Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Интервью с анатолием зенченко. Анатолий Зенченко: «Чтобы развиваться, нужно выйти за рамки привычного

Поделился с TopYogis размышлениями об Ишвара йоге, стойках на голове, критериям прогресса в йоге и тем, для чего же мы ложим ногу за голову.

TopYogis: Анатолий, скажите, что для вас есть целью в йоге?

Анатолий Зенченко: Сложно сказать. Наверное, это помогает мне становиться целостнее и счастливее. Так что я жуткий эгоист, и занимаясь йогой, я иду к счастью.

TopYogis: И вы помогаете на занятиях своим ученикам тоже этого достичь?

Анатолий Зенченко: Да, я хочу, чтобы у них всё было, и им за это ничего не было. Чтобы у них всё получалось, при этом ничего нигде не болело.

TopYogis: Вы разработали свою систему, Ишвара йога. Какая у неё особенность, чем она отличается от обычной банальной хатха йоги?

Анатолий Зенченко: Давайте зайдём издалека. Сейчас принято называть хатха йогой те направления современной йоги, во главу угла которых положена работа с телом. А дальше, всё, что мы видим, это авторские методики - йога Айенгара, Аштанга виньяса йога, Бикрам йога - всё, что угодно. Всё это авторские методики. И вот Ишвара йога - это тоже авторская методика. То есть это одно из направлений хатха йоги.

Отличительных особенностей две. Первая - это внутренние принципы работы с телом . Они универсальны, их всего десять. Они дают ответ на вопрос “почему у вас не получается любая асана”, то есть где ошибка и как её исправить. Эти принципы дают понимание того, как правильно делается любая асана. Но! Смотрите, в современном мире йоге есть направления, которые уделяют внимание отстройке в асанах. Там подход какой? Если мы хотим отстроить Уттхита Триконасану, у нас 387 поправочек. Но если это Париврита Триконасана - то будет 485 поправочек, и совершенно других. А здесь - это десять принципов внутренней работы с телом, и они одинаково успешно применяются к любой асане. Я делаю наклон, и реализую эти 10 принципов. Я делаю прогиб - те же 10 принципов. Фактически это звучит парадоксально, но чтобы сделать наклон и сделать прогиб, я должен делать одно и то же самое. Объясню вкратце. Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.

TopYogis: Рука, нога..

Анатолий Зенченко: Да. И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Потому что все считают, что самое крутое - это победить себя, а я говорю что это идиотизм: воевать с собой это плохо. Ибо победив себя, кто же останется победителем?

Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу. А очень часто мы сами себе создаём какие-то проблемы и сложности, поскольку мы не можем создать то, что я называю согласованную работу двигательной мускулатуры. И вот первые пять внутренних принципов объясняют, как убрать дискретность, как приобрести целостность, а вторые пять - как создать согласованную работу мышц.

Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу.

Это первая отличительная особенность Ишвара йоги. Их две. Вторая - это методология . Это как построить процесс обучения от простого к сложному, так, чтобы мы развивались гармонично, так, чтобы мы постепенно шли от простых элементов к сложным, так, чтобы мы учитывали особенности тех или иных людей, их травмы, их состояние позвоночника и всего остального. Основой методологии являются принципы построения тренировочных программ, принципы построения занятий. Эти принципы базируются на подробной классификации асан. То есть, я понимаю, как асаны взаимосочетаются, взаимодополняются, упрощаются, усложняются, с чем они работают, какая асана нужна здесь и какая асана нужна там. Как построить для конкретного человека копмлекс, чтобы он был целостным, гармонично воздействовал на опорно-двигательный аппарат, и в это же самое время решал его проблемы, а также соответствовал ему по уровню сложности. Вот, собственно говоря, две такие вещи.

TopYogis: Получается, что вы учите инструкторов не конкретным последовательностям, а принципам, которые они понимают, и основываются на них для разработки занятий?

Анатолий Зенченко: Да, они программисты, и понимая язык программирования, они делают то, что нужно делать в соотвествии с группой, поставленной задачей, особенностями, и всем остальным. То есть, я делаю из преподавателей программистов.

TopYogis: Мне понравилось в вашем расписании наличие чёткой структуры: нулевой уровень, первый, второй, третий. Мне кажется, что это очень логично и правильно с точки зрения травмобезопасности и работы с телом.

Анатолий Зенченко: Да. Мне очень больших трудов стоило это отстроить.

TopYogis: И вы работаете с каждым инструктором? То есть, здесь каждый инструктор преподает Ишвара йогу?

Анатолий Зенченко: Да, здесь каждый инструктор практически преподаёт Ишвару. Я хочу, чтобы люди, приходя и в понедельник, и в пятницу, и утром и вечером, получали целостный продукт, и чтобы не было так, что на одном занятии ему говорят одно, а на другом - другое. Поэтому, всё в одной струе, но если вы походите к разным преподавателям, вы будете удивлены, насколько каждый из них может остаться самобытным, уникальным, самостоятельным, и насколько они все разные. При этом, они все преподают Ишвара йогу. Поскольку здесь нет чётких каких-то последовательностей, здесь есть внутренние принципы работы с телом и понимание, как строится процесс обучения.

TopYogis: Очень интересно.
Скажите, если у человека есть 15 минут каждый день что-то практиковать, что самое важное вы бы посоветовали?

Анатолий Зенченко: Мы говорим о йоге?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Для каждого своё что-то. Мы не можем всех уровнять. Но, наверное, если прям 15 минут - работа животом. Это вакуумное втягивание, агни-сара дхаути, это наули. Если у человека всё так печально, что у него, бедняжки, есть только 15 минут, то наверное ему не надо даже делать работу животом, а надо понять, а какой фигнёй он занимается оставшиеся 23 часа 45 минут? И перестать ей заниматься.

TopYogis: Ну например, он может ходить к вам в понедельник и четверг, а в остальные дни хочет тоже сам практиковать.

Анатолий Зенченко: Да, но тогда давайте каждый день минимум час. Не пятнадцать минут, а минимум час. И вот тогда, помимо работы животом, он успеет сделать ещё что-нибудь. Конечно, я знаю, что самая популярная книга по йоге, бестселлер, называется, “5 минут йоги не вставая с постели”. И вот вы меня тоже туда тащите, да? Не хочу, так не бывает.

TopYogis: А что вы думаете о стойке на голове?

Анатолий Зенченко: Конкретизируйте вопрос. Я не думаю о ней, я её делаю.

TopYogis: Считаете ли вы, что некоторым людям её нежелательно делать, или нужна специальная подготовка, или оценка? Может, у кого какие-то травмы, слабость мускулатуры…

Анатолий Зенченко: Послушайте. Во-первых, то, как я стою на голове и как стоят мои ученики, отличается об общепринятого способа действия. То есть все стоят на лбу и прогибаются в пояснице, и делают то, что я называю “бананасана”, а я стою вот здесь (указывает на макушку), и у меня вертикальная линия, и почти нет веса на голове, весь вес вот тут (на предплечьях). То есть я стою по-другому.

TopYogis: То есть надо развивать руки.

Анатолий Зенченко: Это не то чтобы развивать руки. Надо уметь отстраивать прямую линию позвоночника - раз, и надо “пристегнуть”, соединить руку с грудной клеткой. В общем, я считаю, что стойка на голове - это очень хорошая асана, замечательная асана, просто в ней нужно стоять правильно. А чтобы в ней правильно стоять, нужно правильно готовиться. Вот сегодня на занятии вы к ней пытались готовиться. Возможно, как-то так не совсем удачно получалось, но вы пытались. Вот если бы поделать это регулярно, вы станете на голову правильно, у вас почти не будет веса в голове, и вы будете стоять замечательно. А в подтверждении того, что стойка на голове - замечательная асана, и если вы стоите правильно, то там всё хорошо… Вы были в Индии?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Вы видели, как женщины, хрупкие индийские женщины на голове носят тяжести вероятно превышающие массу их тела? Я видел, как хрупкая индийская женщина несла на голове - холодильник. С очень прямой спиной.

TopYogis: Но они это с детства делают. У них мускулатура шеи уже развита.

Анатолий Зенченко: Правильно. А вот эта мускулатура - это мускулатура вдоль позвоночника. И мы её тренируем знаете где? В низких и высоких упорах. Там же тоже прямая линия позвоночника. И на голове мы не стоим. Давайте научимся там правильно всё делать. И потом будем стоять на голове. То есть, если ко мне пришёл очень слабый, больной человек, я не буду загонять его в стойку на голове. Даже вы доблестно отжимались. Чтобы потом стоять на голове.

TopYogis: Нам понравилось, что вы не заставляли нас делать то, что нам не хотелось. Не все так делают.

Анатолий Зенченко: Все разные.

TopYogis: Скажите, а вы можете по внешнему виду своих студентов сказать, како
й у них прогресс в йоге?

Анатолий Зенченко: По внешнему виду? По цвету рубашки, или как?

TopYogis: Ну например по тому, как они выполняют асаны.

Анатолий Зенченко: Ну конечно, я вижу. У нас два критерия правильности: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо. А по человеку видно, ему хорошо или плохо. Это видно: либо вам хорошо, либо вам плохо. И второй критерий - внешний. Либо вы делаете асану, либо не делаете. То есть, нога за голову либо закладывается, либо не закладывается. Но если она заложилась, вам там должно быть хорошо. И надо не вид делать, а чтобы было в самом деле хо-ро-шо. Вот два простых критерия.

У нас два критерия правильности выполнения асаны: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо.

TopYogis: Да, имеет смысл. А что вы говорите студенту, который хочет очень быстро сделать сложную асану? Ему не хорошо, но он хочет, потому что все в группе красиво делают, а он нет?

Анатолий Зенченко: Я объясняю, что будет с его поясницей, и что будет с другими частями тела, если он будет сейчас делать то, к чему он не готов. А дальше я ему говорю: “Родной, смотри, ты сейчас делаешь - делаешь, тебе больно? - больно. Зачем? Давай лучше вот сделаем правильно, и тебе будет хорошо”. Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете. И цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. Научиться, не знаю, любить себя там, где вы себя не любите. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете.

TopYogis: Мы заметили, что вы даёте вариации людям, если видно, что они не могут что-то сделать. Это свидетельствует о том, что нога за головой - это внешний фактор, и пока человек не готов, не следует туда бежать.

Анатолий Зенченко: Да, но походите на второй уровень сложности, и вы увидите, что Ишвара йога не сводится к таким простым вещам, какие мы делали здесь. Там люди закладывают ноги за голову. Улыбаясь при этом.

Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

TopYogis: Спасибо большое.

Еcли вы инструктор йоги, вы можете бесплатно . Вот .

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.

В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале «Йога».

Анатолий Зенченко - один из самых известных преподавателей на постсоветском пространстве. Его практика вдохновляла многих талантливых учителей, которые в настоящее время преподают йогу в центре йоги «Прана».

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды:
4-е место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001);
2-е место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001);
3-е место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001);
Чемпион мира в артистик-йоге (2002);
Бронзовый призер кубка мира в олимпик-йоге (2002);
Чемпион мира в артистик-йоге (2003).

Его автор — Анатолий Зенченко – начал практиковать йогу в 14 лет. Во времена СССР йогой нельзя было заниматься открыто. Поэтому в основном Анатолий занимался самостоятельно, дополнительные сведения черпая от йогов-шестидесятников.

В 2001 году в Аргентине он выступил на чемпионате мира по артистик-йоге, заняв 4-ое место. В 2002 году он завоевал золотую медаль на чемпионате мира по артистки-йоге в Бразилии. Аналогичную награду он получил и на следующий год в Португалии.

Когда в 2004 году он впервые попал в Индию, его физическая подготовка была на таком высоком уровне, что он честно признаётся: «Я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел». Объединив все полученные знания, Зенченко создал свой авторский метод и назвал его Ishvara yoga.

На сегодняшний день Анатолий является официальным представителем International Yoga Federation «World Union of Yoga» на Украине, а также президентом Международной ассоциации йоги.

Что такое Ишвара йога?

По словам Зенченко, Ишвара — это «непроявленное внешнее духовное начало», это «то, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться».

Основная цель Ишвара йоги — достигнуть состояния внутренней целостности для гармоничного и эффективного взаимодействия частиц тела между собой.

Внутренняя целостность в йоге авторства Анатолия Зенченко достигается благодаря сбалансированному состоянию двигательной мускулатуры (балансу между мышцами антагонистами) и взаимосвязи всех частей тела (благодаря включению в работу суставов, связок и глубоких мышц).

Ishvara йога: кому подойдет?

Ишвара йога подойдет для тех, кто интересуется комплексной работой тела. В этом направление большое внимание уделяется подробным разъяснениям о том, как должна выполняться асана. О том, как должен работать опорно-двигательный аппарат (как должны взаимодействовать мышцы, кости и суставы).

Уровни сложности

В Ишвара йоги нет четкой последовательности. В зависимости от поставленной задачи и от возможности группы инструктор самостоятельно разрабатывает тренировочный комплекс. Поэтому этот стиль могут практиковать как новички, так и опытные йоги.

Онлайн уроки по Ишвара Йоге – это уникальная система работы с телом, в которой важна работа с бандхами (йоговскими замками) . В занятиях Ишвара йогой бандхи – это ключ к безопасному освоению асан. Наиболее популярные преподаватели, чьи видео-последовательности по Ишвара йоге можно найти – это сам Анатолий Зенченко, а также Игорь Пантюшев и Геннадий Болгов.

Ишвара-йога (пер. санскр. – внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги. В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.

Грамотный и наиболее безопасный подход к практике разработал Анатолий Зенченко. Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану. Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья. Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства. Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело. Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта. Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.

Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

Основные принципы ишвара-йоги

  1. Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
    • восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
    • правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
    • работа с позвоночником;
    • контроль с помощью бандхи;
    • восстановление функциональности суставов;
    • изучение техники выполнения асан;
    • равномерная работа всех мышц в асанах;
    • расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
    • связь с точкой опоры;
    • равновесие, баланс, симметрия.
  2. Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

Как начать заниматься ишвара-йогой?

Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу. Результат – разочарование и травмы. Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом. И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.

Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!

Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

Анатолий Зенченко умеет говорить о йоге так, будто это не сложнейшая древняя практика, а невероятно приятное занятие, которое гарантирует удовольствие и наслаждение от процесса. Самое интересное, что для него это так и есть – недаром уже больше 20 из своих 35 лет он занимается только йогой и преподает ее другим по собственной методике Ишвара-йога. Для многих новых учеников его идеи становятся революционными, в корне меняют практику и подход к ней. Йога без боли и травм, йога без насилия над телом, йога с уважением к своему организму, с пониманием принципов работы опорно-двигательного аппарата. На семинарах Анатолия Зенченко не звучат слова «чакры», «энергия», «визуализация», зато после его четких и логичных объяснений ученики уходят глубже в освоенных формах или впервые входят в асану, о которой и не мечтали.

Во время съемок телевизионного мастер-класса «Пробуди в себе йога!» на телеканале «Тонус ТВ» Анатолий Зенченко успел не только попрактиковать йогу перед камерами, но и поговорить о ней.

С какого возраста вы в спорте, в искусствах, в йоге?

Лет в 7 моим любимым увлечением было задержать дыхание и посчитать, сколько шагов я смогу пройти на одной задержке дыхания. Причем меня интересовало не количество шагов, а то состояние, в которое я попадал в конце задержки дыхания.

В 10 лет дядя отвел меня на вольную борьбу, и с тех пор я практиковал боевые искусства. Йогой начал заниматься лет в 14.

Как вы ушли из борьбы в йогу?

Я занимался карате, и те люди, которые учили меня, помимо боевых искусств имели и другие интересы. Кто-то увлекался буддизмом, кто-то – православием, кто-то – йогой. Мне было с ними очень интересно, они все были гораздо старше, чем я. В шутку можно сказать, что в йогу меня привела «дурная компания».

Дальше каким-то чудом мне удалось не сломаться, потому что на этом пути не было никакой методики и правил. Все смотрели на рисунки и фотографии и пытались вслепую повторить ту или иную асану. Часто все заканчивалось травмами. Это был своеобразный «путь через тернии к звездам», и многие к этим звездам не доходили. Тело «сыпалось» очень быстро.

Но мне никогда не хотелось прожить обычную жизнь бухгалтера, инженера, сантехника, потому что это было априори скучно.


Когда вы пришли в йогу, какова была обстановка с йогой в стране?

В 1982 году в СССР был принят закон, запрещающий карате, карточный бридж и йогу. Реальность была такова, что нельзя было заплатить три рубля и пойти заниматься. По крайней мере, йогой – точно нет. Те, кто меня учил, говорили: «Если ты кому-нибудь расскажешь, кто или где тебя учил, то меня посадят. Поэтому думай, что ты делаешь и с кем ты общаешься». Это были те люди из йогов-шестидесятников, которые помнили постановку на учет в КГБ, обыски квартир и т.д.

Когда вы первый раз побывали в Индии?

Посещение Индии я долго оставлял «на сладкое», чтобы приехать туда уже со своим опытом, знаниями, представлением о йоге в разных уголках мира. Сначала я хотел посмотреть, на каком уровне находится йога в мире, и несколько лет подряд посещал разные конференции, соревнования по йоге, которые проходили в Аргентине, Бразилии, Италии, Португалии. Когда я попал в Индию в 2004 году, я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел.

С чего начать неподготовленному человеку, который хочет заняться йогой?

Лучший вариант: смотреть на того, кто будет преподавать вам йогу. Насколько он сам гармоничен, здоров и насколько он доволен жизнью. Со временем вы станете похожи на того, у кого учитесь. Поэтому внимательно посмотрите на того, на кого вы станете похожи через какое-то время, и сделайте вывод.


Йоги должны быть вегетарианцами или придерживаться какой-то особенной диеты?

Ответ на этот вопрос лежит, к сожалению, не на поверхности, потому что в таком искусстве, как йога, все взаимосвязано. Есть «Йога», а есть просто «йога». Йога с большой буквы «Й» – это та йога, которая описана в классических текстах и которая тысячелетиями передается в устной традиции от учителя к ученику. А йога с маленькой буквы «й» – это та йога, которая пришла сюда, на Запад, которая существует сейчас в Индии.

На самом деле, «Йога» – это нечто очень сложное. Это искусство, которое доступно единицам из живущих. Многим хочется быть йогами с большой буквы «Й», и они стараются к этому прикоснуться, но так как сами дойти туда не могут, то стараются «спустить» это искусство к себе. Если говорить о «Йоге», то невозможно достичь каких-то результатов, если вы не задумываетесь, как минимум, о том, что едите. Йога не равносильна отказу от мяса, каждый человек сам выбирает, что ему есть. Но йога – это в том числе и путь к здоровому организму и питанию, и если вы всерьез ею займетесь, то рано или поздно сами придете к оптимальному для себя здоровому питанию. Перестать есть мясо, например, можно (и нужно) не по этическим соображениям, а потому, что это не очень здоровая еда для организма. Я не знаю йогов с большой буквы «Й», которые едят мясо.

В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все. Слово «нельзя» – это не про йогу. Главное: точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите.

Имеет ли значение для начала занятий йогой физическое состояние человека, гибкость?

Йога никакого отношения к состоянию костей, подвижности суставов, растяжке или какой-то специальной физической форме не имеет! Пока человек жив, пока у него есть желание начать занятия, он может это делать. В любой момент жизни можно прийти в йогу и начать менять свою жизнь к лучшему.

Принцип йоги в том, что мы учимся управлять движением своего тела, взаиморасполагать определенные части тела относительно друг друга, находить гармонию между работой мышц-антагонистов. Мы учимся сознательно управлять процессом напряжения и расслабления конкретных мышц в конкретный момент. Вся йога – это способ тренировать мозги с помощью инструмента – тела.


Новый проект «Пробуди в себе йога» позволит большому количеству людей начать практику йоги с вашей помощью. Скажите, чего вы ожидаете от этого проекта?

Для людей неподготовленных вся дорога начнется с первого маленького шага. Поэтому в проекте «Пробуди в себе Йога!» я расскажу о комплексе конкретных упражнений, воздействующих на тело. Моя главная задача заключается в том, чтобы представить зрителям базовые упражнения и действия, которые нужно обязательно знать и уметь новичку. И самое важное – объяснить им, что они делают, для чего, зачем и как. Потому как сейчас, включая иногда телевизор и натыкаясь на передачи и упражнения по йоге с «гуру» и учителями, я зачастую вижу, что половину из того, что происходит на экране, нельзя даже отдаленно назвать йогой. И некоторые из таких упражнений могут быть не просто бесполезны, они могут быть вредны и опасны риском нанести себе травму.

Поэтому я здесь. Чтобы такого на экранах телеканала «Тонус ТВ» никогда не было.

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги

Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине

Преподает йогу и ведет семинары в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!