Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как становятся инструкторами йоги

Сегодня йога студии можно найти в любом крупном городе России. Кто-то практикует йогу в отдельных помещениях, кто-то в парках или даже на крышах зданий, а кто-то регулярно выбирается на йога-ретриты в разных точках мира. Некоторые решают подойти к занятиям йогой с противоположной стороны и стать инструктором. Но для того, чтобы сменить профессию и стать инструктором йоги, потребуются "второе образование" и большие инвестиции в себя. В этой профессиональной сфере не существует определенного рейтинга, как в академической системе, и нет, например, такого понятия, как “Йельский университет йоги”, поэтому новичку на первых порах может быть сложно. Виталия Летницкая, преподаватель йоги в “Спортивной секции" в Москве, помогла 4doctors разобраться в этом вопросе и рассказала, как стать инструктором по йоге, какие сертификаты требуются и какие школы по подготовке инструкторов йоги существуют.

С чего все началось?

Я решила поехать в Индию в школуRishikesh Yog Peeth на программу подготовки инструкторов по йоге по совету своей знакомой. На тот момент она только неделю как вернулась с подобной программы. Я тогда работала редактором издания в Сайгоне и уже планировала уходить с работы. Мне показалось это гармоничным транзитом для меня и с точки зрения географического перемещения из Вьетнама в Россию через Индию, и с точки зрения морального состояния. В первую очередь мне хотелось просто остаться на полтора месяца в Индии и пожить в каком-то новом режиме. Кроме того, это казалось достаточно логичным решением, потому что на тот момент я занималась йогой уже около четырех лет.

Какие есть школы по подготовке инструкторов?

Школы бывают разные, а в разных школах разные требования. В некоторых на момент подачи заявки оговаривается обязательный уровень личной практики для всех участников курса. Та школа, в которой училась я, не требовала определенного количества лет личной практики: среди шестидесяти участников были люди, которые до этого занимались йогой всего пару раз в жизни, а были и те, кто занимается уже более 6-7 лет. В школе не делают акцента только на практику и не ставят задачу стоять по окончании курса на голове. Здесь совершенно другой интерес. Во-первых, объясняют, что такое йога и чем она отличается от просто физической нагрузки или фитнеса. Что касается практической части, тебе рассказывают про анатомию йоги, как анатомически правильно выстраивать позы, как помогать выполнять асаны тем, у кого есть определенные физические ограничения или травмы. Разумеется, полутора месяцев недостаточно, чтобы стать сведущим в каком-либо деле. Но за это время закладываются азы, и впоследствии ты продолжаешь учиться, практикуя самостоятельно и уже выступая инструктором. Любой преподаватель йоги скажет, что он всегда остается учеником.

Йога – это целая система знаний. Это не только практическая часть: асаны составляют только одну восьмую часть пути. Йога подразумевает под собой и дыхательные практики (пранаямы), и определенное отношение к себе и к окружающим (ямы и ниямы), и заботу о чистоте собственного тела, в том числе очистительные практики глаз, носа, дыхательной, пищеварительной систем. В целом, это не просто прыжки на коврике и попытки загнуть себя в дугу. Практике должны предшествовать определенная осознанность и подготовка, не только моральная, но и физическая.

Школа Rishikesh Yog Peeth находится в городе Ришикеш на севере Индии, у истоков реки Ганг и прямо у подножия Гималаев. Там находится много школ - этот район считается колыбелью йоги. Школа сертифицированная и относится к Yoga Alliance . Преподавательские курсы (YTTC) стоят по-разному, в зависимости от школы и от страны. Обучение в моей школе стоило 1400 долларов США. В стоимость входил шестинедельный курс, а также проживание, трехразовое питание и дополнительные экскурсии. Занятия проходили пять дней в неделю, с понедельника по субботу. Каждый день начинался в 6 утра. После утренних процедур у нас было первое практическое занятие, с 7 до 9 утра, потом мы шли на завтрак. Естественно, все в школе было только вегетарианское и только индийское. После завтрака у нас были занятия по философии йоги, обед, затем лекция по анатомии и время для личной практики или библиотеки. Заканчивался день двухчасовым практическим занятием и ужином. В 10 вечера закрывались ворота, и никто не мог покидать территорию.

Для получения сертификата преподавателя надо было обязательно посещать все занятия, а в конце курса подготовить рабочую тетрадь с детальным описанием минимум тридцати асан: выполнение, пошаговое объяснение, противопоказания и показания к выполнению, компенсирующие асаны и подготовительные вариации. Частично это задание выполнялось по следам практических занятий, частично – при помощи книг из библиотеки и с учетом личной практики. Ведь учить можно только тому, что умеешь сам. Помимо этого, нужно было подготовить практический урок на полтора часа в паре с кем-то из студентов в качестве выпускного экзамена.


Какие бывают сертификаты?

Существует и система сертифицирования. Есть курс на 200 часов, который заканчивала я, а есть курс на 500 часов. Можно проходить их по этапам: сначала 200, а потом 300, а можно и сразу все 500. После окончания обучения надо подать заявку в Yoga Alliance , чтобы попасть в базу преподавателей и стать частью "йога-кооператива". При устройстве на работу часто требуют не только сертификаты, но и определенное количество часов преподавательской практики.

Есть разные направления йоги. Я заканчивала курс по хатха-йоге - это классический вариант. Есть аштанга-виньяса-йога, айенгара-йога, кундалини-йога, есть перинатальная йога или йога для детей – для каждой получают отдельный сертификат, потому что у каждого направления свои особенности преподавания. Но даже инструкторы с большим преподавательским стажем продолжают бывать на выездных семинарах и воркшопах, знакомиться с новыми техниками, принимать участие в ретритах. Так они могут уделять внимание определенным аспектам йоги, детокс-практикам или диетам. Можно сделать вывод, что получение первго сертификата - это только начало пути.

Когда Вы провели свое первое занятие?

Это произошло, когда я работала волонтером на ферме в штате Вашингтон, США. Во время утренней практики ко мне часто присоединялись хозяйка фермы и некоторые волонтеры. Полчаса-час каждое утро кто-то занимался вместе со мной, и я подстраивала занятие под уровень того, кто ко мне присоединялся. Иногда это были дети, несколько раз даже хозяин фермы Авель. Это была особая ситуация: у Авеля в связи с осложнением после операции ампутированы обе ноги ниже колена. И хоть он очень мобильный и во многом самостоятелен, мне нужно было учитывать его особенность, когда он присоединялся к практике.


Как понять, что преподаватель йоги достаточно компетентен?

Во-первых, надо обращать внимание, насколько преподаватель соизмеряет возможности и уровень группы с тем материалом, который он дает. Хорошо, когда преподаватель предлагает несколько вариаций, от самой базовой до более сложной, но важно, чтобы были учтены возможности всего класса. Также важно, чтобы преподаватель четко давал понять, что даже простая асана при правильном выполнении является полезной. Ведь йога – это не соревнование, кто дальше загнет ногу, это возможность прислушаться к своему телу. Во-вторых, стоит обратить внимание, ходит ли преподаватель по рядам и корректирует ли выполнение учениками той или иной асаны. Мне кажется странным, когда преподаватель в течение всего занятия выполняет асаны, просто называя их на санскрите или другом языке, но при этом не проговаривает, как анатомически правильно должна выстраиваться поза, и не корректирует учеников. В-третьих, преподаватель должен напоминать о важности синхронизирования движения и дыхания. Ведь каждое занятие – это исследование себя и своего тела. Задача инструктора не дать ученикам забыть, зачем они приходят на йогу и что эта практика может им дать.

Источник фотографий: Виталия Летницкая

Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги - серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс - и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:

1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?

Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.

2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?

Все школы разные, что прекрасно! Йога - живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты - это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.

3. Какой вы получите сертификат?

Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.

4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?

Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.

5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?

Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение - а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.

Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет !

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

К огда мы рассуждаем о травмобезопасности в йоге, то чаще всего говорим о необходимости правильно отстраивать асаны и вдумчиво выбирать комплексы для занятий дома. Занятия в студии же априори считаются безопасными: там ведь есть опытный инструктор, который всегда подскажет, поможет и поправит. В целом это, конечно, так.

Грамотный тренер – это залог того, что во время практики вы сведёте к минимуму риск травм и приблизите к максимуму полученную пользу. Однако найти опытного инструктора – дело нелёгкое. Особенно новичку, который не знает на что нужно обращать внимание и по каким критериям выбирать тренера.

Существует 5 критериев, которыми вам стоит руководствоваться при поиске преподавателя. Зная их, вы значительно облегчите процесс выбора инструктора. Давайте же разберёмся, какими качествами и навыками должен обладать инструктор, чтобы быть удостоенным звания Гуру, а от каких горе-инструкторов стоит бежать как от огня.

Каким должен быть тренер по йоге?

Тренер должен нравится вам как человек.

Казалось бы это очевидный пункт, не заслуживающий отдельного внимания. Однако, на самом деле, привлекательность инструктора – это один из основных моментов. Только если вам приятно находится в обществе этого человека, если вам интересна его манера ведения тренировки, если вам хочется задать интересующий вопрос о йоге ему, а не «Гуглу» - только тогда ваши занятия будут носить не временный характер, а станут образом жизни, способным принести массу положительных эмоций.

Положитесь на вашу интуицию. Зачастую она отлично срабатывает в вопросе: подходит нам человек или нет. Поэтому в том случае, если инструктор вызывает у вас отторжение (пусть даже ничем не объяснимое), не стоит тратить время на занятия с ним. Помните, что ваше окружение оказывает на вас влияние.

Задайте себе вопрос: «Хочу ли я стать похожим на этого человека?». Если ответ утвердительный, то вы можете заниматься с ним. Конечно, перед этим «пройдясь» по другим пунктам этой статьи, чтобы проанализировать профессионализм, знания и навыки этого преподавателя.

Тренер не должен поражать сложными асанами в группах для начинающих.

Многие могут удивиться: а как же тогда понять, что это действительно профессионал в своём деле? Профессионал не будет мотивировать новичков на выполнение того, к чему они не готовы. Он не будет показывать сложные позы, которые в группе из сорока человек кое-как выполнят двое.

Наоборот, в занятии для начинающих грамотный тренер больше времени уделит простым асанам и их технике выполнения. Ведь именно на их основе потом и будут строится все сложные элементы. И эти элементы обязательно появятся. Но только на тренировках основного или продвинутого уровня. Поэтому старайтесь найти инструктора, цель которого будет не самоутвердится за счёт восхищённых взглядов начинающих учеников, а грамотно построить тренировочный процесс.

Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений.

И без того тесная ассоциация йоги и фитнеса становится сильнее с каждым днём. Дело здесь и в активном развитии йоги, которая теперь встречается в сетке расписания каждого фитнес-центра; и в создании новых методик: фитнес-йога, yoga fit, йогалатес, йога+стрейчинг. Однако не стоит забывать, что йога – это особое направление, в котором будут неуместны многие «фишки» из фитнеса.

Здесь не подойдёт громкая, агрессивная музыка: музыкальный фон на йоге должен успокаивать, а не возбуждать. Не подойдёт требовательная манера ведения тренировка: «быстрее, выше, сильнее» - это не о йоге. Не подойдёт грубая правка силой: йога – это не гимнастика, где главной целью является достижение невероятной гибкости и умения выполнять сложные балансы. Любая правка в йоге должна быть корректной и без применения силы.

Выбирайте инструктора, который будет уважительно относится к возможностям вашего тела. В йога-классе нет место соревновательности, там должна царить атмосфера гармонии и умиротворения.

Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики.

В йоге практика асан – это не основная цель, а средство. Поэтому настоящий учитель не станет акцентировать ваше внимание только на физическом аспекте практики. Не стоит идти заниматься к преподавателю, который будет «подбадривать» вас в явно сложной для вас асане: «Давай, ты сможешь! Надо просто постараться! Эту позу могут выполнять все!». Конечно проще поддержать интерес к регулярным тренировкам, если давить на то, что до достижения сложно выполнимой, но такой желанной позы, осталось совсем чуть-чуть.

Грамотный инструктор сможет объяснить, что главное в занятиях – это не достижение внешней формы, а работа со своими внутренними процессами. И сможет поддержать интерес клиента не обещая ему гибкости Алины Кабаевой и Ван Дама, а рассказывая о других, более тонких, но не менее интересных аспектах.

Тренер должен знать противопоказания к асанам и их пользу.

Комплекс асан – это не набор абсолютно безопасных и безвредных упражнений. Поэтому нужно помнить, что идеально выполненная, но противопоказанная лично вам асана, не принесёт пользу.

Грамотный инструктор обязательно проговаривает общие противопоказания во время группового класса. Но если у вас есть какие-либо «редкие» заболевания и связанные с ними вопросы, то в ходе личной беседы профессиональный инструктор сможет обозначить запрещенные для вас упражнения и, по возможности, подобрать к ним адаптивные варианты.

Однако верно составленный комплекс асан действительно способен решить многие проблемы со здоровьем, а индивидуально подобранные пранаямы и медитации принесут ощутимую пользу на ментальном уровне. Поэтому плюсом в копилку тренера будет его умение посоветовать вам пару-тройку упражнений для домашней практики.

Подводим итоги

Найти «своего учителя» - это не единственно важный момент. Для того, чтобы занятия в студии принесли вам желаемую пользу, ознакомьтесь со статьёй Занятия йогой в студии: как защитить себя от травм? Это позволит вам заниматься правильно: вдумчиво и осознанно.

И завершении хотелось бы ещё раз вас уберечь: не тратьте время на занятия с человеком, в профессионализме которого у вас есть сомнения. Не занимайтесь с человеком, в обществе которого вам неприятно и не хочется находится. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам получить удовольствие от занятий и принесёт пользу не только на физическом, но и на ментальном уровне.

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!