Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Основы техники метания гранаты. Анализ техники метания гранаты. Метание гранаты способом «сбоку и от себя»

Метание теннисного мяча в цель.

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Ошибка (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания.

Метание мяча и спортивного снаряда.

Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо».

Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.

Участники II — IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

Ошибки (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания;
  • снаряд не попал в «коридор»;
  • попытка выполнена без команды спортивного судьи.

Техника ме­тания мяча (гранаты)

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты

Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).

Рис. 2. Держание мяча

Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно исюльзуются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела пре­имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опу­щена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрям­лением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;
  • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.3).

Рис. 3. Метание мяча в цель

Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.

Метание мяча с места

К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), за­крепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • имитация финального усилия с помощью партнера (препо­давателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положе­нии (рис. 4);
  • имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
  • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.

Рис. 4. Имитация финального усилия с партнером

Метанию гранаты (мяча) с бросковых шагов

Для отработки данного вида бросков целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий ска­чок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • имитация выполнения скрестного шага с помощью препо­давателя или опытных занимающихся. Во время выполнения дан­ного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрям­ленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.5);
  • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположе­на на расстоянии 10-12 м от линии броска.

Рис. 5. Имитация «скрестных» шагов с партнером

Техника выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

1 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением гранаты (мяча) на 2 шага способом «прямо -назад»

2 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»

3 вариант: метание с 4 броско­вых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед -вниз -назад»

4 вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».

Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распро­страненным вариантом является третий. Обучение способам от­ведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:

  • имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимаю­щиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведе­ние снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
  • выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;
  • отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - на­зад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в ис­ходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 6).

Рис. 6. Отведение мяча (гранаты) способом «вперед-вниз-назад»

Технике метания гранаты (мяча) с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
  • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6 - 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

К метаниям в легкой атлетике относятся четыре вида: толкание ядра, метание диска, молота и копья. В школьную программу физического воспитания входят прикладные виды метания: метание малого мяча и гранаты. Движения в метании гранаты и мяча идентичны между собой и направлена на создание условий для максимальной дальности их полета. Метание выполняются из различных положений: с разбегу, стоя, с колена, лёжа. Нами рассматривается метание мяча и гранаты с разбегу. Техника этого вида метания состоит из четырёх основные фаз:

    держание снаряда;

    разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом;

    финальное усилие (бросок), когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета;

    сохранение равновесия и торможение.

Держание снаряда . Держание гранаты осуществляется двумя способами. При первом способе граната удерживается за нижнюю половину ручки путём захвата её четырьмя пальцами, большой палец расположен вдоль оси ручки (рис. а). При втором способе граната держится за ручку путём плотного захвата сжатыми пальцами, при этом большой палец накладывается на указательный (рис. б). В обеих случаях мышцы руки расслаблены, кисть не напряжена. Малый мяч (в качестве такого снаряда можно использовать теннисный мяч) удерживается тремя средними пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают его с боков (рис. в). Таким образом, мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони (см. рис.).

Разбег . Оптимальная длина разбега составляет 13 шагов, из них 8 шагов выполняются в предварительной части разбега и 5 шагов – в заключительной. Эти части, как правило, отмечаются контрольными отметками: одной – в начале разбега, другой – перед заключительной частью разбега. Разбег выполняется с ускорением на передней части стопы, при этом длина шага приблизительно на 30 см меньше, чем в беге на короткие дистанции. При разбеге гранату или теннисный мяч можно держать внизу, над плечом и перед собой.

Задача заключительной части разбега состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение снаряда и подойти в наиболее выгодном положении к фазе финального усилия. Попав на контрольную отметку левой ногой, с шагом правой ноги начинается отведение и разгибание руки со снарядом назад. Кисть, при этом, не опускается ниже уровня плеч, туловище держится вертикально (для сохранения скорости движения). Продолжая движение руки со снарядом назад, метатель выполняет второй шаг с левой ноги. Третий шаг, выполняемый правой ногой, называется скрёстным: нога ставится с пятки с несколько развернутой наружу стопой. Рука со снарядом к этому моменту полностью выпрямлена в локтевом суставе, а туловище развернуто вправо и максимально отклонено назад. Метатель как бы «убегает» от снаряда. Этим он совершает так называемый «обгон снаряда». Заканчивая четвертый («стопорящий») шаг левой ногой, метатель приходит в исходное положение перед финальным усилием, сохраняя вес тела на правой ноге.

Финальное усилие начинается с движения ног. Левая нога упирается впереди проекции ОЦТ тела по линии разбега носком внутрь, правая – разгибается и поворачивает пятку наружу. За счёт этого движение правой стороны таза вокруг вертикальной оси туловища и перпендикулярно направлению разбега. Движение таза увлекает за собой туловище и приводит метателя в положение «натянутого лука», после чего рука со снарядом хлестообразным движением выносится вперед и происходит выпуск мяча под углом 45-50 0 . Стремительное движение вперед, возникающее под действием инерции разбега, необходимо погасить на коротком отрезке. Это достигается выполнением прыжка – перескока на правую ногу через левую. На рис. представлена заключительная часть разбега и финального усилия при метании гранаты.

Сохранение равновесия и торможение. Метатель, чтобы не переступить линию метания, ограниченную планкой или другой разметкой, после выпуска снаряда гасит инерцию движения тела вперёд путём перескока с левой ноги на правую. За счёт этого происходит торможение метателя и удерживается равновесие.

Рассмотрим последовательность обучения технике на примере метания мяча.

Упражнения для изучения правильному держанию мяча.

Упражнение 1. Выполнение хвата мяча рукой с одновременными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.

Упражнение 2. Выполнить броски мяча вниз и вперёд за счёт хлёсткого движения кисти.

Упражнение 3. Отведение руки с мячом назад-вниз с последующей имитацией броска из-за головы (мяч из руки не выпускается).

Упражнение 4. То же, но с помощью преподавателя или партнёра (см. рис.).

Упражнение 5. Метание мяча из исходного положения, стоя лицом в сторону броска.

Упражнение 6. То же, но стоя левым боком в сторону броска.

Упражнение 7. Метание мяча с шага.

Упражнение 8. Метание мяча с 3-4 шагов.

Упражнение 9. Метание мяча в целом с полного разбега.

Упражнение 10. Метание мяча с полного разбега с постепенным увеличением дальности броска и наращиванием усилий.

Совершенствование техники метания мяча осуществляется с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. При этом апробируются различные варианты и элементы техники метания, осуществляется метание на результат, проводятся соревнования.


Метание гранаты ГД (на дальность)

Метание гранат на дальность производится с разбега или с места учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты – 600 г. Для метания участнику дается 3-и гранаты, которые предоставляются участнику судьями на месте метания.

Форма одежды № 4 (полевая) с автоматом в руке. Разрешается расстегнуть воротник и ослабить поясной ремень. Головной убор снимать не разрешается. Можно использовать ремень автомата, не отстегивая его от оружия.

Метание производится от планки или линии длиной 4 м и шириной 7 см по коридору шириной 10 м. Планка укрепляется заподлицо с грунтом дорожки для разбега и окрашивается в белый цвет. По концам её устанавливаются цветные флажки и указатели.

Коридор размечается параллельными белыми линиями, которые проводятся через 5 м, начиная с 40 м. По обоим концам линий устанавливаются указатели с цифрами, которые показывают расстояние от планки. Ширина боковых линий не входит в границы коридора.

Дорожка для разбега должна быть плотной. Ширина дорожки не менее 1,25 м, длина – 25 – 30 м. На последних 6 – 8 метрах перед планкой дорожка расширяется до 4 м.

Определение результатов

Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть», которую он произносит, если граната упала в границах коридора, а участник не нарушил правил метания и после броска принял устойчивое положение. Команду «Есть» судья сопровождает поднятием флажка вверх, что является сигналом для судей-измерителей и дает им право отметить результат.

При нарушении правил метания старший судья произносит команду «Нет» и одновременно производит отмашку флажком, опущенным вниз.

Попытка считается неудавшейся, если участник:

  • в момент броска или после него коснется какой-либо частью тела, обмундирования или автомата грунта за планкой;
  • наступит на планку или заденет ее сверху; выпустит во время разбега (размахивания) гранату, которая упадет впереди планки. Случайное падение гранаты в секторе для метания (до планки) ошибкой не считается;
  • выйдет через планку вперед после броска до команды «Есть». Бросок не засчитывается также, если граната упала вне коридора.

След, оставленный гранатой после падения ее в коридор, отмечается колышком с номером. Колышек ставится на ближайшую к планке точку следа.

Измерение производится рулеткой от колышка по линии перпендикулярной планке. При измерении нулевая отметка рулетки прикладывается к колышку. Результат определяется с точностью до 1 см.

Измерение производится после совершения всех трех бросков. В протокол записывается только результат лучшего броска.

В случае равенства результата у двоих и более участников им дают одинаковые места. Последующие места при этом не сдвигаются. Участникам, показавшим одинаковые результаты и претендующим на звание победителя состязаний, предоставляется дополнительно по три броска.

Метание гранаты ГТ (на точность)

Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й – 1,5 м; 3-й – 2,5 м.

Первый круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флаг размером 15х20 см, высота – 30 см от земли.

Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входи в размер меньшего круга.

Форма одежды в метании гранат на точность такая же, как при метании гранат на дальность.

Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.

Каждому участнику разрешается три пробных и пятнадцать зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных – 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.

Правила метания и критерии оценки попытки аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность. Размеры сектора аналогичны размерам сектора для метания гранат на дальность.

При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.

Броски при попадании гранаты в цель оцениваются:
1-й круг (центральный) – 115 очков;
2-й круг – 75 очков;
3-й круг – 45 очков.

Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков.

В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.

Личное первенство определяется по наибольшей сумме набранных очков. При равенстве очков лучшее место определяется участнику, который имеет больше попаданий в 1-й круг, затем – 2-й, 3-й.

Командный зачет определяется по среднему результату от общей суммы очков зачетных участников.

Введение ……………………………………………………………………3

1. Легкая атлетика…………………………………………………………4

2. Виды легкой атлетики…………………………………………………..5

3. Метание мяча…………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………….12

Введение.

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин.
Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

1. Легкая атлетика.

Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта; включает бег и ходьбу на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания спортивных снарядов, легкоатлетические многоборья. Зародилась в Великобритании в 18 в. В Международной любительской федерации - ИААФ (IAAF; основана в 1912) ок. 190 стран (1991). В программе Олимпийских игр с 1896, чемпионаты мира с 1983, Европы с 1934. Годом рождения отечественной легкой атлетики считается 1888 год. Тогда в дачном местечке Тярлево, неподалеку от Царского Села (ныне г. Пушкин под Петербургом), возникает первый в России кружок, члены которого стали заниматься бегом. Затем этот кружок перебазировался в столицу на Петровский остров под именем "Петербургское общество любителей бега" (1890 г.), а позднее "Петербургского общества любителей спорта" (1893 г.). К 1895 г. легкая атлетика в России включала в себя: бег, спортивную ходьбу, прыжки в длину и высоту с разбегом и без разбега, метание ядра, метание кожаного мяча, тройной прыжок с места и разбега, барьерный бег, кросс... Основателем, первым председателем, душой этого общества был банковский служащий Петр Павлович Москвин - энергичный, деятельный, подвижный, небольшого роста, с густыми черными усами и такими же черными всегда веселыми глазами человек. Популярность его была чрезвычайно высока, хотя он не был ни чемпионом, ни рекордсменом, не прославил себя на международной арене. П. П. Москвин был не только основоположником организованных занятий легкой атлетикой в России, но и пионером некоторых других видов спорта. Например, впоследствии он ввел игру в хоккей в спортивную жизнь городов Дальнего Востока. В 1945 г. ему было присвоено звание Заслуженного мастера спорта за огромный вклад в дело развития российского спорта. Международная Любительская легкоатлетическая Федерация (ИААФ) создана в 1912 г. и объединяет около 210 национальных федераций. Олимпийская программа неоднократно изменялась. В разное время в нее входили такие дисциплины, как бег 60 м, командный бег 5000 м, бег 2500 и 4000 м с препятствиями, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, перетягивание каната, триатлон и др. Современная программа Олимпийских игр включает 44 вида соревнований (24 для мужчин и 20 для женщин): бег 100, 200, 400, 800, 1500, 10000 м, марафонский бег 42,195 км, 100, 110 и 400 м с барьерами, с препятствиями 3000 м, эстафеты 4x100 и 4x400 м, спортивную ходьбу 10, 20 и 50 км, прыжки с шестом, в высоту, в длину, тройной, толкание ядра, метания диска, молота, копья, семиборье, десятиборье. Допуск на Олимпийские игры получают спортсмены выполнившие нормативы МОК и НОК.

2. Виды легкой атлетики.

Ходьба Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех видов ходьбы постановкой выпрямленной в коленном суставе ноги. Однако, общим для всех видов ходьбы является постоянный контакт ноги с грунтом одной или двух ног одновременно. За появление фазы полета скороходы дисквалифицируются намного чаще, чем за другую наказуемую ошибку, когда согнута опорная нога ходока в момент вертикали. Моментом вертикали называют момент начала обгона маховой ноги опорной. Скорость в спортивной ходьбе вдвое-втрое выше, чем в обычной и достигает 14-16 км/час. Рекорды в спортивной ходьбе регистрируются на дорожке стадиона не более 500 м на дистанциях от 3-х км до результатов суточной ходьбы (более 200 км). Высшие достижения регистрируются на шоссе. На крупнейших соревнованиях мужчины идут 20 км и 50 км, а женщины идут 20 км.

Бег Бег занимает наибольшую часть программы легкой атлетики и имеет 4 разновидности: гладкий бег, бег с препятствиями (искусственными и естественными), эстафетный бег.

Прыжки
Прыжки в легкой атлетике проводятся в длину, в длину тройным, в высоту и в высоту с шестом, как для мужчин, так и для женщин. Результат фиксируется в метрах и сантиметрах.

Метания В метания входят: толкание ядра весом 7257 г для мужчин и 4000 г – для женщин, метание молота такого же веса, метание копья (800 г и 600 г), метание диска (2 кг и 1 кг), гранаты (700 г и 500 г) и теннисного мяча. Последние два вида являются вспомогательными для обучения метанию копья. Во всех видах метаний производится предварительный разгон снаряда, позволяющий увеличить скорость снаряда при отрыве от рук метателя (вылете).

Многоборья Легкоатлетические многоборья включают много видов легкой атлетики. Классическое мужское десятиборье – это бег на 100, 400, 1500 м, 110 м с барьерами, прыжки в высоту, с шестом, в длину, метание копья, диска, толкание ядра. Классическое женское семиборье – это бег 100 м с барьерами, 200 м, 800 м, прыжки в длину и в высоту, метание копья и толкание ядра. Результат определяется в очках, подсчет которых идет по специальной таблице.

В настоящее время мировая легкая атлетика находится в двойственной позиции – с одной стороны, успешное развитие, с другой – огонь критики. В спорте возникает множество проблем, решение которых кажется не вполне реальным. Перед лицом таких проблем для эффективного их решения необходим полный и детальный анализ сложившейся ситуации с целью поиска реального выхода. Существует 12 наиболее сложных проблем в современной легкой атлетике – это проблемы зрителей, спортсменов, тренеров, соревнований, спортивных площадок, телевидения, стимулирования, культуры, обслуживающего персонала, некоторых иллюзий, демографии и допинга.

3. Метание мяча.

Метание мяча выполняется из различных положений - ­стоя, с колена, лежа. Метание мяча делится на фазы: разбег, финаль­ное усилие (бросок), торможение.

Техника хвата и выпуска снаряда

Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения

· Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.

· Бросок мяча вперед в цель.

· Стоя в шаге, рука с гранатой (мячом) отведена назад-вверх.

Упражнения с малыми мячами

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об пол поймать его:

а) двумя руками;

б) снизу правой (левой) рукой;

· Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.

· Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.

· То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хло­пок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча пра­вой (левой) рукой. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

· Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

· Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

а) двумя руками;

· То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол

· Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками. То же, но после отскока мяча от пола.

· Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

· Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.

· То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Методические указания

Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью долж­но быть ускоренным. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска)

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в лок­те.

Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая пятку наружу, подает вперед правую сто­рону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг пра­вой ногой вперед - с поворотом носка внутрь и сгибанием но­ги в коленном суставе.

Методика

· «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом

· То же, выполняя бросок слитно

· Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью

· Метание мяча в цель и на дальность.

Методические указания

На счет «раз» - рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два»- поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, примять положение «натянутого лука», на счет «три» - бросок.

История метания гранаты

Метание копья является древнейшим видом легкой атлетики: оно было в программе соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции, где копье метали как на точность, так и на дальность. В программу современных Олимпийских игр метание копья было включено у мужчин с 1908 г., а у женщин с 1932 г.

Как спортивный снаряд копье неоднократно подвергалось модернизации. Специалисты искали такие его формы, которые обеспечивали бы лучшие планирующие свойства. Это решалось за счет смещения центра тяжести снаряда к его середине. Такие копья обладали лучшими планирующими свойствами, что позволяло спортсменам значительно улучшать результаты. Так, в 1984 г. спортсмен из ГДР У. Хон послал копье на 104 м 80 см, и такое дальнее метание стало опасным для судей и участников соревнований е других видах легкой атлетики. Это вынудило ИААФ принять решение использовать менее планирующие копья, приблизив их центр тяжести к наконечнику, что сократило дальность полета снаряда. Тем не менее усилиями ряда выдающихся спортсменов, и в первую очередь многократного победителя Олимпийских игр, чемпиона и рекордсмена мира (98,48 м) Я. Железны (Чехия), копье летит все ближе и ближе к стометровой отметке.

Кропотливый труд советских тренеров и научных работников по созданию эффективной системы подготовки квалифицированных метателей копья принес в 50-80-е гг. прошлого столетия высокие спортивные достижения. И. Яунземе (1956 г.), В. Цыбуленко (1960 г.) и Э. Озолина (1960 г.) поднимались на высшую ступень пьедестала почета на Олимпийских играх, а Я. Лусис первым из советских копьеметателей дважды улучшает рекорд мира, завоевывает полный комплект медалей на трех Олимпийских играх. Достойным преемником Я. Лусиса стал Д. Кула, который завоевал звание олимпийского чемпиона (91,02 м) на Играх в Москве (1980).

Наибольших успехов среди современных российских метателей копья достиг С. Макаров, который был чемпионом мира (2003 г.) и призером Олимпийских игр в Афинах. Победителем среди мужчин на Лондонской Олимпиаде неожиданно стал представитель Тринидада и Тобаго К. Уолкотт - 90,57 м, а у женщин второй раз победила Б. Шпатакова (Чехия) с результатом 69,55 м.

С 20-х годов прошлого столетия метание гранаты широко применялось в странах Европы как военно-прикладное упражнение. В настоящее время «этот вид метаний не включается в программу крупных соревнований по легкой атлетике. Он, как и метание мяча, входит в учебную программу общеобразовательных школ. Хотя копье, граната и мяч внешне мало похожи, в технике метаний каждого из этих снарядов много общего. Например, бросок всех трех снарядов происходит рывковым (хлестообразным) движением из-за головы. Похоже выполняется разбег, предпоследний бросковый шаг, который называется «скрестным» и способствует «обгону» снаряда.

Так как в основе техники метания копья и малого мяча лежат те же движения, что и в метании гранаты, то на примере анализа техники данного вида приводим более подробное описание метания этих снарядов.

Техника метания гранаты

Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крутые соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда, разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска.

Держание снаряда

Способы держания гранаты

Существует несколько способов держания гранаты. Квалифицированные спортсмены применяют способ захвата гранаты с высоким расположением ее центра тяжести; граната держится за конец рукоятки четырьмя пальцами, ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, кисть расслаблена, большой палец расположен вдоль оси гранаты. Этот способ метания позволяет получать хорошие результаты спортсменам с сильно развитой кистью руки. При способе, когда граната берется «в кулак», рычаг укорочен, кисть более закрепощена, ось гранаты направлена перпендикулярно руке, контроль за выпуском снаряда невозможен (отсюда частое явление низкой траектории броска), однако и этим способом достигались хорошие результаты.

Первый из описанных способов держания гранаты хотя и более труден, однако дает целый ряд преимуществ перед способом захвата «в кулак», т.к. здесь увеличивается длина рычага метания, раскрепощается кисть и сохраняется возможность до самого момента выпуска гранаты направлять ее. В ходе тренировки каждый занимающийся подбирает для себя наиболее целесообразный способ держания гранаты.

Разбег

В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

Разбег состоит из двух частей : а) от начала до контрольной отметки - предварительная часть: б) от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега, - заключительная часть. Предварительная часть разбега составляет 16-20 м, или 8-10 беговых шагов, а заключительная часть - 7-10 м, или 4-5 бросковых шагов.

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой не должна быть напряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости.

Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге - к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!); приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.

Техника выполнения бросковых шагов при метании гранаты. Отведение: А - «нижней дугой»; Б - «верхней дугой»

Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

С шагом правой ноги спортсмен начинает поворачиваться левым боком по направлению метания и одновременно отводить руку с гранатой по возможно большей дуге, чтобы удлинить рабочий путь в момент броска. Имеются два основных варианта отведения гранаты: вперед-вниз-назад (отведение гранаты «нижней дугой») и прямо-назад. Первый вариант более широкоамплитудный, но координационно достаточно сложен, второй более рациональный и простой для выполнения. Суть отведения состоит в том, чтобы на бросковых шагах «уйти» от снаряда и, не теряя скорости, приобретенной в разбеге, продвинуться вперед тазом и ногами.

Таким образом, в конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и в дальнейшем метатель будет «вести» снаряд за собой свободной рукой и ускоряться при финальном усилии. Во время этих двух шагов не следует слишком поворачивать туловище направо, что может привести к бегу боком. Если в начале бросковых шагов ось плеч уже повернута в направлении метания, то ось таза только начинает поворачиваться в том же направлении. Следует помнить, что полного совпадения осей плеч и таза не должно происходить до заключительной фазы финального усилия. Кроме того, чтобы сохранить вертикальное положение туловища в бросковых шагах, важно не поворачивать голову вправо, а устремлять взгляд в направлении разбега.

Следующий бросковый шаг обычно называют «скрестным», смысл которого - «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Считается, что он является связующим звеном между разбегом и финальным усилием. Следовательно, чтобы избежать потерь скорости и увеличить ее, целесообразно выполнить этот шаг с ускорением, с короткой безопорной фазой, что создает определенные преимущества при выполнении последнего шага.

Итак, с началом третьего, «скрестного» шага (правой перед левой) метатель, сильно оттолкнувшись левой ногой, посыпает более ускоренно таз в направлении метания. Этот «обгон» снаряда сопровождается значительным наклоном и поворотом туловища направо. Рука с гранатой занимает положение замаха и немного заводится за спину. Правая нога ставится с внешнего свода стопы, с последующим быстрым переходом на всю стопу, а затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Постановка ноги с пятки или носка - характерная ошибка. В первом случае метатель резко снижает скорость и нарушает непрерывность движений, а во втором - вынуждает ставить ногу на грунт излишне согнутой и напряженной. Кроме этого, правая стопа ставится на грунт под углом 35-45°, что позволяет без помех продвигать вперед таз, а не плечи, и способствует сохранению «закрытого» положения (левым боком) перед броском.

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие.

Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Финальное усилие

Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.

Начиная финальное усилие из хорошо растянутого положения, при котором оси плеч и таза расположены параллельно, необходимо повернуть их почти перпендикулярно руке с гранатой, т.е. выполнить ряд условно названных элементов финального усилия: «захват», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя». Следует отметить, что все перечисленные элементы финального усилия - это одно движете, невыполнение одного из элементов которого ведет к уменьшению длины пути приложения усилий и, как следствие, снижает результат. «Захват» выполняется за счет сгибания и разгибания правой ноги в коленном суставе с некоторым поворотом его внутрь и завершается касанием левой ногой грунта. При этом происходит поворот правой руки, слегка согнутой наружу, а левой внутрь. Находясь в двухопорном положении и закончив поворот правой руки наружу, метатель, продвигая течи вперед, создает дополнительное натяжение мышц («тяга снаряда»). Поворот оси плеч до положения «грудью вперед» в сторону метания помогает вывести локоть метающей руки вперед-вверх («взятие снаряда на себя»), причем важно, чтобы этот поворот сопровождался движением туловища вперед.

Ведущим элементом техники метания гранаты, способствующим переходу набранного метателем в разбеге количества движения в финальное усилие, является работа левой ноги в последнем бросковом шаге. Первым показателем эффективности стопорящей работы левой ноги в финальном движении является степень ее сгибания в коленном суставе. Если левая нога не выдерживает нагрузки, то энергия разбега как бы гасится при сгибании коленного сустава. К тому же туловище метателя, не имея под собой жесткой опоры, не способно развить достаточного ускорения в движении вперед. При таком броске сам спортсмен не чувствует натяжения мышц туловища и плечевого пояса. Бросок получается слабым, или «пустым», как говорят метатели.

Вторым важным показателем эффективности стопорящей работы левой ноги является угол постановки ее на грунт. Чрезмерно близкая постановка левой ноги (под углом более 60°) к проекции ОЦМТ приводит к тому, что метатель «проходит» на левую ногу, не замедляя движения таза. В таких случаях резко ухудшается выполнение основной задачи, возложенной на левую ногу, -упругого торможения скорости движения туловища для создания «удара» плечевым поясом и хлеста рукой.

Выходом метателя в положение «натянутого лука» заканчивается первая часть финального усилия. В этом положении он, будучи повернутым грудью вперед, «тянет» гранату всем телом, еще не включая полностью руку в движение. Если метатель хорошо сделал выход, то мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног оказываются чрезвычайно сильно растянутыми. Подобно тому, как разогнется напряженный лук, поставленный одним концом на землю, если тетива будет внезапно перерезана, так и метатель «разряжается» быстрым и длинным рывком. Следовательно, бросок гранаты выполняют не одной рукой, а совместными усилиями ног, туловища и рук.

Заключительное движете - «рывок» - быстрое, но вместе с тем достаточно продолжительное воздействие на гранату, главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища. Важно, чтобы правая рука со снарядом «выносилась» из-за спины локтем вперед, а выпуск гранаты заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. «Хлестообразное» движение будет эффективным лишь при соблюдении требований законов механики, предъявляемых к условиям передачи количества движения от отдаленных звеньев к ближайшим. Заканчивая бросок, метатель быстро переносит тяжесть тела вперед на левую ногу, выполняя при этом так называемый «навал» на гранату, который достигается как бы падением тела вперед. Следует отметить, что успешное выполнение финального усилия возможно только, если движения в нем начинаются с ног и поддерживаются ими до момента вылета снаряда. Выпускается граната под углом 40-42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска

Упражнения, способствующие овладению техникой метания гранаты

После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан.

Практика свидетельствует, что лучше от места постановки левой стопы (в исходном положении для броска) до планки оставлять 2-2,5 м, чтобы быть уверенным, что впереди достаточно места для тормозящего шага. Метатели, старающиеся сэкономить это расстояние, почти всегда боясь перейти границу, «комкают» финальное усилие, что унижает результат броска.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания броска, который очень трудно поддается исправлению.

Последовательность решения задач при обучении технике метания гранаты и их методическую направленность

Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике метания гранаты

Задача 2. Научить держанию и выбрасыванию гранаты

Применяемые средства

Методические указания

а) Научить держать гранату

Рассказать и продемонстрировать способы держания снаряда

б) И.п. - стойка ноги врозь.

Броски гранаты вниз и вперед за счет движения кисти.

То же, в шаге - левая впереди

Выполнять захлестывающее движение кистью. При правильном движении кистью граната ударяется дном о землю (лучше - песок)

в) И.п.-тоже.

Метание набивного мяча, ядра, гранаты из-за головы двумя руками, затем одной

Регулировать вес снарядов. Выполнять броски вначале только движением рук, затем сочетая пружинистые движения ног, туловища, рук

г) Стоя левым боком в направлении броска, вес тела на правой. Метание снаряда одной рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений

Движение руки при броске должно быть локтем вперед, за которым следует кисть, заканчивающая бросок хлестообразным движением без опускания локтя

Задача 3. Научить технике финального усилия

Применяемые средства

Методические указания

а) Стоя левым боком в сторону метания: левая стопа повернута внутрь под углом 40-45°, а тяжесть тела перенесена на правую (развернутую под углом 90° по направлению метания); правая рука оттянута назад, левая впереди согнута - имитация «захвата» гранаты. То же, с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой помогает правому плечу и локтю выйти вперед-вверх

Последовательность выполнения: правая нога разгибается в тазобедренном и коленном суставах и, поворачиваясь бедром внутрь, проталкивает таз на напряженную левую; правая рука, поворачиваясь наружу, поднимает плечо вверх, левая движется локтем назад

б) И.п.-тоже. Выход в положение «натянутого лука» с помощью партнера, который держит занимающегося правой рукой за кисть метающей руки, а левой подталкивает его под лопатку вперед. То же, но с преодолением сопротивления партнера, который удерживает кисть метающей руки

Следить за тем, чтобы не было раннего поворота бедра внутрь при разгибании правой ноги и «ухода» левого плеча в сторону. Сопротивление партнера заставляет «тянуть» снаряд ногами, грудью и рукой (локтем вперед!) в нужном направлении

в) Стоя левым боком в направлении метания: вес тела на согнутой правой ноге, повернутой носком вправо наружу, выпрямленная левая приподнята над землей - метание гранаты с места

С постановкой левой ноги вперед производить бросок под заданным углом, соблюдая вышеописанную (см. пункт «а») последовательность движений. Обратить внимание на то, что движение правой ноги начинается поворотом бедра влево, а ее выпрямление вперед-вверх происходит в момент постановки левой

г) Стоя левым боком в сторону метания (расстояние между стопами 70-90 см): правая нога под прямым углом к направлению метания, левая -40-45° (тяжесть тела на левой); правая рука с гранатой над плечом, левая перед грудью. Произвести замах рукой со снарядом назад и перенести вес тела на согнутую правую ногу, одновременно повернуть туловище направо. Выпрямляя правую ногу и поворачивая туловище влево, произвести бросок гранаты вперед-вверх

Бросковое движение начинать с разгибания правой ноги с одновременным поворотом таза налево и последующим выведением вверх-вперед локтя метающей руки. Обратить внимание занимающихся на слитность движений, выполнение «захвата» снаряда с продвижением туловища вперед, добиваясь выхода в положение «натянутого лука» и выпуска гранаты за вертикальной линией, проведенной через пятку левой стопы

Задача 4. Научить технике метания гранаты с бросковых шагов

Применяемые средства

Методические указания

а) Стоя на левой, лицом в сторону метания, рука с гранатой над плечом, -имитация отведения гранаты на первых двух бросковых шагах в ходьбе и медленном беге

С шагом правой повернуть туловище вправо, правая рука полувыпрямлена, а левая согнута и выносится перед грудью. С шагом левой плавно полностью выпрямить правую руку

б) Из и.п. - левым боком в сторону метания, левая стопа повернута внутрь под углом 45°, тяжесть тела&nnbsp;на правой. Перенести вес тела на левую и, оставляя плечи сзади, сделать скрестный шаг правой, ставя ее на заранее начерченную линию. После этого возвратиться в и.п. То же, но с поднятой правой ногой скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой на правую

Длина скрестного шага - одна-две ступни и зависит от подвижности в тазобедренном суставе. Правая нога ставится на внешний свод стопы (касается дорожки раньше наружным краем пятки). Следить за отсутствием вертикальных колебаний тела и за «скручиванием» туловища вправо

в) То же упражнение, но в и.п. занимающийся приподнимает левую ногу и начинает движение с активной ее постановки на землю. К моменту касания грунта левой ногой следует быстро вынести правую вперед и, приземляясь, оставить на ней тяжесть тела. То же, но после скрестного шага, левая нога ставится в исходное для броска положение, сначала без поворота, а затем с поворотом тела в направлении броска со «взятием снаряда на себя»

Скрестный шаг делать за счет акцентированного отталкивания левой ногой. Обращать внимание на то, что основное при выполнении скрестного шага - опередить ногами руку с гранатой, воздействуя на снаряд по возможно большему пути.

Следует помнить, что правильное выполнение скрестного шага во многом определяет конечный результат в метании гранаты

г) Метание гранаты с четырех бросковых шагов в ходьбе, а затем медленном беге

Следить, чтобы туловище на первых двух бросковых шагах было вертикально, а отведение гранаты проходило свободно, без замедления движения. На третьем (скрестном) шаге акцентированно свести бедра, затем активно выполнить финальное усилие

Задача 5. Научить метанию гранаты в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Пробегание предварительной части разбега и выполнение бросковых шагов с имитацией финального усилия

Длина укороченного (4-6 беговых шагов) и полного (8-12 беговых шагов) разбега устанавливается путем пробегания от контрольной отметки в обратном направлении. Повторными пробежками уточняется предварительная часть разбега.

С учетом четырех бросковых шагов и пятого тормозящего определяется длина разбега в целом

б) Метание гранаты с укороченного (4-6 беговых шагов) разбега.

То же, но увеличивая длину и скорость предварительной части разбега постепенно, добавляя по 2 беговых шага

Добиваться точного попадания левой ногой на контрольную отметку.

Особое внимание обращать на безостановочный переход от разбега к броску. Следить за закреплением ритма бросковых шагов, а при его ухудшении уменьшить длину и скорость предварительной части разбега

в) Метание гранаты с полного разбега на технику и результат

Обращать внимание: в предварительной части разбега -на постепенно ускоряющееся движение до контрольной отметки; в заключительной части - на «обгон снаряда»; в финальном усилии -на своевременный «захват» снаряда и выход в положение «натянутого лука»; в броске - на последовательное включение в работу мышц ног, туловища и метающей руки, ускоряющейся к окончанию рывка с захлестывающим движением кисти

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Метание гранаты с разбега

  1. Иметь определенную длину разбега и контрольную отметку для начала бросковых шагов.
  2. Избрать один из способов держания и отведения снаряда при разбеге, а также количество шагов, на протяжении которых выполняется подготовка к броску.
  3. При отведении гранаты не замедлять разбег.
  4. Не растягивать скрестный шаг, а выполнять его за счет акцентированного отталкивания левой ногой и махового вынесения полусогнутой правой ноги в направлении метания.
  5. В финальном движении активно включать ноги и туловище, используя возможно больший путь приложения усилий. Особо обратить внимание на правильное принятие положения «натянутого лука». Бросок заканчивать хлестообразным движением кисти и пальцев.
  6. После выпуска снаряда тормозить ногой и не выскакивать вперед за линию.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя лицом по направлению к метанию, левая нога впереди, метание снаряда одной рукой вниз-вперед, вперед. То же стоя левым боком к направлению броска.
  2. Стоя левым боком в направлении метания (вес тела на правой ноге), левая приподнята над грунтом. Одновременно с постановкой левой, метание снарядов с места.
  3. Стоя левым боком к направлению броска, правая нога перед левой скрестно. С постановкой левой и поворотом тела в направлении метания, имитация (без броска) «захвата» снаряда и положения «натянутого лука». То же в сочетании с метанием снаряда.
  4. Стоя левым боком в направлении метания (левая нога впереди). Выполняется скрестный вынос правой ноги перед левой, после чего нога возвращается в исходное положение. То же, но после скрестного выноса правой ноги левая ставится в положение шага для броска. Сначала без поворота, а затем с поворотом тела в направлении броска и «взятием снаряда на себя».
  5. Стоя лицом вперед, левая нога впереди, правая рука со снарядом над плечом. Плавно, на счет 1-2, поворачивая туловище вправо (до положения левым боком вперед), выпрямить руку со снарядом назад. То же отводя руку на два шага в ходьбе с правой.
  6. Отведение гранаты (мяча) на 4 шага. Выполняется из исходного положения левая нога впереди, снаряд над плечом. На два шага отведение руки со снарядом (кисть чуть выше плечевого сустава). «Скрестный» (третий) и последний шаг выполняются быстрой постановкой ног на грунт (ускоренно). Сначала в ходьбе, затем в медленном беге.
  7. Метание с 4 бросковых шагов. Приняв после 4 шагов исходное положение для броска, последовательно выполнить «захват» снаряда, выпрямиться, выйти грудью вперед и, проходя через положение «натянутого лука», хлестообразным движением метающей руки выпустить снаряд под заданным углом. Как и в предыдущих упражнениях, выход в положение «натянутого лука» осуществляется за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища.
  8. Пробегание предварительной части разбега (6-8 шагов) с попаданием левой ногой на контрольную отметку. То же, но с выполнением бросковых шагов и имитацией финального усилия.
  9. Стойка с отведенным снарядом, левая нога впереди. Бег равномерный или ускоренный. На любой части разбега, выполняя отталкивание в скрестный шаг и быструю постановку левой ноги в упор, метнуть снаряд. После броска сохранить равновесие.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Опускание кисти метающей руки ниже оси плеч при отведении гранаты (мяча)

Отведение снаряда на месте и в движении. То же перед зеркалом, контролируя положение кисти и снаряда

2. Запаздывающая работа ног («вдогонку»)

Изменить положение головы (подбородок направлен в сторону метания), активно проталкиваться стопами вперед и разводить бедра в бросковых шагах

3. Высокий прыжок в «скрестном шаге»

Имитация и выполнение «скрестного шага» шагом и бегом.

Выбор наилучшего сочетания скорости бега и прихода в финальное положение

4. Остановка перед броском

Временно уменьшить скорость разбега и начать бросок несколько раньше, чем постановка левой ноги

5. Бросок выполняется в основном только рукой

Повторные броски из правильного исходного положения, акцентировать внимание на активном выпрямлении ног, туловища и ускоряющемся повороте плечевого пояса в финальном усилии

6. Во время броска локоть опущен

Подталкивание локтя метателя во время легкого броска. При броске следить за движением локтя вверх-вперед (к уху)

0 0 13325



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!