Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как отбивать волейбольный мяч ударом снизу. Отбивание мяча

Вульчина Екатерина Евгеньевна
Методичесая разработка «Обучение детей 5–7 лет технике ведения (отбивания) мяча»

Введение :

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей .

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания : природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, а элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.) .овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей .

В разделе «Образовательная область «Физическая культура» » «Примерной общеобразовательной программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. Вераксы действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В старших группах, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метания на дальность и в цель, ловли и перебрасывания мяча друг другу , предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча ) .

Актуальность данной темы заключается в том, что в играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе выполнения ведения (отбивания мяча ) дети упражняются не только в действиях с мячом, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняют эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умение самостоятельно применять движения в зависимости от игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом, в том числе ведение мяча , оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивая подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе , способствуют развитию глазомера, координации движений, ловкости и ритмичности.

Ведение (отбивание мяча ) – это один из элементов действия игры в баскетбол. Авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так А. В. Кениман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина и др. рекамендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в другие подвижные игры.

Цель :Создание условий для развития способностей детей играть в игры с элементами спорта

Задачи :

Определить содержание обучения детей техники ведения мяча с учетом физического развития детей , возрастных особенностей и физической подготовленности

-обучать детей технике ведения мяча

Воспитывать нравственно-волевые качества детей

Развивать ловкость, ритмичность, точность и координацию движений

Способствовать сохранению и укреплению здоровья

Стимулировать играть в игры с элементами баскетбола

Новизна :В данной работе описаны этапы и техника обучения ведения (отбивания мяча )

Приемы обучения :

Словесные (объяснение, обсуждение, анализ)

Практический (показ способов, техники , помощь воспитателя, самостоятельная, коллективная работа (игра)

Пальчиковые игры

Результатом обучения детей является определенный объем знаний, умений, навыков, которые оцениваются в следующих формах :

Приобретение навыков владения техники ведения (отбивания мяча )

Умение играть в игры с элементами баскетбола

Умение использовать навыки ведения мяча в различных игровых ситуациях

Структура занятий :

Части занятия дозировка

Вводная часть :

Построение, пе6рестроение

Дыхательные упр. 5 мин.

Основная часть :

ОРУ с мячом

Дыхательная гимнастика 15 – 20 мин.

Заключительная часть :

Пальчиковая гимнастика

самомассаж 5 мин.

Формы и режим занятий

Занятия проходят один раз в две недели. Обучение ведению (отбиванию мяча ) включается в основную часть занятий по физической культуре.

Формы подведения итогов

Диагностика развития физических качеств (тест : «Уровень владения навыком ловли и ведения мяча » ) (Приложение 1)

Спортивные досуги и праздники.

Основная часть

Процесс обучения ведению (отбиванию мяча ) можно условно разделить на следующие этапы : первоначальное обучение , углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений. На каждом из них ставятся определенные задачи. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действия в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом. С дошкольниками следует начинать разучивать ведение (отбивание мяча ) в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения. Например, первое упражнение –удары мячом об пол и ловля его после отскока двумя руками, затем –удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками, далее –отбивание мяча на месте одной рукой и наконец – ведение мяча двумя руками и одной рукой.

При обучении приемам ведения мяча очень важно усвоить главный элемент – овладение положения рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.

Следовательно на начальном этапе внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не достижения при помощи этого движения определенного результата. Например : кто дольше не потеряет мяч отбивая его на месте ? Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса. Игровая обстановка усиливает заинтересованность, активность детей , благодаря многократной повторяемости повышает эффективность выполняемых движений.

На втором этапе,углубленного разучивания, отрабатывается точность выполнения движений с мячом, исправляются имеющиеся ошибки. Формируется правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнований, направленные на точность выполнения движения,некоторые подвижные игры.

Упражнения с элементами соревнования помогают избежать однообразной работы над техникой движения , создают особый эмоциональный фон, стимулируют максимальное проявление физических и волевых качеств, способствуют быстрому и правильному выполнению движений с мячом.

Упражнения с элементами соревнований необходимо проводить в строгой последовательности с целью закрепления правильного навыка. Поэтому в начале соревнование ведется на точность выполнения движения между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами. После этого возможно проводить соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движения.

На втором этапе дети уже имеют навыки обращения с мячом, поэтому возможно применение самых простых индивидуальных игр, в которых каждый ребенок действует с мячом независимо от других игроков.

Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление осуществляется в основном в подвижных играх, включающих ведение (отбивание мяча ) . Соблюдая постепенное усложнение обучения , на данном этапе проводятся игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например «Вызовы по номерам» , «Скажи какой цвет» ). В дальнейшем – более сложные игры, в которых ведется счет между командами («Ловишки с мячом» , «эстафеты» ).

Техника выполнения :

Мяч контролируется пальцами, кистью, локтем и рукой, при этом регулируется высота и скорость отскока мча. Ладонь согнута в виде чашечки и не касается мяча , пальцы удобно разведены , ведение начинается мягким движением кисти. Толкая мяч нужно стремиться сопровождать его как можно дольше, сохраняя над ним контроль. Во время передвижения бегом ставить ногу на всю стопу или использовать перекаты с пятки на носок. При передвижении приставным шагом, шаг должен быть скользящим, а не подпрыгивающим, движения мягкими. Соблюдение чувства ритма и координации движения рук и ног.

Правила ведения мяча :

1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.

2. Веди мяч вперед-сбоку, а не прямо перед собой

Смотри вперед, а не вниз на мяч.

Возможные ошибки : туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой .

Пути исправления : соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.

Упражненияподготавливающие к ведению мяча (старшая группа)

Первоначальное обучение :

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя на месте.

2. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.

3. Удар мячом об пол правой рукой и ловля его левой рукой, и наоборот.

Углубленное разучивание :

1. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

2. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой.

Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом) .

Совершенствование :

1. Ведение мяча на месте поочередно правой и левой рукой.

2. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол .

3. Ведение мяча ударяя ладонью по нему (произвольным способом)

Упражнения и игры с ведением мяча (подготовительная группа)

Первоначальное обучение :

1. Ведение мяча на месте

2. Ведение мяча вокруг себя

3. Ведение мяча продвигаясь шагом .

Игры : «Мотоциклисты» , «Скажи какой цвет»

Углубленное разучивание :

1. Ведение мяча с изменением : а) направления передвижения, б) скорости передвижения, в) высоты отскока мяча .

2. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.

3. Ведение мяча , остановка шагом и передача мяча .

Совершенствование :

Игры : «Вызовы по номерам» , «Ведение мяча парами » , «Ловец с мячом» , «Эстафета с ведением мяча » .

Литература

1. Э. Я. Степаненкова «Методика физического воспитания» Москва, издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005г

2. Е. Н. Вовилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» :пособие для воспитателя детского сада. Москва издательство «Просвещение» 1983г

3. Э. Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» Москва издательство «Просвещение» 1983г

В случае, когда невозможно использовать ловлю мяча (противодействие противника сильный удар, труднодоступный мяч и т.д.), применяется отбивание мяча. К отбиванию относятся действия, с помощью которых вратарь преграждает путь мячу в ворота, прерывает простреленные и навесные передачи. При этом мячом вратарь не овладевает.

Отбивание мяча кулаком (ударом от плеча)

Отбивание мяча выполняется как двумя, так и одной рукой. Первый прием более надежен, так как преграждающая площадь больше. Однако второй прием позволяет отбивать мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря. Мяч отбивается чаще ладонями. Иногда удар мяча приходится на предплечье. Рекомендуется направлять мяч в сторону от ворот. Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, следует отбивать одной или двумя руками в падении. Причем одной рукой можно достать более трудный для отбивания мяч.

Прерывая прострельные и навесные передачи, вратарь в единоборстве с игроками противника должен отбить мяч на значительное расстояние. Для этого используется удар по мячу одним или двумя кулаками. При отбивании мяча кулаком различают два варианта удара: от плеча и из-за головы.

Перевод мяча

Направление летящего в ворота мяча через верхнюю перекладину называется переводом. Главным образом переводятся мячи, летящие сильно и с высокой траекторией над вратарем или в стороне от него. Действия вратаря при переводе мяча во многом схожи с действиями при отбивании мяча. Перевод также осуществляется одной или двумя руками. Труднодоступные мячи переводятся в падении.

В зависимости от направления полета мяча и его расстояния от вратаря перевод выполняется на места, в прыжке и в движении после необходимых перемещений.

Броски мяча

В современном футболе вратари довольно часто используют броски мяча, так как они позволяют более точно направить мяч партнеру по сравнению с ударом ногой. Что касается дальности броска, то при соответствующей физической подготовленности и отличном владении рациональной техникой вратарь может выбросить мяч на значительное расстояние (34-40м.). Данный технический прием осуществляется обычно одной и реже двумя руками.

Бросок мяча одной рукой выполняется сверху, сбоку и снизу. Бросок мяча сверху - наиболее распространенный способ. Он позволяет направить мяч партнеру с различной траекторией, на значительное расстояние и с достаточной точностью.

Бросок мяча сбоку отличается значительной дальностью, но менее точен. Ранний или поздний бросок приводит к существенным ошибкам в направление полета мяча.

Бросок мяча снизу используется при выбрасывании мяча с низкой траекторией (главным образом по земле).

Бросок мяча двумя руками выполняется преимущественно сверху, из - за головы. Надо отметить, что к броску вратаря не относится требование правил о двухопорном положении в момент выбрасывания мяча. Броски мяча выполняются на месте, в шаге. Использование их в движении строго регламентируется правилами.

Отбивание мяча руками . Если вратарь не успевает поймать катящийся или низко летящий мяч, он отбивает его ладонями. В тех случаях, когда вратарь не может поймать летящий высоко мяч или опасается это сделать из-за скопления у ворот игроков команды соперников, он отбивает его кулаком (рис. 35) или двумя кулаками (рис. 36). Этот прием выполняется как с места, так и в прыжке. Удар делается резким разгибанием руки в локтевом суставе.

Рис. 35. Отбивание высоко летящего мяча кулаком


Рис. 36. Отбивание высоко летящего мяча двумя кулаками

Отбивание мяча ногами . В мини-футболе вратарь часто закрыт игроками и видит мяч, летящий в ворота, слишком поздно. Не имея возможности отбить мяч руками, он отбивает его ногой, делая короткий или длинный выпад в нужную сторону (рис. 37). При этом ступня отбивающей ноги развертывается наружу, а рука с раскрытой ладонью как бы подстраховывает ногу.


Рис. 37. Отбивание мяча ногами


Рис. 38. Бросок мяча одной рукой из-за плеча

Выбивание мяча . При выбивании мяча с земли вратарь использует удары носком, подъемом и «щечкой». Мяч с рук выбивается так. Сделав несколько быстрых шагов, вратарь подбрасывает мяч вверх и немного вперед и наносит по нему удар подъемом.

Броски мяча . В мини-футболе вратарю часто приходится направлять мяч своим партнерам броском одной рукой. Основное достоинство этого приема - его точность. Бросок мяча одной рукой производится тремя способами: из-за плеча (рис. 38), сбоку (рис. 39) и снизу (рис. 40).

Удар мяча снизу опущенными и сцепленными в замок руками является самым основным и наиболее важным навыком в волейболе. Эта техника применяется для того, чтобы ударить мяч, находящийся ниже головы и, как правило, в качестве приема первой подачи или возврата мяча. Если вы собираетесь научиться играть в волейбол, вам нужно освоить этот удар, чтобы вы могли принимать и пасовать мяч.

Шаги

Встаньте на позицию. Вы должны поставить ноги на ширину плеч и немного наклониться вперед. Колени должны быть слегка согнуты, чтобы быть готовыми к движению. Вы должны соединить руки в последний момент перед приближением мяча; по приближении мяча, руки могут находиться примерно в пятнадцати сантиметрах одна от другой, и смыкать их вместе, когда мяч приближается к вам. Иначе будет сложно маневрировать, чтобы занять правильную позицию и отбить мяч.

Сделайте платформу из рук. Платформа - это область между запястьем и локтем, которая является “активной точкой” для удара по мячу. Чтобы сделать платформу, нужно соединить руки правильно и держать их прямо перед собой чуть ниже пояса с изогнутыми плечами. Соедините руки большими пальцами вместе. Не скрещивайте большие пальцы, так как можете потерять контроль над мячом.

  • Вы можете сжать одну руку в кулак, а второй обхватить ее (метод мяча) или спрятать большой палец в кулак на одной руке и обхватить второй (метод чашки).
  • Если используете метод чашки, большие пальцы должны быть параллельны друг другу, так же как и другие пальцы.
  • Помните, что нужно держать локти закрытыми, а колени согнутыми.
  • Пользуйтесь ногами. Пользуйтесь коленями и руками для того, чтобы отбить мяч. Люди думают, что все дело в руках, но на самом деле удар зависит от согнутых колен, которые создают импульс.

    Отбивайте мяч обеими руками. Выбирайте положение так, чтобы вы могли ударить мяч обеими руками. Иначе вы не сможете попасть по мячу правильно и провалите удар. Это может быть сложно, когда мяч летит на вас под неожиданным углом, но всегда важно стоять так, чтобы мяч ударил обе руки и вы могли направить его в нужном направлении.

    Двигайтесь к мячу, чтобы он падал прямо на вас. Конечно же, можно ударить мяч, стоя спиной к нему, но все-таки нужно убедиться, что вы контактируете с мячом, находящимся непосредственно перед вами (вам может понадобиться повернуться спиной к сетке).

    • Если вам не нужно возвращать мяч, раскачайте руки или поднимите их выше плеч. Если же нужно, медленно махайте руками назад столько, сколько понадобится.
  • Пасуйте мяч. Внимательно следите за мячом. Прослеживайте всю его траекторию даже после того, как отбили. Отбивайте мяч примерно на уровне талии. Как только он окажется над предплечьями, подпрыгните для того, чтобы выполнить удар. Старайтесь отбивать мяч предплечьями (выше ладони, но ниже локтя). В то же время, приподнимите руки чуть вперед и ни в коем случае не взмахивайте ими. Вопреки мнению неопытного большинства, сила удара должна идти от ваших ног, а не от рук.

  • Направляйте мяч. Наклоняйте или поворачивайте плечи для направления удара. Нельзя направлять мяч предплечьями, потому что их нужно держать ровно для создания платформы. Вместо этого двигайте руками так, чтобы они были вместе как одно целое. В идеале вы можете стать напротив траектории мяча, чтобы ударить его прямо. Старайтесь направлять его чуть правее центра сетки, так как именно там стоит связующий.

    • Вы должны опустить плечи и перенести вес вашего тела на мяч, летящий в направлении цели. Используйте платформу, чтобы отправить мяч точно в цель.
  • Следите за мячом после того как отбили его. Следите за мячом глазами, а не телом, пытайтесь держать подбородок внизу, так как это даст больше контроля над ним. Некоторые тренеры даже могут заставить взять воротник вашей рубашки в рот для того, чтобы научить вас удерживать подбородок внизу.

    • Как только отбили мяч, можете отдалить руки, но продолжайте держать их на расстоянии в пятнадцать или больше сантиметров одна от другой в ожидании мяча.
    • Не наклоняйтесь к мячу и не сгибайте спину; иначе будет плохой контроль. Согните колени и сделайте прыжок на шаг вперед или назад. Наклоняйтесь только в отчаянных ситуациях. Например, когда в полную силу бежите за мячом, который далеко от вас.
    • Держите ваши руки прямо и на одном уровне. Если одна рука будет выше второй, мяч отскочит перпендикулярно углу прикосновения. Этим можно воспользоваться, чтобы передать пас партнеру. Но сначала убедитесь, что умеете отбивать мяч прямо, чтобы в дальнейшем направлять его в желаемую точку.
    • Старайтесь не махать руками, когда пасуете мяч. Это приведет к неуправляемому пасу. Ваши руки не должны быть выше уровня плеч. Вместо этого попробуйте стать так, чтобы вы могли ударить его прямо или если это невозможно, наклонить плечи в направлении цели.
    • Если мяч летит на большой скорости, вам не понадобится прикладывать силу для удара (просто дайте мячу ударится о ваши руки, и направьте его с помощью ног).
    • Сохраняйте спокойствие и внимание.
    • Вы можете ударить мяч, чтобы послать его в сторону противника, в то время как опытные игроки пасуют мяч связующему, для выполнения подачи в прыжке.
    • Всегда ОСТАВАЙТЕСЬ НА НИЗКОМ УРОВНЕ. Это важно практически во всех аспектах волейбола. Такое положение увеличит контроль и силу подачи.
    • Практика определенно нужна в освоении подачи. Неплохой способ попрактковаться - это отбивать мяч от стены столько, сколько сможете.
    • Если вы играете больше чем с тремя людьми и хотите принять мяч, желательно кричать “МОЙ!”, чтобы избежать столкновений.
    • Не собирайте руки вместе в «чашку», такое действие сделает удар слишком сильным.
    • Не бойтесь бежать или нырять за мячом. Однако не бегите за мячом с соединенными руками. Из-за этого вы будете бежать медленно и пропустите мяч.
    • Вы можете вложить больше силы в удар, перемещая ваш вес непосредственно в его сторону.

    Предупреждения

    • Не скрещивайте пальцы. Если мяч случайно попадет по ним, это может привести к травмам.
    • Не бейте мяч ладонью. Большинство людей утверждают, что играть в волейбол больно, но это в основном потому, что они бьют мяч ладонью. Кроме того, ладонь не самая лучшая и гладкая платформа, ее неровность приводит к неточной подаче.
    • Не поднимайте и не переносите мяч. Удар должен быть быстрым. Если мяч остается в контакте с вами слишком долго, вам засчитают фол, и вы потеряете очко.
    • Если у вас нежная кожа или тонкая кость, то, скорее всего, у вас будут болеть предплечья уже после нескольких ударов. Не волнуйтесь, со временем вы привыкните, и боль пройдет.
  • Глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я отбиваю, ты отбиваешь, он/она/оно отбивает, мы отбиваем, вы отбиваете, они отбивают, отбивай, отбивайте, отбивал, отбивала, отбивало, отбивали, отбивающий, отбиваемый, отбивавший, отбивая; св.… … Толковый словарь Дмитриева

    ОТБИВАТЬ - ОТБИВАТЬ, отбить что от кого, чего, отталкивать, отражать, направлять ударом обратно или прочь; | отшибать, отделять, откалывать, отламывать; | удалять, уничтожать; | отымать силою; | кончить бой; | означать отбоем, чертой. Отбивай мяч рукою.… … Толковый словарь Даля

    отбивать - ОТБИВАТЬ1, несов. (сов. отбить), что. Перемещать (переместить) мяч в сторону от чего л. встречным ударом; отбрасывать (отбросить) прочь или обратно }

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!