Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Виды фигурного катания на коньках. Фигурное катание. Описание, история, правила

Немного истории

Появление фигурного катания в России, как и появление многого прогрессивного в нашей стране, связано с деятельностью Петра I, который привез в страну кроме табака первые образцы коньков, а также изобрел новое крепление их к сапогам. Выход учебника Г.М. Пуали «Зимние забавы и искусство бега на коньках» в 1838 г., открытие в 1865 г. массового катка в Юсуповском саду, проведение первого чемпионата мира по фигурному катанию в 1896 г. в Санкт-Петербурге и отдельные победы российских и советских фигуристов не могут сравнится с периодом большой популярности фигурного катания в СССР и России второй половины 20-го века и начала 21-го века.

Начиная с включения фигурного катания в олимпийские игры в 1908 г., на пьедесталах награждения в основном были спортсмены США, Швеции, Австрии, Германии, Великобритании, Норвегии. Настоящий расцвет фигурного катания в СССР начинается с 1960-х годов. На олимпиаде в 1964 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов обходят всего на один судейский голос пару из Объединенной германской команды Марики Килиус и Ганса-Юргена Боймлера. С этого момента начинается совершенно фантастическая статистика по поставке золота в СССР и Россию по фигурному парному катанию. Первое место было взято нашими спортсменами в 12 олимпиадах подряд (!!!). Можно ошибиться, но, наверное, нигде больше не было достигнуто такого большого преимущества в каком-либо виде спорта над другими странами, как в парном фигурном катании. Наши советские спортсмены Людмила Белоусова, Олег Протопопов, Ирина Роднина, Александр Зайцев стали по-настоящему образцами для многих последующих фигуристов.

Выступление наших спортсменов в танцах на льду также были очень успешными с момента включения этого вида спорта в программу зимних Олимпийских игр в 1974 г. Всего за 11 олимпиад наши спортсмены взяли 7 золотых медалей и при этом ни один пьедестал за 40 лет не обходился без СССР и России.

Немного хуже дела обстояли с одиночным фигурным катанием. Несмотря на отдельные успехи наших спортсменов во времена СССР, первые золотые медали в мужском и женском одиночном фигурном катании наши спортсмены смогли завоевать только в постсоветском периоде. Золотую медаль в 1992 г. завоевал Виктор Петренко, представляющий тогда Объединённую команду бывших Республик СССР. После этого наступил настоящий золотой период мужского одиночного катания, который ознаменовался очень яркими выступлениями и победами Алексея Урманова, Ильи Кулика, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. Первую же золотую медаль в женском одиночном катании получила Аделина Сотникова в 2014 г. на олимпиаде в Сочи.

Чем же можно объяснить такую высокую популярность и развитие данного вида спорта в нашей стране?

Зрелищность и появление телевидения

По накалу страстей, фигурное катание, наверное, не сильно уступает футбольным матчам (матчам РФПЛ, в особенности). Безусловно, в большинстве случаев заранее известны претенденты на первые места, однако нелепая ошибка может поставить крест на завоевании призовых мест и годы тренировок закончатся ничем. Отсюда вытекает еще одна очень зрелищная вещь, которая достаточно хорошо передается зрителям, это психологическое состояние спортсменов, которое должно быть достаточно устойчивым вовремя выступления, чтобы не допустить нелепых ошибок. Все помнят, как на Олимпиаде в Сочи вся страна переживала за Юлию Липницкую, которой на тот момент было всего 15 лет. Комментаторы делали акцент на возрасте Юлии и на том, что какой огромный груз ответственности на нее свалился. Вся страна, затаив дыхание, смотрела как Юлия готовилась к своей программе, как ее поддерживала тренер.

Изящность и синхронность движений совместно со спортивными элементами фигурного катания очень завлекают зрителей. На льду фигуристы как будто проживают во время выступления целую жизнь с любовью, трагедиями и т.д. Фигурное катание в принципе является достаточно интересным форматом художественного творчества, который позволяет через движения спортсменов без слов передать идею режиссера. Именно Людмилу Белоусову и Олега Протопопова называют спортсменов, которые пошли по пути художественного обогащения программ. По данному пути пошло все мировое фигурное катание, одним из обязательных элементов которого сейчас является яркий сценарий программы, а режиссер выступления, стал таким же важным участником подготовки, как и тренер.

Именно широкое распространение телевидения в СССР во второй половине 20-го века позволило многим советским гражданам несколько по-другому узнать о фигурном катании. И в период большого дефицита развлекательных программ на телевидении фигурное катание в комплексе с вышеописанной зрелищностью и большой художественной составляющей по-настоящему обрели большую популярность в нашей стране на долгие годы.

Политика

Нельзя также не принимать во внимание, что влияние политической обстановки в мире на популярность фигурного катания также было чрезвычайно большим. Достаточно вспомнить, что расцвет популярности фигурного катания в СССР совпал с периодом холодной войны, а обычные соревнования обычно сопровождались политическими скандалами. Одним из самых известных случаев было выключение музыки во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева на Чемпионате мира по фигурному катанию в 1973 году в Чехословакии, которые было организованно одним из чешских сотрудников в отместку за Пражскую весну в 1968 году; бегство перед своим выступлением американского фигуриста Рэнди Гарднера, который не смог справиться с тем большим грузом ответственности, который лежал на нем в связи с ожиданиями американцев победы в парном фигурном катании над «красной королевой» (Ириной Родниной) на олимпиаде 1980 года; судейский скандал на олимпиаде 2002 г., в результате которого на 1 месте оказалась и российская, и канадская пара фигуристов. Фигурное катание стало буквально одним из мест, где происходит столкновение России и западного мира. Подавляющее преимущество сначала СССР, а потом и России в данном виде спорта настолько было неоспоримо, что создавало искреннюю гордость за нашу страну.

А что сейчас?

Большое количество телевизионных шоу, организация в последнее время масштабных ледовых шоу, открытие новых школ по фигурному катанию дает основания предполагать о повышении популярности данного вида спорта в нашей стране. Что же касается побед наших спортсменов, то Олимпиаду в 2018 г. уже можно по праву назвать одной из самых странных для России, даже не принимая во внимание тот факт, что фактически Россия была лишена официального участия в соревнования вплоть до невозможности использовать государственную атрибутику и гимн. Не поехало большое количество сильных спортсменов, которых так не хватило в биатлоне, лыжных гонках, конькобежном спорте. В меньшей степени это коснулось фигурного катания, где были отстранены Ксения Столбова (спортивная пара с Федором Климовым) и Иван Букин (танцы на льду с Александрой Степановой). Однако именно олимпиада в Корее стала для российских фигуристов одной из самых неудачных за всю историю…Так уже вторую олимпиаду подряд у нас нет ни одной медали в мужском одиночном катании. Снова повторен результат в парном фигурном катании олимпиады в Ванкувере 2010 г., где не было ни одной медали в этом виде соревнований, хотя еще недавно это считалось невозможным (просто взгляните на статистику выше). Впервые с момента вхождения танцев на льду в олимпийскую программу в 1976 г. у нашей сборной нет ни одной медали.

Настоящим спасением для всей нашей олимпийской сборной или, если применять футбольную терминологию «голом престижа», стало выступление наших девушек в одиночном катании, которое в настоящий момент испытывает настоящий расцвет во многом благодаря блистательной работе тренера Этери Тутберидзе. Именно маленькая, хрупкая 15-летняя Алина Загитова принесла для нас, как и первую столь уверенную победу, так и первую (надеемся, что не единственную) золотую медаль на этой олимпиаде. Первое место Алины Загитовой и то, что серебро в женском фигурном катании и в командных соревнованиях также у России, оставляет нам большую надежду на то, что данная олимпиада была просто каким-то недоразумением и большие победы у нас еще впереди.

Первоначально люди использовали коньки по аналогии с лыжами, только для перемещения не по снегу, а по льду. Однако со временем те, кто жили рядом с замерзавшими зимой водоемами, стали применять их не только для езды по скользкой поверхности, но и для исполнения красивых элементов. Прогулки на коньках из формы досуга постепенно приобретали характер состязаний.

Сначала соревновались в умении начертить на льду лезвием красивый след и рисовать фигуры. Толчком к развитию становились находки новых способов выполнять движения, позволяющие совершенствовать и усложнять это искусство.

В 1871 г. союз конькобежцев признал фигурное видом спорта. Постепенно оно становились все сложнее. Умения точно вычерчивать заявленный рисунок уже не отражало степень мастерства профессиональных фигуристов. Появлялись новые элементы, менялась система судейства. Так, отдельно стало оцениваться техническое мастерство и артистизм.

Сегодня этот вид спорта выглядит как сольное, парное или групповое выполнение элементов под музыку в соответствии с определенными требованиями. Он относится с сложнокоординационным видам, таким как гимнастика, и требует хорошей общефизической подготовки. Во время выполнения упражнений фигуристы испытывают большие нагрузки, особенно на ноги и позвоночник. При этом вид спорта является и одним из самых эстетичных. Ведущие спортсмены входят в состав национальной сборной и тренируются в олимпик-центрах.

Ключевые правила современного фигурного катания:

  • в каждом виде спортсмены исполняют короткую и произвольную программу;
  • длительность выступления регламентирована и не может быть больше или меньше установленной;
  • есть ограничения по простоте и сложности. Так, спортивные пары не могут включать в короткую программу элементы в 4 оборота. Одиночники в короткой программе не могут выполнять прыжки менее 3 оборотов вне , за исключением двойного акселя;
  • существует список элементов, которые спортсмен обязан исполнить: определенное количество прыжков, каскадов, поддержек, вращений и т.д. Последовательность при этом может быть любой;
  • требование выполнять элементы определенным образом: например, во время поддержки у спортивных пар рука партнера должна быть полностью выпрямлена, в противном случае элемент не будет засчитан;
  • возрастной порог: во взрослых соревнованиях не могут участвовать фигуристы моложе 15 лет. Происхождение этого требования связано с возможностью молодых девочек выполнять технически сложные прыжки при недостаточном уровне выразительности и зрелости катания.

Также в правилах прописаны критерии, по которым оцениваются элементы. На их основании определяются уровни, засчитываются надбавки и штрафы — за падения, некачественное исполнение и даже завершение выступления после музыки. Подробное описание этих критериев позволяет заранее просчитывать примерную стоимость программы.

Каждый год в правила вносятся корректировки. Их цель — обеспечить максимально объективную оценку выступления фигуристов и сделать программы сбалансированными по красоте и сложности. Решения принимаются на заседаниях ИСУ. На основании этой информации происходит постановка программ.

Основные элементы фигурного катания

При постановке программы фигурист должен включить в нее все обязательные элементы. Их количество четко регламентировано, судьями оценивается чистота и качество исполнения. Возрастающая конкуренция вынуждает лидеров и их тренеров постоянно придумывать новые способы выполнять и усложнять программы.

Шаги

Шагами называются все виды толчков, дуг, крюков и прочих движений, благодаря которым спортсмен перемещается по площадке. Они помогают набрать перед заходом на прыжок, связывают элементы между собой или бывают самостоятельной частью программы (дорожка шагов, твизлы). Именно шаги являются базовым элементом, с которого начинающие постигают азы фигурного катания.

Спирали

Спираль — элемент женского и парного катания, во время исполнения которого спортсмен едет на одной ноге, вторая при этом поднята вверх. Засчитывается только в случае, если колено и стопа находится выше уровня бедер. Раньше комбинация спиралей была обязательной частью программы у женщин, сейчас они отдельно не оцениваются и стали составной частью хореографической дорожки.

Вращения

Обороты на одной ноге вокруг своей оси называются вращениями. Оценивается положение тела, соблюдение центровки (спортсмен не должен перемещаться с точки начала вращения), количество оборотов и быстрота. По правилам во время вращения спортсмен должен хотя бы один раз поменять позицию или ногу, не прекращая движение. Из-за физиологических различий есть вращения, которые выполняют преимущественно девушки, например, . У спортивных пар и танцоров существуют свои виды вращения: параллельное и совместное.

Прыжки

Во время прыжка спортсмен отталкивается отрывается ото льда обеими ногами. Чтобы элемент получил оценку, необходимо сделать несколько оборотов вокруг себя. Прыжки делятся на реберные ( , ) и зубцовые ( , флип). Последовательность из двух или трех прыжков подряд называется каскадом. Этот элемент очень травмоопасен и для успешного выполнения требует хорошей подготовленности спортсмена.

При оценивании элемента учитывается заход, положение тела в воздухе, приземление и выезд. В парном катании важным требованием является синхронность. В танцах прыжки запрещены.

Некоторые прыжки не оцениваются, а служат связками между элементами или частью хореографической дорожки: ойлер, прыжок во , прыжок-шпагат.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

По правилам костюм фигуриста должен отражать характер музыки. Кроме того, к одежде предъявляются утилитарные требования: она должна быть удобной, прочной и не стеснять движений. Все декоративные элементы необходимо надежно закреплять — падение небольшой блестки на лед чревато травмами и карается снятием балла.

Главный атрибут фигуриста — . Топовые спортсмены нередко делают их на заказ, по слепку ноги.

Ледовая арена

Тренировки и соревнования проходят на крытых катках. Основание заливают искусственным льдом. При этом требуется поддержание определенной температуры поверхности. Единого регламента по размерам площадки нет, но углы ее должны быть закруглены. Североамериканские катки традиционно меньше европейских и азиатских. Олимпийский каток должен быть 60*30 м.

Судейство

Современная система судейства появилась в начале XXI в. Ее возникновение связано с судейским скандалом на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити. Подозрение в пристрастности арбитра привело к вручению второго комплекта золотых медалей и кардинальной смене системы выставления баллов. Новый проект был подготовлен очень быстро, и уже через четыре года, на Олимпиаде в Турине, выступления оценивались по обновленной системе. Главным ее отличием стало определение стоимости каждого технического элемента. Также она расшифровывает составляющие выступления, которые раньше обозначались термином «артистизм».

Выступление оценивают две бригады арбитров. Первая выставляет баллы за техническое исполнение обязательных элементов. В этой бригаде три человека, решающим является слово технического контролера. Судьи определяют выполненные элементы и оценивают их класс. С сезона 20018/2019 базовые оценки могут варьироваться от плюс пяти до минус пяти. Это дает преимущество тем, кто исполняет программу чище.

Вторая группа судей оценивает эстетическую составляющую и владение . Оценка за компоненты складывается из пяти критериев: качество скольжения, связки между элементами, артистизм, постановка программы и хореография. Эта оценка показывает, насколько красиво и гармонично смотрится программа в целом.

Итоговый результат определяется по сумме баллов за две программы.

Соревнования по фигурному катанию

Сезон у фигуристов начинается в сентябре (у юниоров — в августе) и продолжаются до марта.

Расписание составляется таким образом, чтобы спортсмены могли выходить на пик формы к главным стартам. Открывают сезон в сентябре турниры категории Б. Первые крупные старты приходятся на середину октября, когда начинается серия Гран-при. Состоит она из 6 этапов, проходит раз в неделю в 6 странах. На них заявляется по 12 одиночников, 8 спортивных и 10 танцевальных пар. Каждый участник может выбрать не более 2 этапов, места предоставляются согласно рейтингу ИСУ. Параллельно с этапами Гран-при продолжаются турниры категории Б.

Занятые места приносят спортсменам определенное количество баллов: 15 за 1 место, 13 за 2 и т.д. Лидеры, набравшие больше всего баллов, получают право выступить на Финале Гран-при. Всего этой чести удостаиваются по 6 представителей в каждом виде. Финал проходит через 2 недели по окончании последнего этапа.

После зарубежных соревнований наступает время национальных чемпионатов. Во многих странах они этапы являются главным критерием отбора на главные старты второй половины сезона — континентальные первенства и чемпионат мира. От обязанности участвовать в них могут освободить лишь безусловных лидеров, остальным спортсменам придется доказывать право представлять страну.

В январе приходит черед континентальных первенств: европейского чемпионата и Чемпионата четырех континентов. В последнем участвуют фигуристы Америки, Азии, Африки и Австралии. Максимальная квота от одной страны — 3 участника. Распределяется она в соответствии с местами, занятыми фигуристами на предыдущем соревновании. Для максимального представительства необходимо, чтобы сумма мест, занятых двумя лучшими участниками, не превышала числа 13 (например, 3 место и 10, 5 и 8 и т.д.).

Завершает сезон чемпионат мира, который проходит в марте. В некоторые годы между континентальными и мировыми первенствами проходят Олимпийские игры либо Универсиада. Раз в 2 года после окончания личного турнира проходит командный чемпионат мира.

Несколько интересных и занимательных фактов о фигурном катании:

  • Олимпийские соревнования по фигурному катанию впервые прошли во время Летней Олимпиады 1908 г. Чемпионом стал спортсмен из Российской Империи Николай Панин-Коломенкин.
  • Иногда страны, получившие право послать на континентальные первенства или чемпионат мира по два представителя, ограничиваются одним. Связано это с низким уровнем развития спорта в стране. Для попадания на главные старты требуется предварительно набрать технический минимум на других соревнованиях, но не все могут с этим справиться.
  • Танцы на льду — единственный вид, где существует «потолок» набранных баллов. Одиночники и пары теоретически могут повышать оценки до бесконечности за счет усложнения контента.
  • Олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин ни разу не выигрывал национальное первенство.
  • Обычно будущие звезды начинают заниматься в раннем возрасте 4-5 лет по инициативе родителей. Однако есть исключения. Популярный американский фигурист Джонни Вейр пришел на каток только в 11, увидев по телевизору выступление олимпийской чемпионки Оксаны Баюл.
  • Несмотря на то, что сложность выступлений на международных соревнованиях превосходит ту, которую зрители видят на коммерческих турнирах и шоу, именно участники последних называются профессионалами. Соревновательный же спорт носит название любительского.

Относится к сложнокоординационным видам спорта . Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением , прыжками , комбинаций шагов , поддержек и др.) под музыку .

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

История

Гравюра. Пара фигуристов.

Общая история

Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований впервые это произошло в Голландии , в XII -XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге ( г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» ( г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

«… он (Джексон Гейнц) показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства».

История дисциплин

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине - англичанке Медж Сайерс .

История фигурного катания в России

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги , спирали , прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы , совместные и параллельные вращения . Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах .

Спортивные танцы

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки , прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение

Все требования к программам (общие правила, специальные правила и технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги , спирали , вращения и прыжки . Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы в парном катании.

Шаги

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.

Прыжки

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц - к носковым.

Фигурное катание как физкультура

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки - хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость , хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем - поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках). Некто Dan Perceval продвигает Extreme Ice Skating - разновидность фигурного катания, приспособленную именно под мужскую пластику и хоккейные коньки.

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания - например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ), если много - в дополнение к уровню делят по возрасту. Одиночников обычно делят на четыре-пять групп, пары - на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры - два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины - например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) или обязательные фигуры .

См. также

  • Медалисты чемпионатов Четырёх континентов по фигурному катанию
  • Медалисты чемпионатов отдельных стран

Примечания

Ссылки

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

SD: Сегодня мы посмотрим глазами профессионала на фигурное катание на коньках. С точки зрения организации соревнований этот вид спорта один из самых сложных и требовательных. Но когда вы ознакомитесь с правилами судейства и количеством запретов и ограничений, вам сделается не по себе. Столько условностей, столько требований к костюмам, музыкальному сопровождению, технических регламентов создают целую систему и дают ответ на вопрос, почему фигурное катание - это такой закрытый мир. Всем поклонникам этого вида спорта следует помнить, что только в боксе и фигурном катании запрещено выступать профессионалам на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы. Сложилась целая порода людей, связанных творчеством и спортивными идеалалми с бюджетами различных уровней. Ну что? Попробуем постичь тайны избранных...

СИСТЕМА СУДЕЙСТВА

Система судейства, которая используется в настоящее время в фигурном катании, была принята на состоявшемся в июне 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-ом конгрессе Международного союза конькобежцев (ИСУ). В июне 2010 г. 53 й конгресс ИСУ внес в нее некоторые изменения. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикванты (Ottavio Cinquanta) отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран при сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006. Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух "общих" оценок (за сложность программы и "за представление") судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями. Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.

В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 м конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц: максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования (по правилам 2004 г. компьютер из судейской бригады произвольно выбирал семерых судей. Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ. Федерации члены ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один (1) национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.

При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду. Рефери назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ. Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду. Судьи (9) и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.

Из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ, назначаются технический специалист и ассистент технического специалиста, которые определяют, какой именно элемент был или не был исполнен. На каждый вид соревнований из списка технических контролёров, публикуемого ИСУ, назначается технический контролёр, который руководит работой технических специалистов в данном виде. Технический специалист, ассистент технического специалиста, технический контролёр и рефери в каждом виде на каждом соревновании должны представлять, если это возможно, Федерации разных стран членов ИСУ. В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы. Технический контролер и второй технический специалист поддерживают основного технического специалиста, чтобы обеспечить немедленное исправление всех возможных ошибок. Технический контролер имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований. В рамках новой судейской системы судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Они выставляют баллы, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, и дают исчерпывающую оценку мастерства и выступления каждого фигуриста. Каждый судья концентрируется на оценке качества, во первых, каждого технического элемента и, во вторых, в целом компонентов программы. Он вводит оценки за каждый компонент в компьютер с простого, информативного сенсорного экрана. Индивидуальные оценки заносятся в память компьютера и суммируются, составляя оценки выступления каждого фигуриста и окончательное распределение призовых мест. Присужденные баллы взвешиваются таким образом, что технические элементы будут составлять примерно половину общего счета, а компоненты программы другую половину.

Российские фигуристы, тренеры и члены федерации с самого начала были недовольны новой системой судейства, введенной Международным союзом конькобежного спорта в 2004 г. Дискуссия о системе судейства широко развернулась после того, как на Играх 2010 в Ванкувере Евгений Плющенко, чисто исполнив в произвольной программе такой ультрасложный элемент, как четверной прыжок, стал вторым, проиграв американцу Эвану Лайсачеку, в арсенале которого не было такого элемента. Федерация России на всех конгрессах ИСУ, начиная с момента введения новой системы судейства, боролась за отмену "рэндома" (англ. random случайность, случайный) – произвольной компьютерной выборки судей, согласно которой часть судей из судейской бригады, оценивающей соревнования, не участвовала в определении результата. И только в 2010 г. при поддержке таких стран, как Австрия, США и Канада, эту проблему удалось решить. 53 й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ), который проходил с 14 по 18 июня 2010 г. в Барселоне, единогласно поддержал отмену так называемого "рэндом дро". Теперь оценки всех 9 судей будут учитываться, что повысит объективность судейства соревнований по фигурному катанию.

И еще одно новшество, принятое 53 м конгрессом ИСУ: базовая стоимость четверных прыжков будет немного увеличена: тулупа – на полбалла, сальхова – на 0,2, флипа – на 1,0, лутца – на 1,8, акселя – на 1,7, риттбергера – на 1,2. Стоимость некоторых тройных прыжков станет меньше (сальхов – на 0,3, флип – на 0,2). Тулуп и риттбергер станут "дороже" на 0,1 балла, лутц – без изменений.

Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:

Каждая "секция" танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу "Стоимости элементов" (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.

1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.

2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций "Качества исполнения элемента" (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное () численное значение, приведенное в таблице SOV.

3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.

4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.

Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.

5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.

6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.

7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые "Компоненты программы": базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.

Приблизительное значение оценок таково: 1 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – слабо; 3 – ровно, 4 – средне, 5 – выше среднего, 6 – хорошо, 7 – очень хорошо, 8 – прекрасно, 9 10 – великолепно.

8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.

9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.

10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:

за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;

за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);

за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;

за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.

11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.

12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.

При совпадении общей суммы преимущество отдается тому спортсмену, чей результат в последней части соревнований был выше. Если два или более участников/пар получают один и тот же результат, преимущество в короткой программе, танце с заданным рисунком или коротком танце отдается спортсмену/паре с наибольшим техническим результатом. Преимущество в произвольной программе и произвольном танце отдаётся спортсмену/паре с наибольшим результатом за Компоненты программы. Если и эти результаты также одинаковы, участники делят место.

На оценку в фигурном катании влияет не только хореография и техника исполнения, количество выполненных выбросов и поддержек, но и правильно подобранная музыка и костюмы. Что запрещают правила Международного союза конькобежцев фигуристам?

ТРЕБОВАНИЯ К КОСТЮМАМ ФИГУРИСТОВ

Согласно правилам Международного союза конькобежцев, фигуристам запрещено надевать излишне театральные костюмы, а также костюмы, обнажающие значительную часть тела.

Мужчины обязаны быть в брюках, использование лосин запрещено. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.

Женщины должны быть в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule, в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт , которая выступала в костюме, состоящем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бёдрах.

При этом костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею. Несоблюдение этого требования и отобрало один балл у российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи. Во время командных выступлений Елены Ильиных и Никиты Кацалапова судьи сняли паре 1 очко за кусочек платья, который слетел в конце программы с костюма партнёрши.

Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Фото: Reuters

А на чемпионате Финляндии в 2013 году судьбу золотых медалей решила оторвавшаяся пуговица на костюме Осси Канерво . За это нарушение, согласно правилам Международной федерации фигурного катания, с пары Линдхолм и Канерво был снят один балл.

Во время соревнований, показательных выступлений и на церемонии награждения костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.

На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, а также во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя).

По правилам, олимпийцам нельзя пользоваться любой продукцией брендов, которые не спонсируют Олимпийские игры. За нарушение правил спортсменов могут строго наказать вплоть до дисквалификации.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Вопрос о наличии слов в музыкальной композиции находится на усмотрении рефери турнира. Если он решит, что такое сопровождение нарушает правила, то с результата, показанного спортсменом, будет снят один штрафной балл. Так случилось, например, с Брианом Жубером в короткой программе на чемпионате мира в 2008 г. Несмотря на то, что свою короткую программу француз исполнял на протяжении всего сезона, и к его музыке не было никаких претензий, рефери чемпионата мира счёл иначе.

Сегодняшние правила Международного союза конькобежцев запрещают использовать музыку со словами в одиночном и парном катании, но начиная с сезона 2014/2015 это ограничение будет снято. Решение об этом вынес Международный союз конькобежцев в 2012 году на своём конгрессе, который проходил в столице Малайзии, городе Куала-Лумпур.

В танцах на льду, наоборот, музыку со словами использовать разрешено, но существуют другие ограничения. Обязательные танцы исполняются под определённый набор мелодий. А в оригинальном танце можно использовать только музыку, отвечающую требованиям данного сезона. Тему из года в год определяет Международный союз конькобежцев. Так, например, в сезоне 2007/2008 использовалась народная музыка, в сезоне 2008/2009 - музыка 1920–1940-х годов, а в сезоне 2009/2010 снова была народная музыка.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТАНИЯ

Во время выступления фигуристов нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. Некоторым рисковым спортсменам опасные трюки в своё время стоили медали. Так, в 1957 году, выступая на чемпионате Европы, Станислав Жук со своей женой Ниной показал элементы (поддержка на одной руке), которые судьи отказались признать законными. Они посчитали их рискованными для здоровья спортсменов. На том чемпионате Жук и его супруга получили серебряные медали. Однако уже через год эти элементы были признаны высшим пилотажем среди фигуристов, и каждый спортсмен считал за честь повторить их на льду.

Тем не менее на соревнованиях спортсменам категорически запрещается выполнять следующие элементы:

– сальто;
– прыжки навстречу партнёру;
– каскады из 4 и более прыжков;
– поддержки за запрещённые части тела;
– поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
– вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
– крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
– вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
– раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
– перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
– лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
– злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
– использование декораций, посторонних предметов.

За исполнение каждого из этих элементов/движений с фигуристов снимают 2,0 очка.

В танцах на льду, в отличие от фигурного катания, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.

Если после всего этого вам не стало скучно, то пора обувать коньки - и на каток!

По материалам aif.ru nnm.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!