Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Правила и схема лапты. Русская лапта. Правила игры. Игра лапта: описание

Лентяям тут места нет! Чтоб сыграть в лапту необходимо обладать находчивостью, метким глазом, быстрым бегом, внимательностью, твердым ударом. Согласитесь, не каждая игра делает тело столь гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.

Достаточно много лет уже идут дискуссии о том, кто же на самом деле является родоначальником бейсбола. Некоторые предполагают, что Россия с ее лаптой, кто-то утверждает, что лапта имеет корни в Англии. Американцы же самоуверенно заявляют, что бейсбол - это их их национальное ноу-хау, изобретен исключительно ими и не может иметь аналогов. Впрочем, подобная позиция у них по многим вопросам, например, такое название, как - банальный вариант регби, но для них является символом нации. Но вернемся к нашей лапте и узнаем о ней все самые интересные подробности.

История игры

Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — древняя она точно. Некоторые историки даже утверждают, что известна она человечеству была еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает совсем фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так или иначе, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служений время. Ученый Дюран говорит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде найдены вполне реальные войлочные мячи и деревянные биты, которые уже практически стопроцентно доказывают, что лапта здесь существовала еще в 14 веке. По самым скромным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. Например, у финнов пользовалась популярностью игра под названием «песа палло», у англичан подобие лапты до сих пор носит название «крикет», а у американцев - известный на весь мир «бейсбол».

История лапты в России

Особенной любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало данному виду досуга распространиться по центральной и восточной Европе. Названия она носила совершенно разные: «хлопка», «шибка», «игра в шары», «битка». Факт остается фактом: лапта была неизменным приглашенным на всякий праздник на Руси. Как средство подготовки бойцов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта начала применяться при правлении Петра. В дореволюционной России она отлично практиковалась педагогами разных ступеней для воспитания детей, подростков, молодых ребят.

Современная история лапты в России

В 1957 году во время Спартакиады впервые всему мира официально была представлена лапта. Но все же тогда она не смогла стать востребованным видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году с правительственным импульсом к развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый государственный чемпионат прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивную классификацию российского спорта она вовлечена в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод окончательных правил о том, как играть в лапту. Сейчас ежегодно проводятся состязания. Федерация российской лапты принимает участия в спортивной жизни общества с начала 1997 года.

Описание игры

Лапта представляет собой с помощью специального мяча и биты. Игроки первой стороны подают мяч на самое дальнее расстояние, которое возможно. Пока он летит, они должны пробежать через всю площадку (а она довольно не маленькая по размерам) и вернуться с ним обратно. Задача же команды второй стороны - перехватить летящий мяч и не дать его поймать соперникам.

Для того чтобы сыграть в русскую лапту, нужно будет собрать две команды. Количество игроков значения важного не имеет, но в крайности впадать не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача — это отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра лапта подразумевает постоянные одновременные пробежки то туда, то обратно. Противоположная команда должна «осалить» мяч. Если пробежка ваша будет удачной (то есть мяч отбит и откинут далеко), то начисляются баллы. Игра лапта проходит в строго условленный период времени. Выигрывает та команда, у которой к концу состязания наберется максимальное количество очков.

Русская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Обязательное условие — она должно иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, между которыми примерно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется коном, а вторая - городом.

Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две одинаковые команды. С помощью жребия определяется, какая из них займет место на позиции города, а какая из них будет водить. Первой атакует команда города. Первый подающий отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно сильнее и дальше. В это время игрок должен побежать вслед по направлению его движения. Понятно, что бить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг другу. Таким образом приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура будет выполнена, ход переходит к соперникам.

В случае если бьющий по мячу неудачно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, потому что соперники могут его очень быстро поймать и осалить. Лучшее решение в этом случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».

Игроки, которые находятся в пригороде или же за коном, должны просто ждать освобождения. Сделать может это только лишь один человек - подающий. Если ему удастся совершить хороший пас (отбить мяч и отбросить его далеко), он успевает во время своей пробежки выручить игрока команды.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок - команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие - лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Имеет и систему фолов лапта. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игрыобязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, не быть агрессивно настроенными друг к другу. Уважение тренера, судей, помощников — обязательное требование. Принципы не должны нарушаться. и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно тщательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта - это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина - 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки - 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Другие виды лапты

Распространена также английская лапта. Удачный забег — удачное возвращение с очками для своей команды. Игра завершена только когда все побывали внутри замка равное количество раз. Количество ударов по мячу неограниченное.

Производный от английской лапты вид спорта — бейсбол. Цель игры — набрать самое большое количество очков. Участвуют 18-20 игроков. Проводится состязание с помощью таких аксессуаров, как бита, лапта и мяч.

Производная от лапты игра — это лаптбол. Представляет собой игру с ракеткой и мячом. Цель игры - набрать максимальное количество очков, пройдя при этом через три базы.

Игра в лапту — это увлекательное времяпровождение, как для новичков, так и для спортсменов мирового уровня. Попробуйте и вы окунуться во все причуды спортивного мира!

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.

Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Правила игры в русскую лапту

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре в лапту

Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры в лапту

Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.

Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».

Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: - четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; - судейское замечание – 1 очко.

Кто выигрывает в лапту

Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: - допущено грубое нарушение правил игры; - если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; - выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Дополнения к правилам

  • Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
  • Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
  • Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте

  1. Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
  2. Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
  3. Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
  4. Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

Лапта – это командная игра с мячом и битой. Для игры подойдет любая прямоугольная площадка с удобным для бега покрытием (из травы, земли, щебенки) .

Цель игры заключается в следующем: послать мяч на максимально дальнее расстояние; за время его полета нужно успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не засаленным противником. Удачная пробежка приносит команде очко.

Классический вариант лапты

  1. Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
  2. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.

За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.

  1. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
  2. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.

Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.

  1. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.

  1. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
  2. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
  3. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
  4. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
  5. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.

Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.

И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Лапта имеет и систему фолов. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игры обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту - это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

ЛАПТА

I УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЬИ


§ 1. Возраст участников


Участники соревнований делятся на следующие возрастны егруппы:
детская - мальчик» и девочки 12-14 лет,
средняя юношеская - юноши и девушки 15-16 лет
старшая юношеская - юноши и девушки 17-18 лет
взрослая - мужчины и» женщины 19 лет и старше.’

Примечание. В отдельных случаях по разрешению врача, тренера и соответствующего совета Союза спортивных обществ и организаций юноши и девушки старшей юношеской группы допускаются к участию в играх за команды взрослых.

§ 2. Обязанности и права участников


1. Участник обязан знать правила соревнований и точно соблюдать их.
2. Участник имеет право обращаться к судье только через капитана своей команды.
3. Каждый игрок, заявленный в составе команды, должен иметь разрешение врача на участие в соревнованиях.

§ 3. Костюм участников


1. Костюм участников состоит из майки или футболки, трусов и спортивной обуви без шипов и каблуков.
2. Команда должна выступать в одинаковой по цвету форме с установленной эмблемой.
3. Каждый игрок должен иметь на спине и на груди ясно видимый номер, отличающийся по цвету от майки или футболки.
Нумерация должна быть от № 1 в возрастающем порядке, в соответствии с количеством игроков. Номер игрока на спине должен иметь размер 25X12 см, ширина линий цифр - 2 см. Номер на груди имеет размер 10X5 см^ ширина линий цифр - 1 см.
Капитан команды обязан иметь отличительный знак: повязку на рукаве футболки пли нашивку на майке, на левой стороне груди, размером 3X1,5 см.

§ 4. Состав команды и замена участников


1. Команда состоит из 8 человек: б полевых и 2 запасных игроков. В отдельных случаях количество запасных игроков может быть изменено в соответствии с положением о данном соревновании.
2. Начать игру команда обязана с полным составом игроков. Если во время игры в команде останется четыре человека, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
3. В процессе игры команде разрешается заменять запасными не более двух основных игроков. Это можно делать в тот момент, когда мяч находится вне игры. Замененные игроки могут снова вступать в игру. Обратные замены разрешается производить неограниченное число раз. Игроки бьющей команды могут производить замену только в городе, если при этом заменяемый игрок имеет право на удар.
4. Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
5. Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поля судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
6. До начала игры фамилии всех игроков каждой команды (основных и запасных) должны быть вписаны в протокол игры. Игрок, не включенный в протокол, к соревнованию не допускается.

§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей


Для проведения каждой игры назначаются: судья на поле, судья на линии и секретарь.

Судья на поле


1. Судья на поле следит за выполнением игроками правил игры и принимает решения во всех случаях нарушения правил. Его решения являются окончательными.
2. Полномочия судьи на поле начинаются с момента вызова им команд на поле и кончаются после подписания протокола.
3. Судья на поле имеет право прекратить игру во всех случаях, когда сочтет нужным (неблагоприятная погода, непригодность грунта и другие причины). Тогда он обязан составить акт о причинах прекращения игры и выслать его организации, проводящей соревнование.
4. Судья на поле имеет право сделать игроку замечание и предупреждение, удалить его с поля без предварительного предупреждения за грубую игру или неэтичное поведение.
5. Судья на поле перед началом игры обязан проверить состояние и разметку поля, инвентарь" (мяч, биты), костюм, обувь игроков и Т. II.
6. После каждой партии и окончания игры судья на поле должен проверить запись результатов игры, сделанную секретарем.
7. По окончании игры судья на поле и капитаны обеих команд должны подписать протокол соревнования. Судья на поле предоставляет право выбора бить или водить капитану команды гостей. При игре на нейтральном поле бросается жребий.

Судья на линии


Судья на линии является помощником судьи на поле, он располагается у линии кона и передвигается вдоль боковой линии, следя за правильностью выполнения условий игры. О всех нарушениях ясно и отчетливо сигнализирует судье на поле флагом.

Секретарь


1. Секретарь ведет учет времени, очков и следит за очередностью бьющих игроков.
2. Секретарь ведет запись протокола, объявляет счет очков и время, после игры подписывает протокол.
3. Секретарь имеет право останавливать часы только по разрешению судьи на поле. В начале первой и второй половины игры секретарь начинает отсчет времени игры по начальному свистку судьи на поле.

II. ПРАВИЛА ИГРЫ

§ 6. Партии и продолжительность игры


1. В игре одна команда является бьющей, другая - водящей.
2. Игра состоит из 2 партий по 30 мин. каждая. Между партиями дается 10-минутный перерыв. После перерыва между половинами игры право начать игру получает команда, которая в начале игры была водящей.
3. Смена команд (бьющей и водящей) производится в следующих случаях.
Свободная смена команд: а) если у бьющей команды не остается игрока с правом на удар, б) если игрок водящей команды поймал. свечу в поле или за линией кона.
Игровая смена команд: а) если игрок водящей команды осалит игрока бьющей команды, б) если произойдет самоосалива-ние игрока бьющей команды.
4. При осаливании одного из игроков бьющей команды все игроки водящей команды должны постараться занять места в городе или за линией кона. Однако в момент, когда они разбегаются, может быть совершено ответное осаливание, и тогда смена команд не производится, и игра продолжается. Ответное осаливание может происходить неограниченное число раз. После ответного осаливания начисление очков командам не производится. В случае нескольких ответных осаливании, когда игровая смена команд (бьющей и водящей) не состоялась, игроки бьющей команды получают право на перебежку только после вновь совершенного удара.

§ 7. Начало игры


1. Команды выходят на центр ноля по свистку судьи и приветствуют друг друга (по окончании игры производится заключительное приветствие). Первой выходит на поле команда гостей.
2. Каждую партию начинает ударом по мячу игрок бьющей команды. Игроки бьющей команды, ожидающие очереди произвести удар по мячу, размещаются в площади очередности. Игроки, выполнившие удар и ожидающие перебежки, располагаются в пригороде.
Примечание. Запасные игроки и тренеры обеих команд размещаются на скамейке за боковой линией, около стола секретаря.

§ 8. Подбрасывание мяча


1. Подбрасывание (подачу) мяча совершает игрок водящей команды. В момент подбрасывания мяча бьющий и подающий игроки должны обеими ногами находиться в пределах площадки подающего. Подающий игрок может находиться на любом расстоянии от бьющего, но в пределах площадки подающего, выполняя просьбу бьющего и подавая мяч так, как тому удобно.
2. Подбрасывание мяча производится с открытой ладони.
3. За неправильное подбрасывание мяча подающему игроку делается замечание, при повторении нарушения - предупреждение, а при последующих нарушениях команда водящих каждый раз штрафуется очком.
4. Подающий игрок может пользоваться всеми нравами полевых игроков при нахождении в поле.

§ 9. Удар по мячу


1. Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы города, но не пересек боковых линий по воздуху.
2. Удар, после которого мяч коснулся земли в пределах штрафной площади, считается недействительным.
Примечание. Мяч, пересекший линию кона по земле или по воздуху, считается в игре.
3. Удар по мячу должен быть произведен лаптой в момент нахождения мяча в воздухе после подбрасывания.
4. Игрок, производящий удар, имеет право требовать нового подбрасывания (подачи) мяча до трех раз при условии, если он не произвел попытки ударить по мячу. Если подбрасывание было сделано неправильно, игрок имеет право потребовать дополнительного подбрасывания.
5. Если бьющий игрок сделал промах, то он имеет право начать пробежку только после правильного удара по мячу следующим игроком его команды.
6. В начале каждой партии игроки бьющей команды бьют но мячу по очереди, в порядке номеров. После выполнения ударов по мячу всеми игроками бьющей команды право на последующий удар игрок приобретает после полной перебежки.
7. После удара игрок обязан оставить лапту в пределах площадки подающего. В случае если лапта будет оставлена в поле или на линии, удар считается недействительным. Данный пункт правил не применим, если игрок водящей команды поймает свечу.
8. Удар, при котором может быть нанесено физическое повреждение игроку, подающему мяч, считается опасным. Такой удар является недействительным, а игроку делается предупреждение; при повторном предупреждении он удаляется с поля.

§ 10. Перебежка


1. Право на перебежку игрок получает после правильного удара по мячу. Игрок, делающий полную перебежку, должен пробежать по полю за линию кона и вернуться по полю обратно за линию города; правильно выполнивший одну полную перебежку получает право на один удар.
2. Игрок, пробежавший по полю за линию кона, может там оставаться и возвратиться обратно после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Это также является полной перебежкой.
3. Игрок, делающий перебежку непосредственно после своего удара, может бежать из площадки подающего.
4. Игрок имеет право не делать перебежку непосредственно после своего удара, а совершить ее после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Перебежку разрешается начинать только из пригорода, кроме случая, указанного в пункте 3 настоящего параграфа.
5. Игрокам запрещается вести силовую борьбу за мяч.
6. Игроки бьющей команды, не имеющие права на перебежку, могут выходить в поле только после того, как их команду осалят.
7. Игроки, начавшие перебежку за линию кона или города при правильном ударе, обязаны закончить ее. Перебежка считается (Начатой, если игрок заступил одной ногой за линию кона или города.
8. При возвращении мяча из поля в город, после пересечения мячом линии города, начинать перебежку запрещается. Игроки, производящие в данный момент перебежку, обязаны закончить, ее в одну сторону.
Примечание. В случае умышленной задержки мяча игроками водящей команды судья может остановить игру и отправить мяч в город.

§ 11. Осаливание


1. Игроки водящей команды могут находиться в любом ме сте поля и вне его и передвигаться в любом направлении, не пересекая линии города.
2. Игрок, делающий перебежку, считается осаленным, если его в пределах поля, в том числе и в штрафной площадке, коснется мяч.
3. Осаливание могут совершать все игроки водящей команды, в том числе и подающий игрок, если он находится в поле.
4. Осаливать можно только выпущенным из рук мячом (бросая его).
5. Игрокам водящей команды разрешается передавать друг другу мяч в любом направлении и передвигаться с ним.

§ 12. Самоосаливание


1. Игрок бьющей команды считается самоосаленным, если он: а) выбежит за боковую линию поля или наступит на нее, б) начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
2. При самоосаливании игрок водящей команды, владеющий мячом, должен отбросить мяч в любую сторону, но в пределах поля; в этот момент происходит игровая смена команд.

§ 13. Результат игры


1. За каждую правильную полную перебежку бьющая команда получает 1 очко.
2. Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победительницей.
3. Если счет очков у обеих команд окажется одинаковым, игра считается оконченной вничью.

III. МЕСТО ИГРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

§ 14. Размеры и разметка поля


1. Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью длиной 60 м, шириной 35 м. Для детей в возрасте 13-14 лет размеры площадки - 40X25 м.
При проведении соревнований в коллективах физической культуры, а также среди детской и средней юношеской возрастных групп, разрешается использовать поле меньших размеров.
2. Поле должно быть размечено ясно видимыми (белыми) линиями шириной 10 см. Размечать поле канавками запрещается. Ширина линий не входит в размеры поля.
3. Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие - линией города и линией кона. На расстоянии 15 м (для детей - 10 м) от линии города, параллельно ей, проводится линия, ограничивающая штрафную площадку (эта линия входит в размеры поля).
4. При разметке поля для игры в лапту линия города делится на три неравные части, площадки за которыми называются: пло щадкой очередности, площадкой подающего и пригородом.
5. В местах пересечения боковых линий с линиями города, штрафной площадки и кона устанавливаются полутораметровые флаги.

1. Лапта (бита) должна быть цельнодеревянная, длиной 1-1,2 м и толщиной 4 см в диаметре (ручку лапты разрешается делать тоньше - до 3 см). Допускается обмотка ручки биты.
2. Игрокам разрешается пользоваться своими битами.
3. Игрокам в возрасте 13-14 лет разрешается пользоваться плоской лаптой размером до 80 см в длину, до 8 см в ширину и до 2 см в толщину.

§ 16. Мяч


Игра в лапту проводится теннисным мячом.

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть , а правила публикую ниже.

Лапта - командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны - игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой - представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты - ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру - это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков - Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев - тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус - Федерации русской лапты , которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.


ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-55 м, длина - 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!