Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников «Настольный теннис. Настольный теннис

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Детско-юношеский клуб физической подготовки

ТЕННИС

Программа для кружков по теннису в детско-юношеских клубах физической подготовки

Разработал:

тренер по теннису,

магистр педагогических наук

Шевкова Н.В.

Пояснительная записка…………………………………………………………………

……….

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов………………………....

1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису……………..

1.3. Основы начального обучения игре в теннис……………………………………...

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп………………………………

1.5. Режим работы кружков по теннису……………………………………………….

2. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 1, 2 и 3 года обучения …………………………………………………………………………………

2.1. Учебный план……………………………………………………………………….

2.2. Программный материал……………………………………………………………

3. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 4 года обучения (и свыше) ……………………………………………………………………

3.1. Учебный план……………………………………………………………………….

3.2. Программный материал……………………………………………………………

4. Тестирование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности ……………………………………………………...

5. Воспитательная работа ……………………………………………………………..

6. Перечень инвентаря и оборудования …………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Опыт работы ДЮК ФП свидетельствует о том, что при хорошей организации учебного процесса и высоком качестве деятельности педагогического состава детско-юношеские клубы являются отличными базами привлечения детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом, воспитания юных спортсменов и подготовки общественного актива для коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Руководители и педагогический состав ДЮК ФП особое внимание в своей повседневной деятельности должны уделять:

    привлечению большого количества детей к избранному виду спорта;

    созданию условий для регулярных круглогодичных занятий;

    привитию у занимающихся интереса к избранному ими виду спорта;

    проведению систематической воспитательной работы;

    чёткой организации учебно-воспитательного процесса, использованию данных науки и передовой практики;

    овладению занимающимися необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий;

    систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию занимающихся в соревнованиях своего коллектива, района, города;

    привлечению родителей к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы Клуба.

Программа по теннису для детско-юношеских клубов физической подготовки Республики Беларусь составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства образования, труда и социальной защиты с учётом передового опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и тенденции развития тенниса в детско-юношеских клубах как вида спорта.

В настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружков по теннису в детско-юношеских клубах, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

1. Организация учебно-воспитательной работы в кружках по теннису

Организация учебных занятий, проведение воспитательной работы с занимающимися осуществляется совместно руководством ДЮК ФП, педагогическим составом и родителями.

Кружок по теннису должен иметь основные документы планирования и учёта работы, календарный план соревнований: внутри групп на первенство кружка, городские соревнования среди детско-юношеских клубов, а также матчевые встречи с кружками по теннису других Клубов (личные и командные).

Занятия в кружке по теннису должны обеспечить всестороннюю физическую, техническую, тактическую, психическую и теоретическую подготовленность занимающихся.

Цель учебно-воспитательного процесса – воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.

В соответствии с задачами Клуба, кружок по теннису призван решать следующие задачи :

    привлекать детей, подростков и юношей к систематическим занятиям теннисом;

    осуществлять подготовку всесторонне развитых детей, подростков и юношей, обеспечивать укрепление их здоровья;

    оказывать помощь общеобразовательным школам в организации спортивно-массовой работы;

    готовить спортивный резерв для передачи в ДЮСШ, СДЮШОР, РЦОП, РЦОР.

Современная подготовка спортивного резерва в детско-юношеских клубах должна осуществляться на основе следующих методических положений :

    всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание широкого комплекса физических качеств и формирование двигательных навыков, создающих фундамент для достижения физического совершенства;

    строгая преемственность задач, средств и методов подготовки детей, подростков и юношей;

    строгое соблюдение принципа постепенности применения физических нагрузок в процессе подготовки юных теннисистов;

    неуклонное возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки.

1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов

Концепция обучения в теннисе выстраивается как последовательный анализ игровой соревно-вательной деятельности и трансформация полученной информации в модели тренировочных заданий: игру разделяют на фрагменты, фазы, ситуации, в которых моделируются действия игрока.

Однако до сих пор существуют мнения о том, что прежде, чем ребенок начинает играть, его сле-дует обучить ряду действий с мячом и без него. Таким образом, обучение юных теннисистов начина-ется с изучения технических приемов в упражнениях. Однако, то, что сформировано вне игры, в игре будет «рваться». Да и сама обстановка упражнения предлагает заранее готовый ответ на задание. Становится понятным, что такой подход лишает ребенка главного - развития игрового такти-ческого мышления, т.е. мысль и действие, которые в игре представлены едино, в упражнении расчле-няются.

Следует пересмотреть, в первую очередь, систему подготовки юных теннисистов на этапе начального обучения , отдав предпочтение игровым средствам , создающим богатейший двигательный фонд ребен-ка, придающий ему энтузиазм, развивающий творчество, обогащающий радостью, что очень важно.

International Tennis Federation (ITF) развивает во всем мире программу по мини-теннису в общеобразовательных школах « Play and stay » .

Основные положения программы обучения мини-теннису «Play and stay»:

1. Мини-теннис – идеальный путь ознакомления с игрой в большой теннис.

2. Наиболее эффективным способом привлечения внимания детей к теннису является использование игр с мячом и ракеткой, представленных в веселой и активной форме. Это дает возможность большому количеству детей научиться играть в теннис и получать удовольствие от игры.

3. Вместо привычного обучения теннисной технике, предлагается использовать игры, способствующие обучению теннису. Для игрока лучше выполнить задание с неидеальной техникой, чем, используя хорошую технику добиться малого или никакого успеха.

4. В занятиях используется инвентарь, соответствующий детским возможностям: низкие сетки, поролоновые мячи, легкие ракетки.

5. В качестве корта для занятий могут быть использованы любые ровные поверхности, причем корт может быть уменьшен (см. Приложение 4).

6. Число учеников может быть до 30 человек.

7. Каждый урок по мини-теннису должен включать:

Подвижные игры, развивающие координационные, скоростные и скоростно-силовые способности;

Упражнения, дающие возможность познакомиться с теннисным инвентарем;

Различные упражнения и повторения, в которых используются конусы, обручи, мячи различных размеров;

Игры с мячом и ракеткой по простым правилам, развивающие координацию и тактическое мышление.

      1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису

Таблица 1. Возрастные границы этапов подготовки в кружках по теннису

Возраст / лет

Общей подготовки

1, 2 и 3год обучения

Специальной подготовки

Подготовительный

4 год обучения (и свыше)

Соревновательный

Переходный

1-й этап – общей подготовки.

Продолжительность - 3-5 лет. Задачи на данном этапе нацелены на развитие «школы движений и действий», «школы мяча», формирование базы общей и специальной физической подготовленности, техники и тактики теннисиста.

    укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки;

    всестороннее развитие, формирование начальной базы разносторонней физической подготовленности и на её основе создание предпосылок для успешного освоения техники и тактики;

    постановка основ техники всех ударов и освоение элементарных основ тактики;

    формирование дисциплины и самостоятельности, устойчивого интереса к занятиям, навыков гигиены и самоконтроля;

    ознакомление с теорией техники и тактики тенниса.

В группах общей подготовки, где занимающиеся ещё не выступают регулярно в официальных соревнованиях, учебный план строится без деления на периоды.

2-й этап – специальной подготовки.

Задачи на данном этапе нацелены на дальнейшее совершенствование всех видов подготовленности юного теннисиста.

    дальнейшее повышение уровня всестороннего физического развития; совершенствование основных физических и морально-волевых качеств;

    дальнейшее совершенствование и закрепление в игре со счётом всех приёмов техники;

    освоение в полном объёме стратегии и тактики;

    приобретение опыта участия в соревнованиях;

    дальнейшее изучение теоретических основ тренировки, техники, стратегии и тактики, формирование творческого отношения к процессу спортивного совершенствования.

В группах специальной подготовки занимающиеся выступают на соревнованиях: внутригрупповые соревнования на первенство кружка, районные соревнования и городские соревнования среди детско-юношеских клубов.

В связи с этим, годичный цикл подготовки в этих группах делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период (делится на 2 этапа):

1) этап предварительной подготовки, задачами которого являются: всесторонняя физическая, техническая, тактическая, психическая подготовка теннисистов; подготовка к сдаче контрольных нормативов;

2) этап предсоревновательной подготовки, задачами которого являются: подготовка к предстоящим соревнованиям; дальнейшее совершенствование специальных двигательных способностей; изучение и совершенствование техники и тактики игры.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; спортивные и подвижные игры; упражнения для развития специальных двигательных способностей, а также для освоения техники и тактики игры в теннис; учебные, контрольные и товарищеские игры.

Соревновательный период.

Основные задачи: достижение стабильных результатов реализации техники и тактики игры; специальная подготовка к каждому соревнованию; воспитание волевых качеств.

Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; плавание; спортивные и подвижные игры; специальные упражнения по технике и тактике игры; контрольные, товарищеские и официальные соревнования.

Учебная работа в этом периоде проводится с учётом особенностей предстоящих соревнований.

Переходный период.

Основные задачи: активный отдых; создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы; поддержание уровня общей физической и технической подготовленности; контрольное тестирование.

Основные средства: плавание; массаж; спортивные и подвижные игры.

Продолжительность каждого периода зависит от особенностей календаря соревнований, от задач на год.

1.3. Основы начального обучения игре в теннис

Широкое распространение получили методы обучения с поролоновыми мячами и легкими ракетками. При этом также используется уменьшенные корты (см. Приложение 4).

Работая с мячом, юный теннисист приобретает опыт в зрительном восприятии мяча, осваивается с различной скоростью его полёта и отскока от земли, учится ловить его в различных точках с отскока и с лёта, развивает правильную координацию движений, согласованных с полётом мяча.

Упражнения с мячом применяют для правой и левой руки для лучшего гармоничного развития ребенка и координации движений. Выполняя эти упражнения, дети должны научиться пристально смотреть на мяч.

Важную роль играет начальное освоение техники.

Традиционно, обучение технике выполнения приёма осуществляется в несколько этапов.

Первый этап – ознакомление с разучиваемым приёмом. С самого начала важно акцентировать внимание на хватке ракетки, объяснить правильное положение кисти на ручке ракетки, положение продольной оси ракетки и струнной поверхности относительно земли в основной фазе - фазе взаимодействия ракетки с мячом. Затем используют показ и объяснение .

Второй этап – изучение приёма в упрощённых условиях. На этом этапе дети должны получить не только общее, но и детальное представление об изучаемом приёме. Прежде всего овладеть:

Начальной (подготовительной для данного действия) позой;

Конечной позой;

Приёмами самоконтроля при переходе из одной позы к другой;

Переходом от начальной позы к позе окончания фазы;

Переходом от одной позы к другой под визуальным контролем;

Выполнением движения медленно, контролируя его.

Далее, занимающихся подводят к выполнению движения в целом. Игрок имитирует движения удара, стараясь овладеть правильным ритмом (под команду тренера). Обучение на этом этапе во многом зависит от подбора подводящих упражнений : по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму и соответствовать физическим возможностям занимающихся.

Третий этап – изучение приёма в усложнённых условиях. Многократное повторение, обеспечивает становление и закрепление знаний и умений. Повторение предполагает изменения условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого умения: выполнение ударов в разных по высоте точках, с разным вращением, направлением, силой и траекторией полёта мяча. На этом этапе осваивают чередование различных ударов, тактические комбинации. В занятия вносят элемент соревнований.

Четвёртый этап – закрепление приёма в игре. На этом этапе занимающиеся выполняют специальные задания в учебной игре, тесно связанные с задачами, решаемыми в занятии по технической подготовке. В дальнейшем используют задания - установки в контрольных играх со счётом.

При работе с детьми начальных классов целесообразно не акцентировать внимание детей на фазах удара, а создавать образные представления. Очень важную роль играет личный показ руководителя кружка.

Необходимо сразу создать у детей правильное представление об ударе.

Удар должен быть представлен так, чтобы дети смогли его выполнить. Для этого необходимо показать самое простое движение, в котором будут обозначены «ключевые» моменты.

Например, при ударах с отскока (справа и слева) лучше выполнять маленький замах таким образом, чтобы основание ручки ракетки было обращено на сетку. Далее, рука выходит вперед, таким образом, чтобы мячик оказался в центре головки ракетки - точка удара. После этого, головка ракетки ускоряет движение по мячу и выходит вверх - окончание удара.

Удары справа и слева необходимо разучивать параллельно.

При ударах с лета целесообразно использовать обыкновенные «подставки» впереди себя.

Подача, обычно, начинается с подброса. Необходимо научить детей правильному замаху, небольшой петле, а главное, - выходу головки ракетки на мяч в самом верху.

Все приемы техники следует разучивать одновременно с правильным движением ног, т.е. в движении.

Наиболее частыми причинами ошибок является скованность движений - зажатость плечевого пояса, а также болтающееся запястье.

Основным средством физической подготовки в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры, которые способствуют развитию и поддержанию интереса к занятиям, обеспечивают гармоничное физическое развитие, улучшают координацию движений.

Игры с мячом и ракеткой позволяют овладеть начальными основами техники движений и действий, а также развивают тактическое мышление юных теннисистов.

В первую очередь, детей нужно учить играть . Эта игра потом переходит в большой теннис.

1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп

Таблица 2. Комплектование и наполняемость учебных групп для кружков по теннису

Возраст занимающихся, лет

Кол-во занимающихся, чел.

Кол-во часов в неделю, акад. час

Всего часов за год - 52 недели, акад. час

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения (и свыше)

В кружки 1 года обучения зачисляются все дети, желающие заниматься теннисом, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий теннисом. Зачисление учащихся производится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача. По количеству занимающихся допускается принять на 50-70% больше минимального состава групп. По окончании учебного года состав групп начальной подготовки должен составлять не менее 70% от набранного количества.

Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения Педагогического совета. Учащиеся, не выполнившие контрольные нормативы, могут оставаться на повторный год обучения, но не более одного раза на каждом этапе.

1.5. Режим работы кружков по теннису

Учебный год начинается 1 сентября. Учебно-воспитательный процесс проводится круглогодично в соответствии с годовым учебным планом и настоящей программой.

Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях Клуба и 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря. Основными формами работы в кружках являются: групповые учебные занятия, работа по индивидуальным планам (со сборной Клуба), педагогические тестирования, теоретические занятия, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, матчевых встречах, пребывание в оздоровительно-спортивном лагере.

по программе « ... секции Детско -юношеского клуба физической подготовки . Членами... по мини-футболу, баскетболу, волейболу, теннису ...

  • Программа развития центра образования «столичный-кит» на 2010 – 2015

    Программа

    Стола для игры в настольный теннис ; 2 спортивных тренажера. Для ... кружки по информатик и информационным технологиям; готовятся материалы для ... Дрофа, 2000г. и программы для детско -юношеских клубов физической подготовки Москва, Просвещение 1999г. 2. ...

  • Том1 введение в специальность история и общая характеристика адаптивной физической культуры

    Методические рекомендации

    Создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детско -юношеский клуб физической подготовки , дет­ско -юношеская спортивная школа, детско -юношеская спортивная школа...

  • Работа по подготовке доклада осуществлялась рабочей группой в составе круть семён викторович иванов игорь владимирович баканова ирина николаевна

    Доклад

    ... по детскому движению; формирование компьютерного банка данных о детских общественных объединениях, программах их деятельности; подготовку специалистов для ... детских оздоровительно-образовательных центров, 2 детско -юношеских клуба физической подготовки , ...

  • Краткая аннотация программы

    Документ

    Новых адаптированных программ по технологии. Ведение кружков «Хозяин... районного Дома детского творчества и Детского юношеского клуба физической подготовки с целью... школы по кроссу, турнир по настольному теннису ; - ноябрь - первенства по спортивным...

  • Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

    Дополнительная образовательная программа по настольному теннису для детей 5 – 7 лет

    Направленность: спортивная

    Нормативный срок освоения: 2 года

    Возраст учащихся: 5-7 лет

    ( составлена на основе разработок Бызовой М.В., Гладышевой Г.М. детского сада № 467 г. Новосибирска)

    I. Пояснительная записка.

    Данная программа ориентирована на детей с высоким уровнем физического развития и имеющих явно выраженные природные двигательные задатки.

    Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов.

    Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

    Основой для разработки программы по физкультурно-спортивному направлению стали:

    Невская ракетка Морозова А.А. Спб.: Детство - пресс, 2007 г.,

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N1155,

    СанПиН 2.4.1.3049-13 от13.05.2013 и с изменениями СанПин 2.4.4.3155-13 от 19.12.2013г.: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

    Принципиальное отличие программы кружка достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка.

    Программа рассчитана на детей 5-7лет и предполагает два года обучение: 1год – дети 5-6 лет, 2 год обучения – дети 6-7 лет.

    Программа «юный теннисист» предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.

    1.2. Новизна, актуальность, особенности программы.

    В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

    В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку) - дети учатся переправлять мяч через сетку. Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

    Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках.

    Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

    1.3. Цель и задачи программы.

    Цель программы: совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию, обеспечить возможность самореализации одарённой личности в физическом развитии.

    Задачи оздоровительного направления:

    • формировать правильное отношение детей к занятиям спортом и физической культурой;
    • формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
    • создавать условия для проявления положительных эмоций.

    Задачи образовательного направления:

    • на основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка;
    • обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
    • Содействовать развитию двигательных способностей.

    Задачи воспитательного направления:

    • формировать устойчивый интерес к занятиям, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
    • формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание.

    1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

    1. Закон РФ «Об образовании»

    2. Конвенция о правах ребенка

    3. Концепция одаренности

    4. Локальные акты учреждения

    1.5. Формы организации двигательной деятельности кружка:

    • групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоение детьми нового материала, отработку основных видов движений;
    • контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность процесса подготовки;
    • соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных достижений детей, посещающих кружок «Юные теннисисты»;
    • индивидуальные занятия – предполагают отработку основных видов движений индивидуально с каждым ребенком.

    1.6. Методы обучения:

    • Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).
    • Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
    • Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
    • Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой игры в настольный теннис.

    1.7. Принципы реализации программы кружка.

    • Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
    • Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
    • Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
    • Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
    • Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
    • Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
    • Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
    • Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

    1.8. Возраст детей и срок реализации программы.

    Курс программы «Настольный теннис» рассчитан на 2 года при проведении ОД 2 раза в неделю (общий объем – 72 ОД в год).

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

    1.9. Этапы реализации дополнительной образовательной программы:

    • I этап – проведение входящей диагностики детей (сроки проведения: первая – вторая неделя сентября); цель диагностики: выявление детей, имеющих уровень физического развития выше уровня своих сверстников, проявляющих интерес к двигательной деятельности.

    Составление планирования, подготовка материальной и методической базы, зачисление детей в кружок. Работа с родителями детей, с целью привлечения внимания к особенностям кружка.

    • II этап – запуск программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; освоение повышенных тренировочных нагрузок. Проведение занятий в кружке 2 раза в неделю. Индивидуальная работа с детьми.
    • III этап – подведение итогов: проведение итоговой диагностики (сроки проведения: первая неделя мая; цель проведения диагностики: определить уровень выполнения нормативов.)
    • Выход детей на участие в спортивных соревнований ДОУ и муниципального уровня.

    2 1. Формы организации образовательной области «Физическое развитие»

    Основной формой организации деятельности является подгрупповая ОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на ОД используются различная работа с воспитанниками:

    • Тематическая
    • Индивидуальная
    • Круговая тренировка
    • Подвижные игры
    • Интегрированная деятельность
    • Сюрпризные моменты

    В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников - открытая ОД.

    Задачи обучения детей 5-6 лет:

    • Знакомить детей с игрой в настольный теннис;
    • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
    • Развивать координационные способности – меткость, глазомер, Развивать скоростные способности;
    • Развивать психофизиологические процессы (восприятие, мышления, внимания, памяти.)
    • учить правильно оценивать свои возможности в соревновательной и игровой ситуации.

    Задачи обучения детей 6-7 лет:

    1) расширять представления детей о видах спорта;

    2) добиваться выполнения нормативов по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

    3) совершенствовать умение детей владеть мячом и ракеткой;

    4) способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    5) формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

    6) учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

    2.2. Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры.

    1. Физкультурный зал

    3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

    4. Мячи малого размера

    5. Ракетки

    6. Теннисный стол

    7. Музыкальный центр;

    8. Цифровой фотоаппарат.

    3. Наглядный материал

    1. Иллюстрации видов спорта;

    2. Игровые атрибуты;

    4. Стихи, загадки;

    5. Ноутбук, мультимедийный проектор.

    2.3. Перспективное планирование деятельности кружка.

    «Настольный теннис» Задачи

    Методы и приемы

    Часы

    практические

    1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

    2.Знакомство с ракеткой и мячом.

    3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.

    5.Игры и игровые упражнения с мячом.

    Беседа,

    3 часа

    5час

    1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

    2.Развивать мышечную силу рук.

    3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

    4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    6 часа

    1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

    2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

    3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

    3.Укреплять дыхательную систему.

    4.Развивать уверенность в себе.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    6 часа

    1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).

    2.Развитие координации движений.

    3. Развивать мышечную силу рук.

    4.Обучение правильным шагам у стола.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    6 часа

    1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

    2.Развивать выносливость, гибкость.

    3.Развитие правильной осанки.

    4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

    5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    6 часа

    4 часа

    1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

    2.Учить реагировать на визуальные контакты.

    3.Совершенствовать точность движений.

    4.Продолжать развивать быстроту реакции.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    3 часа

    3 часа

    1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

    2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

    3.Воспитывать любовь к физкультуре.

    4.Развивать ориентировку в пространстве.

    5.Обучение правилам игры в настольный теннис.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    3 часа

    3 часа

    1.Обучение технике толчком справа и слева.

    2.Отработка ударов накатом.

    3.Упражнять в сочетании данных элементов.

    4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

    5.Закрепление правил игры в настольный теннис.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    4 часа

    1.Отработка ударов срезкой.

    2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

    3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

    4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    8 часа

    Итого

    72 ч

    2.4.. Структура НОД:

    Части занятий

    Длительность

    темп

    Вводная часть (разновидности ходьбы и бега)

    5 минут

    умеренный

    Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

    20 - 25 минут

    Выше – среднего, высокий

    Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

    5 минут

    Умеренно - медленный

    2.5. Планируемый результат:

    Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:

    • У детей сформирована мотивация развития способностей через занятия настольным теннисом.
    • Сформировано эмоциональное отношение ребенка к занятиям в секции по настольному теннису.
    • Развиты двигательные способности детей и физические качества, такие как быстрота, сила, ловкость, глазомер, быстрота реакции и движений, подвижность в суставах.
    • Сформированы умения согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.
    • Выработаны четкие координационные движения.
    • Эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
    • Сформирован навык подготовительных и специальных упражнений в игре настольный теннис.

    2.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

    Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:

    • Ориентационная способность («Перенос мячей»);
    • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);
    • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);
    • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»);
    • Отбивание мяча через сетку подряд (количество раз);
    • «Жонглирование» мячом самостоятельно («чеканка»);
    • Игра в настольный теннис до 5 очков.

    План работы с одаренными детьми

    Мероприятия

    Сроки

    Составление и уточнение списков детей, успешных в освоении видов физкультурно - спортивной деятельности.

    Сентябрь-Октябрь 2016г.

    Создание банка данных одаренных детей физкультурно-спортивной направленности.

    1 половина 2016-2917 учебного года

    Диагностика уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

    Сентябрь – май

    2016-2017 гг.

    Проект «Юные теннисисты»

    Октябрь – май

    2016 - 2018 гг.

    Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей имеющим способности.

    Октябрь 2016 г.

    Подборка картотеки игр с мячом и ракеткой.

    Октябрь 2016 г.

    Организованная деятельность с детьми имеющие способности в кружке по настольному теннису.

    В течение года

    Экскурсия в ФОК «Восток». Участие детей совместно с родителями в спортивных соревнованиях «День бегуна».

    Октябрь 2017 г.

    Экскурсия в ДЮСШ.

    Ноябрь 2017 г.

    Спортивные праздники и развлечения (по плану Рабочих программ раздела «Двигательная активность»)

    В течение 2016-2018 учебного года (по плану)

    Организация работы с одарёнными детьми (разучивание игр и игровых упражнений с усложнением на развитие ловкости, силы, выносливости; работа с мячом – элементы настольного тенниса).

    В течение 2016-2018 уч. года

    Участие в соревнованиях в рамках «Недели здоровья».

    Январь

    2018 гг.

    « Веселые старты», посвящённые Дню Защитника Отечества

    Февраль

    2017-

    Февраль

    2018 гг.

    Участие в отборочных соревнованиях ДОУ по настольному теннису

    Март 2017-

    Март 2018 гг.

    Открытые занятия с детьми, посещающими кружок тенниса для родителей и педагогов ДОУ.

    В течении учебного года

    Участие в районных соревнованиях по настольному теннису

    2018 гг.

    Совместное занятие с детьми с использованием спортивных игр и упражнений.

    Декабрь 2017 г.

    Консультация « Настольный теннис - спорт настоящего и будущего» .

    Октябрь 2017 г.

    Активное привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях ДОУ.

    В течение 2017-2018 учебного года

    Выставка семейных газет « «Любим спортом заниматься».

    Январь 2017-

    2018 гг.

    Работа консультативного центра «Горячая линия» (по направлению «Физическое развитие).

    В течение 2016-2018 учебного года

    Сентябрь – Октябрь 2016-2018 гг.

    Список литературы.

    1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

    2. Гришин В.Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.1982 г.

    3. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). - М.: ФиС, 1990 г.

    4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

    5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

    Приложение 1.

    Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей

    Месяц

    № Занятия

    Задачи

    Средства

    Примечания

    Сентябрь

    1 занятие

    1. Ознакомить детей с инвентарем (теннис мяч) «Привет смешарик!»

    2. Определить уровень развития двигательных способностей детей.

    3. Создать предпосылки для развития физических качеств (ловкость, координация движений) и волевых (внимание)

    4. Ознакомить с элементами жонглирования мяча

    1. Сообщение теоретических сведений (какие игры с мячом ты знаешь?) Новый друг – «Смешарик».

    2. Подбрасывание мяча вверх и его ловля (двумя руками)

    3. Бросить в пол правой рукой (л.р) и поймать 2 руками; 1 рукой

    4. Прокатывание мяча в парах

    5. Игровые упражнения
    «попади в обруч!»

    6. Игровое упражнение «Поймай мяч»

    ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ-

    В начале деятельности выдать мячи в руки, в ходьбе и беге с мячом. По свистку – остановка (переложить мяч из руки в руку)

    «Смело шагай, мяч не теряй!»

    Выполнять фронтально в парах

    Выполнять в колоннах (в кругу) поточно.

    2 занятие

    1. Развивать положительный интерес к физическим упражнениям с использованием различных предметов по весу мячей

    2. Ознакомить детей с инвентарем (ракетка теннисная)

    3. Сообщить правила безопасного поведения при упражнениях с ракеткой и мячом

    4. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений в паре

    5. Продолжать развивать ловкость, координацию движений, точность в бросках, ловле и перемещении по площадке, залу.

    1. упражнения с резиновыми, пластмассовыми мячами большого диаметра

    2. с ракеткой (хват ракетки, отведение ракетки вправо-влево)

    3. Перекладывание ракетки из руки в руку.

    4. «жонглирование» теннисным мячом:

    на месте вверх вниз;

    В движении вперед;

    броски мяча в пол и ловля поочередно правой и левой.

    5. Удержание мяча на ракетке (5-10 сек) на месте.

    6. Игровое упражнение «прокати мяч»!

    7. Игровые упражнение «попади в обруч»»! (расстояние 1,5 – 2 м).

    8. Упражнение на внимание «части тела!», «переложи ракетку» (правильный хват)!

    С резиновыми ходьба и бег по кругу с выполнением заданий по свистку (руки вверх, вперед с пластмассовыми мячами). С теннисными мячами и ракетками упражнения в парах.

    Следить за мячом глазами, проверять расстояние между детьми;

    2-3 шага вперед, назад.

    Выполнять на месте, затем 1 мячом в паре (ловить 2 руками).

    Выполнять парами от середины боковой линии зала.

    Следить за интервалом в парах.

    Упражнения выполнять только мячом в 2-3 колоннах.

    Октябрь

    1 занятие

    1. Ознакомить со стойкой игрока, перемещение по залу

    2. Закреплять умение «жонглирования» мячом на месте и в движении; правильного хвата ракетки;

    3. Ознакомить с подбиванием мяча открытой стороной ракетки (на месте)

    4. Развивать ловкость, быстроту, точность

    1.Ходьба и бег с остановкой по сигналу (принять стойку теннисиста). Бег приставным шагом, ходьба выпадами, скачками

    2. Подбрасывание мяча вверх, и ловля двумя, одной, поочередно

    Усложнение из положения сидя, на пятках, с хлопком в ладоши;

    Перебрасывание и ловля в парах двумя руками;

    Игровые упражнение попади в круг.

    3. Подбивание мяча вверх на высоту 20-30 см.

    4 . Эстафета «Понеси не урони»!

    5. Игра малой подвижности «части тела»

    Следить за дистанцией во время бега – наклон туловища чуть вперед, одна нога впереди.

    Следить за расстоянием между детьми. Ловля в наклоне туловища вперед, в паре одним мячом.

    Проверить расстояние между детьми, выполнять на месте, проверить хват ракетки!

    Дойти с мячом 4-5 м на ракетке обратно. Уронил – подними.

    Октябрь

    2 занятие

    1. Формировать технику владения мячом при «жонглировании », подбивание мяча в движении.

    2. Развивать выносливость, координации, движений, внимание.

    3. Формировать привычку к согласованным совместным действиям.

    1. Ходьба и бег с различными заданиями в парах.

    2. ОРУ в 2 колоннах.

    3. «Жонглирование» мячом стоя, сидя, после хлопка. Эстафета с использованием подбрасывания и ловли мяча «Добеги – подбрось».

    4. Подбивание мяча:

    На месте

    После 2-3 шагов вперед, назад

    5 . «Прокати колобка»

    Катание мяча по ракетке (упражнение малой подвижности)

    Высоко поднимая колени, захлестывание голени назад, боком, проверять расстояние между детьми – поднятые руки вперед

    2 шеренги перестроить велением пополам на 4 колонны. Подбросить 2 раза и бегом обратно.

    Проверить игральный хват, следить за мячом глазами. Не поднимать руки, выше пояса! Руки согнуты в локте!

    Ноябрь

    1 занятие

    1. Развивать ловкость и скоростную выносливость, волевые качества (целеустремленность, внимание).

    2. Ознакомить с сутью игры в настольный теннис

    3. Обеспечить адаптацию организма ребенка к физическим нагрузкам и упражнениям

    4. Формировать привычку к совместным согласованным действиям

    1. Ходьба и бег с резиновыми мяча (с ведением мяча по кругу, подбрасыванием вверх в ходьбе, после остановки)

    2. Перестроения из колонны по 1 в колонну по 2

    Упражнения в праха:

    Переброска 1 мяча;

    Прокатывание мячей;

    Бросок мяча в пол и ловля после отскока на месте, затем в паре;

    Беседа о сути игры «отбей мяч ракеткой после отскока»:

    От пола

    От стены «отбей 1 раз, 2 раза подряд»!

    С резиновыми мячами большого диаметра. Следить за передвижением в среднем темпе.

    Сложить большие мячи, взять ракетки и мячи. С теннисными мячами двумя руками (расстояние 1,5-2 м)

    Выполнять в парах (один набрасывает) в колонне после броска в пол.

    Ноябрь

    2 занятие

    Формировать технику:

    а) подбивания мяча вверх на разную высоту;

    б) отбивание мяч в пол.

    2. Создавать предпосылки для развития физических и морально-волевых качеств.

    3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений с элементами тенниса.

    ОРУ на месте с теннисным мячом, эстафеты: с прокатыванием мяча, с броском в корзину, с переброской через веревку.

    а) подбивание мяча на месте высоко,

    на месте низко, чередуя высоту

    б) отбивание мяча после отскока ракеткой в стенку.

    в) катание мяча в паре

    г) отбивание мяча после броска в пол партнеру.

    Игровое задание:

    Сбей кеглю

    В кругу отбей мяч ракеткой.

    Перекладывание из руки в руку, наклоны с перекладыванием между ног, прыжки с отбиванием и ловлей мяча

    40-50

    4-10

    В обруч, расстояние 1-

    1,5 м в шеренге

    В парах, один набрасывает, 2- отбивает. 5-6 раз, затем меняются.

    В колоннах

    Набрасывает в пол водящий.

    Декабрь

    1 занятие

    1. Развивать подвижность луче-запястных суставов кисти, ловкость, координацию, внимание

    2. Формировать технику перемещений выпадами, подбивания мяча тыльной стороной ракетки

    3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении физических упражнений с элементами тенниса

    1. Ходьба и бег в парах с остановкой и поворотом по свистку, выпадами ОРУ с ракеткой

    Круговые движения пр. и левой рукой

    Вращение кисти по восьмерке

    2. Эстафета: бег с подбрасыванием теннисного мяча вверх, челночный бег с теннисным мячом.

    3. Выпады вправо и влево, на месте вперед-назад, ходьбе по кругу, игра «сделай фигуру» имитация

    4. Подбивание мяча на месте тыльной стороной ракетки, отбивание мяча после отскока от пола тыльной стороной ракетки, сначала имитация

    Высоко поднимая колени вперед.

    Выполнять 3-5 раз в одну сторону, 3-5 в другую.

    Добиваться большей амплитуды

    С малым резиновым мячом (в 3х) выполнять бросок в пол в ноги двумя руками, стоящий в середине должен подпрыгнуть и развести ноги

    Проверить хват, движение выполнять вперед, следить за вертикальным положением руки.

    Декабрь

    2 занятие

    1.Развивать ловкость, быстроту точность

    2.Закреплять работу с мячом:

    а) отбивать мяча тыльной стороной ракетки;

    б) подбивать мяч поочередно правой и левой стороной ракетки.

    3.Формировать способности самостоятельным игровым действиям с мячом.

    1.Ходьба и бег со сменой направления с различным положением рук, ОРУ с большими мячами; эстафета с резиновыми мячами «Передай – садись» поменяй мяч, бег парами.

    3. Подбивание мяча:

    а) с продвижением вперед, назад.

    Усложнение! подбивать мяч менять поочередно сторону ракетки;

    б) отбивание мяча после отскока от пола.

    4. Игра малой подвижности в 3-х группах «Подбрось-поймай» игры с мячом.

    5. ”Закати мяч в ворота”.

    На носках, пятках, внешнем своде стопы.

    Перестроить в 2 колонны

    На месте, проверить хват

    2-5 раз

    Сначала 2-5 раз одной стороной, затем поочередно

    через скамейку в парах в 3 колоннах, набрасывает подготовленный ребенок.

    Входящий бросает тен. мяч поочередно снизу детям вверх, они должны поймать и вернуть.

    В3х колоннах прокат тен.мяча в ворота дуги, бегом вернуться

    Январь

    1 занятие

    1. Повторить изученные подводящие упражнения с мячом и ракеткой.

    2. Развивать ловкость и координацию движений

    3. Формировать способности к самостоятельным игровым действиям с мячом

    1. Ходьба и бег с различными положениями рук, со сменой направления движения, «змейкой». ОРУ в движении

    2. Подбрасывание и ловля мяча на месте поочередно правой и левой рукой, после хлопка в парах снизу:

    Подбивание мяча одной стороной ракетки, другой стороной, поочередно;

    Игровое упражнение: бросить мяч рукой о стену и после отскока ударить по нему несколько раз подряд ракеткой, не давая ему упасть

    Игры с мячом «Попади в цель»!

    На носках, пятках, внешнем своде стопы, прыжками, выпадами с имитаций

    4-6 раз подряд.

    Следить, чтобы согнутая в локте рука была на уровне пояса.

    Имитация движения в шеренге, выполнять в 3х колоннах. Спросить, кто выполнил более 2х раз подряд. Похвалить.

    В колоннах, попасть прокатом мяча в кегли.

    Январь

    2 занятие

    1. Приучать детей следить за полетом мяча.

    2. Развивать «чувство мяча», внимание.

    3) Формировать умение выполнять отбивание мяча ракеткой «толчком».

    4) Формировать способность безопасного выполнения упражнений.

    1. Ходьба и бег в парах, приставным шагом; прыжки на правой и левой поочередно; ходьба и бег спиной вперед.

    2) Бросить мяч правой рукой вверх, поймать левой рукой; то же, но поймать снизу на ладонь после отскока от пола;

    Катать мяч на ракетке по кругу правой и левой рукой.

    3. Встречные эстафеты

    Бросок мяча в пол -> переход во встречную колонну (в конец);

    Отбивание «толчком» тыльной стороной ракетки после отскока в пол перед собой (шагом).

    4. Игра малой подвижности. Прокат одновременно 2х мячей в парах.

    Соблюдать интервал в колонне, чередовать упр. С отдыхом в ходьбе. Смотреть назад через плечо, поднимать ногу и захлестывать голень назад с носка. В медленном темпе 8-10 раз х*2

    Следить за мячом глазами.

    10-12 раз

    2 шеренги разделить пополам и развернуть навстречу, расстояние между ними 2 м.

    Направление руки вперед, зеркало ракетки вертикально.

    Ловко прокати сидя, ноги вперед.

    Февраль

    1 занятие

    1. Развивать координацию движений, точность, быстроту.

    2. Формировать способность соблюдать безопасность при выполнении упражнений с мячом и ракеткой.

    3. Ознакомить с элементом игры удар «толчком» тыльной стороной.

    1) Ходьба в чередовании с бегом с различным заданием по свистку

    (имитация стойки теннисиста, выпад вправо, влево приставными шагами боком).

    ОРУ без предметов.

    2) Эстафеты: в ходьбе с проносом ракетки с мячом, с подбиванием мяча ракеткой, с броском теннисного мяча в корзину, обруч

    3. В 2хколоннах у теннисного стола

    Прокатить мяч.

    Следить за чередованием нагрузки, интервал.

    Перестроение в 2 колонны.

    Сформировать колонны и команды по силам равные.

    Февраль

    2 занятие

    1. Ознакомить с сутью игры через сетку.

    2. Формировать технику отбивания мяча через сетку тыльной стороной.

    3. Развивать точность, ловкость, целеустремленность.

    4. Формировать умение выполнять задание самостоятельно.

    1. Показ удара «толчком» с подготовленным ребенком.

    Имитация удара в шеренге (положение ног, поворот туловища, работа руки).

    Отбивание мяча 2-3 раза и переход в конец колонны;

    Упражнение подбей 10 раз вверх;

    Упражнение подбей 5 раз разной стороной ракетки;

    Попади в круг (у стены) после отскока;

    Прокати мяч по ракетке (круг).

    Подготовка ребенка заранее, либо приглашение со стороны.

    Важно! Хват ракетки! Акцентировать внимание на работе руки вперед. В колоннах у стола.

    Выполнение поочередно с каждым ребенком, остальные в этот момент выполняют это задание у стены, либо подбивает мячи на месте. Тыльной стороной вверх.

    Игра малой подвижности.

    Март

    1 занятие

    1. Формировать технику отбивания мяча через сетку во встречных колоннах у стола

    2. Развивать терпение, точность

    3. Продолжать формировать умение выполнять самостоятельно задания

    1. Показ ударов «толчком» через сетку с подготовленным ребенком.

    Имитация ударов в шеренгах

    2. Отбивание в нарисованный круг на стене после отскока в пол.

    Отбивание в колоннах у стола

    Отбивание после отскока о стол

    Игровые упражнения отбей 2 раза подряд, 3-5 раз подряд

    Распределить детей на 4 группы, каждая выполняет свое задание.

    Кто затрудняется, выполняет упражнение с воспитателем.

    Похвалить. Распределить детей.

    Март

    2 занятие

    1. Формировать технику ударов по мячу «толчком».

    2. Развивать ловкость и координацию движений.

    3. Развивать интерес к занятиям физическими упражнениями, используя разные по диаметру мячи.

    1. Имитация держания ракетки справа и слева;

    Прокатывание мяча ладошкой по краю стола;

    Отбивание мяча «толчком» после отскока от стола 2 раза и переход в конец своей колонны.

    Игровое упражнение – чья команда дольше продержит мяч на столе.

    2. Переброска мячей один вверху, другой внизу, прокатывание одновременно 2х мячей.

    3. Ходьба и бег с резиновым мячом большого диаметра.

    Упражнение после остановки: присесть, поднять мяч, отбить правой о пол, левой, двумя.

    Следить за дистанцией.

    Упражнение на восстановление дыхание на месте без мяча. Перестроение в колонну по 2. Похвалить тех, кто справился с заданием!

    Движение ракеткой вперед. Правильный хват во встречных колоннах (до сетки) и бегом назад (каждый со своим мячом)

    Апрель

    1/2 занятие

    1. Провести диагностику уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

    2. Закреплять технику ударов по мячу «толчком»

    Ходьба и бег, ОРУ

    Упражнение подбиванием мяча вверх на месте

    1. Тестирование по 2 человека

    2. Отбивание мяча у стены в 3х колоннах

    Удары «толчком» у стола, (1-2 раза)

    Подбить мяч вверх как можно больше. Похвалить!

    В нарисованный круг 1 раз, 2-3 раза подряд после отскока о пол.

    Во встречных колонных на 2х столах

    Апрель

    2 занятие

    1. Ознакомить с подачей по подброшенному мячу

    2. Повторить перемещения игрока, удар «толчком»

    3. Продолжать развивать координацию движений.

    Показать подачу мяча «толчком».

    1 группа

    1.упражнение.

    Подача «толчком» у стола.

    2 группа «меткий удар».

    Удары «толчком» (1-2 раза, переход в конец колонны).

    3 группа

    Перебрасывание мячом, удар в пол

    Жонглирование мячом

    Фронтально, боком и лицом к детям имитация в шеренге (движение руки разгибание локтя вперед). Хват ракетки проверить!

    Разделить детей на 3 группы:

    С воспитателем

    Самостоятельно у стены или в парах.

    По свистку «смена станций по кругу».

    Май

    1 и 2 занятие

    1. Определение уровня физической готовности к игре на конец года.

    2. Развивать навыки самостоятельных действий с мячом.

    Тестирование

    1) отбивание мяча через сетку подряд (количество раз)

    2) отбивание мяча в колоннах у стола

    3) «жонглирование» мячом самостоятельно

    4) Предложить наиболее подготовленным сыграть до 5

    Похвалить!

    Похвалить!

    Следить, чтобы дети не сталкивались. Напоминать правила безопасного поведения с мячом.

    Дать задание игра на улице на большом столе с воспитателем.


    Период начального обучения в настольном теннисе продолжается примерно 3 года - до 9-10 лет. Он содержит техническое и теоретическое обучение, совершенствование технических качеств. Главными методами является показ и объяснение, которые подкрепляются упражнением, т.е. повторением. Из четырех видов подготовки основное место занимают: техническая, физическая и психологическая подготовка. По ходу в процессе занятий постепенно осваиваются элементарные навыки тактической подготовки.

    Главной задачей технической подготовки является методически правильное, грамотно организованное изучение основных технических приемов. Достижение автоматизма в исполнении этих приемов на данном этапе обучения является второстепенной задачей. Примерная последовательность изучения технических элементов игры следующая:

    Правильная хватка ракетки;

    Основная стойка и стойки для ударов справа и слева;

    Передвижение приставными шагами;

    Промежуточная игра, сначала толчком, затем подрезкой;

    Подача как способ введения мяча в игру, справа и слева;

    Контрудар справа и слева;

    Удар справа и слева;

    Защита подрезкой справа и слева.

    Для изучения этих технических приемов необходимо пользоваться упражнениями с мячом и без него, у стола, в парах. Упражнения должны постоянно усложняться. Очень важно, чтобы в этот период дети имели возможность играть с более сильными партнерами.

    В течение занятия следует изучать не более одного-двух технических приемов или упражнений.

    Порядок обучения технико-тактическим приемам ведения игры может быть произвольным, однако в начале изучаются элементы нападения и контрнападения, а уж потом защиты.

    После того, как дети научились перекидывать мяч через сетку простейшим способом, следует одновременно и параллельно переходить к изучению нападающего удара справа (слева). Это не исключает возможности в определенный период уделять больше внимания по времени одному из этих ударов. Большинство детей проявляет предпочтение одному из ударов, или, чаще всего, игре с определенной части стола. Чтобы сразу исключить эту односторонность, следует пользоваться одновременным изучением ударов справа и слева.

    После того, как освоено движение руки для нападающих ударов следует сразу перейти к управлению полетом мяча, умению посылать его в заданные зоны стола.

    Уже в этот первоначальный период более одаренные дети могут быть отобраны в отдельные группы, где переход к изучению новых приемов должен совершенствоваться быстрее.

    Когда переходят к игре на столах, подача в простейшей форме должна быть изучена на первых 10 занятиях. Следует обратить внимание на то, чтобы подача служила способом введения мяча в игру.

    Следует разрешить детям сыграть несколько партий на счет даже с первых занятий, после того как они научились держать мяч на столе. Игра на счет является очень важным стимулом, которым пренебрегать никак нельзя. А после двух-трех месяцев обучения технике игры на столах можно уже проводить тренировочные турниры.

    Участие в соревнованиях должно начаться не раньше, чем тогда, когда, ребенок освоил основные технические элементы игры и его техническая подготовка позволяет играть с соперником. После года обучения участие в официальных соревнованиях необходимо.

    Параллельно необходима физическая подготовка детей. Она сначала не имеет специфической направленности и должна осуществляться классическими средствами. Главной задачей физической подготовки является гармоническое развитие ребенка, освоение как можно большего количества двигательных навыков, что способствует развитию общей подвижности и координации ребенка. Это база обучению техническим ударам и передвижениям.

    Физическая подготовка должна занимать значительное место на всех этапах. Практически это означает 15-20 минут каждого занятия в недельном цикле.

    Очень важно обучить детей разминке, самостоятельно и в группе уже с первых занятий. Возникающая закрепощенность отдельных частей тела во время игры и при выполнении большого объема нагрузок, особенно на опорно-двигательный аппарат, требует от преподавателя большого внимания к дозировке и чередованию упражнений в процессе обучения.

    В основе технической подготовки новичков лежит обучение упражнениям с мячом и ракеткой. В практике обыденной жизни вне спортивного зала дети не имеют достаточного опыта двигательной деятельности, а тем более опыта действий с мячом и ракеткой для настольного тенниса. Основным методом на начальных периодах занятий является многократное повторение отдельных частей и целого упражнения с постепенным усложнением заданий. Это позволяет занимающимся быстрее привыкнуть к обращению с мячом и ракеткой, научиться чувствовать себя с ними свободно, а в дальнейшем способствует быстрому освоению основ технических приемов игры.

    Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, требуют сразу оценки своих действий, в то же самое время нельзя очень строго судить их за ошибки, но и хвалить незаслуженно. Полезно проводить подведение итогов как отдельного занятия, так и в целом за некоторый период времени (неделю, месяц, четверть, год). Наиболее эффективными формами оценки выполнения упражнений детьми могут быть: индивидуальная проверка выполнения упражнения тренером; проверка упражнений на соревнованиях в группе с выявлением победителей и мест, занятых его участниками.

    Основными педагогическими приемами на начальном этапе обучения являются: объяснение, показ, демонстрация упражнения.

    Прежде чем начать обучать занимающихся упражнениям с мячом и ракеткой, необходимо научить их правильной хватке ракетки, а затем в ходе занятий исправлять имеющиеся ошибок. Обучение упражнениям надо проводить в группах с ведением при этом элемента соревнования.

    Следующим этапом обучения навыкам владения мячом и ракеткой является изучение вращений мяча, но при этом продолжается совершенствование предыдущих упражнений с установкой: от занятий к занятию увеличить количественные показатели каждого из них и выполнять их без ошибок.

    Психологическая подготовка юных спортсменов на начальном этапе обучения направлена на формирование устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятиями физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

    Наблюдения тренера во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой позволяют оценить способности детей в комплексе их проявлений, выявить наиболее дисциплинированных, двигательно активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидера, стремящихся быть во всем первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений.

    В этот период полезно организовывать беседы с ведущими спортсменами, просмотры соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.

    Привет! С вами Жданов Василий. В этой статье я предложу вам план-схему тренировки детей в настольном теннисе, а также 8 веселых игр для детей. Вы можете сами по нему тренироваться или использовать в тренировках. Тренировочный план рассчитан на 12 уроков. По продолжительности тренировочный курс занимает 6 недель (полтора месяца) по два занятия в неделю.

    Задача данного плана повышения навыков игры у детей в настольном теннисе с нуля до базового уровня, когда ученик понимает основы игры. Работа происходит в группе.

    Ниже в таблице представлен план из 12 уроков. Каждый урок по времени длится от 40 до 50 минут (этого достаточно для удержания внимания у детей в настольном теннисе). Урок делится на 6 частей, где две части подготовительные (подготовить и убрать столы, включить и настроить тренажеры-роботы и т.д.). Остальные четыре части составляют цельный урок. Первая часть (10 минут) включает в себя разминку, затем 10-15 минут отводится технической подготовке, 10-15 минут тактическая и игровая подготовка, а оставшиеся 10 минут разбираются ошибки, проводится заминка и дается обратная связь.

    Для создания и удержания внимания у детей в настольном теннисе используются различные игровые ситуации, которые позволяют отработать какой-либо технический прием и содержащие в себе элементы игры. Дети всегда обожают игры и зачастую приходят на тренировку только из-за них. Игры полезно использовать на ранних стадиях обучению игре в настольный теннис детей. Ниже приведем основные игровые упражнения для тренировок детей в настольный теннис. Можно изменять и совершенствовать эти игры в своих вариациях.

    8 вспомогательных игр и упражнений для детей в настольном теннисе

    Бег по кругу с мячом на ракетке(«яичница на сковородке»)
    Дети бегут по кругу в игровой зоне (возможно вокруг стола) с мячом, удерживая его на ракетке. Если мяч упал на пол, то он выбывает. Это продолжается пока не останется один игрок. Возможной вариацией может быть бег с набиванием справой/ слевой/ поочередной стороне ракетки или бег приставными шагами.

    Минута ралли
    Группа делится по парам на команды. Считается суммарное количество чеканки мяча за одну минуту. Чеканить мяч можно на открытой стороне ракетки, закрытой или чередуя. Побеждает та команда, которая в сумме сделала большее количество.

    Игра «Солнышко»
    Дети выстраиваются в линию друг за другом. После каждого удара игрок бежит по кругу вокруг стола на другой его край и становится очередь для приема/удара. Если игрок делает три ошибки, то он выбывает из игры. Для разнообразия игры в «Солнышко» и более лучшего контроля за мячом я тоже подключаюсь в игру, но стою на месте на одно половине стола, а дети оббегают меня вокруг и всегда играют на одной стороне.

    Игра «Паровозик»
    Дети выстраиваются в линию друг за другом. После удара игрок бежит не на другую сторону стола, как в «Солнышке», а бежит в конец очереди. Круг, который нужно бегать детям меньше. Подходит, когда детей не так много (3-4 человека), чтобы создать непрерывный поток.

    Стенка на стенку
    Формируются две команды по два человека (минимум). Сначала первые два игрока играют между собой розыгрыш. Проигравший игрок уходит и его место занимает следующий член команды (у второй команды игрок не уходит).

    Баскетбол-теннис
    Дети пытается попасть мячом в цель расположенную на столе или пытается попасть в ведро, расположенное на полу. Тренировка точности и координации в игровой форме.

    Крикет-теннис
    Нужны две команды с минимумом в три игрока каждая. Подающий бросает мяч руками из-за линии стола на стол, и первый игрок бьет по нему на противоположный угол. Высота броска должна быть около уровня головы. Очко выиграно, когда отбивающий игрок отбил мяч до противоположной стороны. Мяч проигран, если принимающий пропустил мяч или попал при ударе в сетку.

    Передача
    Игрок подает по прямой линии, потом бежит вокруг стола и ловит мяч после своего же удара, прежде чем он коснется пола. Если все сделано правильно, то игрок получает очко. Игрок возвращается к команде и так далее продолжается. Первая команда, которая наберет 10 очков выиграет.

    1

    Проект по физической культуре «Юные теннисисты».

    Тема: «Овладение техникой игры в настольный теннис в детском саду»
    Разработчик: Потеряева Наталья Ивановна.

    Тип проекта: педагогический.

    Место реализации: МДОУ «Детский сад №6».

    Срок реализации: ноябрь 2008 – апрель 2010 года.
    Краткое описание проекта:

    Данный проект направлен на овладение детьми начальных навыков спортивной игры в настольный теннис через организацию занятий в секции , организацию совместных с родителями праздников и соревнований.

    Проект реализуется в течение двух лет. В первый год реализуется этап общего ознакомления детей и родителей с игрой в настольный теннис: историей её зарождения, развития, а также основными техническими элементами данной игры. С помощью родителей будут созданы тренажёры для отработки навыков владения мячом, альбомы на темы «История тенниса» и «Развитие большого тенниса в Лысьве».

    На втором году реализации проекта организуются занятия в секции для обучения техники игры в настольный теннис по упрощённым правилам.

    Итоги работы будут подведены через диагностику детей по овладению навыками игры с мячом и ракеткой. Результаты реализации проекта будут представлены на общем родительском собрании, через показ открытых мероприятий с детьми и родителями в ДОУ. Планируется товарищеская встреча по игре в настольный теннис по упрощённым правилам с детьми детского сада нашего микрорайона.

    ^ Актуальность, новизна:

    Настольный теннис один из самых массовых и популярных видов спорта в мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран , где он развивается. Настольный теннис - прекрасный, увлекательный вид спорта. Он развивает волю, реакцию, выносливость, умение мыслить. Этим видом спорта могут заниматься люди разных возрастов от детского сада до глубокого пенсионного возраста.

    Настольный теннис является малозатратным видом спорта. Недорогой инвентарь и экипировка, небольшой размер площадки для игры – позволяют играть в настольный теннис в оздоровительных лагерях, домах отдыха, в школах , парках, во дворах и привлекать большое число занимающихся.

    ^ Противоречие и проблема:

    Недостаток двигательного опыта у детей в движениях с теннисным мячом и ракеткой; отсутствие знаний техники настольного тенниса, правил игры.

    ^ Цель: сознательное воспроизведение и совершенствование детьми игры в настольный теннис.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с элементами игры в теннис, разучить технические элементы спортивной игры (стойка, перемещения, удар толчком, подача мяча).

    2. Совершенствовать действия с мячом и ракеткой; формировать навык у детей и их родителей в совместной деятельности.

    3. Способствовать развитию умения добиваться цели и сотрудничать , проявлять выдержку и настойчивость.

    Участники:

    Дети 6-7 лет, инструктор по физической культуре, родители, педагог, медицинские работники.

    ^ Миссия:

    Приобщение детей и их родителей к физической культуре и спорту.

    Возможные риски:


    • Недостаточная активность и заинтересованность родителей при реализации проекта.
    Пути выхода:

    Наглядная агитация для родителей,

    Отражение положительных результатов детей в Портфолио,

    Организация совместных мероприятий.


    • Нежелание детей играть с мячом.
    Пути выхода:

    Мотивация,

    Соревнования,

    Встречи с интересными людьми, спортсменами , активное с ними взаимодействие.


    • Отсутствие необходимых информационных материалов по ознакомлению детей с развитием спортивных игр с мячом в Лысьве.
    Пути выхода:

    Использование Интернета,

    Беседы с тренерами и спортсменами.

    Продукт проекта:


    • Пополнение материалами мини-музей мяча (альбомы, коллажи, тренажёры).

    • Конспекты занятий секции, развлечений с родителями.
    Ожидаемые результаты:

    1. обогащение у детей знаний о спортивной игре в настольный теннис, двигательного опыта в движениях с теннисным мячом и ракеткой;

    2. качественное выполнение упражнений с теннисным мячом и ракеткой; совершенствование техники движений;

    3. повышение уровня компетенции родителей в организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе.

    ^ План реализации проекта:


    Этапы

    Действия

    Сроки

    Ресурсы

    Средства

    Ответственный

    I. Ознакомление детей и родителей с игрой в настольный теннис ; основными техническими элементами; отработка технических элементов.

    1) Беседа «Знакомство со спортивной игрой «Настольный теннис».

    XI-2008г.-

    IV-2009г.


    Интернет

    300 р.

    Инструктор физкультуры , дети, педагог

    2) «Игры с прокатыванием мяча».

    Атрибуты

    1000 р.

    Инструктор физкультуры , дети, педагог, родители

    3) Развлечение «Путешествие в город мячей»

    («Д/В» №4-2002 г.)


    Канцтовары и различные мячи

    500 р.

    Дети, инструктор физкультуры , педагог

    4) «Игры с подбрасыванием и ловлей мяча».

    Атрибуты

    -

    Инструктор физкультуры , дети, педагог

    5) Круговая тренировка (с использованием теннисных мячей).

    Атрибуты

    -

    Инструктор физкультуры , дети, педагог

    6) «Игры с ведением мяча на месте и в движении».

    Атрибуты

    500 р.

    Инструктор физкультуры , педагог, дети

    7) Соревнования «Мяч и я – верные друзья!»

    Атрибуты

    -



    8) Практикум для родителей «Игры с подбрасыванием и ловлей мяча».

    Атрибуты

    -

    Инструктор физкультуры

    9) Консультация «Значение тренажёров для отработки техники движений в настольном теннисе».

    Интернет

    300 р.



    ^ II. Организация занятий в секции для обучения техники игры в настольный теннис по упрощённым правилам.

    1) Экскурсия в музей мяча, тема «Развитие большого тенниса в Лысьве».

    X-2009г.-

    IV-2010г.


    Интернет

    300 р.

    Инструктор физкультуры, дети, педагог

    2) Участие способных детей в городских соревнованиях «Мяч и я – верные друзья!».



    200 р.

    Инструктор физкультуры, педагог

    3) Встречи и мастер - классы с интересными людьми.

    Памятные сувениры

    200 р.



    4) Изготовление (приобретение) стола для игры в настольный теннис.

    Оборудование

    1000

    Инструктор физкультуры, педагог, родители

    5) «Игры и упражнения на равновесие» (см. с. 46, «Игры с мячом и ракеткой»).

    Отсутствуют

    -

    Инструктор физкультуры, педагог, дети

    6) «Игры и упражнения с ударом по мячу ракеткой» (см. с. 57, «Игры с мячом и ракеткой»).

    Отсутствуют

    -

    Инструктор физкультуры, педагог, дети

    7) Игры на столе без сетки (см. с. 64, «Игры с мячом и ракеткой»).

    Оборудование, инвентарь

    1000 р.

    Инструктор физкультуры, педагог, дети

    8) Товарищеские соревнования с детьми подготовительной группы ДОУ №39.

    Оборудование, инвентарь, памятные сувениры

    200 р.

    Инструктор физкультуры, педагоги , дети

    9) Соревнования и развлечения с участием родителей

    Оборудование, инвентарь, сертификаты, грамоты

    100 р.



    ^ III. Анализ работы, подведение итогов.

    1) Анкетирование детей и родителей.

    III-2010г.

    Канцтовары

    100 р.

    Педагог

    2) Диагностика владения мячом и ракеткой.

    IV-2010г.

    Оборудование

    -

    Инструктор физкультуры

    3) Итоговые соревнования детей с родителями

    IV-2010г.

    Оборудование, инвентарь, сертификаты, грамоты, призы

    500 р.

    Инструктор физкультуры, педагог, музыкальный руководитель

    Управление проектом:

    Осуществляется инструктором по физической культуре Потеряевой Н.И.
    Финансовое обеспечение:


    1. Интернет – 900 р.

    2. Канцтовары – 600 р.

    3. Грамоты, призы – 1300 р.

    4. Оборудование, инвентарь – 2500 р.

    Перспективы распространения результатов проекта:


    • Показ открытых совместных мероприятий с детьми и родителями для педагогов ДОУ и педагогов города.

    • Представление результатов работы над проектом и результатов анкетирования на общем родительском собрании в ДОУ.

    • Представление опыта работы по реализации проекта на педагогических чтениях.

    ^ Результаты проекта «Юные теннисисты»
    Благодаря участию в реализации проекта сотрудников ДОУ, родителей и самих детей мы пришли к следующим результатам:


    • Были приобретены теннисные ракетки и мячи для игры в настольный теннис.

    • Изготовлен тренажёр «Удочка».

    • Создан альбом «Настольный и большой теннис: история, оборудование , правила».

    • Разработали конспекты экскурсий, занятий, развлечений с родителями.

    • Проведены мероприятия с участием детей и родителей «Королевство волшебных мячей», «В стране весёлых мячей»; практикум для родителей «Игры с подбрасыванием и ловлей теннисного мяча».

    • Организовали городское мероприятие с детьми и родителями «Мяч и я – верные друзья!».

    • Совместные мероприятия посещали около 70% родителей.

    • При подведении итогов организовали развлечение с родителями «Вокруг света за один день», в котором две пары детей показали партии игры в настольный теннис с правилами.

    • В результате реализации проекта 68% детей уверенно действовали с теннисным мячом и ракеткой, а 30% детей овладели навыками игры в настольный теннис.

    • В рамках проекта в летний период активно использовали элементы настольного тенниса.








    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!