Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как устанавливать крепления на лыжи. Какие крепления для лыж выбрать

В современном мире существуют два стандарта креплений для лыж, созданных конкурирующими фирмами: SNS от SALOMON и NNN от ROTTEFELLA. Есть еще российский вариант прогулочных креплений 75 мм. Все остальные обозначения - это лишь модификации данных типов. При установке креплений на лыжи к ним предъявляются четыре главных требования:
1)хорошая управляемость и маневренность;
2)надёжное соединение двух составляющих - обуви и лыжи;
3)сохранение прочности в месте инсталляции крепления;
4)Минимальный возможный вес;

Нужно обязательно уточнить, что характеристики лыжи напрямую зависят не только от правильности установления крепления, но и от его положения.

И SNS и NNN имеют огромный ассортимент моделей креплений, которые направлены на самые разные уровни спортивной подготовки лыжников. В зависимости от предназначения крепления могут отличаться прочностью, весом и жесткостью фиксации обуви.

Все современные модели соединяют ботинок и крепление с помощью специальной скобы, которая находится в подошве обуви и которая зажимается креплением. Для всех стандартов беговых креплений правилом является обязательное совмещение оси крепления и оси центра тяжести лыжи. Именно поэтому все производители лыж ориентируются на данное правило и делают свою продукцию с тем, чтобы при совмещении осей она показывала наилучшие характеристики. В таком случае прочность всей конструкции будет максимальная. Немаловажным фактором будет золотая середина в отношении жесткости и эластичности, а также хорошая управляемость.

Современное конвейерное производство лыж не всегда позволяет достигнуть полной идентичности продукта, особенно в случае, когда лыжи делаются из природного материала. В этом контексте особенно важно выглядит создание стандарта NIS, который значительно упрощает процесс крепления и уменьшает риск неправильной установки.

Зачастую лыжи в зоне инсталляции креплений имеют платформу, которая добавляет прочности лыже и обеспечивает хорошую фиксацию крепления. Однако неопытные лыжники при установке крепления часто сдвигают данную платформу. Это может привести к серьёзным повреждениям лыжи и чревато травмами. Поэтому установку крепления на лыжу стоит проводить с помощью специального инструмента, который позволит избежать ошибок.

Для инсталляции креплений вам минимум понадобятся:

  • бумажный шаблон для нанесения разметки; В идеальном варианте специальный кондуктор.
  • линейка;
  • сверло с нужным диаметром (3,4 - 3,6 мм); В идеальном варианте особое сверло с упором для удаления заусенец. (Если заусенцы не убраны, то есть вероятность перекоса крепления при установке)
  • клей; Гибкий влагостойкий.
  • отвёртка;
  • дрель;
  • лыжи и крепления.

Процесс разметки.

Однако мы настоятельно не рекомендуем выполнять разметку без шаблона новичкам - это чревато неточностью со всеми вытекающими негативными последствиями. Также не стоит забывать о том, что некоторые детали крепления могут смещаться и поэтому разметка под фиксаторы платформы обязательно должна производиться при закрытом креплении. В противном случае смещение может составлять несколько сантиметров.

Профессиональный кондуктор-шаблон для установки креплений.

Не забывайте, что у каждого стандарта (NNN и SNS) есть свой шаблон и кондуктор, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Процесс сверления.

Для такой тонкой работы желательно иметь не простую дрель, а с управлением оборотами, а также свёрла, которые чётко подойдут под диаметр и глубину итогового отверстия. В специализированных мастерских используется оборудование, которое позволяет центровать сверло и останавливать его строго на нужной глубине.
Обычно для установки креплений SNS используют сверло 3,6 мм, для NNN - 3,4 мм. Глубина отверстия - 10 мм.

Профессиональное сверло для установки беговых креплений.

Сверлит определенный диаметр на определенную глубину и срезает заусенцы. При сверлении через кондуктор достигается абсолютная вертикальность сверления.

Обычное сверло с упором из изоленты.

Такое сверло не срезает заусенцы. Сверление даже через кондуктор не позволяет четко центрировать сверло - есть вероятность колебания и, как следствие, увеличение диаметра сверлильного отверстия.

Кроме того специальное сверло срезает заусенцы, которые остаются на лакокрасочном покрытии лыжи. В случае если вы используете обычное сверло и не убираете заусенцы, то при установке крепления может произойти перекос и крепление не будет правильно застегиваться.

Инсталляция крепления.

Перед инсталляцией крепления необходимо залить все отверстия специальным клеем, который покроет все трещины, оставшиеся после вкручивания шурупа. Таким образом, это будет дополнительная гидроизоляция и долговечность (в противном случае влага, которая будет туда попадать, начнёт вызывать процессы гниения изнутри).

В профессиональных центрах мастера используют специализированный клей от фирм Salomon и Rottefella. Но в принципе, возможно даже использование обыкновенного ПВА - он также может обеспечить герметичность конструкции. А вот эпоксидными смолами пользоваться нельзя . Они могут повредить важные конструкционные элементы лыжи. Крепление фиксируется полностью - нельзя оставлять какие-либо люфты. После инсталляции клей должен сохнуть около 9-12 часов.

Инсталляция креплений на платформу NIS.

Для упрощения установки креплений, компания ROTTEFELLA создала специальную платформу, которая также допускает регулировку расположения крепления в зависимости от центра тяжести. Сейчас лыжи с такими платформами выпускают производители Rossignol и Madshus.

Нужно завести крепление по специальным направляющим до щелчка, который говорит о том, что оно стало на место. Точно по такому же принципу нужно установить и подпятник. Но для этого понадобится специальный ключ, который идёт в комплекте.

Платформа NIS позволяет варьировать место крепления не только в зависимости от типа лыж, но и в зависимости от погодных условий и от состояния трассы. Изменить положение можно с помощью специального ключа, сместив его на несколько «щелчков» в нужном направлении и зафиксировав.

Надежность, легкость и быстрота установки - вот три главных преимущества, которые даёт лыжнику эта платформа для креплений.

Установка креплений на лыжи, купленные у нас, производится на профессиональном оборудовании бесплатно!

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях

Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.


Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.

Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Аннотация.Подробное описание установки креплений на беговые лыжи. Видео в конце заметки. Можно скачать шаблон разметки для установки.

Так случилось, что мои старые лыжные ботинки под 75 крепления порвались. Естественно захотелось перейти на новый уровень прогресса и поставить современные лыжные крепления. А тут как раз у сына были хорошие лишние ботинки Salomon под крепления SNS. Мучиться с выбором креплений не пришлось и они были куплены за 800 рублей. Точное название Salomon SNS PROFIL AUTO MEN.
Данные крепления позиционируются как: “Удобные туристические крепления с характеристиками гибкости, ориентированными на лыжников-мужчин.” То, что тренер прописал.
Т.к. я помнил, что у меня дома есть сверла, дрель, шило и отвертка, то от предложения установить крепления в магазине вежливо отказался. Тем более, что в коробочке лежала инструкция на 10 языках.

Устанавливаем лыжные крепления сами .

Дома, начав изучать инструкцию обнаружил интересный пункт:
Установка креплений.
“Ваши крепления должны быть надлежащим образом установлены на лыжи сертифицированным специалистом в магазине или сервис-центре Официального Дилера Salomon в соответствиис инструкциями и рекомендациями последнего издания Технического руководства Salomon по беговым лыжам. Пренеборежение данным правилом увеличивает Ваш риск получения травмы во время катания “.
Все, больше про монтаж ни слова. Еще из этой инструкции прочитал полезный совет, что во время пристегивания на неровном рельефе, следует привязать лыжу во избежании ее потери к правой ноге или к левой. Кстати, очень мудро.
Остальные пункты, как обычно сплошная перестраховка производителя от различны судебных претензий избалованного западного потребителя.

Исходя из отсутствия того самого руководства, пришлось вспомнить свои столярно-слесарные навыки с уроков труда и установить крепления самому. Кто усердно занимался в школе и потом успел закрепить навыки разметки, сверления и заворачивания шурупов в повседневной жизни, тот должен справиться.

Вот набор инструмента, который нам понадобится.Для заворачивания шурупов можно использовать крестовую отвертку. Но гораздо лучше иметь специальную биту PZ3 ценой рублей в 35-40. Бита имеет тупой кончик и плотно садится в крестовину шурупа. При заворачивании шурупов обычной крестовой отверткой надо хорошо нажимать на нее, чтобы не проскальзывала.

Бита RZ3 облегчит заворачивание шурупов

Набор инструмента для самостоятельной установки креплений

Главная наша задача установить ось крепления ботинка к лыже строго по центру тяжести лыжи. Профессионалы могут смещать крепления в ту или иную сторону от ЦТ. Любителям воскресных лыжных прогулок такие заморочки не к чему.
Первым делом я демонтировал старые 75 крепления. От них осталось три отверстия, которые никак не мешали установить крепления SNS.

Находим центр тяжести лыжи. Для этого используем подпятник от самих креплений. После нескольких неудачных попыток этот центр будет найден. Делаем риску фломастером.

При помощи угольника проводим перпендикуляр к боковой кромке лыжи.
Над этой линией должен распологаться стержень, который есть на подошве ботинка.

Проводим перпендикуляр через центр тяжести

Прикладываем крепление так, чтобы место зажима стержня ботинка было над центром тяжести лыжи и аккуратно шилом накалываем центр переднего отверстия. Очень внимательно делаем этот маневр. Однажды, я ставил крепление и сверлил сразу три отверстия. В результате неточного сверления пятка ботинка чуть была смещена от ЦТ и исправить уже ничего было нельзя.

Поэтому теперь, я решил просверлить сначала переднее отверстие по центру. Привернуть крепление на один шуруп, примерить подпятник и потом наметить два остальных отверстия.

Переднее отверстие должно быть расположено строго по осевой линии лыжи и на расстоянии 35 мм от центра тяжести. Это я уже выяснил позже, найдя в сети вот этот шаблон разметки от Salamon.

Подбираем сверло. Берем шуруп из комплекта и штангельциркулем меряем диаметр стержня шурупа.

Именно таким сверлом нужно сверлить отверстие. Встречаются советы сверлить сверлом 3,6 мм. http://www.skiline.ru/sport-technology/169-ski-binding-mounting. Но, как-то рискованно. Большой натяг в отверстии может привести к растрескиванию лыжи. По классическим столярным канонам и диаметр отверстия должен быть равен диаметру стержня шурупа. Я решил сделать 50 на 50 и сверлил 3,8 мм сверлом. Чтобы не просверлить лыжу насквозь на сверло делаем упор из изоляционной ленты.

Стоит предварительно убедиться что длина шурупа не слишком большая и он не вылезет со скользящей стороны лыжи.
Сверлим отверстие, очень стараясь сохранить перпендикулярность сверла к лыже. Тут шуруповерт или электродрель предпочтительней ручной дрели.
При сверлении сильно на дрель не давим. Помним, что лыжа это слоеный пирог и начинка у нее не сильно прочная.
Ставим крепление на первый шуруп. Прикладываем подпятник. Внимательно выравниваем крепление. Придерживая переднюю часть, убираем подпятник и намечаем два других отверстия.

Не следует защелкивать переднюю скобу крепления. Под ней как раз расположен передний шуруп. В коробке крепления лежат с не защелкнутой скобой. Как правило все начинают вертеть крепление и защелкивают скобу.

Если скобу случайно защелкнули, то делаем так. Одну отвертку с диаметром стержня 4 мм вставляем в паз, куда вставляется стержень ботинка, а второй отверткой аккуратно поддеваем скобу вверх.Лучше ее снять и отложить в сторону до конца монтажа.

Шурупы я ставлю без клея. Натяг в отверстии очень хороший и в клее на мой взгляд нет никакой необходимости.

Аналогично поступаем со второй лыжей.

Более подробно и в динамике процесс установки лыжного крепления показан на видео. Здесь я устанавливал крепления SALOMON SNS SKATE для конькового хода на новые лыжи.

Как на профессиональном, так и на и любительском уровне - пожалуй, один из самых популярных способов зимнего времяпрепровождения огромного количества людей. Кто-то предпочитает активно отдохнуть на ближайшем пункте проката этого спортивного снаряжения, ну, а кто-то целенаправленно едет на известные горнолыжные курорты, в принципе, за тем же.

Вы можете даже получить бумажные приспособления или универсальные приспособления, чтобы помочь с самонастраиванием. Убедитесь, что вы знаете, что делаете, или вы можете разрушить свои новые большие лыжи. Техники также используют специальные буровые долота, чтобы не допустить бурения полностью через лыжи. Размеры бурового долота варьируются для типов лыж: дерева, композита, металлических сердечников и детских лыж. После того как технические специалисты очищают стружку от отверстий, они вставляют немного клея, чтобы помочь закрепить винты.

От чего зависит выбор крепления?

Безусловно, одну из главных ролей в качественном и приятном катании играет непосредственно сам инвентарь. Ассортимент лыж сегодня очень велик, причем отличаются они как по маркам производителей, так и по своему назначению (беговые, горные, прыжковые). Широк и ценовой диапазон, поэтому стоит сразу определиться с планируемой на покупку суммой.

Затем они привинчивают привязки к лыжам. После того, как клей высохнет, они корректируют привязки и проверяют их для соответствующего выпуска. Переплетным ремешкам необходимо выполнить две регулировки в соответствии с вашей загрузкой по длине и давлению. Длина вашей подошвы, миллиметровое измерение, обычно отпечатывается на пятке или стороне. Используя отвертку, техник настраивает палец на эту длину.

Высота или давление ног должны соответствовать вашей загрузке. Некоторые привязки автоматически регулируют высоту носка до загрузки; другие требуют, чтобы сертифицированный специалист сделал минимальную настройку менее чем на полмиллиметра. Это позволяет вашей загрузке работать с антифрикционным устройством, которое находится под носком.

Порой любители зимних катаний сталкиваются с весьма серьезной проблемой. Как правильно установить крепления на лыжи? Доверить процесс монтажа можно и специалистам, но при желании сэкономить часть финансовых средств и просто приобрести дополнительный опыт стоит разобраться в технологии этой работы самостоятельно.

Из чего состоит лыжное крепление?

В конструкцию этого элемента, который призван обеспечивать безопасность, входят пятка и передняя головка, которые обязательно должны быть отрегулированы в соответствии с параметрами конкретного человека (вес, размер ботинка и т. п.).

Чтобы укрепить связующий каблук к ботинку, необходимо сместить привязку к пятке ботинка. Используя отвертку, техник сдвинет фиксацию на место, а затем проверит ее. Если застрял слишком сильно, сапог не будет выпущен; если он слишком свободен, загрузка просто выскользнет.

Техник также проверит лыжные тормоза, чтобы убедиться, что они являются правильной шириной для ваших лыж и что они работают правильно. Тормозные рычаги должны лежать ровно или параллельно с лыжами, когда багажник находится в переплёте. Когда фиксация освобождается, тормоза должны поворачиваться вниз и назад.

На самом креплении находятся специальные штыри, функция которых заключается в фиксировании ботинка. Также имеются особые скобы и изгибы, позволяющие ноге свободно двигаться внутри, но не дающие ей соскользнуть. Обычно эти элементы имеют форму носка ботинка, что не может не сказаться положительно на удобстве катания.

Пятка крепления призвана обеспечивать лыжнику безопасность во время падений. В современных образцах такая способность называется вертикальной эластичностью. Кроме того, с помощью этой части крепления значительно снижается уровень вибраций, поступающих на ботинок.

Это относится к силе, необходимой для привязки для выпуска ботинка, чтобы уменьшить вероятность или тяжесть травмы. Помните те смущающие вопросы, которые задал лыжный техник, когда вы принесли свои снаряжения? Вот где они вступают в игру. На вашей привязке этот номер устанавливается на носок и на каблуках.

Чем ниже значение параметра или число, тем меньше силы требуется для того, чтобы ваша привязка была выпущена. Это особенно важно, когда ваше тело движется в одном направлении, а на лыжах другое. Привязки, которые выпускают, могут предотвратить вращение колени в неправильном направлении.

Как обеспечить монтаж фиксатора?

Итак, правильное крепление лыж осуществляется отчасти с помощью надлежащего просверливания. Делать нужно это не на глаз и не с применением меток. Зачастую у производителя можно приобрести специальный кондуктор, благодаря которому будет гарантирован хороший результат.

Для проделывания отверстий существует большой выбор сверл, каждое из которых подходит тому или иному типу лыж: сечение 4,1x9,5 мм - для металлических покрытий, 3,5x9,5 - для деревянных, а 3,5x7 мм станет хорошим решением для юниорского спортивного снаряжения, толщина которого меньше, чем у взрослых моделей.

Как установить лыжные крепления

Следовательно, привязки будут легче освобождаться. Для взрослых старших или промежуточных лыжников число может быть увеличено, чтобы приспособить увеличенный вес, где-то между 3 В противном случае их вес только заставил бы их выскочить из своих привязок на каждом повороте.

Лыжникам, которым нравится скорость и прыгать с парковки, возможно, придется пройти с более высокой установкой 6. Гонщики, профессиональные лыжники и горные лыжники используют самые высокие настройки, около 8. Чем выше установка, тем больше риск и тем больше вы должны полагаться на свои навыки, чтобы освободить вас от крутильного падения.

После просверливания всех необходимых отверстий в полотне лыж в каждое из них добавляется небольшое количество клея, а затем уже монтируется само крепление. Винты должны входить плотно, без сдвигов.

Эта информация может стать полезной во время размышлений над тем, как установить крепление на лыжи.

Беговые лыжи: установка креплений

Именно эти элементы позволяют четко передавать усилия и устанавливать направление скольжения при движении как в классическом стиле, так и в коньковом. Очень важно сделать акцент на том, как правильно установить крепления на лыжи для бега, поскольку без этих знаний даже хорошо подобранное снаряжение не только не сможет доставить от катания абсолютно никакой радости, но и способно подвергнуть владельца серьезной опасности.

Какие инструменты нужны для установки креплений на лыжи

Однако этого не следует рассматривать. Ваш сертифицированный лыжный техник проверит выпуск ботинок из привязок. Так как выпуски с фиксацией пальцев с крутящим движением и выпуском каблука с резким усилием вперед, специалисты имитируют эти действия, чтобы обеспечить освобождение связок.

Вы также должны проверить свои привязки. С вашими ботинками на ногах, перейдите в привязку и нажмите, чтобы установить их. Затем возьмите, чтобы надавить на вашу спину, чтобы освободить себя. Если его слишком легко снять, вам может потребоваться более высокая настройка.

Одно из них - устаревшее Nordic Norm 75мм, называемое в массах "рантовым". Главным его достоинством является относительно невысокая цена, но в остальном его технические характеристики оставляют желать лучшего. Стопу оно фиксирует плохо и, несмотря на жесткое крепление мыска ботинка, вся подошва скользит из-за недостаточной поперечной и продольной устойчивости. Коньковый стиль бега в этом случае практически невозможен, а классический выходит немногим лучше. Такая установка креплений на не принесет владельцу удовольствия от катания, поэтому следует уделить внимание двум другим типам фиксаторов.

Порядок установки креплений на беговые лыжи

Опытные лыжники получают свои переплеты, проверенные каждый год сертифицированными специалистами. Таким образом, если что-то изменилось, как в весе или высоте, техник может внести необходимые корректировки, чтобы вы были более безопасными на склонах. Измерьте дважды, вырезайте один раз - Правило Карпентера.

Монтажные привязки - довольно простая операция, если вы имеете дело с популярным связыванием, в котором у вашего местного магазина есть приспособление. Спасите себе время и хлопоты и платите им за это. Единственное исключение - если вы знаете, что они не потеют детали. В этом случае вам нужно убедиться, что ваши привязки установлены правильно; Найти другой магазин или сделать это самостоятельно.

Эти образцы принадлежат моделям нового, инновационного поколения. К ним относятся система SNS и система NNN.

Будет довольно непросто сравнивать эти два крепления, поскольку каждое из них представляет собой устройство с крайне высокими эксплуатационными показателями.

Какие инструменты нужны для установки креплений?

Выясните, где вы хотите, чтобы ваша нога находилась на лыжах. В общем, рекомендация производителя относится к знаку загрузочного центра, соответствующему соответствующему знаку загрузочного центра на лыжах. Единственным вариантом этого является, как правило, привязка привязки вперед. Если вы находитесь в парке местности и переключаетесь на землю, вы можете переместить привязку целых 3 см вперед. Для использования в качестве специальной порошковой лыжи перемещение точки крепления примерно на 1 см довольно распространено.

В основе функционирования этих двух систем лежит технология применения флексоров и направляющих, что существенно упрощает задачу того, как поставить крепления. На лыжи с такими фиксаторами подошва ботинок ложится крепко и удобно, а дополнительная стабилизация при катании и классическим, и придает ощущение уверенности и весьма облегчает процесс передвижения.

Как только вы узнаете, где смонтировать, если это вообще возможно, одолжите зажим для крепления вашей привязки. Если нет зажимного приспособления, помните, что без монтажного зажима правила правил плотника. Ошибки могут возникать при печати из-за изменения размера и неконтролируемых сдвигов в положениях, в которые попадают пиксели чернил. Поэтому разумный монтажник должен усомниться в точности любого бумажного зажима.

Гораздо проще просто покрыть лыжную платформу липкой лентой в критических местах, а затем сделать отметки на липкой ленте карандашом. Если вы ошиблись, сорвите его и начните снова. Откуда вы знаете, если это неправильно? Вы использовали правило Карпентера и поймали его, когда вы снова измерили, просто чтобы быть уверенным. Маскирующую ленту слишком легко писать для переписывания мест и периметра деталей для выравнивания.

Функциональные особенности систем крепления SNS и NNN

Уровень фиксации каждого из этих двух образцов является туристическим, иногда даже оснащенным автоматическим застегиванием. Такой вариант прекрасно подойдет для лыжников-любителей, чьи навыки катания еще не слишком хорошо развиты.

Как установить крепления на горные лыжи?

Удостоверьтесь, что у вас есть отметка центра лыжного ботинка на вашем ботинке и лыжи. Если вы это сделаете, выровняйте их, затем отложите полоску маскировочного крана перед ботинком, чтобы немного позади пятки с продольной полосой вниз по центру лыжи. Вам не нужно быть здесь совершенным, вы нарисуете линию позже, точную осевую линию.

Установка креплений на лыжи

Затем поместите горизонтальные полосы ленты, где грубые части пятки и пятки будут примерно такими же. Теперь вы готовы начать разметку. У вас нет одной или другой линии для лыжных ботинок? С альпийским ботинком просто измерьте расстояние между носком и пяткой и отметьте половину точки. Для тележку, измерьте от 3-контактной линии до пятки, затем отметьте половину расстояния вперед от пятки.

Система SNS появилась немного раньше, и главное ее отличие заключается в том, что в конструкцию крепления входит всего одна продольная составляющая, в то время как у типа NNN их две.

Не секрет, что основная разница между беговыми и горными лыжами - это связь ботинок у первых с тем или иным образцом креплений. А поскольку различия двух вышеназванных систем совсем незначительные, то здесь акцент должен делаться исключительно на выбор обуви. Определившись с тем, как правильно установить крепления на лыжи, следует подобрать ботинки, которые будут соответствовать стилю катания и отличаться неповторимым комфортом и дизайном, а уже затем разобраться со стандартом их фиксации.

Для лыж вы либо должны найти, где находится центр лыжных ботинок, в соответствии с имеющимися у производителей сведениями, либо использовали старомодную догадку с использованием точки баланса или аккордового центра, а затем приспосабливаясь к вашей прихоти. Балансовая точка - это то, на что это похоже, точка, где лыжи, подвешенные на одном месте, будут балансировать и уложить уровень. Центр аккорда является центральной точкой в ​​прямой линии между поднятым кончиком и хвостом лыжи. В те дни, когда телеобъективы были установлены с контактами на центре аккордов, мы обнаружили, что 1-2 см вперед почти всегда дают лучшие результаты.

Крепления для горных лыж

Этот вид спортивного снаряжения подходит, как становится ясно из названия, только для катания по склонам. Для бега такие лыжи не приспособлены, так как они имеют иные параметры длины и ширины, а также отличаются от других образцов своими техническими характеристиками . Но, так или иначе, крайне важно знать, как поставить крепления на лыжи этого типа, поскольку спуски с вершин требуют повышенного уровня безопасности, обеспечить который можно только благодаря надежной фиксации всей конструкции на ноге.

Это также имело тенденцию совпадать, в пределах 5 мм, с той же точкой крепления, что и центр лыжных ботинок, как рекомендовано горнолыжными компаниями. Итак, теперь вы можете интерпретировать в своем сердце, как это реализовать. Это важная часть хорошей работы по монтажу любых привязок. Преимущество зажимного приспособления при правильном использовании заключается в том, что он легко находит осевую линию. Просто убедитесь, что зажим прилегает к верхней части лыжи, а затем затяните самоцентрирующиеся руки вокруг лыж.

Центральные отверстия теперь будут выровнены с осевой линией лыжи. У вас нет приспособления с центрированными отверстиями? Используйте компас для определения осевой линии. От линии лыжных ботинок, с обеих сторон, нарисуйте линию на кончике и задней стороне лыжи. Там, где линия писца пересекается с каждой стороны, она будет центральной точкой лыжи в этом положении. Теперь соедините точки, и у вас есть продольная осевая линия, чтобы выровнять привязки.

Порядок установки креплений для горных лыж

Во избежание некачественного результата работы все действия для снаряжения этого типа нужно выполнять строго по следующей инструкции:

1. В центре тяжести лыжи, найти который можно и собственноручно, очерчивается линия.

Используйте зажим для бумаги для критических измерений, например, расстояние между связанными частями или выравнивание каждой детали по длине и ширине лыжи. Ключевая часть этого совета - сверление прямо вниз, идеально перпендикулярное верхнему листу. Лучший способ застраховать это с помощью приспособления. Бурильный пресс - еще один звездный вариант, если он у вас есть. Или вы можете это понять - если вы хороши и чувствуете себя счастливыми. Дважды проверьте размер и шаг резьбы для винтов, которые вы используете.

Нажатие является одним из ключей к твердому удерживанию на лыжах. Нарезание резьбы разрезает цилиндрическую поверхность отверстия в соответствии с резьбой винта, который в сочетании с клеем максимизирует удержание, чтобы предотвратить ослабление винтов.

2. Крепление укладывается так, чтобы его передний край доходил как раз до нарисованной метки. В фиксатор аккуратно вставляется ботинок, который поправляется так, что все его основание располагается по центру, поскольку только в этом случае установка креплений на горные лыжи будет правильной.

3. Затем ботинок снимается, а в месте его расположения через дырочки в фиксаторе делаются небольшие отверстия, которые можно проделать шилом или сверлом с сечением 1,5-2 мм в диаметре. Далее при помощи отвертки или шуруповерта заворачиваются прилагающиеся в комплекте саморезы.

Он никогда не чувствует себя хорошо распределенным, как брызги в клей, но, когда эти шаги соблюдаются, у меня никогда не было ни одной неудачи. Он смазывает винт, когда вы его затягиваете, поэтому он не разрывает ядро ​​и не связывается при сушке, герметизируя влагу. Честно говоря, если вам нужна реальная сила удержания, которая сохраняет повторяющийся характер телепокрытия под контролем или просто держится при разрушении посадки 30-футового уровня, используйте эпоксидную смолу. Это абсолютно сильнее, все остальные части горы равны.

Используйте эпоксидную смолу с медленным отверждением при комнатной температуре . Вытащите эти лыжи из своего замороженного гаража на ночь. Ребята из Вуале повернули меня на клей Гориллы. Он пенится, но это дает ему давление, чтобы разложить и покрыть каждый квадратный нанометр метра поверхности между винтом и ядром лыжи.

4. Ботинок плотно закрепляется в проделанных дырках. При этом важно соблюсти весь алгоритм действий так, чтобы в конце всей работы фиксатор был в меру жестким, комфортно облегал ногу и соответствовал всем требованиям норм безопасности при катании.

Эта инструкция поможет разобраться в том, как правильно установить крепления на лыжи, предназначенные для езды по горам и крутым склонам.

На сегодняшний день, как правило, для беговых лыж всех категорий используются две конкурирующие системы креплений - SNS (разработчиком является компания SALOMON ) и NNN (разработчик - ROTTEFELLA ), а так же их модификации.
Методики установки креплений различных конструкций на лыжи могут значительно различаться, но при установки любых видов креплений неизменными остаются требования: обеспечить управление лыжей и маневренность движения, обеспечить надежность соединения лыжного ботинка и лыжи, сохранить прочность лыжи в месте установки крепления.

Необходимо так же учитывать, что рабочие свойства лыжи зависят от положения установленного крепления и от качества и надежности установки крепления на лыжу.

Установка креплений на беговые лыжи

Обе указанные выше системы имеют широкие линейки различных моделей креплений нацеленных на самые разнообразные группы пользователей - от лыжных гонщиков олимпийского уровня, до детей, любителей прогулок и лыжных туристов.
В зависимости от назначения крепления различаются весом, прочностью, жесткостью фиксации ботинка. Но для всех видов креплений неизменными остаются требования - обеспечение:

  • необходимой надежности фиксации ботинка и лыжи,
  • маневренности и управления лыжей,
  • сохранение прочности и надежности лыжи.

Практически все современные системы лыжных креплений для беговых и прогулочных лыж обеспечивают сочленение ботинка и крепление с помощью скобы в подошве ботинка, которая захватывается креплением. Для традиционных видов креплений всех систем - и Salomon SNS и Rottefella NNN стандартом считается установка крепления таким образом, чтобы ось крепления скобы ботинка совпадала с осью центра тяжести лыжи.
Фирмы производители лыж стремятся обеспечить оптимальные свойства лыж именно для случая установки крепления по центру тяжести. При этом обеспечивается максимальная прочность лыжи, оптимальная «работа» - соотношение жесткости и эластичности лыжи, наилучшая балансировка и управляемость лыжи. К сожалению, при потоковом производстве лыж, особенно при использовании натуральных материалов, достичь абсолютной идентичности лыж практически невозможно. Поэтому большим шагом стало создание системы NIS, которая не только значительно облегчает процесс установки крепления на лыжу, но и позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже.
Как правило, современные лыжи в зоне установки креплений имеют специальную платформу, обеспечивающую необходимую прочность и надежность фиксации крепления на лыже. Но неумелыми действиями при установке креплений можно нарушить внутреннюю структуру лыжи, что приведет к снижению ее прочности и к печальным поломкам.
Для установки крепления на лыжу желательно пользоваться специальным инструментом, который обеспечивает удобство и надежность работы.
Для установки креплений потребуются:

  • кондуктор или шаблон для разметки отверстий на лыже;
  • линейка ,
  • сверло (диаметром 3,6мм или 3,4мм),
  • дрель,
  • карандаш или маркер для разметки,
  • клей,
  • отвертка
  • пара лыж и пара креплений.

Разметка

С помощью линейки находим центр тяжести лыжи и помечаем его маркером.

Для разметки отверстий лучше всего воспользоваться специальным «кондуктором», который позволяет точно позиционировать положение сверла.

Устанавливаем кондуктор, который соответствует типу крепления - Salomon SNS или Rottefella NNN , таким образом что бы совпали размеченный центр тяжести на лыже и соответствующая метка - SKI BALANCE на кондукторе.

Если такого кондуктора нет, то можно воспользоваться бумажным шаблоном. Как правило, крепления комплектуются таким бумажным шаблоном .

Если же нет и бумажного шаблона, то можно просто приложить к лыже устанавливаемое крепление таким образом, что бы совпала разметка центра тяжести на лыже и ось фиксации скобы ботинка. Отверстия, указанные на шаблоне помечаются карандашом или небольшим нажатием шила через отверстия крепления. Но этот способ разметки отличается очень низкой точностью, поэтому мы крайне не рекомендуем так делать. При этом необходимо учитывать, что современные крепления имеют смещающиеся детали и разметка отверстий под шурупы, фиксирующие платформу, должна производиться при закрытом и собранном креплении, иначе Вы получите смещение отверстий на 1-2 см.

При установке обязательно используйте шаблон или кондуктор соответствующий типу креплений. Обратите внимание - на снимке хорошо видно что для креплений системы Rottefella NNN все отверстия крепления сверлятся впереди оси центра тяжести, а на креплениях системы Salomon SNS - ось центра тяжести проходит под креплением.

Сверление отверстий

Для сверления отверстий желательно использовать дрель с регулировкой оборотов и специальные сверла, которые обеспечивают необходимый диаметр и глубину отверстия.
При использовании специализированного оборудования:
специальное сверло имеет расширение, которое обеспечит центровку сверла в отверстии кондуктора и остановку сверла на необходимой глубине. Сверление производится с легким нажатием на средних оборотах.
При сверлении стандартными сверлами, для установки креплений Rottefella используется сверло 3,4мм , для установки креплений Salomon сверло 3,6мм . Глубина сверления - 10мм.

Установка крепления

Перед установкой крепления отверстия необходимо залить клеем для установки креплений, клей заливает трещины оставшиеся после вкручивания шурупа и обеспечивает гидроизоляцию и дополнительную прочность. Если отверстию не обеспечена гидроизоляция, то при использовании лыж вода будет проникать в полость лыжи и приводить к гниению внутренних структур лыжи и поломкам, это особенно характерно для лыж с сотовой структурой и изготовленных с использованием натуральных материалов.
В сервисных центрах используются специальные фирменные клеи Salomon и Rottefella. Возможно использования клея ПВА, он обеспечивает необходимую герметичность и дополнительную прочность.
Использование эпоксидных смол крайне не желательно, т.к. растворители смолы могут повредить элементы конструкции лыжи, особенно лыжи с пенопластовыми сердечниками.
Крепление к лыже приворачивается с полной фиксацией, люфты совершенно не допустимы.
После установки необходимо дать высохнуть клею в течении 10-12 часов.

Установка креплений на лыжу с предустановленной платформой NIS

Использование креплений системы Rottefella NIS значительно облегчает процесс установки креплений, а так же позволяет производить регулировку положения крепления на лыже относительно центра тяжести.

Для использования креплений NIS нужны специальные лыжи с соответствующей платформой. На сегодняшний день таки лыжи выпускаются фирмами Madshus и Rossignol.

Для установки крепления на лыжу крепление заводится по направляющим до «щелчка».

Так же по направляющим устанавливается подпятник. Подпятник фиксируется в нужном положении с помощью специального ключа, который прилагается к каждой паре креплений.

Для более дешевых моделей креплений установка подпятника не требует специальных приспособлений.

Система NIS позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже для каждой пары лыж, с учетом текущего состояния трасс и погодных условий. Регулировка положения крепления может производится перед каждой тренировкой или даже во время тренировки. Регулировка осуществляется тем же специальным ключом - крепление смещается на заданное число «щелчков» и фиксируется в новом положении.

Скорость и простота установки креплений таким образом выходят на новый уровень. Помимо этого, можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.

В магазинах Спортивная Линия работают специалисты, которые на специальном оборудовании помогут Вам быстро и качественно установить крепления. При покупке лыж и креплений в наших магазинах установка креплений производится бесплатно.

Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

Выбор ботинок

В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

  • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
  • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
  • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
  • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
  • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
  • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
  • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

  • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
  • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
  • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

Выбор креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
  • передние (Nordic 75);
  • с «желобом» (система SNS);
  • с «рельсами» (система NNN).
Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
Остановимся о каждом из креплений подробнее.
Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
К слову, крепления бывают двух видов:
  • автоматические;
  • механические.
В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

Горные лыжи
В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
По способу застегивания они делятся на:

  • застегивающиеся вручную;
  • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
  • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!