Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Раджа йога: классическая методика для начинающих

Что такое Раджа-йога?
Философия Раджа-йоги основывается на тех же постулатах, что и философия Адвайта-Веданты: что видимый субъектно-объектный мир воспринимается каждым человеком не адекватно общей, конечной реальности, и фактически не имеет собственного (вне ума этого человека) существования - это своего рода иллюзия, «матрица», «Майя». Из этого следует, что для обретения правильного видения, постановки и достижения правильных целей йоги, ум (тонкий уровень нашего существа) нуждается в очищении, укреплении, развитии не меньше, чем физическое тело (самый плотный уровень) и праническое тело (более тонкий). При этом, практикующий Королевскую йогу понимает, что плотное тело вторично по отношению к уму, и праническому телу, состояние которых определяет состояние здоровья и самочувствие.

Чем полезна Раджа-йога современному человеку?
Может возникнуть вопрос: ну хорошо, медитация - это заманчиво, но ведь это только для монахов и странноватых йогов, которые сидят себе в гималайских пещерах. А что же во всем этом имеет практическое значение для нас, «простых смертных», которые живут далеко не в пещерах или священных рощах, а прямо здесь - в гуще т.е. житейской суеты, и преследуют свои приземленные цели - здоровья и благополучия? Идея Восьмеричной йоги в том, что даже однажды, на короткое время, овладев своим умом, человек обретает контроль над ним на всю жизнь. Это как процесс обуздания (объездки) дикой лошади - лошадь объезжают один раз, и потом она всю жизнь слушается людей и позволяет на себе ездить. То же и с умом.

Можно делать асаны и пранаямы всю жизнь, достигая в грубых и более тонких практиках большого мастерства, но пока не обуздано тончайшее - ум, усилия не приведут к Самадхи, конечной цели. Поэтому Раджа-йога говорит: а давайте работать с умом напрямую! Безусловно, асаны и пранаямы помогают покорить ум, но эффективнее всего бороться с ним … с помощью самого ума! Когда ум покорен, позы хатха-йоги не представляют проблемы, так же и как любая активность в социуме. Человек становится очень эффективным в любом деле, за которое берется, и кроме того он выказывают выдающиеся моральные качестве (сострадания, независимости, благородства, дружелюбия и бескорыстия). Болезни минуют такого человека, и он проживает долгую, счастливую жизнь, не чуждаясь ее радостей, и не совершая никакого зла. Он может вести семейную жизнь, или жить в уединении, при этом оставаясь совершенно адекватным. Обычно такие люди, именуемые «просветленными», не интересуются преподаванием йоги или социальной активностью, т.к. видят, что мир совершенен так как есть.

Как начать заниматься Раджа-йогой?
Первой ступенью обуздания ума является состояние Пратьяхара, когда органы чувств и посторонние мысли не беспокоят существо человека - его сознание, которое тоньше и сильнее поверхностного ума. Ненадолго человека покидают все стрессы, сомнения, желания и социальные установки - и он становится «собой». Такого состояния довольно быстро позволяют добиться даже такие нехитрые техники йоги, как медитация Тратак или Уджайи-пранаяма, Брамари-пранаяма, а также практически любая пранаяма, практикуемая интенсивно, и целый ряд мудр, в частности Шамбхави-мудра и Кхечари-мудра, и Пранава (пение мантры АУМ - «ом-чантинг»). Понятно, что для достижения «Читта Вритти Ниродха» эти техники (одну или комплекс из нескольких) надо делать не по 1-3 минуты в день, а дольше, хотя какой-то эффект дает даже очень кратковременная практика.

Какой бы техникой ни достигалось состояние «не-ума», результат один и тот же - ощущение чистоты, свободы, и радости. В этом состоянии человек обнаруживает в глубине своего банального ума словно еще «одного себя», нечто другое - Сакши - «свидетеля», это проявление Сознания в уме, более тонкий слой нашего существа. На этом уровне человек только занявшийся медитацией (такую технику некоторые способны освоить за 5-15 минут, хотя другим может потребоваться 5 или 15 лет) входит в состояние «Читта Вритти Ниродха», которое систематизатор йоги Патанджали в сутре 1.2 назвал состоянием йоги: т.е. самой практикой.

Каковы требования, противопоказания к практике Раджа-йоги?
Раджа-йогу почти не преподают в йога-центрах: она коммерчески не выгодна, и кроме того, ее и нужно практиковать в основном в одиночку, дома. Заниматься Раджа-йогой может любой, кто искренне хочет совершенствоваться. Попробовать заниматься медитацией и достичь состояния «Читта Вритти Ниродха» можно хоть сегодня же: нет никаких ограничений по состоянию здоровья, возрасту, опыту в йоге, или физической подготовке.

Раджа-йога часто практикуется параллельно с Хатха-йогой, но иногда берется и отдельно: так поступают, например, буддистские монахи, пренебрегающие развитием грубого тела и занимающиеся почти исключительно развитием тончайшего - сознания.
Традиционно желающие изучать Раджа-йогу принимают обязательства, зафиксированные в кодексе Яма и Нияма, т.е. отказываются от насилия, лжи, деструктивного поведения и т.п. Практика Раджа-йоги не противоречит ни религиозным, ни этическим нормам, и проявляет в каждом только лучшие человеческие качества. У злонамеренных же, материалистичных и суетных, и людей с инертным умом Раджа-йога обычно «не получается». Она им просто кажется скучной и неэффективной, и они возвращаются к практике асан или к обычной жизни.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем. На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления. По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки. Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума. Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • , также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума. Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих». Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц. Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники. Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов. Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис. Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис - достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа - это царь царей. Таким образом, раджадхираджа йога - это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой - частью всемирного разума. Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей - руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух. Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности. Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства. Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию. В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить при помощи только асан или пранаям не удастся. Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже - излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение - задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап - максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень - медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения. При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога – интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте – и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт – триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл – урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Раджа йога – это один из четырех основных путей йоги. Она направлена на работу с человеческим разумом – основным источником материального мира. Вся наша жизнь, с ее радостями и разочарованиями – это не что иное, как результат умственной деятельности. Разум является королем этого мира. Он контролирует все человеческие желания и действия, и именно от него зависит . Если разум находится в шатком, нестабильном положении, личность становится очень уязвимой. В таком состояние любая неудача может стать непреодолимой преградой на пути к счастью. И только если человек достигнет абсолютной чистоты сознания и научится контролировать свой разум, он сможет добиться гармонии и успеха. Как это сделать знает Раджа йога.

Ступени упражнений Раджа йоги

Практика Раджа йоги предполагает прохождение восьми основных ступеней или уровней, каждый последующий из которых может быть преодолен только после того, как полностью освоен предыдущий. Первая ступень – Яма – заключается в самоограничении и отказе от плохих поступков. Она направлена на борьбу с проявлениями насилия, лжи, алчности, воровства и лености. Второй уровень носит название Нияма. Он заключается в том, чтобы посвятить себя духовным практикам. На третьей и четвертой ступени раджа йога (Асане и Пранаяме) происходит объединение разума с телом, которое становится возможным благодаря специальным тренировкам и дыхательным упражнениям. С пятого уровня, Пратьяхара, начинается Раджи йога. Этот этап направлен на непосредственную работу с разумом. Главная его цель – увеличить силу воли и достичь умственного сосредоточения.

Вторая ступень Раджи йоги (и шестая в целом) – это Дхарана. На ней человек учится сосредотачивать ум и распоряжаться своим вниманием. Очередной этап Раджи йоги – Дхиана – это медитация. Между ним и предыдущим уровнем – очень малозначимая грань. Дхарана плавно перетекает в Дхиана и заканчивается Самадхой, последней степенью Раджи йоги, ведущей к просветлению и достижению абсолютной гармонии.

Раджа йога — упражнения для начинающих

С учетом особенностей раджи йоги, упражнения для начинающих направлены на и осмысление себя. Они должны выполняться в тихой, комфортной обстановке. Первое, предлагаемое нами для освоения Раджи йоги упражнение для начинающих, выглядит следующим образом:

  • расслабитесь и попытайтесь сосредоточится на своих внутренних ощущениях;
  • замедлите ход собственных мыслей, постарайтесь осознать каждую из них;
  • остановите мысли вовсе.

Второе, входящее в комплекс Раджи йоги упражнение для начинающих, выполняется после освоения первого. По своей сути оно заключается в начале медитации. Для нее лучше использовать технику дза-дзен. Необходимо принять позу лотоса, распрямить спину и избавиться от мыслей. Далее необходимо сосредоточиться на дыхании, погружаясь во вдох и выдох. Постепенно нужно отключиться от внешнего мира, погрузившись в себя. &1



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!