Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Сквош – что это такое и в чем его польза. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

Сквош на сегодняшний день чрезвычайно распространен. Быстро развивается, приобретает все большую популярность именно игра в сквош. Что это значит? Такие скорые темпы развития свидетельствуют о том, что у людей есть желание проводить свое свободное время с пользой, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Сквош - что это?

Если воспринимать понятие на ассоциативном уровне, то это большой теннис, но под крышей. Как уже говорилось выше, один из самых зрелищных и быстроразвивающихся индивидуальных игровых видов спорта - это и есть сквош. Игра ведется в закрытом помещении. Двое соперников с помощью ракетки отбивают мяч. При этом пропускать подачи нежелательно. Инвентарем для игры служат стены, ракетки и резиновый мячик.

Как и многие иные виды спорта, сквош пришел из Англии. Точную дату его появления назвать затруднительно. Первым же документальным свидетельством существования этого вида спорта считается книга о быте жителей Лондона, которая датируется 1807 годом.

Одна из фотографий, представленных в книге, не может не заинтересовать тех, кто занимается историей сквоша. Что это за картинка? Двор Флитской тюрьмы, на котором несколько заключенных ракетками бьют мяч о стену. Еще одна фотография свидетельствует о том, что не только заключенные любили эту забаву.

Родившийся за тюремными стенами сквош продолжительное время назывался просто «рэкетс», что в переводе означает «ракетки». Прошло много десятилетий, прежде чем рэкетс приобрел черты современного сквоша.

Сквош: правила игры

Вес мяча составляет 24 грамма при диаметре 4 сантиметра. Существуют также мячи, увеличенные в размере. Они предназначены для тех спортсменов, которые только начали играть в сквош. Правила игры не регламентируют способы удара по мячу.

Матч между одной парой игроков может складываться из трех или пяти геймов. В каждом гейме счет ведется до 11 очков. Победителем считается игрок, который первым набрал это количество баллов с отрывом от соперника более чем в два очка.

Спортсменам между каждыми двумя геймами разрешен перерыв, длительность его - 90 секунд.

Перед началом состязания каждому игроку дается по 2,5 минуты на «разогрев» мяча и разминку на корте. Если мяч заменен в процессе игры или же матч после некоторой задержки решено было продолжить, то спортсменам снова дается время на «разогрев» мяча.

Первого подающего спортсмена выбирают с помощью жребия. Подачу разрешено осуществлять с любого места по желанию игрока. Смена квадрата происходит после выигрыша очка.

Лет - что это?

Так как два спортсмена делят одну площадку, очень часто происходят помехи, препятствующие одному из игроков отбить мяч. В таких случаях можно просить так называемый лет - ничейный розыгрыш. Подача мяча не засчитывается, и спортсмен повторяет ее. Лет не дают в том случае, когда отбить мяч игроку не позволил промах или недостаточность приложенных усилий, а не внешняя помеха. Если игрок не ударит по мячу из страха задеть соперника ракеткой, он может рассчитывать на лет. В ситуации, когда мяч лопается в процессе игры, тоже дается лет.

Какие основные ошибки может совершить спортсмен при игре в сквош?

  1. Игроком допущено касание мяча поле после того, как тот сделал отскок от стены.
  2. После удара ракеткой мяч коснулся пола, так и не долетев до стены.
  3. Мяч ударился об акустическую панель или попал в стену над линией аута.
  4. Ошибкой считается, если мяч попал в спортсмена или просто коснулся его одежды.
  5. Отбитие игроком одного и того же мяча дважды тоже засчитывается за ошибку.

Мячик для игры в сквош - какой он?

На первый взгляд мяч для сквоша может показаться абсолютно посредственным резиновым мячиком. Однако сквош вряд ли мог бы существовать как вид спорта без надежных поставщиков правильного инвентаря.

Наличие точек и их цвет - главные отличительные черты мячей для игры в сквош. Что это значит? Так отмечаются сила отскока и скорость мяча. К примеру, две желтые точки показывают, что мяч довольно медленный и имеет слабый отскок. Таким спортивным инвентарем зачастую пользуются профессионалы, так как отбивают они с достаточной силой, вследствие чего мяч разогревается и становится более прыгучим. Тем, кто пришел в сквош недавно, лучше выбрать для игры снаряд с одной синей или красной точкой. Такие мячи обладают большей скоростью и лучшим отскоком, если сравнивать их с остальными.

Когда следует сменить мяч для сквоша? Приобретая инвентарь, посмотрите на него внимательно. Что вы видите? Четкий логотип производителя. Проведя пальцем по мячу, вы почувствуете, что его поверхность шероховата. В скором времени, после того как полностью сотрется логотип производителя, мяч станет гладким на ощупь. Тогда-то и настанет время приобрести новый инвентарь.

Чем привлекателен сквош?

Эта спортивная игра не требует длительного обучения и приобретения дорогостоящей экипировки. Кроме того, она имеет достаточно простые правила, а значит, поиграть в сквош может любой желающий.

Одна из самых привлекательных форм выполнения физических упражнений - это тоже сквош. Игра полезна для улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, тренировки координации и скорости реакции, а также развития тактического мышления.

По количеству сжигаемых калорий за определенный промежуток времени сквош превосходит такие виды спорта, как гребля, бокс, плавание, гимнастика, теннис, езда на велосипеде. Интенсивная часовая игра способна сжечь более 1000 ккал. Для сравнения: большой теннис за этот же время сжигает 400 ккал.

Во многих странах политики и бизнесмены выбирают для личных встреч именно клубы, в которых можно сыграть в сквош. Что это дает? Достаточно интенсивную физическую нагрузку за весьма малое количество времени. При этом процесс игры абсолютно не мешает общению. Все это делает сквош идеальным видом спорта для человека, живущего в большом городе.

В Сквош играют два игрока специальными ракетками и мячом, на специально оборудованном корте, представляющем собой прямоугольное помещение размерами 9,75 на 6,4 м. с ровными гладкими стенами разной высоты.

Игра заключается в поочередном обмене ударами ракетками по мячу таким образом, чтобы после каждого удара мяч коснулся передней стенки. Цель игры - так нанести удар по мячу, чтобы соперник допустил ошибку при своем ударе или вообще не смог отбить мяч. Удар считается ошибочным, если:

Мяч улетел в аут;

Мяч попал в специальное поле внизу передней стенки;

Мяч коснулся пола более одного раза до касания передней стенки;

Мяч не коснулся передней стенки.

Каждый матч состоит из 3-х или 5-и партий , каждая из котороых играется, пока один из соперников не наберет 9-ти очков. Игрок, выигравший 2 или 3 партии соответственно выигрывает матч.

В начале каждого розыгрыша мяч вводится в игру с помощью подачи. Право подавать первый раз определяется жеребьевкой (вращением ракетки).

Подача производится из специального поля именуемого квадрат подачи в переднюю стену так, чтобы мяч попал в специально размеченную часть передней стены корта. Подающий может начинать подачи с любой стороны корта, но затем должен подавать поочередно справа и слева, пока не потеряет право подачи.

Очки за выигранную подачу начисляется только подающему игроку. Если розыгрыш выигран принимающим подачу игроком, то он получает право на подачу.

При счете 8:8, принимающий подачу должен решить до скольки очков будет вестись данная партия - до 9 или 10. Кто из игроков первым набирает установленное количество очков, тот выигрывает партию.

В случае, если в течение розыгрыша один игрок помешал другому нанести хороший удар, тот может просить о повторном розыгрыше. Если по мнению судьи помеха была, то розыгрыш повторяется, а в случае, если по мнению судьи помехи небыло, то игрок поросивший о повторном розыграше проигрывает данный розыгрыш. Ели был прерван явно выигрышный удар, то помешавший игрок теряет очко или право подачи.

В любом случае игрок, чья очередь наносит удар, должен приложить для этого максимум усилий, а его соперник должен приложить все усилия, чтобы не мешать ему сделать это.

Параметры корта

Описание

Сквош Корт - прямоугольный блок с четырьмя вертикальными стенками переменной высоты, состоящий из Передней, Боковых и Задней стенок. Он имеет уровень пола и свободное простанство над Кортом.

Размеры и требования к корту

Длина Корта между игровыми поверхностями 9750 mm
Ширина Корта между игровыми поверхностями 6400 mm
Диагональ 11665 mm
Высота от пола до нижнего края линии аута передней стенки 4570 mm
Высота от пола до нижнего края линии аута задней стенки 2130 mm
Высота от пола до нижнего края Линии подачи на Передней стенке 1780 mm
Высота от пола до верхнего края линии акустической панели передней стенки 480 mm
Расстояние к самому близкому краю Поперечной линии от Задней стенки 4260 mm
Внутренние размеры квадратов подачи 1600 mm
Ширина всех линий и линии акустической панели 50 mm
Минимальная высота свободного пространства от пола Корта 5640 mm

Основные определения и требования в Сквоше

НИЖЕ (DOWN) Выражение, используемое, чтобы указать, что при подаче или возврате мяч ударился об пол или об акустическую панель или коснулся линии акустической панели перед тем, как достиг игровой поверхности передней стенки.

ИГРА (ГЕЙМ) Часть матча, начинающаяся с подачи и заканчивающаяся, когда один из игроков выиграл или набрал девять или десять очков (в соответствии с правилами).

ГЕЙМБОЛ (GAME BALL) Состояние счета, когда подающему требуется одно очко для ведения счета в игре.

ПОДАЧА (HAND) Период с момента, когда игрок становится подающим до тех пор пока не станет принимающим (потеряет подачу).

ПЕРЕХОД ПОДАЧИ (HAND-OUT) Условие, при котором происходит смена подающего.

ЛЕТ (LET) Спорный мяч. Ни один удар обоих игроков не привел к выиграшу очка или переходу подачи, так как один из игроков считает что была помеха и обращается к Рефери, чтобы тот признал помеху и назначил повторный розыгрыш.

МАТЧ (MATCH) Завершенное состязание между двумя игроками, начинающееся с разогрева и заканчивающееся, когда оба игрока оставили корт в конце заключительного розыгрыша.

МАТЧБОЛ (MATCH BALL) Состояние счета, когда подающему требуется одно очко для выигрыша матча.

НЕТ (NOT UP) Выражение, используемое, чтобы указать, что Мяч ударен не в соответствии с правилами. "Нет" применяется, когда:

Мяч ударен неправильно подающим или отбивающим мяч;

Мяч ударился более чем один раз об пол прежде, чем его ударил отбивающий мяч,

Мяч касается отбивающего мяч или чего-нибудь надетого на него, отличного от ракетки,

Подающий делает одну или более попыток ударить по Мячу, но не может сделать это.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА (OFFICIALS) Маркер и Рефери.

ЗА (АУТ) Выражение, используемое, чтобы указать что:

Мяч ударился о или выше линии аута стенки, или о потолок, или любой осветительный прибор, присоединенный к потолку,

Мяч был перепасован через любой осветительный прибор, присоединенный к потолку, и/или стенку выше линии аута,

В дополнение к 1) и 2) на кортах, которые полностью не закрыты, Мяч передан над линией аута за корт без касания любой стенки или, если нет линии аута, перепасуется над любой стенкой за корт.

ОЧКО (POINT) Единица системы счета. Одно очко добавляется к счету игрока, когда тот выигрывает розыгрыш, являясь подающим.

ЧЕТВЕРТЬ КОРТА (QUARTER COURT) Одна половина той части корта между поперечной линией и обратной стенкой, которая была разделена на две равных части средней линией корта.

РОЗЫГРЫШ (RALLY) Только подача или подача и любое число возвратов Мяча, заканчивющиеся, когда Мяч выходит из игры.

ДОПУСТИМЫЙ ЗАМАХ (REASONABLE BACKSWING) Начальное действие, используемое игроком в перемещении ракетки далеко от тела, как подготовка к движению ракетки к Мячу для удара. Замах считается допустимым, если он не чрезмерен. Чрезмерный замах - тот, в котором рука игрока с ракеткой вытянута к прямую линию, и/или ракетка вытянута с рукояткой приблизительно горизонтально. Решение Рефери о том, что является допустимым замахом в отличие от чрезмерного замаха, окончательно.

ДОПУСТИМОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (REASONABLE FOLLOW THROUGH) Действие, используемое игроком в продолжение движения ракетки после того, как она имеет контакт с Мячом. Завершение приемлемо, если оно не чрезмерно. Чрезмерное завершение - когда рука игрока с ракеткой вытянута в прямую линию, практически горизонтально. Чрезмерное завершение - также то, в котором рука образовывая прямую линию с ракеткой проделала более широкую дугу чем непрерывная линия полета мяча. Решение Рефери о том, что является допустимым сопровождением в отличие из чрезмерного сопровождения, окончательно.

ПОДАЧА (SERVICE) Способ введения мяча в игру подающим, чтобы начать розыгрыш.

СПЕЦИФИКАЦИЯ (SPECIFIED) Описание, данное мячам, ракеткам и кортам, которые встречаются в существующих спецификациях Международной федерации Сквоша WSF.

ОТБИВАЮЩИЙ (STRIKER) Игрок, чья очередь ударить по мячу после отскока мяча от передней стенки, или игрок, находящийся в процессе удара по мячу, или тот, кто только что отбил мяч и мяч еще не достиг передней стенки - точки возврата.

УДАР (STROKE) Усилие, прилагаемое игроком, который выигрывает розыгрыш, или в ходе игры или по присуждению Рефери, и который кончается выигрышем очка или сменой подачи.

АКУСТИЧЕСКАЯ ПАНЕЛЬ (TIN)

Область под линией акустической панели на передней стенке корта во всю его ширину, которая должна быть создана из материала, создающего отличительный звук при ударе Мячом.

Подсчет очков

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти. Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка). Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.
В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лёта») пришелся в противоположный углу подачи квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу — “NOT UP” («нот ап»),
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),
  • после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.Розыгрыш считается выигранным, если:

  • соперник не смог правильно выполнить подачу,
  • соперник не смог правильно выполнить возврат,
  • игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

  • Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).
  • Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).
  • Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

  • если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,
  • если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

  • беспрепятственный прямой доступ к мячу,
  • свободный обзор перемещающегося мяча,
  • пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,
  • свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены. Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним. В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:
  • Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.
  • Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.
  • Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “ Lets

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

  • В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
  • В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.
  • В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно. В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).

> Правила сквоша

В сквош играют два человека. Перед началом матча проводится розыгрыш, который определяет, кто будет делать первую подачу. Подающий решает, из какого квадрата он будет подавать, а после каждого выигранного очка он делает подачу из другого квадрата. Матч по сквошу может состоять из трех или пяти партий. Для победы в матче достаточно выиграть в двух и трех партиях соответственно. Одна партия обычно ведется до девяти очков.

Хотя сквош во многом напоминает теннис, у него есть ряд особенностей, связанных, конечно, с тем, что стены являются частью корта. При правильной подаче мяч должен удариться о переднюю стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены должен попасть в большой квадрат соперника. При этом мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. Если это происходит, то подача считается неправильной и право подачи переходит к сопернику. Мяч также не должен ударяться ни в одну из линий на стенах.

Соперник должен отбить мяч и направить его на переднюю стену. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока один из игроков не допустит ошибку. Ошибками будут считаться следующие ситуации:

  • мяч улетел в аут;
  • мяч попал в специальное поле внизу передней стенки;
  • мяч коснулся пола более одного раза до касания передней стенки;
  • мяч не коснулся передней стенки.

Если ошибку допустил игрок, который делал подачу, то происходит переход подачи, а если ошибку совершил игрок, который принимал подачу, то подающему засчитывается очко. Другими словами, очко за выигранную подачу засчитывается только подающему игроку.

Еще одной особенностью сквоша, кроме стены, является тот фот факт, что обоим игрокам приходится делить одну и ту же площадку, поэтому во время игры нередко возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что соперник помешал ему произвести хороший удар, то он может обратиться к судье с просьбой переиграть розыгрыш (нужно произнести «let»). Если судья согласится с тем, что помеха действительно была, то розыгрыш будет переигран, а если нет – то будет засчитан проигрыш этого розыгрыша. Если же судья решит, что соперник помешал игроку сделать явно выигрышный удар, то игроку будет засчитано очко (если он подавал) или он получит право подачи (если принимал). Игрок не может попросить «let», если он уже отбил мяч или хотел ударить по нему, но промахнулся.

Судья отказывает игроку в просьбе переиграть розыгрыш (произносит «nolet») в следующих случаях:

  • если игрок не смог отбить мяч;
  • если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч;
  • если игрок ударил по мячу и промахнулся.

Исключением из этого правила будет ситуация, когда игрок при замахе ракеткой обязательно ударил бы соперника. В этом случае позволяется «let».

Игроку будет засчитано очко («stroke»), если:

  • соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом;
  • соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.

Игроки могут переиграть розыгрыш, если мяч во время игры порвался, если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу, если судья не уверен и считает, что правильнее будет переиграть розыгрыш.

Розыгрыш может быть переигран, если:

  • игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом;
  • игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой;
  • мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу;
  • игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом;
  • изменились игровые условия, которые повлияли на результат розыгрыша.

Игра в партии ведется до тех пор, пока один из участников не наберет 9 очков. При счете 8:8 принимающий подачу игрок должен решить, будет ли игра идти до 9 или 10 очков. Тот, кто первым наберет условленное количество очков, выигрывает партию. В матче, состоящем из трех партий, достаточно одержать победу в двух из них; в матче, состоящем из пяти партий, достаточно одержать победу в трех. Ничьих в сквоше не бывает.

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти.

Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка).

Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Разминка

Перед началом каждого матча игрокам разрешается провести 5-ти минутную разминку на корте (2.5 минуты на каждой стороне корта) и разогреть мяч.

Если в течение игры мяч был заменен на новый, или в игре был допущен перерыв, игрокам разрешается разогреть мяч до нужной температуры перед началом розыгрыша.

Игрокам разрешается разогревать мяч на корте в течение любого перерыва в матче.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.

В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лета») пришелся в противоположный углу подаче квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

    отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу - “NOT UP” («нот ап»),

    после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),

    после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.

Розыгрыш считается выигранным, если:

    соперник не смог правильно выполнить подачу,

    соперник не смог правильно выполнить возврат,

    игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

ПРИМЕЧАНИЕ: В ЛЮБОМ ИЗ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ РОЗЫГРЫША ИГРОК ДОЛЖЕН ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ НАНЕСЕНИЯ УДАРА ПО МЯЧУ, ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ УГРОЗА НАНЕСЕНИЯ ТРАВМЫ (ПОПАДАНИЯ) МЯЧОМ ИЛИ РАКЕТКОЙ СОПЕРНИКУ. В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ИГРА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ И РОЗЫГРЫШ ПЕРЕИГРЫВАЕТСЯ (“A LET” – «ЛЭТ») ИЛИ АТАКУЮЩИЙ ИГРОК НАКАЗЫВАЕТСЯ ШТРАФНЫМ ОЧКОМ.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

    Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).

    Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).

    Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).

Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

    если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,

    если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком.

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.

Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

    беспрепятственный прямой доступ к мячу,

    свободный обзор перемещающегося мяча,

    пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,

    свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены.

Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним.

В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:

    Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.

    Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.

    Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “Lets”

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.

За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.

Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.

Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.

Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.

Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.

Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.

В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

    В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.

    В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.

    В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.

Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.

Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно.

В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!