Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Австрийский гонщик формулы 1 ники лауда. Ники лауда рассказал о том,как будущая жена спасла ему жизнь

Ники Лауда - легендарный автогонщик из Австрии. Чемпион Формулы-1. После окончания карьеры гонщика стал комментатором и директором гоночной команды.

Ранняя карьера

Австрийский гонщик родился 22 февраля 1949 года. С раннего детства увлёкся автомобильными гонками. Став совершеннолетним, гонщик купил место в команде March, которая считалась одной из самых успешных команд Формулы-2. Родителям не понравились намерения сына, они отказались оказывать ему финансовую помощь. Но выдающиеся результаты позволили молодому пилоту пробиться в Формулу-1.

Формула-1

В 1971 году он дебютировал в Формуле-1 в составе команды March. Однако их автомобили оказались недостаточно мощными для конкурентной борьбы в гонках. Ник отдал последние деньги на вступление в команду BRM. Он сумел показать себя, но и этого оказалось недостаточно. Гонщик погряз в долгах и даже думал о самоубийстве. Но его бывший напарник по команде порекомендован Ника команде Ferrari. В скором времени начальник Ferrari пригласил пилота в команду.

В первой же гонке австриец оправдал надежды и пришёл к финишу вторым. На четвёртой гонке он сумел завоевать свою первую победу, которая стала для команды большой неожиданностью. За первый сезон гонщик показал блестящие результаты и тем самым завоевал доверие среди команды. В 1975 году автогонщик выиграл множество гонок, несколько раз поднимался на подиум. Все эти победы сделали его чемпионом мира.

Авария

В следующем сезоне он продолжал побеждать, выиграл почти все гонки. Но вскоре, на очередном Гран При в Германии, пилота ждала неудача. Сразу после старта Ники потерял управление, автомобиль врезался в ограждение, а двигатель загорелся. Затем в него врезался ещё один участник, Ники оказался зажат в пылающей кабине. Его с трудом смогли вытащить оттуда, и немедленно отправили в госпиталь. Ожоги были настолько сильны, что австриец впал в кому.

Возвращение

Оправившись после жутких ожогов, он вернулся в Формулу. Но до прежних успехов ему было далеко. На Гран При Японии пилот прекратил участие в гонке из-за плохих погодных условий. Это окончательно испортило его репутацию в команде. В последнем сезоне он стал чемпионом, после чего перешёл в Brabham. В 1978 году он выиграл две гонки и по итогам чемпионата стал четвёртым. В следующем году из-за ненадёжности болида смог набрать всего лишь несколько очков. После чего решил сделать перерыв.

Около четырёх лет Ники занимался бизнесом. В конце 1982 года его пригласили на тесты команды McLaren. Он отлично показал себя и обеспечил себе место. Показывал неплохие результаты, а в 1985 году выиграл свой третий чемпионский кубок. На этой ноте пилот решил завершить свою гоночную карьеру.

В это воскресенье, 18 июня, знаменитому «Зелёному аду» исполняется 90 лет – в 1927 году на трассе Нюрбургринг прошла первая гонка. Мы собрали в одной публикации несколько видео и фактов, отражающих суть этой трассы в полной мере – гонки, рекорды круга и, конечно, аварии.

Ф ормула-1 пришла на Нюрбургринг уже во второй год своего существования – в 1951 году на трассе, проложенной в лесистых горах Эйфель возле Нюрбурга, прошло первое Гран-при Германии. Свою славу «Зелёного ада» (эпитет прилип к трассе с легкой руки Джеки Стюарта) Нюрбургринг получил в 1970-х, когда скорости возросли настолько, что перепады высот и кажущиеся совершенно непредсказуемыми радиусы некоторых поворотов 28,3-километрового кольца стали приводить к жесточайшим авариям, самая известная из которых – авария Ники Лауды 1 августа 1976 года.

Посмотрите видео – благодаря замедленным повторам на вираже Бергверк мы видим коварство Нюрбургринга во всей его красе – даже «пилот-компьютер» Лауда на смог «отловить» свою Ferrari после срыва задней оси. Самое удивительное, что Лауда, получивший страшнейшие ожоги, но вытащенный из болида другими пилотами, пропустил всего пару гонок и уже в сентябре того же года вернулся в кресло гоночного болида. А мог стать очередной жертвой «Зелёного ада», унёсшего к тому моменту жизни 131 пилота. Вот как был воссоздан этот эпизод в фильме Rush 2013 года, рассказывающий о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта.

Череда аварий в 1970-х привела к тому, что Гран-при Германии было перенесено на более современный и безопасный Хоккенхаймринг. Впрочем, в 1980-х Нюрбургринг прошёл модернизацию – и в 1985-м Королевские гонки вернулись в окрестности Нюрберга. Но не в леса Эйфеля, на так называемую Северную петлю (Nordschleife), составляющую большую часть трассы (22,8 из 28,3 км), а на маленькую Sudschleife, Южную петлю, где Гран-при долгие годы проводились, чередуясь год от года с гонкой в Хоккенхайме. А Нордшляйфе стала вотчиной автомобильных компаний, испытывающих дорожные автомобили, а также разнообразных гоночных серий, во время заездов которых «Зелёный ад», как и прежде, показывает свой характер.

В 2015 году этот Nissan GT-R Nismo GT3 в ходе гонки «VLN Endurance» улетел прямо в толпу зрителей, пострадало несколько человек, один погиб. После этого скорость в вираже Flugplatz была ограничена, а заезды на скорость круга приостановлены до 2016 года. Но аварии не прекратились: спустя год после инцидента с GT-R на гонке «24 Hours of Nurburgring» не повезло пилоту на Mercedes AMG GT3 – эта трасса не прощает даже мельчайших неполадок в работе тормозов или минимальных ошибок на торможении. Но в этот раз, к счастью, обошлось без жертв.

Несмотря на свою опасность, Нюрбургринг многие годы притягивает к себе гонщиков-любителей. Собственно, сейчас это не просто автодром, а целый туристический центр с обширнейшей инфраструктурой. Существует расписание трек-дней, в течение каждого из которых любой желающий, имеющий автомобиль и шлем, за сумму от 400-500 евро может «нарезать» по легендарной Нордшляйфе. Есть услуга прокатного автомобиля и инструктора. Юридически же эта трасса, петляющая по лесистым холмам и имеющая ряд коварных виражей и далеко не идеальный асфальт – всего лишь кусок автобана, где вы предоставлены сами себе. Вся ответственность – на вас. При этом каждый повреждённый метр ограждения обойдётся вам в сумму порядка 500 евро. Одним метром точно не обойдётся, но владелец этой BMW 1-Series по меркам Нюрбургринга отделался вполне бюджетно.

Ситуация показательна: «Зелёный ад» заманивает в свои объятья постепенно, дразня адреналином, раскручивая перед вами всё новые живописные петли полотна и даже давая обгонять чуть более осторожных соперников. Вот пилот белого Renault Megan RS удачнее впередиидущего преодолевает небольшой подъём и устремляется на обгон, но цепляет траву левыми колёсами и через секунду… Как и в предыдущем случае, пилот остался жив – лишь сломал руку и порезался стеклом.

Отметим, что коварность этой трассы не только в сложных виражах и протяжённости, затрудняющей запоминание, а и в самом покрытии: оно мало того, что изобилует кочками, так ещё и прорезинено несколькими поколениями пилотов – с «нуля» его не перестилали много лет! И вроде бы это благо, «держак» по сухому действительно хорош, но вот в дождь этот «резино-асфальт» превращается почти в лёд… Можно без труда найти видеокомпиляции, описывающие целый год (или даже несколько) из жизни «Зелёного ада» — например, в следующем видео мы можем посмотреть, как «убирались» на Нюрбургринге гонщики-любители в 2013-2015 годах.

Тут впору вспомнить, что вообще-то изначально Нюрбургринг был мотоциклетной трассой – та самая первая гонка, 90-летие которой отмечается 18 июня, проходила на мотоциклах, а автомобили гонялись здесь только на следующий год. Сказать, что для мотоциклетного гонщика, даже суперопытного, Нордшляйфе представляет собой проблему – не сказать ничего. Смотрите сами.

Ну а как следует познакомиться с трассой (помимо, конечно же, визита на неё) нам помогло бы одно из видео рекордных заездов – как известно, производители постоянно сражаются друг с другом за быстрейшее время на Нюрбургринге. Но мы считаем, что атмосферу автодрома куда полнее передаёт следующий ролик: пилот на Ariel Atom отлично знает трассу, совершает целые каскады обгонов, пару раз «закусывается» с 600-сильным Corvette Z06, а в конце остаётся с совершенно пустым баком – словом, жжёт на полную!

Сегодня Нюрбургринг переживает не лучшие времена – несмотря на бешеную популярность и совершенно культовый статус, финансовое положение автодрома долгие годы оставляло желать лучшего. В 2010-е годы трасса несколько раз перепродавалась, а в 2016 году снова покинула календарь Формулы-1 (впрочем, как и Хоккенхаймринг годом ранее). Причем очередным её покупателем мог бы стать Берни Экклстоун, босс Формулы-1 (ныне уже бывший), который мог бы вернуть её в Королевские автогонки, но этого не случилось – не сошлись в цене. Нынешние боссы Нюрбургринга заключать контракт с руководством F-1 не спешат.

Таким образом, формульная история трассы ныне в прошлом, но над ней по-прежнему слышен рёв моторов: трек-дни для любителей, гоночные серии, рекордные заезды для топовых автопроизводителей. Нынешние дорожные гиперкары выезжают на Нюрбургринге из семи минут (один из последних рекордов, поставленный на Lamborghini Huracan Performante, ), однако последний гоночный рекорд в 7:00,8 минуты, был поставлен тогда, когда Нордшляйфе была на пару миль длиннее, чем сейчас – в 1974 году, тем самым Ники Лаудой.

Трехкратный чемпион «Формулы-1» австриец Ники Лауда — одна из самых противоречивых фигур в истории «королевских автогонок». Он выжил в тяжелейшей аварии и вернулся в спорт, он был резок, а порой и груб даже с самыми близкими людьми.

Николас Андреас Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в весьма состоятельной семье. Дедушка Ники Ханс Лауда, заработавший в свое время состояние на производстве бумаги, передал дело сыну, тот, в свою очередь, надеялся, что семейная традиция продолжится. У наследника же бумажная промышленность не вызывала ни малейшего интереса, зато он был не прочь лишний раз заглянуть под капот автомобиля и в возрасте 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и мог с легкостью обогнать водителя с внушительным стажем. Увлечение юного Ники быстрой ездой и всем, что связано с автомобилями, по мнению высшего общества того времени, позорило главу и все остальное семейство. А влиятельные люди, как это ни парадоксально, чужому мнению чересчур подвержены. Родители будущего гонщика не были исключением, и светские беседы волновали их гораздо больше, чем счастье собственного сына.

Для того чтобы иметь возможность обучаться любимому делу Ники сначала пришлось бросить университет, куда его заставил поступить отец, а потом взять кредит в банке. Спустя время он скажет, что тогда заложил самого себя, но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского и… не лежит в гипсе. Ссуду на реализацию своей мечты он получил без проблем — кредиторы редко отказывали, если к ним обращался, кто-либо, носящий фамилию Лауда. Что же касается работы, то кто-то, а Ники по пути наверх наступал на каждую ступеньку карьерной лестницы, не пропуская ни одной. Формула Vee, серии Chevron и Porshe, третья «Формула». А вот для того что принять участие в австрийском Гран-При, начинающему спортсмену вновь пришлось одалживать деньги у банков. Не секрет ведь, что гонки — удел далеко не бедных людей.

Проценты растут, но ни успех, ни деньги, которые нужно возвращать, к Лауде так и не приходят. Но, как известно, рано или поздно судьба вознаграждает нас за старания, труды, упорство, за веру в чудо, наконец. Ники идет ва-банк и покупает место на следующий сезон в команде BRM, выступая за которую, добывает свои первые очки. Черная полоса в жизни пока еще малоизвестного пилота уступила место белой. В 1973, благодаря Клею Регаццони, перешедшему из BRM не куда-нибудь, а в Ferrari и настоявшему на приглашении в «конюшню» Лауды, 24-летний Ники начинает творить свою историю.

Красный болид и австрийский гонщик были, будто, созданы друг для друга. Владелец команды Энцо Феррари, наблюдая за Ники, понимает, что успех не заставит себя долго ждать и выплачивает все долги своего пилота, который по итогам второго сезона своих выступлений за «Скудерию» становится чемпионом первой «Формулы» и завоевывает Кубок конструкторов.

В начале следующего сезона 1976 года, Ники не сбавляет обороты. Серия побед; отрыв от своего главного соперника, а некогда лучшего друга Джеймса Ханта в 35 очков; женитьба на модели Марлен Кнаус, которую он увел у актера Курта Юргенса, а предварительно бросил свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус, улучшенные условия контракта — Ники ловко обвел вокруг пальца Энцо Феррари во время переговоров, в чем гонщик спустя годы признается в автобиографии «В ад и обратно».

Путешествие на тот свет Ники совершил на втором круге Гран-при Германии. На знаменитом «Нюрбургринге» Лауда вылетает с трассы в повороте «Бергверк». Его Ferrari пробила ограждение, отскочила назад, столкнулась с автомобилем Бретта Лунгера и загорелась.

То, что Ники выжил после страшнейшей аварии, вошедшей в историю мирового автоспорта, а спустя всего шесть недель вернулся в борьбу за титул — больше, чем чудо.

Случившееся на Гран-При Германии… Что это? Рядовой случай в гонках или возмездие и урок? Свои непростым характером и не всегда порядочными поступками Лауда известен ничуть не меньше, чем своим талантом лихо управлять автомобилем.

Вспомнить хотя бы его знаменитое высказывание в лицо Энцо Феррари в адрес машин «Скудерии». Казалось бы, задолжавший по кредитам Лауда должен был быть безмерно благодарным итальянцу за то, что тот предоставил ему возможность не только выступать в «королевских гонках», но и готов платить ему зарплату, а он после первых тестов, сравнивает болид с «куском дерьма». С женщинами Ники тоже недостаточно вежлив и галантен. Познакомившись с Марлен, спортсмен, не раздумывая поставил точку в восьмилетних отношениях с Мариэллой, сказав девушке, что у него больше «нет времени для глупостей». О его прямолинейности, несгибаемости в спорах, и неспособности уступить или хотя бы, пойти на компромисс до сих пор говорить можно много и долго, его афоризмы и цитаты вполне сформируют сборник, а некоторые высказывания дают право включить его в число способных идти по трупам. Ники однажды признался, что у него никогда не было друзей поскольку в его времена противник «готов был скрутить тебе голову ради победы», а для того, чтобы тогда взобраться на вершину, нужно было быть одиночкой.

Пресса и болельщики моментально окрестили «птицу феникса» трусом. Чуть позже такого же мнения стало придерживаться и руководство Ferrari. В ответ на немилость верхов «Скудерии», досрочно оформив чемпионство сезона 1977, Ники покидает команду и в следующем году начинает выступать за Brabham, которым на тот момент владел Берни Экклстоун, а спустя год объявляет о завершении карьеры. Чтобы вновь вернуться. Осуществить второй «камбэк» оказалось гораздо труднее, чем первый, ведь теперь нужно было бороться не только со страхом, но и с нелестным мнением о Ники Лауде, царящем в обществе.

Но прежде он занялся бизнесом, основал собственную авиакомпанию Lauda Air, получил лицензию летчика и в 1980 году, когда многие страны бойкотировали московскую Олимпиаду, перевез на своем самолете в столицу несколько лошадей для участия в Играх. Не успели его родственники порадоваться тому, что Ники взялся за ум и занялся делом, как компания начала нести убытки. Ей было непросто, конкурировать с гигантом австрийского авиарынка Austrian Airlines. И для того, что не обанкротиться Лауда принимает решение вернуться в «королевские гонки».

30-летний австриец становится гонщиком McLaren, но триумфальным стал лишь один сезон из четырех проведенных. «Крыса», именно такое прозвище получил Ники, за свои сильно выступающие вперед передние зубы, решил теперь уже окончательно покинуть этот корабль. В 1985 году он вновь принялся за дела воздушные, однако спустя несколько успешных и приносящих прибыль лет, авиакомпанию пришлось закрыть в связи с крушением Boeing 767 в Таиланде, несмотря на то, что причиной трагедии стал заводской дефект конструкции.

Личная жизнь экс-гонщика тоже насыщена событиями. В 1991 году он разводится со своей женой, но Ники и Марлен, которая подарила супругу сыновей Лукаса и Матиаса, до сих пор поддерживают теплые дружеские отношения. Матиас пошел по стопам отца, однако успешным автогонщиком его не назовешь, Лукас является менеджером собственного брата. Внебрачному сыну Кристофу сейчас 31 год, общаются они крайне редко, а вот «новая» и «старая» семьи бывшего спортсмена частенько ходят вместе в ресторан.

Сейчас 64-летний Ники живет со своей второй женой и близнецами Максом и Мией недалеко от Вены. К слову, вторая супруга легендарного гонщика Биргит, бывшая стюардесса бюджетной авиакомпании FlyNiki. После банкротства Lauda, бывший спортсмен приобрел Aero Lloyd Austria. Авиакомпания начала деятельность в 2003-м под временным названием FlyNiki, и уже через год заключила договор о сотрудничестве с Air Berlin. Теперь это единый «лоу-кост альянс» Airberlin group.

Лауда утверждает, что влюбился в Биргит с первого взгляда. Увидев ее однажды на вечеринке, он отметил, что на ней в отличие от других присутствующих девушек надеты сапоги на плоской подошве. (Остальные носили обувь на высоком каблуке). Индивидуальность стюардессы, впечатлила его настолько, что этому волшебному чувству под названием любовь он уже не мог ничего противопоставить. Без Биргит Ники не смог бы жить. В буквальном смысле. В 1997 экс-спортсмен начал испытывать проблемы с почками, которые, скорее всего, стали последствием аварии на трассе «Нюрнбургринг». С момента его знакомства со стюардессой прошло всего лишь восемь месяцев, но девушка, не раздумывая, предложила ему свой жизненно важный орган. Лауда столь щедрое предложение принял, а Биргит, в свою очередь, ответила согласием на его предложение о замужестве.

Ники Лауда будто обладает невероятной способностью практически воскресать из мертвых и возрождаться из пепла после собственных падений и поражений. Удивительно, где этот уже немолодой мужчина черпает энергию, чтобы оставаться всегда находиться в центре гоночного мира. Или же это происходит, благодаря его непростому характеру и острому языку. Он пробовал себя в качестве консультанта Ferrari, McLaren, но так и не смог установить контакт с руководством этих команд. Затем занимал пост спортивного директора Jaguar. После начал комментировать гонки в эфире немецкого телеканала RTL, писать книги об автоспорте, хотя читать, как сам признается, ненавидит. Теперь же он является членом совета директоров гоночной команды Mercedes, продолжает безжалостно критиковать современную Формулу, ворчать на действующих гонщиков же австриец может целиком сосредоточиться на Формуле-1, плачет, когда смотрит «Малышку на миллион» Клинта Иствуда, и, называя себя пессимистом, знает, что самое прекрасное ждет его впереди.


Ники ЛАУДА и Джеймс ХАНТ. Фото: Reuters

Обозреватель «Недели» вспоминает о самом невероятном сезоне в истории автоспорта.

Они могли стать друзьями, но судьба разбросала их по разные стороны баррикад. Они восхищались и отчаянно завидовали друг другу. Хант - железной самодисциплине Лауды, а тот - способности британца брать от жизни все и даже чуточку больше.

ЧЕЛОВЕК-КАТАСТРОФА

«Где бьется сексуальный пульс нашей общаги?» - вопрошал брат маленькой Веры из одноименного кинохита, заходя в комнату героя Андрея Соколова. То же можно было сказать и о человеке, который родился 29 августа 1947 года в английском Белмонте в семье биржевого маклера.

Ребенком Джеймс Хант напоминал старую юлу, которая никогда не находится на одном месте и крутится в обратном заданному направлении. Господь наградил его вагоном здоровья и внешностью Аполлона: уже в подростковом возрасте высокий крепкий блондин образцово играл в теннис и сквош, и главное - наслаждался своей популярностью у женщин, рано испробовав все радости жизни. Уставшие от его похождений родители надеялись, что Джеймс перестанет бузить и станет врачом, и в 17 лет он неожиданно их «успокоил»: «Не переживайте, я берусь за ум. Собираюсь стать… гонщиком. И буду чемпионом мира!»

Тренироваться на «кошках» Хант начал на ферме в Уэльсе, когда сел за руль… трактора и понял, что ему не хватает сил для переключения передач. Но уже в семнадцать Джеймс сдал экзамен по вождению, а поездка на автопробег в Сильверстоун в качестве зрителя окончательно сдвинула в его голове нужный тумблер. Он потратил два года на доработку развалюхи Mini, однако не прошел техническую экспертизу на первом же старте, когда выяснилось, что «болид» Джеймса Ханта оборудован… шезлонгом.

Ранние гонки порывистого британца в низших классах «Формулы» заканчивались бедствием: однажды его Ford разбился и упал в озеро, а Джеймс едва успел отстегнуть ремни безопасности, получив прозвище «Hunt - The Shunt» («человек-катастрофа»). При этом англичанин никогда не мог победить свои страхи: в гараже перед гонкой его часто рвало. Снимать напряжение помогали испытанные средства: сигареты, марихуана и, конечно же, секс, которым Джеймс регулярно занимался в боксах перед самым стартом. По слухам, близким знакомством с «плейбоем» могли похвастать более пяти тысяч женщин, и даже если бабушка в данном случае сказала надвое, итоговая цифра все равно впечатляет.

«СЕКС - ЗАВТРАК ЧЕМПИОНОВ!»

Мощный коктейль адреналина и тестостерона делали Ханта жестким соперником на трассе. И он постепенно прогрессировал, перебравшись в Лондон и сняв квартиру вместе с другим гонщиком «Формулы-3». Это был странный австриец с неправильным прикусом и выпирающими передними зубами. Звали его Ники Лауда.

Николас Де Соуза Андерсон Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в состоятельной семье магната по производству бумаги. К ужасу отца Ники интересовался не бизнесом, а машинами: был не прочь заглянуть под капот автомобиля, в 12 лет лихо входил в повороты, без труда парковался и с легкостью обгонял опытных шоферов. «Бог дал мне заурядный мозг, но зато мой зад чувствует в машине все», - любил повторять Лауда и, несомненно, лукавил, так как с мозгами у него все было в полном порядке.

Когда взбешенный отец отказался от его обеспечения, Ники спасли гены предпринимателя. Он попросил ссуду в банке и купил себе место в команде March в «Формуле-2». А вот точно такой же ход в отношении BRM из «Формулы-1» чуть не закончился крахом: сезон-1972 получился катастрофическим, и Ники проклинал день, когда сел за баранку этого «пылесоса». Однако партнер по BRM Клей Регаццони перебрался в Ferrari, порекомендовав захватить еще и австрийца. Сделку чуть было не испортила чертова прямота Ники. Когда великий Энцо Феррари попросил его после первого теста охарактеризовать в двух словах созданный его командой болид, этими словами были «Кусок дерьма!». Коммендаторе надулся, но продолжил реструктуризацию, и машина становилась все лучше. Так у Ники, наконец, появился шанс расплатиться с долгами.

Путь в первую «Формулу» Ханта вышел менее извилистым. Хозяин команды Hesketh Racing, лорд Хескет, обожал вечеринки, носил Rolex с бриллиантами, летал на частном вертолете, курил толстые сигары и называл Джеймса «Суперзвездой». Хескет видел, что команда отвратительно выступает в «Формуле-2» и решил… потратиться на «Формулу-1». Результаты, может, и не улучшатся, но шика будет больше. «Люди делают деньги, чтобы их копить, а я - чтобы тратить», - заявил Хескет к радости Ханта. «Суперзвезда» обзавелась новым болидом и фирменным комбинезоном с сомнительной нашивкой «Секс - завтрак чемпионов». «Голодным» перед гонками Джеймс по-прежнему не оставался.

ГОНКИ ЗА ЖЕНЩИНАМИ И… ОТ НИХ

В первых четырех гонках сезона 1975 года выше пятого места Лауда не поднимался. Но затем пересел на Феррари 312Т, выиграл четыре старта из следующих пяти, завершавший сезон Гран-при США и в первый раз стал чемпионом мира.

Ханту подиумные места давались сложнее: в 1974-м он несколько раз был третьим, а годом спустя оформил первую победу в «Формуле-1». Зато Джеймс привлекал внимание яркой индивидуальностью: выразительным низким голосом он говорил журналистам только то, что думал. В общем, вел себя «як той фейерверк» и был антиподом расчетливого Лауды, которого сравнивали с компьютером. Горячего Ханта раздражала флегматичность соперника, и тогда между бывшими приятелями начали происходить первые пикировки. «Вот ты называешь меня Крысой, - спокойно парировал Ники. - Что ж, я не против. Крысы не очень симпатичные, но они чертовски умны и организованы. А ты, Джеймс, продолжай развлекаться…»

Джеймс продолжал, но после самоотвода Хескета, вообще, мог остаться без команды. К счастью, бразилец Эмерсон Фиттипальди неожиданно ушел из McLaren, и на его место взяли обещавшего грызть землю британца. Хант поставил на карту все. На горизонте маячил самый безумный и драматичный в истории «Формулы-1» сезон-1976.

В этот же период наши герои пережили серьезные перемены в личной жизни. Ники женился на модели Марлен Кнаус, которую увел у актера Курта Юргенса, бросив свою невесту Мариэллу фон Рейнингхаус с убийственной формулировкой: «У меня больше нет времени на глупости». А вот жена Джеймса, модель Сьюзи Миллер, ушла от него к великому актеру Ричарду Бартону, который был в таком восторге от девушки, что предложил Ханту отступные в размере миллиона долларов. На что получил ответ: «Расслабься, Ричард. Ты и так серьезно сократил мои расходы…» Впервые за долгое время Хант поставил гонки выше женщин.

Он опередил Лауду в Испании и победил на Гран-при Великобритании. Но руководство «Формулы-1» отобрало у McLaren победу за не вписывавшуюся в стандарт ширину колес и присудило ее пришедшему вторым австрийцу. Серия побед Ники позволила ему увеличить отрыв от главного соперника до 35 очков, и он не верил в реальность борьбы: «Ханту нужно выиграть кучу гонок. А еще… свиньи, наконец-то, должны научиться летать».

В АД И… ОБРАТНО

Все перевернул Гран-при Германии, на котором чемпиону довелось спуститься в преисподнюю и… вернуться обратно.

Годом ранее Лауда первым прошел круг кошмарного «Нюрбургринга» меньше чем за семь минут, показав фантастические 6,58. И заявив при этом: «Контраст между современным болидом и трассой каменного века так велик, что жизнь каждого пилота находится буквально в его руках». Накануне гонки-1976 Лауда собрал пилотов и руководителей тура и предложил бойкотировать немецкую трассу: «Это самый тупой, варварский и опасный трек в мире. Вы видели дождь?.. Тут нужны идеальные условия, а иначе риск станет запредельным. Садясь за руль, я примиряюсь с 20-процентной вероятностью своей смерти, но я не хочу увеличивать это число!» И тут встал Хант: «Ники, ты просто хочешь стать недосягаемым в общем зачете. Нет, ты нас не проведешь…» Разумеется, большинство поддержало Джеймса.

Несколько часов спустя на втором круге «Нюрбургринга» Лауда вылетел с трассы в повороте «Бергверк». Его болид пробил ограждение, отскочил назад, столкнулся с автомобилем Бретта Ланджера и загорелся. Выбраться из пылающего автомобиля Ники помогли сам Ланджер, а также итальянский гонщик Артуро Мерцарио, буквально окунувшийся в пламя и отстегнувший ремни безопасности. Диагноз звучал дико: перелом нескольких ребер, отравление легких токсичными парами бензина, тяжелые ожоги тела и головы. Стоявший над находящимся в коме Лаудой священник уже начал взывать к богу, но Ники неожиданно очнулся и прогнал служителя церкви. Пока его легкие прочищали вакуумной трубкой, а на правую часть лица пересаживали кожу с бедра, Хант стремительно сокращал отрыв в очках.

Лауда не только остался жив, но и вернулся в гонки спустя 42 дня на Гран-при в Монце! Он сделал только одну пластическую операцию, чтобы полностью восстановить веки глаз, а обожженное ухо, как шутил Ники, упростило разговоры по телефону. Пока чемпион возвращал утраченную форму, Джеймс выиграл этапы в США и в Канаде. Все решала последняя в сезоне гонка в Японии, перед которой Лауда опережал Ханта всего на… три очка.

ДРАМА У ПОДНОЖЬЯ ФУДЗИЯМЫ

Всю неделю перед главным стартом своей жизни Джеймс куролесил в отеле «Токио Хилтон». За две недели в его номер постучались 33 стюардессы British Airways, делавшие в Японии 24-часовые остановки в пути. Этот своеобразный мировой рекорд вдохновил Ханта и на спортивные достижения.

В квалификации претендентов опередил Марио Андретти. А уже перед стартом пошел проливной дождь, и после первого круга Ларри Перкинс отказался продолжать гонку из-за почти нулевой видимости. Лауда после полученных ожогов не мог часто моргать, и вода постоянно затекала ему в глаза. Ники всегда стремился минимизировать риск, и только потом - получить максимальный результат, а потому процессор в его голове нашел ответ очень быстро. Лауда оценил собственную жизнь в дороже победы, и сошел с дистанции после двух пройденных кругов. Боссы Ferrari были в шоке, им только и оставалось, что следить за сражающимся со стихией Хантом. На 61-м круге Джеймсу пришлось заехать в боксы для починки проколотого колеса, а за пять кругов до финиша снова сделать пит-стоп, чтобы поменять напрочь облупившуюся резину. Хант вернулся на трассу на 5-м месте, тогда как для чемпионства его устраивало третье. Казалось бы, интрига умерла, но Лауда не спешил принимать поздравления. Он знал, что этот клятый британец будет драться до последнего. За оставшееся до финиша мизерное время Хант сумел обогнать идущих впереди Алана Джонса и Регаццони, финишировать третьим и завоевать чемпионский титул. Болельщики и журналисты долго качали Золотого мальчика, а праздничная вечеринка стихийно стартовала прямо в паддоках McLaren.

Лауда отдал должное триумфатору: «Мы принципиальные соперники, но это настоящий топ-пилот своего времени. Можно ехать в двух сантиметрах от него, колесо в колесо, 300 километров или больше, и знать, что ничего не случится».

(Niki Lauda ) - австрийский гонщик, трехкратный чемпион мира Формулы 1. Полное имя - Андреас Николаус Лауда.

Ники Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в обеспеченной семье. Он рано начал увлекаться гонками, начав с серии "Мини", несмотря на неодобрение со стороны родителей. Позже он перешел в Формулу-Ви, а в 1971 году оплатил место в команде March, выступавшей в Формуле 2. Его разногласия с семьей привели к тому, что они отказались поддерживать его гоночную карьеру финансово, и Лауде было трудно двигаться дальше. Однако, его выступления впечатлили команду, и ему позволили выступать в Формуле 1 в составе команды March. Но успехов он так и не добился, так как автомобили March были недостаточно быстры в Формуле 1.

Ники Лауда впал в отчаяние; он погряз в огромных долгах и, по собственным словам, даже подумывал о самоубийстве, но решил вновь рискнуть и занял еще денег, чтобы оплатить себе место в BRM на 1973 год. Ему сразу удалось проявить себя, но команда не была впечатлена. Но австрийцу повезло - Клей Регаццони, с которым он выступал в BRM, перешел в Ferrari и хорошо охарактеризовал Лауду перед Энцо Феррари. Для Коммендаторе этого было достаточно, и он пригласил Лауду в Ferrari на следующий год, благодаря чему он смог наконец-то выплатить все долги.

В начале 70-х команда Ferrari переживала тяжелый период. В 1973 году в команду был приглашен Лука де Монтеземоло для наведения порядка, и все возлагали большие надежды на сезон-1974. Ники Лауда оправдал надежды, возложенные на него, финишировав вторым в своей дебютной гонке за Скудерию. Три гонки спустя, в Испании, он одержал свою первую победу, которая стала первой для Ferrari с 1972 года. В свой первый сезон в составе Скудерии Лауда завоевал шесть поул-позиций, выиграл две гонки и занял в общем зачете 4-е место, а также продемонстрировал отличительные черты усидчивого тест-пилота, активно участвовав в работе над улучшением болида.

Сезон-1975 начался не слишком успешно для Лауды - лучшим результатом в первых четырех гонках для него было пятое место. Однако он выиграл четыре гонки из следующих пяти, а затем подкрепил это подиумом в Италии и победой в Уоткинс Глене и стал чемпионом мира, а Ferrari впервые за 11 лет завоевала Кубок конструкторов.

Следующий сезон начался для Лауды куда успешнее, несмотря на напряженные отношения с руководством Ferrari. Он доминировал в первой половине сезона, одержав победу в четырех из шести первых Гран При. После пятой победы в сезоне на счету Лауды было вдвое больше очков, чем у ближайших преследователей, и вопрос второго титула казался решенным. За неделю до Гран При Германии 1976 Ники Лауда призывал своих коллег-гонщиков к бойкоту на предстоящем Гран При, так как 23-километровая трасса Нюрбургринг не отвечала современным требованиям безопасности. Однако, большинство пилотов проголосовало против бойкота, и гонка состоялась. 1 августа на втором круге Гран При Германии болид Лауды вылетел с трассы, врезался в ограждения и загорелся. Охваченный огнем болид, вылетел обратно на трассу и оказалась на пути Брета Ланджера, который врезался в Ferrari Лауды на большой скорости. Обе машины загорелись, но, в отличие от Ланджера, Лауда был зажат внутри своего болида. Несколько минут Ланджер, а также остановившиеся позже Артуро Мерцарио и Гай Эдвардс пытались помочь Лауде выбраться из горящего автомобиля, и в конце концов им это удалось, но к этому времени австриец получил сильные ожоги головы и долгое время вдыхал ядовитый угарный газ. Его немедленно отправили в больницу, где он впал в кому.

Однако, он смог поправиться и вернулся в гонки уже через шесть недель после аварии, пропустив только два этапа. Пожар в Нюрбургринге оставил на его голове множество шрамов, которые он постоянно прикрывал красной кепкой Parlamat, которая позже стала одним из символов австрийского гонщика. В первой гонке после возвращения Ники Лауда финишировал четвертым, однако, за время его отсутствия, его основной соперник Джеймс Хант смог сократить отставание в чемпионате, а затем выиграл еще две гонки. В результате перед последней гонкой разрыв между двумя гонщиками составлял три очка в пользу Лауды. Последняя гонка чемпионата, Гран При Японии, стартовала под проливным дождем. После двух кругов Лауда остановил машину и прекратил борьбу, объясним это тем, что пилотировать в таких условиях крайне опасно. Тем временем, Джеймс Хант лидировал на протяжении большей части дистанции, однако затем проколол колесо и откатился назад, но на финише был третьим, что позволило стать ему чемпионом с перевесом в одно очко.

Решение прекратить борьбу окончательно испортило его отношения с Ferrari. Следующий сезон в Скудерии стал для него последним. Благодаря стабильным выступлениям, Ники выиграл второй чемпионский титул. О своем уходе из Ferrari он объявил в середине сезона, а позже пропустил две последние гонки сезона, так как набранных очков ему хватило, чтобы стать чемпионом.

После ухода из Ferrari Лауда провел два сезона в составе Brabham. В 1978 году он смог выиграть две гонки и занял четвертое место в чемпионате, а годом спустя и вовсе набрал лишь четыре очка за весь сезон. Причиной этому был крайне ненадежный болид 1979, который не раз подводил Лауду по ходу сезона. Перед Гран При Канады 1979 Ники Лауда публично объявил о своем уходе из Формулы 1.

Следующие два года Лауда посвятил своему бизнесу - авиакомпании Lauda Air, которая занималась чартерными рейсами. Однако через некоторое время Ники осознал, что слишком рано принял решение завершить карьеру гонщика и принялся искать себе место в Формуле 1. Зимой 1982 года он удачно принял участие в нескольких тестах команды McLaren, и обеспечил себе место в команде из Уокинга.

После двух сезонов в McLaren, которые не позволили ему показать высоких результатов (за два сезона австриец выиграл лишь две гонки) к Лауде наконец-то вернулась удача. Сезон 1985 начался не слишком многообещающе, в первой половине сезона Лауда выиграл две гонки, но постоянно сталкивался с механическими проблемами, но во второй половине сезона в McLaren смогли решить проблемы с надежностью и Ники подкрепил свои результаты еще тремя победами и двумя вторыми местами, одержав, таким образом, победу в чемпионате.

Став трехкратным чемпионом мира, Лауда еще на один сезон остался в McLaren, но он принес австрийцу лишь разочарование - в 16 гонках он смог придти финишу лишь в трех. После этого он объявил об окончательном уходе из Формулы 1.

В настоящее время Ники Лауда занимает одну из руководящих должностей в команде Mercedes, а также периодически комментирует гонки на немецком телевидении.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!