Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Акробатические упражнения для начинающих. Как научиться акробатике – доступная гимнастика для детей и взрослых Акробатические упражнения для детей в домашних условиях

Акробатика является одним из самых сложных видов спорта для начинающих. Не думайте, что будет легко выполнять различные профессиональные трюки. Очень многие из них можно выполнить, научившись простым элементам. Под простыми элементами я подразумеваю , мостик, колесо… Если приложить много усилий, все получится. Разумеется, получаться будет не сразу. Главное не сдаваться и смело идти вперед!

А начать вам нужно с разминки. Многие считают это бесполезным занятием, но не многие знают о травмах, возможных при неразогретых мышцах. Нужно уделять ей не меньше трех минут, но это минимум, если вы действительно серьезно хотите начать заниматься этим спортом.

Во-первых, разминка увеличивает возможности мышц. Так они выдержат большую нагрузку, а также боль, испытываемая человеком после тяжелой тренировки, будет меньшей. Также разминка делает мышцы более эластичными, что облегчает участь суставов. Это имеет огромное значение. Не волнуйтесь, сильно болеть мышцы не будут, если не переусердствовать с количеством выполняемых вами упражнений. Главное не спешить.

Рассмотрим примеры разминки.

  1. Для разогрева рук можно сжать кулаки и около 30 секунд, крутить кисти.
    Возьмитесь одной из рук за другую, тянем их вверх, и не просто тянем, а как можно сильнее.
  2. Отлично, теперь понемногу опускайте их за голову. Все, упражнение выполнено. У большинства людей обычно хрустит область в области, немного выше лопаток - это нормально.
  3. Теперь поговорим о шее. С ее разминкой нужно быть предельно осторожным, ведь свернуть ее проще простого. Вам самим это будет сделать легче, чем с посторонней помощью. Никаких резких движений! Будьте аккуратны. Для начала выполните наклон головы в четыре направления по очереди (вперед, назад, влево, вправо). Хорошо, приступайте к круговым движениям. Сначала в одном, а потом и в ином направлении. Советую закрыть глаза - может закружиться голова.
  4. Плечи обычно разминают только одним способом - круговыми движениями вперед и назад. Руки при этом должны быть опущенными.
  5. Разминка торса. Как говорится «руки в боки», выполняем круговые движения туловищем. Еще можно делать такое упражнение: стоим ровно, ноги не сгибаем, стараемся дотянуться пальцами рук к полу.
  6. Ноги разминаются обычными приседаниями, попытками сесть на шпагат, круговыми движениями голеностопа.

Акробатика для начинающих в домашних условиях. Упражнения

  1. Профессиональным гимнастом в домашних условиях стать невозможно. Для этого вам точно понадобится опытный тренер, который знает с чего нужно начать. Вы продемонстрируете ему свой уровень подготовки, а он подберет подходящие вам упражнения и режим тренировок.
    А теперь об упражнениях, которые вы точно сможете сами выполнить в домашних условиях.
  2. Березка. Думаю, многие уже знают об этом упражнении. Итак, ложитесь на пол, поднимаете ноги вертикально, поддерживая спину руками. Ноги не сгибать. В таком положении находитесь не менее 5 секунд, а вообще, чем дольше, тем лучше. Сделайте несколько подходов.
  3. Стойка на руках. Этот элемент уже посложнее. У многих, при первых попытках просто сгибаются руки, и они падают лицом в пол. Но если вы покрепче этих людей, не перестарайтесь, чтобы не упасть на спину из-за мощного толчка.
  4. Очень важный момент - держание равновесия. Один из способов тренировки равновесия таков: станьте на одну ногу, разведите руки в стороны, закиньте голову назад, продержитесь как можно дольше.
  5. Шпагат. Если вы никогда не питались исполнить данный элемент - будет долго и сложно выполнить его. Разве что вам еще не исполнилось больше восьми лет. Ведь давно известен факт - дети имеют более эластичные мышцы чем взрослые. Им будет намного легче научиться делать шпагат. А вот стандартный способ растягивать мышцы ног - просто пытайтесь выполнить этот элемент, опускайтесь до тех пор, пока не станет больно, в этом положении «пружиньте». То есть насильно садитесь на шпагат, только маленькими рывками.
  6. Мостик. Лучше выполнять данное упражнение около стены, потихоньку опуская руки все ниже и ниже. Если вы имеете рядом свободного человека, он поможет вам, подстрахует.

Акробатика для детей

Думаю, все родители знают насколько много энергии у маленьких детей. Ее нужно направить в нужное русло. Если с самого детства ваш ребенок будет много двигаться, это положительно повлияет на его здоровье в целом, улучшит обмен веществ, тело станет физически сильнее.

Будет очень хорошо отдать свое чадо в спортивную секцию. После занятий, дома ребятки точно будут вести себя более спокойно, чем раньше. Избыточная энергия ведь уже рассеялась.

Существуют такие виды:

  1. Цирковая.
  2. На батуте.
  3. Спортивная.

Это основные ее направления.

Цирковой вид, является наиболее подходящим для малышей от трех лет. На занятиях они будут выполнять разные гимнастические упражнения. Но так легко будет только один год. Потом сложность упражнений усложнится и будут изучаться разные трюки. Но все это происходит понемногу и постепенно.

Акробатика на батуте. Не думайте, что здесь исполняют обычные прыжки. Специалист будет учить детей всяческим кувыркам и трюкам. Также в программе есть занятия растяжкой и улучшение физической подготовки. Это не только полезно, но и весело. Разве это не прекрасное чувство, когда тебе выталкивает в воздух?

Спортивный вариант - самый сложный. Именно там будут учить профессиональным трюкам. Слишком маленьких детей туда обычно не берут. Отдавать туда лучше детей, которым уже исполнилось 7 лет. Они более развиты физически и смогут оценить сложность для них данного вида спорта. Если они точно знают, что им будет страшно выполнять сложные трюки в будущем и не уверены в себе - лучше не заставлять ребенка - вы лишь навредите ему.

Травмы. Многие родители не хотят отдавать своих любимых детей, из-за переживаний, мыслях о возможных травмах или даже переломах. Риск, конечно же, существует. Но поймите, рядом с вашим ребенком находится профессионал. И главное, начинают то они с элементарных упражнений, при исполнении которых просто невозможно травмироваться.

Акробатика для взрослых

Если вам не больше 45 лет и состояние вашего здоровья нормальное - смело приступайте к занятиям.

Профессионалом вам уже не стать - слишком поздно уж вы рассматриваете этот вопрос. Обычные упражнения уже были описаны выше.

Вы вполне можете приступать к их изучению. Также, можете работать над растяжкой, это облегчит процесс выполнения некоторых трюков. Ну а если вы серьезно решили взяться за это дело - вам обязательно понадобится тренер.

Парная акробатика

Данный вид, вытекает из спортивной. Здесь, для выполнения трюков понадобится напарник. Пары могут быть составлены с двух девушек, двух юношей и пара, состоящая из девушки и юноши. Занятия по парной акробатике – физическая подготовка, развитие всех групп мышц. Силы при поддержках необходимо много. Также развивают выносливость.

Даже для трехминутного выступления потребуется немалая выдержка. Этот вид совмещает элементы с партнером или же в одиночку, головокружительные танцевальные поддержки и многое другое. Вот примеры парного упражнения.

Пирамида - элемент художественной, силовой, пластической акробатики, расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные, композиционно оформленные фигуры. Также существует множество других подобных трюков, только названий своих они не имеют. Объясняется это очень просто. Человек импровизирует, придумывает всякие необычные стойки и поддержки, дать название которым очень сложная задача. Можно привести еще такой, самый понятный пример элементов парной акробатики как стойка одного человека на голове у другого. При этом, человек сверху опирается головой голову другому исполнителю.

Парная акробатика в танце - самый прекрасный и завораживающий вид этого вида спорта. Пара танцует, и во время танца исполняет головокружительные поддержки и трюки. Партнеры должны сильно доверять друг другу, иметь близкие отношения. Это очень важно при исполнении травмоопасных элементов.

Групповая акробатика

Воздушная групповая акробатика — вид спорта, в котором люди создают фигуры при падении. Они могут падать в горизонтальном положении, чтобы живот «смотрел» в сторону земли, или же вертикально. Фигуры, которые они составляют, разные по сложности.

Известно только 2 вида в групповой воздушной акробатике: скоростной (участникам нужно за как можно меньшее количество времени составить из своих тел определенную фигуру, и удерживать ее хотя бы 3 секунды) и на скорость перестановки (когда парашютисты создают как можно большее количество фигур за отведенное им на это время). Также воздушная групповая акробатика разделяется на 4 подкатегории.

Их название зависит от количества парашютистов.

  • 2-way FS - коллектив складывается с 3-х спортсменов – записывающего происходящее на видео и 2-ух перформеров, последние осуществляют перестроения в состоянии в горизонтальном положении, личностью к земле. Цель спортсменов – осуществить максимальное число перестроений в протяжение 25 сек. уже после отделы с самолета либо вертолета.
  • 4-way FS - коллектив формируется с 5 людей – записывающего на видео и 4 пер-ов. Цель спортсменов – осуществить максимальное число перестроений в протяжение 35 сек. уже после отделы с летательного агрегата.
  • 4-way VRW - коллектив складывается с 5 участников – видеооператора и 4 пер-ов. Перформеры осуществляют перестроения в вертикальном положении (двумя ступнями либо головой к земле). Цель спортсменов – сделать максимальное число перестроений в протяжение 35 сек. уже после отделы с летательного аппарата.
  • 8-way FS - коллектив сформировывается с 9 парашютистов – держащего камеру и 8 пер-ов. Цель спортсменов – выполнить максимальное число перестроений в протяжение 50 сек. уже после отделения с самолета.

Важно после выполнения указанного им задания отлететь подальше друг от друга. Ведь парашюты могут запутаться и это точно приведет к быстрой и безусловной гибели.

Боевая акробатика

Акробатика в боевых искусствах необходима для уклонения и правильного падения. Главным затруднением при выполнении оказывается умение полностью расслабиться в нужный момент, а потом резко напрячься. Это происходит из-за страха падения. Нужно много практиковаться, чтобы все получилось как надо. Также существует немало видов падений. Например, падение вперед, боковое падение, падение на спину.

Каждая из этих техник оттачивается свои подходом. Исполнить эти падения сложно, но вполне возможно, нужно лишь желание, терпение и усердие. Немалую роль играют также кувырки. Их существует множество. Есть море разных стоек, из которых нужно уметь совершать кувырки. Они помогают как атаковать, так и защититься. Еще в боевых искусствах используется такой акробатический трюк, как сальто. Но он требует больший уровень подготовки чем падения и кувырки.

Пилонная акробатика

Часто этот путают со стриптизом. Но это два совершенно разных понятия. Итак, исполняющие выступают на пилоне, синхронизируя элементы акробатики и хореографии.

Эту разновидность танцев можно разделить на две категории - артистический танец и эстрадный.

Артистический подразумевает состязание людей, для которых создана программа.
Эстрадный танец существует для исполнения перед зрителями или на разных мероприятиях.

Как делать упражнения из гимнастики смотрите в следующем видео:

Вконтакте

Акробатические упражнения применяются с целью со­вершенствования физических качеств и специальных на­выков в физической подготовке различных видов Воору­женных Сил и родов войск. Они развивают мышцы, ук­репляют связки и суставы, благотворно воздействуют на органы дыхания и кровообращения, способствуют вос­питанию ловкости и координации движений, простран­ственной ориентировки.

С помощью акробатических упражнений вырабатыва­ется устойчивость организма к воздействию неблагоприят­ных факторов военно-профессио­наль­ной деятельности лет­ного состава ВВС, надводных кораблей и подводных го­док, Воздушно-десантных войск.

Акробатические упражнения широко используются как вспомогательное средство для освоения сложных эле­ментов в спортивной и художественной гимнастике, прыж­ках в воду и на батуте, фристайле, прыжках с трамплина, фигурном катании, акробатических танцах и других видах спорта. Они с успехом демонстрируются на спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, на вече­рах отдыха.

Акробатические упражнения подразделяются на акро­батические прыжки, парные и групповые упражнения. Акробатические прыжки состоят из различных кувырков, переворотов, сальто; парные упражнения (мужские, жен­ские и смешанные пары) включают стойки, поддержки, равновесия и хореографические элементы; групповые уп­ражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Тройки и четверки – наиболее сложные групповые упражнения, включающие разнооб­разные пирамиды.

Для выполнения акробатических упражнений на прак­тических занятиях используются гимнастические и пороло­новые маты, помост-ковер, синтетические покрытия, войлок или чистый песок, травяные площадки, опилки, скошенная трава. Для занятий спортивной акробатикой и прыжков применяется специальная акробатическая до­рожка длиной 30 и шириной 1,5 м. Зона приземления 6´4 м. Края дорожки обозначаются линиями шириной 5–10 см. Такая же линия проводится и по оси дорожки. Высота дорожки в зависимости от конструкции – 10–25 см. Акробатические упражнения выполняются на гим­настическом ковре (рис. 66).

Разучивание и выполнение акробатических упражнений осуществляются по частям и в целом всеми обучаемыми одновременно (под счет) по команде руководителя. Для поточного выполнения оборудуются 2–4 линии (по 2–3 гимнастических мата), и обучаемые выполняют упражне­ния друг за другом с дистанцией 5–6 шагов.

«Ласточка» . Для выполнения равновесия наклониться вперед на одной ноге, другую поднять (отвести назад) вы­ше уровня таза, руки развести вверх-в стороны, прогнутъся.

Последовательность разучивания: взмахи ногой назад с опорой прямыми руками на высоте пояса и наклоном вперед у гимнастической стенки, коня, козла, батута; равновесие с поддержкой за ногу – держать 3–5 секунд.

Рис. 66. Акробатическая дорожка и ковер

Группировка . Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени, прижать колени к груди и раз­вести их немного шире подбородка, пятки соединены.

Стойка на лопатках . Из упора лежа на спине поднять прямые ноги вверх, перекатиться на лопатки и затылок, упереться руками в спину, локти – на полу, туловище держать вертикально, ровно.

Последовательность разучивания: стойка на лопатках в группировке; стойка на лопатках с помощью под спину и ноги.

Кувырок вперед в группировке (рис. 67). Упор присев; наклоняясь вперед, поставить руки на ширине плеч впе­реди ступней (на 40–50 см); перенести тяжесть тела на руки, сгибая их и наклоняя голову к груди; приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и мягко перекатить­ся вперед с круглой спиной до упора присев (руки впере­ди ног). При перекате на спине плотно сгруппироваться, захватив руками голени.

Рис. 67. Кувырок вперед в группировке

Последовательность разучивания: плотная группировка в положении лежа на спине; перекаты в груп­пировке на спине вперед и назад с переходом вперед в упор присев без опоры руками сзади.

Кувырок вперед прыжком (рис. 68). Полуприсед руки назад, толчком ног и махом рук вперед прыгнуть повыше вверх-вперед на руки, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед в упор присев.

Последовательность разучивания: выстав­ляя руки подальше вперед, – кувырок вперед с места; кувырок вперед с разбегу толчком двух ног; кувырок вперед через препятствие (низкие стоялки, козел) с посте­пенным увеличением высоты (до 120 см).

Рис. 68. Кувырок вперед прыжком

Стойка на голове (рис. 69). Упор присев; руками опе­реться на мат на ширине плеч; выпрямляя ноги и сгибая руки, поставить голову впереди рук на верхнюю часть лба так, чтобы три точки опоры составляли вершины тре­угольника; поднять ноги вверх до вертикального положе­ния; тяжесть тела в основном удерживается на голове; предплечья располагать перпендикулярно к полу и па­раллельно друг другу, пальцы развернуты вперед-наружу. Последовательность разучивания: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (поддерживать за бедра, спину и ступни).

Рис. 69. Стойка на голове

Кувырок вперед через стойку на руках (рис. 70). Махом одной и толчком другой ноги выполнить стойку на руках; не задерживаясь в стойке, плавно согнуть руки, накло­нить голову к груди, опереться лопатками на мат и начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить ку­вырок.

Рис. 70. Кувырок вперед через стойку на руках

Последовательность разучивания: кувыр­ки вперед через стойку на руках с помощью (поддержи­вать двумя руками за ноги, смягчая опускание на спину).

Стойка на руках (рис. 97). Из стойки на правой ноге, левая – впереди, руки – вверху ладонями вперед, делая шаг левой и наклоняясь вперед, поставить руки на шири­не плеч в одном шаге от толчковой ноги (пальцы рук – врозь и несколько согнуты); подавая плечи вперед, от­толкнуться левой и взмахнуть правой ногой вверх; соеди­няя ноги вверху и отводя плечи назад (до вертикального положения рук), выйти в стойку на руках, максимально вытянувшись вверх; голову поднять и смотреть на пол впереди пальцев; равновесие сохранять усилием кистей (при потере равновесия вперед усилить нажим пальцами на опору). Стойка на руках может выполняться из упора присев толчком двух ног или силой.

Последовательность разучивания: стойка на руках с опорой ногами о стенку (руки ставить в 30–40 см от стенки); стойка на руках с помощью (помогаю­щий поднимает обучаемого вверх за ноги, коленом нажи­мая на плечи; устанавливает руки и спину в вертикальном положении).

Страховать за ноги и спину, при самостраховке в слу­чае падения вперед переставить одну руку вперед, повер­нуться, встать на ноги или сделать кувырок вперед.

Переворот боком (рис. 72). Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, перевернуться боком через стойку на руках в стой­ку ноги врозь (при выходе в стойку на руках смотреть в направлении пальцев рук).

Рис. 72. Переворот боком

Последовательность разучивания: махом одной и толчком другой –стойка на руках и переворот в сторону с помощью; перевороты боком по кругу с неполным выходом в стойку на руках (тело несколько согнуто); сопровождая обучаемого со стороны спины поддержкой за поясницу – переворот боком с помощью (руки при этом держать скрестно, левую – над правой).

Кувырок назад (рис. 73). Из упора присев опуститься в сед и перекатиться назад, захватить руками ноги около коленных суставов, рывком усилить вращение; при со­прикосновении лопаток и затылка с матом быстро поста­вить руки за плечи и, разгибая их, облегчить переворачивание через голову. При выполнении кувырка не запроки­дывать голову назад. Особое внимание необходимо обра­щать на своевременную постановку рук за плечи (за го­лову) с тем, чтобы уменьшить нагрузку на шею.

Рис. 73. Кувырок назад

Последовательность разучивания: из упо­ра лежа на спине в плотной группировке после 2–3 перекатов – кувырок назад; кувырок назад по наклонной плоскости.

Переворот вперед (рис. 74). С разбегу сделать подскок на правой ноге с одновременным подниманием согнутой левой ноги и рук вперед-вверх; наклоняясь вперед, поста­вить левую ногу, а затем – и руки на пол; активным махом правой назад-вверх и толчком левой сделать захлесты­вающее движение ногами через стойку на руках, соединить ноги и, энергично оттолкнувшись руками, перевернуться вперед прогнувшись; вставая на ноги, таз подать вперед, голову отклонить назад, руки – вверх.

Последовательность разучивания: освоение подскока, который выполняется на одной ноге, другая, со­гнутая, поднимается вверх, руки также поднимаются вверх (вальсет); махом одной и толчком другой – быстрый пере­вод в стойку на руках с опорой ногами на гимнастический мат, подвешенный на стену; переворот вперед с помощью или в поролоновую яму (при этом обучающий, стоя на правом колене с правой стороны, в момент опоры на руки, захватывает одной рукой правую руку обучаемого выше локтя, другую кладет на спину); энергичным и сильным толчком под спину помочь выполнить упражнение.

Рис. 74. Переворот вперед с разбегу

Переворот вперед с поворотом . С разбегу сделать подскок и, наклоняясь, поставить левую ногу на один шаг вперед; отталкиваясь левой ногой, поочередно поставить на пол сначала левую руку к носку левой ноги пальцами влево, затем – быстро правую с повернутой кистью влево-назад (правая рука ставится за левую руку, правая нога сильным махом способствует выходу в стойку). Опорой на правую руку заканчивается переход в стойку на руках и поворот кругом (ноги в стойке соединяются). Далее, сги­баясь, ноги быстро опустить вниз, оттолкнуться руками и перейти в положение стоя.

Последовательность разучивания: перево­рот в сторону; из стойки на руках – прыжок с рук на ноги с последующим подскоком (рекомендуется выполнять с возвышения); переворот с поворотом с помощью ручного пояса (лонжи) или в поролоновую яму.

Характер исполнения переворота зависит от последую­щего упражнения. Если после переворота выполняется сальто назад, то переворот должен быть с приземлением на носки и с высоким прыжком вверх; если следующим будет переворот назад, то переворот с поворотом делается без прыжка на полную ступню, ноги становятся ближе к рукам.

Стойка на плечах в парах . Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, ступни расставив несколько шире, чем колени, руки выставлены вперед ладонями вверх; второй, выставляя одну ногу вперед, берется за колени и ставит плечи на руки партнера, затем толчком одной и махом другой ноги выполняет стойку на плечах. Руки нижнего и верхнего прямые.

Последовательность разучивания: упраж­нение выполняется с помощью, отделение разбивается на тройки, первый ложится на спину, второй ставит плечи на руки партнера, третий находится сбоку, второй по команде выполняет стойку, третий – помогает; далее обу­чаемые последовательно меняются ролями (второй ложит­ся, третий выполняет стойку, первый помогает и т.д.).

Кувырок назад с помощью в парах (рис. 75). Стойка в парах спиной друг к другу; первому номеру взять за руки (вверху за лучезапястный сустав) второго; первый делает полуприсед и наклоняется вперед (на руки партнера не нажимать, а только удерживать); второй, прогибаясь назад, поднимает ноги; первый, выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, поднимает спину, облегчает второму перекат через спину; при завершении кувырка первый выпрямляется и, поднимая руки вверх, помогает второму мягко призем­литься. При приземлении руки не отпускать. Для повто­рения упражнения повернуться в исходное положение, не выпуская рук.

Рис. 75. Кувырок назад с помощью

Последовательность разучивания: отделе­ние разбивается на тройки; двое выполняют упражнение третий помогает и страхует.

Переворот назад (рис. 76). Из стойки ноги вместе, полу­приседая, руки отвести назад, туловище и голову незна­чительно наклонить вперед; опускаясь назад (как бы са­дясь на стул), энергично выпрямить ноги, сильно взмахнуть руками вперед-вверх-назад и резко откинуть туловище и голову назад; затем, подавая живот и таз вверх, прогнуть­ся и, продолжая движение назад, поставить руки на пол; проходя через стойку на руках, резко согнуться, оттолк­нуться руками, опустить ноги на пол, встать руки вверх (сделать курбет).

Рис. 76. Переворот назад

Последовательность разучивания: приседа­ние с движением тела назад и седом на колено выставлен­ной вперед ноги страхующего; прыжок с рук на ноги (кур­бет); из полуприседа руки назад – энергичное выпрямление ног со взмахом руками вверх-назад и наклоном туловища назад (упражнение выполняется со страховкой, стоя сзади, одной рукой за шею, другой – за спину); переворот назад с помощью ручного пояса (страхующие стоят по обе стороны обучаемого и немного сзади, взявшись за веревки, при этом одна рука находится около пояса). По мере освоения упражнения переходить на помощь и страховку без ручного пояса, в этом случае встать сбоку и поддержи­вать выполняющего двумя руками под поясницу. В момент переворачивания толчком рукой снизу вверх и назад помочь выполнить упражнение.

Сальто вперед с разбегу (рис. 77). С сильного разбега толчком двумя ногами сделать прыжок, усиливая его взмахом рук вперед-вверх; не доходя до верхней точки прыжка, энергично группируясь и подтягивая плечи к но­гам, начать вращение вперед; руки в это время дугами вперед и вниз захватывают голени около голеностопных суставов. Вращение тела осуществляется за счет активного движения рук и головы вперед, поднимания таза вверх и наклона туловища вперед. Заканчивая вращение (в поло­жении головой вверх), резко выпрямить ноги вперед-вниз и приземлиться.

Рис. 77. Сальто вперед с разбегу

Последовательность разучивания: с разбегу прыжок вверх в группиров­ке и в темпе кувырок вперед через горку матов с постепенным увеличением вы­соты; не касаясь препятствия руками и спиной – сальто через возвышение; сальто вперед в поролоновую яму; саль­то с разбегу толчком с гимнастического мостика.

Страховать сбоку и немного впереди от места толчка, а случае неправильного выполнения подхватить рукой под шею и спину, помочь выполнить сальто и предупредить падение на спину или голову.

Сальто вперед с трамплина . После сильного толчка и вылета вперед-вверх с вытянутыми вверх руками сгруппироваться, сгибая ноги в коленных суставах и наклоняя голову к разведенным в коленях ногам; далее начать вра­щение вперед, захватив руками голени и удерживая груп­пировку как мож­но дольше; затем в положении спиной к полу быстро разгруппироваться, направляя ноги вперед-вниз, и приземлиться.

Последовательность разучивания: прыжок вверх в группировке; сальто вперед в поролоновую яму; сальто вперед с помощью и страховкой.

Стоя сбоку у трамплина, одной рукой под спину, другой за плечо или шею помочь обучаемому выполнить упражнение. Страховка может обеспечиваться и с помощью подвесного или ручного пояса.

Сальто назад (рис. 78). Полуприседая и наклоняя тулови­ще слегка вперед, отвести руки назад, резким, сильным толчком ног и энергичным взмахом рук вверх перед собой сделать прыжок вверх; после толчка быстро подтянуть ноги к груди (сгруппироваться), захватив ноги примерно за середину голени; голова откидывается назад, способствуя вращению тела. Заканчивая вращение, выпрямиться руки – вверх и приземлиться.

Рис. 78. Сальто назад

Последовательность разучивания: прыжок вверх с места с поддержкой под спину и группировкой; кувырок назад с возвышения вниз; сальто назад с приме­нением ручного пояса; сальто с небольшого возвышения в поролоновую яму.

Страховать сбоку и, накладывая одну руку на пояс, другую – под бедро сзади, толчком помочь выполнить пры­жок вверх и переворачивание до приземления.

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.

Бытует мнение, будто бы акробатика – это такое особое искусство, которое если не постиг в раннем детстве, то дальше и пробовать не стоит. Безусловно, малышам заниматься акробатикой проще: у них отсутствует масса страхов, и выполнять упражнения им гораздо проще именно с психологической точки зрения. К тому же, молодой организм очень гибкий и пластичный, отчего на разучивание упражнений уйдет минимальное количество времени. Впрочем, учиться никогда не поздно, если есть такое желание.

Как научиться акробатике?

Для того чтобы обучиться этому искусству, все, что вам необходимо – это желание и хороший тренер по акробатике, которого можно найти практически в любой секции. Многие считают, что они слишком неуклюжи, чтобы сделать даже такой простейший трюк, как колесо, однако уже через несколько занятий в хорошей школе вы гарантированно сможете его сделать, и не важно, 20 вам лет или 30.

Многие боятся вступать на путь изучения акробатики из-за того, что весьма популярен миф о излишней травмоопасности таких занятий. На самом деле, акробатика не является экстремальным видом спорта, и вероятности что-нибудь себе повредить практически нет. Дело в том, что начальная акробатика предполагает доскональное изучение отдельных простейших элементов, которые доступны абсолютно каждому человеку, их доводят до автоматизма, и лишь потом, медленно, но верно вы постигаете более сложные основы акробатики. Чуткий тренер попросту не позволит вам выполнять трюк, к которому вы еще не готовы.

Нет ничего сложного в том, чтобы научиться отдельным элементам, посещая акробатику для начинающих. Эти занятия не только позволят вам совершенствовать свое тело, но и избавиться от многих страхов, обрести уверенность в себе, развить вестибулярный аппарат и обрести новые достижения в жизни.

Акробатика для начинающих: что выбрать?

Не секрет, что акробатика имеет свои отдельные направления. Например, очень красиво выглядит парная акробатика, которая позволяет выполнять удивительные трюки. Разумеется, вас не сразу начнут обучать самым сложным элементам – вы будете расти до них постепенно, исходя из индивидуальных способностей и возможностей вашего тела.

Кроме этого большую популярность имеет танцевальная акробатика, которая совмещает в себе танцевальные движения из различных стилей и элементы акробатики, гармонично вписывающиеся в ритм и создающие необыкновенные комбинации. Этот вид очень красив и приносит не только физическое развитие, но и эмоциональный подъем, а также прекрасно способствует поднятию самооценки.

Акробатика для взрослых: форма

Акробатика – сравнительно недорогой вид спорта. Вам не потребуется покупать дорогостоящие снаряды или дорогую экипировку, как, например, при занятиях хоккеем.

Спортивная форма в данном случае отличается лаконичностью: она должны быть облегающей, не стесняющей движений, без молний, застежек, пуговиц и других жестких элементов, а также выпирающих деталей, вроде накладных карманов.

Форма для девушек предполагает футболку, купальник или короткое гимнастическое трико, лосины или короткие шорты и носки.

Для юношей прекрасно подходит спортивная футболка или майка, спортивные трусы или короткие шорты (выше колена), сменные носки.

Сменная обувь в данном случае требуется только для того, чтобы дойти от раздевалки до гимнастического зала. Как правило, именно качественная обувь значительно поднимает стоимость экипировки, а в данном случае этот пункт исключен.

Таким образом, этот вид спорта является наиболее доступным и интересным. Главное – не бойтесь начинать! На видео ниже вы увидите урок акробатики для начинающих.

Уже давно выяснено и подтверждено, что движение – это жизнь. Поэтому сейчас многие современные родители пытаются пораньше отдать своих чад в различные спортивные или танцевальные кружки. Активные физические занятия помогут детям компенсировать время препровождения на школьных уроках – ведь бегать и прыгать, как известно, там нельзя. А кроме того это позволит им приобрести и сохранить хорошую физическую форму, что будет являться залогом крепкого здоровья.

Одним из таких видов спорта, которым может заняться ребенок, считается акробатика. Она позволяет тренировать и развивать различные группы мышц.

Раньше считалось, что акробатами могут быть только цирковые артисты. Ведь все посещали цирк и помнят, как они прыгали, кувыркались, выполняли сложные сальто под самым куполом. Да и само слово акробатика пришло к нас из Греции – в переводе с греческого языка «акробатес» означало «поднявшийся наверх». Сейчас современная акробатика чуть-чуть видоизменилась. Ее элементы используются в других видах спорта и даже танцах.

Однако чтобы овладеть акробатическим искусством, следует усвоить ряд правил, которых необходимо придерживаться. Так, например, нужно заниматься акробатикой регулярно и стараться не пропускать тренировок. Выполняя какое-либо упражнение важно следовать определенным инструкциям, чтобы сделать его максимально правильно. Для этого можно отснять видео вашего исполнения упражнения, а затем сравнить его с образцом, отмечая совершенные ошибки, или попросить тренера подсказать, что именно вы делаете не так.

Также не следует начинать занятия с трудных упражнений, например с различных сальто и тулупов. Сначала необходимо правильно научиться выполнять самые простейшие - стойка на руках, кувырки, курбет и т.д. Именно эти простые упражнения являются основой подготовки для выполнения сложных – если вы научились их не просто делать, а делать правильно, тогда вам под силу будет освоить и арабское сальто, и фляг, и кувырки вперед-назад.

Также существуют несколько правил, благодаря которым акробатические элементы не только просто выполняются, а выполняются правильно и доводятся до совершенства.

Правило первое.

Необходимо унять свой страх перед упражнениями и постараться разобраться в техники выполнения какого-либо элемента.

Правило второе.

Научиться не только делать акробатические упражнения, а делать их максимально правильно.

Правило третье.

Выполнять элементы очень быстро, на автомате.

Правило четвертое.

Довести свои акробатические умения до совершенства, выполняя их без малейшего изъяна.

Стоит добавить, что человек, отдающий предпочтение акробатическим занятиям всегда будет находиться в отличной физической форме. К тому же акробатика благотворно влияет на укрепление и правильное развитие опорно-двигательного аппарата.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!