Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Детская библиотека интересов. Исследовательская работа"образ лошади в произведениях литературы"

sparrow_grass wrote in December 5th, 2008

Часть вторая (часть первая , сказки лежат отдельно):
для ребят СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА . Эту часть я бы озаглавила "О роли лошади в нашей жизни ". Здесь рассматриваются более "взрослые" вопросы, однако, помним о том, что деление очень условно. За подготовку обзора спасибо большое, как обычно, составителям - библиографам Ставровской Г.Ф. и Иванюкович Н.А., а также нашим уважаемым изыскателям frometta и to_guy .

Особой рекомендации здесь заслуживает книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте кони!" - это книга не художественная, но, судя по отзывам, совершенно уникальная, к сожалению, издана была только один раз 30 лет назад и не переиздавалась, сейчас стала библиографической редкостью, даже, судя по статье в библиогиде , в центральной детской библиотеке остался всего один экземпляр, и тот уже достаточно ветхий, в буквальном смысле "зачитанный до дыр".

ЛОШАДИ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ

Михаил Алексеев "Карюха " " Пронзительная повесть о русской деревне и главной опоре любой крестьянской семьи, друга и помощника, страдалицы и кормилицы - лошади.

"С точки зрения ее хозяев, кобылка эта обладала всеми
мыслимыми и немыслимыми лошадиными пороками: стара, ленива, коварна и зла - может подкрасться сзади и укусить ни за что ни про что, лягуча - поддаст задними копытами так, что костей не соберешь, неуживчива - выведешь в ночное, не будет пастись с другими лошадьми, обязательно ее унесет черт знает куда. Зато неприхотлива к кормам, а в работе хоть и не спора, но очень вынослива.
Что еще сказать о Карюхе? По весне ей было очень трудно. Соха - куда ни шло. А потяни-ка однолемешный плуг, который и двум-то кобылкам влачить было нелегко! К полудню Карюха останавливалась в борозде не из-за хитрости: она уставала так,что напружинившиеся ноги ее дрожали, и тут секи не секи, а Карюха будет стоять как вкопанная, - один раз она просто упала в постромках, и только тогда хозяин,обескураженный и несчастный, понял, что хоть на один час, но надо распрячь Карюху."
...
Отец...встал впереди кобылы, долго глядел в ее сумеречные глаза, порывисто обнял шею и, всхлипнув, хрипло вымолвил:
- Ничего, ничего, Карюха, мы еще того… мы, знаешь…"


Лев Толстой "Холстомер: история лошади " "Трагическая история жизни пегого мерина, чья необычная масть послужила источником всех его несчастий."

Салтыков-Щедрин "Коняга " : "Сатирическая сказка-притча, где в образе загнанной Коняги изображён русский крестьянин и его горькая доля."

Боровик "Петушок: Повесть о коне" : "О замечательном рысаке-рекордсмене 30-ых годов прошлого века, его характере, о людях, воспитавших такого коня."

Кашафутдинов "Высокая кровь" : "О людской недобросовестности - пока жокей болен и находится в больнице, его начальство отправляет его высокопородистого коня на конезавод." По книге снят фильм.

Даурский "Вихрь степей " : "Конные состязания в забайкальских степях законичились трагически для обоих скакунов-победителей"

Леонид Нечаев "Конь голуб" : об обычном пареньке, который очень любит лошадей и приходит на ипподром...

Николай Насибов, Дмитрий Урнов "Железный посыл" , как говорят в интернете , история рассказана Николаем Насибовым Дмитрию Урнову, вот откуда двойное соавторство, Насибов - профессиональный жокей.
" : "- Служил я тогда в славном 19-м Манычском полку. Стояли в Новом Петергофе под Ленинградом, в бывших лейб-уланских казармах. Назначили меня ехать за лошадьми в Канаду. Я было уперся: языками иностранными не владею, образование имею ниже среднего. "Как,- говорят,- в анкете у вас указано: "Образование- ЦПШ". Это же Центральная политическая школа?" "Никак нет,- говорю, церковно-приходская, двухклассная". Исправив ихнее заблуждение, я спросил, могу ли быть свободным. А они обратно уговаривают ехать, поскольку я хорошо в конях разбираюсь. "Ладно,- говорю,- Готов исполнять приказ. Когда седлаем?" Я почему-то думал, что поедем верхами, а Канада - она же за морем. В те годы географию я еще не проходил. Однажды сдуру с политруком связался спорить. Он объяснял, что Англия - государство островное, а я не верил. Он говорит, что там очень большой остров, а я говорю, что на Дону тоже есть большие острова. Вон станица Старо-Черкасская-на огромном острову, а все ж не государство? Потом меня просветили, показали глобус. На нем Дон крохотной царапинкой обозначен, а Англия поболе всей Донской области, мне ее тоже показали."

Каждое животное является особенным, но для многих людей любимыми из них были и остаются лошади. Их ум, сила, грация и преданность действуют магнетически. Для кого-то лошади становились настоящими друзьями, преданно сопровождающими и в радостных, и в грустных минутах. Неудивительно, что в мировой и отечественной литературе столько книг посвящено именно этим прекрасным животным. Вот лишь несколько из них:

Майкл Морпурго «Боевой конь»


История дружбы маленького мальчика и лошади стала еще одним доказательством многих простых истин, о которых забывают порой взрослые. Приручив животное, люди могут позволять себе плохое отношение к нему и забывать об ответственности за свои поступки. Животное же, напротив, остается преданным человеку, несмотря ни на что, и способно сохранить и пронести свою любовь сквозь времена и обстоятельства. И лишь редкие исключения, сродни чудесам, разрывают этот шаблон.

Особенностью произведения стало то, что автор дал возможность читателям взглянуть на события глазами этого самого животного. И что выяснилось? Любое живое существо тем и живо, что способно чувствовать и общаться. По-своему, разумеется. И невозможное возможно, когда есть мечта и действие.

Кормак Маккартни «Кони, кони…»


По холмам жизни верхом на любимом коне отправляется 17-летний Джон Грейди. Выросший на необъятных просторах природы, он не может смириться с тем, что его мать решила продать ранчо, которое поистине стало частью его души. Юный герой берет своего друга и едет с ним покорять Мексику, которая встречает их как обычных людей, а вовсе не как долгожданных гостей. Череду потерь, разочарований, опасностей и прочих превратностей судьбы предстоит выдержать ребятам прежде, чем обрести гармонию и счастье.

Кен Кизи «Последний заезд»


Ожидания, от произведения, основанного на реальных событиях, к тому же вышедшего из-под руки такого мастера, зашкаливают по всем фронтам. Индивидуальный писательский почерк Кен Кизи узнаваем и в этом романе, однако он не затмевает сюжет. Повествование ведется в такт с описываемыми событиями – ставки на родео, пот и кровь, лассо и любовь к свободе. Развязка будет непредсказуема даже для «читальных детективов» со стажем, которые могут предсказать, чем все окончится.

Николас Эванс «Заклинатель лошадей»


Книга, ставшая бестселлером, в Америке, продолжает покорять человеческие сердца. Одна из главных героинь по имени Грейс попадает в аварию при прогулке на своем коне Пилигриме. Искалеченное здоровье подкашивает веру девочки в себя. Ее мать идет против тогдашних правил и отказывается убивать Пилигрима, понимая, что с ним уйдет и оставшийся смысл существования любимой дочери. Вместо этого она решает разыскать человека, который понимает лошадей и поможет перевоспитать Пилигрима, но даже не подозревает, как эта встреча, причиной для которой послужило трагическое событие, поменяет жизнь Грейс и ее окружения…

Сара Груэн «Уроки верховой езды»


Подающая большие надежды в конном спорте девушка по имени Аннемари Циммер терпит большую утрату, унесшую часть ее самой: умирает ее любимый конь. История о том, какими зыбкими бывают даже самые перспективные и серьезные по человеческим убеждениям планы. Следующие после трагедии 20 лет героиня проводит в борьбе с собой, своей болью и страхами. Психологическая драма о сложных отношениях с людьми и животными, которую стоит прочитать до конца, чтобы выдохнуть и улыбнуться.

Анна Сьюэлл «Черный красавчик»


«История, рассказанная самой лошадью», — так о книге говорится в предисловии. Начинается рождением жеребенка, далее повествуется его «рассказом» о своем взрослении и жизненных наблюдениях. Оказывается, непослушание и прочие проявления «плохого» характера – реакция на неправильное воспитание лошадей, а именно прагматичный подход к ним, как к средству, без малейшего намека на любовь и заботу. И наоборот, счастливчики, выросшие в благоприятной атмосфере, намного целостнее, выносливее и покладистее. Надо ли говорить, что эти перипетии животного мира переносятся и на людей?

Л.Н. Толстой «Холстомер»


На считанных страницах вписались десятки лет, которые литературный гений потратил на создание этого произведения. Мир людей он проецирует на животных, а потому последние наделены человеческими качествами. В конфликт с ними входит другая сторона – «цивилизованные» буржуазные выскочки, считающими повинными всех вокруг, вытирающими ноги об них. Социальный подтекст повести раскрывается между строк: все живые существа по своей природе свободны, и не только их присваивание, но и попытки угнетения, корыстного пользования – противоестественны.

Виль Джемс «Дымка»


Лошадь – неизменный атрибут каждого уважающего себя ковбоя. Казалось бы, конкуренция и между ковбоями, и между лошадьми. Но… ковбойская лошадь никогда не будет «одной из». Она всегда особенная и особенность эта находится в диковинном характере каждой. Джемс утверждает, что человек со всем своим оружием проигрывает тем, у кого есть лошадь. Описание жизни коня Дымки – настоящего короля прерий, для которого нет ничего невозможного – яркое тому подтверждение.

Дик Френсис «Фаворит»


Личность автора заслуживает особенного внимания. Френсис родился в семье потомственных жокеев, затем в непростое военное время переквалифицировался в летчики. Но и в воздушной стихии чувствовал себя, как на коне – даже назвал свой самолет Пегасом. В мирное время возвращается к занятиям конным спортом и неоднократно становится чемпионом Королевских жокейских игр. Словом, этому человеку есть, что рассказать о жизни в целом и о лошадях в частности. Именно поэтому, «Фаворит» — не единственное произведение подобной тематики. К числу наиболее известных также относятся: «Смерть на ипподроме», «Скачка тринадцати», «Движущая сила»…

Эйлис Диллон «Лошадиный остров»


Книга, написанная простым языком, и увлекательным сюжетом, понятным ребенку и интересным взрослому. На фоне ирландской природы дикие лошади и весь вихрь событий представляется особенно насыщенно и свежо. Приключения пятнадцатилетних мальчишек-рыбаков проникнуты духом свободы и мечты, необузданного стремления к переменам и верой в то, что эти перемены произойдут к лучшему. Именно Лошадиный остров становится отправной и переломной точкой многих описываемых событий.

Список далеко не исчерпывающий, зато смысл предельно ясный: хорошо, когда есть добрые книги, верные друзья, о которых можно эту книгу написать!

Прочитайте.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.

(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)

  1. Объясните, что означают выделенные слова.
  2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).
  2. «Крестьянские дети» (1 балл)
  3. Монолог лошади.

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)

КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.

Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.

Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?

Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого всё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

– Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.

Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.

Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?

– Можно, милый.

– Мамуля, морковку моют?

– Моют, Митя.

– Мылом?

Мария Михайловна мрачнеет.

– Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.

Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.

Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

– Энциклопедию!

– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.

– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня

приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?

Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.

Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

(1980-е)

  1. Что вы можете сказать о повествователе?
  2. Как повествователь относится к своей работе?
  3. Какова тема рассказа?
  4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?
  5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
  6. В чём особенность финала рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

  1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?
  2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?
  3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?
  4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?
  5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?

Критерии оценивания

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!