Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

История йоги кратко. Краткая история развития современной йоги. Доклассический период в учении

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Легенда о возникновении йогиШри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения Востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.

Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также в связь между телом и психикой.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».

В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.

Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Какие виды йоги популярны сегодня

Йога НИДРА

Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Она позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.

Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.

Крийя йога

Крийя или крия (в переводе с санскрита «кри» (действие) и «йя» (осознавание) - это древнее учение. Это практика, направленная на пробуждение и развитие сознания. Это процесс очищения, это выполнение, дело, действие, поступок, усилие. Это практика асан, мудр и бандх. Считается, что крийя, управляемая умом через жизненную силу, является самым эффективным путём приближения к Бесконечному. И благодаря крийя-йоге можно доказать истину, что человек это не просто тело, а бессмертная душа.

Хатха йога

Хатха-йога - это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги - это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.

Кундалини йога

Кундалини йога является не только самой «быстрой» в достижении результата, но и самой трудной и даже опасной из всех индийских духовных практик. Почему это так? Энергия Кундалини считается наиболее мощной энергией: человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности: интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Происходят необратимые изменения в качестве нашего восприятия, качестве нашего сознания. Возможна смена приоритетов и привязанностей.По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов, в каждом человеке эта энергия с момента зачатия находится в «дремлющем» состоянии у основания позвоночника (муладхара-чакра), побуждая на протяжении жизни к развитию и личностному росту с целью быть пробужденной и полностью реализованной. Процесс пробуждения Кундалини еще называют поднятием энергии Кундалини через все энергетические центры (чакры) вверх по позвоночнику к макушке (самому верхнему центру, сахасрара-чакра).

Аштанга-йога

Аштанга-йога (в переводе - восьмиступенчатый Путь к конечной Цели) - одна из интегральных йог, предложенная индийским риши Патанджали.

Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна сила, классическая же йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению.Аштанга-йога хороша для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Во время тренировок следует уделять внимание трём моментам: поза, ровное дыхание и точка концентрации. Асаны улучшают осанку, а правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы.

Патанджали определил 8 этапов йоги
Йама - самоограничение, самоконтроль. Это установление гармонии с социальной средой. Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. Нийама, переводится как расслабление, - это самодисциплина, духовное совершенствование. Первые две ступени йоги включают в себя освоение этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.

Здесь можно выделить четыре очень важных правила:
кшама - терпимость к тем, кто думают иначе, чем я;
дайя - милосердие, доброта;
арджава - простота, отсутствие высокомерия;
хри - смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тщеславия - самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Асана переводится как поза, устойчивое положение тела. Если во время выполнения поз дышать правильно, организм очищается от шлаков и омолаживается. Асаны учат концентрации и развивают энергосистемы организма. Системы из асан называют хатха-йогой.
Пранайама (в переводе «работа с энергией») - правильно контролируемое дыхание. При пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться в такт дыхательным движениям.
Пратьяхара (в переводе «удаление индрии с объектов материального мира») - отрешенность от внешних раздражителей. На этой ступени учатся управлять «щупальцами» сознания, называемыми на санскрите «индриями».
Дхарана - это поддержание концентрации внимания, проявление полной устремлённости человека к Богу, к Слиянию с Ним.
Дхьяна - медитации, приводящие к Самадхи. На этой ступени ведётся работа, направленная на увеличение сознания, на обретение силы в тонкости. Медитация - это работа, направленная на развитие сознания по пути к Совершенству.
Самадхи - это высший уровень духовных достижений. Это полное равновесие.

Мантра йога

Мантра йога – это методы воздействия на энергию, посредством особых звуковых вибраций, в частности санскритских слогов из которых состоят мантры. Это пение священных текстов и молитв на санскрите. Сейчас это называют еще киртаном.

Карма йога

Карма-йога (санскр.) - карма - деятельность, йога - связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.
Карма-йогу можно разделить на два типа:
Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.
Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога». Это не означает, что человек должен все отдать, что получит.

Сахаджа йога

Сахаджа Йога - одно из направлений йоги, в основе которого лежит медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени человеческой эволюции.
Ключевым моментом Сахаджа Йоги является обязательное для каждого, желающего практиковать данное направление, прохождение ритуала самореализации. Данная процедура может быть выполнена в любом месте, состоит из проговаривания про себя некоторых утверждений обращенных к Шри Матаджи. Необходимое время для ритуала - 10–15 минут.
Самореализация. Ее можно выполнять несколько раз, что способствует более эффективному подъему Кундалини.
Физические действия. Их цель - направления внимания на нужные чакры. Есть два вида действий - так называемый протокол, который нужно выполнять в начале и в конце медитации, и методы чистки чакр, которые позволяют расчистить путь Кундалини.
Вербальные действия - чтение мантр. Мантры - это духовные слова на языке Санскрит. Их произносят вслух или про себя для концентрации внимания на том или ином аспекте духовного тела (система чакр). Кроме мантр можно произносить молитвы на любом языке.
Непосредственная работа со вниманием. После пробуждения Кундалини наше внимание просветляется и мы можем направлять его на различные чакры. Во время медитации лучше всего внимание держать над головой и никогда не следует концентрироваться в области агии чакры (в голове).
Фотография Шри Матаджи. Эта фотография необходима для помощи в медитации.
Музыка. Может помочь создать необходимое состояние, способствующее медитации.

Интегральная йога

Обьединенная в одну все четыре основные йоги.Она помогает человеку полностью изменить своё сознание, трансформировать тело и сделать свою жизнь божественной в материальном мире. Шри Ауробиндо находит источник материального и духовного в Абсолюте. То есть именно Сверхразум является объединяющим материальное и духовное в единое целое. Все живые существа при этом являются множеством маленьких частиц этого Единого разума.Согласно философии интегральной йоги человеческая форма жизни, преодолевая действие материального мира, должна выйти за пределы своего неведения и придти к состоянию Суперментального существования. По сути, конечной целью в интегральной йоге считается достижением человека Божественной жизни на Земле.

Бхакти йога

Бхакти-йога (санскр.) - бхакти - бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога - связь.
Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

Шравана - слушание о Боге;
Киртанам - поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
Смаранам - помятование о Боге;
Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
Арчана - поклонение Божеству в храме;
Вандана - вознесение молитв Богу;
Дасйа - считать себя вечным слугой Бога;
Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом;
Атма-ниведана - полное предание себя Богу.
Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов: отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения.

Джняна йога

Джнана-йога (санскрит) - процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джнана-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Дхьяна йога

Дхьяна (санскр. dhyna - размышление, созерцание, сосредоточение) - искусство овладения контролем над умом с помощью вхождения в йогический транс. Дхьяна - отдельная, значимая часть йоги, основывающаяся на медитации, практикуемая для обретения власти над сознанием.

Медитация в Дхьяна-Йоге направляет течение мыслей на выбранный объект: будь то визуальный образ, отвлеченное понятие или собственное дыхание. Начинают медитативную работу с созерцания простых конкретных объектов, постепенно переходя к сложным конкретным объектам и далее к абстрактным. Все возникающие в разуме человека мысли, относящиеся к объекту созерцания, концентрируются, собираются воедино. Объект типизируется, классифицируется, сравнивается с другими объектами. Медитирующий размышляет о составных частях объекта и его связях с целым, о его функциях и качествах. Кроме того, практикующий отмечает все ощущения и умственные ассоциации, возникающие при мыслях об объекте. Медитирующий отключает посторонние мысли и ощущения, осознавая только факт своего существования и объект, и в процессе медитации сливается с объектом.

Техника Дхьяна-Йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты»: «Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

Джапа йога

Само слово «джапа» в переводе с санскрита означает «повторение» и заключается в длительном повторении мантр или имён Бога на чётках. Дело в том, что во время чтения джапы всё сознание человека сконцентрировано на Боге, и постепенно каждая клеточка тела человека начинает произносить эти имена. Так достигается быстрое единение человека со Всевышним, пробуждение любви к Нему. И при этом, человеку не приходится прилагать больших усилий. Данная практика очень проста, несмотря на определённые правила: Внимательность. Один из самых важных факторов. Чем внимательней и сконцентрированней мы на повторении мантры, тем эффективней будет её действие. Нужно постараться задействовать ум, речь и слух во время повторения.Число повторений должно быть кратно 108. Число 108 является особым числом в общем ряду чисел и обладает определённым могуществом. С этим числом связано многое, как в плане духовном, так и материальном. Вот почему можно часто встретить чётки, на которых 108 бусин. Повторяя 108 раз, человек совершает один круг. Чем больше таких кругов он сделает, тем лучше. В наше время рекомендуется повторение не менее 16 таких кругов, а лучше 64. По времени 16 кругов - около 2 часов.

Никогда не перепрыгивать через главную связующую бусину при повторении кругов, так как это сам Бог. Поэтому дойдя до неё, чётки нужно перевернуть и читать в обратном направлении.Лучшее время для джапа-медитации - утро с 4 до 7 утра. Однако джапу можно проводить также днём и вечером перед сном.
Во время джапы нельзя думать о материальных вещах, просить у Бога о чём-то материальном. В это время всё внимание должно быть направлено на звук, который образуется во время произнесения мантры.Материал, из которого изготовлены чётки, должен быть связан с Божеством, которому поклоняется человек. Например, при поклонении Шиве, нужно читать джапу на чётках из рудракши, а для поклонения Кришне на чётках из туласи.
Чётки всегда должны храниться в чистом месте, лучше всего в специальном мешочке. Их нельзя никому давать, никто другой не должен читать на них молитвы. Существуют даже мантры, которые необходимо прочесть перед тем, как взять в руки чётки, выражая тем самым им своё уважение и почтение. А по окончанию чтения джапы их нужно поднести ко лбу.
Чётки всегда должны быть на уровне сердца или головы во время повторения.
Чётки нельзя заносить в грязное место, например в туалет или ванну.
Перед чтением джапы необходимо приять омовение.
Можно мысленно повторять мантру затем в течение дня при выполнении любой работы.
Чётки нельзя касаться указательным пальцем и перебирать их во время повторения нужно по направлению к себе.

05.07.2017

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках. Отголоски этого учения можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. История йоги насчитывает несколько тысяч лет.

Археологические свидетельства и исторические факты

Считается, что йога возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Однако существует и альтернативная точка зрения, что Индия не является родиной йоги, Индия – это страна, где лучше всего сохранилось учение йоги. Согласно этому предположению йога была принесена в Индию представителями более древней цивилизации. По легенде, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющем Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас считается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в Йога-сутрах, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

Философские принципы йоги и ее мировоззрение подробно описаны в древнем трактате Бхагавад-гита (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведет к освобождению, сохранилось до наших дней.

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие восточные учения

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил ее технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм , который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме. Тантрики, нащупывая соответствие между космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также связь между телом и психикой.

Если в классической йоге освобождение достигалось через самадхи, то Тантра предоставляла своим адептам возможность достичь состояния «дживан-мукты» («освобожденного при жизни») без отрыва от социума.

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на !

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!


Фото: omandthecity/instagram.com

Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе. Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела. В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.

Что означает слово «йога»

Если исходить их санскрита «йодж» означает объединение, связь, обретение гармонии и т.п. Первое упоминание слова встречается в «Ригведе» - одной из четырех частей древнейших индийских Вед. В них, под йогой подразумевается упряжка.

Историческая справка

История возникновения йоги - дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах - Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах - огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали - это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения - Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога - это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве - пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии - одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры - одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Йогическое учение в исламе

Существенное влияние на тасаввуф оказали индийские практики йогинов. Древнеиндийское писание о йоге «Амритакунда» в 11 веке было переведено на арабский и персидский языки.

Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов. Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление. Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.

Йога в христианстве

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.

В чем состоит цель йогинов

Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь. Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти - высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации. В чайтанья-вишнуизме главное - обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог - это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!