Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Интегральная подготовленность. Интегральная подготовка спортсмена. Вопросы для обсуждения

Тема: Интегральная подготовка спортсмена

План лекции:

1. Содержание и задачи интегральной подготовки

2. Спортивный результат – интегральный продукт соревновательной деятельности

3. Методика интегральной подготовки

Литература: Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС ; Волков, И. П. ОТиМСТ

-1-

Отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявляться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка (ИП) спортсмена направлена на объединение и комплексную реализацию различных сторон (видов) подготовленности спортсмена: физической, технической, тактической, психологической, теоретической в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.


Цель ИП -
обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовки, определяющий успех соревновательной деятельности.

Задачи интегральной подготовки :

1. Приобретение и совершенствование спортивного мастерства;

2. Комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической);

3. Комплексная реализация всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В любим виде спорта, интегральная подготовка является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Интегральная подготовка формируется в процессе многолетней подготовки спортсмена. Например, в спортивных играх , чтобы играть хорошо, команда должна на протяжении всего года. Только в играх раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь между всеми игроками, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требования соревновательной обстановки, характерной для данного вида спорта. Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах : во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях. Не так велики значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта , в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

-2-

Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат» , «спортивное достижение», «спортивный успех» и др. наиболее широким среди данных понятий является «спортивный результат». Спортивный результат – специфический интегральный продукт соревновательной деятельности.

Спортивный результат – показатель реализации спортивных возможностей спортсмена или спортивной команды в соревновательной деятельности, оцениваемый по установленным в спорте критериям.

-3-

В качестве основного средства ИП выступают:

- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях

соревнований различного уровня;

- специально-подготовительные упражнения , максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

Для повышения эффективности ИП применяют разнообразные методические приемы:

1. облегчение условий за счет применения моделирующих устройств, уменьшение количества игроков на площадке и др.

2. усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, проведение соревнований с более сильным противником и др.

Средства ИП широко применяются на этапе высшего спортивного мастерства, в соревновательном

периоде макроцикла.

Методы ИП - 1) игровой 2) соревновательный 3) сопряженных воздействий 4) контрольный

Интегральная подготовка направлена на.координацию и реали­зацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства - технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготов­ленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в ло­кальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сто­рон "подготовленности, качеств и способностей, цель которого - обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявле­ния всех многообразных составляющих, в совокупности определя­ющих успешность соревновательной деятелвности.

В качестве основного средства интегральной подготовки высту­пают соревновательные упражнения избранного вида спорта, вы­полняемые в условиях соревнований различного уровня.

Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного ха­рактера, максимально приближенным по структуре и особенно­стям деятельности функциональных систем к соревновательным.

Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо фор­ме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.

В сложно координационных видах спорта, единоборствах и осо­бенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психи­ческих проявлений обусловливают необходимость выполнения ис­ключительно больших объемов тренировочной работы аналитиче­ского характера, связанной с совершенствованием отдельных при­емов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их " -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требу­ет специального и целенаправленного совершенствования. Напри­мер, в спортивных играх главным средством интегральной под­готовки является специально организованная и управляемая дву­хсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-так­тических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготов­ки наряду с общей направленностью, предусматривающей комп­лексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:

Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;

Совершенствование групповых технико-тактических действий;

Совершенствование командных технико-тактических дейст­вий;

Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

Совершенствование способности к переключению максималь­ной двигательной активности на периоды относительного расслаб­ления с целью обеспечения высокой работоспособности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:

Облегчение условий за счет применения различных модели­рующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;

Усложнение условий за счет ограничения размеров площад­ки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» про­тивником и др.;

Интенсификацию соревновательной деятельности посредст­вом увеличения ее продолжительности, размеров поля или площад­ки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.

Все рассмотренные выше виды подготовки реализуются в тренировочном процессе и воплощаются в тренировочной и соревновательной деятельности в целостном избранном виде спорта. Н.Г. Озолин в работе «Молодому коллеге» (1988) называет это «многократной тренировкой в избранном виде спорта в целом с сохранением всех его особенностей» или интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой, беговой, лыжной и т.д. подготовкой.

Интегральная подготовка - это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель - обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности.

Рис. 9.

Специалисты указывают, что в качестве основных средств интегральной подготовки выступают: соревновательные упражнения избранного вида спорта , выполняемые в условиях соревнований различного уровня, и упражнения специально-подготовительного характера, которые но структуре и особенностям деятельности функциональных систем максимально приближены к соревновательным (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.).

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки широко используются следующие методические приемы:

  • облегчение условий выполнения упражнений за счет применения различных моделирующих устройств;
  • усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.);
  • организация соревнований с более слабым (сильным) или «удобным» («неудобным») соперником;
  • принудительное лидирование или гонки за лидером;
  • интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности, уменьшения числа игроков в команде, увеличения продолжительности соревновательной деятельности и др.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние называется спортивной формой и определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Одним из показателей состояния спортивной формы и является уровень интегральной подготовленности спортсмена.

А.А. Васильков в числе основных критериев интегральной подготовленности спортсмена выделяет:

  • результаты ответственных соревнований (стартов);
  • адаптационные возможности организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок и интенсивность восстановительных процессов;
  • общее состояние здоровья.

Важно, что контроль за интегральной подготовленностью позволяет не только оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям, но и соответствие тренировочных программ его адаптационным возможностям.

Специалисты едины во мнении о том, что значение интегральной подготовки в сложнокоординационных видах спорта , особенно в спортивных играх, достаточно велико. Многообразие и сложность технико-тактических приемов, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения очень больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Чтобы футбольная (волейбольная, баскетбольная) команда успешно выступала на соревнованиях, она должна много играть в течение всего годичного цикла тренировки. Никакие специальные и дополнительные упражнения на технико-тактические навыки или физические качества нс смогут заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в двусторонней игре устанавливается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между игроками, совершенствуются технические навыки и тактические действия («наигрываются» комбинации), воспитываются морально- волевые качества (чувство ответственности за команду, подчинение личных интересов ее интересам, чувство товарищества и т.д.).

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку в спортивных играх только к двусторонним играм и соревнованиям, так как в ней выделяют целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими результат игровых действий спортсменов и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. В этой связи может быть выстроен алгоритм интеграции в спортивных играх (рис. 10).


Рис. 10.

Ю.Д. Железняк рассматривает интегральную подготовку как пространство, где спортсмены «... научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты)».

По его авторитетному мнению, трансформация тренировочных эффектов в результативные игровые действия достигается посредством: во-первых, сопряжения компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в- третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.

На рис. 11 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, когда в каждом виде подготовки должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.

Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.


Рис. 11.

Выделяя значение игровой деятельности как формы интегральной подготовки в баскетболе, Ю.М. Портнов отмечает, что основная задача в этой игре состоит не столько в том, чтобы добиться победы над соперниками-партнерами, сколько совершенствовать тактическое мышление, по-новому видеть и понимать ситуации, пути и способы их решения, взаимодействия с партнерами. Важно, что игровая подготовка дает существенные результаты, когда ее материалом является сложный синтез структуры соревновательной деятельности, конфликтные ситуации и решения, различные технико-тактические нововведения, увеличенный объем информации.

Н.Г. Озолин обоснованно разделяет всю подготовку на аналитическую и интегральную части, подчеркивая особенности их соотношения в общем объеме годичной подготовки в различных видах спорта (табл. 17).

Таблица 17

Соотношение аналитической и интегральной части подготовки в циклических видах спорта и спортивных играх

Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только временем в годичном тренировочном цикле, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и психических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, гем меньшим должен быть объем интегральной подготовки, тем шире используются аналитические упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и специальные упражнения.

К проблеме интегральной подготовки в видах спорта циклического характера однозначного отношения специалистов не прослеживается. Так В.Н. Платонов считает, что она не стоит очень остро в беговых видах легкой атлетики: бег на средние, длинные и свсрхдлинныс дистанции, в спортивной ходьбе и лыжных гонках, где арсенал технических приемов и тактических действий ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближена (по форме, структуре и особенностям функционирования систем организма) к соревновательной.

Напротив, Н.Г. Озолин и В.А. Лалиашвили отмечают существенное значение интегральной подготовки в циклических видах спорта, где передвижения с разными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивают высокую тренированность и значительные спортивные результаты. Они убедительно опираются на постулат известного финского стайера, рекордсмена мира, П. Нурми: «... для того, чтобы бегать, надо бегать и бегать».

В отличие от спортивных шр, где основным средством инте- гральной подготовки является шровая и соревновательная деятельность, в легкой атлетике, наряду с собственно беговой работой в соревновательных условиях, повышается роль специально- подготовительных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они способствуют направленному воздействию на тс или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны. Например, для спринтеров - это бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандикапом и т.п.

Они могут избирательно воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т.е. повторяют в тех или иных (облегченных, утяжеленных) условиях тренировочного процесса соревновательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия.

Специалисты в области подготовки лыжников-гонщиков (О.М. Аксенов, И.М. Бутин, Г.П. Петренко и др.) так же отмечают важную роль интегральной подготовки, выделяя ее критерии:

  • быстрая врабатываемость организма и способность быстро переключаться с одного уровня деятельности на другой (менять ритм, темп, скорость передвижения);
  • ускоренное протекание восстановительных процессов как в ходе занятия между отдельными повторениями, так и от занятия к занятию;
  • высокая стабильность и вариативность техники способов передвижения при меняющихся условиях скольжения и рельефа;
  • улучшение специфических восприятий лыжника-гонщика - «чувство лыж», «чувство скорости», «чувство снега» и т.д.;
  • увеличение диапазона волевых усилий - способность переносить длительные и интенсивные нагрузки в тренировочный и соревновательный периоды и т.п.

При этом важно отметить, что в любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования спортивного мастерства.

Введение

интегральная подготовка спортсмен

Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.

В тренировке выделяют следующие разделы(стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида спорта.

ПСИХИЧЕСКАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на повышение интеллектуального уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачи

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

  • - соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
  • - специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

Используя узконаправленные методы и средства в тренировке мы приходим к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнения не могут проявиться в бою. Для координации и реализации в бою технической тактической физической и других сторон подготовки используется интегральная подготовка. Всё что приобретает спортсмен для своей физической (скорость, сила, координация), технической тактической подготовленности, все знания и опыт он должен воплотить в вольном бою. Для того что бы успешно реализовать свои знания и умения участвуя в соревнованиях необходима постоянная боевая практика (условные и вольные бои) а так моделированием соревнований. Интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Никакие специальные упражнения, упражнения на силу, быстроту и т.д. не могут заменить боевой практики, только в бою совершенствуются технические навыки и тактические действия, закаляют волю в сложной боевой обстановке. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменяется на протяжении лет. Путь от решения задач всестороннего физ. Воспитания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение интегральной подготовки с возрастом. Также интегральная подготовка должна иметь больше места в предсоревновательный период. Эффективные возможности представляют для интегральной тренировки, затрудненные и усложнённые условия: вольный бой с двумя соперниками, бой в уменьшенном ринге, увеличение времени раунда для развития специальной выносливости или уменьшение времени раунда для увеличения плотности боя, также можно использовать более тяжёлые перчатки и т.д. Необходимо учитывать психологическую нагрузку, которая ложится на боксеров во время боевой практики. Интегральная подготовка должна привести к демонстрации высоких результатов на соревнованиях.

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

  • - построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;
  • - акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;
  • - первоочередным повышением уровня специальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;
  • - использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;
  • - повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревновательной деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника.

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психологической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему.

Интегральная подготовка спортсменов (боксеров) с учетом типовых особенностей спортсмена

Для спортивных единоборств в наибольшей степени характерно сопряжение физических и психических элементов: "идеальная" деятельность, связанная с ориентировкой спортсмена в сложных тактических ситуациях, оценкой динамического развития таких ситуаций и принятием оперативного (тактического) решения, реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника. Подобного рода сопряжение физического и психического проявляется в специфических особенностях структуры и динамики физической подготовленности в зависимости от индивидуальных психологических особенностей спортсмена. Своеобразное сочетание индивидуальных свойств проявляется в специфических моторных способностях, и определенному типу индивидуальности соответствует конкретная склонность спортсмена адаптироваться к физическим нагрузкам. От того, насколько адекватно будут оценены такие свойства в структуре интегральной индивидуальности спортсмена, зависит объективная возможность построения тренировочного процесса, при котором будут наиболее полно реализованы индивидуальные двигательные способности.

В соответствии с индивидуально-типовыми особенностями спортсменов (единоборцев) разрабатываются индивидуально-типовые программы физической подготовки на основе методов целевых заданий и сопряженных психофизических воздействий.

Индивидуально-типовые программы построены на основе реализации метода целевых заданий с использованием специализированных структурно-логических схем управления тренировочным процессом, целевых мотивов, целевых заданий, алгоритмов применения конкретных средств и методов физической подготовки, способов контроля за ходом реализации индивидуализированных (типовых) программ физической подготовки. При подготовке юных спортсменов критерием эффективности программы является выполнение ими должных норм, при подготовке взрослых спортсменов - модельных характеристик подготовленности.

Конкретное содержание отдельных упражнений, пакетов упражнений, специфических средств тренировки определяется не только особенностями типа интегральной индивидуальности, но и этапом и периодом годового цикла, а также уровнем физической подготовленности и спортивного мастерства субъекта программированного управления.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить следующие преимущественные направления:

  • -совершенствование индивидуальных техническо-тактических действий;
  • -совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
  • -совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности, на периоды относительного расслабления, для обеспечения высокой работоспособности.

Развитию этих направлений помогут разнообразные методические приемы: облегчение условий выполнения упражнений, за счет применения различных моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.); интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности и другие.

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого результата или состояние спортивной формы.

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрировано развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки.

Интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей

Состояние спортивной формы должно быть приобретено к началу соревновательного периода, повышаться на его протяжении и достигать наивысшего уровня к главнейшему состязанию. В течение даже длительного сезона соревнований, будучи в хорошей спортивной форме спортсмен, стремится к более высоким результатам и достигает их.

Основные задачи интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей: закрепить и возможно дольше сохранить высокую общую дееспособность и специфические спортивные навыки. Совершенствовать приобретенные ранее навыки технической и тактической подготовки.

Как показывает опыт лучших спортсменов, в состоянии высокой спортивной формы можно находиться длительное время. Тренировка -- это управляемый процесс, а потому и состояние спортивной формы может регулироваться и длиться до 2 -- 4 месяцев и более. Для этого необходимо методически правильно строить учебно-тренировочный процесс, умело чередовать работу с рациональным отдыхом и средствами восстановления, широко использовать принципы волнообразности и вариативности в тренировке и соревнованиях, а также соблюдать строгий режим. Очень важно, чтобы специализированная нагрузка повышалась на протяжении 6 -- 8 недель, а затем понижалась на 1 -- 2 недели и снова повышалась на 6 -- 8 недель (уже на другом уровне) и т. д. Такая волнообразность, имеющая индивидуальные отличия предохраняет от переутомления и позволяет дольше удерживать спортивную форму.

Одним из показателей состояния спортивной формы является уровень интегральной подготовленности спортсмена, который в течение года должен повышаться и достичь своего максимума ко времени основных соревнований, а затем снижаться в переходный период, когда на некоторое время сокращаются тренировки в специализируемом виде спорта.

Список используемой литературы

  • 1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.
  • 2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
  • 3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.
  • 4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.
  • 5. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.
  • 6. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.: Вища школа, 1984.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Кривенцов, Ю.Смирнов

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Современная концепция подготовки спортсменов высших категорий рассматривается с позиции теории деятельности и опирается на принципы системного подхода. Но неоднозначно, а порой и некорректно интерпретируются отдельные положения, что приводит к разногласиям среди специалистов по принципиальным вопросам методологического характера. Многие из которых касаются непосредственно технологии процесса спортивной подготовки. Ключевой является проблема интегральной подготовленности и управления ее развитием.

На сегодня интегральная подготовленность (И.П.) не имеет строгого и однозначного толкования, а содержательная сторона недостаточно изучена. Поэтому исследование ее необходимо проводить в аспекте системного образования, т.к. предмет выражает суть процесса адаптации и развития. Причем, приспособление к предметной деятельности идет путем опережающего развития всех структурных компонентов и создания оптимального функционального резерва, соответствующего требованиям достижения прогнозируемого конечного результата.

Задача - выявить компоненты, которые определяют структуру интегральной подготовленности и установить опосредующие звенья, обуславливающие устойчивость и прочность ее функционирования.

Методы. В основу системных исследований включены три класса иерархически организованных формальных свойств и способностей, которые относятся к разным уровням и представляют трехмерное пространство состояний спортсмена. Программа тестирования содержала комплекс показателей физического развития, специальных двигательных качеств, двигательно-координационных и специальных стрелковых способностей, характеризующих моторный потенциал (векторное поле 110 порядка); совокупность параметров ведущих систем, обеспечивающих моторную активность: морфологические, физиологические, эргометрические, биохимические (векторное поле 54 порядка); комплекс показателей, характеризующих свойства нервной системы, свойство личности, психодинамические способности, психические процессы, выраженность волевых качеств (векторное поле 59 порядка) позволяла диагностировать уровень и меру реализации моторного потенциала при нагрузках разной напряженности. Анализу подвергнуты результаты диагностирования биатлонистов в количестве 125 человек, 18-25лет, имеющих квалификацию МС. Обработка производилась как в целом группы, так и для каждого испытуемого индивидуально с привлечением корреляционного, факторного и регрессионного анализа. Для распознания признаков использовали метод таксономии. Значимость факторов оценивалась по критерию Фрахтеса, достоверность коэффициентов корреляции и значений различий осуществлялась по критерию Стьюдента (параметрические признаки), критериям Вилкоксона и Ван дер Вардена (непараметрические признаки).

Обсуждение. Полученные данные факты подтвердили гипотезу о том, что И.П. есть системное образование, которое выражает суть процесса развития и самоорганизации и предполагает иерархическое ее строение, являясь стержневым понятием в системном анализе спортивной деятельности. Принцип иерархии реализуется в последовательном переходе от низших структурно-функциональных уровней множества ее компонентов к высшим структурным образованиям. В результате последовательного взаимодействия опосредующих звеньев, принятия ими характера функционального взаимосодействия образуется новое интегральное качество, которое может характеризоваться по длительности состояний, степени активированности опосредующих звеньев, уровню развития двигательных способностей, прочности и устойчивости связей в условиях напряженной мышечной деятельности. Свойство интегрированности является определяющей чертой, охватывающей иерархические уровни моторной, биологической и психологической организации человеческой индивидуальности. Это придает состоянию системы стабильность функционирования и взаимосодействия структурных компонентов. В этом смысле логично говорить о функциональной системе, рассматривая ее в пространственно-временном диапазоне. Отсюда, интегральная подготовленность понимается как состояние целостности избирательно вовлеченной совокупности разноуровневых свойств и способностей человеческой индивидуальности, которые, актуализируясь в конкретной спортивной деятельности, принимают характер функционального взаимодействия и определяют ее новое качество. Основной функцией И.П. является опережающее отражение требований предметной деятельности, т.е. система внутренних условий деятельности, проявляясь в ней, обеспечивает опережающее развитие всех структурных компонентов и направлена на создание оптимального функционального резерва и преобразование конечного результата.

Интегративная характеристика свойств и способностей выражается существующими между ними как однонаправленной равновероятной значимостью связей (R і 0,90; P < 0,01), так и многозначной разновероятными отношениями (R =0,35-0,95; Р< 0,05-0,01). Прочность и устойчивость взаимосвязи в динамике обуславливается системой внутренних признаков. Логически вырисовывается схема анализа И.П. в характеристике спортивной деятельности, включающей четыре стороны сложного образования: 1) алгоритм формирования структуры И.П.; 2) внутренние условия деятельности; 3) процессуальная сторона (процесс обучения и развития); 4) результативная сторона деятельности (собственно соревновательная). Деятельность имеет целеполагающее начало в виде структуры мотивов, конечного результата - цели, направлена на преобразование своего предмета.

Выводы.

1. Интегральная подготовленность - это частный случай самоорганизованной, динамической системы, состоящей из гибко детерминированных разноуровневых индивидуальных свойств и способностей, включающих уровни моторной организации (педагогические характеристики двигательных действий); биологические уровни организации - морфологические, физиологические, биохимические, обеспечивающие оптимальный резерв функционирования системы; психологические уровни организации, детерминирующие нейродинамические, психодинамические состояния и психические процессы) выполняющие функции пускового механизма и регулятора деятельности спортсмена.

2. Во всех матрицах наблюдается полимерная взаимозависимость показателей, отражающих И.П. в различных режимах мышечной деятельности. В условиях средней нагрузки компонентный состав и количественная мера связей между разноуровневыми показателями изменяется незначительно (R=0,02-0,18; Р > 0,05). При значительных, особенно максимальных, нагрузках наблюдается тенденция к сосредоточению ведущих функций, усилению степени их воздействий, отмечаются изменения в компонентном составе, нарушается упорядоченность структуры, векторы взаимосвязей приобретают неопределенные контуры. Усиливается влияние тех подструктур, которые опосредуют прочность и устойчивость деятельности в напряженных условиях (R > 0,78; Р < 0,01).

3. В конкретных условиях спортивной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, обуславливающие прочность и устойчивость функционирования системы, выступают как консервативные признаки: частная конституция тела, структура мышц, тип нервной системы, психические процессы, так и приобретенные способности: свойства личности, состояния моторной, волевой и эмоциональной активности.

4. Моделирование И.П. предполагает следующий алгоритм действий: анализ информации, определение опосредующих звеньев и номенклатуры показателей, определение структуры и уровней, установление внутренних условий деятельности, разработку целевой программы, направленной на обеспечение опережающего развития и создания оптимального функционального резерва, процесс, контроль, коррекцию, результат, цель. Учет комплекса условий, определяющих формирование и реализацию И.П., имеет важное значение для повышения качества управления технологическим процессом, более яркого проявления индивидуальности и гармонизации совершенствования.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!