Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Русская лапта. Правила игры. Правила игры в лапту Ростовская лапта правила коротко для детей

Лентяям тут места нет! Чтоб сыграть в лапту необходимо обладать находчивостью, метким глазом, быстрым бегом, внимательностью, твердым ударом. Согласитесь, не каждая игра делает тело столь гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.

Достаточно много лет уже идут дискуссии о том, кто же на самом деле является родоначальником бейсбола. Некоторые предполагают, что Россия с ее лаптой, кто-то утверждает, что лапта имеет корни в Англии. Американцы же самоуверенно заявляют, что бейсбол - это их их национальное ноу-хау, изобретен исключительно ими и не может иметь аналогов. Впрочем, подобная позиция у них по многим вопросам, например, такое название, как - банальный вариант регби, но для них является символом нации. Но вернемся к нашей лапте и узнаем о ней все самые интересные подробности.

История игры

Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — древняя она точно. Некоторые историки даже утверждают, что известна она человечеству была еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает совсем фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так или иначе, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служений время. Ученый Дюран говорит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде найдены вполне реальные войлочные мячи и деревянные биты, которые уже практически стопроцентно доказывают, что лапта здесь существовала еще в 14 веке. По самым скромным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. Например, у финнов пользовалась популярностью игра под названием «песа палло», у англичан подобие лапты до сих пор носит название «крикет», а у американцев - известный на весь мир «бейсбол».

История лапты в России

Особенной любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало данному виду досуга распространиться по центральной и восточной Европе. Названия она носила совершенно разные: «хлопка», «шибка», «игра в шары», «битка». Факт остается фактом: лапта была неизменным приглашенным на всякий праздник на Руси. Как средство подготовки бойцов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта начала применяться при правлении Петра. В дореволюционной России она отлично практиковалась педагогами разных ступеней для воспитания детей, подростков, молодых ребят.

Современная история лапты в России

В 1957 году во время Спартакиады впервые всему мира официально была представлена лапта. Но все же тогда она не смогла стать востребованным видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году с правительственным импульсом к развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый государственный чемпионат прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивную классификацию российского спорта она вовлечена в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод окончательных правил о том, как играть в лапту. Сейчас ежегодно проводятся состязания. Федерация российской лапты принимает участия в спортивной жизни общества с начала 1997 года.

Описание игры

Лапта представляет собой с помощью специального мяча и биты. Игроки первой стороны подают мяч на самое дальнее расстояние, которое возможно. Пока он летит, они должны пробежать через всю площадку (а она довольно не маленькая по размерам) и вернуться с ним обратно. Задача же команды второй стороны - перехватить летящий мяч и не дать его поймать соперникам.

Для того чтобы сыграть в русскую лапту, нужно будет собрать две команды. Количество игроков значения важного не имеет, но в крайности впадать не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача — это отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра лапта подразумевает постоянные одновременные пробежки то туда, то обратно. Противоположная команда должна «осалить» мяч. Если пробежка ваша будет удачной (то есть мяч отбит и откинут далеко), то начисляются баллы. Игра лапта проходит в строго условленный период времени. Выигрывает та команда, у которой к концу состязания наберется максимальное количество очков.

Русская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Обязательное условие — она должно иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, между которыми примерно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется коном, а вторая - городом.

Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две одинаковые команды. С помощью жребия определяется, какая из них займет место на позиции города, а какая из них будет водить. Первой атакует команда города. Первый подающий отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно сильнее и дальше. В это время игрок должен побежать вслед по направлению его движения. Понятно, что бить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг другу. Таким образом приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура будет выполнена, ход переходит к соперникам.

В случае если бьющий по мячу неудачно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, потому что соперники могут его очень быстро поймать и осалить. Лучшее решение в этом случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».

Игроки, которые находятся в пригороде или же за коном, должны просто ждать освобождения. Сделать может это только лишь один человек - подающий. Если ему удастся совершить хороший пас (отбить мяч и отбросить его далеко), он успевает во время своей пробежки выручить игрока команды.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок - команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие - лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Имеет и систему фолов лапта. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игрыобязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, не быть агрессивно настроенными друг к другу. Уважение тренера, судей, помощников — обязательное требование. Принципы не должны нарушаться. и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно тщательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта - это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина - 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки - 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Другие виды лапты

Распространена также английская лапта. Удачный забег — удачное возвращение с очками для своей команды. Игра завершена только когда все побывали внутри замка равное количество раз. Количество ударов по мячу неограниченное.

Производный от английской лапты вид спорта — бейсбол. Цель игры — набрать самое большое количество очков. Участвуют 18-20 игроков. Проводится состязание с помощью таких аксессуаров, как бита, лапта и мяч.

Производная от лапты игра — это лаптбол. Представляет собой игру с ракеткой и мячом. Цель игры - набрать максимальное количество очков, пройдя при этом через три базы.

Игра в лапту — это увлекательное времяпровождение, как для новичков, так и для спортсменов мирового уровня. Попробуйте и вы окунуться во все причуды спортивного мира!

Правила игры в лапту.


В лапту играют две команды по 6 человек.

Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.

Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка , выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.

Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки .

Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

Игрок, совершивший перебежку за линию «кона», может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов.

Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

Мяч, попавший в площадку за штрафной линией и отскочивший за пределы поля, а так же вылетевший за линию «кона» считается правильным.

Вторая команда располагается в «поле».

Её цель - не дать сопернику выполнить перебежку и как можно скорее занять «город». Сделать это можно при помощи «осаливания» /попадания/ мячом в любую часть тела бегущего, без отскока от земли , при этом мяч должен быть выпущен из руки .

До удара игроки «поля» могут находиться в любом месте площадки, кроме штрафной зоны.
После удара имеют право двигаться в любом направлении, а так же передавать мяч друг другу для «осаливания».

«Осалив» соперника игроки «поля» должны занять «город», «осаленные» могут отыграться.

Отыграться можно неограниченное количество раз, пока все игроки одной из команд не окажутся за линией «города» или «кона».

Игроки «поля» могут набирать очки, ловя мяч с воздуха («свеча»).

«Свеча»- одно очко.

Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Можно:

Каждый игрок команды «города» получает право на следующий удар каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город».

Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента при удачном ударе по мячу их товарищем по команде.

Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.

Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

Нельзя:

Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим.

Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка

Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линии:

Линия города, штрафная линия, линия кона.

На расстоянии 1,5 м от линии «города», с правой стороны площадки, чертится линия «пригорода» (штрафная) длиной 3 м.

По концам линий, отмечающим «город», «кон» и «пригород», ставится по флажку.

Зоны:

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

Ширина "города"- 5м.

Бита

Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

Конфигурации бит могут быть различными.

В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.

1 – зона очередности

2 – зона бьющего

3 – зона бегущих (пригород)

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) - 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) - 30-40 х 15-20 м, штрафная - 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) - 18 x 11 м (спортзал), штрафная - дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона - 3–5 м. Ширина линий - 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) - выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) - бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) - бита № 2.

Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет - бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше - бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) - бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и  2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.


Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Лапту издревле рекомендовали и как забаву, и как замечательное упражнение, развивающее целеустремлённость, храбрость и трудолюбие.

История русской лапты

Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Например, доктор Абрагам Тарьян, преподающий в Иерусалимском Еврейском университете утверждает, что существует рукопись, описывающая игру в лапту Иисуса Христа. Таким образом, возраст игры можно датировать, как минимум, 2000 годами.
Живший в XII веке Жан Билет упоминал игру в мяч, очень похожую на лапту, которая была популярна даже среди священнослужителей того времени.
А раскопки Великого Новгорода позволили воочию увидеть биты из дерева и войлочные мячи, которыми играли в эту игру наши славянские предки в XIV веке.

Если не вдаваться в крайности, то средним возрастом лапты считается 700 лет. И похожие игры есть у очень многих народов. Всем нам известен американский бейсбол или английский крикет. Но мало кто знает, что и у немцев есть похожая игра, называемая шлагбал. А на Кубе игра, сходная с лаптой, называется пелота. В Финляндии есть игра песа палло, тоже очень похожая на лапту. Ещё и в Норвегии при раскопках археологами был обнаружен древний инвентарь для игры в лапту. Довольно широкая география и древняя история, не правда ли?
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту.
Царь-реформатор Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат таких элитных подразделений тогдашней армии, как Преображенский и Семёновский полки. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату.
Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения.
После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают. Организации, призванные нести в массы физическую культуру и спорт, о ней не вспоминают. Так бы канула в небытие эта древняя игра, если бы в 1987 году не вышло постановление Госкомспорта, которое называлось «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты». И вот уже спустя 10 лет после постановления была основана Федерация русской лапты, которая действует, и по сей день, проводя соревнования различного уровня.


В чём же секрет такой живучести и популярности русской лапты?

Играть в неё могут все. Это поистине демократичная игра. Она не требует никакого специального инвентаря. Нужна только бита из дерева и обыкновенный мяч для большого тенниса. Длина биты варьируется от 70 до 110 см, а вес – до 2 кг.


При игре в лапту у человека развиваются такие качества, как реакция, скорость, точность, концентрация внимания, игровое мышление, умение находиться в команде с товарищами и при этом умело соперничать с противниками. Игра очень динамична: порой участник должен за доли секунды принять единственно правильное решение. В русскую лапту можно играть и летом, и зимой. Играют в неё и в помещении, но поле при этом несколько меньше, а правила изменены. Но игра в помещении так же зрелищна, как и игра на большом поле на открытом воздухе.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту

Как уже говорилось, правила могут различаться. Ниже приведены наиболее простые.
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Впрочем, если большой площадки нет, можно играть и на маленькой. Размечается поле так, как показано на рисунке.


Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета.
В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Звучит один короткий свисток, и игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды.
Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.


Начало игры
Судья подаёт два коротких свистка, и подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле.
Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности.
В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан.
Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение.

В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде:
- четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко;
- судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными.

Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях:
- допущено грубое нарушение правил игры;
- если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему;
- выскользнувшая и рук бита улетела из города.

Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.


К описанным правилам есть кое-какие дополнения :
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии.
После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию.
Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест.
После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается оскорблять других игроков и зрителей.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока.
Нельзя использовать бейсбольные «лапы».
Нельзя играть без футболки цвета команды.

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав – русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе.
Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим – это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту.

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности – и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: – четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; – судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: – допущено грубое нарушение правил игры; – если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; – выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды – юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

К описанным правилам есть кое-какие дополнения:
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.

1. Определение:

Русская лапта - двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линия­ми. Цель одной команды - совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каж­дый игрок, совершивший полную пробежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

2. Оборудование места для соревнований:

Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов техническо­го обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия.

Перед началом соревнований главный судья, представитель организа­ции, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудо­вание места проведения соревнований соответствует (не соответствует) пра­вилам соревнований.

3. Игровая площадка и ее размеры:

Игровая площадка (приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), сво­бодную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину для игры на открытом воздухе, и размером 23-40 м в длину и 15-20 м в ширину, для игры в закрытых помещениях, при высоте потолка помещения не менее 6 м. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих пло­щадку. дку.

Организаторы соревнований, исходя из местных условий, положением опреде­ляют размеры площадки, но не меньше и не больше указанных выше размеров. ов.

4. Линии, ограничивающие площадку:

Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон - линиями дома и линиями кона.

Площадка должна быть окружена свободной зоной: за линией дома - не менее 5 м, за боковыми линиями - 5-10 м, за линией кона - не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону» (на открытом воздухе).

Для игры в закрытых помещениях: за линией дома- не менее 3 м, за

боковыми линиями - 1 м, за линией кона - не менее 5 м., в 6 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону.

5. Штрафная зона:

Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м (6 м на 15-20 м для закрытых помещений), необходимую для определения действительности уда­ра по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (при­ложение 1) не попал в штрафную зону.

6. Площадка очередности:

Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.

7. Пригород:

Пригород - место, откуда совершаются перебежки игроками, выпол­нившими удары по мячу.

8. Площадка подающего:

Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина пло­щадки 3 м, в центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см, чертится круг подачи.

9. Бита:

Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 3 см.

Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индиви­дуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.

Организаторы соревнований перед началом игры должны провести маркировку всех бит.

10. Мяч:

Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.

11. Секторы запасных игроков играющих команд:

Два сектора для запасных игроков расположены сзади пригорода, пло­щадки подающего и площадки очередности. Размер каждого сектора (длина -5 м, ширина -2м) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 12 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты. Тренеру разрешается руководить коман­дой, не покидая данного сектора, за исключением моментов, когда он соби­рается произвести замену или взять минутный перерыв.

12. Допуск участников к соревнованиям:

К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях.

Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установ­ленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фами­лии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью.

В отдельных случаях с разрешения врача, тренера и спортивной орга­низации, проводящей соревнования, участники младшей возрастной груп­пы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хоро­шо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).

Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверж­дает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию вхо­дят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников.

Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страхо­вой полис на каждого участника и его отказ от претензий.

Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил.

Страховка участников проводится клубами, федерациями или непо­средственно участниками.

13. Состав команды:

Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном.

Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каж­дой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответ­ствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.

14. Обязанности и права участников:

Участники соревнований обязаны знать правила, программу и поло­жение соревнований.

При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении на­казывается красной карточкой и снимается с соревнований.

При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнова­ний без предупреждения.

Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана команды.

15. Спортивная форма участников:

Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме.

Все игроки одной команды должны быть одеты в единую спортивную форму, которая состоит из футболки с номером спереди и сзади, трусов с номером, гетр и бутс. Цифры на футболке должны быть одного цвета, кон­трастного цвету футболок, на спине высотой 20см, на груди- 10см. Цифры на трусах - контрастного цвета на левой половине спереди, высотой 8 см. Команда имеет право использовать номера с 1-го по 12-й. Гетры высокие, закрепленные под коленным суставом. Бутсы с короткими шипами. Для игры в закрытых помещениях разрешается играть в кроссовках.

На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров.

Участники всероссийских соревнований должны иметь эмблему Федерации русской лапты России на правом рукаве футболки диамет­ром 8 см.

В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указан­ную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.

Примечание. Для избежания травм игрокам во время матча не разре­шается надевать часы, браслеты, перстни, цепочки на шею.

Не разрешается выходить на игру в бейсболках, наколенниках, шортах и укорочен­ных трусах (типа плавок).

16. Тренер и капитан команды:

Каждая команда должна иметь тренера, который является руко­водителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дис­циплину участников, обеспечивает своевременную их явку на сорев­нования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководи­телями.

При руководстве командой во время матча тренер команды обя­зан находиться только в секторе запасных игроков в спортивном кос­тюме с эмблемой клуба или соответствующей спортивной организа­ции.

Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований.

Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил.

Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды, помощника тренера и подписать протокол. Если игрок меняет свой номер в процессе игры, тренер должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю.

Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять.

Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если капи­тан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной при­чине, он может действовать как тренер.

Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.

Капитан команды контролирует поведение своей команды и может об­ращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой инфор­мации.

Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покида­ет площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия.

17. Судейская коллегия:

Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревно­вания. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместите­ля главного судьи.

Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам.

Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать пра­вила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и бес­пристрастными.

Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму.

Судьи, проводящие матч, не должны вступать в разговоры с игроками, входить в сектор тренера и разговаривать с тренерами. Они должны быть активными, внимательными и всегда вежливыми, помнить, что единствен­ная обязанность судьи на площадке - это судейство.

18. ИГРА:

1. Продолжительность игры

Игра состоит из двух таймов:

По 30 мин каждый с 5-минутным перерывом между ними на открытом воздухе;

По 20 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними в закрытом помещении.

2. Разминка

За 30 мин до начала матча команды проводят разминку. При проведе­нии заключительной части разминки (за 5-10 мин до начала игры) на игро­вой площадке одна из команд занимает правую ее половину, другая - левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии кона.

3. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок-подающий мяч становится у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий - первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего и отойти в сектор подающего (свободная зона).

4. Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подаю­щего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использова­ние двух попыток при игре на открытом воздухе; одной попытки в закрытых помещениях.

Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Для игры в закрытых помещениях, в целях безопасности, разрешается производить удары только способом сверху.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боко­вых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флага­ми), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку).

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правиль­ном ударе одного из игроков своей команды.

Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью.

В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападе­ние, игроки нападения выходят на удар по усмотрению тренера.

Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игро­ков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар (подачу ему производит запасной игрок нападения), при засчитанном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Кроме того, защитники могут ловить мяч в свободной или штрафной зонах (до линии дома), такой удар также является действительным.

Удар считается недействительным, если:

После удара нападающего мяч, не задев игровое поле, вылетел за боковую линию, или не долетел до контрольной линии, упав в штрафную зону;

Мяч после удара нападающего задевает потолок в помещении.

5. Возвращение мяча в дом

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома в площадку подающего, положив в круг подачи, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча в площадку подающего в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.

6. Перебежки

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут на­чать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.

Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали пе­ребежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необ­ходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответ­ствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет пра­ва вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продол­жения игры.

3. Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его кос­нется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. В закрытых помещениях осаливанием считается, если нападающего мяч коснется после отскока от площадки, стены или других предметов, кроме потолочного перекрытия.

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право пере­двигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игро­ку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42).

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту. Игроки команды соперника, убежавшие за линию кона, могут вернуться в площадку очередности.

4. Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за ли­нией кона, при возвращении в дом также очков не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противопо­ложной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

5. Ловля мяча с лета

Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, или за боковой линией в свободной зоне, также приносит своей команде очко (игра продолжается).

Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.

6. Очки

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка -игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осален­ным, или до осаливания другого игрока своей команды.

7. Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набран­ных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в слу­чае ничейного результата после основного времени игры добавляется (после жеребьевки) дополнительное время продолжительностью 10 мин (2 периода по 5 мин.) или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества од­ной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин, в начале каждого дополнитель­ного периода проводится жеребьевка.

8. Поражение

Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается пора­жение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры со­перника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Если в команде обнаруживается подставной игрок(ки) или игрок(ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. Команда снимается с соревнований и может быть оштрафована решением федерации.

19. ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ:

1. Замена игроков

Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок должен информи­ровать об этом секретаря. Он должен быть готов немедленно принять уча­стие в игре.

Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свис­ток на подачу.

Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки, вблизи столика секретаря, до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.

Замены должны производиться как можно быстрее. Если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-наруши­телю засчитывается минутный перерыв.

При игре в защите может быть заменен любой игрок.

При игре в нападении имеет право на замену только игрок, имеющий право на удар. Игрок, совершивший удар по мячу имеет право на замену только после полной перебежки.

2. Спорный мяч

При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих Правил.

При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, пред­шествующие спорной ситуации, а очки, набранные в ней, аннулируются.

20. Нарушения и наказания

1. Нарушения при подаче и ударе по мячу

Нарушениями при подбрасывании мяча являются:

Подбрасывания мяча не над кругом подачи;

Задерживание времени для подачи;

Подачи мяча с игровой площадки.

Нарушениями при ударе являются:

Выброс биты на поле;

Выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в игре;

Затягивание времени для ударов после свистка судьи;

Игрок при выполнении удара заступает за линию дома;

Удар способом сбоку и снизу (для закрытых помещений).

Если у игрока, выполняющего удар, вылетает из рук бита, то засчиты­вается промах.

Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.

В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при по­вторном нарушении предъявляется желтая карточка.

2. Нарушения при возвращении мяча в дом

Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:

Возвращение мяча не в площадку подающего;

Возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за преде­лами площадки;

Выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;

Задержка мяча на поле, когда игроки нападения находятся за линией кона или дома и не делают попыток на перебежку;

Мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;

Обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома;

В штрафной зоне находятся двое игроков защиты.

За сокрытие мяча игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка. При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома стар­ший судья дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.

3. Нарушение при перебежках

Нарушениями при перебежках являются:

Выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на пере­бежку, в том числе умышленное, до удара;

Столкновение с игроком защиты в момент ловли мяча;

Умышленное самоосаливание;

Перебежки с площадки очередности.

Выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча.

При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение, в дальнейшем предъявляет нарушителям желтую карточку.

4. Нарушения при игре в защите

Нарушениями при игре в защите являются:

Выбегание защитников за пределы площадки до удара;

Блокировка игроков при выполнении ими перебежек;

Необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;

Выброс мяча за пределы поля во время самоосаливания игрока, вы­полняющего перебежку;

Сокрытие мяча от игроков и судей.

При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение либо предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.

5. Нарушение при осаливании и переосаливании

Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпу­стив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты.

Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на поле мяч, вышедший за линию дома.

Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается не­действительным.

1. Определение

Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обе­их команд, включая тренеров и их помощников.

Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для дости­жения победы, но обязаны при этом не нарушать принципов спортивной этики и справедливой игры.

2. Желтая карточка игроку

Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:

Апеллировать к судьям и зрителям;

Касаться судей;

Сквернословить и позволять себе оскорбительные жесты;

Дразнить соперника или препятствовать ему и блокировать его при перебежках, задерживая руками или ставя подножки;

Задерживать игру;

Не поднимать должным образом руку, после совершенной полной перебежки;

Менять свой игровой номер, не предупредив секретаря или стар­шего судью;

Выходить на игровую площадку, на замену, не предупредив об этом секретаря или старшего судью (если только замена не происходит в переры­ве между таймами) или во время минутного перерыва.

Нарушения, носящие преднамеренный, неспортивный характер или дающие провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой.

3. Желтая карточка тренерам, помощникам тренеров и запасным игрокам

Тренер, помощник тренера, запасные игроки не имеют права:

Выходить на игровую площадку (за исключением случаев, когда на это есть разрешение судьи для оказания помощи игроку, получившему травму);

Покидать свое место и выходить за пределы сектора запасных игроков;

Непочтительно обращаться к судьям.

Тренеру разрешается обращаться к игрокам своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если на это не получено разреше­ние судьи).

4. Красная карточка игроку

Игрок, имеющий желтую карточку и совершивший нарушение повтор­но, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену.

Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в статьях 38-42, он также удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает очередную календарную игру данных соревнований.Игрок, получивший красную карточку за нарушение общественного порядка (драка на площадке с соперником, нецензурное обращение с судей­ской коллегией и зрителями и т.д.), дисквалифицируется на все дни сорев­нований без права на замену.

Примечание. Если команда выставит игрока, получившего красную карточку в описанных выше случаях, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20; она снимается с соревнований и может быть оштрафована ре­шением Федерации.

5. Красная карточка тренерам и запасным игрокам

За серьезное повторное нарушение статьи 45 или неспортивное пове­дение тренера, помощника тренера и запасных игроков тренер команды наказывается красной карточкой и отстраняется от руководства командой до конца соревнований.

22. ПРАВИЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ:

1. Минутный перерыв

Каждая команда может взять по одному перерыву в каждом тайме и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры. Неиспользованные перерывы в первом тайме не переносятся на второй тайм.

Тренер имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, обратиться к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровож­дая просьбу соответствующим жестом рук.

Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на ми­нутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.

Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до истечения времени, старший судья имеет право начать игру немед­ленно.

Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмирован­ный

игрок готов играть немедленно или быстро заменяется либо судья раз­решает задержку.

2. Остановка времени в случае травмы

Судьи могут остановить время игры в случае получения игроком трав­мы или по какой-либо другой причине. Если в момент получения травмы мяч находится в игре, старший судья должен воздержаться от подачи сиг­нала и дождаться окончания игрового действия, т.е. момента, когда мяч будет выведен из игры.

Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру.

Если травмированный игрок не может сразу продолжить игру, его долж­ны заменить в течение одной минуты. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья засчитывает команде минутный перерыв и име­ет право добавить игровое время.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!