Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Развитие йоги. Йога: шокирующая правда о древней практике. Контролирование веса тела

Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги - Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога - в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Йога — это практическая древняя система самопознания. В Индии (примерно 2500-1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. Примерно 500-100 г. до н.э. были записаны Веды (Гимны "знания"), из которых сформировались основные направления — Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. В этих разделах заключались знания о мироустройстве, науке, искусствах, медицине, семье и многие другие аспекты знаний. В дальнейшем были написаны шастры, непосредственно практически поясняющее тексты по Йоге.

Для понимания и расшифровки этих знаний необходимы ключи традиции и личный опыт практики, также знание праведического языка. Как вы понимаете, это не вполне выполнимая задача для начинающего. Но с течением времени появлялись и более поздние авторитетные более понятные тексты.

Основные более поздние тесты по Йоге — "Йога сутра Патанджали", "Хатха йога Прадипика", "Шивасамхита" и "Гхерандасамхита", которые появились в 11-17 вв. н.э.

Йога опирается в космологию, согласно которой, каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет ещё один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но, только исходя из взаимосвязи обстоятельств, может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние.

Поэтому в йоге необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни. Из этих рекомендации стояться основные методы Йоги, в том числе и Хатха, Пранаяма, Мантра Йоги и другие.

В основе йогических практик должно лежать гармоничное развитие физического тела, ментально-эмоционального уровня (тонкое тело), логического и интеллектуального ума. Это позволяет избавиться не только от физических и психических расстройств, но и так открывает неограниченный внутренний источник энергии и саморазвития, духовного самосовершенствования.

Перейдём непосредственно к практике.

Зачем заниматься Йогой, или что даёт Йога?

Йога ничего не даёт и не привносит. Йога помогает вам раскрыть, то, что и так в вас есть! С другой стороны, если в себя не особо верится, приходит осознание могущественности своего Я.

В Йоге считается, что наше естественное состояние — это гармония, здоровье, вдохновение.

Используя методы и упражнения йоги, мы раскрываем в себе это состояние, то что и так в нас заложено.

Почему мы всегда не ощущаем этого?

Мы проявляемся через наше физическое тело, мысли, эмоции, а тело часто болеет, мысли негативные, эмоции тоже. Почему? Потому что есть негативная карма, то есть в прошлом мы неправильно использовали свою свободу и в будущем её сократили.

Используя упражнения Йоги, мы получаем приток жизненных сил, энергии, Праны, избавляемся от негативной последствий. Так как Прана — это ресурс для сотворения того, чего вы хотите или искоренение нежелательного в вашей жизни, как им распорядиться, решаете вы.

Как она проявляется? Ощущение силы, творчества, желания делать, отличное настроение, самочувствие, сознание себя и своих возможностей, понимание, что настоящее сокровище — это и есть вы, ваша суть, а упражнения Йоги — это инструмент, последовательно приближающий вас к этому.

Теперь мы рассмотрим основные методы Йоги.

Существует 2 основных метода: метод Энергии и метод Сознания, эти методы нужны лишь для того, чтобы прийти к пониманию гармонии, умению находить свой ритм. Объединения того, где и когда надо себя заставить, и где, и когда можно себе позволить. Они универсальны, их применение распространяется на любую сферу жизни, на любую деятельность.

М. Энергии подразумевает, что мы набираем время, делаем без усилия, позволяем себе, находим наиболее приятный вариант выполнения.

М. Сознания — мы занимаем активную позицию, видим себя уже совершенным в позе, прикладываем усилия, берём ситуацию в свои руки.

Существует 3 метод, он скорее поясняет использование первых двух.

M . Масштабируемости . Какое упражнение вы бы не выполняли, делайте его в таком объёме, за такое количество подходов, которое вам гармонично.

Какой метод вы бы не использовали, вы должны испытывать радость. Насилие, дискомфорт не допустим в Йоге!

Сочетание этих 3 методов приводит к пониманию, умению находить гармонию или собственный ритм.

Как всё начинается?

Первые шаги в Йоге — это огромное количество вопросов и желание всё выверить и сделать правильно! Трудно поверить, что инструктор, преподаватель — это всего лишь указатель, куда идти, а не форма, которую нужно копировать. Тратиться огромное количество времени на то, чтобы выработать у себя независимость от внешних условий и самостоятельность в практике. Для того чтобы это происходило быстрее, нужно понять отличие Йоги от других физических культур.

В чём разница?

Разница между Йогой и физическими культурами.

  1. Всё начинается с себя.

Задача не копировать других людей, преподавателя, не достигать любой ценой наибольшего числа подходов или времени выполнения. Задача найти гармонию в самом себе, собственный ритм выполнения.

  1. Количество видов Йог огромно. Они не ограниченны только работой с физическим телом или дыханием.
  2. Методы Йоги универсальны, они применимы к любой сфере деятельности.

Таким образом, Йога — это универсальный метод, воплощённый во множестве упражнений, направленных на различные цели. Главное в практике — научиться работать со своими ощущениями и заниматься регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Гармонии вам во всём!

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния . В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п. Впервые встречается в «Ригведе» - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто развивал это учение в древности. Это вероятно также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась наиболее хорошо, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена менее поздних последователей йоги, таких как: Патанджали.

Патанджали - основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э. . Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры.

Некоторые исследователи отождествляют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Магабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба, в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pal = падать, anjali - ладонь).

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»

Согласно мифам, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций .

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе. Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела. В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.

Что означает слово «йога»

Если исходить их санскрита «йодж» означает объединение, связь, обретение гармонии и т.п. Первое упоминание слова встречается в «Ригведе» - одной из четырех частей древнейших индийских Вед. В них, под йогой подразумевается упряжка.

Историческая справка

История возникновения йоги - дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах - Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах - огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали - это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения - Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога - это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве - пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии - одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры - одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Йогическое учение в исламе

Существенное влияние на тасаввуф оказали индийские практики йогинов. Древнеиндийское писание о йоге «Амритакунда» в 11 веке было переведено на арабский и персидский языки.

Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов. Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление. Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.

Йога в христианстве

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.

В чем состоит цель йогинов

Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь. Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти - высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации. В чайтанья-вишнуизме главное - обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог - это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.

Легенда о возникновении йогиШри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения Востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.

Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также в связь между телом и психикой.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».

В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.

Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Какие виды йоги популярны сегодня

Йога НИДРА

Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Она позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.

Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.

Крийя йога

Крийя или крия (в переводе с санскрита «кри» (действие) и «йя» (осознавание) - это древнее учение. Это практика, направленная на пробуждение и развитие сознания. Это процесс очищения, это выполнение, дело, действие, поступок, усилие. Это практика асан, мудр и бандх. Считается, что крийя, управляемая умом через жизненную силу, является самым эффективным путём приближения к Бесконечному. И благодаря крийя-йоге можно доказать истину, что человек это не просто тело, а бессмертная душа.

Хатха йога

Хатха-йога - это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги - это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.

Кундалини йога

Кундалини йога является не только самой «быстрой» в достижении результата, но и самой трудной и даже опасной из всех индийских духовных практик. Почему это так? Энергия Кундалини считается наиболее мощной энергией: человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности: интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Происходят необратимые изменения в качестве нашего восприятия, качестве нашего сознания. Возможна смена приоритетов и привязанностей.По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов, в каждом человеке эта энергия с момента зачатия находится в «дремлющем» состоянии у основания позвоночника (муладхара-чакра), побуждая на протяжении жизни к развитию и личностному росту с целью быть пробужденной и полностью реализованной. Процесс пробуждения Кундалини еще называют поднятием энергии Кундалини через все энергетические центры (чакры) вверх по позвоночнику к макушке (самому верхнему центру, сахасрара-чакра).

Аштанга-йога

Аштанга-йога (в переводе - восьмиступенчатый Путь к конечной Цели) - одна из интегральных йог, предложенная индийским риши Патанджали.

Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна сила, классическая же йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению.Аштанга-йога хороша для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Во время тренировок следует уделять внимание трём моментам: поза, ровное дыхание и точка концентрации. Асаны улучшают осанку, а правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы.

Патанджали определил 8 этапов йоги
Йама - самоограничение, самоконтроль. Это установление гармонии с социальной средой. Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. Нийама, переводится как расслабление, - это самодисциплина, духовное совершенствование. Первые две ступени йоги включают в себя освоение этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.

Здесь можно выделить четыре очень важных правила:
кшама - терпимость к тем, кто думают иначе, чем я;
дайя - милосердие, доброта;
арджава - простота, отсутствие высокомерия;
хри - смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тщеславия - самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Асана переводится как поза, устойчивое положение тела. Если во время выполнения поз дышать правильно, организм очищается от шлаков и омолаживается. Асаны учат концентрации и развивают энергосистемы организма. Системы из асан называют хатха-йогой.
Пранайама (в переводе «работа с энергией») - правильно контролируемое дыхание. При пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться в такт дыхательным движениям.
Пратьяхара (в переводе «удаление индрии с объектов материального мира») - отрешенность от внешних раздражителей. На этой ступени учатся управлять «щупальцами» сознания, называемыми на санскрите «индриями».
Дхарана - это поддержание концентрации внимания, проявление полной устремлённости человека к Богу, к Слиянию с Ним.
Дхьяна - медитации, приводящие к Самадхи. На этой ступени ведётся работа, направленная на увеличение сознания, на обретение силы в тонкости. Медитация - это работа, направленная на развитие сознания по пути к Совершенству.
Самадхи - это высший уровень духовных достижений. Это полное равновесие.

Мантра йога

Мантра йога – это методы воздействия на энергию, посредством особых звуковых вибраций, в частности санскритских слогов из которых состоят мантры. Это пение священных текстов и молитв на санскрите. Сейчас это называют еще киртаном.

Карма йога

Карма-йога (санскр.) - карма - деятельность, йога - связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.
Карма-йогу можно разделить на два типа:
Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.
Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога». Это не означает, что человек должен все отдать, что получит.

Сахаджа йога

Сахаджа Йога - одно из направлений йоги, в основе которого лежит медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени человеческой эволюции.
Ключевым моментом Сахаджа Йоги является обязательное для каждого, желающего практиковать данное направление, прохождение ритуала самореализации. Данная процедура может быть выполнена в любом месте, состоит из проговаривания про себя некоторых утверждений обращенных к Шри Матаджи. Необходимое время для ритуала - 10–15 минут.
Самореализация. Ее можно выполнять несколько раз, что способствует более эффективному подъему Кундалини.
Физические действия. Их цель - направления внимания на нужные чакры. Есть два вида действий - так называемый протокол, который нужно выполнять в начале и в конце медитации, и методы чистки чакр, которые позволяют расчистить путь Кундалини.
Вербальные действия - чтение мантр. Мантры - это духовные слова на языке Санскрит. Их произносят вслух или про себя для концентрации внимания на том или ином аспекте духовного тела (система чакр). Кроме мантр можно произносить молитвы на любом языке.
Непосредственная работа со вниманием. После пробуждения Кундалини наше внимание просветляется и мы можем направлять его на различные чакры. Во время медитации лучше всего внимание держать над головой и никогда не следует концентрироваться в области агии чакры (в голове).
Фотография Шри Матаджи. Эта фотография необходима для помощи в медитации.
Музыка. Может помочь создать необходимое состояние, способствующее медитации.

Интегральная йога

Обьединенная в одну все четыре основные йоги.Она помогает человеку полностью изменить своё сознание, трансформировать тело и сделать свою жизнь божественной в материальном мире. Шри Ауробиндо находит источник материального и духовного в Абсолюте. То есть именно Сверхразум является объединяющим материальное и духовное в единое целое. Все живые существа при этом являются множеством маленьких частиц этого Единого разума.Согласно философии интегральной йоги человеческая форма жизни, преодолевая действие материального мира, должна выйти за пределы своего неведения и придти к состоянию Суперментального существования. По сути, конечной целью в интегральной йоге считается достижением человека Божественной жизни на Земле.

Бхакти йога

Бхакти-йога (санскр.) - бхакти - бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога - связь.
Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

Шравана - слушание о Боге;
Киртанам - поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
Смаранам - помятование о Боге;
Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
Арчана - поклонение Божеству в храме;
Вандана - вознесение молитв Богу;
Дасйа - считать себя вечным слугой Бога;
Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом;
Атма-ниведана - полное предание себя Богу.
Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов: отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения.

Джняна йога

Джнана-йога (санскрит) - процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джнана-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Дхьяна йога

Дхьяна (санскр. dhyna - размышление, созерцание, сосредоточение) - искусство овладения контролем над умом с помощью вхождения в йогический транс. Дхьяна - отдельная, значимая часть йоги, основывающаяся на медитации, практикуемая для обретения власти над сознанием.

Медитация в Дхьяна-Йоге направляет течение мыслей на выбранный объект: будь то визуальный образ, отвлеченное понятие или собственное дыхание. Начинают медитативную работу с созерцания простых конкретных объектов, постепенно переходя к сложным конкретным объектам и далее к абстрактным. Все возникающие в разуме человека мысли, относящиеся к объекту созерцания, концентрируются, собираются воедино. Объект типизируется, классифицируется, сравнивается с другими объектами. Медитирующий размышляет о составных частях объекта и его связях с целым, о его функциях и качествах. Кроме того, практикующий отмечает все ощущения и умственные ассоциации, возникающие при мыслях об объекте. Медитирующий отключает посторонние мысли и ощущения, осознавая только факт своего существования и объект, и в процессе медитации сливается с объектом.

Техника Дхьяна-Йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты»: «Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

Джапа йога

Само слово «джапа» в переводе с санскрита означает «повторение» и заключается в длительном повторении мантр или имён Бога на чётках. Дело в том, что во время чтения джапы всё сознание человека сконцентрировано на Боге, и постепенно каждая клеточка тела человека начинает произносить эти имена. Так достигается быстрое единение человека со Всевышним, пробуждение любви к Нему. И при этом, человеку не приходится прилагать больших усилий. Данная практика очень проста, несмотря на определённые правила: Внимательность. Один из самых важных факторов. Чем внимательней и сконцентрированней мы на повторении мантры, тем эффективней будет её действие. Нужно постараться задействовать ум, речь и слух во время повторения.Число повторений должно быть кратно 108. Число 108 является особым числом в общем ряду чисел и обладает определённым могуществом. С этим числом связано многое, как в плане духовном, так и материальном. Вот почему можно часто встретить чётки, на которых 108 бусин. Повторяя 108 раз, человек совершает один круг. Чем больше таких кругов он сделает, тем лучше. В наше время рекомендуется повторение не менее 16 таких кругов, а лучше 64. По времени 16 кругов - около 2 часов.

Никогда не перепрыгивать через главную связующую бусину при повторении кругов, так как это сам Бог. Поэтому дойдя до неё, чётки нужно перевернуть и читать в обратном направлении.Лучшее время для джапа-медитации - утро с 4 до 7 утра. Однако джапу можно проводить также днём и вечером перед сном.
Во время джапы нельзя думать о материальных вещах, просить у Бога о чём-то материальном. В это время всё внимание должно быть направлено на звук, который образуется во время произнесения мантры.Материал, из которого изготовлены чётки, должен быть связан с Божеством, которому поклоняется человек. Например, при поклонении Шиве, нужно читать джапу на чётках из рудракши, а для поклонения Кришне на чётках из туласи.
Чётки всегда должны храниться в чистом месте, лучше всего в специальном мешочке. Их нельзя никому давать, никто другой не должен читать на них молитвы. Существуют даже мантры, которые необходимо прочесть перед тем, как взять в руки чётки, выражая тем самым им своё уважение и почтение. А по окончанию чтения джапы их нужно поднести ко лбу.
Чётки всегда должны быть на уровне сердца или головы во время повторения.
Чётки нельзя заносить в грязное место, например в туалет или ванну.
Перед чтением джапы необходимо приять омовение.
Можно мысленно повторять мантру затем в течение дня при выполнении любой работы.
Чётки нельзя касаться указательным пальцем и перебирать их во время повторения нужно по направлению к себе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!