Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кто ведет йогу. История йоги и ее виды. Оргазм и вдохновение - “побочные эффекты” йоги

Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога.

Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.

В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.

Основные составляющие йоги

Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:
1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к , практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.
2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.
3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.

4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.
5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.
6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.
7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.
8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.

В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.

Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы , ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.

История зарождения йоги

Обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

Виды и направления йоги

Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения. В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания. В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.

Направления йоги

Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только , определенных ритуалов, песнопений и мантры.

Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, - самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил . Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно . Хатха способна , наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».

Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

Занимающиеся йогой на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

Источники йоги

Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.

Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.

К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.
Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.

Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.

На чтение 6 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 29.10.2015

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

Легенда о возникновении йогиШри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения Востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.

Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также в связь между телом и психикой.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».

В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.

Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Какие виды йоги популярны сегодня

Йога НИДРА

Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Она позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.

Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.

Крийя йога

Крийя или крия (в переводе с санскрита «кри» (действие) и «йя» (осознавание) - это древнее учение. Это практика, направленная на пробуждение и развитие сознания. Это процесс очищения, это выполнение, дело, действие, поступок, усилие. Это практика асан, мудр и бандх. Считается, что крийя, управляемая умом через жизненную силу, является самым эффективным путём приближения к Бесконечному. И благодаря крийя-йоге можно доказать истину, что человек это не просто тело, а бессмертная душа.

Хатха йога

Хатха-йога - это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги - это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.

Кундалини йога

Кундалини йога является не только самой «быстрой» в достижении результата, но и самой трудной и даже опасной из всех индийских духовных практик. Почему это так? Энергия Кундалини считается наиболее мощной энергией: человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности: интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Происходят необратимые изменения в качестве нашего восприятия, качестве нашего сознания. Возможна смена приоритетов и привязанностей.По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов, в каждом человеке эта энергия с момента зачатия находится в «дремлющем» состоянии у основания позвоночника (муладхара-чакра), побуждая на протяжении жизни к развитию и личностному росту с целью быть пробужденной и полностью реализованной. Процесс пробуждения Кундалини еще называют поднятием энергии Кундалини через все энергетические центры (чакры) вверх по позвоночнику к макушке (самому верхнему центру, сахасрара-чакра).

Аштанга-йога

Аштанга-йога (в переводе - восьмиступенчатый Путь к конечной Цели) - одна из интегральных йог, предложенная индийским риши Патанджали.

Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна сила, классическая же йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению.Аштанга-йога хороша для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Во время тренировок следует уделять внимание трём моментам: поза, ровное дыхание и точка концентрации. Асаны улучшают осанку, а правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы.

Патанджали определил 8 этапов йоги
Йама - самоограничение, самоконтроль. Это установление гармонии с социальной средой. Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. Нийама, переводится как расслабление, - это самодисциплина, духовное совершенствование. Первые две ступени йоги включают в себя освоение этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.

Здесь можно выделить четыре очень важных правила:
кшама - терпимость к тем, кто думают иначе, чем я;
дайя - милосердие, доброта;
арджава - простота, отсутствие высокомерия;
хри - смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тщеславия - самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Асана переводится как поза, устойчивое положение тела. Если во время выполнения поз дышать правильно, организм очищается от шлаков и омолаживается. Асаны учат концентрации и развивают энергосистемы организма. Системы из асан называют хатха-йогой.
Пранайама (в переводе «работа с энергией») - правильно контролируемое дыхание. При пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться в такт дыхательным движениям.
Пратьяхара (в переводе «удаление индрии с объектов материального мира») - отрешенность от внешних раздражителей. На этой ступени учатся управлять «щупальцами» сознания, называемыми на санскрите «индриями».
Дхарана - это поддержание концентрации внимания, проявление полной устремлённости человека к Богу, к Слиянию с Ним.
Дхьяна - медитации, приводящие к Самадхи. На этой ступени ведётся работа, направленная на увеличение сознания, на обретение силы в тонкости. Медитация - это работа, направленная на развитие сознания по пути к Совершенству.
Самадхи - это высший уровень духовных достижений. Это полное равновесие.

Мантра йога

Мантра йога – это методы воздействия на энергию, посредством особых звуковых вибраций, в частности санскритских слогов из которых состоят мантры. Это пение священных текстов и молитв на санскрите. Сейчас это называют еще киртаном.

Карма йога

Карма-йога (санскр.) - карма - деятельность, йога - связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.
Карма-йогу можно разделить на два типа:
Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.
Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога». Это не означает, что человек должен все отдать, что получит.

Сахаджа йога

Сахаджа Йога - одно из направлений йоги, в основе которого лежит медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени человеческой эволюции.
Ключевым моментом Сахаджа Йоги является обязательное для каждого, желающего практиковать данное направление, прохождение ритуала самореализации. Данная процедура может быть выполнена в любом месте, состоит из проговаривания про себя некоторых утверждений обращенных к Шри Матаджи. Необходимое время для ритуала - 10–15 минут.
Самореализация. Ее можно выполнять несколько раз, что способствует более эффективному подъему Кундалини.
Физические действия. Их цель - направления внимания на нужные чакры. Есть два вида действий - так называемый протокол, который нужно выполнять в начале и в конце медитации, и методы чистки чакр, которые позволяют расчистить путь Кундалини.
Вербальные действия - чтение мантр. Мантры - это духовные слова на языке Санскрит. Их произносят вслух или про себя для концентрации внимания на том или ином аспекте духовного тела (система чакр). Кроме мантр можно произносить молитвы на любом языке.
Непосредственная работа со вниманием. После пробуждения Кундалини наше внимание просветляется и мы можем направлять его на различные чакры. Во время медитации лучше всего внимание держать над головой и никогда не следует концентрироваться в области агии чакры (в голове).
Фотография Шри Матаджи. Эта фотография необходима для помощи в медитации.
Музыка. Может помочь создать необходимое состояние, способствующее медитации.

Интегральная йога

Обьединенная в одну все четыре основные йоги.Она помогает человеку полностью изменить своё сознание, трансформировать тело и сделать свою жизнь божественной в материальном мире. Шри Ауробиндо находит источник материального и духовного в Абсолюте. То есть именно Сверхразум является объединяющим материальное и духовное в единое целое. Все живые существа при этом являются множеством маленьких частиц этого Единого разума.Согласно философии интегральной йоги человеческая форма жизни, преодолевая действие материального мира, должна выйти за пределы своего неведения и придти к состоянию Суперментального существования. По сути, конечной целью в интегральной йоге считается достижением человека Божественной жизни на Земле.

Бхакти йога

Бхакти-йога (санскр.) - бхакти - бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога - связь.
Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

Шравана - слушание о Боге;
Киртанам - поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
Смаранам - помятование о Боге;
Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
Арчана - поклонение Божеству в храме;
Вандана - вознесение молитв Богу;
Дасйа - считать себя вечным слугой Бога;
Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом;
Атма-ниведана - полное предание себя Богу.
Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов: отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения.

Джняна йога

Джнана-йога (санскрит) - процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джнана-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Дхьяна йога

Дхьяна (санскр. dhyna - размышление, созерцание, сосредоточение) - искусство овладения контролем над умом с помощью вхождения в йогический транс. Дхьяна - отдельная, значимая часть йоги, основывающаяся на медитации, практикуемая для обретения власти над сознанием.

Медитация в Дхьяна-Йоге направляет течение мыслей на выбранный объект: будь то визуальный образ, отвлеченное понятие или собственное дыхание. Начинают медитативную работу с созерцания простых конкретных объектов, постепенно переходя к сложным конкретным объектам и далее к абстрактным. Все возникающие в разуме человека мысли, относящиеся к объекту созерцания, концентрируются, собираются воедино. Объект типизируется, классифицируется, сравнивается с другими объектами. Медитирующий размышляет о составных частях объекта и его связях с целым, о его функциях и качествах. Кроме того, практикующий отмечает все ощущения и умственные ассоциации, возникающие при мыслях об объекте. Медитирующий отключает посторонние мысли и ощущения, осознавая только факт своего существования и объект, и в процессе медитации сливается с объектом.

Техника Дхьяна-Йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты»: «Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

Джапа йога

Само слово «джапа» в переводе с санскрита означает «повторение» и заключается в длительном повторении мантр или имён Бога на чётках. Дело в том, что во время чтения джапы всё сознание человека сконцентрировано на Боге, и постепенно каждая клеточка тела человека начинает произносить эти имена. Так достигается быстрое единение человека со Всевышним, пробуждение любви к Нему. И при этом, человеку не приходится прилагать больших усилий. Данная практика очень проста, несмотря на определённые правила: Внимательность. Один из самых важных факторов. Чем внимательней и сконцентрированней мы на повторении мантры, тем эффективней будет её действие. Нужно постараться задействовать ум, речь и слух во время повторения.Число повторений должно быть кратно 108. Число 108 является особым числом в общем ряду чисел и обладает определённым могуществом. С этим числом связано многое, как в плане духовном, так и материальном. Вот почему можно часто встретить чётки, на которых 108 бусин. Повторяя 108 раз, человек совершает один круг. Чем больше таких кругов он сделает, тем лучше. В наше время рекомендуется повторение не менее 16 таких кругов, а лучше 64. По времени 16 кругов - около 2 часов.

Никогда не перепрыгивать через главную связующую бусину при повторении кругов, так как это сам Бог. Поэтому дойдя до неё, чётки нужно перевернуть и читать в обратном направлении.Лучшее время для джапа-медитации - утро с 4 до 7 утра. Однако джапу можно проводить также днём и вечером перед сном.
Во время джапы нельзя думать о материальных вещах, просить у Бога о чём-то материальном. В это время всё внимание должно быть направлено на звук, который образуется во время произнесения мантры.Материал, из которого изготовлены чётки, должен быть связан с Божеством, которому поклоняется человек. Например, при поклонении Шиве, нужно читать джапу на чётках из рудракши, а для поклонения Кришне на чётках из туласи.
Чётки всегда должны храниться в чистом месте, лучше всего в специальном мешочке. Их нельзя никому давать, никто другой не должен читать на них молитвы. Существуют даже мантры, которые необходимо прочесть перед тем, как взять в руки чётки, выражая тем самым им своё уважение и почтение. А по окончанию чтения джапы их нужно поднести ко лбу.
Чётки всегда должны быть на уровне сердца или головы во время повторения.
Чётки нельзя заносить в грязное место, например в туалет или ванну.
Перед чтением джапы необходимо приять омовение.
Можно мысленно повторять мантру затем в течение дня при выполнении любой работы.
Чётки нельзя касаться указательным пальцем и перебирать их во время повторения нужно по направлению к себе.

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах – Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали , используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: .

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера.

П ​ ервые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах.

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа ». Дату её составления соотносят примерно с 1700-1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества.
В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге - это «Йога-сутры» , написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога» . Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень - асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень - пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания.
Другой важный труд по йоге - «Бхагавад-гита» . Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли - «Махабхараты». Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога.
Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. - Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита» , а затем «Шива самхита» . Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги.
Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!