Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Лошадь в мифах и легендах. Люди-звери, люди не похожие на нас, вымысел или реальность

Изображения богов с зооморфными и антропогенными признаками – головами зверей и человеческими телами – встречаются у разных народов.

Совместной австрало-американской экспедицией, изучавшей наскальные рисунки первобытных людей, в Австралии и Южной Африке было обнаружено более пяти тысяч изображений каменного века, среди которых встречаются наброски полулюдей-полуживотных – с туловищем льва и головой человека или с головой быка и человеческим торсом. Рисунки неведомых созданий, обнаруженные экспедицией, сделаны не менее 32 тысяч лет назад. Антрополог из Кембриджа Кристофер Чиппендейл и историк из Сиднея Пол Такон, изучавшие древние петроглифы, пришли к выводу, что первобытные художники рисовали загадочных существ «с натуры», то есть изображали то, что видели собственными глазами. Примечательно, что доисторические австралийцы и африканцы, обитавшие на разных континентах, украшали свои пещеры рисунками одних и тех же существ.

В Австралии ученые нашли изображения кентавров, хотя достоверно известно, что лошади на этом отдаленном материке не водились. Как удалось австралийским аборигенам изобразить коня с торсом человека, неизвестно. Остается предположить, что в незапамятные времена на нашей планете гибриды людей и животных действительно существовали.

Вероятно, все эти загадочные существа – результат генетических экспериментов пришельцев. Более того, создаваемые в «пробирке» гибриды были разумными. Например, бог Тот считался у египтян ученым:

Сын бога Крона и Филиры кентавр Хирон, обученный Аполлоном и Артемидой охоте, врачеванию, музыке и прорицательству, был учителем героев греческих мифов – Ахилла, Асклепия, Кастора, Полидевка, Ясона.

Кентавры в греческой мифологии – существа с телом коня и человеческим торсом (встречаются также изображения гибридов с торсом мужчины и телом быка, осла, овцы или козла).

Согласно греческим преданиям, кентавры обитали в горах Фессалии и Аркадии и были, за исключением Хирона и Фола, существами дикими и буйными. Одно из самых известных деяний кентавров – попытка похитить Гипподамию, невесту царя лапифов Пирифоя. В сражении с лапифами они были разбиты. Легенды рассказывают, что люди-кони пришли в Грецию с гор, но из-за непомерной тяги к спиртному были изгнаны из Эллады людьми.

На великолепно сохранившейся фреске индейцев майя, обнаруженной в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас, можно увидеть странных богов со жвалами вместо рта и крокодильими мордами. Подобные изображения встречаются у ольмеков, тольтеков, ацтеков.

До сотворения человека гибриды человекозверя или животные, наделенные разумом, были своего рода обслуживающим персоналом богов и выполняли некоторые хозяйственные функции. В Египте около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них были писцы и художники, расписывавшие стены гробниц. Древние египетские мастера оставили черновые наброски и эскизы рисунков, выполненные на глиняных обломках или плитках известняка, впоследствии названных известным французским египтологом Гастоном Масперо «остраконами». При раскопках было обнаружено около 5 тысяч рисунков, изображающих сцены из жизни египтян. Многие из них ставят ученых в тупик. Например, в египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, изображены шакалы, которые охраняют козлят. Оба «пастуха» идут на задних лапах, несут за спинами корзинки. Шествие замыкает шакал, играющий на флейте. Впереди всей группы выступает на задних лапах кот и погоняет хворостинкой гусей. На другом рисунке изображен даже «шахматный турнир» между львом и газелью: они сидят в креслах перед доской; лев оскалился, словно что-то говорит, делая ход; газель «всплеснула руками» и выпустила фигуру.

Франсуа Шампольон, который первым расшифровал и прочитал египетские иероглифы, считал, что такие рисунки – своеобразная политическая сатира. Но нет никаких данных о существовании этого литературного жанра у древних египтян.

Некоторые статуэтки изображают загадочных животных, которые повелевают людьми или диктуют что-то писцам.

Люди с собачьей головой изображались и на старых православных иконах – Святой Христофор

О людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло, Адам Бременский. Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, обычно изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог мудрости Тот изображался как человек с головой ибиса или павиана, богиня Сохмет – как женщина с головой львицы, и т. д. Убийство священного животного наказывалось у египтян смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

В начале 1960-х годов при строительстве автомобильной дороги в Крыму бульдозер вывернул на поверхность земли каменный «ящик». Рабочие вскрыли крышку саркофага: в нем оказался человеческий скелет с головой барана, причем костяк был цельным, голова составляла единое целое со скелетом. Дорожный мастер вызвал археологов, экспедиция которых работала неподалеку. Те, взглянув на кости, решили, что дорожники подшутили над ними, и тут же уехали. Убедившись, что находка не представляет какой-либо исторической ценности, рабочие сровняли саркофаг с землей.

Археологи иногда находят древние захоронения, в которых перемешаны кости животных и человека, а также скелеты разных зверей, причем часто в могиле отсутствует человеческая голова или имеется неполный комплект костей животных. Считается, что это останки жертвенных даров. Но вполне возможно – это гибриды, созданные пришельцами.

Необычные артефакты обнаруживаются в самых разных районах мира. Недалеко от Глауберга в 1997 году было открыто поселение кельтов V века до н. э. Там, в разграбленном в Средние века кургане, немецкие археологи нашли статую кельтского вождя высотой 1,8 метра. Воин изображен в кольчуге, со щитом римского образца. А голову вождя украшают огромные «заячьи» уши.

Любопытно, что изображения людей с длинными ушами встречаются довольно часто, причем в районах, значительно удаленных друг от друга. Подобные рисунки имеются на скале у реки Иордан, на погребальном ящике, найденном в Горном Алтае. Огромные уши венчают головы «каменных баб» в Красноярском крае и Хакасии, а также китайские статуэтки демонов.

Мифы о человекообразных животных сохранились у многих народов. В греческой мифологии Минотавр, чудовище с человеческим телом и головою быка, был рожден Пасифаей, женой царя Миноса, от быка, посланного Посейдоном на Крит для заклания. Минос отказался принести быка в жертву, тогда Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к животному. Плод их связи, Минотавр, был заточен в подземный лабиринт, построенный Дедалом. Ежегодно ему приносили в жертву семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и как искупление за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище пожирало несчастных. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

Особенно часто изображения, рельефы и статуи быков с человеческими головами встречаются у ассирийцев и персов.

Пришельцы проводили эксперименты по гибридизации самых разных животных. Историк Эвсебий, основываясь на более древних источниках, так описывает монстров, которых создавали боги в незапамятные времена:

Человеческие существа с козлиными бедрами и рогами на голове; другие – наполовину люди, наполовину лошади (кентавры); быки с человеческими головами; похожие на собак создания с рыбьими хвостами; лошади с собачьими головами и другие существа, похожие на драконов.

В 1850 году знаменитый французский археолог Огюст Марриет обнаружил в районе пирамиды Саккара огромные сводчатые склепы (так называемые крипты), в которых сохранились сотни саркофагов, высеченных из цельных кусков гранита. Их размеры удивили ученых: длина – 3,85 метра, ширина – 2,25 метра, высота – 2,5 метра, толщина стенок – 0,42 метра, толщина крышки 0,43 метра; общий вес «гроба» и крышки составлял около 1 тонны.

Внутри саркофагов находились измельченные останки животных, перемешанные с вязкой жидкостью, похожей на смолу. В некоторых захоронениях были найдены маленькие статуэтки с изображениями древних богов. Изучив фрагменты тел, Марриет пришел к выводу, что это гибриды самых разнообразных животных. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и были убеждены, что живое существо может возродиться, только если его тело будет забальзамировано и сохранит свой внешний облик. Они боялись созданных богами существ и, чтобы воспрепятствовать воскрешению монстров в новой жизни, расчленили их тела на мелкие куски, поместили в гробы, залили смолой, а сверху закрыли массивными крышками.

При раскопках в пустыне Гоби бельгийский ученый Фридрих Мейснер обнаружил человеческий череп с рогами. Вначале он предположил, что рога каким-то образом врезаны в череп, то есть проведена их трансплантация, но исследования патологоанатомов показали, что это естественные образования: они сформировались и росли при жизни этого существа.

Несколько человеческих черепов с рогами, подобно этому:были обнаружены в могильном холме в Графстве Бредфорд, Штат Пенсильвания, в 1880-ых. За исключением костистых выростов, расположенных приблизительно два дюйма выше бровей, люди, которым скелеты принадлежали, были анатомически нормальны, хотя были семи футов роста. Было оценено, что тела были захоронены примерно в 1200 г. от Р.Х. Кости были посланы Музею Исследования Американцев в Филадельфии, где благополучно сгинули, чтобы никогда больше не появиться.

Аналогичные черепа были найдены израильской археологической экспедицией под руководством профессора Хаима Расмона при раскопках развалин Субейта. В самых нижних культурных слоях, относящихся к бронзовому веку, археологи обнаружили человеческие скелеты, черепа которых венчали рога. Они держались в черепах настолько прочно, что специалисты не могли прийти к однозначному выводу, выросли рога естественным путем или были каким-то образом «вживлены». Изображения и рельефы людей с рогами встречаются и в других регионах мира, например, в Перу.

Доктор биологических наук П. Мариковский, изучая наскальные рисунки каменного века в западных отрогах Джунгарского Алатау на территории Междуречья, обнаружил изображения явных мутантов: горных козлов с двумя головами; козлов с длинными хвостами, как у волков; неизвестных животных с прямыми, как палки, рогами; лошадей с горбами, как у верблюда; лошадей с длинными рогами; верблюдов с рогами; кентавров.

Наскальные рисунки, рельефы, скульптуры, изображающие гибридных животных, можно увидеть в разных уголках земного шара у различных народов. Особенно распространены изображения сфинкса – существа с человеческой головой и туловищем какого-либо животного (льва, змеи, собаки и др.), иногда с крыльями орла. Египтяне изображали три вида сфинксов: с головой человека и телом льва, с головой барана и с головой сокола. Древние греки создавали образы полудев-полульвиц.

Возможно, пришельцы проводили генетические эксперименты по созданию гуманоидов, а также различных гибридов людей и животных в Средние века. В летописях монголов сохранились любопытные свидетельства о необычных детях:

У хагана по имени Сарва, который был сыном Кушала, хагана индийской Магады, младший из пяти сыновей родился с волосами бирюзового цвета, руки и ноги его были плоскими; глаза его закрывались снизу вверх…

Так как Дува Сохор имел единственный глаз посредине лба, то он мог видеть на расстоянии трех кочевок.

О появлении на свет различных уродцев сообщали средневековые ученые: А Паре, У. Альдрованди, Ликосфен. Имеются сведения о рождении детей с головой кошки, собаки, а также с телом рептилии.

В настоящее время в СМИ приводятся многочисленные сведения о рождении детей-уродцев с жабрами, с кошачьими, вертикально расположенными зрачками, циклопов с одним глазом во лбу, с перепонками между пальцами рук и ног, с зеленой или синей кожей. В марте 2000 года появилось сообщение о том, что в Индии, в одной из больниц города Поллачи (штат Тамил-Над), родилась «русалка» – девочка с рыбьим хвостом вместо ног. Прожила она очень недолго, ее тело было передано в одно из медицинских учреждений для изучения. В марте 2001 года информационное агентство «Ананова» сообщило, что в Индии, неподалеку от Параппанангади, у обычной овечки родился странный детеныш. У необычного ягненка на теле не было шерсти, а нос, глаза, рот, язык и зубы были похожи на человеческие, причем вся его мордочка в целом напоминала лицо лысого мужчины в темных солнцезащитных очках. Мутант (или гибрид?) прожил всего несколько часов после рождения. Возможно, все эти уродцы – отголоски проводимых пришельцами в далеком прошлом опытов над людьми. Не исключен и другой вариант – генетические эксперименты на нашей планете продолжаются.

No related links found



Животные, реальные, вымышленные или совершенно фантастические, всегда были важными персонажами легенд и мифов. Так культурная память человечества запомнила времена своей первобытной юности, в которой поклонение тотемным животным и отождествление с ними было важной частью религиозного сознания. Мифические лошади являются одними из наиболее ярких и распространённых персонажей, представляя собой не только наглядное воплощение красоты и благородства, но и символизируя различные инстинкты и добродетели.

Единорог: символ целомудрия в теории, генетический казус в реальности

Самым известным непарнокопытным в мировой мифологии является единорог, мифическая лошадь с рогом, растущим из середины лба. Единороги изредка встречаются в реальности – это отдельные представители различных родов непарнокопытных, у которых в результате мутации вместо двух рогов вырос только один. Например, несколько лет назад в Италии был обнаружен единорог – самец косули, у которого рог рос точно из середины лба. Известны ещё с первой половины прошлого века медицинские опыты по превращению животных в единорогов. Так как рога у непарнокопытных растут не прямо из черепа, а из специального нароста на черепе, то при пересадке этих наростов в центр лба возможно получение животного с одним рогом.

В античные времена единорог также считался реальным животным. Сообщения древнегреческих и римских авторов о единорогах могут иметь несколько рациональных объяснений. Во-первых, известия из дальних стран Востока или Африки могли сообщать об особях тех или иных рогатых животных, которые либо потеряли второй рог из-за превратностей жизни, либо явились образцами редкой мутации. Во-вторых, единорог в древности далеко не всегда представлялся как лошадь с рогом. В описаниях встречаются такие эпитеты, как «массивные ноги», «большой размер», «свирепый нрав», «толстая кожа» и тому подобные. Это наводит на мысль, что во многих случаях мог подразумеваться носорог – реальное животное с одним рогом, соответствующее приведённым выше описаниям.

Другое дело символическое описание единорога, особенно распространившееся в Средние века. Получив обрывочные легенды античного мира о единороге, в которых этот зверь связывался со служением Артемиде, девственной богине охоты и животного мира, средневековые мистики и романтики преобразовали их в новые мифы. В этих мифах единорог уже представал как лошадь с одним рогом, очень редкое животное райского происхождения (присутствовавшее ещё в Эдеме с Адамом и Евой), олицетворявшее целомудрие.

В связи с этим единорог в изобразительном искусстве стал неотъемлемым атрибутом Девы Марии, а легенды гласили, что укротить единорога может лишь девственница.

Рог единорога считался обладающим целительной силой, поэтому его стремились заполучить медики и алхимики. Для первых он был важен как средство от всех ядов, вторым он должен был оказать помощь в поисках философского камня. Любопытно, что на протяжении сотен лет в Европе активно торговали рогом единорога, за который выдавали длинный клык морского млекопитающего нарвала.

Снизу конь, сверху человек

Другой популярный мифический лошадиный персонаж это кентавр. Правда, в этом случае не нужно забывать, что в античной мифологии кентавры - это наполовину люди, наполовину лошади – существа с лошадиным крупом и четырьмя ногами и человеческими торсом и головой. По мнению учёных, появления представлений о кентаврах у южно-европейских народов связано со смутными воспоминаниями о первых контактах с северными племенами кочевников. Кочевники настолько тесно сроднились с лошадьми, что в восприятии других народов казались едиными и неразлучными с ними существами. Неудивительно, что в древнегреческой мифологии кентавры были воплощениями диких сил природы, тёмных страстей и инстинктов, не поддающихся контролю разума.

Поэтому в большинстве легендарных сюжетов кентавры играют отрицательную роль, вступая в борьбу с героями. Редкие примеры кентавров как положительных персонажей связаны с их функцией наставников для будущих великих героев. Например, учителем таких могущественных и почитаемых полубогов-полулюдей, как добытчик золотого руна Ясон и непобедимый Ахиллес, был кентавр Хирон. А вот могучий Геракл, например, постоянно враждовал с кентаврами и убил многих из них. Впрочем, к его мучительной смерти также оказался причастен кентавр, отравленная кровь которого и погубила Геракла. Также в отдельных мифах упоминаются кентавриды, то есть кентавры с женской человеческой «половиной», но нигде они не играют самостоятельной роли

Индусы, викинги, башкиры – все любили лошадей

Фигурировал в античной мифологии и другой конь – крылатый Пегас, любимец муз и посыльный Зевса, который доставлял верховному богу на Олимп стрелы-молнии, выкованные в жерлах вулканов богом-кузнецом Гефестом. В средневековой и современной геральдике Пегас, благодаря своей связи с музами, вдохновительницами искусств и творчества, и крылатому образу жизни, стал символом вдохновения, тяги к прекрасному, любви к знаниям, возвышенных мечтаний и стремлений. Есть летающий конь и в легендах кочевых народов Евразии. Так, в башкирских и татарских эпических сказаниях крылатый конь Тулпар является волшебным помощником и другом батыров (богатырей) в подвигах и приключениях последних. Тулпар не только может летать, он ещё обладает способностью говорить, пророческим даром и вызывать сильный ветер.

Мифические летающие кони относятся к весьма глубокому пласту человеческого сознания. Так, подобные персонажи имеются в сказаниях задолго до созревания античной цивилизации. Во многих сюжетах индуистской мифологии читатель может встретить Уччайхшраваса, белого летающего коня с семью головами, слуги Индры, одного из главных богов пантеона индуизма и ведизма. Помимо всего прочего этот семиголовый летающий конь обладал даром воскрешать умерших. В европейской религиозной культуре наиболее известен Слейпнир, восьминогий конь верховного скандинавского бога Одина. Благодаря быстроногому и прекрасному Слейпниру Один мог почти мгновенно переноситься из одного мира в другой, благодаря чему специалисты усматривают в этом коне функцию посредника между мирами.

Александр Бабицкий



КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя - родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии - *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых Коней. (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка зверей»), др.-инд. Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами. Рассказы о мифических Коней известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.

Из эпоса Гомера "Илиада" можно узнать, что греческие герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Чтобы вступить в бой им приходилось сойти с колесниц. Попытки сражаться верхом на лошади завершились бы неудачей - тогда лошади были слишком малы для верховой езды. Так же лошади были связаны с греческой мифологией. Бог войны Арес изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади. Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылы, а её жриц звали "кобылицами". Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространен во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках. Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык. Белых лошадей в Древней Греции особенно ценили и использовали для жертвоприношений. Их топили в море, стараясь снискать милости и Посейдона, а на острове Родос был обычай запрягать белую лошадь в горящую колесницу и загонять её в море, тем самым символизируя возрождение солнца после зимы.

Древнегреческая мифология полна рассказов о лошадях, многие боги изображались этими существами, были хозяевами, родителями мифических существ кентавра и пегаса. Пегас в переводе с греческого – «бурное течение», такой значение непосредственно связано с местом рождения - у истоков Океана. По приданию есть две версии появления этого героя, первая - рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По второй - его породила попавшая на землю кровь Медузы.

Лошади в древнегреческой мифологии

В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.

С лошадьми тесно связан Посейдон. В. В. Иванов реконструирует женский мифологический образ, связанный с лошадью, Микен. po-ti-ni-ja i-qe-ja. Также лошади связаны с культом близнецов.

Мотивы, связанные с лошадьми, не встречаются на Крите. Археологически установлено, что лошадь и ее культ отсутствовали на Крите до сер. II тыс. до н.э.
Основные мотивы

Превращения в коней:
Кронос превратился в коня, от него Филира родила Хирона.
Деметра в облике кобылицы родила от ставшего конем Посейдона Ариона и (или) Деспину.
Гиппа (она же Меланиппа или Окиронея). Дочь Хирона, превращенная в кобылицу Артемидой и ставшая созвездием.
Облик кобылицы принимала Местра.
По версии, Одиссей был превращен в коня и умер от старости.

Кони, опасные для людей:
Кобылицы Диомеда фракийца. Съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина.
Кони Ипполита разорвали его.
Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).
Лошади съели Анфа (сына Автоноя) (см. Прочие).
Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.
Лимона растерзана конями за прелюбодеяние (см. Мифы Беотии).
Фракийца Ликурга растерзали лошади.

Герои, погибшие во время езды:
Демофонт (сын Тесея) упал с коня на свой меч из-за проклятия Филлиды.
Кихир упал с коня и умер (см. Балканы в древнегреческой мифологии).
Фаэтон упал с колесницы.

Вскормлены кобылицами:
Гиппофоонт вскормлен кобылицей.
Гиппота выкормила кобылица.
Молоком коров и кобылиц вскормлена Гарпалика (дочь Гарпалика).
Камилла вскормлена кобылицей.

Связь с Посейдоном:
Рея дала Кроносу проглотить жеребенка вместо Посейдона.
Посейдон впервые укротил коня.
Посейдон создал коня, ударив трезубцем в берег.
Посейдон подарил коней Диоскурам.
В Афинах была статуя Посейдона на коне, бросающего копье в Полибота.
Посейдон стал конем, чтобы овладеть Деметрой, и его назвали Гиппий.
Когда у Одиссея нашлись лошади, он посвятил храм Посейдону Гиппию.
Гиппокампы – морские кони, отождествляются с кетами.
Создание конницы в Аргосе приписывалось царю Агенору.
Аргивянин Орсилох изобрел квадригу (см. Мифы Арголиды).
Эрихтоний (царь Афин) изобрел квадригу.
Уздечку и попону изобрел Пелефроний (см. Мифы Фессалии).

Распространение коневодства:
Авгий. Владелец Авгиевых конюшен.
Автолик. Мог изменять масть лошадей.
Автолик угнал коней Еврита с Евбеи и продал их Гераклу. Их искал Ифит (сын Еврита).
Кобылиц Адмета пас Аполлон.
Известные кони были у Акаста (сына Пелия).
Конь Дамеона из Флиунта. См. Тараксипп.
Лучшие кони водились на Дотийской равнине в Фессалии.
Евен заколол лошадей и бросился в реку, названную его именем.
Эионей забрал коней Иксиона в залог.
Магнесийские кобылицы породили кентавров.
Океан – обладатель крылатого коня.
На одноглазом коне сидел Оксил (сын Гемона).
Орифия подарила Пилумну коней.
Полидект хотел свататься к Гипподамии и искал коней.
Укротителем коней называют Сфенела.
Беря клятву с женихов Елены, Тиндарей приносил в жертву коня.
Троил упражнялся в верховой езде и был убит Ахиллом.
Коней Эномаю подарил Арес.
Из-за проклятия Эномая элидяне спаривали лошадей за пределами Элиды.

Негреческие сюжеты:
Кони Эрихтония (сына Дардана) произошли от Борея.
Кони Лаомедонта, называемые «ветроногими». Их он обещал Аполлону и Посейдону, а затем Гераклу.
«Кони Троса» упомянуты в «Илиаде».
Коня Колаксая и «энетского коня» упоминает Алкман.
Семирамида была влюблена в коня.
Мар, один из авсонов, был получеловеком-полуконем (см. Мифы Италии).
Мессап, сын Нептуна – укротитель коней (Мифы Италии).
Перс Эрифра отправил табун лошадей на остров Огирис.

Скачка на коне:
Игры по Пелию. Победил Беллерофонт.
Олимпийские игры. Победил Иасий.

Колесницы

Рубенс. «Падение Фаэтона»

Нарвские триумфальные ворота
Гелиос доверил свою колесницу Фаэтону, но тот потерял управление. Колесницу Фаэтона показывали в Коринфе.
Колесницу, запряженную крылатыми конями, Пелопу дал Посейдон. Колесницу Пелопа показывали во Флиунте.
Крылатую колесницу Посейдон также дал Идасу (сыну Афарея), и тот похитил Марпессу.
Салмоней, сидя на колеснице, изображал молнии.
Амфиарай на колеснице спустился в Аид.
Амфитрион обучал Геракла езде на колеснице.
Деянира, Кирена и Мирина ездили на колеснице.
Этол наехал колесницей на Аписа и погубил его.
Гиппия. Эпитет Афины, на колеснице победившей Энкелада.
На колеснице изображались Молиониды.
Колесница Гордия.
Гилл нагнал колесницу Еврисфея и убил его.
Лай на колеснице похитил Хрисиппа, а позже был убит Эдипом.
Гирнефо похищали с помощью колесницы.

В колесницы в мифах запрягали не только лошадей, но и кабана и льва (Аполлон для Адмета), львов (Кибела), лебедей (Аполлон), ланей (Артемида), драконов (Триптолем и Медея). Феодамант ехал на запряженной быками колеснице.

Ассоциация Аполлона с колесницей носит позднейший характер – через отождествление его с Гелиосом.

Состязания колесниц:
Гипподамия. Пелоп победил Эномая с помощью Миртила.
Паллена (дочь Сифона).
Фива (дочь Килика). Геракл победил ее в состязании колесниц.
Олимпийские игры, учрежденные Гераклом. Победил либо Сем, либо Иолай.
Игры по Пелию. Победил Евфем.
На Немейских играх (описаны Стацием).
Игры по Офельту во время индийского похода (описаны Нонном).
Игры по Патроклу (описаны Гомером). Победил Диомед.
Игры по Ахиллу. Победил либо Евмел (сын Адмета), либо Менелай.

Известные по именам лошади

Кони богов

Крылатые кони. Этрусская скульптура

Два коня. Роспись чернофигурной коринфской керамики
Абраксас - конь Гелиоса.
Актеон (Актин) - конь Гелиоса-Аполлона.
Аластор - конь Плутона.
Бел - конь Гелиоса.
Бронта - кобыла Гелиоса.
Деймос - имя коня Ареса.
Иао - конь Гелиоса.
Ламп (en:Lampos) - конь Гелиоса.
Никтей - конь Плутона.
Орфней («Темный») - конь Плутона.
Пироент (Пирой) - конь Гелиоса.
Сотер - конь Гелиоса.
Стеропа - кобыла Гелиоса.
Фаэтон - конь Гелиоса.
Филогей (Филогевс) - конь Гелиоса-Аполлона.
Флегон - конь Гелиоса.
Фобос - конь Ареса.
Эой - конь Гелиоса. Эпитет Гелиоса.
Эрифрей - конь Гелиоса-Аполлона.
Эфон - конь Гелиоса.
Эфон - конь Плутона.
Эфопс (Айтопс) - жеребец Гелиоса.

Кони героев
Арион.
Асхет - конь Амфиарая.
Балий - имя двух коней:
Балий (конь Ахилла) - см. Балий и Ксанф.
Балий - конь Скельмиса, от крови Зефира.
Гарпаг - конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
Гарпинна - лошадь Эномая.
Дин (Динос) - конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.

«Слава верхом на Пегасе», скульптура Антуана Койсево

«Автомедонт с конем Ахилла», картина Анри Рагно
Ирида - кобылица Адмета на Немейских играх.
Кер - конь Адраста.
Кидон - конь Гипподама на Немейских играх.
Кикн - конь Амфиарая.
Киллар - конь Кастора, подарок Геры. Был огромен. Либо конь, укрощенный Полидевко.
Ксанф - имя нескольких коней в греческой мифологии:
Ксанф (конь Ахилла) - см. Балий и Ксанф.
Ксанф - конь Гектора.
Ксанф - конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом и убитый Гераклом.
Ксанф - подарок Геры Диоскурам. Конь Кастора, предсказал ему опасность. Возможно, тождествен коню Ахилла.
Ксанф - сын Борея и Гарпии, выкуп за Орифию.
Ламп - конь Гектора.
Лампон - конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
Парфения - кобыла Мармака, первого жениха Гипподамии. По ее имени названа река Парфения в Элиде.
Пегас.
Педас - конь Патрокла. Убит Сарпедоном.
Подарг (Подарк) - имя нескольких коней в греческой мифологии:
Подарг - конь Гектора.
Подарг - конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
Подарг - конь Менелая.
Подарк - конь Фоанта на Немейских играх.
Подарка - дочь Борея и Гарпии, кобыла Эрехтея. Выкуп за Орифию.
Псилла - лошадь Эномая.
Реб - конь Мезенция. Убит Энеем.
Скифий - конь. См. Мифы Фессалии.
Стримон - конь Хромия (сына Геракла).
Флогий - конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
Фолоя - кобылица Адмета на Немейских играх.
Фоя - кобылица Адмета на Немейских играх.
Эрифа - кобыла Мармака. См. Парфения.
Эфа - кобылица Агамемнона.
Эфион - конь Евнея на Немейских играх.
Эфон - конь Гектора.
Эфон - конь Палланта.

В мифологии он описывался так - Пегас летал с быстротой ветра, жил в горах, имел стойло в Коринфе, был любимцем Муз. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты, именно от суда выражение – «оседлать Пегаса» - получить поэтическое вдохновение.

Выглядел Пегас как белоснежная лошадь, привосодящаю по размерам земных собратьев, только с белыми большими крыльями. Служил Зевсу и по приданию на своих волшебных крыльях приносил на Олимп гром и молнию.
Пегас был выбран как эмблема Тамплиерами. Он символизирует славу, красноречие и созерцание. В европейской геральдике изображен на гербах «мыслителей». Во время второй миррой войны Пегас, вместе с Баллерофоном на спине, был знаком воздушно десантных войск. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.

Еще одни герои древнегреческой мифологии – кентавры.
Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы - или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребившейся магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры. Иногда кентавров считают потомством Посейдона/

"Кентавр" - «Паллада и кентавр», картина Сандро Боттичелли, 1482, Уффицци

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода.

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Самый известный в мифологии кентавр Хирон по приданию был наставником Ахиллеса и Эскулапа, обучил искусством музыки, собаководства, ратному дело и даже хирургии и медицине. Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол - сыном Силена. Главное оружие кентавра – лук, именно Херон обучил искусству стрельбы из лука Ахилла и Геркулеса.

В отличие от большинства остальных кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелионе. Был учеником Аполлона и Артемиды.
Известные имена кентавров: Херон, Эвридит, Нессос, Циллар, Гилонома (кентавр - девушка)

Предположение о появление этого мифического героя такое - греки гомеровской эпохи не ездили верхом. Первого увиденного кочевника, она приняли за единое целое с лошадью. Существовало много вариаций кентавров, в том числе с крыльями. Известны такие – онокнтавры (человек - осел), букентавр (человек - бык), леокентавр (человек – лев) и др.

Образы кентавров запечатлены на звездном небе в созвездиях Стрелец и Центавр.

В славянской мифологии аналогом кентавра является китоврас. В «Повести о Бове Королевиче» действует получеловек, полуконь Полкан. Кентавр был изображен на монетах, чеканившихся в Серпуховско-Боровском княжестве в 14 веке.

Лошадь в мифологии кельтов

В различных мифопоэтических традициях животные фигурируют иногда в качестве помощников мифологических персонажей, их атрибутов или символов. У кельтов таким животным была лошадь. Среди культовых предметов, составляющих наследие кельтов, является оригинальная колесница, на которой восседает богиня с копьем, преследующая кабана. Исследователи полагают, что это - богиня Эпона, которая нередко изображалась верхом на лошади или стоящей у лошади.

Лошадь часто фигурирует в раннекельтской литературе. Например, Жиль де Кэр, появляющийся в одном из сказаний цикла о Финне - легендарном мудреце и провидце, а иногда и воителе, - встречает войско Финна, ведя на поводу жалкого вида серую лошадь, а затем бросает повод, и животное нападает на конницу завоевателей и безжалостно уничтожает ее. Лошадь эта, безусловно, волшебная, ибо для того, чтобы взнуздать ее, требуется четырнадцать человек. Когда люди садятся на нее верхом, то слезть с нее уже невозможно, а несется она с такой скоростью, что дух захватывает.
В приводимой нами истории лошадь привозит несчастных седоков в загробный мир, правителем которого и оказывается Жилль де Кэр.

Волшебные лошади встречаются в многочисленных кельтских легендах: как правило, это "водяная лошадь". Она выходит из воды, каким-либо способом заманивает человека сесть на нее, лишает его возможности спешиться и уносится в море вместе с несчастной жертвой.

Можно отметить и роль лошади в ирландской ономастике. Моча лошадей и богов часто служит появлением на этом месте озер и источников. Например, образование озера Лох Ни объясняется так: некогда лошадь бога Эгнуса помочилась, и на этом месте возник источник. Хранительница, приставленная наблюдать за божественным источником, как-то раз забыла накрыть его крышкой. Божественная жидкость начала бурно изливаться, образовав в конце концов озеро Лох Ни.

Сходна и история происхождения озера Лох Ри, но в этом случае мочу испустила лошадь бога Мидира, вскоре в озере утонул мужчина по имени Ри, в память о нем и было названо озеро.

Возможно, началом юмора в литературе Британских островов послужил фрагмент из истории о Черном Моро - коне Элидира Мвинафавра, который мог нести на своей спине семь с половиной человек. Перечисляется семерка "настоящих" людей, а далее говорится: "...и Гелбейрин, их повар, который мог плавать, лишь держась обеими руками за круп коня, ≈ так что был он лишь половиной человека".

Вернуться к списку животных >>>

Конь, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры , «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя - родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Пред-ставляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии - *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых Коней. (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка зверей»), др.-инд. Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифоло-гического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествля-емых с хеттами. Рассказы о мифи-ческих Коней известны в древнеиндий-ской, кельтской и славянской мифоло-гиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, повидимому, отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.

Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товaрищи суровых воинов и властны¬ вождей. Заслуrи преданных животных не оставaлись без наrрады: Александр Македонский основал в честь cвoero павшеrо в бою любимца rород Букефалию; впавший в «кесарево безумие» римский император Калиryла сделал коня сенатором; а траrический злодей Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлаrал за коня корону.
Лошадь ¬ динамичный символ бурлящux жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном rалопе с развевающейся rривой, олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине ¬ символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и rривой ¬ эмблема траура по безвременно скончавшемуся ceдоку.
Символика лошади во мнoroм определяется и ее мастью. Белая лошадь ¬ замечательный символ жизни дневного света, духовН020 просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь ¬ олицетворение бушующего пламени («конь ¬ oroнь»); а черная (вороная) ¬ зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы u caмой Смерти.
В мифолоrии древних народов можно леrко обнаружить следы и приметить rордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из rpеческой мифолоrии, рожденный от связи Посейдона и Деметры , умел rоворить почеловечески. В rорной Аркадии Арейона почитали как боrа, а в rороде Тельпуса чеканили монеты с ero изображением. В скандинавской мифолоrии быстрый как ветер Слейпнир «Скользящий»), восьминоrий конь Bepxoвнoro боrа Одина , являлся романтическим олицетворением восьми ветров. В образе прекрасноrо коня предстает в литовской мифолоrии Усиньш ¬ божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, коrда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно пере воплощается в лучшеrо из коней.
Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы боrов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифолоrии, духовные символы солнечной энергии: Самый известный крылатый конь из rреческих мифов, белоснежный Пеrас , появился на свет из туловища убитой Персеем roproны Медузы. Взлетая на Олимп , он дocтавлял Зевсу rpoмы и молнии. На rope муз, rеликоне, Пеrас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чеrо сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой пoэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пеrас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз.
В мифолоrии и rероическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат леrендарным rероям, помоrая им свершать удивительные подвиrи. С помощью Toro же Пеrаса великий rpеческий rерой Беллерофон т одолел rрозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную оrнедышащую Химеру. Рахш «Гром»), моrучий конь леrендарноrо иранскоrо витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал вpa¬raм rоловы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из pyccкoro фольклора, Сивка¬ Бурка и Конек Горбунок, помоrали своим rероям не только делом, но и мудрым советом.
Обзавестись таким замечательным помощником совсем не просто: часто rерой должен не только раздобыть или поймать блаrородное животное, но и суметь ero yкротить, заставить служить себе. О том, нaсколько это трудная задача, можно получить представление хотя бы из армянскоrо эпоса «Давид Сасунский», rде описан чудесный конь Куркик Джалали. rерою Caнасару пришлось спуститься за ним на морское дно, а, оседлав, ухитриться yцeлеть, поскольку непокорный конь всеми силами пытался отделаться от седока: снaчала он вознес rероя почти к самому солнцу, надеясь ero сжечь, но ловкий Санасар спрятался от жrучих лучей под брюхом коня; затем бросился в rлубокое ущелье, собираясь раздавить всадника, но тот мгновенно вскарабкался на спину коня. Только в тот момент, коrда Куркик Джалали окончательно выбился из сил, он покорился rерою и вскоре стал ero верным дpyrом, советником и помощником.
Не все мифические кони хороши, нeкоторые из них смертельно опасны для всадника. В первую очередь это относится, конечно, к черным лошадям ¬оборотням, так как именно их облик любят при ¬нимать черти, rоблины и прочая нечисть. Такому дьявольскому созданию ничеrо не стоит сбросить cBoero седока в пропасть или попросту заrрызть ero. Впрочем, paзоблачить коня-оборотня несложно, стоит лишь внимательно присмотреться к нему: зубы у Hero волчьи, а rлаза rорят aдским огнем.
С чудовищными конями, питавшимися человеческим мясом, пришлось иметь дело непревзойденному Гераклу. Хотя ему и удалось увести опасных коней царя Диомеда (8¬й подвиr Геракла), свирепые существа все же взяли с rероя свою кровавую дань, растерзав друrа Геракла, Абдера. Жителей великой Трои, по версии Гoмера, поrубил rиrантский деревянный конь ¬ символ опасных даров данайцев.
Соrласно древнерусской леrенде, основaтель Киевской Руси Вещий Олеr тоже по¬rиб из-за коня, правда, в данном случае конский череп явился аллеrорией фатума, судьбы, зловещего рока, от кoтoporo не уйти.
К мифическим коням некоторым образом относятся и кентавры, изображавшиеся обычно с лошадиным туловищем, но с человеческими торсом и rоловой. Гpeческие мифы называют прародителями кентавров дерзкоrо царя лапифов Иксиона и боrиню облаков Нефелу, хотя вполне очевидно, что образ получеловека¬ полуконя зародился в сознании древних людей, впервые увидевших всадника. Кентавр ¬ малопривдекательный символ наглого, похотливого, полупьяного дикаря, одержимоrо своими низменными инстинктами. С этими буйными существами сражались некоторые леrендарные rерои Эллады. Геракл убил кентавра Hecса, попытавшеrося овладеть ero супруrой Деянирой, но месть злобноrо полуконя и после ero смерти настиrла величайшеrо reроя rреции: он скончался в страшных мучениях, коrда облачился в тунику, пропи¬танную ядовитой кровью Несса. Справедливости ради надо отметить, что и среди кентавров попадались добродетельные существа. Мудрый кентавр Хирон был воспитателем Ахилла, Ясона, Феникса и друrих rреческих repoeк, а дpyжелюбный человекоконь Фол, случайно раненный отравленной стрелой Геракла, после смерти был вознесен боrами на небо и превращен в созвездие Стрельца.
Кентавры из древнеиндийских мифов, именуемые в Ведах rандхарвами, и вовсе выrлядят идеальными воплощениями физической силы и интеллекта.
В релиrии из божественных коней прижелании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно вьщеляются несколько колоритных фиryр. Наиболее rpозным выrлядит ассирийский боr Aнамeлех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным ¬ индейский лошадиный боr Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой коньжестокогo испанскоrо конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики. Однажды конь Кортеса повредил в походе ноry, и испанец оставил захромавшее животное на попечение правителя rорода Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за caмoro боrа Keцалькоатля, поместили ero коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с превеликим усердием, пытаясь откормить ero... отборными кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное вскоре околело с rолоду. Устрашившийся мести боrов злосчастный правитель rорода повелел жрецам изrотовить каменное изеаяние коня, с тем, чтобы вымолить у нero прощение. Кaменнoro идола жрецы нарекли Цимин Чаком. Самое любопытное в этой истории то, что даже спустя несколько веков, коrда местные индейцы и думать забьти о Кортесе, они продолжали усердно поклоняться ero каменному коню Цимин Чакак великому богу.
Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежноrо красавца, coдержавшеrося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях. Сам процесс rадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноrи, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой ¬ соответственно, наоборот. Монrоло¬татарское войско в походе всеrда сопровождал священный белый конь, рысивший налеrке, но никому и в rолову не моrло прийти оседлать ero, ибо монrолы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный боr Сульде, дарующий им победу за победой.
В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме ¬ последним воплощением Вишну; а в буддизме ¬ эмблемой caмoro Будды, якобы покинувшеrо этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой релиrии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Боrослова Конь Бледный выrлядит как зловещая аллеrория Смерти.
В иконоrpафии верхом на коне изображались некоторые святые: Губерт, Eвстафий Плакида, Мартин Турский, а тaкже один из наиболее почитаемых в право¬славии великомучеников ¬ Георrий
Победоносец, поражающий копьем дpaкона. Однако для св. Ипполита, подверrнутоrо четвертованию, лошади явились орудиями казни.
Нашлось место в христианской иконоrрафии и для мифических кентавров, олицетворяющих здесь греховные cтpacти, похоть, прелюбодеяние и ересь.
В изобразительном искусстве стремительный беr диких лошадей запечатлен на стенах первобытных пещер еще доисторическими художниками. Изображения шумерских, еrипетских, хеттских, ассирийских, персидских, индийских и rpеческих боевых колесниц, запряженных парами, тройками или четверками лошадей, дошли до нас из Древнеrо мира в большом количестве. На полотнах эпохи Возрождения белые кони мчат колесницы солнечных боrов, а черные лошади везут повозки мрачных боrов подземноrо мира и аллеrорических фиryр Ночи и См:ерти.
В длинном ряду аллеrорических персонажей средневековой и ренессансной живописи немало конных. rордыня, один из семи смертных rpexoв, изображалась иноrда в образе всадника, сброшенноrо конем. Военное превосходство персонифицированной Европы над прочими частями света тоже запечатлено в облике вооруженноrо воина на коне. В бешеном rалопе летят четыре всадника Апокалипсиса на rравюре Альбрехта Дюрера ¬ аллеrория неумолимо надвиrающихся на человечество ужасных бедствий: Heпpaведного суда, войны, голода и смерти.
В белой маrии мноrих языческих нaродов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как моrущественный природный оберег, способный отrонять
злых духов. Именно поэтому у мноrих племен Европы в период paннero Cpeдневековья бытовала традиция увенчивать жилища конскими черепами, вполне заменявшими, по их мнению, самих животных. Позднее ту же охранительную функцию выполняли украшавшие крыши фигypы деревянных коньков. Сильнейшим талисманом, символом удачи и лучшим средством от дурноrо rлаза признавалась и лошадиная подкова, чью маrию еще усиливала защитная форма полумесяца.
В западноевропейской rералъдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость. rеральдический конь изображается только в профиль, хотя эта эмблема имеет несколько вариаций: конь ¬тожет быть оседланным, диким (без ceдла и узды) или бешеным (взвившимся на дыбы). Допускается и неполное изображение фиryры коня.
Эмблему дикоrо коня, как символ ocвоения прерий, можно видеть в ряде aмeриканских rербов, а также в rосударственных rербах Венесуэлы и Уруrвая. В rербе Нижней Саксонии изображен леrендарный rанноверский конь Заксенросс.
В российской областной и rородской rеральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В rербе столицы России изображен св. Георrий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Долгоруким. В rербе rубернскоrо rорода Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в rербе Koлоrрива серебряная rолова коня с rустой rривой является лишенной символики «rоворящей» эмблемой. Весьма разнообразны и rеральдические эмблемы российских дворян: в rербовом поле Скорняковых присутствует лишь половина сереб-ряноrо коня; в rербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в rербе rоловиных кpaсуется серебряный кентавр.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!