Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Оживление дохлой лошади. Мёртвые отношения. как понять, что «лошадь — сдохла»

Есть такая старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла — слезь».

Не знаю, кем был тот мудрый индеец, который ее изрек, но он явно разбирался в дохлых лошадях. По сравнению с нами, он был просто экспертом по ним, потому что для нас дохлая лошадь — это только временная трудность, с которой мы хотим справиться во имя прошлых отношений с ней.

Лошадь и Идеалист

Вчера долго переписывалась с Идеалистом, у которого личные отношения не ладятся который год. Быть точнее: все то время с того момента, как он впервые на них решился. Это было до меня, не стоит думать, что я — первооткрыватель в этом плане, но суть вещей не меняется с того времени, когда мы с ним познакомились.

Казалось бы, ничего странного в этом нет: он одинок, потому что встречает не тех женщин, которые встречают его. Он пытается построить семью, потом понимает, что дело не клеится, а та самая лошадь давно сдохла и уже воняет. Но во имя прошлого, в память о потраченных силах и вложенных моральных и финансовых средствах, парень продолжает сидеть у ее трупа. С вещами, недоделанными ремонтами, мечтами о работе и завтраках по утрам, с сотнями тясяч записок и зарисовок об идеальных отношениях, слоганами, лозунгами, призывами. И даже с его великолепным ружьем, которое парень таскает из города в город.

Ведь чем покупать новую лошадь или искать ее, как ветра в поле, лучше попробовать пнуть старую скотину в бок. Авось, оживет?

Другое дело, что у него очень много претензий к любым отношениям - Идеалист, вы помните? Каждая женщина рассматривается им в опытной лаборатории, словно мышь, над которой он проводит опыты. До лошади ей еще расти и расти.

Каково животное в быту? Как реагирует на ласку? Способно ли сострадать в тот момент, когда ее профессору плохо? А может проявить участие, если страдает сама? Что будет, если ткнуть ее палочкой в бок? Как она поступит, если у него не будет ни копейки денег? Умеет ли готовить блины и что выберет с магазине: новый телевизор или носки для мужа? Сможет ли накопить на яхту и закатать банку огурцов? В конце концов, родить ему здорового ребенка?

Опыты продолжаются без конца и края, не давая воздуху заходить не только в спальню, но и на порог. Тестируется внешность, внутренность, состояние здоровья, моральные устои, выносливость, сдержанность, веселость, ценности в жизни и прочее-прочее. Не спорю, что это выход, но проблема в другом: если не обращать внимания на человеческие плюсы, а регулярно и неусыпно акцентировать внимание на минусах, то смысл отношений теряется вовсе. Материальность мыслей: если ты думаешь, что все плохо, то в конце концов даже самое хорошее станет пылью.

Не бывает идеальных людей, он тоже это знает, но упорно стремится к далеким берегам в поиске своей Пятницы женского рода. Жаль, что на это ему дана всего лишь человеческая жизнь: я переживаю, что он не успеет выполнить план. И в старости, когда передвигаться будет при помощи кресла на колесиках — надо ли будет ему вообще кого-то искать? Все эти идеалы и приоритеты? Или он даже беззубым ртом будет шамкать что-то недовольное о том, что женщины и нынче не те?

Но больше всего меня пугает другое: если все его лошади подыхают, может быть, он просто плохой наездник? И пора уже что-то поменять в своей голове? Иначе однажды той самой дохлой лошадью окажется он сам. Самое странное, что, упав носом в дорожную пыль, Идеалист будет на этом бескрайнем поле совсем одиноким. Его никто не загонял и не доводил до состояния «дохлости». Просто пришло время...

Вариант номер 1

Но сейчас даже не о том, насколько неправильно кто-то выстраивает отношения со своими возлюбленными. Сейчас, скорее, о том, сколько времени человек тратит, чтобы понять: это вновь не она, а он — не он.

Соглашусь, что дохлых лошадей по миру валяется много, ровно так же, как и бродит по полям живых и здоровых, необъезженных, невиновных красивых самок, прытких самцов и завалявшихся лошаков.

Сколько в моей жизни было тех дохлых лошадей? Не считая Идеалиста (для него я тоже была животным, отдавшем Богу любви свою душу). Но даже наши отношения в последний год походили на балаган: я, отошедшая в мир иной лошадка, тащила на себе здоровенную тушку подохшего коня. Только лишь потому, что предыдущие пять лет носилась за ним по полю и принимала участия в жизненных экспериментах.

Пришел день, когда я осознала, что от моей лошади ужасно пахнет, как и от меня, впрочем, и дала деру в сторону. Пришлось обойти не одну конюшню в поисках надежного скакуна, но попадались все какие-то недоразвитые. Пока, наконец-то, не пригнали из далекого Узбекистана рысака со статью в холке — на него-го глаз и лег.

Но вы думаете, что моя новая лошадь не прикидывалась дохлой? Не хотела помереть среди дороги и не кричала, чтобы я бросила ее на пути? Не цеплялась за ноги, когда я все же решалась оставить ее на дороге и пойти искать новую? Дохлый мой конь еще и лягался, и порывался бежать в дальние дали, и даже ржал мне прямо в ухо на глазах у остального табуна.

Но оказалось, что я умею приручать лошадей. Откуда — сама не пойму, но уверена, что на каждого индейца есть только одна настоящая лошадь на всю жизнь, которую он сумеет очаровать. Дикая, необузданная, самоуверенная, но преклоняющая колени перед своим возлюбленным — в тот момент, когда он склоняет голову перед ней. Это называется — отношения, а никак не лабораторные опыты.

Лошадь или не лошадь?

Лошадь сдохла — слезь, это верно. Другими словами, если ты устал — уходи! Если не видишь смысла скакать на трупе лошади, не двигаясь с места, чтобы просто не чувствовать себя брошенным — уходи! И это касается всего: отношений, любви и работы. Конечно, со старой лошадью гораздо безопаснее — она создает иллюзию стабильности.

Но важно другое: дохлая лошадь, с которой вы пытаетесь общаться, рано поздно подохнет совсем и потянет за собой вас. Потому что невозможно сто лет находиться рядом с погибшим животным и при этом не заразиться той самой «дохлотой». Которую — и это важно - вы, если вытерпите все, понесете в другие свои отношения.

То же самое и с дружбой: если отдала концы ее лошадь, ничего хорошего дальше не выйдет. Но бывает и такое, что обе ваших коня живы, только мучаются то запором, то поносом, то изжогой, потому что слишком многое скрывают друг от друга. По разным причинам, но друзья они, выходит, лишь формальные.

Стоит ли держать за узду такие отношения, даже если им уже очень много лет? Или нужно хотя бы постараться выпустить пар и посмотреть, что из этого получится? Не обожглись, не рассыпались в прах, не сгорели в пепел - значит, вы хорошо подходите друг другу даже в полудохлом состоянии. И протянете еще пару недолгих лет, а потом разругаетесь в хлам.

Вариант номер 2

Да, лошадь сдохла, надо слезать. Но если слезать абсолютно со всех лошадей, только лишь они дернули копытом в сторону, то шанса построить настоящую семью точно не будет. Тем более, если бить здоровую лошадь по бокам, загонять ее до пены у рта, не кормить и не расчесывать гриву.

Еще хуже, если лошадь под тобой еще здорова и полна сил, а ты берешь острый багор и суешь ей лезвием под ребра, чтобы встать с упавшей лошади и сказать: «Она сдохла!». И пойти по дороге прямо в поисках счастья, отворачивая голову от лошади, чтобы не видеть: животное еще живо, истекает кровью и, может быть, даже будет жить еще долгие годы. Если рана зарастет. Нет, не зарастет, если при этом насыпать в нее горсть дорожной пыли.

Говорят, что некоторые лошади справляются даже с этим: с болячками, ранениями, травмами, и продолжают бродить по миру в поисках своего старого хозяина. Возможно, не находят и тогда ее ловит какой-нибудь умелый боец. Она даже может прожить с ним лет так пятьдесят, но когда наступит ее час, изо рта лошадки вырвется последний хрип, очень похожий на звон имени ее первого хозяина.

Лошадь сдохла — слезь. Меня сейчас хорошо поймет Марина, которая очень долго тянула одну сдохшую лошадь за ноги, потому что она была частью ее семьи. Не важно, что скакун был ретивым, все время куда-то убегал и возвращался потасканным, ободранным, с колючками на пузе. Ведь лошадь — это на всю жизнь, так ее учили. Но время прошло, а лошадь все-таки не воскресла.

15 проблем с дохлыми лошадьми

Как говорят в Интернете, мы сами себе ставим психологические ловушки, мешающие нам жить, ибо лошадью может быть не только любовь, но и работа, и дом, и образ жизни. Есть даже такой удивительный список, который мы применяем к нашим любимым дохлым скакунам.

Но как же все-таки определить, сдохла ли она на самом деле или мы просто хотим поверить в то, что ее больше нет?

Век лошади намного короче века человеческого, и рано или поздно каждая лошадь умирает

1. Часть первая, печальная, но светлая

Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.

История любви

До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.

История верности

Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.

Конские кладбища

Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом - лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.

2. Часть вторая, несентиментальная:
Корм для собак или аутодафе?

Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.
Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой - печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой - встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.
Тем не менее, лошади невечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, - обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.

Колбаса из любимца

Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей - спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.

Что ждет лошадь, обреченную на убой?

При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться - продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.

Где найти скотомогильник?

Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп - не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.
Самый старинный из них - скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.
Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») - захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты - копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» - источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.

Самый современный вариант

Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области - это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.

Как правильно поступить?

Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.
В Московской области владелец может обратиться на завод «Эколог» (позвонив по телефону 558-54-69). Но и в этом случае нужно будет произвести патологоанатомическое вскрытие и ряд лабораторных исследований, на основании которых решат, как утилизировать труп - переработать на мясокостную муку или сжечь, а останки захоронить. Завод «Эколог» имеет собственный транспорт для вывоза трупов животных, но за услуги по вывозу и утилизации трупа владельцу придется заплатить.

Что случится с лошадью после ее смерти - в конечном итоге это придется решать человеку - владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде - то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Казалось бы все ясно, но...
Мы уговариваем себя, что есть еще надежда.
Мы бьем лошадь сильнее.
Мы говорим «Мы всегда так скакали».
Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
Мы объясняем что наша дохлая лошадь гораздо «лучше, быстрее и дешевле».
Мы организовываем сравнение различных дохлых лошадей.

Мы сидим возле лошади и уговариваем ее не быть дохлой.
Мы покупаем средства, которые помогают скакать быстрее на дохлых лошадях.
Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
Мы посещаем другие места чтобы посмотреть, как там скачут на дохлых лошадях.

Мы собираем коллег, чтобы проанализировать, почему и как лошадь сдохла.

Мы стаскиваем дохлых лошадей, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.

Если лошадь сдохла – слезь.

Индийская пословица, конечно, хороша. В трех словах древний мудрец просто и четко выразил правильную мысль – действительно, если лошадь сдохла, ее не оживишь. Современная же трактовка – это снобистский, иронический текст, автор которого очень язвительно подшучивает над людьми, которые не могут оставить безнадежное дело, окончить работу.

Со своей стороны ему кажется, что все так просто. Но со стороны того, кто не хочет отпускать дохлую лошадь – все совсем-совсем наоборот. Он просто не может это сделать. Не получается у него это и не получится ни под какими предлогами, ни под индийскими пословицами, ни под современным таким красивым осмеиванием.

Переосмысление

Очень легко давать советы. То, что мы советуем, нам кажется легким и простым, прямо таки очевидным. Мы искренне удивляется, почему другой человек нас не слышит, ведь суть прозрачна, как капля росы. Вот и в этой индийской пословице – действительно, если лошадь сдохла - слезь. Современный чудак даже разжевал ее смысл до невероятных размеров.

И в тоже время – как нам самим трудно принимать советы. Какие бы слова не подбирались, как бы очевидно не было то, что нам говорят – а не можем мы это сделать, не получается у нас. И тысячи, тысячи людей действительно сидят у лошади, которая сдохла, и не отпускают ее, надеясь на невозможное, на ее оживление.
Конечно, можно «стебаться» над ними, смеяться. Можно пытаться переубедить их, например, вот такими пословицами: если лошадь сдохла - слезь. Только ничего из этого не получится. Их проблема лежит глубоко в подсознании и «стебом» и высмеиванием их проблемы не решить, можно только повредить и вызвать неприязнь к себе.

Проблема «лошадь сдохла», чемодана без ручки и сотни подобных вещей есть и всегда будет у нереализованных людей с анальным вектором . Их ступор, зависание в прошлом, невозможность выбраться из временнОй петли под названием «ах, вот если бы раньше…» - это все проявления их внутренних желаний, которые при невозможности реализоваться выливаются вот в такое явление – невозможность отпустить прошлое и идти дальше в будущее, невозможность понять простой вещи – лошадь сдохла.


Человек с анальным вектором – это человек, который обладает очень хорошей памятью. Для чего она ему дана? Чтобы собирать, анализировать и систематизировать знания и передавать их в будущее, то есть следующим поколениям. Проще говоря – это отличный учитель, самый лучший профессионал своего дела. Причем совсем не обязательно для своей реализации ему работать в школе. Он может быть и врачом, и водопроводчиком, главное – это учить новичков своему делу. И поскольку он учитель, как говорится, «от Бога», - то его ученики усвоят уроки на всю жизнь.

Но, к огромному сожалению, не всегда люди с анальным вектором работают там, где могут передавать свои знания и умения будущим поколениям. Директор предприятия, менеджер по продажам, начальник департамента, таксист, курьер, заправщик – это все далеко не его профессии, тут нужны совершенно другие качества, которые от природы даются другим людям. Работая в не своих сферах, такой человек идет по прямой дороге к тому, что его дело не будет иметь успеха, то есть его лошадь сдохнет. Мало того, что в такой ситуации человек страдает, так как делает то, что ему претит, но он еще и не может реализоваться, как учитель. И вот в этом случае у него срабатывает очень негативная программа в жизни, которая портит ему всю его будущую жизнь. Ему кажется, что раньше было намного лучше, чем сегодня. Обладая изумительной памятью, он начинает избирательно вспоминать приятные моменты своей жизни и как бы зависает в прошлом.

Это со стороны мы видим, что лошадь сдохла, а он не видит ее – он в эту минуту видит прекрасное прошлое, в котором лошадь еще жива и как он был счастлив в это время. В его глазах, это прошлое – как противопоставление противному настоящему, на которое глаза сами собой закрываются.

Как бы Вы не умоляли такого человека бросить лошадь, которая сдохла, ничего не получится. Он будет упираться возле нее годами и дело даже может дойти до абсурда. Единственный вариант вывести его из этого ступора, это помочь ему реализоваться в его родных качествах, например, профессионализме.

Есть старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла – слезь». Казалось бы, всё ясно, но...
1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда.
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее.
3. Мы говорим: "Мы всегда так скакали".
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле.
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой.
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях.
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Но суть одна и простая: ЛОШАДЬ СДОХЛА - СЛЕЗЬ!

Мне говорили: «Лошадь сдохла – слезь!»,
да я не верила и всё поводья рвала,
и благим матом сих синодов покрывала
«Твое ли дело? Не твое! Не лезь!»

«Что, белены объелись все вы, что ли?
И ни бельмеса вам, невеждам, не понять!
Не сдохла лошадь, гляньте – ни мозоля!
А с вас то что? Ни дать, ни взять!»

И закусив удила, в час по чайной ложке
на лошади своей едва плелась -
дыша на ладан, та клонилась понемножку
дыханье путалось, копыта вязли в грязь.

Казалось, всем уже известна эта тайна
секрет Полишинеля – как он есть!
Но мне мерещились в насмешливых злословьях,
то ли чужая зависть, то ли чья-то месть.

Я шало била лошадь кулаками,
передвигая к новенькой преграде,
молила лошадь горькими слезами,
не веруя сею сермяжной правде.

Но есть, как есть – всё было очевидно:
Дни сочтены – какой уж тут исход?
И стало мне вдруг совестно и стыдно,
что так закончился мой пламенный поход!

Пусть притчей во языцех станет тотчас
история, поведанная мной -
коль дохнет ваша лошадь, в муках корчась
- не бейте, не тащите за собой!

Не заблуждайтесь, нет! Оставьте этот бред!
Себе не лгите, что она воскреснет,
не тычьте в морду, угрожая, пистолет -
не оживет она, хоть лопни ты, хоть тресни.

И зарубите на носу, что никогда
такая лошадь не подменит новой,
не будет лучше – это ерунда!
Дохлая лошадь будет лишь хреновой!

Глас вопиющего в пустыне – ваши просьбы,
коль околела – ей уж не до вас.
И как уж вам бы не хотелось, бросьте
- ей уговоры, что получка, что аванс!

А что же лошадь эта – вы спросИте?
Откуда взяться ей в сих каменных стенах?
Такая лошадь, оглянитесь-присмотритесь,
подавно есть у каждого из вас!

Немилая работа – ваша лошадь!
И дружбы фарисейство – всё она!
И отношений опостылых ноша,
и обреченных сделок кабала!

Их всех не перечесть – табун немалый!
У всякого такое стадо есть!
Но вы примите мой совет бывалый:
коль, лошадь сдохла, не колеблясь - слезь!

Очень интересный эксперимент Джона Кэлхуна

Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, "поведенческая раковина" (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.

Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Целью эксперимента "Вселенная-25" был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов. Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.
Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее.

Появилась категория "отверженных", которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу "отверженных" можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества "отверженных", либо на любых других мышей.

Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.

Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая - фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название "красивые". К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. "Красивые" только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у "красивых" спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке "красивые" и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.
Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель "мышиного рая".

Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, "красивым" и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, "красивые" и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.
Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей. "Первая смерть" - это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии "мышиного рая", то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь - простое животное, для него самые сложные поведенческие модели - это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов "первой смертью" или "смертью духа". После наступления первой смерти физическая смерть ("вторая смерть" по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате "первой смерти" значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях "рая".
Однажды Кэлхуна спросили о причинах появления группы грызунов "красивые". Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба - это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных "красавцев", способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения "красавцы" отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления - это "первая смерть" по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела.

Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался "Вселенная-25"? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!