Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Велосипедный спорт. Беседа велосипедный спорт Конспект на тему велосипедный спорт

План-конспект тренировки по велоспорту-шоссе на тему: « Обучение техники езды на велосипеде в команде », в группе начальной подготовки 2 года обучения.

Тип тренировки: обучение.

Цели:

Образовательные: обучение техники езды в команде, совершенствование прямолинейности езды в группе и в команде.

Развивающие: развивать координационные качества, ровность и плавность комплексных действий, силовые: развитие специальной выносливости посредством силовой подготовки.

Воспитательные: воспитать морально-волевые качества - смелость, коллективизм, ответственность.

Инвентарь: спортивные шоссейные велосипеды, дорожные тумбы, сопровождающий автомобиль технической помощи.

Преподаватель: Шадчнев Е. В.

Ход тренировки.

Части тренировки

Дозировка

Методические указания

Подготови-тельная часть 23 мин.

1.Построение. Сообщение задач тренировки.

Инструктаж по технике безопасности.

3 мин.

Отметить отсутствующих, обратить внимание на спортивную форму.

2. Выезд на велосипедах спокойно в парах на место проведения занятий.

10 мин.

Соблюдать дистанцию и ширину занятой проезжей части.

1. Разминочная работа.

17 мин.

Езда в парах 8 км., в повышенном темпе, осмотр трассы.

Основная часть 30 мин.

Рассказ о технике езды в команде.

1. Движение в команде в умеренном темпе 3-4 человека со сменами до разворота (4 км).

2. Остановка перед разворотом. Установка тумбы на месте разворота.

Рассказ о технике прохождения разворота в команде.

3. Прохождение разворота в команде и движение в команде до начала места занятий.

7 мин

9 мин.

7 мин.

10 мин.

Стоя на месте построение с велосипедами по местам в команде, объяснение смены вправо и смены влево. Для лучшего усвоения провести самих учащихся пешком с велосипедами по траектории движения езды в команде.

Провести учащихся пешком с велосипедами по траектории прохождения разворота.

Закрепление езды в команде с разворотом (8 км).

17 мин.

Следить за техникой езды в команде.

Заключительная часть 23 мин.

1.Возвращение на велосипедах спокойно в парах в спортивную школу.

Показ видеоролика о технике езды в команде.

10 мин.

3 мин.

2. Подведение итогов занятий. Прощание с учащимися.

1 мин.

Отметить отличившихся учащихся.

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по велоспорту на тему: « Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

Тренер-преподаватель Шадчнев Е.В.

Цель: активизация знаний обучающихся о правилах дорожного движения, сформировать у детей четкое знание того, что ПДД - это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

Задачи:

Воспитательная: Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, недопущения неправомерных действий на дороге.

Информационная: Обогащение знаний учащихся о правилах поведения пешехода на дороге, велосипедиста на проезжей части.

Развивающая : развивать внимательность, зрительную память.

Обеспечение мероприятия:

1. компьютер, мультимедийный проектор

2. слайды дорожных знаков, электронный учебник по ПДД.

3. план-конспект, сборник по ПДД, брошюры «Правила дорожного движения».

Структура мероприятия:

1. Организационный момент (3-5 минут)

2. Вводная часть (3-5минут)

3. Основная часть (20-25 минут)

3.1 Изложение теоретического материала

3.2 Игра с учащимися по знакам дорожного движения

4.Заключительная часть (3-5минут)

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Приветствие участников мероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.

2.Вводная часть. (беседа).

3. Основная часть.

3.1Изложение теоретического материала (рассказ, демонстрация слайдов, объяснение).

3.2 Игра с учащимися по знакам дорожного движения.

4. Заключительная часть.

Делаются выводы по содержанию мероприятия, его проведению.


Технологическая карта конструирования урока.

Предмет – ОБЖ

Класс – 6.

Тема- «Вождение велосипеда и соблюдение ПДД».

ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся убеждение в том, что водить велосипед необходимо с соблюдением Правил дорожного движения

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные :

Знать, с какого возраста по дорогам разрешено водить велосипед;

    уметь принимать обоснованные решения при вождении велосипеда по дороге с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

    пониматть учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    уметь извлекать необходимую информацию при изучении Правил дорожного движения;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3. Личностные:

    осознавать необходимость ответственного отношения к Правилам дорожного движения;

    усвоить правила индивидуального безопасного поведения при возникновении опасностей на дорогах.

__

Словарь урока:

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

Ресурсы урока:

Рабочие листы для учащихся (на каждого ученика) (Приложение 1);

Листы самооценки (на каждого ученика) (Приложение 2);

Мультимедийная техника: компьютер, проектор.

1 этап

Орг. Момент

(не более

1 мин)

Здоровается, благодарит за готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей)

Самоконтроль подготовки

2 этап .

Мотивация

(не более

2-3 мин)

- Организует прослушивание песни (Приложение 1) .

Задает вопросы классу:

1.

какая будет тема нашего урока?

2. О чем будет наше сегодняшнее занятие?

Формулирование темы урока: (Берет велосипед) как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? (слайд №1)

Участвуют в обсуждении;

Отвечают на проблемные вопросы;

Формулируют предполагаемую тему урока

3 этап .

Актуализация знаний

(не более

1-2 мин)

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)

У кого есть велосипед? Умеете его водить? (не ездить). Нужно ли при этом соблюдать ПДД? В чем польза езды на велосипеде?

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы.

4 этап . Целепола-

гание и п ланирование

(Не более 1 мин)

Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цели урока : после урока вы сможете

    дать определение понятию «велосипед»;

    знать, с какого возраста по дорогам разрешено водить велосипед;

    знать обязанности велосипедиста при осмотре и подготовке велосипеда к выезду;

Уметь принимать обоснованные решения при вождении велосипеда по дороге с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, что бы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы вождения велосипеда и соблюдение ПДД могут войти в план урока?»

План.

1. Велосипед. Требования к движению велосипедистов.

2. Основные требования к техническому состоянию велосипеда.

3. Подготовка велосипеда к выезду.

4. Подача сигналов при движении на велосипеде.

Задают уточняющие вопросы;

Узнают последовательность учебных действий

6 этап . «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1 вопрос.

Велосипед.

не более 3-4-х мин.

Требования к движению велосипедистов.

не более 5-6 мин.

1. Работа с понятием «велосипед»

Запись в тетради (с презентации);

- структурирование основных признаков понятия в схему;

Обсуждение, какое определение больше нравится. (слайд №2)

2. Упражнение. Знакомство с памяткой

Дополнение списка;

Просмотр презентации (слайд №4-6) .

( Приложение 2 )

Участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

Сравнивают варианты ответов, делают выводы;

Выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

2 вопрос.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда.

3-4 мин.

1. Организация практической работы в малых группах: 1) осмотр велосипеда и выявление неисправностей 2) Накачка шины 3) Балансировка колес 3) закрепление багажника

(слайд №7)

    осматривают и выявляют неисправности велосипедами

    Подкачивают шину

    проверяют балансировку колеса

    закрепляют багажник

3 вопрос.

Подготовка велосипеда к выезду.

6-8 минут

1. Организация индивидуальной самостоятельной работы с рисунком «Ремонтный набор велосипедиста».

Задание №1 стр. 23 (слайд №8)

Работа с разными источниками информации;

поиск и извлечение нужной информации;

Анализ текста;

Индивидуальная работа и презентация результатов;

Оформление записей в тетрадях;

4 вопрос

Подача сигналов при движении на велосипеде.

3-4 минуты

1. Организация практической работы « Подача сигналов при движении на велосипеде».

    Изучают сигналы велосипедиста

    показывают повороты налево, направо;

    производят остановку

7 этап .

Оценивание

5-7 мин.

Организация проверки выполнения задания (Прочитайте рассказ « Как мы ездили на рыбалку» и назовите ошибки, совершённые ребятами. . ).

( Приложение 3 )

Работают парами над рассказом;

Анализируют ошибки;

Планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

8 этап. Рефлексия и оценивание.

2-3 мин.

Организация самооценивания или взаимооценивания

Заполняют оценочные таблицы

9 этап.

(1-2 мин)

Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1. Песня.

Внимательно послушайте отрывок из песни и попробуйте определить:

какая будет тема нашего занятия?

Я к Вам заехал лишь на час.

Привет, бонжур, хеллоу!

Про ПДД спою сейчас

Вам крупно повезло.

Ну-ка все вместе ….

Уши развесьте …

Лучше по-хорошему

Учите Правила дорожные.

Налево повернуть,

Направо повернуть,

Знать как остановиться,

Где можно тормознуть!

Припев2:

Я Вам привез велосипед.

Хеллоу, бонжур, привет!

Как правильно ворочать руль

Дорожный скажет Вам патруль.

Ну-ка все вместе ….

Уши развесьте …

Давайте по-хорошему

Ответим на вопросы мы.

Так о чем будет наше сегодняшнее занятие?

Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

ЦЕЛЬ: водить велосипед необходимо с соблюдением Правил дорожного движения

Велосипедисту часто приходится ездить по дорогам, поэтому ему необходимо уметь управлять велосипедом, знать и выполнять на практике ПДД. Вспомним некоторые определения из ПДД. Учащиеся по ПДД раздел 1 «Общие положения» находят значения термина «велосипед». Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Механическое транспортное средство- транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Т.е. велосипед - это транспортное средство, но немеханическое; велосипедист - водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения.

Управление велосипедом подразумевает своевременное изменение скорости и направления его движения в соответствии с целью такового и правилами безопасности (запись в тетрадях).

________________________________________________________________________________

Памятка

«Требования к движению велосипедистов».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ОБЖ 6 класс ______________________________________________

Велосипед - это _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Памятка

«Требования к движению велосипедистов».

1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе _________________ лет.

2. Велосипедисты и мопеды должны двигаться только по крайней ________ полосе и в один ряд.

3. Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом _____________ дорожки.

4. Водителям велосипеда и мопеда запрещается ездить, не держась за руль хотя бы ________ рукой.

5. Запрещается перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до ________ лет.

6. Велосипедист должен иметь исправные _________, руль и ___________ сигнал.

7. Для езды в темное время суток велосипед должен быть оборудован __________ или __________.

Знакомство с памяткой

«Требования к движению велосипедистов».

1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

2. Велосипедисты и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе и в один ряд.

3. Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.

4. Водителям велосипеда и мопеда запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

5. Запрещается перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до трёх лет.

6. Велосипедист должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал.

7. Для езды в темное время суток велосипед должен быть оборудован фонарем или фарой.

Как мы ездили на рыбалку.

Как мы ездили на рыбалку.

Прочитайте рассказ и назовите ошибки, совершённые ребятами.

Я и мой друг Колька решили съездить на рыбалку. Вечером проверили снасти, накопали червей, осмотрели велосипеды. У меня «барахлил» звонок. Я его разобрал, а собрать не сумел. Хотел попросить папу, но в суматохе забыл. Выехали перед рассветом, ещё темно, а у нас, как назло, не горят фары. Попробовали исправить, но не сумели и поехали без света. Коля взял своего брата, ему 8 лет. Ехать на раме ему было очень неудобно, но багажник был занят рыболовными принадлежностями, а мне мешали управлять велосипедом бамбуковая удочка длиной 3 метра и подсачек, закреплённые на раме. Кое-как мы выехали на главную улицу и покатили по середине проезжей части рядом друг с другом, обсуждая будущую рыбалку. Водители редких машин резко тормозили и почему-то ругали нас. Мы не выдержали и решили, что на тротуаре нам будет ехать проще. Но пешеходы на тротуаре тоже нас ругали. До реки оставалось совсем немного, оставалось проехать мост и свернуть налево. Пропустив движущийся трамвай, мы свернули налево. Я проехал рельсы, а Коля с братом попали в желоб рельса и упали с велосипеда. Пока они приходили в себя, рядом с нами оказался инспектор ГИБДД. Он нагово- рил нам много неприятностей, а узнав, что нам только по 13 лет, забрал наши велосипеды на штрафную стоянку и сказал, чтобы за ними приехали наши родители. А нам инспектор посоветовал лучше учить Правила дорожного движения на уроках ОБЖ. После этого желание рыбачить у нас пропало, хотя мы находились недалеко от реки со всеми рыболовными снастями и наживками.

.

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»

6 класс Лист самооценки__________________________(Ф.И.) .

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»

6 класс Лист самооценки__________________________(Ф.И.) .

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»

2. Не горела фара.

10. Езда по дороге в 13 лет.

Оценивание материала (Приложение 3)

Прочитайте рассказ Как мы ездили на рыбалку и назовите ошибки, совершённые ребятами.

Разбор ошибок, описанных в рассказе: 1. Велосипед не имел звукового сигнала.

2. Не горела фара.

3. Перевозили ребёнка старше 7 лет на необорудованном для этого велосипеде.

4. Рыболовные снасти мешали управлению.

5. Удочка выступала за габариты велосипеда более 0,5 метра.

6. Езда по середине проезжей части.

7. Ехали рядом друг с другом, отвлекаясь на разговоры.

9. Поворот налево при наличии трамвайных путей.

10. Езда по дороге в 13 лет.

Велосипед и здоровье.

Езда на велосипеде приносит организму человека ни с чем не сравнимую пользу. Велосипед - колоссальное оздоровительное и общеукрепляющее средство. По своей эффективности и пользе для здоровья велосипед можно приравнять к бегу, но он несоизмеримо приятнее. Езда на велосипеде развивает мышцы ног, повышает выносливость, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Огромную пользу приносит езда на велосипеде также нервной системе. Ничто так не успокаивает нервы и не снимает стресс, как велосипедная прогулка. Не заменят езду на настоящем велосипеде и многочисленные велотренажеры. Езда на велосипеде является прекрасным средством профилактики таких болезней, как варикозное расширение вен и вегетососудистая дистония. Велосипед способствует улучшению общего эмоционального состояния. Также незаменимы велосипедные прогулки тем, кто хочет избавиться от лишнего веса. Начать ездить на велосипеде можно в любом возрасте: Л. Н. Толстой начал осваивать велосипед после 60 лет.

1. Какие возрастные ограничения существуют для юных велосипедистов?

2. Какие основные требования к техническому состоянию велосипеда?

3. На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к выезду?

Велосипедист - один из самых активных участников движения, поэтому он должен твердо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, линиями разметки проезжей части, подчиняться всем требованиям работников полиции, общественных автоинспекторов, дружинников.

Перед выездом необходимо проверить техническое состояние велосипеда. Особое внимание надо обратить на исправность тормозов, руля, седла, на состояние колес и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы.

Подготовка велосипеда и снаряжения к походу – важный фактор безопасности похода. При подготовке к походу необходимо тщательно осмотреть и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колес и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. Проверить велосипед на ходу.

Необходимо подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение туриста кроме обычных вещей, необходимых в любом походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.) обязательно должен входить ремонтный набор (комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос, запасные детали). На велосипедах направляющего и замыкающего к багажнику сзади рюкзака крепятся красные флажки (для водителей автотранспорта обозначают начало и конец колонны велосипедистов). У направляющего и замыкающего должны быть велозеркала заднего обзора, у замыкающего – свисток для экстренной остановки группы.

Приложение 4.

Методы спортивной тренировки принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа. анализ и обсуждение, лекция, беседа, анализ и обсуждение.

Наглядные методы - это непосредственный показ упражнений, де­монстрация фильмов, различные тренажеры с программным управлением и обратной связью.

Методы практических упражнений преимущественно направленные на развитие физических качеств. Они в свою очередь делятся на 3 группы:

1. Методы строго регламентированного упражнения (равномерный. интервальный, переменный).

2. Соревновательный метод.

3. Игровой метод.

В тренировочном процессе для начинающих велосипедистов пре­имущественное значение имеет игровой метод.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действии в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала техни­ко-тактических приемов и ситуаций. Применение игрового метода обеспе­чивает высокую эмоциональность занятия и связано с решением в посто­янно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических, пси­хологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности иг­ровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, на­стойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями; и: подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких ко­ординационных способностей, быстроты реагирования, мышления, ориги­нальных и неожиданных для соперников технических и тактических реше­ний. Все это предопределяет эффективность игрового метода дня совер­шенствования различных сторон подготовки спортсмена.

Спортивная тренировка велосипедиста характеризуется определен­ной цикличностью периодов, этапов и тренировочных занятий.

Каждый годичный тренировочный цикл включает три периода:

1) подготовительный,

2) соревновательный,

3) переходный

Основными факторами, влияющими на периодизацию спортивно;"! тренировки являются климатические условия и спортивный календарь.

Общие черты периодов тренировки: 1. Взаимосвязь (единство) общей и специальной физической подготовки.

Подготовка велосипедиста складывается из физической, которая де­лится на общую и специальную, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую.

Велосипедный спорт доступен лицам любого возраста пола. Им могут с успехом заниматься начиная с 2-3 лет и до глубокой старости. Во время езды на велосипеде в работу включаются почти все группы мышц, благодаря чему усиливается деятельность сердечно-сосудистой и тельной систем. Нагрузку, получаемую при езде на велосипеде легко мож­но дозировать.

В подготовке велосипедистов и повышении их спортивного мастер -ства играют роль многие факторы. Среди них особое место занимаю; пе­дагогическое мастерство тренеров в организации и руководстве планомер-ным тренировочным процессом.

Тренировочный процесс наряду с физическим развитием спортсме-нов решает и вопросы воспитания моральных качеств, психологической подготовки, формирования характера, интеллектуального развития.

Спортивная тренировка - это процесс подготовки спортсмена, который осуществляется систематическими занятиями физическими упражне­ниями.

При современном уровне развития велосипедного спорта путь к высоким результатам лежит через многолетнюю специализированную подго -товку, включающую разностороннее физическое развитие.

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, митинги организационные формы, материально-технические условия.

В структуре системы подготовки спортсмена выделяют спортивную тренировку, соревнования, средства восстановления.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педаго-гический процесс, основанный на использовании физических упражнении с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон под- готовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших по-казателей в избранном виде велосипедного спорта.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные зада- чи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, идейное, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое фи-зическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.

Тренировочный процесс должен осуществляться на основе общепеда-гогических и ряда специфических принципов, характерных для велоси­педистов:

Единства специальной и всесторонней направленности:

Непрерывности тренировочного процесса;

Постепенное увеличение тренировочных нагрузок;

Цикличности;

Индивидуализация.

Планирование и учет

Учебно-тренировочный процесс в каждой учебной группе планируется на основе данной программы. Учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия.

На теоретических занятиях учащиеся получают знания по анатомии. Физиологии и психолог гигиене, врачебному контролю, методике обучения и тренировки в объеме, необходим. спортсменам и будущим инструкторам-общественникам.

Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная подготовка изучение и совершенствование техники и тактики велоспорта; инструкторская и суден, практика; выполнение контрольных нормативов.

На каждый из видов подготовки отводится определенное количество часов.

Инструкторскую и судейскую практику занимающиеся проходят на учебно-тренировочных занятиях и на каждом соревновании.

Количество часов на соревнования и практику судейства учебным планом не предусматривав:.

При планировании программного материала практических занятий средства под! от определяются в зависимости от периода тренировки, уровня общефизической и специальной подготовленности и возраста занимающихся.

Планирование учебно-тренировочных занятий для новичков должно быть подчинено задачам обучения техники и тактике велоспорта, всестороннего физического развитая. Для разрядников оно связано с подготовкой к участию в соревнованиях в соответствии с календарным планом.

Учебно-тренировочный процесс каждого года для всех групп, кроме группы начали подготовки, делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Каждый период имеет свои задачи.

Подготовительный период (январь-апрель)

Задачи: укрепление здоровья занимающихся, улучшение их общей физической подготовленности, изучение техники и тактике велоспорта, совершенствования моральных волевых качеств, теоретическая подготовка. Продолжительность периода для групп ООП месяцев, для групп СФП 3-4 месяца.

Соревновательный период (май-октябрь)

Задачи: дальнейшее развитие физических, моральных и волевых качеств, изучение совершенствование техники и тактики, достижение высокого уровня тренированности, специальная подготовка и участие в соревнованиях, приобретение инструкторских и судейских навыков.

Особое внимание в этом периоде уделяется непосредственной подготовке занимающихся соревнованиям. В зависимости от количества крупных соревнований соревновательный пер; может состоять из 2-3 циклов подготовки.

Продолжительность для групп ОФП 3-4 месяцев, для групп СФП 6-7 месяцев.

Переходный период (ноябрь-декабрь)

задачи: активный отдых, поддержание достигнутой общей и специальной физической подготовленности.

Длительность периода 1-2 месяца. При этом следует соблюдать необходимые сроки различных периодов тренировки.

2. Непрерывность тренировочного процесса при чередовании нагрузки и отдыха.

Непрерывность тренировочного процесса сводится к следующим ос­новным положениям:

Тренировочный процесс должен строиться в плане круглогодичной и многолетней специализации;

В процессе тренировки каждое последующее занятие должно быть продолжением предыдущего, создавая условия для закрепления и развития положительных, функциональных и морфологических изменений в орга­низме, вызванных предыдущими занятиями;

Непрерывность тренировочного процессе обеспечивается не только тренировочными и соревновательными нагрузками, но и соблюдением не­обходимых интервалов отдыха. Величина их должна быть достаточной для восстановления и роста работоспособности.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований.

Повышение спортивных результатов неразрывно связано с уровнем тренировочных требований. При неизменном уровне нагрузок рост спор­тивных результатов рано или поздно прекращается. Организм спортсмена приспосабливается к стандартным нагрузкам и рост спортивных результа­тов прекращается. Эти же требования предъявляются и к технической, так­тической и психологической подготовке велосипедиста. Нагрузки должны возрастать постепенно как по объему так и по интенсивности.

Волнообразный характер динамики тренировочных нагрузок.

В процессе спортивной тренировки может увеличиваться как объем нагрузки так и ее интенсивность. Объемом нагрузки называется суммарное количество тренировочной работы (за отдельное занятие, неделю, месяц и т.д.). Он может быть выражен в количестве упражнений или занятий, во времени, затраченном на них, в суммарном весе примененных отягощений, метрах или километрах пройденной дистанции и т.д.

Интенсивность нагрузки означает напряженность тренировочной ра­боты и степень ее концентрации во времени. Ее мерой могут служить: вес отягощений, мощность работы, скорость движений или выполняемых уп­ражнений, время, затраченное на упражнение, и общему времени занятий и т.д.

Сложившаяся система тренировки в нашей стране рассматривает ди­намику нагрузок ("волны") в нескольких категориях:

- "малые волны" - характеризуют динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают в различных случаях от 3 до 7 дней;

- "средние волны" - характеризуют динамику распределения нагру­зок, состоящих из нескольких микроциклов на протяжении 1 месяца;

- "большие волны" - характеризуют общую тенденцию "средних волн" в периодах тренировки.

Каждая волна нагрузок имеет волну объема и волну интенсивности.

Тренировочная работа в подготовительном периоде должна быть на­правлена на совершенствование общей и специальной физической подго­товки, совершенствование техники езды на велосипеде. Главной задачей этого периода - развитие основных физических качеств (силы, скорости, выносливости). Следует помнить, что эти качества нужно развивать в единстве.

В подготовительном периоде для создания базы общефизической подготовки целесообразно использовать средства из других видов спорта.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

ОРУ обычно включаются в разминку, в основную часть тренировоч­ных занятий в сочетании со специальными упражнениями и в ежедневную утреннюю зарядку. Эти упражнения направлены на всестороннюю физи­ческую подготовку: равномерное развитие мышц, укрепление костно-связочного аппарата, координацию движений, развитие большой подвиж­ности в суставах и умение сохранять равновесие, а также на улучшение функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

ОРУ выполняются на месте и в движении, индивидуально или с партнером, без предметов и с предметами, на снарядах. Содержание, на­правленность, интенсивность и дозировка этих упражнений зависят от уровня физического развития велосипедистов, периода учебно-тренировочных занятий, предстоящей тренировки, специализации и т.д.

Характер, дозировка и скорость выполнения ОРУ должны отвечать основной задаче тренировочного занятия. Упражнения в каждом занятии подбираются таким образом, чтобы нагрузка, полученная от этих упраж­нений, в равной мере распределялась на все основные группы мышц, при этом не следует давать подряд несколько упражнений на одни и те же мы­шечные группы.

По своей направленности ОРУ целесообразно проводить в следую­щем порядке: дыхательные и корригирующие осанку, силовые, упражне­ния на растягивание, гибкость и расслабление мышц, на быстроту и лов­кость. Упражнения на быстроту, а также требующие большого силового напряжения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и растягивание работающих мышечных групп.

Для эмоционального проведения занятия, а также для совершенство­вания двигательных навыков необходимо применять на тренировочных за­нятиях не только большое количество разнообразных упражнений, но и по возможности изменять условия, в которых они выполняются. При прове­дении занятий на открытом воздухе всегда нужно использовать естествен­ные снаряды (деревья, различные барьеры, скамейки, лужайки с хорошим травяным покровом, утоптанный или мягкий снег, различные канавы, подъемы и спуски, песчаные, холмистые и другие площадки).

Упражнения силового характера необходимо чередовать с упражне­ниями на быстроту и расслабление. Такое чередование способствует при­обретению силы без снижения скоростных возможностей, а упражнения на расслабление обеспечивают быстрое восстановление работоспособности и тем самым позволяют выполнять тренировочные нагрузки без ее сниже­ния.

ОРУ на развитие быстроты следует также чередовать с упражне­ниями на растягивание и расслабление, так как после них значительно по­вышается возбудимость и сократимость мышечных процессов.

Спортивные и подвижные игры

Спортивные и подвижные игры наиболее любимое средство подго­товки юных велосипедистов. Причем с помощью спортивных игр можно выбирать различные варианты дозировки. Это можно проследить на при­мере футбола, как наиболее распространенной игре.

Включение футбола в разминку или заключительную часть занятий подразумевает выбор места для игры. Это, как правило, небольшая пло­щадка с хорошим грунтом.

С помощью футбола можно решать задачи по совершенствованию определенных качеств. Выбрав большую площадку для игры - пример со­вершенствования скоростной - выносливости.

Для совершенствования скоростно-силовых качеств можно избрать площадку на песке или на мягком снегу.

Во время игры можно делать остановки для выполнения силовых упражнений, таких как:

Сгибание рук в упоре лежа;

Упор лежа - упор присев;

Выпрыгивания;

Прыжковые упражнения.

При огромном количестве ОРУ для начинающих велосипедистов можно рекомендовать следующие основные:

Для верхнего плечевого пояса.

1. Рывки руками (вместе и поочередно).

2. Большие круги руками.

3. Наклоны вперед и в стороны, назад.

4. Сгибание рук в упоре на скамейке или на полу.

5. Упор лежа - упор присев.

6. Лежа на скамейке или мате. Ноги за голову (складной ноги).

7. Упор "тачка".

8. "Чехарда.

9. Лазание по канату.

ОРУ для мышц ног.

1. Ходьба в полуприсяде и присяде.

2. Ходьба в присяде спиной вперед, левым или правым боком впе­ред.

3. Прыжок в шаге.

4. Выпрыгивания на 2-х.

5. Выпрыгивания от скамейки со сменой ног.

6. Упражнения на ступеньках лестницы:

а) обычное захождение, в разном темпе;

б) захождение спиной вперед;

в) прыжок на одной и другой;

г) прыжки с ноги на ногу; е) прыжки на двух; ж) ускорение.

Прыжковые упражнения

1. Одинарные прыжки на двух.

2. Многократные прыжки на двух (лягушка).

3. Прыжки на двух из стороны в сторону (слаломист).

4. Многоскоки с ноги на ногу типа тройной прыжок, пятерной, деся­терной, на 10 - 100 метров.

5. Поскоки в присяде на двух вперед, назад, влево, вправо, с поворо­том.

6. "Блоха" на одной и двух.

7. Прыжки через вертикальные и горизонтальные препятствия (мя­чи, ямы, канавы, пни, веревку, скамейку).

8. Прыжки через скамейку впереди и боком, прыжок па скамейку л со скамейки, прыжки в "глубину".

9. Прыжки на месте с различными движениями рук.

10. Прыжки со скакалкой.

Велосипедисту рекомендуется от занятия к занятию не только по­вышать свои результаты в прыжках, но и стремиться увеличить число по­вторений безостановочно совершаемых прыжков и сокращать время на их выполнение. Для групп начальной подготовки до 1,5 - 2 мин. Серию прыжков повторяют по несколько раз за тренировочное занятие. В каждой новой серии целесообразно прыжки разнообразить. Чтобы повысить эмо­циональность прыжковых упражнений и тем самым снизить затраты нерв­ной энергии, прыжки лучше проводить в форме игры и эстафет как на ме­стности, так и в зале.

К концу подготовительного этапа "объем" прыжковых упражнении рекомендуется довести до 300 за тренировочное занятие. _/

В период вкатывания на велосипеде следует применять прыжковые упражнения на кратковременных остановках в сочетании с другими уп-ражнениями. В этом случае прыжки и упражнения служат активно:-,! дыху и способствуют общему повышению интенсивности треппроно 1 процесса.

Прыжковые упражнения чередуют с упражнениями на спл\. I выполнением прыжка или серии прыжков выполняют ряд упражпсп; растягивание и расслабление тех мышц, которым предстоит выполпя". боту.

По росту результатов в прыжках и быстроте безостановочное полнения различных серий прыжковых упражнении можно судит:, о ростных возможностях велосипедиста.

В течение подготовительного периода следует периодически контролировать следующие виды прыжковых упражнении: прыжок с"" тройной прыжок с места, десятерной прыжок.

Средства из легкой атлетики

1. Ходьба обычная, спортивная, с грузом, с партнером, по песку глубокому снегу.

2. Бег в спокойном, среднем и максимальном темпе, по кросс; песку, по снегу, в гору.

3. Бег с высоким подниманием бедра.

4. Бег с захлестом голени.

5. Ускорения от 25 до 100 метров.

6. Ускорения с различными стартами: лежа, сидя, спиной;шса гандикапом, на внимание, эстафеты.

Лыжный спорт

Ходьба на лыжах оказывает положительное воздействие на ф циопальную подготовку велосипедиста. Занятия на лыжах гармонично воздействуют на основные группы мышц верхнего плечевого пояса и опорно-двигательного аппарата спортсменов.

По данным спортивных физиологов у спортсменов-лыжников самые высокие показатели максимального потребления кислорода.

1. Ходьба в спокойном и среднем темпе.

2. Ходьба в среднем темпе со сменой лидера.

3. Ускорения на лыжах на 300-500 метров.

4. Спуски с гор, слалом.

Можно сочетать ходьбу на лыжах с другими видами:

Лыжи + выпрыгивания;

Лыжи + прыжковые и силовые упражнения;

Упражнения с гантелями

Вес гантелей - 2, 3 кг.

1. Махи руками.

2. Рывки руками.

3. Махи руками с поворотами и наклонами туловища.

4. Приседания с движениями рук.

5. Прыжки на месте с движениями рук.

2. Жим с ногами (слегка толкнув ногами, дожимать руками).

3. Толчок.

5. Взять на грудь.

6. Подрывы.

7. Наклоны.

8. Приседания.

9. Жим лежа.

10. Жим лежа ногами.

Кроме использования штанги как цельного снаряда, можно рекомен­довать упражнения с разновесами штанги (блинами): 5-10кг.

Наклоны, жим, жим из-за головы, повороты, приседания, выпрыги-вания, поднимание бедра, загруженного блином.

Причем, подбирая упражнения на различные группы мышц рук, спи­ны, ног, можно длительно упражняться, не выпуская из рук блины в пре­деле 3-4мин, совершенствуя силовую выносливость.

Режим выполнения упражнения со штангой 1x4, то есть отдых в 4 раза больше выполнения упражнения. Или 5 человек на 1 штангу.

Примерный план тренировочного занятия по совершенствованию силы с использованием штанги

1. Разминка. Игра в футбол или бег - 20-30 мин.

2. ОРУ. Хорошо разогреть мышцы рук, спины, ног.

3. Штанга, вес - 20 кг

1)Жим-8 - 160кг

2) Наклоны - 10 - 200кг 4 серии - 3840кг

3) Жим с ногами - 10 = 200кг

4) Приседания -20 = 400кг

960кг 4. Упражнения на дыхание и расслабление - 10 мин.

Примерный план тренировочного занятия по совершенствованию

силы с использованием специальных силовых и прыжковых

упражнений (указанные выше)

1. Разминка - игры или бег 20-30 мин.

2. ОРУ (хорошо разминая мышцы ног).

3. Силовые упражнения выполняются по принципу круговой трени­ровки. Выбирается небольшая площадка, лучше в парке или лесной зоне, и спортсмены, двигаясь по кругу, выполняют упражнения в режиме: 30 сек. делают + 30 сек. отдыхают (отдых - спокойная ходьба).

Упражнения следующие в 1 серии:

1) Ходьба в присяде.

2) Ходьба с подниманием бедра до груди.

3) Прыжок в шаге.

4) Упор лежа - упор присев.

5) Ходьба в присяде спиной вперед.

6) Продвижение прыжками в сторону, с ноги на ногу.

7) Упор присев - упор лежа, отжаться и встать.

8) Чехарда в парах. Всего 2 серии

4. Легкий бег, упражнения на дыхание и расслабление - 20 мин.

Причем по мере освоения режима выполнения упражнения - 30 сек., увеличивать время, доведя его постепенно до 1,5-2мин., при этом отдых соответственно увеличивается.

Для наглядного наблюдения за динамикой физического развития ре­комендуется оформить экран, форматом - лист ватмана, где ежемесячно вносить данные контрольных тестов. Рост показателей положительно влияет на активность и интерес занимающихся.

Прыжок в длину с места;

Сгибание рук в упоре лежа;

Приседание на время;

Лежа на скамейке - ноги за голову (складной ножик);

Челночный бег.

Нормативы можно принимать в ходе занятий или проводить кон­трольные тренировки, а можно в форме соревнования на побитие личных рекордов.

Техническая подготовка

1. Посадка.

2. Педалирование.

3. Управление велосипедом.

Как правило, хорошая посадка совершенствуется с годами, поэтому не нужно стремиться заставлять новичков сразу привыкать к езде в "низ­кой" посадке. В начале обучения необходимо научить занимающихся уве­ренно ездить в средней и высокой посадке. При этом седло и руль должны

Техническая подготовка

В велосипедном спорте "Техника" означает совокупность приемов езды на велосипеде, используемых во всех видах гонок на шоссе, треке и кроссе. Техника велосипедиста является "выходными воротами" всей спортивной подготовки. Ее следует рассматривать как специализирован­ную систему движений, направленную на достижение возможно более вы­соких результатов или выполнение определенных тактических действий.

Физические качества не существуют вне движений и являются фор­мирующими звеньями пространственных характеристик, в которых они проявляются. Техника велосипедиста - есть форма проявления этих ка­честв, являющихся содержанием ведущей стороны движения. Этим можно объяснить большое влияние темпа движений и характера усилий во време­ни на формирование правильной техники. Следовательно, физические ка­чества - сила и быстрота - проявляются только в движениях через свою форму - технику.

Уровень технического мастерства определяет коэффициент полезно­го действия гонщика. Недостатки в технике и, как показывает опыт высту­пления российских велосипедистов на чемпионатах мира и Олимпийских играх, не могут быть компенсированы за счет больших объемов и высокой интенсивности тренировочных нагрузок. Общая и специальная физическая подготовка создает только предпосылки для овладения совершенной тех­никой движений и является фундаментом для проявления технического мастерства. Высокое техническое мастерство гонщика является мощным средством обеспечения отличных стабильных результатов в соревнованиях самого высокого ранга.

Техника велосипедиста состоит из трех основных разделов:

1. Посадка.

2. Педалирование.

3. Управление велосипедом.

Начинающих велосипедистов в первую очередь проверяют - на сколько уверенно они чувствуют себя на велосипеде во время движения. Для этого лучше всего выбрать ровную площадку и предложить занимаю­щимся покататься на ней. Сначала в одну сторону, затем в другую, пред­ложить сделать развороты и развороты в одну и другую сторону.

Когда занимающиеся показали достаточно уверенную езду, присту­пают к обучению главным техническим элементам: посадке и педалированию.

Как правило, хорошая посадка совершенствуется с годами, поэтому не нужно стремиться заставлять новичков сразу привыкать к езде в "низ­кой" посадке. В начале обучения необходимо научить занимающихся уве­ренно ездить в средней и высокой посадке. При этом седло и руль должны группироваться при падении. При этом не возникает технологической тя­жести последствий падений. А обычно для тех велосипедистов, которые не "научились" падать, то есть не использовали зимнюю езду, первое же па­дение летом наносит серьезную физическую и психологическую травму, после которой некоторые бросают занятия велосипедным спортом.

Езда в зимних условиях по кроссу наряду с совершенствованием техники владения велосипедом способствует совершенствованию физиче­ских качеств: силы, скорости, выносливости. При этом не следует забы­вать, что во время зимней езды в первую очередь мерзнут ноги, а дети мо­гут на это не обратить внимания. Поэтому после 20-30 минут езды на вело­сипеде рекомендуется делать паузы для пробежки или спортивных игр. А лучше выбирать такие трассы, где бы естественно были и езда и соскакивания с велосипеда для преодоления бегом непроезжаемого участка.

Следует отметить, что езда по кроссу имеет свои минусы - поломки велосипеда. Но при этом приучает молодых велосипедистов самостоятель­но ремонтировать велосипеды, заранее их готовить, делать профилактиче­ские осмотры. Эти навыки имеют прикладное значение в будущей "взрос­лой" жизни юношей.

Специальная физическая подготовка начинающих велосипедистов складывается из использования следующих тренировочных средств:

1. Езда на шоссе

2. Езда по кроссу

3. Езда по треку

4. Езда на велостанке, велоэргометре, велотренажере.

Езда на шоссе

Техническая подготовка начинающих велосипедистов - основа будущих успешных выступлений. Техническое "ремесло" велосипедиста -сложный и длительный процесс, поскольку аналогов езды на велосипеде в обычной жизни нет. Поэтому совершенствованию технической подготовки необходимо уделять значительное внимание на занятиях с начинающими велосипедистами.

Езда в зимних условиях не всегда и не всем доступна. И даже, если ваши молодые велосипедисты имели возможность кататься зимой, все равно надо начинать с основ, поскольку езда в зимних условиях и летом имеет определенные различия. Зимняя толстая одежда и обувь и легкая ле­том - разные ощущения и чувства руля и педали.

Поэтому, в весенний период, когда просохли дороги, проводят заня­тия на велосипедах. Для этого выбирают места, не связанные с движением автотранспорта. Начинать следует с элементов техники: езда по кругу в одну и другую сторону, езда по восьмерке, повороты в одну и другую сто­рону, развороты в одну и другую сторону, торможение, остановка, трогание с места. При этом обращать внимание на посадку и псдалпроваппе, закрепляя навыки, приобретенные на велостанке.

Первоначальное обучение можно считать законченным, когда "лпл:-мающимся относительно уверенно держаться на велосипеде, свободно управляют им, умеют легко, быстро и без посторонней помощи сесть п.; велосипед, быстро по сигналу остановиться и сойти с него, умеют делит;, повороты в обе стороны на дороге шириной 4-5 м.

Наиболее успешнее обучение технике владения велосипедом проис­ходит с использованием игрового метода. К основным преимуществом иг­рового метода следует отнести:

Эффективность при решении задач обучения двигательным павы-кам и воспитания физических качеств;

Высокий эмоциональный уровень, что способствует хорошем) ус­воению учебного материала и позволяет сразу же привлечь и заинтересо­вать ребят занятиями велосипедным спортом;

Доступность в практическом применении, так как не требует с/юж­ного материально-технического обеспечения.

Степень трудности игровых упражнений, используемых в трспп;;\.-вочном занятии, устанавливается в зависимости от уровня подготонлснп. -сти велосипедистов.

Тренировочная работа может проводиться индивидуально (дос".пжс-ние автоматизма в выполнении определенных движений) и в группах (по­вторение движений, освоенных индивидуально). Между занимающим не;-; можно устраивать соревнования в виде:

Хронометрирования времени выполнения двигательного действия;

Гандикапа (спортивное соревнование, при котором слабейшему противнику для уравнения шансов на успех представляется известное пре­имущество в условиях);

Эстафеты.

Для совершенствования техники владения велосипедом можно про­водить игры и соревнования по фигурной езде на велосипеде:

1. Сплошная прямая линия от 10 до 15 м длиной и 20 ем шириной. Велосипедист должен проехать по этой прямой не касаясь боковых линий.

2. Двойной круг с диаметром 2,5 и Зм. Велосипедист должен сдепа \ ь полный круг на малой скорости, не касаясь линий.

3. Ворота шириной "1м, высотой 1 м.20 см.

4. Доска длиной 5-6 м, шириной 30-40 см. Велосипедист должен проехать по ней с таким расчетом, чтобы не съехать в сторону.

5. Восьмерка в квадратах 4x4 и 8х8м. Велосипедист должен выпол­нить ее как можно точнее, не касаясь наружных линий.

6. Коридор длиной Юм, шириной 5м. Медленная езда по коридору.

7. Змейка в одну сторону и с разворотом в другую.

8. Воронка, имеющая вначале длину 50 и ширину 15 см, в конце ши­рина 5 см.

9. Выполнить торможение, путь которого должен быть ограничен.

10. Выполнить торможение на заданной линии.

11. Брать предметы одной и другой рукой.

12. Управлять велосипедом одной и другой рукой.

13. Пользоваться переключателем.

Предложенные препятствия преодолеваются вначале раздельно, за­тем для усложнения их можно объединять и цо мере усвоения сделать трассу с несколькими препятствиями и преодолевать их на время в форме соревнований, или эстафеты.

В дальнейшем упражнения усложняются такими препятствиями::

Качающийся мост;

Преодоление препятствия путем поднимания поочередно одного и дру­гого колеса.

В качестве препятствия на первых порах можно использовать натя­нутую резину.

Прыжки на велосипеде;

в Педалировать одной ногой и преодолевать препятствия;

Игра в догонялки, касаясь рукой и затем касаясь колесом.

Удержись в седле, групповая игра на ограниченной площадке. Задача - вывести противника из игры, встав на его пути и заставив поте­рять равновесие, то есть, коснуться ногой земли.

Игра в волейбол, во флажок.

В группах второго года обучения занимающиеся продолжат осваи­вать варианты перечисленных выше упражнений, усложняя их за счет уве­личения длины отрезков, скорости прохождения, количества препятствий, уменьшения расстояния между препятствиями.

На прямых отрезках дорожки или тропинки необходимо приучать занимающихся к езде за партнером, тем самым приобщая их к езде "на ко­лесе", постепенно и последовательно сокращая расстояния.

Для успешного обучения данному элементу можно использовать бе­говую дорожку стадиона или полотно велотрека. Когда спортсмены уве­ренно себя чувствуют в этом упражнении в парах можно рекомендовать выполнять его уже в тройках по 4 и 5 человек.

Выезжать с новичками на уличные дороги можно лишь тогда, когда вы убедились, что они для этого достаточно подготовлены. За это время подготовки они должны были изучить правила дорожного движения и сдать тренеру экзамены по знанию правил. Первые выезды новичков луч­ше делать совместно с велосипедистами, имеющими опыт езды по улицам и дорогам. Причем новички должны ехать в конце колонны и не выходить вперед во время смен.

На первом году обучения не рекомендуется проводить утомительные тренировки. Усталость значительно снижает бдительность, отвлекает вни­мание велосипедистов, как непосредственных участников дорожного дви­жения. На данном этапе подготовки можно рекомендовать комплексные тренировки, когда езда на шоссе сочетается со средствами ОФП. Так, на­пример, проехав по шоссе 20-25 км следует сделать остановку и проделать комплекс общеразвивающих, силовых упражнений, дыхательных упраж­нений, или поиграть в спортивные игры. Можно просто погулять по лесу, дыша свежим воздухом. Постепенно готовить начинающих велосипеди­стов к освоению параметров нагрузки в езде по шоссе р пределах 50-60 км за один прием. Вообще не следует увлекаться большими объемами для но­вичков. А на первом году обучения можно рекомендовать объем "нака­танных" километров на шоссе, треке и кроссе в пределах 4 тыс. (согласно программе).

Главная задача занятий на шоссе - совершенствование общей и спе­циальной выносливости. Скоростно-силовую подготовку лучше совершен­ствовать на велотреке и кроссе, и с помощью средств ОФП.

Во время выездов на шоссе на безопасных участках продолжать со­вершенствовать технику езды в командной гонке, особенно езду уступом вправо и влево.

Полезно периодически участвовать в однодневных походах с приго­товлением пищи и активным отдыхом. В середине лета, когда устанавли­вается погода, можно провести многодневный поход от 3 до 7 дней.

Как показала практика, дети любят походную жизнь, где удачно со­четаются активный отдых, физическая культура и спорт, навыки трудовой жизни, коллективная и личная ответственность за порученное дело. Все это способствует формированию нравственных качеств личности, созна­тельной дисциплины, развивает инициативу, бережное отношение к при­родным ресурсам, уважение к товарищам.

Во время походов проводятся всевозможные спортивные игры, эста­феты, конкурсы. К наиболее распространенным формам организации досуга юных велотуристов относятся матчевые встречи со школьниками из вблизи расположенных поселков, пионерских лагерей.

Для успешного проведения велопоходов рекомендуется привлекать для участия в них родителей детей, желательно владельцев автомобилей. Присутствие взрослых при проведении походов - важное условие успеш­ного их проведения. Это и разбивка палаточного городка, охрана и безо­пасность, страховка при проведении соревнований и мероприятий по пла­ванию, медицинская помощь, сопровождавшая во время движения но ав­тотрассе.

Езда по кроссу

Езда по пересеченной местности также необходима для начинающих велосипедистов, она способствует развитию специальных физических ка­честв: силы, скорости, выносливости, координации. Езда по кроссу наи­лучшим образом способствует совершенствованию технике владения ве­лосипедом.

Дистанция выбирается вначале не сложная и по мере освоения - ус­ложняется. Хорошо, когда сочетается езда с периодическим соскакиванием с велосипеда и преодоление препятствий бегом. Подобные комбинации приучают занимающихся быстро "ловить" педаль. Трудности трассы вы­нуждают часто пользоваться переключением передач, что также важно для начинающих велосипедистов

Проводить соревнования на небольшом круге 500-800 метров, кто быстрее проедет на время. В начале по одному, затем по 2,3 человека.

Езда по треку

Наилучшие условия для совершенствования технической подготовки новичков - использование велотрека.

Наличие измерительной линии и линий разметки и езда по ним со­вершенствует технику прямолинейной езды. На треке успешнее совершен­ствуется техника езды в команде, смена в командной езде

На велотреке также лучшие условия для совершенствования техники рывка, самого распространенного приема, которым чаще всего пользуются велосипедисты во всех видах и специализацией велосипедного спорта. В начале обучения лучше кататься по верху трека. Каждый спуск с виража способствует увеличению скорости езды и облегчает новичкам совершать рывок. В начале техника рынка совершенствуется индивидуально, затем в парах - кто быстрее. При этом можно рекомендовать совершенствование простейших тактических задач - обгон партнера справа и слева.

Когда спортсмены освоили рывок, приступают к совершенствова­нию старта с места. В начале старт разучивают с тихого хода, затем с по­мощью ассистента. При этом желательно закреплять навык в соревнова­тельной обстановке, когда стартуют двое с одного старта и кто быстрее, или с гонщиком также в форме догонялок. Затем рекомендуется принимать старты на время на дистанции 200м, полкруга, круг, 500м.

задание, замечания и поощрения в ходе занятий, подведение итогов заня­тия - залог успешной подготовки будущих хороших спортсменов.

От тренера во многом зависит насколько гармонично сочетается в молодом человеке физическое совершенство и высокие моральные прин­ципы.

От работы тренера зависит - разочаруется начинающий спортсмен в избранном виде спорта или полюбит его на всю жизнь.

Занимающиеся не только должны приучаться выполнять трениро­вочное задание, но и понимать, для чего это делается. Если требователь­ность тренера будет справедливой и обоснованной, то он будет пользо­ваться уважением у занимающихся. В то де время тренер должен строить свои отношения со спортсменами на взаимном уважении. Тренер должен хорошо знать занимающихся, интересоваться их бытом, условиями жизни, состоянием здоровья, учебой. Прежде всего тренер - это хороший товарищ, который сможет помочь своим ученикам советом и практической помо­щью.

2. Основной принцип в работе с юными велосипедистами должен быть направлен на оздоровление занимающихся, последовательно совер­шенствуя данные природой физические качества детей.

3. Помнить о том, что главный метод физической нагрузки должен быть игровой. Проводить каждое занятие интересным и привлекательным, помня о том, что главная причина отсева начинающих велосипедистов -скука и однообразие.

4. Главное качество, которое необходимо совершенствовать у начи­нающих велосипедистов - эта общая выносливость. Совершенствование скорости и силы должно базироваться на выносливости.

При проведении занятий в группах начальной подготовки целесооб­разно совершенствовать физические качества в комплексе. Не посвящать целиком тренировочное занятия совершенствованию одного качества, а включать в 1 занятие упражнения скоростные, силовые и упражнения, свя­занные с выносливостью.

5. Чтобы занятия проходили интересно и разнообразно старайтесь в одно занятие включать несколько средств (бег + футбол + силовые упраж­нения).

Скорее всего, велосипед — твой верный товарищ уже давно. Ты рос, и он тоже менялся. Сначала это был маленький трехколесный велосипед, потом, возможно, двухколесный, но с небольшими дополнительными колесами. Езда на велосипеде прочно вошла в нашу жизнь и никого не удивляет, что люди целыми семьями отправляются на них на дачу или просто на природу.

Однако если речь идет о спорте, то все усложняется. Здесь прежде всего идет работа на результат, а потому и велосипеды разительно отличаются от тех, что предназначены для обычных прогулок. Велоспорт входит в число олимпийских видов спорта и предполагает преодоление дистанции за минимальное время.

Зародился велоспорт в Европе еще в 60-х гг. XIX в. Первые серьезные соревнования прошли во Франции. Это была международная гонка «Париж—Руан» (дистанция в 120 км). Сейчас трудно это представить, но участники соревновались на деревянных велосипедах.

Велосипедный спорт имеет несколько разновидностей в зависимости от того, по какой трассе он проходит. Спортсмены могут соревноваться не только на гладкой и ровной трассе, велотреках, но также и на горной или пересеченной местности. Не так уж легко мчаться на скорости по извилистым лесным тропинкам, проезжать по узкой дощечке через канаву, прокладывать путь по старой пашне, в гору или, наоборот, с горы. Все это требует не только сил, но и выносливости и ловкости.

Очень увлекательны гонки на тандемах — двухместных велосипедах. Вот здесь понадобятся не только выносливость и ловкость, но и умение работать в паре, чувствовать и хорошо знать своего партнера. Скорость тандема больше скорости одноместного велосипеда, так как при прежнем сопротивлении воздуха движущих «мотора» уже два.

Сейчас популярностью пользуется такое экстремальное направление, как дертджампинг. Оно подразумевает прыжки на земляных трамплинах, также спортсмены могут выполнять различные трюки в воздухе или в момент приземления, хотя это и не является обязательным условием.

Родом дертджампинг из цирка, где еще в XIX в. циркачи показывали номера с прыжками на велосипедах.

В настоящем виде он появился уже в конце 80-х гг. XX в., когда некоторым любителям кроссовых трасс захотелось оставить только катание по трамплинам. С течением времени выяснилось, что стандартные трамплины не вполне подходят для того, чтобы выполнять красивые прыжки. Поэтому стали появляться специальные трассы с большим количеством трамплинов, идущих друг за другом, и специальными склонами для разгона.

Разумеется, просто прыгать в скором времени стало неинтересно, так появились различные трюки, которыми теперь дополняются прыжки.

Для дертджампинга не подходит обычный велосипед. Спортсмены катаются на специальных модификациях горных велосипедов или велосипедов типа ВМХ, которые многие спортсмены собирают собственноручно.

Важной частью экипировки велосипедиста, конечно, является сам велосипед, конструкция которого зависит от того, для чего именно он будет использоваться.

Поэтому, определившись, обязательно выбирай велосипед только в специализированном магазине под руководством опытного консультанта.

Форма для занятий велосипедным спортом на первом этапе может быть самой простой. В летний период это футболка и шорты, а в прохладное время тренировочный костюм и шапочка. Кроссовки должны быть легкими и удобными.

Для велосипедных гонок спортсмены предпочитают обтягивающую одежду из легких синтетических тканей, так как она сокращает сопротивление воздуха, что позволяет увеличить скорость.

Также для велотреков понадобится специальный велосипедный шлем, который имеет характерную обтекаемую форму и изготавливается из легких и прочных материалов.

Если у тебя есть велосипед, пусть даже самый простой, без всяких модных «наворотов», то во время летних каникул, ты уже можешь самостоятельно начать тренировки.

Велосипедный спорт — это спорт для тех, кто любит скорость и хочет стать выносливым. Также езда на велосипеде очень удобна, если за день тебе приходится преодолевать немалые расстояния, а делать это на автобусе не хочется.

К сожалению, далеко не везде есть специальные велосипедные дорожки, поэтому, перемещаясь по городу, будь внимателен и очень осторожен.

«Велосипед - мой друг»

Занятие по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.

Программное содержание:

  1. Расширять представление о велосипеде.
  2. Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме.
  3. Уметь определять места игр и катание на велосипеде.

Материал: слайды по данной теме; дорожные знаки; велосипеды.

Методические приёмы: демонстрация иллюстрации по слайдам; показ способов действия.

Предварительная работа:

рассматривание картинок «Велосипед»; наблюдение на прогулке; беседы с детьми из личного опыта «Как я катался на велосипеде»; дидактическая игра «Собери дорожный знак», чтение художественной литературы.

Ход занятия:

(проводится в музыкальном зале, дети заходят под музыку и садятся на стульчики)

Ребята, наш город очень красивый и природой и людьми и движением. Но иногда движения машин могут привести к авариям. Чтобы жить безопасно, нужно научиться и правильно уметь вести себя в различных ситуациях. Мы ещё маленькие, и не имеем право садиться за руль автомашины. Поэтому, для нас созданы маленькие машины, а также и велосипеды. Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. А знаете - ли вы, что для езды на велосипеде есть свои правила безопасности.

Наше занятие по теме: отгадайте загадку.

(2 слайд) – воспитатель загадывает загадку:

Мне загадку загадали

Что это за чудеса?

Руль, седло и 2 педали

2 большущих колеса

У загадки есть ответ

Это мой …Велосипед.

Правильно! Вам интересно узнать, из сего состоит велосипед? Показ (3 слайда) хоровые ответы детей.

А сейчас я проверю, как вы запомнили части велосипеда, поиграем в игру «Назови недостающею часть»

Игра «Назови недостающею часть»

(слайд 4, 5, 6, 7) индивидуальные ответы детей на закрепления части велосипеда. Дальше проводится игра по желанию воспитателя (кто слабо отвечал на вопросы) «Кто быстрее соберет велосипед» (дети собирают из разрезанного 6 частей плакат нарисованным – велосипед)

Молодцы! Знаете ли вы историю происхождения велосипедов?

Слушайте внимательно. Первые велосипеды появились в Германии 1818г – их называли «костротрясам». Затем в Шотландии 1830г – их называли «паук», потому, что заднее колесо было больше переднего и велосипедистам неудобно было ездить, было опасно. Через 30 лет во Франции 1860г – неудобно располагался руль. И уже через 20лет появились более безопасные велосипеды. С тех пор стал развиваться велосипедный спорт (слайд 8).

Интересно? Так я вас сейчас познакомлю и покажу разные виды велосипедов (слайд 9).

1) цирковой, 2) двухместный, 3) горный, 4) спортивный.

Появляется Незнайка (заезжает в музыкальный зал на велосипеде задом наперёд и поёт песню).

Незнайка: Здравствуйте мои друзья, узнали вы меня? Вот приобрёл велосипед, хочу покатать своих друзей.

Воспитатель : Незнайка, ты неправильно, катаешься на велосипеде, задом на перед. Ты разве не знаешь для чего нужно вот это часть велосипеда?

Незнайка: Нет, не знаю. (показывает сиденья детям – дети отвечают ). Затем Незнайка показывает для чего руль, педали, колёса, сигнал… дети объясняют значения частей велосипеда. После этого Незнайка садиться на велосипед, и уезжает, но воспитатель останавливает его и предлагает посидеть с нашими ребятишками на занятии.

Воспитатель: Что бы мы катались безопасно, мы должны учить правила дорожного движения при катание на велосипеде (слайд 10).

  1. 1. Не катайся в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.
  2. 2. Выбирай проезжую часть, более безопасный путь дороги. Кататься можно на детской площадке.
  3. 3. Катясь с горы, смотри только вперёд перед собой, не оглядывайся назад (слайд 11) .

Выходя на улицу, мы становимся, кем – пешеходами, кто сидит за рулём автомашин – водителями, кто на велосипеде – велосипедистами. Для того, чтобы небыли происшествии на дорогах, для нас существуют – дорожные знаки. Так вот, для велосипедистов тоже существуют дорожные знаки.

Посмотрите на них и скажите назначения этих знаков (слайд 12)

  1. велосипедная дорожка
  2. движение запрещено
  3. пересечение с велосипедной дорожной.

Ну а сейчас, физкультминутка для ум, для самых ловких и сообразительных..

(слайд13) На чём ехал Емеля к царю во дворец?

(слайд14) Что подарили родители дяди Фёдора Печкину?

(слайд15) Какой личный транспорт у бабы Яги?

(слайд16) На чём летал старик Хаттабыч?

Молодцы! А знаете ли вы?

Где можно кататься на велосипеде? (слайд17).

Велосипедной дорожке или на детской площадке.

Как правильно везти ребёнка на взрослом велосипеде? (слайд18).

Оборудованным специальным сидением.

Самое главное правило, перед тем как садиться на велосипед нужно проверить его (слайд19).

Проверить состояние тормозов и руля. Перед вечернем катанием проверяются ещё световозращаюшие катафоты.

Молодцы, на этом наше занятие закончилось.

Катание на велосипедах по заданиям по подгруппам, выполняя задания.

  1. По извилистой дорожке.
  2. Кто медленнее доедет до флажка.
  3. По развороту в сторону.

К этому заданию есть презентация.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!