Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Георгий Гурджиев. Четвертый путь и его создатель. Учение Гурджиева и Четвертый путь – путь хитреца

принадлежим к Четвертому Пути, которыйявляется наиболее трудным путем из всех, так как он должен про-ходить в гуще земного, трактоваться среди жизни. Путь факира, тоесть Первый Путь, Путь Монаха - то есть Второй Путь, Путь Йога -то есть Третий Путь - не наши пути. Пытающимся следовать Четвертому Пути нужно помнить, что этот Путь, который нисходит BO внешнюю жизнь всегда, когда имеет место период особого беспо-рядка и хаоса. Теперь мне хотелось бы сказать вам всем, что некоторые извас не понимают идеи Четвертого Пути. Например, мне кажется вы ожидаете, что условия, которые существовали в одно время должны или будут существовать всегда. Это совершенно неправильно. Четвертый Путь должен быть всегда относим к различным обстоятельствам жизни и никогда не может стать постоянным и привычным. Внезапно может быть необходимо изменитьвсю внешнюю схему вещей. Я хочу, особенно в настоящий момент, иметь вокруг себя людей, которые понимают это и которые могут отнести себя к различным условиям и все-таки поддерживать в себе все принципы и идеи настоящей работы. Мы не имеем никакого представления, как дела будут идти в будущем. А это значит, что люди должны быть способны приспосабливаться к совершенно различным внешним условиям и все-таки поддерживать настроение и ощущение работы.

Как стать Человеком Четвертого Пути

На Четвертом Пути первым главным достижением является стать человеком №4, то есть уравновешенным человеком, или всесторонним человеком. Теперь, если некоторые из вас составили представление о том, что такое внешняя форма работы, из прошлых ассоциаций, и вы находите себя стоящими лицом к лицу с совершенно новым внешним состоянием дел и становитесь отрицательными, вы являетесь в действительности бесполезными для меня, поскольку это касается Четвертого Пути. Вы должны понять, что всякое внешнее изменение в работе всегда полезно для вас, какую бы форму оно ни принимало, и все вы должны быть подготовлены следовать работе и при изменении ее внешних проявлений и во все моменты поддерживать ясное внутреннее отношение к ней.

В настоящий момент совершенно невозможно воспроизвести ситуацию, которая существовала в Эссексе. Теперешний центр нашей ветви работы находится под пристальным взглядом публики. Два дома, которые мы занимаем, находятся буквально на большой дороге, особенно дом в самом Бёрдлипе, который расположен прямо в селе. По этой причине совершенно невозможно проводить нашу жизнь так, как мы делали это на ферме в Эссексе, и каждый должен понять это и приспособиться к обстоятельствам. Необходимо также понять, что мы находимся, так сказать, в «чужом» округе и, что особенно важно, в консервативном округе, и должны способствовать тому, чтобы производить благоразумное и нормальное впечатление на людей. При таких обстоятельствах мы не можем иметь такую же внешнюю жизнь, как прежде, но я не вижу причины, почему люди, посещающие нас, не могут понять, что это совсем маленькое затруднение можно преодолеть и что, кроме него, всё является таким же, как прежде.

Я давно говорил вам и повторял это несколько раз, что работа существует благодаря отношению кого-либо к ней, и какая бы ни сложилась внешняя ситуация, не следует делать какой-либо разницы по отношению к работе в этом смысле. Мне очень жаль, что приходится говорить об этом, но это сделать необходимо. Ибо я знаю, что вы можете снова очутиться в совершенно иных обстоятельствах, которые снова будут требовать соответствующего понимания, а затем снова и снова. Люди должны понять, что они находятся на Четвертом Пути и что они всегда должны быть способны быть «всем для всех людей» и развивать каждую сторону себя в отношении к обществу и ко всем формам внешней жизни, в разумной степени; в противном случае они не понимают идеи Четвертого Пути, который утверждает себя прямо в середине жизни, среди всего, что происходит, приспосабливаясь и все же всегда поддерживая себя внутренне. Четвертый Путь является и всегда должен быть наиболее «гибким» из всех, но он требует наиболее гибкого внутреннего понимания. И если человек в работе не может быть гибким, он является довольно трудным субъектом. Каждое изменение в обстоятельствах дает очень полезный шанс каждому научиться чему-нибудь. Когда я имею достаточно людей вокруг себя, кому я доверяю, в смысле того, что они способны нормально вести дело с любым человеком, при всякой ситуации в жизни, я буду чувствовать, что я способен расширять работу таким образом, каким я хочу расширять ее в конце концов. И здесь я напомню вам об одном значении механичности в работе. Если вы не можете установить связи с той или иной стороной жизни, вы должны сделать это одной из ваших целей. Нет и не должно быть ни одной вещи в жизни, о которой человек в Четвертом Пути не должен был бы быть осведомлен или не способен поддерживать связи с ней. Этот четвертый Путь не является романтическим и бесполезно иметь романтические чувства относительно фермы в Эссексе. Этот Четвертый Путь совершенно безжалостен и, как только что-либо заканчивается, то есть, не дает больше какой-либо реальной ценности, оно оставляется. Под этим я имею в виду, что мы не можем вернуться на ферму, но что это удобный случай для каждого приспособить себя к внешней форме и физической ситуации работы в настоящий момент. Это одинаково относится и к тем, кто не может приехать сюда, и к тем, кто может это сделать.

Я был бы очень рад, если бы вы все поняли, что я имею в виду, так как этот вопрос чрезвычайно важен, ибо каждый пытается «уложить» новые условия в старые формы работы Четвертого Пути и таким образом двигаться дальше. К сожалению, такие умственные и эмоциональные привязанности имеют место.

Я однажды сказал Гурджиеву: «Почему Вы не строите более солидно?» (Мы строили театр). Он ответил:«Это является только временным. За короткий отрезок времени все изменится. Каждый будет где-нибудь в другом месте. Ничто нельзя строить постоянным в настоящий момент».


Поэтому необходимо каждому понять каким-либо образом, что это значит. Много раз Гурджиев не имел работы «внешне», то есть не имел ни места, ни жилища. Все, казалось, рассеялось и с внешней, или чувственной, точки зрения исчезло, однако, как вы знаете, работа продолжалась и, наконец, перешла в нашу страну и, тем не менее, это не имеет никакого отношения к внешней форме работы, к действительному дому или ситуации и т.д. и, принимая во внимание то, что Гурджиев сказал мне частным образом, я представляю себе, что мы можем не иметь постоянного дома для работы и что мы должны приспосабливаться ко всякого рода ситуации в будущем. Но все те из вас, кто слушал учение в течение достаточного времени, должны быть способны теперь быть совершенно спокойными относительно изменения во внешней форме или внешних требованиях работы и тотчас же относиться к ним с точки зрения работы. Трудность состоит в том, что вещи становятся механическими и необходимо, чтобы давался толчок, так, чтобы вещи не являлись больше совсем механическими. Но работа продолжается тем же путем и говорит тем же голосом. И дает туже силу тем, кто признает и практикует ее.

Четвертый Путь Гурджиева - путь среди людей

Я должен добавить, что центр тяжести этой беседы для вас лежит в значении того, что называется Четвертым Путем. Мы не факиры, год за годом вытягивающие наши руки; мы не монахи, живущие в монастырях; мы не йоги, ушедшие в отдаленные школы или сидящие и медитирующие в пещерах Гималаев. Мы принадлежим к тому, что называется Четвертым Путем, который является совершенным в жизни. Поэтому мы должны работать среди жизни, окруженные всеми несчастьями жизни, и, в конечном итоге, жизнь становится нашим учителем, то есть мы должны практиковать неотождествление среди событий жизни; мы должны практиковать самовоспоминание среди дел, и мы должны отмечать и отделять себя от отрицательных эмоций среди всех обид и страданий повседневной жизни. И по этой причине говорится, что человек, который следует четвертым путем, должен стать человеком №4, то есть человеком, который развил свои центры. Это означает человека, который может быть всем для всех людей, и это означает человека, который развил все стороны себя так, что он может разумно встретиться с любой ситуацией, с любым классом, с любого рода лицом, с любой точкой зрения, с любой теорией, с любой практической вещью или теоретической вещью, или философской вещью вплоть до известной степени. С одной точки зрения он является человеком мира. Неправильно говорить это, но это, вероятно, дает первое представление о том, что такое человек №4. Человек №4 в действительности не означает человека мира. Он означает нечто более глубокое, чем это, но, несомненно, он включает и это, то есть он означает, что человек в состоянии встретить все события и ситуации жизни разумным образом и не является глупцом в отношении жизни и людей. Имеется много вещей, которые узнаются из обычной жизни, которые каждый должен знать, и, принимая во внимание идею человека №4, все эти вещи становятся интересными. Действительно, человек должен получить свое полное развитие из жизни в соединении с работой, чтобы достичь стадии человека №4, ибо ни один человек не может стать человеком №4, если только работа не озаряет его, и в то же время ни один человек не может стать человеком №4, если он не связывает себя со всеми сторонами жизни. Спросите себя в каких сторонах жизни вы не очень развиты, здесь я имею в виду просто обычную внешнюю жизнь. Будете ли вы способны принять внезапно важное задание? Будете ли вы способны содержать гостиницу? Будете ли вы способны эффективно беседовать с премьер-министром? Можете ли вы проводить игру или вести парусный корабль, или дать значительный бал и сохранить полное спокойствие и знать, что делать? Можете ли вы дать хорошую критику на какую-либо книгу? Можете ли вы под-держивать разговор обычных образованных людей? Хотя все эта не столь важно и никто не должен принимать это буквально, вся кий должен иметь представление о том, что значит человек №4 потому что человек №4 не значит в точности то, что я сказал. Он означает достижение совершенно замечательной всесторонно сти, так что, хотя вы никогда не говорили с премьер-министром, когда такой момент наступит, вы сможете это сделать благодаря вашему внутреннему развитию и вашей внутренней силе.

Четвертый путь лежит в жизни, и люди должны быть достаточно сильны, чтобы поддерживать его в их желаниях и их понимании, так кай он не имеет ни храмов, ни церквей, ни ритуалов - только правила. По этому, прошу вас, поймите, что если внешние условия Четвертого Пути меняются для вас и даже меняются снова и снова, вы должны всегда; стараться сохранять ваше равновесие и принимать новые условия как; работу и считать, что, как бы сильно мне ни нравились мужчина или женщина, я не могу сделать что-либо, если изменение внешних обстоятельств делает его или ее отрицательным в работе.

, учитель

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев (неверно Гюрджиев ; 31 марта , в других источниках 1874 , 13 января или 28 декабря (по словам самого Гурджиева, он родился 31 декабря - 1 января), Александрополь, ныне Гюмри , Армения - 29 октября , Нёйи-сюр-Сен , Франция) - российский (греко-армянских корней) мистик , духовный учитель, писатель, композитор , путешественник и вынужденный эмигрант , чья деятельность была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни, и чьё учение среди последователей получило название «Четвёртого пути».

Гурджиев был послушником Сармунского братства (1899-1900 и 1906-1907); и основателем «Института гармонического развития человека» (1917-1925).

В книге «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть» он писал: «Мобилизовать все способности и возможности всего моего существа, как приобретенные мной самим, так и наследственные, и до момента прихода следующего нового года, а это момент моего появления на Земле Бога , открыть какое-либо возможное средство к удовлетворительному выходу из этой ситуации».

Биография

Московский период

В 1912-1913 годах Гурджиев приехал в Москву , где собрал вокруг себя небольшую группу учеников. Весной 1915 года он встретился с П. Д. Успенским , философом и журналистом, известным автором ряда работ по философии и тоже путешественником. К тому времени Успенский, математик по образованию, уже опубликовал книгу «Четвёртое измерение» (СПб., 1909) и предпринял длительное путешествие в Индию и на Цейлон , в надежде найти на Востоке ответы на вопросы, на которые у западной науки не было решений. Вернувшись домой с убеждением, что его поиски не были напрасными, и что на Востоке были искомые решения, но спрятанные глубже, чем он ожидал, Успенский готовился к новой поездке, уже в русскую часть центральной Азии и в Персию , когда ему сообщили об удивительной личности Гурджиева. Их первая встреча изменила планы Успенского: ни один из заданных им вопросов не смутил Гурджиева. Уверившись, что последний может дать ему ответы, которые он напрасно искал на Востоке, Успенский стал учеником Гурджиева и оставался им на протяжении семи лет.

Знакомые Успенского, представители творческой интеллигенции, заинтересовались Гурджиевым, и небольшая группа была создана также и в Санкт-Петербурге . Успенский адаптировал идеи Гурджиева к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный западной психологической культуре.

Кавказский период

В Тифлисе к Гурджиеву присоединился театральный художник и декоратор Александр де Зальцманн (Alexandre de Salzmann ; 1874-1934), этнический немец из Грузии. Его жена - француженка Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann ), 1889-1990) - будет впоследствии во многом способствовать распространению учения Гурджиева во Франции и приводить к нему учеников уже после закрытия Института в Приёрэ.

В эмиграции

Институт гармонического развития человека

Гурджиев несколько раз пытался основать «Институт гармонического развития человека» - сначала в 1919 в Тифлисе (Тбилиси), затем в 1920 в Константинополе (Стамбул). В 1921 году Гурджиеву пришлось уехать в Германию , а затем, вслед за Успенским , он попробовал перебраться в Великобританию , однако власти не разрешили въезд в страну его приверженцам. Гурджиева на тот момент сопровождала группа мужчин и женщин, знавших его ещё с Москвы и Петербурга, и во время революции последовавшая за ним на Кавказ, затем - из-за разразившейся гражданской войны - в Константинополь и дальше на запад, в Европу. Гурджиев самоотверженно тратил собственные средства на закупку питания для всей группы и заботился об их быте.

Среди французских учеников выделяются поэт и прозаик Рене Домаль (1908-1944) и писатель Люк Дитриш (Luc Dietrich ; 1913-1944) - искатели метафизических знаний. Домаль был учеником Гурджиева на протяжении десяти лет; его философский роман «Гора Аналог », посвящённый познакомившему его с Гурджиевым Александру де Зальцманн, является поэтическим выражением на бумаге внутренних переживаний Домаля и его товарищей по Институту.

Среди воскресных посетителей в Приёрэ был университетский интеллигент Дёни Сора (Denis Saurat ; 1890-1958), на тот момент директор , приезжавший к своему другу А. Р. Оражу; беседа с Гурджиевым оказала на него сильнейшее впечатление .

Гурджиев говорил, что главная идея учителя - разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке. Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик, он решил сделать ставку на искусство (сакральные танцы) и практическую работу в группах, где единомышленники могли помогать друг другу осознать себя. Краткий материал отрывков его лекций своим «студентам» свидетельствует о простоте его языка, тяготеющего скорей к Ходже Насредину или Эзопу . Наиболее чёткое изложение некоторых гурджиевских идей можно найти в книге П. Д. Успенского «В поисках чудесного», где автор систематизирует его основные концепции. Сам Гурджиев избрал для изложения своих идей совершенно другой стиль - стиль легомонизма (англ. legomonism ), дабы читатель постигал писания не просто логикой, как у Успенского, а интуицией .

Единственным публичным выступлением Гурджиева и его учеников того момента был показ священных танцев и движений в парижском Театре Елисейских Полей в октябре 1923 года. Театральный спектакль анонсировался как танцы дервишей и священных церемоний, а также как обучающий метод. Публика требовала ключи к пониманию языка танцев.

При этом он не прекращал музицирование, почти ежедневно импровизируя на переносной гармонике гимны, молитвы или просто мелодии курдов, армян и афганцев. Совместно с его учеником, композитором Томасом де Гартманом в этот период написал 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано , часто основанных на армянском и тюркском фольклоре, а также музыку для «сакральных танцев».

Завершив «Всё и вся» и окончательно закрыв институт в Приёрэ, Гурджиев переехал жить в Париж, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов Альфред Ораж (бывший владелец английского журнала «Нью Эйдж»), вёл группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго . В Париже Гурджиев продолжил работу с французскими учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома. Его деятельность сократилась, но не прекращалась даже во время Второй мировой войны, - период, который он провёл безвыездно в Париже .

Послевоенный период

Наиболее крупным музыкальным сочинением Гурджиева и Гартмана стал балет «Борьба магов». Сюжет балета : Белый Маг учит своих учеников свободе; Чёрный Маг подавляет их волю, используя в корыстных интересах, он вселяет в них страх. Если результатом деятельности первого становится возвышение духа ; то результатом обучения у второго - деградация личности.

В 1929 году Гартман прекратил сотрудничество с Гурджиевым. Впоследствии он вспоминал:

«Думаю, чтобы помучить меня, он начинал повторять мелодию прежде, чем я заканчивал запись - обычно с едва различимыми изменениями, добавляя украшения , которые доводили меня до отчаяния».

Томас де Гартман. Наша жизнь с Гурджиевым.

Наследие

Идейное наследие

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann ) объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation - название в США, в Европе то же сообщество известно как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева после его смерти занимались британский математик Джон Г. Беннетт (1897/1974), британский психиатр Морис Николл (Maurice Nicoll ; 1884-1953), английский писатель Родни Коллин (1909-1956) и лорд Пэнтланд (1907-1984) . Книги журналиста и исследователя спиритуализма Петра Успенского (1878-1947) также способствуют распространению основ гурджиевского учения.

Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кит Джарретт и Роберт Фрипп . В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира. Книги Гурджиева издаются на Западе и в России большими тиражами, и его идеи находят отклик в сердцах читателей.

Наследие в музыке

В 1949 году, после смерти Гурджиева, Гартман отредактировал сочинения, созданные в соавторстве с ним. После длительного перерыва музыка Гурджиева и Гартмана была исполнена публично в 1980 году джазовым пианистом, импровизатором и композитором Китом Джарреттом , позже он записал диск «G.I. Gurdjieff Sacred Hymns» . В России крупный музыкальный цикл фортепианных сочинений Гурджиева и Гартмана «Искатели истины (Путешествие в недоступные места)» впервые исполнил в январе 2016 года пианист Алексей Любимов .

Особого упоминания заслуживает запись отдельных пьес Гурджиева, осуществлённая в 2011 году «Ансамблем народных инструментов имени Гурджиева» под управлением Левона Искеняна , выступившего также и автором оригинальной аранжировки . По мнению Соломона Волкова , Искеняну удалось вернуть произведениям «этнографическое звучание», которое «имел в виду Гурджиев, когда эти опусы сочинял», и которое было затушёвано в фортепианном переложении Гартмана .

Фильмография

  • «Встречи с замечательными людьми » (Meetings with Remarkable Men (film) ; 1979) - фильм режиссёра Питера Брука ; экранизация одноимённой книги Г. Гурджиева.

Четвёртый путь — это практика внутреннего развития , созданная Г.И.Гурджиевым . Данное направление саморазвития включает в себя результаты духовного поиска Гурджиева, его ознакомления с различными эзотерическими практиками , которые он познал, путешествуя по Азии и Африке. Основная заслуга Гурджиева заключается в том, что он сделал доступными для европейской цивилизации древнейшие знания Востока.

Георгий Иванович Гурджиев родился 9 января 1872 года на юге Российской империи в городе Александрополе. В историю он вошел как философ, мистик, композитор и путешественник. В своих экспедициях, совместно с членами основанного им общества "Искатели истины", Георгий Иванович изучал духовные традиции различных культур. Итогом этих изысканий стало создание практики "Четвертый путь", в которой нашли отражение суфизм, буддизм, восточное христианство , а также фольклор — танцы и музыка.

В 1915 году состоялась судьбоносная встреча Гурджиева с философом П.Д.Успенским . Заслуга Успенского в том, что он адаптировал учение Гурджиева к европейскому менталитету , перевел его на язык, понятный западной психологической культуре.

После смерти Гурджиева в 1949 году практика Четвёртого пути была продолжена его учениками. В Америке и Европе активно основывались рабочие группы, состоящие из приверженцев учения. В настоящее время в мире действуют несколько крупных центров Четвёртого пути, в том числе и в России.

В чем же суть Четвёртого пути ? Успенский говорил, что это эзотерическая школа , которая отвечает на вопрос как должно быть сделано то, что согласно религиям должно быть сделано. Цель работы — трансформация человеческого сознания , достижение гармонии и освобождения, состояния просветления. В отличие от других традиционных путей самопознания — путь факира, монаха, йога — учение Гурджиева не требует, чтобы человек удалился от мира. Наоборот, вся внутренняя работа должна идти в постоянном взаимодействии с другими людьми, животными, имуществом, идеями.

Практика Четвёртого пути включает широкую гамму техник , в том числе знаменитую практику Движений Гурджиева (сакральные танцы). Но основой является "самовоспоминание ", ставящее цель добиться осознанности, вырваться из пут автоматизма.

Одним из главных постулатов Четвертого пути является утверждение, что современный человек подобен роботу . Он практически всю жизнь действует неосознанно, автоматически, посредством рефлексов. Если его оскорбить — он обижается, если похвалить — радуется. Такая жизнь подобна сну . Человек неспособен увидеть объективное положение дел, он пребывает во власти эгоизма и страстей — страх, возбуждение, гнев, погоня за удовольствиями. Эти страсти приводят к страданию. Один из учеников Гурджиева дает такое пояснение: "Мы заключены в тюрьму нашего ума, и сколь бы мы ни расширяли и ни приукрашивали ее, мы все равно остаемся взаперти в стенах. Если мы хотим когда-нибудь прокинуть эти стены, то первым шагом должно быть наше понимание той ситуации, в которой мы находимся, и видение при этом того, каковы мы есть на самом деле, а не каковыми бы мы хотели быть. Это может быть достигнуто путем поддерживания в себе состояния пассивного осознания…".

Путь к свободе лежит через постоянное умышленное разделение внимания , чтобы часть его была направлена обратно на самого себя. Как говорится "один глаз смотрит наружу, другой — внутрь ". Постепенно это входит в привычку и среди множества непостоянных метущихся человеческих "Я" возникает "Я наблюдающее " или "Свидетель". Сначала эта практика дается очень тяжело — начинающий то и дело забывает о своем намерении к самонаблюдению, попадает под влияние доминирующего в настоящий момент "Я". Но со временем человек начинает видеть всю глубину своего автоматизма и это дает ему намерение изменить данную ситуацию. Успенский пишет об этом опыте: "наблюдать за собой очень внимательно, и вы тогда увидите, что это не вы , не ваше Я , а некое " оно " говорит внутри вас; движется и чувствует, смеется и плачет внутри вас; подобно тому, как идет дождь, потом проясняется, а после снова идет дождь. Все происходит в вас, а ваша главная задача — следить и наблюдать за происходящим .". Ещё одно упражнение, которое позволяет добиться состояния осознанности (самовоспоминание) — это сосредоточение на каком-нибудь одном аспекте поведения в течение всего дня, к примеру — движение рук, мимика. Человек должен максимально продолжительное время пребывать в таком состоянии, выполняя свои повседневные дела, общаясь с людьми и т.д.

Итогом подобных практик становится достижение состояния "здесь и сейчас ", а также объективность восприятия окружающего мира и себя. Объективное сознание — это кульминация самовоспоминания. У человека замолкает внутренний диалог, происходит трансформация сознания.

Гурджиев неоднократно подчёркивал, что самостоятельно человек не может развиваться по системе Четвёртого пути. Чтобы выйти к свету нужен учитель , который со стороны должен направлять ученика, ведь сам человек пока еще слеп. "Вы не осознаёте своей собственной ситуации. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы можете желать, если вы разумный человек, это сбежать. Но как? Никто не может сбежать из тюрьмы без помощи тех, кто сбежал до них. Необходима организация ". Второй фактор — это групповая работа. "Человек один ничего не может ". Группа, в которой идёт совместная работа (этим термином обозначается практика Четвёртого пути), может существовать в виде общины, в виде периодически встречающихся на совместных собраниях людей, и даже просто — в виде семьи.

Необходимо отдельно остановиться на практике Гурджиевских движений , как составной части Четвертого пути. Если теория учения Гурджиева сложна для понимания и разнопланова, то практика — доступна каждому ищущему истины. Так и Движения — внешне они похожи на танцы . В них нет трудных элементов — даже неподготовленный человек может их легко воспроизвести, но все дело в координации и осознанности. Ученик, разучивая танец, за короткий отрезок времени (например, сорок минут), проходит путь от полного непонимания последовательности движений и внутреннего хаоса к осознанию гармонии движения и восприятию себя в нем. Танец включает не только физические движения, но работу интеллектуального и духовного центров человека. Только достигнув определенного состояния сосредоточения и гармонии, возможно точно воспроизвести последовательность движений. При этом человек оказывается полностью поглощенным процессом, осознавая себя здесь и сейчас, максимально полно проживая каждое мгновение. Но танец — это средство, а не цель. Познав это состояние в практике движений, ученику легче вернуться к нему в обычной жизни, среди повседневной рутины.

Четвёртый путь, или "путь хитрого человека ", как его называл Гурджиев, ценен именно тем, что дает возможность развиваться современным людям , сохраняя внешний распорядок жизни, не теряя социализацию. Сторонники Четвёртого пути неоднократно подчёркивают, что эта практика для сильных и самостоятельных людей. Человек, который не смог утвердиться в жизни, например, обеспечить себя материально, не готов пока идти по Четвертому пути.

В конце хочется привести слова Гурджиева, которые могут помочь всем искателям истины "Я прошу вас не верить ничему, чего вы не можете проверить для самих себя ".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!