Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Конспекты занятий по плаванию для старшей группы детского сада. Конспект сюжетного занятия по плаванию. Старшая группа. Тема: «Золотая рыбка

Курекина Анна Владимировна, инструктор по физической культуре (плавание) ГБОУ Школа 2009 СП-12

Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию для детей подготовительного возраста "Путешествие в страну математики"

Цель:
Продолжать закаливать организм ребёнка, повышая его сопротивляемость простудным заболеваниям.
Задачи:
Создать у детей эмоциональный настрой, закреплять и совершенствовать навыки и умения, приобретенные при обучении плаванию погружение под воду с головой, принимать безопорное положение в воде, закреплять движение рук и ног во время плавания кролем, и рук брассом.
Закрепить навык счёта в пределах 10. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), умение находить признаки, их сходство и различие. Продолжать развивать умение группировать предметы по признакам большой, маленький, устанавливать размерные отношения между предметами.
Инвентарь: 2 Обруча, маленькие мячи, большие мячи, геометрические фигуры, кольца большие и маленькие, дорожка поплавок.
Инструктор : Здравствуйте дорогие ребята. Я хочу с вами сегодня отправиться в страну математики. На почту детского сада вчера пришло письмо. В котором написано, что дети подготовительных групп идут в школу. А для того чтобы потвердеть свои знания нам нужно сплавать в страну математики и потвердеть свои знания. О том, что вы готовы идти в школу 1 сентября. Но сначала нам нужно хорошо размяться на суше.
ОРУ подводящие к плаванию.
1. Ходьба на месте; ходьба с высоким подниманием колена, руки
на поясе, как «лошадки». Подскоки на месте.

2. «Руки брасс».
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
3. «Руки кроль».
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Одной – другой – это кроль.
4. «Прыжки».
А теперь прыжки на месте
Ноги врозь и ноги вместе.
И.П. – ноги вместе, руки прижаты к телу. Подскок – ноги на ширине плеч, руки развести в стороны.
5. «Звезда».
И.П. – ноги на ширине плеч, руки до отказа разведены в стороны ладонями вперед. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание. (Повторить 3-4 раза.)
6. «Поплавок».
И.П – ноги на ширине плеч, руки внизу. Руки развести в стороны, набрать побольше воздуха, задержать дыхание. Присесть, прижав подбородок к груди и руками плотно обхватить ноги. Сохранить положение в течении 10-15 сек. (Повторить 3-4 раза.)
7.«Фонтанчики» - и. п. сидя, руки в упоре сзади, двигать прямыми
ногами вверх – вниз попеременно как при плавании «кроль».
8. «Насос» - и. п. стоя в парах лицом к друг другу, держась за руки,
поочередное приседание с выдохом.
9. Дыхательная гимнастика
Море волнуется передо мною
Бьется о берег волна за волною.
И.П – ноги на ширине плеч, руки внизу. Плавно поднять руки вверх через стороны поднимаясь на носочки. С волнообразным движением кистей плавно опустить руки вниз, с выдохом со звуком ш-ш-ш.
Инструктор: Молодцы мы все размялись. А сейчас отправляемся путешествовать в страну математики. Плывем с использованием различных упражнений. Дети спускаются в бассейн.
Упражнения в воде:
1. «Стрелочка»
И.п.: стоя, руки вверх «стрелочкой».
Дети, оттолкнувшись от пола, скользят по воде на груди - 2 раза.
2. «Торпеда»
Дети плывут на спине ноги и руки работают кролем, - 2 круга
3.«Солдатик»
И.п.: стоя, руки прижаты к туловищу.
Плывут кролем на спине ноги работают кролем – 2 круга
4 «Брасс»
И.П. стоя между ног зажата колобашка для плавания
плавание на спине одними руками стилем «брасс» - 2 круга
Инструктор: Ребята мы свами плыли, плыли и наконец приплыли да страны математики. И вот вам первое задание.
Задание №1 «Задачки»
1.В пруду плавали две лягушки каждая съела по три мухи.
Сколько мух съели две лягушки. (Ответ 6)
2.По дну бассейна разбросали десять игрушек.
Катя достала 2 игрушки, Антон достал 1 игрушку, Вика достала 3 игрушки
Сколько осталось игрушек на дне. (Ответ 4)
3. В реке плавало 3 окуня, 1 сом, и 5 щук. 2 щуки уплыли.
Сколько рыб осталось плавать в реке (Ответ 7)
Задание №2 «Обруч»
Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».
Материал. Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.
Содержание.
Вариант 1 . На воде лежит два обруча разных цветов. И геометрические фигуры. Инструктор предлагает положить все красные и синие фигуры внутри обруча, все остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные и синие). Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (фигуры).
Вариант 2. Инструктор предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).
Вариант 3. Инструктор предлагает положить внутри обруча круглые фигуры. Какие фигуры оказались в не обруча? (не круглые).
Вариант 4. На воде лежит один обруч, большие и маленькие мячи. Инструктор предлагает положить большие мячи внутри обруча. Какие мячи оказались вне обруча? (не маленькие) Посчитайте большие.

Инструктор: молодцы ребята вы справились с заданием мы с вами продолжаем дальше.
Задание №2 Игра «У кого меньше».
Дети делятся на две команды. Команды становятся друг напротив друга, между ними на воде лежит дорожка-поплавок. Каждой команде выдаётся по 5 мячей. По сигналу инструктора дети перебрасывают мячи через дорожку-поплавок. По сигналу все останавливаются. Затем, подсчитываются мячи. Побеждает та команда, у которой мячей осталось меньше. Игра повторяется 2-3 раза.
Инструктор: дети у нас осталось последнее задание
Задание № 3 Эстафета «Водолазы»
По дну бассейна разбрасываются тонущие игрушки кольца большие и маленькие разных цвета. После сигнала инструктора дети начинают нырять и собирать их со дна, достают и говорят какое кольцо достали (большое или маленькое), какого цвета и сколько штук.
Инструктор: Вот преодолев все трудности в пути, мы добрались ребята до страны математики. И теперь я уверена, что вы готовы идти в школу 1 сентября.

Подведение итогов и вопросы дет ям.

Инструктор : Вот и подошло наше путешествие к концу. Я обязательно передам ваши результаты в школу. Желаю вам здоровья и успехов в школе. До свидания. Дети выходят из воды.

Инструктор по физической культуре БОУ школа 1150 имени дважды героя Советского союза К. К. Рокоссовского Голуб Елена Александровна

ЦЕЛЬ: систематизировать опыт работы по обучению плаванию детей в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ:

  • обобщить опыт работы по обучению плаванию детей младшего дошкольного возраста;
  • показать целесообразность использования элементов одновременной методике при работе с детьми младшего дошкольного возраста;
  • ознакомить с приемами и методами, используемыми мной в работе.

Формирование умения плавать предусмотрено программой со II-ой младшей группы. Но на четвертом году жизни ребенок мало приспособлен к организованной деятельности. В связи с этим, чтобы добиться правильного и успешного выполнения необходимых упражнений и команд нужно сделать занятия интересными и вызвать у малыша сознательное желание выполнять задание. Опыт работы показывает, что это возможно, если превратить урок по плаванию в игру и использовать простые и доступные упражнения.

Малыши достаточно сложно адаптируются к условиям детского сада, часто «отрыв от мамы» вызывает у детей стресс. Мои наблюдения показывают, что малыши лучше, быстрее, менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения детского учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

В методической литературе по обучению плаванию в основном широко рассматриваются методики и рекомендации по занятиям с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, и совсем немного, на мой взгляд, внимания уделяется работе с малышами. А ведь самый большой процент несчастных случаев на воде приходится на 6-10 лет, когда ребенок активно стремится проявить самостоятельность. Поэтому желательно, чтобы к 6-ти годам как можно больше детей овладели навыками плавания.

Если в работе с детьми II-ой младшей группы и средней группы детского сада использовать одновременную методику обучения, то процесс овладения плавательными навыками будет проходить более эффективно.

Можно предположить, что чем раньше начнется процесс обучения, тем больше возможностей обучить большинство детей с учетом индивидуальных данных развития, физической подготовленности и состояния здоровья.

Это открывает хорошие перспективы для систематических занятий плаванием в дальнейшем, для занятий спортивным плаванием, а также снижает вероятность возникновения несчастных случаев на воде.

Я предполагаю, что если использовать элементы одновременной методики при обучении во II-ой младшей группе, то дети быстрее адаптируются к воде и овладевают плавательными навыками, чем если начинать обучения по классической методике.

В широко представленной методической литературе по обучению плаванию в основном подробно освещены материалы по работе с детьми старшей и подготовительной групп, так как классически благоприятными оптимальным возрастом для начала занятий плаванием считается возраст 7-8 лет (из-за организационной готовности детей к этому периоду) . Актуальность данной статьи в том, что возникла необходимость систематизировать свой опыт работы с младшими детьми, т.е. с детьми 3-5 лет, который опирается на широкое использование элементов одновременной методики, разработанной Т.А. Протченко и Ю.А. Семеновым.

Работа проводилась в детском саду, где имеется бассейн 3х7м глубиной 0,7 м. В дошкольном отделении работали четыре группы, из которых две группы - вторые младшие, одна средняя группа, одна старшая и одна подготовительная. Занятия проводились два раза в неделю по 15 минут во второй младшей группе; 20 минут в средней группе и 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной.

В связи с тем, что детский сад посещают в большинстве дети младшего дошкольного возраста, возникла необходимость особое внимание обратить на работу с детьми именно этой возрастной группы и систематизировать свой опыт работы.

В дошкольном отделении проводились физкультурные занятия во всех возрастных группах детского сада, а также индивидуальные занятия с ослабленными детьми и дополнительные занятия по подготовке к соревнованиям «Я умею плавать!» .

Посещаемость занятий в среднем по детскому саду - 70% (с учетом болеющих и временно освобожденных от занятий плаванием детей) .

Если не объявлен карантин, в течение года дети имеют возможность посетить 72 занятия. С учетом карантинов в среднем по детскому саду проводится примерно 60 занятий в год.

Для облегчения процесса обучения в бассейне имеются плавательные доски, мячи, ласты, аквапалки, тонущие и плавающие игрушки. В помощь преподавателю имеется «Уголок спасателя» и литература по методике проведения практических занятий по плаванию с детьми всех возрастов, а также литература по обучению технике спортивного плавания.

Овладение техникой плавания предполагает использование подготовительных и подводящих упражнений, в том числе и на суше. Новые движения рук, ног, дыхание и их согласование выполняются сначала на бортике, а потом переносятся в воду. До последнего времени эти упражнения проводились мной на занятиях по плаванию, занимая при этом до 15% времени урока. Сейчас подготовительные упражнения я перенесла на физкультурные занятия, включив их в подготовительную часть занятия и в ОРУ, тем самым увеличив время нахождения детей в воде.

После овладения детьми вдохов – выдохов в воду, скольжения на груди и спине переходим к разучиванию движений рук и ног, как при плавании кролем. Обучение начиналось с освоения способа «кроль» на груди и на спине. Но не у всех это успешно получалось. К концу учебного года лишь 50% обучаемых детей могли проплывать 14 и более метров без оступания на дно и без вспомогательных средств.

Многие дети стремились выполнить свои произвольные движения руками, подбирая дыхание как им удобно, и при этом дольше оставались на воде в безопорном состоянии. Таким образом оказалось, что не для всех детей «кроль» является любимым и удобным способом.

Со следующего года я решила, после овладения упражнениями на дыхание и техником скольжения разучить с детьми движения рук и ног, как при плавании способами «кроль» , «брасс» , «дельфин» , одновременно. Разучивание было проведено на нескольких занятиях по физкультуре. Далее, в воде детям было предложено проплыть «сколько сможешь» , работая руками «брассом» , ногами «кролем» , руками «кролем без выноса руки» , ногами «кролем» , «брассом» или «дельфином» и т. д. Самым удобным вариантом, как оказалось, стал – руки «брасс» - ноги «кроль» и руки «кроль без выноса руки» - ноги «кролем» . При этом многие ребята быстро научились сочетать плавательные движения со вздохом и выдохом в воду. В дальнейшем я стала работать, сочетая классическую методику (на начальных и последних занятиях) с одновременной (в середине обучения) . К концу учебного года 85% детей старшего дошкольного возраста проплывали более 15 метров любым удобным способом. 50% детей подготовительной группы проплывали 25 метров, что подтвердили соревнования «Я умею плавать!» проведенные в бассейне «Орбита» (г. Зеленоград) на глубокой воде, где команда нашего детского сада заняла первое место и представляла Зеленоград на водно-спортивном фестивале в СК «Олимпийский» (Москва) , участвуя во всех номинациях.

Уверенно держащиеся на воде дети на последних 6-8 занятиях перед соревнованиями быстро освоили основы спортивных способов плавания «кроль» , «брасс» , «дельфин» .

У детей младшей, второй средней групп закрепляются умение и навыки движений в воде, приобретенные в более раннем возрасте (ясельная группа) .

Нужно учитывать, что чем меньше ребенок, тем более образно его мышление. Поэтому все занятия с малышами я провожу в имитационной форме. Чтобы ребенок понял суть задания, он должен представить образ – «лягушка» , «фонтанчик» , «дождик» и т.д.

С начала учебного года на занятиях по физкультуре мы разучиваем движения рук как при плавании «брасс» - «лягушка» , «кроль» - «мельница» , «кроль без выноса рук» - «собачка» ; ног – «лягушка» , «ножницы» . На занятиях по плаванию дети быстро вспоминают эти движения и пытаются выполнить их в воде, опираясь ногами за дно или держась за бортик, или с поддерживающим средством (доска, мяч) .

Первое занятие малышей – это экскурсия в бассейн, знакомства с правилами, которые они должны соблюдать. Очень хорошо если в раздевалке детей встретит какой-нибудь сказочный герой (переодетый взрослый сотрудник детского сада) и расскажет им об этих правилах, покажет душевые, объяснит, зачем это нужно, а потом проведет в помещения бассейна. Затем дети подготовительной группы показывают малышам свое умение плавать и игры на воде. Демонстрация этого должна вызвать у малышей желание войти в воду, поплескаться и поиграть в ней с другими детьми.

Занятия с малышами проводятся по следующей схеме.

В подготовительной части занятия дети выполняют упражнения «дождик» (сидя на бортике опустить ноги в воду, выполнить движения ногами вверх, вниз – сделать «дождик» ) . Затем, спустившись в воду и держась рукой за бортик, пройти по периметру бассейна в обе стороны.

Далее переходим к упражнению на дыхание и погружение лица в воду. Здесь я широко использую плавающие игрушки. Такие упражнения как «подуть на кораблик» , «сделай ветер» , «утки» - довольно быстро помогают детям вспомнить или научиться выполнять вдох – выдох в воду.

В основной части занятия, держась руками за бортик или доску, выполняем движения ногами способом «кроль» , «брасс» - «ножницы» , «лягушка» . Постепенно учимся выполнять эти упражнения с погружением лица в воду. С первых уроков передвигаемся по бассейну, выполняя движения руками, как при плавании способом «брасс» - «лягушки» способом «кроль» - «мельница» . Я добиваюсь выполнения этого упражнения с погружением лица в воду.

Когда дети начинают безбоязненно отрывать ноги от дна и опускать лицо в воду, т.е. освоены все предыдущие этапы, мы переходим к разучиванию скольжения – «стрелка» .

На следующем этапе детям предлагается поработать ногами и руками в разных сочетаниях, выполняя движения рук и ног, имитирующие «лягушку» , «мельницу» , «ножницы» , «хвостик» (ноги «дельфин» ) и при этом доплыть «на другой берег» . Опыт показывает, что дети во II-ой мл. группе выполняют задание с удовольствием. Занятия вызывают интерес и концу учебного года 30% детей могут удержаться на воде без поддерживающих средств до 5-7-и метров во второй младшей группе и 60% в среднем.

«Работа с детьми младшего дошкольного возраста в бассейне в период адаптации к детскому дошкольному учреждению» (конспект занятия) .

Цель: учить самостоятельно передвигаться по бассейну, воспитывать безбоязненное отношение к воде, развивать координацию движений.

Ход занятия:

Дети заходят в бассейн. Вбегают золотые рыбки (дети старшего дошкольного возраста) :

Здравствуйте, ребята!

Мы рыбки золотые
В бассейн к вам приплыли.
Хотим всем показать
Чему нас научили.

Дети садятся на скамейку. Золотые рыбки показывают танец в воле иод музыку с элементами спортивного и синхронного плавания.

Воспитатель:

Золотые рыбки, а что нужно делать для того, чтобы научаться так плавать?

Рыбки:

Нужно делать разминку.

Дети вместе с рыбками выполняют комплекс подготовительных упражнений под музыку.

Воспитатель:

Давайте, ребята, посмотрим, какая хорошая водичка в нашем бассейне.

  • Проводятся упражнения:

Упражнение «Дождик»

Сидя на бортике работать йогами по воде как при плавании «кролем»

Дети спускаются в воду

Упражнение «Умываемся»

Упражнение «Путешественники»

Ходьба по дну бассейна, держась за бортик попеременно правой и левой рукой

Упражнение «Ветер на море»

В кругу, взявшись за руки, подуть па воду.

Упражнение «Пузырики»

Упражнение

Держась руками за бортик:

  • прыгать верх
  • работать ногами как при плавании «кролем»

Игровое упражнение «Кораблик»

Игровое упражнение с мячом «Дельфин»

Упражнение

Бросить мяч вперед из-за головы, догнать, «приплыть» к бортику, держась за мяч руками.

Игровое упражнение «Перевези игрушку на другой берег»

Игровое упражнение «Рыбаки»

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо играли. Понравилось вам у нас? Тогда

приходите еще. А сейчас вам пора одеваться и идти в группу.

В средней группе большинство детей, кроме вновь прибывших и тех, кто много занятий пропускал в прошедшем году, уже хорошо адаптированы и без труда выполняют скольжение и «торпеду» (руки «стрелка» - ноги «кроль» ) . Они легко проплывают с доской 15-25 метров, выполняя выдох в воду.

Параллельно с совершенствованием и закреплением этих упражнений мы начинаем разучивание способов плавания в полной координации. Дети знакомятся со способами – «кроль» , «дельфин» , «кроль на спине» .

В процессе обучения использую вспомогательные средства – доски и ласки. Для принятия правильного положения тела и головы предлагаю детям задания с проплыванием в обруч и под натянутую веревку.

Те, у кого плавание спортивным способом вызывает сильные трудности, продолжает осваивать плавание «своим» способом по одновременной методике.

3-4 раза перед соревнованиями при добровольном желании родителей, по воскресеньям, я занимаюсь с детьми на «большой» воде в бассейне МИЭТ. Те, кто проплывает в детском саду 2-3 круга без оступания на дно (28-42 м.) , часто уже на первом занятии на глубокой воде без труда проплывают 25 метров «любимым» способом. Преодолеть страх перед глубокой водой помогает прыжок «соскок» в воду ногами вниз «солдатиком» , потому что использование учебных прыжков в воду значительно облегчает и ускоряет процесс адаптации с водой, обучение проходит более эмоционально. Первые прыжки можно разрешить сделать ребенку, держась руками за шест. Вначале дети проплывают25 метров с глубокого места на мелкое место с доской в руках 2-3- раза. Далее без доски, рядом со мной, по одному, мы пытаемся проплыть 25 метров. Как правило, все, кто хорошо плавают в малом бассейне детского сада на третье занятие легко и без страха, самостоятельно проплывают 25 метров.

Наша команда принимает участие в фестивале «Я умею плавать!» ежегодно. Мы полностью выполняем все условия программы соревнований, т.е. проплывание 25 метров по глубокой воде, показывая четыре способа плавания поочередно, 2-4 ребенка проплывают 50 метров вольным стилем. Каждый из последних 5-ти лет команда становится финалистом Зеленоградского этапа водно-спортивного праздника «Я умею плавать!»

Уроки по плаванию успешно реализуются по методике Т.А. Протченко, т.е. одновременно обучение из всех составляющих элементов выделяют основные, освоение которых способствует быстрому изучению в целом и формированию более прочного плавательного навыка. Таковыми являются движения рук в сочетании с дыханием при плавании «кроль на груди» , движение ног при плавании «брасом» , движение туловищем в сочетании с движением ног при плавании «дельфин» . Затем осваиваются остальные движения.

При проведении занятий по плаванию нужно способствовать обогащению двигательного опыта приобретенного на физкультурных занятиях, прогулках и удовлетворить естественную потребность детей в движениях. Это одна из задач. Стремясь к её выполнению необходимо учитывать уровень развития каждого ребенка, и его индивидуальные способности. К проведению каждого занятия необходима соответствующая подготовка помещения (проветривание, санитарная обработка) , рациональное распределение материала необходимого для занятия.

Можно пользоваться следующими приемами обучения основным двигательным навыкам с детьми дошкольного возраста:

  1. Прием оказания помощи при выполнении движения. (Основной приём при формировании навыков у детей младшего возраста) . Особенно эффективен при сочетании со словесными указаниями, пояснениями.
  2. Речевые указания: чаще всего в сочетании с показом, игровыми приемами, в форме конкретного задания. Например: «принеси мяч» , «собери рыбок в корзинку» и т.д.
  3. Внесение игрушки: повышает эмоциональную насыщенность занятия.

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Праздник - это эффектная форма активного отдыха детей. Источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях.

Праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей, сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям, поддерживать хорошие дружеские отношения между собой. У ребенка воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и коллективных успехов

Ежегодно в бассейне проводятся спортивно-игровые мероприятия «Праздник Нептуна» и «Я – Водяной!» , в которых принимают участие дети старших групп, а малыши присутствуют как зрители.

Для младших групп регулярно проводятся досуги на воде.

Сценарий праздника «Праздник Нептуна» приведен ниже.

Праздник Нептуна

(Веселые старты на воде) .

СЦЕНАРИЙ

ВЕДУЩИЙ открывает праздник:

Ребята, сегодня мы собрались в нашем бассейне, чтобы проверить, какие мы стали ловкие, сильные и быстрые за этот год, как подружились с водой, как научились плавать. Сегодня у нас проводится веселый спортивный праздник на воде - «Веселые старты на воде» .

2 команды: команда 7 гр. - «Карасики»

команда 11 гр. - «Волны»

Будут проведены 4 эстафеты. Но какой же спортивный праздник без владыки морей и океанов «Нептуна» !

Под музыку (Сен-Санс, «Марш Льва» ) входит Нептун и ведет за руку Русалочку. Подходит к трону. Здороваются.

НЕПТУН:

Гордый я морей властитель
Рыб, дельфинов повелитель,
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.

Я пришел к вам в детский сад,
Чтоб увидеть всех ребят,
Чтоб узнать, кто плавать любит,
На турнир ваш посмотреть

И морские эти бусы (показывает бусы)
За победу всем надеть.
А со мной со дна морского
Стая рыбок золотых

Поспешила к вам на праздник
Сейчас увидите вы их!

Русалочка, зови золотых рыбок!

РУСАЛОЧКА: - Эй, рыбки золотые, скорей сюда плывите.

Нам танец покажите,

Ребят повеселите!

Под музыку вбегают золотые рыбки, исполняют танец на суше и в воде.

(Элементы синхронного плавания) .

НЕПТУН: - Вот какие красивые рыбки живут у меня, и они дружат с Русалочкой! А теперь я хочу увидеть, как плаваете вы. Не привык я долго ждать, Турнир велю я начинать!

ВЕДУЩИЙ: начинает соревнования.

5 участников в каждой эстафете. Судья оценивают победителей и заносят результаты в протокол.

Эстафеты: 1 - держась руками за доску, проплыть вдоль бассейна и вернувшись на исходное положение, отправить следующего товарища.

2 - проплыть с 2-мя мячами вдоль бассейна и вернувшись назад, отправить своего товарища, передав ему мячи.

3 - «Кто быстрей» . Проплыть вдоль бассейна, нырнув 2 раза под веревочку, натянутую поперек бассейна, и вернувшись назад, отправить своего товарища касанием «рука в руку» .

4 - «Ловцы жемчуга» . Какая команда соберет больше предметов со дна бассейна.

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемый Нептун! Наш турнир окончен, теперь судья подведут итоги, и ты сможешь наградить победителей!

НЕПТУН: - Я посмотрел, как плавают ваши спортсмены, а теперь хочу увидеть, как плавают все ребята.

Ну, ребята!

В воду прыгайте скорее!
И купайтесь веселее!
Буду воду, я мутить,
И трусишек всех ловить!

Увлекать на дно морское
Тех, кто, ссорится с водою!

Дети прыгают в бассейн и купаются. Нептун ходит вокруг и старается дотронуться до каждого ребенка своим посохом-трезубцем. Дети прячутся от него, погружаются в воду с головой.

Свободное плавание и игра с Нептуном проводятся под веселую музыку. Смолкает музыка, дети выходят из воды.

ВЕДУЩИЙ: - А теперь послушаем, что скажут наши судьи и проведем награждение.

Русалочка и Нептун вешают медали участникам команды победившей отдельно в каждой эстафете. Русалочка и Нептун вешают морские бусы всем участникам соревнований и гостям праздника и вручают детям сок.

НЕПТУН: - Ну молодцы, ребята! Вижу, что все вы любите воду и многие из вас хорошо плавают!

А теперь пора прощаться,
Тяжек воздух мне земной!
Вам, желаю улыбаться
И дружить с любой водой!

Ухожу к моим русалкам
На морскую глубину,
Но не стоит огорчаться,
Через год я к Вам приду!

Звучит музыка. Нептун и Русалочка уходят.

Ведущий объявляет об окончании праздника.

Спортивные праздники – это не только соревнования. Здесь ярко прослеживается тесная связь с другими занятиями. Музыкальные занятия помогают в составлении хореографических композиций на бортике и упражнениях с элементами синхронного плавания в воде, которые дети с удовольствием демонстрируют зрителям. Декламирование стихов способствует развитию речи, а подсчет предметов в различных играх и конкурсах тесно связаны с занятиями математикой. Подготовка костюмов и оформление бассейна к празднику способствуют развитию художественного вкуса ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеизвестно, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Занятия плаванием благотворно влияют не только на физическое состояние ребёнка, но также развивает умственные способности и координацию движений. Чем раньше начинает ребёнок заниматься плаванием, тем более успешно будет он развиваться в дальнейшем. Мой опыт работы показывает, что при построении занятий с малышами очень эффективной оказалась нетрадиционная методика одновременного обучения, которая помогла сделать занятия более интересными а предлагаемые детям упражнения более доступными. В результате этого детям стало легче учиться плавать, а уровень плавательной подготовленности вырос.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Московский комитет образования. «Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет» - М., 1999.
  2. Семенов Ю. А. «Курс обучения плаванию для начинающих во всех возрастных группах» - М., 2000.
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Обучение плаванию в детском саду» - М., 1991.
  4. Московский комитет образования «Особенности обучения плаванию детей дошкольного и младшего возрастов» - М., 1998.
  5. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать» - М., 1985.
  6. Семенов Ю.А. «Навык плавания – каждому» - М., 1983.
  7. Маслов В. «Плавать должны уметь все» - М., 1972.
  8. Булгакова Н.Ж. «Плавание» - М., 1984.
  9. Научно - исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР «Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста» - М., 1985.
  10. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» - М., 2004.
  11. Теленчи В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» - М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты тестирования детей

Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И детсадовский возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

· Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне:

Что нужно для посещения бассейна в детском саду?

Если у Вас и вашего участкового педиатра нет возражений к тому, чтобы ребенок осваивал азы плавания в бассейне, то к занятиям по плаванию нужно будет подготовиться и приобрести купальные принадлежности, а именно:

· Пижама или кофточка с брючками;

· Плавки для мальчиков и для девочек;

· Небольшое махровое полотенце;

· Мочалка (она должна быть небольшого размера, что бы помещалась в руку малыша);

· Резиновая шапочка (девочкам и мальчикам);

· По желанию ребёнка, очки для плавания.

Все купальные принадлежности приносят в детский сад в день занятий. После занятия относят домой – чтобы постирать и просушить перед следующим заплывом.

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем с мылом и мочалкой. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре.

Продолжительность занятий в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

· Младшая группа – 15-20 минут;

· В средней группе – 20-25 минут;

· В старшей группе – 25-30 минут;

· В подготовительной группе – 25-30 минут.

Занятия в бассейне проводятся подгруппами. Число детей не превышает 8 человек. Группа формируется по возрасту и физической подготовленности. Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Занятия по плаванию в детском саду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Навыков плавания;

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Освоение воды;

· Овладение плавательными движениями.

Занятие по плаванию состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть проходит на суше и представляет собой физкультминутку;

2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры;

3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме. На занятии ваш ребенок вместе с инструктором по физической культуре отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, здоровья.

Название работы: Конспект открытого физкультурного занятия по плаванию в бассейне для детей 6-7 лет на тему:

«Поиграем в воде».

Место выполнения работы: Нижегородская область г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Русалочка»(МБДОУ д/с №8 «Русалочка»)

Место проведения: Плавательный бассейн детского сада

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Г. Кстово

План-конспект НОД по плаванию в бассейне для детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

На тему: «Поиграем в воде»

Цель : Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению детей в играх в воде.

Задачи:

Оздоровительные

1.Способствовать оздоровлению и закаливанию организма, укреплению общего физического состояния.

2.Приобщение к здоровому образу жизни через регулярное посещение занятий по плаванию.

Образовательные

1.Совершенствовать двигательный навык скольжения на груди и на спине.

2.Развивать умение выполнения согласованных движений рук и ног в плавании кролем на груди.

3.Развивать силу, ловкость, выносливость и координацию движений в играх – соревнованиях.

Воспитательные

1.Воспитывать в игре нравственно – волевые качества: смелость, настойчивость, уверенность в себе, чувство товарищества.

2.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Индивидуальная работа:

Развивать коммуникативные и двигательные навыки у робких и не решительных детей(Эрик Э., Вика А.)

Используемая литература:

Журнал «Инструктор по физкультуре»№7 2014

- Программа обучению плаванию в детском саду Воронова Е.К. СПб: «Детство-Пресс»,2010-80с

Формирование двигательной активности детей 5-7 лет «Игры-эстафеты» Воронова Е.К.Волгоград: «Учитель»,2012-127с

Предварительная работа:

Разучивание с детьми приговорок и потешек, используемых для игр при обучении дошкольников плаванию.

Беседа с детьми по закреплению знаний правил поведения в бассейне.

Изготовление карточек с игровыми упражнениями по плаванию.

Просмотр с детьми фото и видео материалов по освоению навыков стилей плавания кроль и брасс, знакомство с телевизионным проектом «Последний герой».

Оборудование и материалы:

Две стойки с разделительной полосой, плавательные доски по количеству детей, 2 пластмассовых обруча, осьминожки–поливалки по количеству детей, запрещающие и разрешающие знаки по количеству детей, трубочки по количеству детей, надувные мячи, резиновые мячи, каучуковые тонущие мячи, палки пластмассовые на полгруппы детей, МП3 проигрыватель, диск с музыкальными записями, магнитная доска, табло – счет, магниты, медали.

Участники:

Инструктор по физической культуре, дети подготовительной группы «Кораблик».

Место проведения:

Плавательный бассейн.

Ход занятия:

Части занятия

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

4 мин

Построение на суше.

Ребята, сегодня вы становитесь участниками игры «Последний герой». Вы сможете показать какие вы смелые, ловкие, сильные. Мы узнаем кто из вас является настоящим героем. За каждое правильно выполненное задание будут даваться отличительные знаки (очки).

Перед тем, как приступить к игре нужно выполнить разминку.

Общеразвивающие упражнения на суше:

1.«Мельница» - круговые движения рук вперёд.

2.«Стрелочка» - из И.п. о.с., руки вверх, кисти соединить.

3.«Приседания» - из И.п. о.с. сделать присед, обхватить руками голень.

4.«Ноги-кроль» - из упора сидя работа ног «кролем».

5.Прыжки на двух ногах.

1 мин

3 мин

По 6-8 раз

6 раз

8 раз

2 раза по 30 сек

20 сек

Стоя в основной стойке в шеренге, проверить осанку.

Разомкнуться в шеренге.

Выполнять энергичные попеременные движения руками.

Соединить кисти рук над головой. Руки прямые. Прогнуться.

В группировке голову наклонить вперед, прижимая подбородок к груди.

Ноги прямые. Носки тянуть от себя. Движения частые, поочередные с маленькой амплитудой движений.

Помогать руками выталкиваться вверх.

Основная часть

22 мин

Ходьба по массажным коврикам. Вход в воду.

Потешки в воде с поливанием на себя воды из «осьминожки–поливалки».

Знаем, знаем, да, да, да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей-

Умы-вайся ве-се-лей!

Чтобы начать игры – соревнования, нужно разделиться на две команды: «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» (по ориентирам красного и зеленого цвета)

Повторение правил поведения в бассейне в игре «Можно – нельзя»

Толкать друг друга в воде (нельзя)

Начинать и заканчивать выполнение задания по сигналу инструктора (можно)

Вылезать на бортик или перевешиваться за бортик (нельзя)

Внимательно слушать задание (можно)

Задерживать под водой товарища (нельзя)

Делать выдохи в воду (можно)

Набирать воду в рот (нельзя)

Громко кричать в бассейне (нельзя)

Растирать глаза после ныряния (нельзя)

Открывать глаза в воде (можно)

Помогать товарищам личным примером (можно)

Игры - упражнения в движении:

1.«Лодочки с веслами» (работа руками брассом);

2.«Мельница» (работа руками кролем);

3.«Пингвины» (прыжки на двух ногах, отталкиваясь от воды руками);

4.«У кого больше пузырей» (с использованием трубочек)

Построение в шеренгу по ориентирам.

Игра с нырянием под воду «Щука – утка» (щука -выпрыгивание, утка – ныряние)

Игровые упражнения «Фонтанчики» и «Лягушата» (работа ног кролем и брассом у бортика)

Игровое упражнение «Звезда» по карточке (на груди, на спине)

Игровое упражнение «Поплавок» по карточке (ныряние в группировке)

Две команды «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» выступают в играх – соревнованиях (по своим дорожкам).

1.«Быстрые стрелы» по карточке (скольжение на груди после толчка от бортика с использованием плавательных досок)

2.«Резвые катера» по карточке (скольжение на груди с работой ног кролем с использованием плав. досок)

3.«Моторная лодка» по карточке (скольжение на спине с работой ног кролем с использованием плавательных досок)

Эстафета «Ловцы жемчуга» (доплыть до ориентира кролем или брассом, выловить одну «жемчужину» со дна бассейна и положить ее в корзину, затем вернуться, передав эстафету следующему участнику)

Эстафета «На буксире» (в парах с палками: один идет спиной вперед, другой плывет на груди по длинной стороне бассейна)

В море бурном, в море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна

Рядом плещется она.

«Маленький дельфин» (прыжки в обруч головой вниз, руки соединены над головой)

Команды: «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» играют в водное поло (бросая мяч между игроками одной команды, попасть в обруч, лежащий на воде команды - соперницы.

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

3 мин

1 мин

3 мин

Наступать на всю стопу. С дорожек не сходить. Спускаться по лестнице спиной вперед.

Набирать в поливалку воду и выливать перед собой ритмично под слова потешки.

По окончании слов полить водой из поливалки себе на голову. Глаза не тереть.

Дети у зеленых кружков- «Веселые поплавки».Дети у красных кружков- «Быстрые стрелы».

В правой руке зеленый круг (разрешающий знак), в левой руке красный круг (запрещающий знак). После вопроса поднять вверх руку с красным или зеленым кружком. За все правильные ответы дети получают одно очко.

Ногами идти в приседе, плечи опущены в воду. Движения руками выполнять с широкой амплитудой. В прыжках отталкиваться руками от воды и ногами от дна одновременно.

Выполнять продолжительный выдох в воду.

Выпрыгивать из воды как можно выше. Нырять, приседая с головой под воду. За выполнение задания без ошибок – одно очко.

Ноги прямые, носки тянуть от себя. Следить за правильным положением тела.

Упражнения «Звезда» и «Поплавок» выполнять на задержке дыхания, после глубокого вдоха. Учитывается время выполнения упражнений (кто дольше).

Со своей дорожки не уплывать. Следить за правильным положением тела. Лицо опускать в воду. Скольжение выполнять, держась руками за поддерживающее средство (плавательная доска). Активная работа ногами вверх – вниз.

Доску держать под головой. Живот приподнять. Подбородок не запрокидывать.

Следить за правильным положением тела и работой рук и ног с координацией движений. Передавать эстафету касанием рукой следующего участника команды.

Помогать везти себя партнеру, работая ногами.

Проплыть под водой на задержке дыхания.

Во время прыжка руки держать «стрелочкой» над головой.

За каждое попадание в обруч команде дается одно очко. Нельзя толкать и хватать друг друга.

Заключительная часть

5 мин

Свободное плавание (с кругами, нарукавниками, игрушками, релаксация под расслабляющую музыку «Песенка львенка и черепахи»)

Построение. Подведение итогов игр-соревнований. Награждение.

Если плаванием заниматься,

Зарядку делать по утрам,

Никогда болеть не будем-

Этого желаем вам! (читают дети)

Организованный выход из воды. Гигиенические процедуры.

3 мин

1 мин

1 мин

Дети свободно лежат в кругах, покачиваясь на волнах и слушая расслабляющую музыку.

Результаты определяются по количеству баллов, которые набрали команды.

Не толкаться. Держаться за поручни. По массажным коврикам идти, наступая на всю стопу.


средняя группа

Цель: привитие интереса к занятиям плаванием.

Задачи:

1. Продолжать учить погружаться в воду с головой и делать выдох в воду. (Образовательная область «Физическая культура»).

2. Создавать условия для овладения детьми умением принимать безопорное положение.

(Образовательная область «Физическая культура»).

3. Формирование знаний о правилах безопасного поведения на воде. (Образовательная область «Безопасность»).

4. Дать детям представления о плавучести предметов, развивать интерес к игровому экспериментированию.

5. Упражнять в счете предметов и обозначении их цифрой.

(Образовательная область «Познание»).

6. Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей (одевание, раздевание, ухаживание за своими вещами, самостоятельное мытьё под душем, закаливание).

(Образовательная область «Здоровье»).

Материал и оборудование к занятию: подвесные обручи – 2 шт., пенопластовые пластины, соединенные гимнастическими палками («Лабиринт») – 8 шт., шесты из пенопласта (длина 1,5 м.) – 3 шт., обручи, соединенные гимнастическими палками – 6 шт., тонущие предметы, игрушки, флаконы с мыльными пузырями.

Ход занятия:

Золотая рыбка приглашает в путешествие по подводному царству.

I. Разминка на суше.

Разминка на суше 3-4 мин.

1. И.п. – о.с. (4-6 раз)

1-руки в стороны

2-руки вверх

3-руки в стороны

4-руки вниз

2. «Мельница» (2х6 раз)

1-и.п. – о.с.

2-круговые движения руками вперед

3. «Звездочка» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-шаг в сторону, руки в стороны – вдох

2-и.п. – о.с. – выдох

4. «Поплавок» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-упор присев, обхватив ноги руками, голову прижать к груди и коленям-задержать дыхание

2-и.п. – о.с. – выдох

5. «Стрелочка» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-руки вверх, подняться на носки, потянуться

2-и.п. – о.с.

6. Работа ног как при плавании «кролем» (2х6-8 раз)

И.п. – о.с.

II. Основная часть 15 мин.

В воде:

1. «Подводная пещера» (выполняется по кругу 2 раза)

а) Стрелочка через вертикально поставленные обручи

б) Вдох-выдох в воду с подныриванием через «Лабиринт»

в) «Летучие рыбки» - ныряние через пенопластовые шесты

Опыт «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала).

2. «Морской ёж» («поплавок») - И.п. – произвольное. Вдох, присесть (положение упор присев), обхватив ноги руками голову прижать к груди коленям, как можно больше задержать дыхание и всплыть на поверхность

3. «Звезда» - И.п. – ноги в стороны, руки в стороны вверх, ладонями вперед.

Вдох - лечь грудью на воду, прижать подбородок к груди.

4. «Дельфины» - ныряние через обручи (4-6 раз)

5. «Акула» - «стрелочка» - под обручи (2-3 раза)

Игра «Достань клад» (счёт, обозначение количества цифрой).

III. Заключительная часть 5 мин. (музыкальное сопровождение).

Свободное купание в мыльной пене с пусканием мыльных пузырей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!