Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В каком году погиб айртон сенна. Айртон Сенна. Крушение в автогонках

Этот пост можно смело пролистывать, т.к. он, скорее, для меня самой, чем для вас, уважаемые френды. Ибо его содержание относится к моей нынешней работе, а, насколько мне известно, среди моих LJ-френдов Формулой-1 почти никто не интересуется.

Под катом - текст моей старой (2004 года) статьи о бразильском гонщике Формулы-1 Айртоне Сенне. С этого персонажа в самом конце 80-х начался мой интерес к Большим Призам. Сенна же, в 94-м стал причиной одного из самых сильных (негативных) потрясений в моей жизни... В какой-то мере именно та трагедия в Имоле и стал причиной того, что я поменяла специализацию - с театральной журналистики на спортивную... И уже лет 10 пишу о Королевских гонках.

Кладу эту статью сюда, для того, чтобы была под рукой и не терялась. А то у меня есть паршивая привычка - терять собственные публикации. За свою уже достаточно долгую профессиональную журналистскую жизнь (первая большая публикация у меня случилась в... 1986 году, наверное?) я написала уже очень много разных статей - от маленьких заметулечек до больших эссе. Большинство из них - это черновая новостная или репортажная работа из серии пробежал глазами и забыл. И я сама о них забываю сразу после их выхода из печати. Но бывали изредка и тексты, которые я сама считаю удачными. Но их я тоже теряю, а потом никак не могу найти. Так что я решила постепенно выложить их все сюда. Пусть будут. По крайней мере, буду знать, где искать в случае чего.

Айртон Сенна - СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ

(май 2004) "ТВ Парк"

Десять лет назад, 1 мая 1994 года, на итальянском автодроме в Имоле оборвалась жизнь одного из величайших гонщиков Формулы-1 - Айртона Сенны да Силвы. На седьмом круге Гран При Сан-Марино его бело-синий "Уильямс на скорости в 320 км/ч вдруг резко ушел с траектории и врезался в отбойник в повороте Тамбурелло. Сенна погиб на месте. Ему было всего 34 года. Как выяснило потом долгое судебное разбирательство, в смерти бразильского гонщика, виновно было лишь трагическое стечение обстоятельств - сломавшаяся колонка рулевого управления да неудачный угол удара машины о стену. Но его смерть, как раньше и его жизнь наложила огромный отпечаток на Большие Призы.

Формула-1 за свою историю знала многих выдающихся чемпионов и великих гонщиков - кумиров трибун. Но, пожалуй, лишь Джима Кларка да Жиля Вильнева она оплакивала столь же горестно и безутешно. Рана от этой потери оказалась слишком глубока у всех, кого она задела хоть краем. А тогда, в 94-м первой жертвой общего горя стал злосчастный Тамбурелло - один из самых знаменитых и уникальных поворотов Больших Призов - "убийцу" Бразильского Волшебника стерли с карты автодрома Имолы, заменив безликой шиканой. Затем перекроили снизу до верху конструкцию гоночных болидов, поставив во главу угла безопасность гонщиков, будто чувствуя перед ним, умершим по нелепой случайности, тайную вину - действительно, при современной конструкции машин Айртон в той аварии не получил бы и царапины…

Что же было такого в этом бразильском парне, что за целое десятилетие Королева автоспорта так и не смогла до конца пережить его смерть, смириться с ней? Да, Сенна действительно был уникально одаренным, наверное, даже гениальным гонщиком. Одних его многочисленных титулов и выдающихся достижений вполне хватит, чтобы навеки занести его имя в Зал Славы Формулы-1. Трехкратный чемпион мира (1988, 1990, 1991) в составе команды "МакЛарен"… Обладатель 41-й победы в Гран При (третий результат в истории Формулы-1)… Непревзойденный мастер квалификаций, чей рекорд в 65 поул-позиций держится до сих пор… Принц Монако - пока лишь Сенне удалось одержать целых пять побед на самой коварной и престижной трассе Формулы-1 по улицам Монте-Карло… Бразильский Волшебник, подчиняющий себе скорость, и не ведающий страха … "Человек дождя" - непобедимый царь и бог на мокрой трассе… Это все о нем.

Но не только. Долгие девять сезонов - с пасмурного июньского дня 1984 года, когда на залитых дождем улицах Монако безвестный бразильский новичок из слабенькой команды "Тоулмен" бросил вызов знаменитому гонщику "МакЛарена" Алену Просту, - до "черно уик-энда" 1994 в Имоле, - Айртон Сенна был мечтой, вдохновением и мятежным духом Формулы-1. Он оставил после себя множество легенд. Но главное в них даже не спортивные подвиги не ведающего страха супер-гонщика и не гламур блестящей жизни мировой звезды, а человек по имени Айртон - яркий, страстный, противоречивый, невероятно притягательный, не вмещающийся ни в какие рамки.
Часть легенды Сенны - неуклюжий малыш из богатого района Сан-Паулу, который не мог преодолеть и трех ступенек лестницы, врачи диагностировали у мальчика серьезные проблемы с координацией движений. Мама, сеньора Нелде, покупала Бику, как его звали в семье, по две порции мороженного сразу, ведь первую он обязательно ронял на пол. А папа - сеньор Милтон да Силва, преуспевающий бизнесмен и землевладелец, - смастерил для четырехлетнего сына маленький карт, чтобы поправить его здоровье - с этого и началась гоночная карьера будущего чемпиона…

Айртон очень гордился своей семьей и не раз повторял, что ему невероятно повезло. Его детство было счастливым и безоблачным - он, его старшая сестра Вивиан и младший брат Лео жили в атмосфере любви, заботы и взаимной поддержки. А капиталы отца позволили юноше начать гоночную карьеру в Европе - правда, вначале сеньор Милтон, пусть и сам страстный фанат автогонок, был не слишком рад выбору своего наследника - он бы предпочел, чтобы сын получил высшее образование и включился в дела семейного бизнеса. Однако Айртон, бредивший лишь гонками и победами, впервые проявил тогда свое фирменное несгибаемое упрямство - и отцу пришлось смириться. Он настоял лишь, чтобы Айртон выступал под девичьей фамилией матери - Сенна.

До конца жизни главной ценностью для Айртона оставалась его семья. Замкнутый, застенчивый очень ранимый интраверт (многие из тех, кто знал его плохо, принимали это за высокомерие и холодность), он мало кого вводил в этот круг, и лишь среди родных и ближайших друзей чувствовал себя комфортно. Близких друзей у него всю жизнь было мало, но уж если человек завоевывал его доверие, то дружил Айртон крепко. Австриец Герхард Бергер пришел в "Макларен" в 1990-м году. Солнечная натура, честный и прямодушный весельчак, любитель проказ и розыгрышей, он сумел преодолеть замкнутость и недоверчивость серьезного трудоголика Айртона. Связавшая их крепкая дружба стала притчей во языцех в Ф-1, где такие отношения между гонщиками - редкость, а бесконечные шуточки друг над другом и окружающими - лягушки в спальне, бумажники, привинченные шурупами к столу паспорта со вкленными туда картинками из "Плейбоя" - одной из самых забавных страниц фольклора Больших Призов. "Я научил Айртона веселиться, расслабляться и вопринимать жизнь не так серьезно! - хвастался Бергер. Но в той "черной" Имоле Герхарду, верному другу, пришлось оказать Айртону, последнюю, тяжелую услугу: именно Бергер, пожалев находящегося в прострации Лео да Силву, взял на себя официальную процедуру опознания изуродованного тела Сенны в морге болонской больницы…

…Айртон обожал родную Бразилию - хотя у него были дома в Монако и в Португалии, Европа для него была лишь местом работы.. Он неизменно стремился на родину - именно там, в шумном Сан-Паулу, на фазенде родителей в Татуи и в собственном любимом убежище - прекрасной вилле в Ангра душ Рейш на берегу океана, он чувствовал себя счастливым. Айртон гордился тем, что он бразилец - после каждой победы в руках Волшебника всегда развевался желто-зеленый флаг его страны. И бразильцы платили ему ответным обожанием. Он был идолом и богом всей нации.

Но Сенна, выросший и живший в богатстве, никогда не закрывал глаза на проблемы Бразилии. "Меня очень печалит, что простые люди у нас живут все беднее, - сетовал он. - Я не в силах этого изменить, но, по крайней мере, постараюсь своими победами дать им хотя бы немного надежды и радости". Сенна лукавил - он регулярно жертвовал большие деньги на благотворительность, особенно на помощь больным и бездомным детям. Айртон очень любил ребятишек, сам как большой мальчишка, мог часами играть на пляже со своими маленькими племянниками. Но если эти кадры регулярно попадали на страницы журналов, то свою помощь детям бедняков он держал в строжайшем секрете - смертельно боялся, что ее могу счесть рекламной акцией. Все это стало известно уже после его смерти.

Легенда числит Сенну среди самых жестких и конфликтных пилотов Формулы-1. Наверное, так оно и было. Он, чьим девизом было "стремясь к совершенству", очень много требовал от себя и от других и никогда не сдавался, когда ему бросали вызов. В Айртоне неутолимая жажда победы и неумение проигрывать странным образом сочетались с обостренным чувством справедливости. Сенна часто повторял, что больше всего он ненавидит ложь, коррупцию и неискренность в отношениях. "Что хуже поражения?" - спрашивал он. И сам отвечал. - "Проиграть из-за того, что тебя обманули!". Будучи человеком искренним, даже прямолинейным, максималистом, делившим мир на черное и белое, он за восемь лет в Формуле-1 он так и не освоил искусства дипломатии и закулисных интриг. Если он считал, что с ним поступали несправедливо, то бросался в бой в открытым забралом и шел до конца.

Едва ли не самый тяжелый грех в его формульной биографии - столкновение с Аленом Простом на Сузуке-90, которое принесло Сенне второй титул, с точки зрения Айртона было лишь местью бывшему партнеру по "МакЛарену" за нечестный маневр на Сузуке-89. И восстановлением справедливости в борьбе бразильца с Автофедерацией, чей президент француз Жан-Мари Балестр, по мнению Сенны, подыграл тогда своему земляку, Просту, и лишил бразильца заслуженного титула. На Гран При Японии-90, где спор за титул вновь шел между ним и Аленом, Сенна обнаружил, что завоеванная им поул-позиция располагается на грязной части трассы (что лишало ее всяких преимуществ). Балестр остался глух к его справедливым просьбам перенести место поула, и тогда разъяренный Айртон публично пообещал: если Прост, занимающий второе место на решетке, опередит меня при старте, дальше первого поворота он не уедет! И - выполнил свое обещание… Лишь много позже он с грустью признает. "Что бы вы ни делали, вам не победить систему. Поэтому приходится либо стать частью ее, либо мириться с последствиями"…

Его многолетняя любовь-ненависть с Аленом Простом - вообще отдельная, захватывающая и печальная история. После гибели Сенны Голливуд даже порывался снять об этом кинофильм, на роль бразильца приглашали Антонио Бандераса, да дело заглохло - к счастью, слишком больной еще была эта история для ее участников. Сенна вкладывал страсть и душу во все, что он делал, в том числе в соперничество со своим новым напарником по "Макларену" - лучшим на тот момент гонщиком Формулы-1. Превзойти Проста стало для него делом чести и смыслом существования. Их отношения быстро и, как казалось, непоправимо испортились: Алена, проведшего в Макларене" уже много лет и завоевавшего для команды два титула, бесило то, что новичок-бразилец каким-то загадочным образом умудрился влюбить в себя команду и все теперь вертится вокруг Айртона. А того, в свою очередь, выводила из себя склонность француза к закулисным играм. Их ссора переросла в сезон взаимной вендетты на трассе, чуть не подкосившей "Макларен, и привела к уходу Проста в "Феррари" в 90-м. Враги выясняли отношения еще несколько лет - причем не только в печати, но и на трассе, на скорости 300 км/ч - яростно, жестко, порой почти безумно. "Мы заставляли друг друга перегодить грань разумного", - признается позднее Сенна. Не покалечились они, наверное, только потому, что оба были непревзойденными асами пилотажа. Но оба в глубине души понимали, как важны они друг для друга - и сумели остановиться, пока не случилось беды. После многочасового откровенного разговора один на один на Хунагроринге-91, Ален и Айртон покончили с войной. Друзьями они, правда, так и не стали, не успели - лишь начали обратно по кирпичику восстанавливать отношения. Но уважение и даже привязанность друг к другу с тех пор выказывали всегда. Когда Прост, завоевав свой четвертый титул, осенью 1993 года покинул Формулу-1, Айртон откровенно загрустил - у него отняли его любимого соперника. Легенда сохранила его трогательный радиопризыв из кокпита "Уильямса" к Просту, комментатору французского телевидения,- утром в той самой Имоле, за несколько часов до смерти: "Ален, пожалуйста, возвращайся, мне без тебя плохо"…

А еще за Сенной шла слава человека абсолютно бесстрашного. Полное отсутствие страха в нем пугало его родителей еще в детские годы. Позднее Сенна не раз признавался, что опасность притягивает его, как магнит. Он увлекался экстремальными видами спорта, обожал все быстрое - от водных катеров до сверхзвуковых истребителей, постоянно ходил по краю не только на трассе, но и вне ее - однажды Айртону приспичило возвращаться из Ангра душ Рейш в Сан-Паулу на вертолете под дождем. Все категорически рекомендовали ему переждать непогоду, но он все же поднял машину в воздух, но на огромной высоте она клюнула носом и понеслась камнем к земле. Каким чудом Сенне удалось найти выровнять машину и найти просвет среди облаков, знает, наверное, только Бог, в которого он так истово верил.

Семейство да Силва - глубоко религиозные католики, Айртон унаследовал от матери и старшей сестры такие же глубоко личные, спиритуалистические, экзальтированные даже отношения со Всевышним. Он не раз публично признавал, что постоянно чувствует присутствие Бога в своей жизни, верит, что тот ведет и оберегает его. Доподлинно известно, что он всегда возил с собой Библию, а в бумажнике у него лежал листок со стихами, похожими на молитву - "Следы на песке". Кое-кто из близких ему людей уверял, что они написаны им самим. Еще одна легенда? Может быть. Вот только стихи эти очень похожи на Айртона. Герой их видит во сне себя вместе с Богом на пустынном океанском пляже - а в небе проходят одна за другой картины его жизни - и каждое из них сопровождается появлением двух рядов следов на влажном песке. Но самым тяжелым моментам его судьбы почему-то соответствует лишь одинокая цепочка следов… Герой в смятении вопрошает Бога: "Господи, Ты же обещал мне, что пока я следую за тобой, ты меня никогда не оставишь? Почему же ты покидал меня в самые страшные мгновения моей жизни?" И слышит в ответ: "Возлюбленный сын мой, я не покидал и никогда не покину тебя. А в те роковые мгновения я просто нес тебя на руках"…

Айртон был очень эмоциональным, чувствительной натурой. "Во что превратится жизнь, если лишить ее эмоций?" - любил повторять он, и никогда не стыдился слез. Но от страха не плакал никогда - лишь от обиды, ярости - или сострадания. Он не любил думать о возможности собственной смерти, но хорошо отдавал себе отчет, насколько опасны гонки. А потому, очень близко к сердцу принимал ранения своих коллег. Тот "черный" уик-энд в Имоле с первого дня стал для него страшным испытанием - вечер пятницы Сенна провел в больнице у постели своего земляка и подопечного, тогда еще совсем юного Рубенса Баррикелло - тот попал в страшную аварию на тренировках. А в субботу стал единственным из гонщиков кто всеми правдами и неправдами прорвался в медцентр, чтобы выяснить, в каком состоянии находится разбившийся в квалификации дебютант Больших Призов Роланд Ратцебергер. Когда главврач Ф-1 Сид Уоткинс, старый друг Айртона, сообщил бразильцу, что Роланд мертв, Сенна не выдержал и разрыдался у него на плече…

Айртона Сенну называли не только Волшебником, но и Философом Формулы-1. Возможность жить сегодняшним днем его не удовлетворяла, он всегда стремился, понять свое место и роль в этом мире, заглянуть за грань бытия. В характере Сенны вообще была склонность к метафизике, мистицизму и чрезвычайно развита интуиция. Он не раз упоминал в интервью о странных состояниях, которые ему изредка удавалось достигать в лучших гонках: одновременный жесткий контроль и полная свобода, ритм движений, подобный совершенной мелодии и ощущение собственного присутствия одновременно здесь-в будущем, точное предчувствие того, что произойдет в следующие секунды…

Эх, если бы интуиция не подвела его в тот уик-энд… Ведь недоброе предчувствие шевельнулось тогда даже в душе профессора Уоткинса. "Не выходи ты завтра на гонку, не надо! - умолял он Сенну. - И вообще, брось гонки - разом! Ведь ты уже всего добился"… "Сид, есть вещи над которыми мы не властны, - услышал Уоткинс в ответ. - Я не могу уйти. Я должен продолжать".
На следующий день было 1 мая - искореженные, залитые кровью обломки "Уильямса" в Тамбурелло. На последних фотографиях перед стартом у Айртона измученное, тоскливое, какое-то обреченное лицо. Возможно, он все же предчувствовал… "Когда мы получили сигнал о новой аварии, я почему-то сразу понял, что это Сенна", - рассказывал Уоткинс. Он, опытный хирург, сразу понял, что рана смертельна. Единственное утешение - Сенна не мучался, острый обломок подвески, как копье, пробив шлем, вонзился ему в висок. "Когда мы вынули Айртона из машины и положили на землю, он тихонько вздохнул, и я буквально ощутил, как в этот миг отлетела его душа", - вспоминал Уоткинс.

…В жизни Сенны сбылось очень многое. Мало кто к 34-м годам достигает таких вершин и славы. Но то, что горше всего ранит в его истории- та его жизнь, которая осталась несбывшейся. Он так любил детей, так мечтал о семье - но не успел ее завести. Хотя женщины его обожали, ему не так уж везло в любви, слишком много сил отнимали гоночные страсти. В 19 лет Айртон даже был женат - на очаровательной белокурой Лилиане Васконселуш, подружке по детским играм, дочери друзей семейства да Силва. Но их брак не протянул и года. Его юную жену утомила полунищая жизнь в холодной Англии, где ее помешанный на гонках муж сутками пропадал на автодроме.

После этого после бесконечная череда подружек - на вечер и на подольше, пока в конце 80-х он не встретил звезду бразильского телевидения Шушу Менегэл - красивую, энергичную, умная женщину. Тут уже Айртон влюбился всерьез - их роман продолжался около двух лет, и он уже начал задумываться о браке и детях. Но потом произошел разрыв - Айртона, воспитанного на традиционных представлениях о семье, утомляло иметь рядом с собой деловую женщину, сосредоточенную на собственной карьере. А потом, Сенна, человек очень замкнутый и никогда не выносивший свои личные дела на публику, был больно уязвлен тем, что Шуша охотно и откровенно рассказывала об их отношениях в прессе…

В начале 1993 года судьба вновь поманила Сенну надеждой на семейное счастье - на Гран При Бразилии он познакомился с 19-летней фотомоделью Адрианой Галисту. То, что по всему должно было стать лишь мимолетным романом, неожиданно превратилось в серьезные отношения. Дри, как звал ее Сенна, не была образованной деловой женщиной из высшего общества, как Шуша - простая девчонка из небогатого пригорода. Но она была хороша собой, добросердечна, весела, обожала Айртона и готова была ради него отказаться от своей модельной карьеры. Сенна настолько серьезно воспринимал их отношения, что впервые начал появляться с Адрианой на всех официальных приемах, возить ее с собой на гонки и даже ввел в семью. Клан да Силва не был в восторге от выбора сына. Но при жизни Сенны недовольства вслух никто не выражал - Айртон умел настоять на своем. Но эту историю любви оборвала Имола. Айртон в тот раз не взял Адриану с собой на гонку, она ждала его в их доме в Португалии. Вечером в субботу Сенна позвонил ей в шоке и сквозь слезы начал рассказывать о гибели Ратценбергера и что он не хочет выходить на гонку… На следующий день Адриана в прямом эфире вместе со всем остальным миром стала свидетельницей его смерти.

А ведь он совсем не собирался умирать. Всего за несколько месяцев до Имолы Сенна говорил в интервью: "Я хочу жить долго и совершенствоваться с каждым прожитым годом. Надеюсь, что я способен сделать еще очень многое. У меня масса планов на будущее!"

Планов, действительно, была масса. Он планировал выступать в Формуле-1 еще года три-четыре - обогнать Проста по количеству чемпионских титулов в "Уильямсе", потом еще годок поездить на алых болидах "Феррари", а потом… Его друзья вспоминают, что в последние полтора-два года жизни к Айртону начала приходить внутренняя зрелость. Азартный мальчишка, жадный до побед, начал уступать место умному, взрослому мужчине, который хотел открывать для себя новые горизонты. Когда-то он всеми силами отбрыкивался от участия в отцовском бизнесе, а тут стал активно заводить собственные коммерческие проекты - стал дистрибьютором европейских автомобилей в Бразилии, заинтересовался модельным бизнесом, выпустил собственную коллекцию модной одежды… А в начале 1994-го в Бразилии свет вышел первый выпуск комиксов для детей "Сеньнья" (маленький Сенна) - любимый проект Айртона, его гордость, доход от которого планировалось отправлять на нужды детских организаций страны.

"Сеньнья" выходит в Бразилии до сих пор. И Фонд Айртона Сенны под председательством Вивиан, осуществляющий благотворительные программы в помощь бразильским детям, тоже существует. Всего остального уже никогда не случится - нелепая случайность того майского дня навсегда перечеркнула все надежды и мечты этого молодого, красивого и талантливого человека. Почему это случилось? Да кто же знает… Может Бог, которого он так любил, отвлекся на мгновение. А может, просто в очередной раз поднял на руки - а потом раздумал возвращать на землю? И осталась только легенда. А еще - следы на песке…

Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери - Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 - Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 - Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню - Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda.

В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами.



В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.



В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 - Роланда Ратценбергера.

Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как "Чёрный Уикенд". Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору.





На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.


Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался.






Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины.

В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере!

Видео того злополучного "Чёрного Уикенда" с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. на ролик (обязательно посмотрите).

Ещё одно видео аварии.

Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне.

Часть 1 (авария и предыстория)

Часть 2 (причины)

Айртон вспоминал, что гонка проходила на улицах города, а стартовые позиции были написаны на листках бумаги, которые затем участники вытягивали из шлема.

Айртону достался первый номер, и он стартовал с поула. Почти все участники были намного опытнее его, однако не могли догнать его на прямых, поскольку он был намного легче и его автомобиль поэтому ехал быстрее. Повороты, однако, Айртон проходил медленнее, и в одном из поворотов в его машину кто-то врезался сзади, из-за чего он вылетел с трассы.

В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить.

В 1981 году Айртон женился на своей давней подруге - Лилиан да Вашконселуш Соуза. У них было много общих интересов, некоторое время они даже вместе участвовали в гонках, но всё же их брак продлился недолго - в 1983 году они развелись.

«Этот брак был ошибкой, - говорил Сенна после развода, - но она очень хорошо готовила». Сенна придавал слишком большое значение гонкам и не мог сочетать их с супружеством. После этого у него было немало романов, но до женитьбы дело больше не доходило.

Сенна с мамой

В том же 1981 году бразилец отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери - Сенна, поскольку фамилия да Силва была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000.

В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стал чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 - «Уильямс», «Макларен», «Брэбэм» и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.

Начало карьеры в Формуле-1

Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими, как «Уильямс», «Макларен» или «Брэбэм». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой талант гонщика в Формуле-1.

Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходил Гран-при Южной Африки.

В следующем, 1985 году Сенна перешёл в более сильную команду - «Лотус» (этот переход сопровождался трениями с командой «Тоулман», с которой у Сенны был контракт ещё на год и которая не хотела отпускать его).

Команда «Лотус» построила тогда одну из лучших своих машин того периода - 97Т, партнёром Сенны по команде был Элио де Анджелис. На первой трассе сезона - Гран-при Бразилии - Сенна вынужден был сойти из-за проблем с электроникой. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место.

Второй сезон в «Лотусе», 1986 года сложился у Сенны лучше, благодаря тому, что инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надёжной. Очков Сенне снова хватило лишь для четвёртого места в чемпионате.

Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда «Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным. Начало сезона у Сенны не сложилось, но затем он выиграл подряд две гонки - престижный Гран-при Монако и Гран-при США в Детройте - и вновь оказался лидером чемпионата.

После Гран-при Австралии стюарды установили, что отверстия для охлаждения тормозов на машине Сенны были шире, чем предусмотрено регламентом, и Сенна был дисквалифицирован. Из-за этого по итогам сезона он с 57 очками занял третье место.

Карьера в McLaren

В 1988 году Сенна оказался в «Макларене», где его напарником стал Ален Прост, к тому времени двукратный чемпион мира. Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов.

В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла команда «Феррари»), из которых 8 принадлежали Сенне и 7 - Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.

В следующем сезоне 1989 года конкуренция ещё более обострилась, выливаясь в постоянную борьбу на трассе и психологическую войну вне её. Типичным эпизодом этой борьбы стал, например, Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место в течение всей гонки; выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Сузуке, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга.

Этот манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. Сенна публично заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA - Сенну оштрафовали на крупную сумму и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию.

Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Сузуке, и снова борьба шла между Простом и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом.

Айртон Сенна на Гран-при США, 1991В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Уильямс». К концу сезона шла равная борьба, но на Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и потерял шансы в борьбе за чемпионат. Сенна завершил сезон победой в досрочно остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз.

В 1992 году благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Уильямса», Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество «Уильямса», но и отсутствие Проста - без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду «Уильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Уильямсе», однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага.

Сенна отказался подписать контракт с «Маклареном» на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждую гонку в отдельности. Начало сезона получилось впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна занял второе место, а затем победил на двух гонках подряд - Гран-при Бразилии и затем Гран-при Европы (эта гонка, проходившая в дождь, считается одной из лучших гонок Сенны). Неожиданный успех продолжился победой в Гран-при Монако.

Человек дождя

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

Свою первую победу на трассе в Эшториле в 1985 году Сенна одержал также в условиях сильного дождя, когда даже шедший вторым Ален Прост не справился с управлением, его развернуло и бросило на стену. Вторая гонка, в которой Сенна одержал победу в 1985 году - Гран-при Бельгии - тоже проходила в дождь. Впоследствии Сенна провёл немало интересных дождевых гонок, которые запомнились и экспертам, и болельщикам.

Одной из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года. Гонка началась при сильном дожде, что спутало все прогнозы. Многие эксперты после гонки говорили, что это был лучший первый круг гонки, который они когда-либо видели. В дальнейшем дождь то прекращался, то начинался снова, гонщики постоянно меняли резину, при этом Сенна несколько раз в течение гонки затягивал смену резины, продолжая ехать по мокрой трассе на сликах. В результате на финише гонки в одном круге с победившим Сенной был только Хилл, который отстал от Сенны на 80 секунд.

Характер Сенны

На трассе Сенна был предельно целеустремлённым и всегда стремился победить, нередко пилотируя машину на грани возможного. Многие считали его стиль вождения слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни.

Когда однажды Сенна признался, что верит в Бога, Ален Прост сказал, что Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему пилотировать машину, и поэтому ведёт себя на грани сумасшествия. Мартин Брандл также говорил: «Несомненно, Сенна - гений. Но это значит, что жизненный баланс в нём сильно смещён в одну из сторон. Он так сильно развил свои навыки, что часто находится за гранью. Это опасный знак».

Сам Сенна признавал, что стремится в каждой гонке достичь пределов собственных возможностей, но говорил, что главное для него - не превосходство над другими, а познание самого себя. С другой стороны, некоторые считали, что ради победы в гонке Сенна был готов на многое, в том числе даже на неблаговидные поступки. В связи с этим особенно часто упоминалось столкновение с Аленом Простом в конце сезона 1990 года.

Ходили слухи, что перед этой гонкой Сенна в кулуарной обстановке боксов сказал, что если Ален войдёт первым в первый поворот, то он там и останется - что и случилось в гонке. Примечательно, что другой великий гонщик Формулы-1, Михаэль Шумахер, после постоянных эпизодов собственного неспортивного поведения, заявлял в прессе, что когда это делал Айртон Сенна, то это была обычная практика, а когда так делает он сам, то все считают это нарушением принципов «честной игры».

Сенна бывал вспыльчив и совершал порой необдуманные поступки в отношении гонщиков, которые, как ему казалось, некорректно вели себя с ним в гонках. Так, например, в 1993 году, после того, как Эдди Ирвайн обогнал его, чтобы выйти из числа отстающих на круг, и при этом помешал бразильцу, тот затеял выяснение отношений с Ирвайном, которое закончилось рукоприкладством.

В то же время, когда дело не касалось борьбы на трассе, Сенна не раз помогал другим гонщикам. В 1992 году на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии, во время субботней квалификации Эрик Кома́ попал в тяжёлую аварию на прямой возвращения, где все гонщики ехали на очень высокой скорости. Сенна, увидев это, остановил свою машину, вылез из неё и с риском для жизни побежал к разбитой машине Кома, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар. В 1993 году на той же трассе в Спа, когда в ходе свободных заездов Алессандро Занарди на большой скорости врезался в стену в трудном повороте Оруж, Сенна покинул свою машину, чтобы помочь пострадавшему пилоту.

Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком. Он был очень обаятелен, за что его любили и журналисты, и болельщики во всём мире. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос производили почти гипнотическое действие.

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии, и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Гибель Сенны

В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Уильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке - Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.

В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке.

Баррикелло недавно пришёл в Формулу-1 и считался протеже Сенны. Сенна навестил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось перелезть через стену), и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1.

На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер - его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и многие впервые переживали такой момент.

Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по повышению безопасности гонок. Утром в воскресенье по инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий. Участники этого собрания вспоминали, что Сенна вёл себя очень нервно и неуравновешенно, как будто предчувствовал что-то.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга.

На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеотомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.

Your browser does not support the video/audio tag.

После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось.

Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс травму, несовместимую с жизнью.

После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной - организаторы гонки якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку и её организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки.

Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки. На самом деле по итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром.

Возможно в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост.

Так провожали Великого Гонщика.

Айртон Сенна был похоронен на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.

Спустя некоторое время поворот «Тамбурелло» сгладили и снесли бетонную стену, создав там глубокую гравийную ловушку. В 1996 году там был установлен памятник Айртону Сенне: на высоком подиуме он сидит, свесив ноги, в комбинезоне пилота, держа в правой руке шлем, и смотрит свысока на трассу, которая стала для него последней...

Трехкратный чемпион мира, «Бразильский Волшебник» Айртон Сенна был признан британским еженедельником Autosport лучшим гонщиком всех времен. Таким было мнение бывших и действующих пилотов Формулы-1. О нем был снят документальный фильм «Гибель Айртона Сенны».

Your browser does not support the video/audio tag.

Михаэль Шумахер: «У меня до сих пор перед глазами стоит эта картина - его Williams уходящий в стену в Тамбурелло - ведь я ехал прямо за ним... Тогда я впервые столкнулся со смертью в нашем спорте. И какое-то время даже сомневался, хочу ли я продолжать гоняться... Сенна был вдохновением для Формулы-1, он так много дал гонкам. А Макс Мосли справедливо сказал, что Большие Призы в итоге стали гораздо безопаснее - и этим они тоже обязаны Сенне, а также Роланду Ратценбергеру».

Ален Прост: «В Имолу, в тот уик-энд, когда он исчез, я приехал в субботу вечером. Утром в воскресенье, услышав его привет, встревожился. Мы виделись несколько раз, разговаривали днем, потом в самый канун гонки, на стартовом поле. Он был не таким, как обычно. И так странно обернулся ко мне, когда я уходил...»

Найджел Менселл: «Айртон и я разделили некоторые из наиболее захватывающих гонок, когда-либо проводимых, и невозможно высказать словами, какая это печальная потеря для автоспорта. Я был ошеломлен после того, как погиб Роланд Ратзенбергер, и потеря Айртона на следующий день сделала это самым черным уикэндом. Не было пилота в мире, кого бы ни потрясли эти новости».

Нельсон Пике: «Это серьезная потеря не только для спорта, но и для его страны. Нет никого его уровня в Формуле 1. Он был самый лучший пилот, очень решительный, и это - печальная утрата».

Ярно Трулли: «Я встречал Сенну лишь однажды - в 1991 году на банкете в честь награждения чемпионов мира FIA в Париже. Мы тогда оба были чемпионами мира, он - в «Формуле-1», а я - в картинге. Мы немного поболтали, и я был просто потрясен его теплым отношением ко мне. Ведь я тогда был всего лишь 17-летним мальчишкой, но он с таким искренним интересом выпрашивал меня о том, что делается в картинге, как проходят гонки, о технических новинках и стиле пилотирования... Я никогда не пытался копировать Сенну, потому что это просто невозможно, но я на всю жизнь сохраню глубокое восхищение и симпатию к этому человеку».

Рон Деннис: «Айртон был лучшим гонщиком, с которым мне довелось работать, не только потому, что он был великолепен на трассе, он был необычайно искренен и позволял мне делить с ним все горести и радости. Это была взаимная любовь к автогонкам, но не только. Поймите меня правильно, это была настоящая мужская любовь. Мы доверяли друг другу во всем».

Майкл Андретти: «Это реальная утрата. У него было еще много соревнований и побед. Он был хорошим человеком. Я могу сказать вам это непосредственно. В последний год (1993), когда у меня были проблемы, он был один из самых близких людей, которые поддерживали меня. Он был, возможно, самый великий пилот всех времен. Это не была ошибка пилота. Не было никаких недостатков в его вождении».

Фрэнк Уилльямс: «Его потерю невозможно оценить. Каждый, кто когда-либо его встречал, в любом качестве, чувствует, что он потерял кое-что особенное».

Эмерсон Фиттипальди: «Жизнь Айртона Сенны была примером преданности и любви к спортивным состязаниям, немногие спортсмены международного уровня могут похвастаться тем же. Мир потерял самого великого спортсмена в истории гоночных состязаний, и я потерял большого друга. Гран При уже никогда не будет тем же без Айртона».

Берни Экклстоун: «Думаю, в сегодняшнем своем виде Ф1 была бы Айртону по душе. Помните старый добрый формат квалификации? Когда все уже проехали много кругов и кому-то удавалось проехать быстрее Айртона, он в самом конце выезжал, чтобы вновь показать лучший результат? Он был превосходен! Это было фантастическим зрелищем! А сейчас, когда никто не знает, у кого сколько топлива в баках, разве поул-позиция уже имеет такое значение?»

Your browser does not support the video/audio tag.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.almrally.ru

20 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 20-летней давности.


11:00

Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия – с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.


13:00

Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды – Senna.



22:00

Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.


01:30

Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал – заснул Айртон только в начале третьего.

Свободные заезды начинаются рано – уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана.


13:31

Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром – гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.

Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной - Адрианы Галисто.




12:00

Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.


13:20

Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна - в их числе.


09:30

По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.



13:00

До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.


14:19

Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс – один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25

Тем временем в паддоке Берни Эклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», - сказал спортсмен.

Айртон Сенна . Вы произносите его имя и вспоминаете дату 1 мая 1994 года. День, который ознаменовал собой конец целой эпохи Формулы 1, после смерти бразильского чемпиона в Имоле. Это было 21 год назад. «Чёрный уик-энд» на гран-при Сан-Марино, наверное один из самых разрушительных уик-эндов в истории Формулы 1. Смерть Рональда Ротценбергера (Симтек) во время квалификации, очень тронула Айртона, он даже хотел чтобы отменили гран-при, но оно всё же состоялось…

«Волшебник» был смертельно ранен в голову заострённым наконечником правой передней тяги подвески его болида Уильямс-Рено FW16. Тяга оторвалась после удара болида о стену в повороте Тамбурелло, в то время когда Айртон лидировал после перезапуска гонки машиной безопасности, превратилось в лезвие проникшее в щель между шлемом и резиновой прокладкой – единственным уязвимым местом.

Это был злой рок, удар судьбы. Без этого лезвия Сенна остался бы жив, даже не смотря на то, что его кокпит из углеволокна был скомкан как целлофановый кулёк, он то и защитил его от стены отделявшей трек от реки Сантерно…

И скорее всего вернулся бы в боксы Уильямс к Патрику Хэду и , которые в конце концов поменяли несколько деталей в рулевом управлении, потому что Айртон не мог пилотировать так, чтобы ему было удобно. Он вынужден был использовать руль меньшего диаметра, в противном случае косточки рук тёрлись о кузов, оставляя неприятные ссадины. Проблема в том, что англичане использовали ржавую трубку для того, чтобы приспособить стойку руля на болиде бразильца, которая в последствии и сломалась!

Мы можем только представить себе страх в глазах Айртона, когда он на скорости в 300 км/ч приближался к стене при этом он уже не мог изменить направления движения своего болида. Сенна сделал всё, чтобы избежать сильного удара: он гасил скорость боковым движением и неистово жал на левую педаль. Но всё это было напрасно. Его судьба была предрешена. Его «сильная жизнь», оказалась без сильна против той белой стены (хотя здесь стоит отметить, что умер он в больнице Болонье).

Трагическая страница для гонок, и чёрная для Формулы 1. Волшебника не стало. Поскольку это прозвище ему дали его болельщики, то можно сказать, что больше не было самого великого…Большой Цирк, хотя и упустил свою легенду (Макларен Хонда исследуя телеметрию болида Сенны, разработали новый принцип контроля за тягами) и казалось, что после 1 мая в Формуле 1 больше никогда не повторится подобное. Казалось, что все кто стартовал тогда с Сенной в Имоле и видели его смерть, отгородили себя его гибелью от подобных инцидентов и стали неуязвимыми.

В течении 24-х часов смерть дважды прикасалась к пилотам Формулы 1. Начав с Рональда Ротценбергера и завершив чемпионом мира Айртоном Сенной. Даже совершенно немыслимые результаты семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера не смогли затмить легендарного бразильца. Который за свою карьеру совершил 41 победу, завоевал 65 поул-позицию и смог поучаствовать в 161 гран-при.

Миф Айртона не пострадал и после, даже тогда когда событие перешло в руки СМИ и было описано многими журналистами с разных точек зрения и с разными наборами фактов. Были даже несколько отвратительных заявлений от Дэвида Култхарда и Дэймона Хилла о том, что в трагедии виноват сам гонщик, хотя в с тех пор в свет вышел доклад, в котором было чётко сказано что причиной аварии послужила рулевая тяга.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!