Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Где и как научиться прыгать с парашютом. Прыжок с парашютом. Полезные советы, описание, тонкости

14.06.2017 19:15 Итак, Вы решились! После всех тех страшилок, которые Вам рассказывали родители, после всех тех восторгов, которые Вы слышали от друзей, совершивших прыжок, Вы приняли решение: во что бы то ни стало прыгнуть. И сейчас мы предоставим Вам максимум достоверной информации, чтобы Вы были готовы ко всему. Следуйте этим рекомендациям, и Ваш прыжок будет максимально безопасным.

Первое, главное и основное, что стоит помнить при совершении любого прыжка - это дисциплина. Если правильно и вовремя выполнять все напутствия инструктора, прыжок с парашютом становится не опаснее, чем переход дороги по регулируемому перекрестку. Поэтому внимательно слушайте инструктаж и выполняйте все задания, какими бы нелепыми или смешными они Вам ни казались. Постарайтесь не прикрывать свой страх и нервозность излишней говорливостью и дурачеством. Если Вы что-то не поняли или не расслышали – переспросите. И переспрашивайте до тех пор, пока не поймете или расслышите.

Второе – адекватный контроль над состоянием собственного здоровья. Перед прыжком, скорее всего, Вас осмотрит врач. Померит давление, взвесит, оценит общее состояние. Но в остальном – Вы берете ответственность на себя. Настоятельно не рекомендуется прыгать с заболеваниями нервной системы, сердечно-сосудистой системы, проблемами с костями и суставами. Нельзя прыгать в течение года после переломов. Если у Вас проблемы со зрением – проконсультируйтесь у офтальмолога. Прыгать в очках можно, в серьезных клубах Вам выдадут ветрозащитные очки, которые можно надеть поверх корректирующих очков, но лучше все же надеть линзы. Категорически запрещается прыгать в состоянии алкогольного или любого иного опьянения.

Третье – одежда. Какой-то особенной одеждой стоит озаботиться лишь в том случае, если Вы собрались прыгать долго и всерьез. Для одного-двух прыжков будет достаточно одеть обычную, не стесняющую движений одежду. Не зависимо от времени года, выбирайте одежду закрывающую руки и ноги. Скорее всего, при приземлении Вы упадете на бок (Вас научат это делать правильно). Поэтому выбирайте такую одежду, которую можно немного испачкать.

Отдельно поговорим про обувь. Идеальной обувью для прыжков с парашютом можно назвать кожаные ботинки с высоким берцем, то есть высокие ботинки на шнуровке с крепкой подошвой. Не у всех есть такие, поэтому для прыжка могут подойти и обычные кроссовки на толстой подошве (не кеды). Обувь должна плотно сидеть на ноге, защитить Вашу ногу при приземлении от веточек, маленьких камешков и прочих природных мелочей. В сандалиях, туфлях или обуви на высоком каблуке Вас просто не пустят в самолет.

Самостоятельный прыжок

Как это видно из названия, происходит самостоятельно, то есть без инструктора.

Инструктаж перед таким прыжком длится от 3 до 10 часов, в зависимости от парашютной системы, которой Вы будете пользоваться.

Самая простая, купольная система, которая используется в десантных войсках, требует меньше всего инструктажа. Но и недостатки этой системы очевидны: Куполом практически невозможно управлять, и любой порыв ветра или восходящий поток может унести Вас в лес или болото. Второй недостаток – достаточно высокая вертикальная скорость приземления. По ощущениям – примерно как спрыгнуть на землю из окна второго этажа. Суть инструктажа заключается в последовательном выполнении простых действий:

1.Выход из самолета. Нога на срезе двери, руки скрещены на кольце. Тот самый ШАГ…

2.Раскрытие парашюта. Обычно учат проговаривать про себя цифры: 221, 222, 223. Как только затихло слово «три» - самое время дергать кольцо. В случае, если парашютист не дернул кольцо сам, за него это сделает специальный прибор.

3.Контроль купола и отключение запасного парашюта. После того, как купол вышел из ранца, надо убедиться, что он полностью открылся. Убеждаемся в этом визуально и вынимаем контрольный шнур из автомата раскрытия запасного парашюта. Этот автомат сработает на высоте 500 метров, и, если не вынуть шнур, придется спускаться на двух куполах. Это хоть и замедляет снижение, но достаточно неудобно, и влечет за собой финансовые потери за доп. укладку запаски. Если вдруг что-то пошло не так, запаску в любой момент можно активировать аварийным кольцом. Кстати, кольцо тоже стоит денег, поэтому постарайтесь его не потерять.

4.Осмотр и удобное расположение на подвесной системе. Вот второй захватывающий момент, которого все очень ждут. Все необходимые действия сделаны, до приземления еще метров 600, можно оглядеться по сторонам, удобно разместиться в подвесной системе и наслаждаться плавностью и спокойствием спуска. Главное – чтобы в непосредственной близости от Вас не оказался товарищ по прыжкам. В этом случае надо переместить центр тяжести на одну из строп и отдалиться от коллеги.

5.Приземление. Самый ответственный момент любого прыжка, да и любого полета! Когда до земли остается совсем немного, создается обманчивое впечатление, будто скорость снижения увеличивается. Это не так, просто сужается поле зрения. Самое время сжать ноги так, как Вас учили на тренировках и сгруппироваться для приземления.

Такой парашют называется параплан, потому как может планировать и перемещаться не только вертикально вниз, но и горизонтально. Для первых прыжков используются только самые надежные, студенческие парапланы с системой принудительной расчековки. По-английски это звучит как Static Line. Эта система автоматически раскрывает крыло после выхода парашютиста из самолета. Свободного падения практически не будет, зато у Вас будет прекрасная возможность управлять полетом, и приземлиться с невысокой вертикальной скоростью. Но и инструктаж так в двух словах не описать. Он длится от 6 до 10 часов. Поэтому будьте готовы – прыжок может состояться на следующий день, или вообще через неделю после инструктажа.

Прыжок в тандеме

Самый безопасный способ приобщиться к парашютному спорту. Прыжок производится в паре с опытным инструктором, который будет управлять парашютом, делать выход и посадку. Инструктаж на такой прыжок длится очень недолго – 10-15 минут. Дело в том, что за пассажира все сделает инструктор, и вся суть инструктажа сводится к тому, чтобы научить пассажира не мешать тандем-мастеру.

Но и впечатления от этого прыжка совсем другие. Если самостоятельные прыжки делаются с высот 800-1000 метров, то тандемный прыжок осуществляется с 3-4 тысяч метров! А это около 40 секунд только свободного падения! Плюс возможность съемки этого вашего приключения на камеру.

Общие моменты.

1.ВСЕ парашютные системы оборудованы запасным парашютом, который автоматически раскроется, если что-то пойдет нештатно.

2.Получить себе повреждения при приземлении на самостоятельных прыжках тем сложнее, чем более тщательно Вы выполняете инструкции.

3.В тандемном прыжке получить травму практически не реально.

4.Фотографировать себя в самостоятельных прыжках категорически запрещено. На парашютисте не должно быть никаких посторонних предметов. Это не вопрос вредности администрации, это вопрос безопасности парашютиста.

5.Прыжок, даже тандемный, может занять весь день. А иногда даже переносится на следующий день. Самолетам надо подниматься в воздух и приземляться, место в самолете ограничено, а желающих прыгнуть, обычно, очень много. Плюс ко всему может меняться погода. Поэтому будьте готовы к ожиданию. Возьмите с собой перекус, воду, друзей…

6.Вот собственно и всё. Выполняя эти несложные правила, Вы сделаете свой прыжок безопасным и получите максимум положительных эмоций!


Парашют - от французского parachute (от греческого para - «против» и французского chute - «падать») - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Парашюты используются для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов и т. п.

Историки свидетельствуют, что впервые идея прыжков с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» есть в его рукописи (1495 год): «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба с палаткой, а, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов. Что для этого нужно, какие бывают прыжки и кому прыгать нельзя - все эти вопросы волнуют каждого желающего получить свою порцию небесного . Итак, два варианта прыгнуть с парашютом впервые.

Самостоятельный прыжок с десантным парашютом

В этом случае вы самостоятельно совершаете прыжок с военно-десантным парашютом на круглом куполе с принудительным открытием или трехсекундной задержкой перед открытием парашюта. Считается, что такой вариант выбирают по-настоящему смелые и решительные люди.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вам необходимо пройти подготовку: оформление документов, медицинскую комиссию, обстоятельный инструктаж длительностью 3–4 часа (иногда более). Прыжок совершается с высоты 800 метров над землей, скорость самолета при выброске - 160 км/ч. Свободное падение длиться 3 секунды, скорость 50 м/с. Скорость падения при приземлении 5 м/с, именно поэтому этапу приземления уделяется особое внимание во время инструктажа. Невнимательное отношение к инструктажу может повлечь за собой довольно неприятные последствия!

После инструктажа по команде выпускающего инструктора «На борт!» вас посадят в самолет (как правило, Ан-2, известный как «кукурузник») в порядке построения (первыми прыгают самые тяжелые). При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Ограничения по погоде: ветер не более 6 м/с. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют довольно трудно.

Прыжок в тандеме с инструктором

Затяжной прыжок с парашютом «крыло» в паре с тандем-мастером. Очень надежный вариант первого прыжка с парашютом. Здесь вам, возможно, не придется проявить самостоятельность и героическую смелость, однако вы сможете гораздо дольше и в другом качестве наслаждаться полетом.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вас также ждет подготовка: оформление документов, медицинская комиссия, краткий инструктаж.

Прыжок осуществляется с борта (самолета, вертолета), который позволяет набрать большую высоту (Л-410, вертолет Ми-8 и др.).

На борту инструктор соединит ваши подвесные системы. Вы отделяетесь от вертолета (самолета) на высоте 3500–4000 метров(!). Свободное падение длится 50 секунд. Всю работу по стабилизации падения и раскрытию парашюта выполняет опытный инструктор. Вам остается наслаждать ощущениями и открывающимися видами почти минуту!

Скорость падения при приземлении 1 м/с. По силе приземление можно сравнить с прыжком с дивана, поэтому ограничения по здоровью в тандемных прыжках менее строгие.

Ограничения по погоде: ветер до 10–12 м/c, облачность почти не играет роли, так как завозят и выбрасывают по GPS навигатору. Во время прыжка разрешена фото- и видеосъемка.

Осторожно, здоровье

Разумеется, вы пройдете медицинскую комиссию перед прыжком. Но местный врач не может диагностировать множество заболеваний, о которых знаете вы. Поэтому будьте сознательны и внимательно отнеситесь к своему здоровью.

Если вы носите контактные линзы, проблем нет. А вот очки необходимо заменить на очки с пластиковыми стеклами и резинкой вокруг головы. Если у вас сильная близорукость, от прыжка лучше воздержаться.

Имея травмы опорно-двигательного аппарата в прошлом, вам необходимо получить консультацию врача. Возможно, в этом случае для вас подойдет только прыжок в тандеме. А при переломе ног нельзя прыгать с парашютом в течение года после полного срастания костей.

Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхняя граница веса - 130 кг.

Так что далеко не все могут по состоянию здоровья позволить себе такое экстремальное развлечение, как прыжки с парашютом. Противопоказания вы найдете в следующем разделе.

Прыжки с парашютом: противопоказания. Кому прыгать нельзя?

Людям, страдающим психическими заболеваниями.

Больным сахарным диабетом.

Глухим или страдающим острыми или хроническими заболеваниями среднего уха.

К прыжкам с парашютом не допускаются люди с высоким артериальным давлением.

Вас не допустят к прыжку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Что еще нужно для прыжка

Подходящая одежда и обувь

С поднятием на 1 км температура уменьшается на 6 градусов, поэтому одежда должна быть закрытой даже летом, например, спортивный костюм, или комбинезон, перчатки, защитные очки. Спортивная обувь - кроссовки (при прыжках с 800 метров нужны ботинки с высоким голенищем, или кроссовки плюс эластичные бинты). Все мелкие вещи вытащите из карманов и оставьте на земле.

Состояние и настроение. Совершайте прыжок в хорошей физической форме - в здоровом состоянии тела и духа. Отдохните, выспитесь, накануне не пейте алкоголь. И впечатления, запомнившиеся на всю жизнь, вам обеспечены! Кто знает, может, вы откроете в себе талант воздухоплавателя?

Интересные факты:

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия Томпсон, Хендерсон, Северная Каролина. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

В настоящее время прыжки на точность приземления - одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см. При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол парашюта не «погас».

Начнем, пожалуй, с главного.

Парашют – это французское слово, обозначающее специальное устройство, способствующее торможению объекта благодаря сопротивлению атмосферы. Используется парашют для спуска людей с большой высоты.

Особых медицинских противопоказаний для прыжка с парашютом нет, кроме сердечно-сосудистых заболеваний, психических расстройств, болезней суставов и костей. Тем не менее, если ваш вес составляет более 120 кг, могут возникнуть некоторые проблемы: из-за большой весовой нагрузки купола могут порваться, что повлечет за собой возможные травмы ног и позвоночника при приземлении.

Что не нужно делать перед прыжком с парашютом: пять золотых правил

1. Пить алкоголь

Алкоголь, как и лекарства, усиливают свое действие на высоте. Употребив алкоголь, вы, как минимум, не получите удовольствие от прыжка, как максимум – навлечете на себя возможные проблемы.

2. Болеете – не прыгайте

Решив прыгнуть с парашютом при насморке или простуде, вы рискуете повредить носовые пазухи и барабанные перепонки.

3. Слушайте команды выпускающего

Внимательно слушайте, что вам говорит выпускающий. Также не рекомендуется подходить к самолетам по стороны винта.

4. Не пересекайте активную взлетную полосу

И не задерживайтесь на ней после приземления.

5. Не курите рядом с самолетами, заправщиками или ангарами

Комментарии здесь излишни. Если хотите остаться живы, приберегите свое желание прикурить до более безопасного места.

Как все происходит: первый прыжок с парашютом

1. Обычно начинающие парашютисты прыгают с высоты 800 м на двухместных или многоместных самолетах. Ранец раскрывается ручным способом либо принудительно. Первые прыжки, как правило, осуществляются при помощи принудительного раскрытия.

2. После того, как самолет набирает высоту, выходит на расчетный курс и переходит в режим планирования со скоростью 90 км/ч, инструктор подает команду: «Вылезай!».

После этого парашютист внятно и громко повторяет команду и выходит из кабины на левую плоскость самолета.

Подойдя ко второй кабине, прыгающий слышит вторую команду: «Приготовиться!». Это означает, что необходимо развернуться вправо от фюзеляжа (угол 45 градусов) и положить правую руку на запасной парашют. Левой рукой необходимо удерживаться за борт кабины.

Затем инструктор проверяет полную готовность парашюта. Как только звучит команда «Пошел!», парашютист переносит левую руку на запасной парашют и спокойно делает шаг правой ногой за борт самолета. По истечении трех секунд парашютист дергает за вытяжное кольцо.

Первый прыжок можно осуществить тремя способами: тандем, вынос или самостоятельно.

Тандем – это прыжок с инструктором. Плюсы данного способа неоспоримы – вы летите вдвоем на одном парашюте, а, значит, вам ничего делать не нужно – только расслабиться и получать удовольствие. Вашу «доставку» на землю осуществит инструктор.

Вынос – это самостоятельный прыжок, когда вас контролируют два инструктора, прыгающие на собственных парашютах. Перед подготовкой к полету инструкторы инструктируют прыгающих, обговаривая все возможные ситуации. Из самолета вы выходите втроем – вы вместе с двумя инструкторами. В течение всего падения они вас держат, один слева, другой – справа. На определенной высоте инструкторы вас отпускают, и вы приземляетесь уже самостоятельно.

При самостоятельном прыжке перед полетом врач обязательно проверяет ваше давление и пульс. Затем проводится полный инструктаж. Как показывает практика, данный способ – самый сомнительный. Перед самым выходом из самолета вас начинает трясти, и вы боитесь выпрыгнуть: «Что-то дует за дверкой, вы знаете, я, наверное, не пойду…» (шутка).

Тем не менее, отказаться от прыжка возможно только в том случае, если вы сидите в самолете, но не когда вы уже встали и располагаетесь у самого выхода. Если вы все же рискнули прыгнуть, считайте до трех и открывайте парашют. Не успеете – не волнуйтесь, через пять секунд задержки специальный прибор сделает это за вас. Перед приземлением рекомендуется напрячь и немного согнуть ноги – это позволит приземлиться без травм.

Прыжки с парашютом – это вам не велосипедная прогулка , а довольно экстремальное, но увлекательное занятие, на которое рискует отнюдь не каждый. Воспоминания об этом поступке будут храниться в вашей памяти всю жизнь!

Совершить прыжок с парашютом рискнет не каждый, но того, кто решится на этот шаг, ждут незабываемые эмоции.
Как подготовиться к первому прыжку и уверенно его совершить, в День парашютиста, отмечаемый в России 26 июля, рассказывает сайт.

В тандеме или самостоятельно?

Первым делом нужно определиться, хотите вы прыгать самостоятельно или в тандеме с инструктором. В обоих случаях есть свои нюансы. В прыжке с инструктором вам практически не потребуется подготовка: он сделает все за вас. Однако о подходящей обуви и одежде, разумеется, придется позаботиться самому. Необходимо прийти на место за пару часов до назначенного времени, пройти медосмотр, после чего, собственно, отправиться на прыжок и наслаждаться происходящим. Обычно в тандеме прыгают с большей высоты, и сам полет длится дольше.
К самостоятельному прыжку нужно готовиться заранее. В некоторых авиаклубах обучение проходит один вечер, а некоторых и дольше. На обучении вам подробно расскажут о технике выполнения прыжка, строении парашюта. Также вместе с инструктором вы отработаете технику выпрыгивания - из фюзеляжа самолета, стоящего на земле, а в специальной подвесной системе разберете различные ситуации, которые могут возникнуть во время полета.
В «день икс» вы пройдете медицинский осмотр, перед посадкой в самолет еще раз прослушаете полный инструктаж. Только когда инструкторы будут уверены, что вы поняли все детали, вас допустят к прыжку. Самостоятельные прыжки обычно выполняются с высоты до 800 метров, полет длится одну - две минуты.

Цена на прыжок

Диапазон цен на эту услугу довольно широкий, все зависит от клуба. В среднем, стоимость самостоятельного прыжка - около трех тысяч рублей. За совместный прыжок с инструктором придется выложить около восьми тысяч рублей.
Также стоит учитывать стоимость страховки (в некоторых клубах она уже включена в цену прыжка). Еще хотите запечатлеть свое падение в небесные просторы, то за дополнительную плату большинство авиаклубов представляют услуги фото- видеосъемки.

Выбор одежды и обуви

Чрезвычайно важный пункт - правильная одежда и обувь. Во время приземления основная нагрузка приходится на щиколотку, поэтому нужно выбирать такую обувь, которая ее хорошо держит.
Также лучше всего, чтобы у обуви была твердая подошва. Для прыжка идеально подходят армейские «берцы».
Учитывайте, что на высоте довольно холодно, поэтому одежда должна быть достаточно теплой. Летом для прыжка хорошо подойдет плотная рубашка с длинным рукавом и длинные брюки. Не допускается одежды с капюшоном, ремешками и другими висящими элементами.

По словам президента авиационного спортивного клуба Ставропольского края Ивана Кожевникова , сейчас парашютный спорт становится очень популярным. Так, в клубе в среднем в день прыгают до 20 парашютистов.

Иван подчеркивает, что во время прыжка нужно помнить все то, о чем человеку говорили на инструктаже, и четко следовать инструкции.

Также он напоминает, что прыжки с парашютом противопоказаны людям с сердцечно-сосудистными заболеваниями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
тем, кто недавно получал травмы головы.

Мнение эксперта

Как преодолеть свой страх перед прыжком и почему вообще люди идут на такой риск, сайт спросил у психолога.

Бизнес-психолог, клинический психолог, психотерапевт Полина Большакова:

«Для того, чтобы преодолеть страх, надо принять твёрдое решение ещё на земле. Необходимо ответить себе на вопрос «для чего я это делаю?». Если ответ имеет важный для вас смысл, то мотивация к действию усиливается: вы просто совершаете свои действия на автомате. Если вы отчасти еще надеетесь всё повернуть вспять, то вам будет очень страшно оказаться в самолёте.
Если вы все-таки оказались в ситуации не принятого решения, но уже находитесь в самолёте, то вам остаётся думать только над тем, чему вас учили. Не размышляйте о глобальном: «прыгать или не прыгать». Об этом надо было думать раньше. Все ваши мысли должны быть сфокусированы на простых и понятных действиях, которые должны привести вас к успешному прыжку. Считайте, что вы оказались в ситуации неизбежности и назад пути нет. Это позволит вам просто сделать то, что вы задумали».

Полина считает, что на прыжки с парашютом чаще всего идут «адреналинщики».

«Это не обязательно про зависимость от экстремального спорта, но это однозначно про желание «покорить Эверест», свой маленький личный Эверест. Такие люди любят ставить перед собой цели и достигать их. Чаще всего они находятся в погоне за статусами. Каждая новая вершина - медалька в их копилку. Такие люди так же стремятся к острым ощущениям. Обычная жизнь им может казаться пресной, поэтому они создают для себя вызов. А значит, что у них есть проблемы с пониманием собственных эмоций в обычных, не экстремальных ситуациях. Вот, они и бегут за ситуациями, в которых могут ощутить жизнь более ярко, подвергая ее опасности. Только в эти моменты они понимают, что по-настоящему живут», - отмечает психолог.

Впечатления

Семен Иванов, 1 прыжок с парашютом:

«Это было круто! Когда взлетали, было страшно, но когда поднялись в небо, - совсем другие ощущения. Я подошел к двери, и меня вытолкнули, даже опомниться не успел.

Все так быстро произошло, что я ничего не понял. Только когда открылся парашют, я смог оглядеть все вокруг. Это потрясающее чувство, адреналин в крови. Обязательно прыгну еще».

Павел Черепанов, 15 прыжков с парашютом:

«Меня на это занятие подбил мой друг, первый прыжок был непонятный. Самый страшный момент - это предупреждающий звонок, что «вот, все, пора прыгать», и дальше ты стоишь в рампе, и это тоже немного страшно, но ощущения того стоят. Адреналин. У меня есть книжка спортсмена-парашютиста, мы туда записываем прыжки и результаты в упражнениях.

Перворазникам я советую не забывать расчековать запаску и не бояться сделать что-то новое в своей жизни».

? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

Минусы

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

Плюсы

  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

Минусы

  • Высокая стоимость прыжка.

Плюсы

  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

  1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
  2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
  3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
  2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

  1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  5. Эпилепсия.
  6. Сахарный диабет.
  7. Проблемы с координацией движений.
  8. Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Приземление в экстремальных условиях

Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!