Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Занятие по плаванию в доу. Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка? Основные правила посещения бассейна в детском саду

Бондарева Алина Анатольевна

РК г. Актобе ГККП дошкольная гимназия №7 «Арман»

инструктор по плаванию

По водным просторам

Цель: формировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

    Развивать навык движений попеременной работы ног, как при плавании на груди.

    Совершенствовать технику скольжения на груди и на спине, с опорой и без опоры.

    Формировать навык погружаться в воду с открытыми глазами.

    Способствовать оздоровлению и закаливанию организма детей, укреплению общего физического состояния.

Ценность : внутренний покой

Качества : дисциплина, уверенность в себе, самодисциплина

Оборудование: плавательные дощечки, тонущие игрушки или камешки.

Ход занятия:

Дети входят в «сухой» зал.

Круг радости:

Придумано кем- то просто и мудро,

При встрече здороваться доброе утро!

- Доброе утро солнце и птицы!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ведущий: Сегодня, я приглашаю вас ребята в путешествие. А куда нам отправиться, вы выберете сами. Вы согласны?

Дети: Да.

Дети проходят и видят «Турагенство «Арман».

Ведущий: Вот здесь нам наверное смогут помочь, и выбрать куда мы с вами отправимся.

Туроператор: Здравствуйте, здравствуете, только здесь мы можем предложить вам самый лучший отдых. Пожалуйста, лучшие лыжные трассы, и каток на Медео…

Ведущий: Спасибо, но там сейчас холодно, а что вы можете еще нам предложить?

Туроператор: Отдых в Африке, где вы сможете увидеть диких животных – жирафа, зебру…

Ведущий: Спасибо, но там очень жарко, а что еще вы предложите?

Туроператор: Тогда только для вас, и только сегодня путешествие по водным просторам. Вы сможете увидеть морских животных, проплыть по тоннелям, нырнуть на дно моря.

Ведущий: Ну, что ребята отправимся в морское путешествие?

Дети: Да, да, да.

Туроператор: Тогда вам надо приобрести билеты. Только билеты у нас не продаются, мы их меняем на ответы на сложную загадку. Если вы отгадаете ее, я с удовольствием вам их отдам. Вы согласны?

Дети: Да.

Туроператор: Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица, и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо

Человеку погибать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды)

Дети отгадывают загадку, получают билеты, проходят в раздевалку. Готовят купальные принадлежности, и по массажным коврикам выходят на ванну.

Ведущий: Прошу вас подняться на наш корабль, и отправиться в путешествие.

Дети заходят в воду, и строятся вдоль бортика.

Ведущий: Если все готовы, мы отправляемся. Приводим наш корабль в движение.

Дети выполняют вдох-выдох в воду, опускают лицо в воду с задержкой дыхания на счет до 5.

Ведущий: Заводим моторы.

Дети работают прямыми ногами как при плавании способом кроль на груди у опоры.

Ведущий: Корабль отправляется.

Дети ложатся на воду, на спину, с опорой ногами за поручень.

Ведущий: Ребята, мы с вами доплыли до бухты.

Дети выполняют скольжение на груди в обруч.

Дети строятся вдоль бортика и выполняют скольжение на груди с работой ног, с опорой в одну сторону, обратно скольжение на спине с работой ног.

Ведущий: Смотрите ребята, это какое-то морское животное плавает в воде.

Дети: Это же морская звезда.

Дети выполняют игровое упражнение «звездочка».

Ведущий: А сейчас ребята, мы с вами будем нырять на дно моря, и доставать со дна жемчужины.

Игра «Водолазы».

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Я думаю, что вам оно понравилось, вы получили заряд бодрости, и положительные эмоции. Показали, что вы здоровые, сильные духом и смелые.

Дети выходят из воды, проходят в раздевалку, одеваются и проходят в «сухой» зал, где вместе с гостями пьют фито-чай.

Инструктор по физкультуре МАДОУ детский сад №10 Виткалова И.С ст. Каневская, Краснодарский край.

Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.

Программные задачи:

  • закреплять плавательные умения и навыки: работу ног кролем при плавании на груди и на спине, с плавательной доской; элементы техники плавания брассом; согласованность движений при плавании неспортивным способом
  • развивать координацию движений при выполнении упражнений в воде
  • закреплять элементы аквааэробики, гидропластики и синхронного плавания в музыкальных композициях; формировать умение выполнять упражнения синхронно
  • развивать ловкость, быстроту и общую выносливость
  • тренировать дыхательную мускулатуру
  • способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки
  • воспитывать смелость; доброту, отзывчивость на чужую беду; дать возможность каждому ребенку почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников; совершенствовать экологическую культуру детей
  • доставить детям радость, создать хорошее настроение.

Материал к занятию: музыкальный центр, диск с фонограммой музыки

В. Шаинского на песню «Чунга - чанга» , музыки М. Дунаевского на песню «Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» , музыки вальса Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» ; костюмы почтальона Печкина, Водяного, резиновые игрушки (лягушка, утка, цапля) ; конверт с письмом от Нептуна, мини- аквариум с плавающей рыбкой; плавательные доски, небольшие надувные мячи (8 шт) , тонущие игрушки (раки – 5 шт) , две корзины с плавающими предметами (теннисные шарики, разовая пластиковая посуда, резиновые маленькие мячики – «прыгуны» , пластмассовые кубики и др) .

Ход занятия.

И н с т р у к т о р:

С добрым утром, с днем прекрасным!
Мы собрались, как на праздник.
Ведь приятно детворе
Поиграть со мной в воде?

Д е т и: Да!

Стук в дверь.

И н с т р у к т о р:

Тише, детки, что за стук
В нашу дверь раздался вдруг?
Кто к нам рвется так беспечно?

Входит почтальон – П е ч к и н.

Здравствуйте, да это Печкин!

П е ч к и н: У меня для вас письмо –

Получите – ка его!

Вручает письмо и уходит.

И н с т р у к т о р:

Почтальон торопился не зря –
Весть принес от морского царя.
Просто так нас не стал бы тревожить,
Приключилось что страшное, может?

Открывает и читает письмо.
«Я, Нептун, морской Владыка,
Бью челом вам и тоскую:
Водяной – негодник выкрал

Мою рыбку золотую.
А ведь пресная вода
Для малышки так вредна!
Выручайте, помогите!

Рыбку поскорей спасите.
Речные жители помогут
Вам верную найти дорогу!»

И н с т р у к т о р: Поможем Владыке морскому?

Д е т и: Да!

И н с т р у к т о р:

Тогда – в добрый путь!
Начинаем мы с пруда!
В воду быстро заходите
И места свои найдите.

Имитируем движения,
Подражая, в упражнениях.

По сигналу инструктора дети выполняют упражнения.

1. Подражая лодочке с веслами,
Наклонившись к воде,
Шагаем и гребем руками по воде.
Игровое упражнение «Лодочки с веслами» : ходьба по дну, помогая гребковыми движениями рук.

2. Как уточки шагайте
В полуприседе в воде.
Почаще вы ныряйте,
Побольше пузырей пускайте.

Игровое упражнение «Уточки - нырочки» : ходьба по дну в полуприседе, чередуя вдох и выдох в воду, погружаясь под воду с головой.

3. Подражая лягушатам,
Прыг – шлеп, прыг – шлеп,
Прыгай весело, дружок!

Игровое упражнение «Лягушки - веселушки» : из положения присев выпрыгивать на двух ногах вперед и снова приседать.

В руках инструктора появляется игрушка - Л я г у ш к а. Он подражает голосу лягушки.

Л я г у ш к а:

Привет, ква – квакствуйте, друзья!
Дорогу укажу вам я,
Что к Водяному приведет.
Но сил сначала наберем –

Все дружно сделаем зарядку.

Дети рассчитываются в шеренге на первый – второй и перестраиваются в две шеренги

Мячи берите по порядку,
Смотрите, слушайте, вникайте

И за лягушкой повторяйте!

Звучит музыка В Шаинского на песню «Чунга - чанга» . Дети выполняют комплекс гидроаэробики с мячом «Зарядка лягушат» .

1. «Лягушата проснулись и потянулись» .

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперед. Поднимать прямые руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .

2. «Лягушата приседают, ноги разминают» .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать (4 раза) .

3. «Лягушата поворачиваются и осматриваются»

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Повороты туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Повороты туловища вправо – влево с выпрямлением рук в сторону поворота (по 4 раза в каждую сторону) .

4. «Лягушата снова приседают, ноги разминают» .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

5. «Лягушата наклоняются, неваляшками называются» .

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

6. «Лягушата вперед наклоняются, словно цапле поклоняются» .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклонять туловище вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, наклонять туловища вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

7. «Лягушата пузыри пускают, «насос» изображают».

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .

8. «Лягушата веселятся, прыгают, кружатся» .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на правой ноге, затем на левой ноге (по 4 раза) .

И.п. стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на двух ногах по 4 раза с поворотом направо (360 гр) .

8. «Лягушата отдыхают, с мячом играют» .

И.п.: руки с мячом перед грудью. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

И.п.: ходьба на месте, руки вытянуты в стороны, мяч в одной руке - вдох. В ходьбе на месте, поднимать прямые руки вверх, перекладывать мяч в другую руку - выдох.

Дети перестраиваются в одну шеренгу, отдают мячи.

Л я г у ш к а:

Ай да молодцы вы, братцы!
А сплавать ли нам брассом?
Лягушачий стиль извечный –
Доплывем мы им не до речки!

1 задание:

Ногами брассом на груди
До бортика плывите.
Согнули ноги, разогнули,
И по воде скользите.

Упражнение: скольжение на груди с работой ног брассом, с задержкой дыхания.

2 задание:

Руками брассом на груди
Скользите по воде.
Руки в стороны, согнули,
Вместе вынесли вперед,

Дружно на сигнал плывем.

Упражнение: скольжение на груди с работой рук брассом, с задержкой дыхания.

3 задание:

Согласовывать движения
Учились на занятиях в воде.
Руки – брассом, ноги - кролем,
Плыть удобно детворе.

Упражнение: скольжение на груди с координацией движений рук брассом и ног кролем, с задержкой дыхания.

Л я г у ш к а: Добрались вместе к речке мы.

Вам, детвора,

Искать других помощников пора.

Прощайте!

В руке инструктора появляется игрушка - у т к а.

У т к а:

Кря, кря, крякствуйте, ребята!
Как вы плаваете ладно!
Нашептала мне лягушка –
Вам, ведь, к Водяному нужно?

А подсказку на себе
Носит рак речной на дне.
Вы его скорей поймайте –
Уткой - ныркой поныряйте!

Заранее на дно опускаются тонущие игрушки (раки) . К одному из раков прикреплена записка – подсказка.

Игра «Утка - нырка» .

Дети ныряют вниз головой, стараясь найти рака на дне бассейна. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – «показывают хвостик» .

Один из детей достает со дна рака, к которому прикреплена записка с подсказкой.

И н с т р у к т о р: (Разворачивает записку и громко читает)

«Плыть на груди и на спине
С доской в руках вам нужно.
Двигать ритмично и быстрей
Ногами кролем дружно».

Упражнение: плавание на груди и на спине с доской: ноги работают кролем в согласовании с дыханием.

В руках инструктора появляется игрушка – ц а п л я. Он подражает голосу старой цапли.

Ц а п л я:

Давно живу я на болоте!
Здесь просто так никто не ходит.
За рыбкой золотой приплыли?
Едва живая, обессилев,

Она без воздуха морского чуть дышит.

Вы помочь готовы?

Д е т и: Да.

Ц а п л я:

Как «насос» дышите вы, пузыри пуская,
Выдох в воду, вдох - и снова
Пузыри пускать готовы!
Игровое упражнение «Насос» . Стоя в шеренге спиной к бортику, по сигналу дети выполняют многократные выдохи в воду.

Звучит музыка «Песни Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» .

Появляется В о д я н о й.

В о д я н о й:

Я – Владыка заболотный,
Соответсвенно и стать.
Но что мне летать охота –
Всем на это наплевать.

Оттого я зол и вреден
И бессовестен совсем.
Вот возьму и за обедом
Золотую рыбку съем!

И н с т р у к т о р:

Что ты, что ты, Водяной!
Разве ты такой плохой?
Вспомни, как помог Ивану
Чудный выстроить корабль!

Ты не выспался, поди?
Рыбку кушать погоди!
Разберемся, в чем тут дело,
Что тебе здесь надоело?

В о д я н о й:

Посмотрите, что творится –
Замутили всю водицу:
Склянки, банки, тряпки, кринки,
Даже рваные ботинки!

Кто в такую дребедень
Хочет влезть на целый день?
Никого здесь не осталось,
Даже рыбы разбежались.

И н с т р у к т о р:

Перестань – ка ты браниться –
Мы очистим всю водицу!
Мусор соберем в два счета –
Станет озером болото!

Игра «Соберем мусор» .

Акватория бассейна делится пополам разделительной дорожкой. Соответственно детей разделяют на две команды и строятся в шеренгу вдоль одного из бортиков. Из корзинок на водную территорию каждой команды хаотично разбрасывается «мусор» (разовая пластиковая посуда, теннисные шарики, кубики и другие плавающие предметы) в равном количестве. По сигналу, дети обеих команд быстро собирают «мусор» в свои корзинки, стоящие на противоположном бортике. Выигрывает команда, собравшая «свой мусор» первой.

В о д я н о й:

Уважили, спасибо, Водяного.
А к испытаниям иным готовы?
Отдам я рыбку, так тому и быть,
Но вам придется сквозь тоннель проплыть!

Игровое упражнение «Проплыви через тоннель» . Четыре ребенка образуют тоннель из двух обручей. Остальные дети выстраиваются в колонну по одному. По сигналу, дети по очереди выполняют скольжение на груди с работой ног кролем через тоннель из вертикально удерживаемых

обручей, стараясь не задеть обруч.

В о д я н о й:

Ай – да, дети, вот так мастера!
Чистой стала в озере вода!
Рыбки возвращаются обратно –
Им резвиться в чистоте приятно!

Познакомить вас с рыбками?

Д е т и: Да!

В о д я н о й: Назовете каких без труда?

Дети называют рыб.

И н с т р у к т о р:

В водоеме рыбки пляшут –
Хвостиками круть да круть!
Как танцуют детки наши
Хочешь, Водяной взглянуть?

Подарочек прими от них –

Танец рыбок золотых!

Звучит вальс на музыку А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» . Дети выполняют танцевальные движения с элементами синхронного плавания, гидропластики (волнообразные движения руками справа – налево, сверху – вниз, наклон туловища назад, приседания; «поплавок» с переходом «звездочку» ; перестроение в круг лицом друг к другу, взявшись за руки вверху, спиной друг другу с обхватом руками за талию, наклоны туловища назад и вперед лицом в воду, ходьба приставным шагом с полуприседом в одну и в другую сторону; «поплавок» - «стрелка» ; поворот кругом в круг лицом друг к другу; выполнение волнообразных движений руками с наклоном туловища назад и приседанием) .

В о д я н о й:

Как светло и ясно на душе!
Я давно не отдыхал уже.
С вами подружиться очень рад,
Увидал отзывчивых ребят,

Ловких, смелых, щедрых и внимательных,
Да еще в воде таких талантливых!
Вот вам рыбка, и ступайте с Богом,
Ну, а я пойду вздремну немного.

Водяной отдает инструктору мини- аквариум с плавающей рыбкой, прощается с детьми и уходит.

Дети подходят к бортику и рассматривают «золотую» рыбку.

И н с т р у к т о р:

Дети, действуя ловко и смело,
Совершили вы доброе дело:
Нептуну возвратили золотую рыбешку,
Помогли Водяному немножко.

Испытания прошли все на диво,
Вам за это большое спасибо!
Настало время нам проститься,
До новых встреч в воде, друзья!

Занятие закончилось. Дети по одному выходят по лестнице из воды.

Литература.

  • Осокина Т.И., Тимофеева Е.А, Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.
  • Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М., 2008.
  • В.С. Васильев. Обучение детей плаванию. М., 1989.
  • С.В. Яблонская, С.А. Циклис. Физкультура и плавание в детском саду. М., 2008.
  • М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. Фигурное плавание в детском саду. М., 2009.

подготовила инструктор Шабан Екатерина Сергеевна. Занятия проводится в подготовительной группе.

Задачи занятия в детском саду:

  • Тренировать варианты дыхания, лежание на воде, погружение и всплывание.
  • Тренировать погружение в воду с головой, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Совершенствовать скольжение на груди с работой и без работы ног (техникой кроль), с опорой (мяч) и без опоры.
  • Совершенствовать плавание не спортивными способами (облегченными).
  • Совершенствовать проплывание под предметами и в предметы (обруч).
  • Тренировать внимание и быстроту реакции, координацию движений.
  • Формировать у детей доброжелательность, уверенность в своих силах.

Ход занятия в детском саду:

Дети входят под музыку.

Проводится сухая гимнастика под музыку:

— К речке быстрой мы спустились,
(Шаги на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклон вперед.)
Раз, два, три, четыре —
(Хлопки в ладоши.)
Вот как славно освежились.
(Встряхивания руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это БРАСС.
(Круговые движения руками перед грудью.)
Одной, другой – это КРОЛЬ.
(Руками по очереди вперед.)
Все, как один, плывем, как ДЕЛЬФИН.
(Двумя руками вперед.)
Вышли на берег крутой.
(Шагаем на месте.)

Забегает Кикимора

Кикимора: — Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Нептун передал вам письмо!

Ведущая читает Письмо:

— Здравствуйте, дети!
Пишу вам письмо
И знаю, что быстро
Прибудет оно.

— Вы целый год хорошо занимались, и я приготовил для вас подарки. Сам приехать не смогу – передаю через Кикимору.

Подпись — Нептун.

Ведущая: — Кикимора, а где же подарки от Нептуна?

Кикимора: — Я их спрятала на дне вашего бассейна. Пусть ребята их достанут.

Ведущая: — В воду тихо заходите.

Старт со ступеньки- плывут к бортику.

Ведущая:

— А теперь на дно ныряйте,
Поднимайте все со дна.

1 Задание. Дети достают морских животных со дна бассейна.

Ведущая: — Кикимора, разве это подарки?

Кикимора: — Нет! Я пошутила! Я их надежно спрятала от вас.

Ведущая: — Ой, а это что за записки на игрушках?

Кикимора: — Это не простые бумажки — это подсказки где искать подарки.

2 Задание.

Ведущая зачитывает бумажки:

— С морями был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин.)

— И где здесь подсказка, давайте другую посмотрим. Может, там?

— Плывет туда, плывет сюда.
Ее не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может?
(Медуза.)

— Ребята вы догадались, где Кикимора спрятала подарки?

— Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я ….
(Осьминог.)

— Ребята, это ведь не подсказки, а просто загадки.

Кикимора: — Да, да, да! Я просто хотела пошутить. А ребята — молодцы, отгадали мои загадки! Что еще умеют они делать?

Ведущая: — Хорошо, Кикимора, мы покажем, что еще умеет делать ребята. Но обещаешь, что больше не будешь обманывать нас?

Кикимора: — Да!

Ведущая: — Дети, давайте покажем, что мы умеем, и тогда Кикимора отдаст нам подарки Нептуна.

3 Задание. Игра «Кто дольше». По сигналу все ныряют под воду.

Кикимора: — Вижу, нырять вы хорошо умеете. А плавать вы умеете?

Дети: — Да!

Кикимора: — Покажите.

4 Задание.

— На команды разделитесь
Две команды, два мяча.
В руки мячики берите,
С ними плывите.

Скольжение на груди с опорой, работа ног техникой кроль.

5 Задание. Игра « Выполни и Угадай». Дети делятся на две команды. Инвентарь: два круга. Первая команда выполняет упражнения «Поплавок» и «Стрелочка». Вторая команда выполняет упражнения «Бабочка» и «Звездочка».

Каждой команде показывают картинку с изображением упражнения, вся команда, взявшись за руки в кругу, выполняет. Другая команда угадывает название упражнения.

6 Задание.

Ведущая:

— За руки теперь беритесь
В один круг красивый становитесь,
Круг красивый и большой,
Ровный, добрый и смешной!

Дети делают упражнение «Фонтаны». Гости угадывают.

7 Задание.

Кикимора: — Вот посмотрите, что я для вас соорудила.

Ведущая:

— А теперь задание самое сложное —
Выполнять его нужно всем осторожно.

Проплывание облегченным способом.

8 Задание.

Кикимора: — А у меня вот, что еще есть.

Показывает обруч.

— Что вы с ним умеете делать?

Ныряние «Дельфинчиком» (не все дети).

9 Задание. Проплывание в обруч на глубине с работой ног.

10 Задание. Игра «На буксире» (2 команды).

11 Задание.

Кикимора: — Знаете такую игру «Пятнашки»? Научите меня играть в эту игру!

Проводится игра «Пятнашки с нырянием».

Кикимора: — Молодцы! Вижу много вы умеете! Отдам я вам подарки.

Отдает подарки. Уходит.

Задачи:

  • Продолжать осваивать задержку дыхания на вдохе; скольжение на груди с опорой на досточку; работу ног как при плавании способом «кроль на груди» с опорой на досточку.
  • Способствовать укреплению мышц, формирующих свод стопы.
  • Обеспечить развитие координации, пространственных ориентиров в воде.
  • Способствовать развитию устойчивого интереса к регулярным занятиям плаванием.

Интеграция:

(К) Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

(Б) Способствовать формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

(Т) Побуждать к активности и самостоятельности в процессе наведения порядка после занятия плаванием.

Оборудование: «дорожка здоровья», «змейка», тонущие игрушки, доски для плавания, спасательные круги.

Время проведения: 20 минут.

Место проведения: бассейн.

Часть занятия Содержание Дозировка Методические указания

Вводная

часть 7′

На суше:

ОРУ стоя в колонне по одному:

I. И.П.-ОС.

1-стойка на носках, руки вверх, 2- И.П.

II. И.П.- стойка, руки в стороны.

1-4-круговые движения прямых рук вперед.

III. И.П.- стойка руки за головой.

1-поднять правое колено, 2-ИП.3,4-тоже с другой ноги.

IV. И.П.- стойка, руки в стороны.

1,3-прыжок ноги врозь, хлопок руками над головой;2,4-И.П.

V. Ходьба на месте.

Ходьба по «дорожке здоровья».В воде:

1..ходьба по «змейке» приставными шагами правым, левым боком, руки на пояс;

2. ходьба скрестным шагом, руки в стороны;

3. подскоки с продвижением вперед

4. бег с погружением под воду по сигналу;

5. Ходьба.

4 раза

4 раза

4 раза

3 раза

1 раз

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

15сек.

Спина прямая, максимально подняться на носки.Амплитуда движений максимальная, руки в локтях не сгибать.Спину держать ровно, на опорную ногу не приседать.

Выполнять упражнение с увеличением темпа до максимума.Восстановить дыхание

Ходьба с опорой на среднюю часть стопы, пятка, пальчики ног опираются на дно бассейна; спина прямая, использовать «змейку», как ориентир;при выпрыгивании из воды потянуться вверх;при погружении под воду руками коснутся дна бассейна;

Восстановить дыхание.

Основная

часть 10′

1. Скольжение на груди с опорой на досточку для плавания.

2. Работа ног как при плавании способом «кроль» лежа на груди в парах.

3. «Насос». Приседание с погружением в воду в парах.

4. Подвижная игра «Поймай рыбку»

4 раза

2 мин.

2 раза

2 раза

Плечи опустить в воду.

Ноги работают под водой (без брызг).

Упражнение выполнять на задержке дыхания.

Мы запустим рыбок в море, пусть резвятся на просторе.Будем с ними мы играть, из воды их доставать.Упражнение выполнять на задержке дыхания.

Заключительная

часть 3′

1. Самостоятельные игры с водой.

2. И.П.- лежа на спине в кругах «Велосипед».

2 мин.

1 мин.

Следить за работой стопы, пальцы ног выглядывают из воды.

Обучение плаванию в детском саду

Организация обучения детей плаванию в детском саду осущест­вляется в комплексе со всеми многообразными формами физкуль­турно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.

Принята следующая возрастная классификация детей дошколь­ного возраста, на которую ориентируются при планировании обу­чения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жиз­ни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зави­симости от возраста детей и конкретных условий (количества де­тей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3-4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10-12 человек.

Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинако­ва и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обуче­ния занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с водой их длительность увеличивается.

Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50-60 см и доходить до пояса занимающихся; температу­ра воды - около 30°С. Занятия проводятся по программе физиче­ского воспитания для детского сада; на них решаются задачи осво­ения с водой и овладения элементами техники плавания.

Продолжительность занятия плаванием детей старшего возрас­та - не менее 40-60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в на­чале обучения она несколько меньше.

Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-


деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.

В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный под­ход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное - фи­зических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степе­ни освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки мож­но подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.

Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использо­вать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошколь­ников, основывается на закономерностях поэтапного формирова­ния соответствующих навыков. Принято выделять несколько эта­пов обучения.

1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3-4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свой­ствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточ­но уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполня­ют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз под­ряд).

3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача - обучение плаванию избранным способом. К кон­цу этого этапа дети должны проплывать 10-15 м на мелководье разу­ченным способом в полной координации.


4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача - совершенствова­ние техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Освоение различных движений осуществляется путем много­кратного их повторения; количество повторений должно возрас­тать постепенно. Учитывая, что повторение движений является од­нообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии на­до предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на ос­нове подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучае­мом способе плавания. В связи с особенностями развития мышле­ния детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое зна­чение при обучении плаванию имеет показ, который должен со­провождаться доступными для детей пояснениями инструктора.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, та­кие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о вы­полнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

В работе с детьми 4-6 лет не следует использовать большое ко­личество команд и подсчетов при разучивании упражнений.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошколь­ников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать зна­чительное количество разнообразных подготовительных упражне­ний и игр.

Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но из­меняется в зависимости от возраста: детям 3-4 лет дается несколь­ко меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.

Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плава­нием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя ис­правлять одновременно несколько ошибок - это рассеивает вни­мание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недо­статочной степенью общей физической и координационной под­готовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили об­щую схему движений избранного способа плавания, и не требо­вать от них точности в технике.

Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении


дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).

Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрас­те, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.

2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду (уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?

3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста?

4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и со­держание каждого этапа, методы обучения).

5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с детьми дошкольного возраста?

Булгакова П.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999 - (Азбука спорта). Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

Обучение плаванию



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!