Занятие по плаванию в доу. Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка? Основные правила посещения бассейна в детском саду
Бондарева Алина Анатольевна
РК г. Актобе ГККП дошкольная гимназия №7 «Арман»
инструктор по плаванию
Цель: формировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
Развивать навык движений попеременной работы ног, как при плавании на груди.
Совершенствовать технику скольжения на груди и на спине, с опорой и без опоры.
Формировать навык погружаться в воду с открытыми глазами.
Способствовать оздоровлению и закаливанию организма детей, укреплению общего физического состояния.
Ценность : внутренний покой
Качества : дисциплина, уверенность в себе, самодисциплина
Оборудование: плавательные дощечки, тонущие игрушки или камешки.
Ход занятия:
Дети входят в «сухой» зал.
Круг радости:
Придумано кем- то просто и мудро,
При встрече здороваться доброе утро!
- Доброе утро солнце и птицы!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ведущий: Сегодня, я приглашаю вас ребята в путешествие. А куда нам отправиться, вы выберете сами. Вы согласны?
Дети: Да.
Дети проходят и видят «Турагенство «Арман».
Ведущий: Вот здесь нам наверное смогут помочь, и выбрать куда мы с вами отправимся.
Туроператор: Здравствуйте, здравствуете, только здесь мы можем предложить вам самый лучший отдых. Пожалуйста, лучшие лыжные трассы, и каток на Медео…
Ведущий: Спасибо, но там сейчас холодно, а что вы можете еще нам предложить?
Туроператор: Отдых в Африке, где вы сможете увидеть диких животных – жирафа, зебру…
Ведущий: Спасибо, но там очень жарко, а что еще вы предложите?
Туроператор: Тогда только для вас, и только сегодня путешествие по водным просторам. Вы сможете увидеть морских животных, проплыть по тоннелям, нырнуть на дно моря.
Ведущий: Ну, что ребята отправимся в морское путешествие?
Дети: Да, да, да.
Туроператор: Тогда вам надо приобрести билеты. Только билеты у нас не продаются, мы их меняем на ответы на сложную загадку. Если вы отгадаете ее, я с удовольствием вам их отдам. Вы согласны?
Дети: Да.
Туроператор: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица, и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку погибать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (воды)
Дети отгадывают загадку, получают билеты, проходят в раздевалку. Готовят купальные принадлежности, и по массажным коврикам выходят на ванну.
Ведущий: Прошу вас подняться на наш корабль, и отправиться в путешествие.
Дети заходят в воду, и строятся вдоль бортика.
Ведущий: Если все готовы, мы отправляемся. Приводим наш корабль в движение.
Дети выполняют вдох-выдох в воду, опускают лицо в воду с задержкой дыхания на счет до 5.
Ведущий: Заводим моторы.
Дети работают прямыми ногами как при плавании способом кроль на груди у опоры.
Ведущий: Корабль отправляется.
Дети ложатся на воду, на спину, с опорой ногами за поручень.
Ведущий: Ребята, мы с вами доплыли до бухты.
Дети выполняют скольжение на груди в обруч.
Дети строятся вдоль бортика и выполняют скольжение на груди с работой ног, с опорой в одну сторону, обратно скольжение на спине с работой ног.
Ведущий: Смотрите ребята, это какое-то морское животное плавает в воде.
Дети: Это же морская звезда.
Дети выполняют игровое упражнение «звездочка».
Ведущий: А сейчас ребята, мы с вами будем нырять на дно моря, и доставать со дна жемчужины.
Игра «Водолазы».
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Я думаю, что вам оно понравилось, вы получили заряд бодрости, и положительные эмоции. Показали, что вы здоровые, сильные духом и смелые.
Дети выходят из воды, проходят в раздевалку, одеваются и проходят в «сухой» зал, где вместе с гостями пьют фито-чай.
Инструктор по физкультуре МАДОУ детский сад №10 Виткалова И.С ст. Каневская, Краснодарский край.
Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.
Программные задачи:
- закреплять плавательные умения и навыки: работу ног кролем при плавании на груди и на спине, с плавательной доской; элементы техники плавания брассом; согласованность движений при плавании неспортивным способом
- развивать координацию движений при выполнении упражнений в воде
- закреплять элементы аквааэробики, гидропластики и синхронного плавания в музыкальных композициях; формировать умение выполнять упражнения синхронно
- развивать ловкость, быстроту и общую выносливость
- тренировать дыхательную мускулатуру
- способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки
- воспитывать смелость; доброту, отзывчивость на чужую беду; дать возможность каждому ребенку почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников; совершенствовать экологическую культуру детей
- доставить детям радость, создать хорошее настроение.
Материал к занятию: музыкальный центр, диск с фонограммой музыки
В. Шаинского на песню «Чунга - чанга» , музыки М. Дунаевского на песню «Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» , музыки вальса Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» ; костюмы почтальона Печкина, Водяного, резиновые игрушки (лягушка, утка, цапля) ; конверт с письмом от Нептуна, мини- аквариум с плавающей рыбкой; плавательные доски, небольшие надувные мячи (8 шт) , тонущие игрушки (раки – 5 шт) , две корзины с плавающими предметами (теннисные шарики, разовая пластиковая посуда, резиновые маленькие мячики – «прыгуны» , пластмассовые кубики и др) .
Ход занятия.
И н с т р у к т о р:
С добрым утром, с днем прекрасным!
Мы собрались, как на праздник.
Ведь приятно детворе
Поиграть со мной в воде?
Д е т и: Да!
Стук в дверь.
И н с т р у к т о р:
Тише, детки, что за стук
В нашу дверь раздался вдруг?
Кто к нам рвется так беспечно?
Входит почтальон – П е ч к и н.
Здравствуйте, да это Печкин!
П е ч к и н: У меня для вас письмо –
Получите – ка его!
Вручает письмо и уходит.
И н с т р у к т о р:
Почтальон торопился не зря –
Весть принес от морского царя.
Просто так нас не стал бы тревожить,
Приключилось что страшное, может?
Открывает и читает письмо.
«Я, Нептун, морской Владыка,
Бью челом вам и тоскую:
Водяной – негодник выкрал
Мою рыбку золотую.
А ведь пресная вода
Для малышки так вредна!
Выручайте, помогите!
Рыбку поскорей спасите.
Речные жители помогут
Вам верную найти дорогу!»
И н с т р у к т о р: Поможем Владыке морскому?
Д е т и: Да!
И н с т р у к т о р:
Тогда – в добрый путь!
Начинаем мы с пруда!
В воду быстро заходите
И места свои найдите.
Имитируем движения,
Подражая, в упражнениях.
По сигналу инструктора дети выполняют упражнения.
1. Подражая лодочке с веслами,
Наклонившись к воде,
Шагаем и гребем руками по воде.
Игровое упражнение «Лодочки с веслами»
: ходьба по дну, помогая гребковыми движениями рук.
2. Как уточки шагайте
В полуприседе в воде.
Почаще вы ныряйте,
Побольше пузырей пускайте.
Игровое упражнение «Уточки - нырочки» : ходьба по дну в полуприседе, чередуя вдох и выдох в воду, погружаясь под воду с головой.
3. Подражая лягушатам,
Прыг – шлеп, прыг – шлеп,
Прыгай весело, дружок!
Игровое упражнение «Лягушки - веселушки» : из положения присев выпрыгивать на двух ногах вперед и снова приседать.
В руках инструктора появляется игрушка - Л я г у ш к а. Он подражает голосу лягушки.
Л я г у ш к а:
Привет, ква – квакствуйте, друзья!
Дорогу укажу вам я,
Что к Водяному приведет.
Но сил сначала наберем –
Все дружно сделаем зарядку.
Дети рассчитываются в шеренге на первый – второй и перестраиваются в две шеренги
Мячи берите по порядку,
Смотрите, слушайте, вникайте
И за лягушкой повторяйте!
Звучит музыка В Шаинского на песню «Чунга - чанга» . Дети выполняют комплекс гидроаэробики с мячом «Зарядка лягушат» .
1. «Лягушата проснулись и потянулись» .
И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперед. Поднимать прямые руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .
2. «Лягушата приседают, ноги разминают» .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .
И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать (4 раза) .
3. «Лягушата поворачиваются и осматриваются»
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Повороты туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .
И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Повороты туловища вправо – влево с выпрямлением рук в сторону поворота (по 4 раза в каждую сторону) .
4. «Лягушата снова приседают, ноги разминают» .
И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .
5. «Лягушата наклоняются, неваляшками называются» .
И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .
6. «Лягушата вперед наклоняются, словно цапле поклоняются» .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклонять туловище вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, наклонять туловища вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .
7. «Лягушата пузыри пускают, «насос» изображают».
И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .
И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .
8. «Лягушата веселятся, прыгают, кружатся» .
И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на правой ноге, затем на левой ноге (по 4 раза) .
И.п. стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на двух ногах по 4 раза с поворотом направо (360 гр) .
8. «Лягушата отдыхают, с мячом играют» .
И.п.: руки с мячом перед грудью. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
И.п.: ходьба на месте, руки вытянуты в стороны, мяч в одной руке - вдох. В ходьбе на месте, поднимать прямые руки вверх, перекладывать мяч в другую руку - выдох.
Дети перестраиваются в одну шеренгу, отдают мячи.
Л я г у ш к а:
Ай да молодцы вы, братцы!
А сплавать ли нам брассом?
Лягушачий стиль извечный –
Доплывем мы им не до речки!
1 задание:
Ногами брассом на груди
До бортика плывите.
Согнули ноги, разогнули,
И по воде скользите.
Упражнение: скольжение на груди с работой ног брассом, с задержкой дыхания.
2 задание:
Руками брассом на груди
Скользите по воде.
Руки в стороны, согнули,
Вместе вынесли вперед,
Дружно на сигнал плывем.
Упражнение: скольжение на груди с работой рук брассом, с задержкой дыхания.
3 задание:
Согласовывать движения
Учились на занятиях в воде.
Руки – брассом, ноги - кролем,
Плыть удобно детворе.
Упражнение: скольжение на груди с координацией движений рук брассом и ног кролем, с задержкой дыхания.
Л я г у ш к а: Добрались вместе к речке мы.
Вам, детвора,
Искать других помощников пора.
Прощайте!
В руке инструктора появляется игрушка - у т к а.
У т к а:
Кря, кря, крякствуйте, ребята!
Как вы плаваете ладно!
Нашептала мне лягушка –
Вам, ведь, к Водяному нужно?
А подсказку на себе
Носит рак речной на дне.
Вы его скорей поймайте –
Уткой - ныркой поныряйте!
Заранее на дно опускаются тонущие игрушки (раки) . К одному из раков прикреплена записка – подсказка.
Игра «Утка - нырка» .
Дети ныряют вниз головой, стараясь найти рака на дне бассейна. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – «показывают хвостик» .
Один из детей достает со дна рака, к которому прикреплена записка с подсказкой.
И н с т р у к т о р: (Разворачивает записку и громко читает)
«Плыть на груди и на спине
С доской в руках вам нужно.
Двигать ритмично и быстрей
Ногами кролем дружно».
Упражнение: плавание на груди и на спине с доской: ноги работают кролем в согласовании с дыханием.
В руках инструктора появляется игрушка – ц а п л я. Он подражает голосу старой цапли.
Ц а п л я:
Давно живу я на болоте!
Здесь просто так никто не ходит.
За рыбкой золотой приплыли?
Едва живая, обессилев,
Она без воздуха морского чуть дышит.
Вы помочь готовы?
Д е т и: Да.
Ц а п л я:
Как «насос»
дышите вы, пузыри пуская,
Выдох в воду, вдох - и снова
Пузыри пускать готовы!
Игровое упражнение «Насос»
. Стоя в шеренге спиной к бортику, по сигналу дети выполняют многократные выдохи в воду.
Звучит музыка «Песни Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» .
Появляется В о д я н о й.
В о д я н о й:
Я – Владыка заболотный,
Соответсвенно и стать.
Но что мне летать охота –
Всем на это наплевать.
Оттого я зол и вреден
И бессовестен совсем.
Вот возьму и за обедом
Золотую рыбку съем!
И н с т р у к т о р:
Что ты, что ты, Водяной!
Разве ты такой плохой?
Вспомни, как помог Ивану
Чудный выстроить корабль!
Ты не выспался, поди?
Рыбку кушать погоди!
Разберемся, в чем тут дело,
Что тебе здесь надоело?
В о д я н о й:
Посмотрите, что творится –
Замутили всю водицу:
Склянки, банки, тряпки, кринки,
Даже рваные ботинки!
Кто в такую дребедень
Хочет влезть на целый день?
Никого здесь не осталось,
Даже рыбы разбежались.
И н с т р у к т о р:
Перестань – ка ты браниться –
Мы очистим всю водицу!
Мусор соберем в два счета –
Станет озером болото!
Игра «Соберем мусор» .
Акватория бассейна делится пополам разделительной дорожкой. Соответственно детей разделяют на две команды и строятся в шеренгу вдоль одного из бортиков. Из корзинок на водную территорию каждой команды хаотично разбрасывается «мусор» (разовая пластиковая посуда, теннисные шарики, кубики и другие плавающие предметы) в равном количестве. По сигналу, дети обеих команд быстро собирают «мусор» в свои корзинки, стоящие на противоположном бортике. Выигрывает команда, собравшая «свой мусор» первой.
В о д я н о й:
Уважили, спасибо, Водяного.
А к испытаниям иным готовы?
Отдам я рыбку, так тому и быть,
Но вам придется сквозь тоннель проплыть!
Игровое упражнение «Проплыви через тоннель» . Четыре ребенка образуют тоннель из двух обручей. Остальные дети выстраиваются в колонну по одному. По сигналу, дети по очереди выполняют скольжение на груди с работой ног кролем через тоннель из вертикально удерживаемых
обручей, стараясь не задеть обруч.
В о д я н о й:
Ай – да, дети, вот так мастера!
Чистой стала в озере вода!
Рыбки возвращаются обратно –
Им резвиться в чистоте приятно!
Познакомить вас с рыбками?
Д е т и: Да!
В о д я н о й: Назовете каких без труда?
Дети называют рыб.
И н с т р у к т о р:
В водоеме рыбки пляшут –
Хвостиками круть да круть!
Как танцуют детки наши
Хочешь, Водяной взглянуть?
Подарочек прими от них –
Танец рыбок золотых!
Звучит вальс на музыку А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» . Дети выполняют танцевальные движения с элементами синхронного плавания, гидропластики (волнообразные движения руками справа – налево, сверху – вниз, наклон туловища назад, приседания; «поплавок» с переходом «звездочку» ; перестроение в круг лицом друг к другу, взявшись за руки вверху, спиной друг другу с обхватом руками за талию, наклоны туловища назад и вперед лицом в воду, ходьба приставным шагом с полуприседом в одну и в другую сторону; «поплавок» - «стрелка» ; поворот кругом в круг лицом друг к другу; выполнение волнообразных движений руками с наклоном туловища назад и приседанием) .
В о д я н о й:
Как светло и ясно на душе!
Я давно не отдыхал уже.
С вами подружиться очень рад,
Увидал отзывчивых ребят,
Ловких, смелых, щедрых и внимательных,
Да еще в воде таких талантливых!
Вот вам рыбка, и ступайте с Богом,
Ну, а я пойду вздремну немного.
Водяной отдает инструктору мини- аквариум с плавающей рыбкой, прощается с детьми и уходит.
Дети подходят к бортику и рассматривают «золотую» рыбку.
И н с т р у к т о р:
Дети, действуя ловко и смело,
Совершили вы доброе дело:
Нептуну возвратили золотую рыбешку,
Помогли Водяному немножко.
Испытания прошли все на диво,
Вам за это большое спасибо!
Настало время нам проститься,
До новых встреч в воде, друзья!
Занятие закончилось. Дети по одному выходят по лестнице из воды.
Литература.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А, Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.
- Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М., 2008.
- В.С. Васильев. Обучение детей плаванию. М., 1989.
- С.В. Яблонская, С.А. Циклис. Физкультура и плавание в детском саду. М., 2008.
- М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. Фигурное плавание в детском саду. М., 2009.
подготовила инструктор Шабан Екатерина Сергеевна. Занятия проводится в подготовительной группе.
Задачи занятия в детском саду:
- Тренировать варианты дыхания, лежание на воде, погружение и всплывание.
- Тренировать погружение в воду с головой, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Совершенствовать скольжение на груди с работой и без работы ног (техникой кроль), с опорой (мяч) и без опоры.
- Совершенствовать плавание не спортивными способами (облегченными).
- Совершенствовать проплывание под предметами и в предметы (обруч).
- Тренировать внимание и быстроту реакции, координацию движений.
- Формировать у детей доброжелательность, уверенность в своих силах.
Ход занятия в детском саду:
Дети входят под музыку.
Проводится сухая гимнастика под музыку:
— К речке быстрой мы спустились,
(Шаги на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклон вперед.)
Раз, два, три, четыре —
(Хлопки в ладоши.)
Вот как славно освежились.
(Встряхивания руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это БРАСС.
(Круговые движения руками перед грудью.)
Одной, другой – это КРОЛЬ.
(Руками по очереди вперед.)
Все, как один, плывем, как ДЕЛЬФИН.
(Двумя руками вперед.)
Вышли на берег крутой.
(Шагаем на месте.)
Забегает Кикимора
Кикимора: — Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Нептун передал вам письмо!
Ведущая читает Письмо:
— Здравствуйте, дети!
Пишу вам письмо
И знаю, что быстро
Прибудет оно.
— Вы целый год хорошо занимались, и я приготовил для вас подарки. Сам приехать не смогу – передаю через Кикимору.
Подпись — Нептун.
Ведущая: — Кикимора, а где же подарки от Нептуна?
Кикимора: — Я их спрятала на дне вашего бассейна. Пусть ребята их достанут.
Ведущая: — В воду тихо заходите.
Старт со ступеньки- плывут к бортику.
Ведущая:
— А теперь на дно ныряйте,
Поднимайте все со дна.
1 Задание. Дети достают морских животных со дна бассейна.
Ведущая: — Кикимора, разве это подарки?
Кикимора: — Нет! Я пошутила! Я их надежно спрятала от вас.
Ведущая: — Ой, а это что за записки на игрушках?
Кикимора: — Это не простые бумажки — это подсказки где искать подарки.
2 Задание.
Ведущая зачитывает бумажки:
— С морями был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин.)
— И где здесь подсказка, давайте другую посмотрим. Может, там?
— Плывет туда, плывет сюда.
Ее не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может?
(Медуза.)
— Ребята вы догадались, где Кикимора спрятала подарки?
— Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я ….
(Осьминог.)
— Ребята, это ведь не подсказки, а просто загадки.
Кикимора: — Да, да, да! Я просто хотела пошутить. А ребята — молодцы, отгадали мои загадки! Что еще умеют они делать?
Ведущая: — Хорошо, Кикимора, мы покажем, что еще умеет делать ребята. Но обещаешь, что больше не будешь обманывать нас?
Кикимора: — Да!
Ведущая: — Дети, давайте покажем, что мы умеем, и тогда Кикимора отдаст нам подарки Нептуна.
3 Задание. Игра «Кто дольше». По сигналу все ныряют под воду.
Кикимора: — Вижу, нырять вы хорошо умеете. А плавать вы умеете?
Дети: — Да!
Кикимора: — Покажите.
4 Задание.
— На команды разделитесь
Две команды, два мяча.
В руки мячики берите,
С ними плывите.
Скольжение на груди с опорой, работа ног техникой кроль.
5 Задание. Игра « Выполни и Угадай». Дети делятся на две команды. Инвентарь: два круга. Первая команда выполняет упражнения «Поплавок» и «Стрелочка». Вторая команда выполняет упражнения «Бабочка» и «Звездочка».
Каждой команде показывают картинку с изображением упражнения, вся команда, взявшись за руки в кругу, выполняет. Другая команда угадывает название упражнения.
6 Задание.
Ведущая:
— За руки теперь беритесь
В один круг красивый становитесь,
Круг красивый и большой,
Ровный, добрый и смешной!
Дети делают упражнение «Фонтаны». Гости угадывают.
7 Задание.
Кикимора: — Вот посмотрите, что я для вас соорудила.
Ведущая:
— А теперь задание самое сложное —
Выполнять его нужно всем осторожно.
Проплывание облегченным способом.
8 Задание.
Кикимора: — А у меня вот, что еще есть.
Показывает обруч.
— Что вы с ним умеете делать?
Ныряние «Дельфинчиком» (не все дети).
9 Задание. Проплывание в обруч на глубине с работой ног.
10 Задание. Игра «На буксире» (2 команды).
11 Задание.
Кикимора: — Знаете такую игру «Пятнашки»? Научите меня играть в эту игру!
Проводится игра «Пятнашки с нырянием».
Кикимора: — Молодцы! Вижу много вы умеете! Отдам я вам подарки.
Отдает подарки. Уходит.
Задачи:
- Продолжать осваивать задержку дыхания на вдохе; скольжение на груди с опорой на досточку; работу ног как при плавании способом «кроль на груди» с опорой на досточку.
- Способствовать укреплению мышц, формирующих свод стопы.
- Обеспечить развитие координации, пространственных ориентиров в воде.
- Способствовать развитию устойчивого интереса к регулярным занятиям плаванием.
Интеграция:
(К) Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.
(Б) Способствовать формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
(Т) Побуждать к активности и самостоятельности в процессе наведения порядка после занятия плаванием.
Оборудование: «дорожка здоровья», «змейка», тонущие игрушки, доски для плавания, спасательные круги.
Время проведения: 20 минут.
Место проведения: бассейн.
Часть занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть 7′ |
На суше: ОРУ стоя в колонне по одному: I. И.П.-ОС. 1-стойка на носках, руки вверх, 2- И.П.II. И.П.- стойка, руки в стороны. 1-4-круговые движения прямых рук вперед.III. И.П.- стойка руки за головой. 1-поднять правое колено, 2-ИП.3,4-тоже с другой ноги.IV. И.П.- стойка, руки в стороны. 1,3-прыжок ноги врозь, хлопок руками над головой;2,4-И.П.V. Ходьба на месте. Ходьба по «дорожке здоровья».В воде:1..ходьба по «змейке» приставными шагами правым, левым боком, руки на пояс; 2. ходьба скрестным шагом, руки в стороны; 3. подскоки с продвижением вперед 4. бег с погружением под воду по сигналу; 5. Ходьба. |
4 раза 4 раза 4 раза 3 раза 1 раз 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 15сек. |
Спина прямая, максимально подняться на носки.Амплитуда движений максимальная, руки в локтях не сгибать.Спину держать ровно, на опорную ногу не приседать. Выполнять упражнение с увеличением темпа до максимума.Восстановить дыхание Ходьба с опорой на среднюю часть стопы, пятка, пальчики ног опираются на дно бассейна; спина прямая, использовать «змейку», как ориентир;при выпрыгивании из воды потянуться вверх;при погружении под воду руками коснутся дна бассейна; Восстановить дыхание. |
Основная часть 10′ |
1. Скольжение на груди с опорой на досточку для плавания. 2. Работа ног как при плавании способом «кроль» лежа на груди в парах. 3. «Насос». Приседание с погружением в воду в парах. 4. Подвижная игра «Поймай рыбку» |
4 раза 2 мин. 2 раза 2 раза |
Плечи опустить в воду. Ноги работают под водой (без брызг). Упражнение выполнять на задержке дыхания. Мы запустим рыбок в море, пусть резвятся на просторе.Будем с ними мы играть, из воды их доставать.Упражнение выполнять на задержке дыхания. |
Заключительная часть 3′ |
1. Самостоятельные игры с водой. 2. И.П.- лежа на спине в кругах «Велосипед». |
2 мин. 1 мин. |
Следить за работой стопы, пальцы ног выглядывают из воды. |
Обучение плаванию в детском саду
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.
Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.
Принята следующая возрастная классификация детей дошкольного возраста, на которую ориентируются при планировании обучения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жизни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и конкретных условий (количества детей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3-4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10-12 человек.
Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинакова и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обучения занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с водой их длительность увеличивается.
Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50-60 см и доходить до пояса занимающихся; температура воды - около 30°С. Занятия проводятся по программе физического воспитания для детского сада; на них решаются задачи освоения с водой и овладения элементами техники плавания.
Продолжительность занятия плаванием детей старшего возраста - не менее 40-60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в начале обучения она несколько меньше.
Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-
деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.
В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.
В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный подход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное - физических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степени освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.
Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.
Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Принято выделять несколько этапов обучения.
1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3-4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.
2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд).
3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача - обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10-15 м на мелководье разученным способом в полной координации.
4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача - совершенствование техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.
Освоение различных движений осуществляется путем многократного их повторения; количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии надо предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на основе подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое значение при обучении плаванию имеет показ, который должен сопровождаться доступными для детей пояснениями инструктора.
Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, такие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о выполнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.
В работе с детьми 4-6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов при разучивании упражнений.
Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.
Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста: детям 3-4 лет дается несколько меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.
Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плаванием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя исправлять одновременно несколько ошибок - это рассеивает внимание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недостаточной степенью общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общую схему движений избранного способа плавания, и не требовать от них точности в технике.
Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении
дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).
Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.
2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду (уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?
3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста?
4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и содержание каждого этапа, методы обучения).
5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с детьми дошкольного возраста?
Булгакова П.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999 - (Азбука спорта). Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
Обучение плаванию