Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Конспект урока по физической культуре: "Приемы борьбы в стойке". Дзюдо. Приёмы борьбы лёжа и стоя. Урок Элементы единоборства на уроке физической культуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

План-конспект открытого урока

по физической культуре

для учащихся 10 класса

по разделу «Единоборства»

Составитель:

Акинина Ирина Владимировна

учитель физической культуры

МОУ СОШ № 10

Коротков Александр Вячеславович

учитель физической культуры

МОУ лицей

г.о. Орехово-Зуево

22.04.2014г.

Урок № 2. Тема урока: «Техника ударов руками. Техника ударов ногами. Техника защит. Техника комбинаций».

Цель урока: изучить новый материал по основам единоборств.

Задачи урока:

1. Изучение техники захвата, ударной техники.

2. Формирование мышечного корсета, развитие различных групп мышц.

3. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства товарищества, лидерства.

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность урока: 45 мин.

Оборудование и инвентарь: магнитофон, палка, 2 подушки, 2 гимнастические скамейки, 12 матов.

Части урока

Содержание

Время

Организационно-методические указания

Подготовительная

15 мин.

Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы.

Построение в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, положением рук и постановкой ног.

Класс передвигается в колонну по одному. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении задания.

Построение в одну шеренгу по периметру зала. Форма организации – фронтальная, способ выполнения - одновременный. Учитель располагается в центре зала. Обратить внимание на интервал – руки в стороны, на осанку при выполнении упражнения. Следить за положением рук.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока

1 мин.

2. Ходьба:

На носках;

На внешнем своде стопы

Перекатом с пятки на носок.

30 сек.

3. Бег:

Равномерный;

Спиной вперед;

2 мин.

4. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте:

1) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон головы влево; 2 – то же вправо; 3 – то же вперед; 4 – то же назад.

2) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 – вращение головой в левую сторону; 5-8 – то же в правую сторону.

3) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, встать на носки; 3 – руки к плечам; 4 – и. п.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – сжать пальцы в кулак; 2 – разжать; 3 - сжать пальцы в кулак; 4 – разжать.

5) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение кистями вперед; 5-8 – то же назад.

6) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение предплечьями вперед; 5-8 – то же назад.

7) И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4 – вращение плечами вперед; 5-8 – то же назад.

8) И.п. – левая рука вверху, правая внизу. 1-4 - рывки руками назад со сменой положения рук.

9) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 – два наклона туловища влево, правая рука над головой; 3-4 – то же вправо, левая рука над головой.

10) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон туловища к левой ноге; 2 – то же в середину; 3 – то же к правой ноге; 4 – и. п.

5 мин.

5. Беговые и прыжковые упражнения:

Бег с высоким подниманием бедра;

Бег с захлестыванием голени;

Приставными шагами левым и правым боком;

Спиной вперед;

Прыжки на левой и правой ноге;

3 мин.

Из колонны по одному класс перестроить в колонну по три с интервалом 2 м. Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками. Учащиеся в первой шеренге начинают упражнение по свистку учителя. После выполнения упражнения учащиеся строятся в колонну по три на другой стороне зала. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении беговых упражнений, положением рук.

6. ОРУ в положении лежа на матах

5 мин.

Основная. Деление на девочек и мальчиков.

20 мин.

Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками.

Класс разделяется на мальчиков и девочек. На одной половине зала мальчики выполняют конкурсы, на другой девочки ……..

Техника ударов. Техника защиты. Комбинации.

20 мин.

1-й конкурс. Вытолкни соперника из круга.

2-й конкурс. Вытолкнуть плечом соперника за линию из положения упор лежа. (м). Вытяснить из круга спиной друг к другу (д)

3-й конкурс. Бой на подушках.

20 мин.

III

Заключительная.

10 мин.

Построение в одну шеренгу. Домашнее задание: Поворот направо, выход из зала.

1. Растяжка и релаксация.

8 мин.

2. Построение, подведение итогов урока.

2 мин.

Особое внимание учителю надо уделить обучению юношей старшеклассников элементам страховки и самостраховки. Педагог должен напомнить им, что страховка при выполнении бросков направлена на то, чтобы юноша:

а) поддерживал падающего партнера, смягчая удар его тела о борцовский ковер;
б) при падении партнера направлял его на перекат;
в) при выполнении бросков не падал на партнера и при потере равновесия не наступал на него.

Падение назад на спину перекатом.

Вначале изучается положение группировки (рис. 1). Ученик ложится на спину, сгибает ноги и подтягивает бедра к груди; руки кладет под углом 45° относительно туловища, прижимая ладони к ковру; подбородком упирается в грудь. Учитель предлагает учащимся зафиксировать положение, сделав несколько раз хлопок по ковру одновременно обеими руками (ладонями). Затем переходят к освоению падения на спину перекатом. Из положения сидя на ковре, руки вытянуты вперед, ноги поджаты к груди (рис. 2), падая перекатом назад на спину, перейти в положение группировки. В момент переката, когда лопатки еще не коснулись ковра, следует выполнить одновременный хлопок руками по
ковру.После этого учитель приступает к обучению юношей X класса падению назад на спину из положения полного приседания руки вперед (рис. 3). Движения выполняются так же, как в предыдущем случае. Когда падение на спину из положения полного приседания изучено, выполняется самостраховка при падении на спину из положения стоя (рис. 4). По сигналу учителя юноши быстро приседают и плавным перекатом по спине, поджав ноги к груди, с одновременным хлопком обеими руками по ковру приходят в конечное положение. Эти навыки памогут ребёнку и на других секциях например тренировки кикбоксинг .

Типичные ошибки:

Хлопок руками по ковру старшеклассник выполняет после касания лопатками ковра;

при перекате ученик упирается локтями в ковер и хлопок руками по ковру не получается.

Методические указания.

Для предупреждения и исправления типичных ошибок учитель физической культуры помогает юношам по элементам закреплять технику приемов самостраховки борца. Если при перекате борец упирается руками в ковер, хлопок не получится, так как опорой руками ученик преждевременно останавливает перекат. В свою очередь, и это надо особо подчеркнуть на уроке, такая остановка может привести к травме рук. Если после хлопка ученик выполняет кувырок назад через голову, это свидетельствует о том, что движение руками на хлопок выполнено поздно. В этих случаях необходимо как повторное объяснение учителя, так и показ им приема самостраховки, акцентируя внимание занимающихся на выполнении тех элементов, в которых были допущены ошибки.

МБУ ДОД ДЮСШ № 2

п.г.тДжалиль

Классный час в 7 классе,

посвященный борьбе дзюдо

Тема: « Дзюдо. Приемы борьбы лежа и стоя».

Дата проведения: 02.12.2014 г.

Место проведения: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2 » Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Провёл: тренер-преподаватель по дзюдо

Щербаков Виктор Алексеевич

Цель урока: развитие координационных, силовых способностей, силовой выносливости и гибкости, ознакомление с основами олимпийского движения.

Задачи урока:

Изучить бросок в борьбе стоя «Переднюю подножку» и совершенствовать бросок «задняя подножка».

Изучить болевой прием в борьбе лежа «рычаг локтя при захвате руки двумя ногами».

Теоретические сведения: продолжить знакомство с олимпийским движением.

Инвентарь: дзюдоистский ковер (татами).

Части кл.часа

Дозировка

Методические указания

Вводная часть.

1. Построение, перекличка учащихся.

2.Проблемная ситуация, задача урока.

3.Воспитательный момент.

2 мин.

С наступлением зимы участились обращения граждан в травпункт.

Что необходимо знать и уметь, чтобы не получить травму или правильно оказать помощь.

Воспитание чувства сопереживания к людям, возможность прийти на помощь, укрепление здоровья

Подготовительная часть

1. Измерение частоты сердечного сокращения (ЧСС). Разминка: легко бегом, бег приставными шагами, захлестом голени, высоким подниманием бедра, бег с поворотами на 360 градусов.

10 мин.

Бег в колонне по одному. Дистанция один метр. Вдох носом, выдох ртом

2. О.Р.У стоя, упражнения для развития мышц шеи, плечевого сустава, рук, туловища, тазобедренных суставов; упражнения для коленных суставов. Выпады влево, вправо (полушпагаты), шпагат продольный и поперечный.

3. Упражнения в партере (лёжа) для развития гибкости

А) Упражнение мост из положения стоя на коленях.

Б) Повороты туловищем из положения сидя на коленях касаясь руками ковра за спиной.

В) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» согнувшись.

Г) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» прогнувшись.

Д) Кувырки вперед и назад, переворот боком, переворот вперед. Измерение ЧСС.

Не вращать головой. Руки прямые.

Основная часть.

1. Совершенствование страховки, падение на бок и на спину.

2. Учитель рассказывает и показывает новый прием. Измерение ЧСС

3. Разучивание техники приема передняя подножка. Этот прием может выполняться, если партнёр находится в защитной стойке или когда партнёр двигается вперёд. Тори в синем кимоно стоит во фронтальной (защитной) стойке, левой рукой захватывает правую руку Укэ в белом кимоно, а правой рукой, держит захват на шее. Укэ стоит в атакующей (правосторонней) стойке правая нога впереди, и держит такой же захват как Тори, Укэ руками делает тягу Тори на себя и переносит центр тяжести своего тела на правую ногу, делает разворот заводя левую ногу за правую и становится спиной к Тори,делает подсед и правой ногой перекрывает обе ноги Тори перенося центр тяжести на левую ногу, левой рукой тянет правую руку а правой рукой захватив шею Тори и делает бросок. Измерение ЧСС.

5. Игра, проведение конкурса по решению кроссворда на олимпийскую тематику.

А) Вопросы по горизонтали

1.Место проведения древних Олимпийских Игр (Олимпия).

2. Источник здоровья (спорт).

Б) Вопросы по вертикали

1. Комплексное, массовое соревнование(Спартакиада).

6.Измерение ЧСС. Борьба лежа (партер). Разучивание болевого приема рычаг локтя при захвате руки двумя ногами. Укэ в белом кимоно лежит на спине, Тори немного отодвигается назад, делает паузу в положении стоя на левом колене, затем придвигается ближе. Поднимая правую руку, Укэ захватывает левый отворот Тори. Тори сразу реагирует, захватывая правую руку партнера двумя руками и ставя правую ногу у подмышки борца в белом. Поднимаясь на правой ноге, Тори перешагивает левой ногой через голову Укэ, поставив пятку около его шеи. Одновременно Тори подтягивается ближе к правому плечу Укэ. Тори садится на татами у правого плеча партнера. Сжимая колени, Тори вытягивает руку Укэ в направлении наружу, скручивая ее с помощью своего правого бедра. Укэ подает сигнал «сдаюсь» двойным хлопком по левой ноге Тори. Измерение ЧСС.

28 минут.

Делать хлопок прямой рукой.

Технические действия выполнять без сопротивления.

Стойка прямая.

Класс делится на две группы и борется по 5 мин.

Следить за постановкой ног и тягой

Страховать партнёра при падении.

Игра на олимпийскую тематику

Повернуть предплечье руки атакуемого таким образом, чтобы большой палец запястья был направлен вверх.

Заключительная часть.

1. Приведение организма в относительно спокойное состояние, легко бегом.

2.Дыхательные упражнения. Брюшное грудное и полное дыхание. Лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая на груди, делать брюшное дыхание, 5-7 вдохов, глаза закрыты. Грудное дыхание 5-7 вдохов. Полное дыхание, начиная вдох животом, переводить вдох грудью, начиная выдох грудью и заканчивая выдох животом. 3.Измерение ЧСС.

4. Построение, подведение итогов урока: выделение лучших учащихся, задание отстающим. Домашнее задание.

5 минут.

Правая рука не должна шевелиться, а левая рука поднимается

Конспект урока физической культуры

Ф.И.О. педагога : Коваленко Юлия Викторовна

Класс: 7

Программа: Рабочие программы 5-9 классы В.И. Ляха Просвещение 2013г.

Раздел программы : Лёгкая атлетика

Тип урока : образовательно-познавательный

Тема урока : Прыжки в длину с 9-11 шагов разбега.

Цель урока : Сформировать представление о правильной технике выполнения прыжков в длину с 9-11 шагов разбега.

Задачи урока :

    объяснить правильную технику выполнения прыжков в длину с 9-11 шагов разбега;

    продемонстрировать выполнение прыжков в длину с разбега;

    выполнить прыжки в длину с 9-11 шагов разбега;

    способствовать развитию физических качеств;

    планировать свои действия при выполнении физических упражнений;

    работать в составе группы, формировать организаторские и коммуникативные способностей.

Условия проведения :стадион, прыжковая яма

Материально- техническое обеспечение : рулетка, грабли, лопата, секундомер.

1. Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент .

Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Задачи:

    создать положительный эмоциональный настрой;

    поставить цель и задачи урока, связать их с темой прошлого урока;

    проверить знания по технике безопасности;

    проверить ЧСС (частоту сердечного сокращения).

Методы : словесный (команда, указание, беседа),

Метод контроля : измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организует построение

Организует сдачу рапорта, контролирует правильность выполнения команд. Приветствует учащихся.

Ставит цели, задачи на урок.

Опрашивает учащихся по правилам техники безопасности при приведении разминки.

Подаёт команду на измерение ЧСС.

Учащиеся строятся в шеренгу по одному.

Физорг класса сдаёт рапорт, учащиеся выполняют команды:

«Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь».

Слушают и осознают

Отвечают на вопросы учителя. Соблюдать указанную дистанцию, чётко выполнять команды учителя.

Считают пульс

1 мин.

30 секунд

10 секунд

20 секунд

Проверить соответствие спортивной формы у обучающихся. Пятки вместе, носки врозь. Плечи расправлены, грудь подать вперёд, руки прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулак.

Считают за 10 сек.

Запомнить число ЧСС, у кого ЧСС выше 80уд/мин, становятся на левый фланг.

1.2. Проверка домашнего задания

Цель: проверка усвоения домашнего задания.

Задачи :

    формировать умения самооценки;

    мотивировать к занятиям физической культуры и спорту.

Метод : словесный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся : поощрение, похвала.

Метод контроля: опрос.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Проводит опрос

- Какой вид спорта называют «королева спорта»

Почему?

На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в длину с места . Существуют ли другие виды прыжков?

- Для чего необходимо уметь правильно делать прыжки? Сделайте вывод.

Предлагаю продолжить технику изучения прыжков. С чего начнём?

Лёгкая атлетика

Она объединяет более 40 видов других спортивных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.

- Прыжки в длину с разбега; прыжки в высоту.

- Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

- С разминки.

1 мин.

2 мин

Проверить за короткий промежуток времени знания и способы действия уч-ся, установление пробелов в их усвоении

1.3. Разминка

Цель : формировать знания учащихся о правилах безопасного поведения при проведении прыжков, обучить двигательному действию, развивать быстроту двигательной реакции.

Задачи:

    всесторонне подготовить организм учащихся для решения основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта;

    подготовить мышечные группы спины, ног, брюшного пресса, которые будут участвовать в решении двигательных задач;

    формировать навыки и умения выполнять двигательные действия и формировать установку на активную познавательную деятельность.

Методы : словесные (описание, указания, распоряжения, подсчет, команды), метод непосредственной наглядности.

Методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Ходьба по спортивной площадке с изменением направления движения

1.Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба на пятках, руки на поясе.

Ходьба на наружных сторонах стоп, руки на поясе.

Спортивная ходьба.

Бег в колонну по одному.

Бег на носочках. Боковой галоп (правым, левым боком).

2.Упражнение на восстановление дыхания.

На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»);

Восстанавливаем пульс, дыхание.

3.ОРУ на месте:

1. И.п. - стоя ноги врозь
1-2 - руки через стороны вверх, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

2.И.п. - стоя ноги врозь, руки за головой. Наклон головы вперед. 10-15 сек.

И.п. - стоя ноги врозь. Наклон головы назад. 10-15 сек.

И.п. - стоя ноги врозь. Наклон головы влево. То же в другую сторону. 10-15 сек.

И.п. - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены в замок 1-2 –наклон влево, 3-4 - наклон вправо 6-8раз.

И.п. - стоя ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу 1-2 - отведение рук назад, 3-4 - смена положения рук Руки в локтях не сгибать. 8-10 раз. И.п. - ноги врозь, руки согнуты перед грудью 1-2 - поворот туловища влево, 3-4 - то же вправо Руки держать параллельно полу. 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки в стороны 1-2 - поворот туловища влево, 3-4 - то же вправо Руки держать параллельно полу. 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки на пояс 1-2 - наклон вперед прогнувшись, 3-4 - наклон назад 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки внизу, кистями обхватить локти 1-7 - последовательные наклоны вперед, 8- и.п.
Ноги в коленях не сгибать, руками стараться коснуться пола. 2-3 раза.

И.п. -упор присев, ладошки на полу
1-2 - упор стоя согнувшись, ладошки не отрывать от пола, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

И.п. -упор присев
1-2 - встать, хлопок над головой, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

    Выполняют упражнения.

    Слушают замечания учителя.

    Выполняют комплекс упражнений разминки.

Оценивают проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий.

Ставят задачу овладения новым способом действия («мне надо научиться»).

ОГ

10 мин.

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

ПГ

10 мин.

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

СМГ

10 мин.

Обучение самостоятельной регуляции величины физической нагрузки и времени отдыха между упражнениями

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

При беге соблюдать дистанцию

Следить за дыханием

Выполнять упражнения без ошибок

Считают за 10 сек.

Запомнить число ЧСС

2. Основная часть

Цель: - овладеть двигательными действиями при выполнении прыжка в длину с разбега;

Задачи:

    обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием и ритму последних шагов разбега;

    освоить технику прыжка в длину с 9-11 шагов разбега;

    определить типичных затруднений учащихся при выполнении двигательного действия;

    устранить грубые ошибки при выполнении прыжков с разбега.

: фронтальная, индивидуальная.

Словесные, метод непосредственной наглядности.

Методы стимулирования учебной активности : похвала, поощрение.

Виды контроля : оперативный, текущий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

1.Рассмотрите рисунок (на рисунке изображена фигура человека в четырёх фазах прыжка в длину с разбега)

Есть ли отличие с ранее изученным прыжком?

В чём?

Зачем нужен разбег?

Начало разбега обозначим флажком у края дорожки. Это место отталкивания.

Какой ногой отталкиваемся?

Такой полёт называют «полёт в шаге».

Что ещё происходит в полёте?

Влияет ли правильное приземление на дальность прыжка?

2. Проговорим пошагово все действия выполнения прыжка.

3. Многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов.

Можем ли мы сказать что добились уже высоких результатов?

Можем ли мы его достичь?

4. Обучение техники прыжка в длину с 9-11 шагов разбега: рассказ, показ. Прыжки в длину с разбега развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса. Они очень важны для здоровья.

А теперь немного поиграем . Первая игра «Бой быков».

И.п. – встать лицом друг против друга. Руки на плечах партнера.

Задача: вытеснить партнера вперед, до боковой линии площадки.

Проигравший: девочки - 5 приседаний на правой ноге с помощью партнёра («пистолетик»); мальчики – 10.

Игра начинается по свистку.

Следующая игра «Тянем репку».

И.п. – встать лицом друг против друга, взявшись «глубоким» хватом правой руки.

Задача: перетянуть на свою территорию партнера.

Проигравший: девочки - 5 приседаний на левой ноге с помощью партнёра; мальчики - 7.

Учащиеся рассматривают рисунок, ищут ответы на создавшиеся вопросы.

Создают алгоритм прыжка в длину с разбега.

Находят отличие.

Положение ног, рук.

Набрать необходимую скорость.

Отталкивание производится любой толчковой ногой, маховая нога, согнутая в колени, выносится вперёд, руки тоже вперёд.

Обе ноги и обе руки вытягиваются вперёд, к груди.

Учащиеся рассматривают разные варианты приземления на рисунке. Делают выводы.

Разбег, попасть толчковой ногой на брусок, отталкивание, приземление обеими ногами.

Указывают на недочёты, ошибки. Делают вывод: нужна ещё высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия.

- Нужны тренировки.

1. Толчковая нога и противоположная ей рука впереди. Маховая нога и другая рука сзади, имитация движения при отталкивании.

2. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги.

3. Прыжки в длину с трех-пяти шагов через небольшое препятствие.

Подвижные игры с элементами единоборств

(борьба за территорию)

ОГ

23мин

3-5 раз

3-5 раз

ПГ

23

Мин

3-5 раз

3-5 раз

СМГ

23 мин

Помогают учителю следить за соблюдением правил игры

Контролируют выполнение упражнения проигравших учеников

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

Первый этап подготовительный, этап процесса обучения двигательному действию.

В ходе работы по рисунку создаётся алгоритм прыжка. Учитель фиксирует его на своём планшете.

Второй этап: ознакомление, первоначальное разучивание движения.

замедленное выполнение, нестабильный итог, невысокая устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действий.

Третий этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

формирование умения учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом.

Упражнения выполняются групповым способом в шеренге. Обратить внимание на правильное выполнение движений. Соблюдать технику безопасности при приземлении в прыжковую яму.

Обратить внимание, чтобы руки были на плечах партнёра.

Обратить внимание учащихся,чтобы резко не дёргали друг друга за руки.

Соблюдать технику безопасности.

3. Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная.

Методы мотивирования учащихся : похвала, поощрение.

Вид контроля : текущий, измерение морфофункциональных показателей.

Методы: словесные, наглядные, практические

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организация выполнения упражнений, используемых для сопряжённого психофизического развития.

«Пронумеровать» пальцы:

большие,

указательные,

средние,

безымянные,

мизинцы.

Поочерёдно и как можно быстрее соединять 2–5 пальцы с первым. Например, по команде «два» соединить кончики большого и указательного пальцев. Выполнять в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца указательному пальцу) порядке, затем вразброс.

Учитель даёт команды: «три», «четыре», «пять».

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо – «раз». Одновременно опустить ухо и нос, на счёт «два» хлопнуть в ладони перед собой. «Три» – поменять положение рук: левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой – за кончик носа. «Четыре» – хлопок перед собой.

Учитель даёт команды: «раз», «два» «три», «четыре», «пять».

Организует измерение ЧСС.

Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев: у мальчиков – 70–75 уд./мин, у девочек – 75–80 уд./мин

Выполняют упражнения.

Измеряют пульс

ОГ

4 мин

ПГ

4 мин

СМГ

индивидуально

Вначале задание выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами.

Задание выполняется вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами.

3.2. Подведение итогов урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока и определение перспективы последующей работы.

Задачи:

самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся;

организованное завершение занятия.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная.

Методы организации деятельности учащихся: беседа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся : похвала, поощрение.

Виды контроля: итоговый.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Что на уроке было самым значимым?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие затруднения были?

Что хотелось бы добавить в урок?

У кого получается? Кому ещё нужна тренировка?

- Что хотели бы пожелать друг другу?

разучить технику выполнения нового прыжка.

Не в полной мере выполнил учебную задачу урока.

Выполнил учебную задачу урока.

ОГ

2 мин.

ПГ

2 мин.

СМГ

2 мин.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке.

3.3. Задание на дом .

Цель : формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых становится потребностью физического совершенствования (формирование динамического стереотипа).

Цель самостоятельной работы для учащихся: применять полученные знания при выполнении физических упражнений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Какие упражнения, проделанные за урок были наиболее трудные?

Почему?

Дома выполнить эти упражнения по 10 раз или в течение 5-10 минут каждый день.

Слушают, запоминают.

Организованно выходят из спортивного зала

ОГ

1 мин.

ПГ

1 мин.

СМГ

1 мин.

Индивидуальное домашнее задание в соответствии с рекомендацией врача.

Инструктаж по выполнению

Домашнего задания

Веркин Александр Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Маливская СОШ
Населённый пункт: д. Зарудня. Коломенский район. Московская область
Наименование материала: Рабочая программа на основе элементов спортивной борьбы
Тема: Проведение уроков физической культуры по борьбе
Дата публикации: 01.01.2016
Раздел: среднее образование

Программа

по физической культуре

для общеобразовательных учреждений

по разделу борьба (5 – 9 классы)

Московская область

Коломенский муниципальный район

МОУ Маливская сош

Составитель: учитель физической культуры Веркин А.А.

2015 год

Пояснительная записка
Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди учащихся общеобразовательных учреждений. В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с требованиями основного общего образования, особенностями МОУ Маливской средней общеобразовательной школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения занятий.
Целью
физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и спортивной деятельности. Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока решаются следующие
задачи
: - гармоничное физическое развитие учащихся; - разносторонняя подготовка; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - овладение основами техники выполнения упражнений; - приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и спорта; - выявление способных учащихся; - воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья: - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности: - содействие воспитанию патриотизма.
Общая характеристика раздела
В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью
формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более старшем возрасте. В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей. Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы (единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в себе. Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.
Место учебного раздела в школьной программе
Учебная программа по физической культуре МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает изучение элементов борьбы (единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов – базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).
Содержание раздела
Основная направленность 5 – 6 классы На овладение техникой приемов борьбы Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. На развитие координационных способностей Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой Силовые упражнения, единоборства в парах.
выносливости На знания о физической культуре Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие координационных, кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. Основная направленность 7 – 9 классы На овладение техникой приемов борьбы Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро, бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа: переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сверху. На развитие координационных способностей Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя. Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой выносливости Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы единоборств в парах. На знания о физической культуре Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 5-9 класса учащиеся должны
уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; – использовать физическую культуры (элементы единоборств) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; – соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; – выполнять технические действия борьбы, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
знать (понимать):
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения; -название известных единоборств. -основные показатели физического развития. -правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. -правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно – тематическое планирование

5 класс
№ урока Тема урока Домашнее задание Плановая дата проведения урока Скорректирован ная дата проведения урока 1 Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Виды единоборств. Гигиена борца. Общеразвивающие упражнения борцов на месте Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.
и в движении. 2 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 3 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 4 Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 5 Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 6 Приемы борьбы лежа: удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 7 Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 8 Приемы борьбы стоя: передняя подножка. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 9 Силовые элементы единоборства в парах. Подвижные игры: «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», Приседание на одной ноге – до 7 раз.

Тематическое планирование

урока

Тема раздела

Решаемая

проблема

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Познавательн

Регулятивные

Коммуник

ативные
1-9 Борьба Овладеть учащимися жизненно важными навыками единоборст в. Место занятий, стойка, передвижени я в стойке, захват, приемы борьбы стоя и лежа, страховка, самостраховк а, правила поведения учащихся во время занятий единоборства ми. Разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц) и кондиционных (скоростно- силовых, силовых, Виды единоборств, гигиена борца, влияние занятий единоборства ми на организм человека, развитие его физических способностей, оказание первой медицинской помощи при травмах. Занятия с использование м единоборств содействуют овладению техникой приемов, развивают координацион ные, силовые способности, а также силовую выносливость. Занятия воспитывают у детей волевые качества: смелость, решительность, уверенность. Самостоят ельно выполнять упражнени я в парах, владеть приемами страховки, подвижны ми играми с элементам и единоборс тв. Оказание помощи слабо успевающим товарищам в овладении программным материалом по борьбе.
силовой выносливости) способностей.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

1.
Общеобразовательная программа основного общего образования (БУП) МОУ Маливской средней общеобразовательной школы
2.
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов. Ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
3.
УМК «Школа России» под редакцией В.И.Ляха
4.
100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
5.
САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
6.
САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. «Физкультура и спорт», 1992 г., г. Москва.
Материально-техническое обеспечение

Место для занятий:
Спортивный и тренажерный залы.
Для уроков борьбы:
Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!