, пытаясь схватить друг друга за любую часть тела. Когда противник в масле, это очень непросто сделать.


Пояс штанов — это единственное место, за которое можно крепко зацепиться, удачным приемом удается сунуть руку в штаны соперника и схватиться там за специальную лямку, тогда захват будет более надежным. Со стороны это выглядит немного забавно и даже извращенно, но привыкшие к этому зрелищу зрители воспринимают такие приемы как должное.

Борцы время от времени могут попросить минутный перерыв. Бывает, что один пехлеван сидит верхом на другом, и оба отдыхают, вытирая лицо салфеткой. Отдохнули, и снова начали словно лениво друг друга хватать.


Многовековые традиции

Пехлеваны борются под звуки национальных инструментов — ударного давула и духовой зурны. Музыка тягучая, в точности соответствующая неспешности самой борьбы. Музыканты и судьи одеты в национальные османские костюмы - это обязательный атрибут зрелища. Ведущий не только представляет спортсменов и комментирует ход боев, но и время от времени вставляет мусульманские молитвы на арабском языке, читает стихи. Это тоже дань многовековой традиции.

Представитель Федерации гюреш Турции Эрол Джесур рассказал РИА Новости о других традициях этой национальной борьбы.

"Традициям гюреш уже много столетий, начиная от приглашений на соревнования до вручения наград победителям. Сохранены все старинные названия и роли участников. Например, по-прежнему большую роль в соревнованиях играет güreş ağası (гюреш агасы) - организатор и ответственный за них, хранитель традиций, и сегодня мы бы его еще назвали спонсором. Ведущий соревнований называется сazgır (джазгыр). Он мотивирует своими речами борцов, поднимает трибуны", — говорит Джесур.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!