Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Атлас по анатомии 1. Анатомия человека

В этом посте я собрал свои и другие труды по переводу на русский лучшего 3D пособия по анатомии человека от доктора Акланда. Это великолепный помощник для студентов-медиков, врачей и всех, кто просто интересуется анатомией человека.

Пару лет я переводил и озвучивал этот атлас, но все же готовы еще не все части, осталось совсем немного… в этот пост я буду добавлять видео по мере готовности.

Представлены фильмы в режиме «он-лайн», а также ссылки по которым можно скачать все части.

В составе атласа 6 фильмов, каждый фильм разбит еще на несколько частей:

1. Верхние конечности (The Upper Extremity), включая анатомию плеча, предплечья, кисти и запястья. Переведено.
2. Нижние конечности (The Lower Extremity), включая анатомию таза, бедра, колена, голени, лодыжки и стопы. Переведено.
3.Туловище (The Trunk), включая анатомию позвоночника, грудной клетки и брюшной полости. Переведено.
4. Голова и шея (The Head and Neck), часть 1. Переведено.
5. Голова и шея (The Head and Neck), часть 2. Сборная переводов и не вся.
6. Внутренние органы и репродуктивная система (The Internal Organs). Переведено, кроме последней части.

Фильм 1. Верхние конечности. Видеоатлас Акланда.

Часть 1. Плечевой пояс (перевод не мой)
Скачать https://yadi.sk/i/zt546pCe3Ea2CZ

Часть 2. Плечо и предплечье
Скачать https://yadi.sk/i/hGo_kbOh3Ea2Gb

Фильм 2. Нижняя конечность. Видеоатлас Акланда

Часть 1. Таз и бедро
Скачать https://yadi.sk/i/ILIaxBumyK7PT

Часть 3. Голень и лодыжка
Скачать https://yadi.sk/i/gIHLivy5yK7VX

Фильм 3. Мышечно-скелетная система туловища. Видеоатлас Акланда.

Часть 1. Позвоночник

Часть 2. Грудная клетка

Фильм 4. Голова и шея. Видеоатлас Акланда.

Часть 1. Поддержка и движения головы
Скачать https://yadi.sk/i/nUdhMmZYy6zp6

Часть 2. Лицевой скелет и основание черепа
Скачать https://yadi.sk/i/LoEXMqbWy6zqm

Часть 3. Носовая полость и ее окружение
Скачать https://yadi.sk/i/WKYqH8wby6zsD

Часть 4. Ротовая полость и ее окружение
Скачать

Каждый кто собирается работать с энергиями и с людьми должен знать хотя бы примерное расположение основных частей физического и энергетических тел человека. Для обретения этого знания я составил анатомический атлас физического и энергетических тел человека, который разделил на 4 части. Сегодня вы можете ознакомиться с первой частью атласа, которая описывает физическое тело человек.

1. Физическое тело 1.1. Скелет человека 1.2. Мышцы тела человека 1.3. Внутренние органы 1.4. Кровеносная система человека 1.5. Лимфатическая система 1.6. Нервная система человека 2. Нади 2.1 Ида и пингала 2.2. Сушумна 3. Чакры (энергоцентры) 3.1. Муладхара 3.2. Свадхистана 3.3. Манипура 3.4. Анахата 3.5. Вишуддхи 3.6. Аджна 3.7. Сахасрара 4. Энергетические тела (тонкие тела) 4.1. Эфирное тело 4.2. Эмоциональное тело 4.3. Ментальное тело 4.4. Астральное тело 4.5. Эфирное определяющее тело 4.6. Небесное тело 4.7. Кетерное тело

1. Физическое тело

1.1. Скелет человека

Скеле́т челове́ка - совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних органов. В составе скелета около 250 костей. Приблизительный вес скелета взрослого человека составляет всреднем 10 кг для мужчин, и 7 кг для женщин. Скелет выполняет две важнейших функции:

  • опорная функция
  • кроветворение

Опорная функция скелета вполне понятна без объяснений, тут только стоит упомянуть, что скелет человека находится внутри тела(эндоскелет), в отличии от, например, улитки, раковина которой находится снаружи тела(экзоскелет). Кроветворная функция скелета реалиуется содержимым полостей, имеющихся в костях(т.н. костным мозгом). Костный мозг - орган где созревают красные кровяные тельца(эритроциты), переносящие кислород ко всем органам и тканям.

Вид спереди. 1 — череп; 2 — позвоночный столб; 3 — ключица; 4 — лопатка; 5 — грудина; 6 — плечевая кость; 7 — лучевая кость; 8 — локтевая кость; 9 — кости запястья; 10 — кости пясти; 11 — фаланги пальцев кисти; 12 — тазовая кость; 13 — крестец; 14 — лобковый симфиз; 15 — бедренная кость; 16 — надколенник; 17 — большеберцовая кость; 18 — малоберцовая кость; 19 — кости предплюсны; 20 — кости плюсны; 21 — фаланги пальцев стопы; 22 — ребра грудная клетка).

Вид сзади. 1 -череп; 2 -позвоночный столб; 3 — лопатка; 4 — плечевая кость; 5 — локтевая кость; 6 — лучевая кость; 7 — кости запястья; 8 — кости пясти; 9 — фаланги пальцев кисти; 10 -тазовая кость; 11 — бедренная кость; 12 — большеберцовая кость; 13 — малоберцовая кость; 14 — кости стопы; 15 — кости предплюсны; 16 — кости плюсны; 17 — фаланги пальцев стопы; 18 — крестец; 19 — ребра (грудная клетка).

1.2. Мышцы тела человека

Мы́шцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Какие бы действия ни совершал человек, будь то улыбка, смех, плач, произнесение слов, ходьба, бег, работа , игра, чтение или принятие пищи, - в них участвуют мышцы. В теле человека 640 мышц (в зависимости от метода подсчета дифференцированных групп мышц их общее число определяют от 639 до 850). Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе. Самые крупные - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

Общий вид. 1 — трапециевидная мышца; 2 — грудино-ключично-сосцевидная мышца; 3 — мышца опускающая угол рта; 4 — жевательная мышца; 5 — большая скуловая мышца; 6 — круговая мышца глаза; 7 — височная мышца; 8 — переднее брюшко надчерепной мышцы, 9 — круговая мышца рта; 10 — мышца, опускающая нижнюю губу; 11 — дельтовидная мышца, 12 — двуглавая мышца плеча; 13 — прямая мышца живота; 14 — наружная косая мышца живота; 15 — пирамидальная мышца; 16 — гребенчатая мышца; 17 — длинная приводящая мышца бедра; 18 — портняжная мышца; 19 — большая приводящая мышца бедра; 20 — прямая мышца бедра; 21 — медиальная широкая мышца бедра; 22 — передняя большеберцовая мышца; 23 — сухожилия длинной мышцы, разгибающей пальцы стопы; 24 — камбаловидная мышца; 25 — икроножная мышца; 26 — латеральная широкая мыиша бедра; 27 — мышца, напрягающая широкую фасцию бедра; 28 — мышца разгибающая пальцы кисти; 29 — длинная лучевая мышца, разгибающая запястье; 30 — плече-лучевая мышца; 31 — плечевая мышца; 32 — передняя зубчатая мышца; 33 — большая фудная мышца.

1.3. Внутренние органы

Расположение внутренних органов и костей скелета человека: 1.Щитовидный хряш; 2. щитовидная железа; 3. дыхательное горло (трахея); 4. левая ключица; 5. грудина; 6. левая лопатка; 7. левое лёгкое; 8. рёбра; 9. сердце; 10. печень; 11. желудок; 12. селезёнка; 13. поперечная ободочная кишка; 14. петли тощей кишки; 15. нисходящая ободочная кишка; 16. подвздошная кость; 17. сигмовидная ободочная кишка; 18. лобковая кость; 19. седалищная кость;

20. мочевой пузырь; 21.прямая кишка; 22. петли подвздошной кишки; 23. восходящая ободочная кишка; 24. правое лёгкое; 25. правая лопатка; 26. правая ключица; 27. позвоночник; 28. правая почка; 29. крестец; 30. копчик; 31. левая почка.

Строение внутренних органов. Рисунок из книги по анатомии для студентов, XVI в.

1.4. Кровеносная система человека

Кровеносная система человека - система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови по организму животного.

В состав сердечно-сосудистой системы входят кровеносные сосуды и главный орган кровообращения - Основной функцией сердечно-сосудистой системы человека является распространение по организму крови, содержащей питательные и биологически активные вещества, газы, продукты метаболизма. Центральный элемент системы кровообращения - сердце - полый мышечный орган, способный к ритмическим сокращениям, обеспечивающим непрерывное движение крови внутри сосудов.

Сердце человека состоит из двух полностью разделённых половин, в каждой из которых выделяется желудочек и предсердие. Сосуды представляют собой систему полых эластичных трубок различного строения, диаметра и механических свойств, заполненных кровью. В общем случае в зависимости от направления движения крови сосуды делятся на: артерии, по которым кровь отводится от сердца и поступает к органам, и вены - сосуды, кровь в которых течёт по направлению к сердцу. По мере удаления от сердца сосуды веерообразно разделяются на всё более мелкие, образуя в итоге артериолы . Между артериями и венами находится микроциркуляторное русло , формирующее периферическую часть сердечно-сосудистой системы. Микроциркуляторное русло представляет систему мелких сосудов, включающую артериолы , капилляры , венулы, а также артериолувенулярные анастомозы . Именно здесь происходят процессы обмена между кровью и тканями. Далее, приближаясь к сердцу, вены снова сливаются, образуя более крупные сосуды.

1.5. Лимфатическая система

Лимфатическая система (лат. systema lymphaticum ) - часть сосудистой системы млекопитающих, дополняющая сердечно-сосудистую систему. Она играет важную роль в обмене веществ и очищении клеток и тканей организма. В отличие от кровеносной системы лимфатическая не является закрытой и не имеет центрального насоса. Лимфа, циркулирующая в ней, движется медленно и под небольшим давлением.

Общий вид: 1 - лимфатические сосуды лица; 2 - подчелюстные лимфатические узлы; 3 - подбородочные лимфатические узлы; 4 - устье грудного протока; 5 - передние средостенные лимфатические узлы; 6 - подмышечные лимфатические узлы; 7 - поверхностные лимфатические сосуды руки, следующие по ходу латеральной подкожной вены; 8 - медиальная группа поверхностных лимфатических сосудов руки; 9 - поясничные лимфатические узлы; 10 - общие подвздошные лимфатические узлы; 11 - внутренние подвздошные лимфатические узлы; 12 - поверхностные паховые лимфатические узлы; 13 - медиальная группа поверхностных лимфатических сосудов голени; 14 - латеральная группа поверхностных лимфатических сосудов голени; 15 - поверхностные лимфатические сосуды стопы; 16 - глубокие лимфатические сосуды тыла стопы; 17 - глубокие лимфатические сосуды голени; 18 - глубокие лимфатические сосуды бедра; 19 - глубокие лимфатические сосуды ладони; 20 - глубокие паховые лимфатические узлы; 21 - наружные подвздошные лимфатические узлы; 22 - глубокие лимфатические сосуды предплечья; 23 - поверхностные локтевые лимфатические узлы; 24 - плечевые лимфатические узлы; 25 - межреберные узлы; 26 - грудной поток; 27 - подключичный ствол; 28 - яремный ствол; 29 - глубокие шейные лимфатические узлы; 30 - яремно-двубрюшный лимфатический узел; 31 - позадиушной лимфатический узел; 32 - околоушные лимфатические узлы.

1.6. Нервная система человека

Нервная система, совокупность структур в организме животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Н. с. воспринимает внешние и внутренние раздражения, анализирует эту информацию, отбирает и перерабатывает её и в соответствии с этим регулирует и координирует функции организма.

Дата поступления заявки: 31.01.2018. Дата регистрации 6.06.2018

Программа "Виртуальная анатомия 4.0" является исключительно российской разработкой коллектива авторов ООО "АРТЕКСА", под научным руководством профессора В.И. Козлова (заведующего кафедрой анатомии человека Российского Университета Дружбы Народов (г. Москва)).

Впервые программа появилась в продаже осенью 2013 года и называлась "Виртуальная анатомия". Виртуальная анатомия (Virtual Anatomy)- 3D атлас по анатомии человека для индивидуальных занятий на домашнем компьютере. Что не мешает его применять в условиях учебного класса с помощью проектора.

АРТЕКСА Виртуальная анатомия" (Virtual Anatomy)- это учебная программа

Интерактивный виртуальный атлас анатомии человека в 3D , рассчитанный на студентов медицинских институтов и опытных практикующих врачей. Технологии отображения трехмерной графики на основе OpenGL или DirectX широко используются в игровой индустрии, которая к настоящему времени достигла больших высот вместе с этими технологиями.

Пришло время использовать весь потенциал данных технологий в образовательных целях. «Анатомия» нуждается в этом больше всех дисциплин. Изучение анатомии в настоящий момент требует от ученика, изучающего столь непростой предмет, больших усилий чтобы "уложить" в голове трехмерное понимание анатомии из текстовой информации в учебниках и двухмерных изображений различных атласов, ведь каждый из них отличается своим стилем составления и масштабом изображений, не дающих полного представления об изучаемом органе.

Виртуальная анатомия человека решает эти проблемы. Изучение анатомии на человеческом трупе не всегда дает ученику возможность видеть послойно, и кроме того на том же самом трупе нет никаких обозначений анатомических структур частей тела, которые так необходимы для ученика, изучающего какой-либо конкретный орган. Эта программа не первая в категории виртуальных атласов анатомии, но (на наш взгляд) единственная в своем роде, которая полностью приспособлена для того, чтобы показать полностью всю анатомию строения человеческого тела без преград и компромисов.

В нашем виртуальном атласе анатомии человека 3D вы сможете самым детальным образом ознакомиться с внутренним строением человека , его артериальной и нервной системой, мозгом, мышцами, а так же фасциями в трехмерной модели. У каждого органа и даже у его частей в нашей программе указано название. Она полноценна при изучении анатомии человека в медицинских вузах для студента или опытного врача, ведь нашем трехмерном атласе собрана вся информация об анатомии человека. Все названия даны в соответствии с Международной анатомической терминалогией (FICAT) и официальным списком русских эквивалентов.

Обновления программы появляются примерно раз в неделю. За 2016 год вышло 40!!! обновлений.

Компания Arteksa (Артекса) всегда готова подсказать и помочь в освоении программы. Так что если вы хотите задать какой-либо вопрос касательно программы или её оплаты, или высказать свои пожелания на счет будущего функционала программы, то мы всегда готовы Вам помочь!

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

представляет собой рисунки и схемы, на которых изображены все основные органы и системы человека с необходимыми пояснениями. Язык изложения простой и понятный, это позволяет пользоваться материалами как врачу - специалисту, так и медицинским работникам любой квалификации. А, кроме того, всем тем, кто хочет поподробнее узнать, как же устроено наше тело и отдельные его органы.

Текст атласа полностью отвечает актуальным научным данным. Вся информация разбита на главы, при этом каждая глава описывает одну из систем организм в определённой последовательности. Анатомический атлас человека в картинках может служить дополнением к учебникам анатомии, или использоваться как самостоятельное учебное пособие, удобное в использовании и компактное. Такое онлайн-издание окажется полезным и интересным для любого человека, интересующегося анатомией.

Анатомия человека - это естественная наука, предметом изучения которой является строение человеческого организма. Различают несколько направлений:

  • систематическую анатомию, предмет изучения которой - отдельные системы организма (например, опорно-двигательная) и их взаимосвязь;
  • топографическую, изучающую расположение отдельных органов и тканей друг относительно друга. Имеет большое прикладное значение;
  • пластическую, занимающуюся изучением внешней формы тела: пропорций и закономерностей его строения.

Современными способы изучения человеческого организма являются рентгеноскопия и рентгенография. Для того, чтобы сохранить и систематизировать анатомические исследования, необходимы анатомические атласы. На сегодняшний день известно много высококачественных, например, старые и проверенные временем труды Раубера - Копша и Шпальтегольца, или новые материалы Вольфа - Хайдеггера и В.П.Воробьёва. Но необходимость в новых качественных анатомических атласах и иллюстрациях сохраняется, особенно в связи с появлением новых данных.

Атлас в онлайн-формате, построенный согласно систематическому направлению анатомии, содержит большое число иллюстраций ко всем системам человеческого онанизма. Содержание атласа - масса фактического материала из достоверных медицинских источников.

  • Скелет человека
  • Соединения костей
  • Мышцы тела человека
  • Внутренние органы (внутренности)
  • Органы иммунной системы
  • Сердечно-сосудистая система


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!