Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История возникновения и развития волейбола. Методика обучения и овладения элементами игры в волейбол детьми старшего дошкольного возраста. Принял – садись. физкультурного занятия в старшей группе

Алевтина Каленская
Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре «Волейбол»

Взаимодействие физ. инструктора с воспитателями и родителями (старшая группа)

Подвижные игры

Тема: передача мяча

Цель: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную си-лу.

Игра у стены

Дети встают у линии на расстоянии 2 м от стены. По сигналу ведущего начинают бросать волейбольный мяч о стену, ловят его иделают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч, и будет находится дальше всех от линии.

У кого меньше мячей.

Играют две равные команды, которые располагаются на своей половине площадки. У каждой команды по нескольку волейбольных мячей. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. По сигналу взрослого игроки перебрасывают мячи на площадку противни-ка способом двумя руками сверху. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго сигнала меньше мячей.

Охотники и утки.

Дети делятся на две команды – охотников и уток. На земле чертится большой круг (d=3-4 м). Утки размещаются в кругу, охотники вокруг круга. Охотники, перебрасывая большой надувной мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда бу-дут запятнаны все утки, команды меняются местами.

Тема: Приём мяча двумя руками снизу.

Цель: способствовать формированию умения принимать мяч двумя руками снизу.

«Игра, играй, мяч не теряй!»

Играют пары, у которых один надувной мяч на двоих. По сигналу ведущего дети подбивают мяч снизу вверх несколько раз подряд. Причём, делают это так: один ребёнок подбрасывает мяч и отходит в сторону, другой принимает его снизу и выполняет удар, затем снова выполняет удар первый и т. д. до тех пор, пока мяч не упадёт. Побеждает пара, дольше всех не потерявшая мяч.

«Ловишка» в кругу

Дети становятся в круг (d=5-6 м, водящий в центре. Дети перебрасывают волейбольный мяч друг другу (через круг, стараясь выполнить приём мяча снизу; водящий в это время старается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется местами с ребёнком, который бросал мяч.

Тема: Приём мяча сверху

Цель: развивать умение энергично отталкивать мяч пальцами рук после приёма «сверху».

Принял – садись

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт на-против своей команды на расстоянии 2-2,5 м. У капитанов в руках по волейбольному мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (от груди из стойки волейболиста) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Так капитан обменива-ется передачами со всеми игроками команды. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Выигрывает команда быстро и точно выполняющая передачу мяча.

Тема: Подача мяча сверху

Цель: упражнять в умении подавать мяч способом «сверху». Развивать наблюдательность в подаче, обращая внимание на направление зама-ха, небольшую высоту подбрасывания мяча и точку удара по мячу.

Мяч капитану

Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. Капитаны становятся в обруч, расположенный у дальнего края чужой площадки. Дети подают мяч способом сверху своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать своему капитану.

Точно в цель

Вариант 1. По середине площадки кладут большой набивной мяч весом 1кг. Дети с волейбольными мячами стоят в 3-5 м от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в цель (набивной мяч). Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого набивной мяч откатился дальше.

Вариант 2. Дети с надувными мячами становятся в круг. Ведущий подбрасывает волейбольный мяч вверх, ребята метают в «летящую ми-шень».

Необычный волейбол

Играют так же как в волейбол, но с надувным мячом или детским воздушным шариком. В каждой команде от трёх до пяти человек. Задача игроков, ударяя пальцами или ладонями по шару, не давать ему опустится вниз на землю, заставить его перелететь за сетку (или проведён-ную на земле линию) на сторону противника. Команда за это получает очко. Кто первым наберёт 5 – 10 очков, тот победитель.

Тема: Передача мяча двумя руками сверху

Цель: совершенствовать умение осуществлять передачу мяча двумя руками сверху, изменять силу удара по мячу в зависимости от расстоя-ния.

Мяч в воздухе

Дети делятся на несколько команд по 5-6 игроков, образуя свой круг (d=3 м). У каждой команды по волейбольному мячу. По сигналу воспи-тателя (водящего) дети перебрасывают мяч двумя руками сверху в разных направлениях. По второму сигналу – работа с мячом прекращает-ся. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Спиральбол

К дереву или шесту (h=2-3 м) привязывается верёвка длинной 3-4 метра, на конце которой крепится волейбольный мяч. От шеста проводит-ся в противоположные стороны черта, делящая игровую площадку на две половины. Две команды участников располагаются по обе стороны черты. По сигналу ведущего начинается игра. Игроки одной из команд бьют по мячу так, чтобы он описал как можно больше кругов, и что-бы верёвка обвилась вокруг столба возможно большее количество раз. Игроки другой команды стремятся помешать этому, ударяя по мячу руками и отбрасывая его в сторону противника. Ударять по мячу разрешается без всякой очерёдности. Нельзя переступать черту и бить по мячу, находясь на территории соперников. Выигрывает команда, заставившая верёвку полностью обвить шест.

Вариант. В спиральбол можно играть и ногами, если волейбольный мяч заменить футбольным и спустить его до земли.

Тема: Атакующий удар

Цель: способствовать освоению удара кистью по мячу, развивать скоростно-силовые качества и координационные способности.

Софбол

В софбол играют двое (один на один). Для игры потребуется площадка длинной не менее 5 м и шириной не мене 3 м, в конце площадки – стена высотой 2,5 – 3 м. Оба игрока располагаются за линией подачи, которая находится на расстоянии 2 м от стены. Один из игроков под-брасывает волейбольный мяч и бьёт по нему так, чтобы он ударился об стенки и отскочил в зону подачи. Здесь его принимает второй игрок, который тот час посылает мяч в стенку. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку.

Ошибка: посыл мяча мимо стенки; мяч не попадает в зону подачи. При допущении ошибок соперник получает очко. Игра продолжается до 15 очков.

Защита укрепления

Дети становятся по кругу. В центре этого круга (d = 6-8 м) обозначается маленький круг (d = 2-3 м, в центре которого кегля. Водящий стоит перед маленьким кругом, защищает кеглю от остальных игроков, старающихся волейбольным мячом её сбить. Игрокам из общего круга вы-ходить нельзя. Тот, кому удаётся сбить кеглю, идёт на место защитника.

Защита булав

Дети становятся вдоль начерченного круга на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В середину круга устанавливаются 5 булав, которые охраняют защитники. У игроков - волейбольный мяч. По сигналу ведущего дети перебрасывают мяч друг другу, а затем один из детей мета-ет мяч в центр, стараясь сбить булаву. Защитник имеет право ставить сбитую булаву на место, если она сбита не последняя. Когда все була-вы сбиты, водящего сменяет тот, кто сбил последнюю булаву.

Картошка

Участники встают за линией круга (d = 5-6 м) и выполняют передачи волейбольного мяча друг другу, если мяч падает на землю, игрок, ви-новный в этом, садится на корточки в середине круга, а остальные продолжают играть. Играющие могут бить по мячу и одной рукой, целясь в сидящего в круге, но только не после первого подбрасывания. Если метающий не попадает в сидящих, он так же садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, или пока игроки, сидящие в круге, не поймают мяч с лёта. В этом случае последний игрок, допустивший ошибку, садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

Перестрелбол

В игре принимают участие две команды по 5-6 человек. Команды располагаются на разных половинах волейбольной площадки. В метре от лицевой линии на каждой стороне проводится линия «плена». Одна команда начинает игру с подачи, другая принимает мяч и разыгрывает его по правилам волейбола. После трёх ударов игроки переправляют мяч на сторону противника, который старается принять мяч и так же разыграть его. Игрок, который допускает ошибку (например, отбивает мяч за границу площадки или задерживает его в руках, отправляется на противоположную сторону за линю «плена» и его команда теряет подачу. Игадве команды, одна из которых подающая, ра продолжается.

Игроки команды стремятся выручить попавшего в плен. Разыгрывая мяч на своей половине, они стараются сделать пас через сетку к нему на площадку. Пленный должен поймать мяч в руки, а затем, чтобы выучиться, сделать правильную подачу на свою площадку. Если его подача не удалась, то он остаётся в плену, а мяч подаёт команда соперника. Пленный может ловить мяч от противников, если они его неудачно ра-зыграли, тогда он так же выручается после удачной подачи на свою сторону. Игра продолжается 10-12 минут. Итоги подводятся почислу иг-рающих, оставшихся в поле.

Учебная игра

Лапта волейболистов

Перед игрой выбирают двоих судей. Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команда, одна из которых по-дающая, а другая - принимающая подачу по правилам игры в волейбол. Игроки размещаются на площадке по- разному. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, внутри самой площадки.

По команде первый игрок подаёт мяч через сетку на сторону противника, а сам быстро бежит за линией вокруг площадки и возвращается на своё место. В это время играющие противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой внутри площадки, стараясь сделать как можно больше передач, пока игрок бежит по кругу. В тот момент, когда игрок вернётся на место подачи, розыгрыш мяча пре-кращается. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не сделают перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач, которые сделала принимающая команда во время перебежек противников. Затем команды меняются ролями и игра про-должается.

Литература:

1. Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»., М: Просвещение,1992

2. Волошина Л. Н. «Игровые программы и технологии воспитания детей 5-7 лет» // Физическая культура 2003, № 4

3. В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов «Малыши открывают спорт»., М: Педагогика, 1978

4. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М. «Спортивные игры, техника, тактика обучения»., М: Академия, 2001

О.А Корунец

инструктор по физической культуре

высшей категории

ГККП д/с № 1 «Айголек»

г.Степногорска

Акмолинской области

Казахстан

Волейбол для дошколят

(из опыта работы)

Как принято считать, что игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке организма. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования ребенка

Каждая игра имеет определенную цель, стремясь к достижению которой ее участники имеют возможность само реализовываться, творчески проявлять свои природные задатки и способности. Многообразие игр позволяет выделить три основные группы: подвижные, спортивные, народные. Для детей дошкольного возраста более понятны и доступны подвижные игры. Но знакомство со спортивными играми является отличным средством приобщения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Волейбол - один из самых распространенных, увлекательных и доступных видов спорта, получивших всенародное признании. Но сразу возникает вопрос, что общего между волейболом и дошколятами? И, вот поэтому, получаем ответ, чем раньше мы начнем вовлекать в эту интереснейшую игру, тем больше детей будут посещать волейбольные секции. Речь идет конечно не о самой игре, а об основных волейбольных элементах. С чем 6 летние дети справляются и получают огромное удовольствиеи желание заниматься.

Для обучения волейбольным элементам используются легкие резиновые мячи. Целесообразно сначала включать в тренировочный процесс разнообразные броски с последующей ловлей мяча через сетку. Это ускорит переход к освоению волейбольных элементов и преодоление страха летящего мяча, потому что при подачах мяч будет лететь с большей скоростью. И задача инструктора избавить ребенка от этого страха.

Для детей достаточно научить выполнять прямую верхнюю подачу, нижнюю прямую подачу, верхнюю передачу и прием мяча снизу. На противоположных сторонах зала дети располагаются в шеренгах и подают подачу через сетку друг другу.

Для того чтобы быстрее освоить тот или иной способ подачи, нужно выполнять упражнения, придерживаясь при этом следующих методических указаний, общих для всех способов подач:

    Следить за правильным исходным положением перед подачей.

    Учится невысоко и точно перед собой подбрасывать мяч.

3.Учится правильно выполнять движения при замахе и ударе по мячу. Особенно следить за расположением ладонной поверхности на мяче.

Овладев приемами и подачами ребенок получает богатое и разнообразное двигательное содержание. При регулярных занятиях, на которых осваиваются элементы волейбола даже 2 раза в неделю наблюдается устойчивое улучшение физических данных игроков.

А положительный результат тренировок является мощным стимулом к дальнейшему прогрессу.

Разминочные и разогревающие упражнения должны выполняться всеми занимающимися перед каждой тренировкой. Следует так же закреплять элементы на занятиях, это не займет много времени, а лучше всего в конце занятия, когда организм уже достаточно разогрет.

Следует давать подробные объяснения каждому элементу и приему, понятному для ребенка. Если над подачей дети могут работать групповым методом, то приемы мяча снизу и верхнюю передачу только отрабатывается индивидуально с каждым ребенком. И когда дети освоят основные волейбольные элементы предлагается им работать в парах.

Нужно стимулировать интерес к тренировкам у начинающих игроков. Похвала и одобрение инструктора очень важны для мотивации детей.

Для закрепления и отработки подачи и ловле мяча можно предложить детям игру в «Пионербол».

В этой игре они знакомиться с правильным расположением игроков и переходом на площадке.

«Пионербол» - являлся самой популярной дворовой игрой, заинтересовав детей может быть, из них и организует эту игру в своем дворе.

Обучение элементам волейбола способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Попробуйте!!! И у вас тоже получится,……а в процессе обучения вы увидите горящие глаза детей и радостные улыбки. Удачи вам и терпения!

Педагогическое значение подвижных игр

Основой педагогического значения подвижных игр является выявление деятельности детей на различных ступенях возрастного развития, воспитания и обучения. Очень существенно раскрывать подвижные игры в значении занятий, направленных педагогом к всестороннему содействию физического воспитания детей.

Подвижные игры предоставляют особые возможности для комплексного развития и закрепления двигательных навыков и жизненного важных качеств, одновременное проявление которых протекает в различных связях и сочетаниях. Также важные качества приобретаются в условиях изменяющихся игровых ситуаций и относительной инициативы играющих.

В этом отношении подвижные игры приобретают большую вспомогательную роль для разрешения задач общей физической подготовки занимающихся. В занятиях с юными спортсменами используются игры при изучении элементов спортивной техники и для начального ознакомления с простейшими тактическими действиями.

В игровом методе возникают внезапные разнообразные условия борьбы за победу, требующие верных решений и действий, направляя учеников к применению уже закрепленных двигательных навыков в различных связях и сочетаниях. А отсюда представляется возможность для дальнейшего совершенствования этих двигательных качеств, образование и закрепление техники новых более сложных приемов в игровых действиях, если преодоление трудностей будет предоставлять для играющих сложную, но решаемую задачу.

Подвижная игра -- это первое проявление активной и сознательной деятельности детей. Она служит для них средством познания окружающего мира. Играя, дети приобретают много жизненного необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. А главной дидактической стороной педагогики и есть обучение двигательным действиям или же образования двигательных навыков у детей. Подвижные игры оказывают сильное влияние на общефизическое развитие детей, хорошо укрепляют нервно-мышечную систему, улучшают дыхание и кровообращение, пищеварение и обмен веществ.

Коллективные подвижные игры содействуют формированию правильных черт характера, нравственных качеств. Особенности содержания подвижных игр позволяют проводить их живо, занимательно. Огромное значение для привлечения внимания к игре, возбуждения к ней интереса со стороны играющих имеет путь достижения игровой цели -- характер и степень трудности препятствий, которые необходимо преодолеть в процессе игры. Нельзя упускать и то, что если результата в игре добиться легко, то такая подвижная игра не заинтересовывает надолго. Игра сложная, но доступная будет привлекательна и интересна.

Подвижные игры для обучения и совершенствования приёмов волейбола

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование верхней передачи мяча:

«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в" колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач - над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Передал -- выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху- (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.

«Мяч партнеру». 6--8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга -- на место центрального, и игра продолжается.

«Передачи в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д.. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

«Спираль». Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым.

Рис.1

«Гонка мячей». Играющие становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов один от другого, рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера -- одна команда, вторые -- другая. Двум игрокам, стоящим рядом, дается по волейбольному мячу. По сигналу каждая команда начинает передавать мяч своим игрокам по порядку. Мячи идут в противоположные стороны. Выигрывает команда, которая дальше передала мяч. Передавать мяч через круг не разрешается.

«Борьба за мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной из них, получив волейбольный мяч, стараются передавать его друг другу так, чтобы не дать перехватить игрокам другой команды. Соперники, в свою очередь, перехватив мяч, начинают передачи между собой. Игрокам обеих команд разрешается бегать в любом направлении, но без мяча (задерживать его в руках более 3 сек. не разрешается). Игра ведется на время. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.

«Догони мяч». Играющие делятся на группы по 8--10 человек; каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за.шеренгой, бросает мяч через головы играющих; вперед-вверх; те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится «подающим», и игра возобновляется (рис. 1).

«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2--3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые располагаются на разных сторонах площадки друг против друга,- лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.

«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из "круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой.


Рис. 3

Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 2).

«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м (рис. 3). По сигналу первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом, об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.

«Баскетбол».

Две команды играют в баскетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.

«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. -Если мяч летит мимо круга, то игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набравший меньше штрафных очков.

Рис.4

Рис.5

«Карусель». Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок один другому на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и- перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3--5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 4).

«Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2x2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше попадавшая в квадрат (рис. 5).

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование подачи мяча:

«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было больше попаданий в площадку.

«Сумей передать и подать». Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки -- в 3 метрах от нее. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и. т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи За правильно" выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу-- 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, которые начисляются за попадание в квадрат с обозначенной цифрой (рис. 111). Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения подачи устанавливает тренер. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается.

Игра у стены

Цель:

Дети встают у линии на расстоянии 2 м от стены. По сигналу ведущего начинают бросать волейбольный мяч о стену, ловят его и делают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч, и будет находится дальше всех от линии.

У кого меньше мячей

Цель: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную силу.

Играют две равные команды, которые располагаются на своей половине площадки. У каждой команды по нескольку волейбольных мячей. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. По сигналу взрослого игроки перебрасывают мячи на площадку противника способом двумя руками сверху. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго сигнала меньше мячей.

Охотники и утки

Цель: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную силу.

Дети делятся на две команды – охотников и уток. На земле чертится большой круг (d=3-4 м). Утки размещаются в кругу, охотники вокруг круга. Охотники, перебрасывая большой надувной мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда будут запятнаны все утки, команды меняются местами.

Игра, играй, мяч не теряй

Цель:

Играют пары, у которых один надувной мяч на двоих. По сигналу ведущего дети подбивают мяч снизу вверх несколько раз подряд. Причём, делают это так: один ребёнок подбрасывает мяч и отходит в сторону, другой принимает его снизу и выполняет удар, затем снова выполняет удар первый и т. д. до тех пор, пока мяч не упадёт. Побеждает пара, дольше всех не потерявшая мяч.

«Ловишка» в кругу

Цель: способствовать формированию умения принимать мяч двумя руками снизу.

Дети становятся в круг (d=5-6 м, водящий в центре. Дети перебрасывают волейбольный мяч друг другу (через круг, стараясь выполнить приём мяча снизу; водящий в это время старается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется местами с ребёнком, который бросал мяч.

Принял – садись

Цель: развивать умение энергично отталкивать мяч пальцами рук после приёма «сверху».

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт напротив своей команды на расстоянии 2-2, 5 м. У капитанов в руках по волейбольному мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (от груди из стойки волейболиста) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Так капитан обменивается передачами со всеми игроками команды. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Выигрывает команда быстро и точно выполняющая передачу мяча.

Мяч капитану

Цель:

Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. Капитаны становятся в обруч, расположенный у дальнего края чужой площадки. Дети подают мяч способом сверху своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать своему капитану.

Точно в цель

Цель: упражнять в умении подавать мяч способом «сверху». Развивать наблюдательность в подаче, обращая внимание на направление замаха, небольшую высоту подбрасывания мяча и точку удара по мячу.

Вариант 1. Посередине площадки кладут большой набивной мяч весом 1кг. Дети с волейбольными мячами стоят в 3-5 м от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в цель (набивной мяч). Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого набивной мяч откатился дальше.

Вариант 2. Дети с надувными мячами становятся в круг. Ведущий подбрасывает волейбольный мяч вверх, ребята метают в «летящую мишень».

Мяч в воздухе

Цель: совершенствовать умение осуществлять передачу мяча двумя руками сверху, изменять силу удара по мячу в зависимости от расстояния.

Дети делятся на несколько команд по 5-6 игроков, образуя свой круг (d=3 м). У каждой команды по волейбольному мячу. По сигналу воспитателя (водящего) дети перебрасывают мяч двумя руками сверху в разных направлениях. По второму сигналу – работа с мячом прекращается. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Картошка

Цель: способствовать освоению удара кистью по мячу, развивать скоростно-силовые качества и координационные способности.

Участники встают за линией круга (d = 5-6 м) и выполняют передачи волейбольного мяча друг другу, если мяч падает на землю, игрок, виновный в этом, садится на корточки в середине круга, а остальные продолжают играть. Играющие могут бить по мячу и одной рукой, целясь в сидящего в круге, но только не после первого подбрасывания. Если метающий не попадает в сидящих, он так же садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, или пока игроки, сидящие в круге, не поймают мяч с лёта. В этом случае последний игрок, допустивший ошибку, садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

Картотека спортивных упражнений с элементами игры «Волейбол»

    Игра у стены

    У кого меньше мячей

    Охотники и утки

    Игра, играй, мяч не теряй

    «Ловишка» в кругу

    Принял – садись

    Мяч капитану

    Точно в цель

    Мяч в воздухе

    Cветлана Кузьмина
    Подвижные игры и игровые упражнения для обучения элементам волейбола в ДОУ

    Уважаемые педагоги и руководители физического воспитания! Предлагаю Вам для вашей работы с воспитанниками и успешного ими овладения действиями с мячом подвижные игры и игровые упражнения при обучение детей элементам спортивной игре волейбол. Играйте на здоровье!

    Игровые упражнения для обучения элементам спортивной игры волейбол

    «Передай не роняй»

    Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищем на различном расстоянии. Способствовать развитию глазомера, координации движений.

    «Подбрось, поймай»

    Создать условия для совершенствования двигательных навыков: подбрасывать мяч, вверх и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Закреплять навыки игры в волейбол.

    «Подбрось одной рукой, поймай двумя руками»

    Создать условия для овладения детьми игрой волейбол. Упражнять в подбрасывании мяча одной рукой и ловли двумя руками. Развивать ловкость.

    «Ходим, бросаем, ловим»

    Освоение детьми игры волейбол, формировать навык игры в команде, чувство сплоченности. Упражнять в подбрасывании мяча и ловли его в движении. Укреплять крупные, мелкие мышцы обеих рук.

    «Не урони внимательно смотри»

    Продолжать учить играть в волейбол, закреплять правила игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч в парах через сетку. Развивать двигательную реакцию детей, точность, координацию движений. Воспитывать чувство сплочённости.

    «Кого назвали, тот ловит мяч»

    Помочь в освоении игры мини-волейбол, отрабатывать умение ловить мяч двумя руками, перебрасывать мяч через сетку. Закреплять умение передвигаться по площадке, быстро реагировать на сигнал.

    «Мяч водящему»

    Закреплять умение ловить мяч и бросать друг другу двумя руками. Способствовать развитию координации движений. Воспитывать уверенность в своих силах.

    «Передал – садись»

    Продолжать формировать навык игры, в команде соблюдая правила игры. Совершенствовать умение бросать мяч друг другу. Развивать реакцию, глазомер.

    «Успей поймать»

    Продолжать учить играть в волейбол, закреплять умение передавать – ловить мяч координировать свои действия с действиями товарищей. Развивать выносливость, быстроту.

    «Перебрось мяч через сетку из-за головы»

    Продолжать освоение детьми игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч через сетку из-за головы. Развивать умение анализировать свои движения и товарищей. Воспитывать дружеские отношения.

    «Мяч через сетку от груди»

    Создать условия для игры волейбол. Закреплять умение бросать мяч через сетку от груди, соблюдать правила. Воспитывать толерантное отношение.

    «Делай три шага»

    Обеспечить условия для игры волейбол. Закреплять правило: делать только три шага к сетке, чтобы перебросить мяч на сторону соперника. Приучать слушать сигнал. Развивать внимание, быстроту, ориентировку в пространстве.

    «У кого меньше мячей»

    Продолжать тренировку по обучению игре, совершенствовать навыки перебрасывания мяча через сетку разными способами. Развивать быстроту, ловкость. Формировать умение играть в командах.

    «Играй, играй мяч не теряй»

    Создать условия для игры волейбол, закреплять правила игры. Формировать умение управлять мячом, уметь слушать сигнал. Развивать выносливость, глазомер. Укреплять дыхательную систему.

    Подвижные игры для обучения элементам спортивной игры волейбол

    «Успей поймать мяч»

    Играющие становятся в 2 колонны на расстоянии 2-2.5 м. Мяч в руках у водящего. По сигналу он бросает мяч игроку стоящему первым, который поймав мяч, возвращает его водящему и приставными шагами перемещается в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и то же ловит мяч и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки вернутся на свои места.

    «Поймай мяч»

    Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 2.5-3м. и принимают исходное положение волейболиста. Затем перебрасывают мяч друг другу 2 руками от груди. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, то он меняется местами с ребенком, бросившим мяч. Перед броском дети могут выполнить дополнительное движение - бросать его вверх, вниз.

    «Стой!»

    Дети становятся в круг. Водящий с мячом в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны. И как только ребенок берет мяч в руки, ребенок дает команду «Стой!». После команды все играющие останавливаются.

    «Точно водящему»

    Дети стоят по кругу, в середине которого – 1 водящий с мячом, который бросает мяч игрокам от груди, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, точно выполняя передачу сверху двумя руками водящему.

    «Снайперы»

    Команды выстраиваются в шеренгу за лицевыми линиями площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в обручи. Если мяч попал в квадрат с цифрой 1, игроку начисляют 1 очко, и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.

    «Сумей принять»

    Команды парами располагаются друг напротив друга. По команде игроки одной команды посылают мяч игрокам другой, которые стремятся принять его и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются местами. В каждой команде побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.

    Публикации по теме:

    Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

    Игры и игровые упражнения для старших дошкольников Развитие коммуникативных способностей «Через стекло» Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив,.

    Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус Из опыта работы. Тема: «Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая.

    Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является.

    Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!