Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Из чего изготавливался старинный бурятский лук. Бурятский лук и стрелы. Все началось с древнего лука

Международный фестиваль «Алтаргана-2016» в Бурятии обещает стать крупным событием в истории бурятской стрельбы из лука сурхарбан. Правительство республики совместно со спортсменами и активистами из других бурятских регионов изучило ситуацию со стрельбой из бурятского лука. Были учтены опыт предыдущих стрельб в Монголии, а также новые реалии в технологиях изготовления бурятского лука. Правила сурхарбана на «Алтаргане 2016» несколько обновлены.

Команды для сурхарбана будут состоять из девяти человек (6 мужчин, 3 женщины). В первый день соревнований все участники выполнят стрельбу на дистанциях 50 м., 45 м. На каждый день даются два пробных выстрела на начальной дистанции. Далее на каждой дистанции участник выполняет 8 зачетных выстрелов, сериями из 2-х стрел, если в процессе стрельбы одна или обе стрелы ломаются, то разрешается делать только замену. Нельзя стрелять одной стрелой подряд два раза т.е. серию. Очередность дистанций: 50 м., 45 м. За выбивание «ласти» участнику дается 3 очка, слева и справа от «ласти» - 2 очка, остальные по 1 очку. Количество суров на кону: по 6 штук с каждой стороны от «ласти» - всего 12 штук.

Лук со стрелами в бурятской культуре остаются важными символами, своего рода маркерами традиции и в то же время динамизма, движения сквозь века и поколения. Бурятская стрельба сурхарбан стала одним из тех элементов традиционной культуры, который выжил в современном мире и имеет неплохие шансы на развитие.

Спорт в целом и национальные виды в частности, как отмечают исследователи и специалисты, имеет любопытную зависимость от социально-экономических показателей страны и/или региона. Так, на Олимпиаде 2008 года в Пекине семь из десяти первых позиций по количеству золотых медалей были заняты представителями стран Большой Восьмерки. Однако прекрасные результаты показали и не входящие в G8 Китай (1 место), Австралия (6 место) и Южная Корея (7 место). Среди стран тогдашней «Восьмерки» в топ-10 не попала Канада, а США общим количеством медалей (золото, серебро и бронза) незначительно обошли Китай. Заметим, что Австралия и Корея далеко не лидируют по количеству населения, их успех — результат не простого «давления числом».

Феномен успехов развитых стран в спорте обычно объясняется повышенным вниманием богатых государств к вложениям в сферу, от строительства капитальных объектов спортивной инфраструктуры до проведения массовых, но не рейтинговых, соревнований и игр во дворах, в парках и на улицах населенных пунктов. С другой стороны историки обращают внимание на взаимную связь показателей.

Промышленная революция практически во всех странах сопровождалась массовой миграцией крестьян в города, где поднимался уровень алкоголизма и преступности. Реформы в социальной сфере, в том числе связанные с организацией быта и досуга пролетариата, вызвали не только снижение напряженности в рабочих кварталах, но и способствовали росту качественного уровня рабочей силы. В свою очередь налаживание социальной сферы, здоровья и образования пролетариата позволило развитым странам двигаться к производству высокотехнологичной продукции. Таким образом, зависимость между массовым спортом и социально-экономическим развитием страны/региона проявляется в обоих направлениях, хотя это проявление неравномерно в аспекте времени.

Если государственные вливания в спортивную инфраструктуру могут сказываться на формальных результатах в первые же 5-7 лет, то ощутимая отдача от развития массового спорта занимает период примерно в поколение (20-25 лет). При этом в массовом спорте важны не столько формальные показатели, например, количество медалей, сколько именно широта охвата населения. В свою очередь популяризация спортивного образа жизни в массах рано или поздно приводит и к успехам на международной спортивной арене, что хорошо видно по Австралии. В этой стране увлеченность спортом сразу бросается в глаза, даже в дождливый день там не пустуют спортивные площадки. В университетских городках в зимнее время (а там темнота наступает уже в 6 вечера) на футбольных полях включают прожекторы и студенты тренируются до позднего вечера. При довольно неласковой погоде (зимой к вечеру температура опускается до +2-0), в дождь и ветер, повсюду в зеленых зонах можно видеть людей, занимающихся бегом или спортивными играми.

Достаточно заметна популяризация здорового образа жизни в Южной Корее. В этой стране внедрение в массы спортивных увлечений идет синхронно с так называемой «корейской волной», эстрадной музыкой и кино, пропагандирующей тотальную моду на физическую красоту. В густонаселенных городах крайне редко можно встретить людей с ожирением, со значительным избытком веса и т. д. Молодежь поражает красивыми фигурами. Массовое увлечение командными играми, в отличие от Австралии, не так заметно, но, судя по всему, молодые корейцы достаточно много времени уделяют индивидуальным занятиям в фитнес-центрах и тренажерных залах.

Корея, между прочим, является своеобразным немонгольским аналогом Бурятии в плане комплекса национальных видов спорта. Для Бурятии (и почти любого другого монгольского региона, за исключением Калмыкии) родными, никогда не прерывавшимися, традициями были конные скачки, борьбы и стрельба из лука. Ровно то же самое относится к Корее, с той разницей, что здесь более популярным за пределами страны стала не древняя борьба ссиррым, а сравнительно новое боевое искусство таэквондо.

Корейский лук и корейская техника стрельбы не такой известный бренд страны, как таэквондо, но он входит, наряду с японским и монгольским, в тройку самых известных из современных луков, которые продолжают изготавливаться по традиционным технологиям, и по стрельбе из которых проводятся соревнования. Поскольку в мире существует устойчивое и с развитием Интернета все более растущее сообщество любителей лучной стрельбы, то интерес к традиционным видам соревнований по стрельбе из лука в 21 веке также вырос, пожалуй, на порядок.

Бурятский лук, имея собственную историю и технологию (он отличается от ныне принятого в Монголии «халхаского лука»), а также — ежегодные соревнования, с каждым годом приобретает все большую известность. В основном это является результатом энтузиазма отдельных популяризаторов и мастеров, ведущих какую-то деятельность на просторах мировой сети. Государство, будучи в гораздо большей степени заинтересовано в формальных показателях, старается концентрировать внимание прежде всего на олимпийских видах спорта, и на обычной спортивной стрельбе из лука.

Это общий подход не только России, но и многих других стран, в какой-то степени как раз Россию тут можно понять, ибо на ее территории национальных видов спорта уж очень много, и за всеми из них не угонишься. Тем не менее, такие эксклюзивные и в потенциале, безусловно, зрелищные виды как бурятская стрельба из лука, должны бы получать побольше внимания. Мнение о том, что национальные виды бесперспективны и якобы имеют предел популяризации, наталкивается на примеры бейсбола, и многочисленных боевых искусств стран Дальнего Востока. Все эти виды были раскручены за пределами своих регионов по большому счету за небольшой период в 20 веке. Рано или поздно, инвестиции в перспективные виды спорта вернутся, пусть не в прямом виде, но опосредовано.

На сегодня поддержкой бурятской лучной стрельбы занимаются в основном Республика Бурятия и Буддийская традиционная Сангха. На территории Республики, по оценкам Минспорта Бурятии, стрельбой из лука по национальным правилам занимается около 300 человек и есть тенденции к росту. С этого года начинают проводиться Республиканские соревнования для детей и молодежи. Подготовлен проект присвоения спортивных разрядов до мастера спорта Республики Бурятия. По финансированию также наконец происходят маленькие, но все же положительные сдвиги, хотя конкретные цифры не озвучиваются. Все это внушает надежды и демонстрирует внимание к теме.

В плане технологий изготовления луков жизнь внесла свои коррективы и на сегодня ситуация такова, что в соревнованиях все чаще принимают участие спортсмены с луками, изготовленными с применением современных материалов. Такие луки имеют преимущество над чисто традиционными, поэтому дистанция стрельбы на сурхарбане будет увеличена. Если раньше стрельбы проводились на дистанциях 45 и 30 м., то в этом году на «Алтаргане» планируется увеличить дистанции до 50 и 45 м.

В перспективе было бы неплохо возродить некоторые старинные бурятские виды стрельбы из лука, обладающие повышенной зрелищностью. Прежде всего тут стоит упомянуть состязания бай-харбан, бытовавшие на памяти ныне живущих людей, и проводившиеся в годы Великой Отечественной войны в Бичурском и Мухор-Шибирском районах во время молений на обоо.

Кроме того, существовала очень интересная традиция стрельбы на меткость и пробивную силу одновременно. Этот вид, видимо, дольше всех практиковали буряты эхиритского племени. Здесь использовалась оригинальная мишень в виде тележного колеса, перед которой вывешивался кусок войлока. Стрела должна была пробить войлок и попасть в центральное отверстие колеса. В легендах утверждалось, что некоторые батуры могли пробить стрелой мокрый войлок или даже несколько кусков войлока. Предположительно этот интереснейший вид происходит от военных упражнений кочевых монголов, устраивавших свои лагеря (курени) внутри кольца из телег и повозок. Для защиты от навесной стрельбы в куренях устанавливали завесы из свободно висящих длинных кусков войлока, в которых застревали стрелы, особенно если войлоки были мокрыми. Стрельба по колесу через кусок войлока вероятно имитировала штурм такого кочевнического куреня.

Бурятский лук и стрелы Приёмы натягивания тетивы и способы стрельбы из лука Буряты лук натягивают сильно, правая рука, в которой зажаты тетива и конец стрелы, отходит назад так, что тетива оказывается за ухом, а левая вытянута на всю длину, и наконечник стрелы подходит к самому луку. Для защиты пальцев и руки использовали специальный напёрсток, сделанный из полой кости (янан эрхэ) или сшитый из толстой кожи, его надевали на большой палец правой руки. Во время натягивания тетивы указательный палец ставился на большой, при этом основную нагрузку нёс большой палец, а указательный помогал ему, нажимая сверху. В специальной литературе такой способ известен как монгольский: «Стрела держится в глубине вырезки между большим и указательным пальцем. Такое держание тетивы содействует её отклонению влево, поэтому при монгольском способе стрела помещается всегда вправо от лука». Во время облавных охот, гона и загона буряты производили стрельбу на скаку. Эта традиция верховой охоты и конного боя сложилась давно и присуща кочевническим народам. О способах стрельбы на скаку кочевников-бурятов писал Н. Витсен: «...на лошади сидят низко, что они делают для того, чтобы легче поворачивать лук в направлении от врага, затем резко поворачиваются к нему для выстрела, но всегда стреляют вверх так, что стрела падает прямо сверху вниз, когда имеет наибольшую силу, как он мне наглядно показал и как это математически обосновывается. При спуске стрелы он держал оба глаза открытыми... и так умел рассчитывать время, что когда выстреливал вторую стрелу после первой, я видел несколько раз, как вторая почти касалась первой, и обе стрелы падали одновременно, очень близко друг от друга. Поистине я бы не поверил этому, если бы я этого не видел». *** Лук в походе или на охоте держали в налучье (хоромго), располагая его вниз тетивой. Налучье защищало лук от сырости и повреждений. Налучье изготовляли из цельного куска тиснёной кожи (булгари), шов проходил по длинной стороне изделия. Стрелы хранились в колчанах (саадак). В XIX – начале XX века эти колчаны были открытого типа, на жёсткой каркасной деревянной основе, обтянутой такой же, как и налучья, кожей. Для удобного размещения стрел в колчане и предохранения оперений стрел в нём имелись распределители из толстого шнура, обшитого красной тканью. В колчане могло храниться от 4 до 15 стрел в зависимости от типа стрел и характера охоты. Налучья и колчаны украшались металлическими бляхами, которые, возможно, предохраняли воина от стрел противника. Налучье носили на левом, колчан со стрелами – на правом боку. Это обусловлено тем, что при стрельбе стрела из колчана бралась правой рукой наконечником вперед. Налучье и колчан также прикрепляли к поясу специальными колечками. Если колечко размещалось в центральной части задней стороны налучья, то ремень продевался сквозь него, при этом налучье висело не вертикально, а наискось, что удобно при верховой езде. Колчаны носили на ремне через правое плечо, располагая так, чтобы они закрывали правую часть спины и предплечье, упираясь в локоть. *** Археологические материалы по Восточному Забайкалью, датированные I – началом II тыс. н.э., показывают наличие нескольких типов железных колец и крючков для этих целей. Способы прикрепления колчанов, налучий, сохранившиеся на данной территории с указанного времени до этнографической современности, позволяют характеризовать их как традиционные для монголоязычных народов. Древний бурят находился в полной зависимости от окружающей его природы. Опасная и беспокойная жизнь постепенно его привела к выводу, что для того, чтобы успешно обеспечивать свою безопасность и добывать пищу, необходимо производить охоту общими силами. М.Н. Хангалов пишет: «Что мог сделать с ними (с хищными зверями) предок нынешних бурят, вооружённый своими незатейливыми орудиями – луком, стрелами, копьём, ножом или рогатиной? Чем могла обеспечиваться его безопасность, как от этих страшных врагов, так и от ещё более страшного врага – человека? Чем, наконец, мог обеспечиваться успех охоты этого человека, если он выходил один?» Долго каждый из предков нынешних бурят самостоятельно решал эти вопросы, погибая от лап медведя или рогов сохатого, прежде чем пришёл к такой простой мысли, что нужны соединение с другими соплеменниками и совместное действие. Так родилась облавная охота «зэгэтэ-аба». *** Краткое и довольно таки красочное описание эпизода проведения облавной охоты у бурятских племён в ХVII веке имеется у Исбрантса Идеса: «Весной и осенью объединяются они (т.е. буряты) толпами до тысячи человек и отправляются верхами на охоту на оленей, диких коз. Эта охота называется «абаа». Когда они приезжают в то место, где выследили дичь, разъезжаются они врозь по окрестности, чтобы удобнее настигнуть зверя и окружить его кольцом. Если они могут достать до него своими стрелами, то каждый стреляет из своего лука, так что редкий зверь останется в живых, потому что каждый стрелок один за другим может сделать тридцать выстрелов». Сама природа требовала улучшения техники и тактики охоты, подготовки к ней молодежи. Бытовали игры и пляски, подражательный характер традиционному занятию – охоте. С изменением социально-экономических условий обитания древнего бурята, переходом его на кочевое скотоводство игры, отражающие его трудовой процесс, приобрели самостоятельную форму в виде физических упражнений. Наиболее значительными и популярными играми бурятского народа являлись стрельба из лука, борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки, вошедшие в историю под общим названием «сурхарбан». В народе он известен ещё и как «эрын гурбан наадан»

Исконно присущие бурятам лук и стрела активно использовались до середины XVIII века. Из лука можно было стрелять и на охоте, и в бою. Для битвы использовались оригинальные наконечники стрел: наконечник-игла должен был попасть между стыками в доспехах, наконечник-полумесяц отсекал голову врага, наконечник с зазубринами наносил максимальные раны, когда его вытаскивали из тела. Стрелы с тупыми наконечниками, не портящие шкуру, предназначались для пушного зверя.

На охоте использовались также свистящие стрелы. Со второй половины XVIII в. лук использовался бурятами наравне с огнестрельным оружием.

Бурятский лук является разновидностью монгольского сложносоставного лука, изготовление которого занимало несколько лет. Это тип степных луков, обладавших лучшими техническими характеристиками: дальнобойностью, прочностью, легкостью и относительной простотой конструкции. Его кибить состояла из деревянного остова, обложенного костяными и роговыми пластинами, которые склеивались с ним и обтягивались сухожилиями. У лука пять деревянных частей, склеенных в четырех соединительных точках, и три слоя из сухожилия, дерева и рога, аккумулирующих энергию при натяжении тетивы. Все это снаружи защищено тонким слоем бересты для защиты от атмосферной влаги. Кибить имела своеобразный изгиб, плавный, почти ровный в середине, в области рукояти, и сильно преломляющийся в центральной части рогов, где лук давал наибольшую амплитуду при растягивании. Из него буряты били по мелким целям на расстоянии 35-40 м, свободный же выброс стрел достигал 200 и более метров (Михайлов В. А. "Оружие и доспехи бурят"). Монголы XII-XIII вв., обладавшие типологически схожим луком, могли отправлять стрелы в свободном полете на 500 и 900 ходовых шагов.

По имеющимся данным, буряты применяли две разновидности луков. Помимо легкого степного лука "номо" существовал также тяжелый большой лук "манзан", кибить которого имела широкие и утолщенные рога, в своем сечении приближающиеся к овалу, и круглый захват, или рукоять. Она отличалась чрезвычайной упругостью и, следовательно, убойной силой. Тяжелые луки были рассчитаны не на слабых людей. Стрельба из них велась, скорее всего, из необычного положения с упором одного рога ступней ноги.
Тяжелые луки буряты привозили из Монголии.
К середине ХIX века использование лука свелось преимущественно к спортивно-развлекательному, что было обусловлено изменением социально-экономических условий проживания бурят, переходом на кочевое скотоводство и оседлое земледелие. Спортивные игры, изначально являвшиеся тренировочными имитациями охоты для обучения молодежи, приобрели самостоятельную форму, превратившись в национальный вид спорта.

Наиболее значительными и популярными играми бурятского народа являлись стрельба из лука (сурхарбан), борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. В наши дни национальные торжества бурят тайлаганы, состоявшие в древности из молебна и жертвоприношения духам-покровителям, общей трапезы и различных игр-состязаний, проводятся в рамках мероприятий по сохранению национальной культуры и развития ремесел и включают в себя только спортивные состязания под общим названием – сурхарбан.
Издревле лук и стрелы висели в бурятской юрте на почётном месте. Через лежащие лук и стрелы никому было нельзя переступать, это считалось кощунственным навлекающим беду действием. Стрела играла важную роль в обрядах плодородия, счастья, была талисманом – оберегом.

Бывают в жизни удивительные совпадения. Вчера замечательный литератор Вера Панченко отправила мне из Прибалтики фотографию 1958 года, на которой она, тогда корреспондент газеты "Комсомолец Забайкалья" (если я правильно понял), беседует со знаменитым мастером изготовления традиционного бурятского лука Дондоком Эрхэтуевым из села Зуткулей Агинского бурятского округа.

Лет пятнадцать тому назад я создавал и издавал книгу Дашинимы Норбоева "Вещие стрелы великой степи". Естественно, были там строки и об Эрхэтуеве, а портрет его - вынесен на обложку.
Знаменитого мастера потомки, особенно бурятские лучники, помнят и будут помнить ещё долго.

Вчера же я нашёл интересную работу "Земля Мергенов", где ученица 10 класса Лиана Мункуева рассказывает о бурятских лучниках. В собранной ею обширном материале говорится и об Агинских лучниках:

"Со своими национальными луками агинские лучники впервые вышли на стадион «Авангард» в 1957 году, когда в Москве проводился всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кроме традиционных видов, они познакомились с рядом спортивных новинок. В их числе была стрельба из лука.
С удивлением восприняли польские, чешские и финские лучники показательные выступления бурятских стрелков из национального лука без прицела, сохранившего традиционную форму древнейших времен. Стрелы деревянные, длиннее классических, а вместо мишени на гаревой дорожке были уложены в ряд цветные войлочные валики - «суры». Длина валиков составляла 10 см, а диаметр 8 см. Одетые в яркие национальные костюмы, бурятские лучники вышли на линию стрельбы и, легко натягивая тетиву, очень быстро, как бы не прицеливаясь, метко посылали стрелу за стрелой в красный войлочный валик - «ласти», символизирующий центр мишени. Такая точность изумляла весь стадион.

Луки и стрелы, хранившиеся много лет, в большинстве были непригодными для стрельбы. А ведь было задумано организовать массовые командные состязания. Кто сможет восстановить, казалось бы, утраченные луки? И такой человек нашелся - Дондок Эрхэтуев из села Зуткулей - мастер древнейшей технологии по изготовлению национальных луков. Именно он в течение 40 лет восстанавливал, реставрировал древние луки и делал новые. Благодаря такому мастеру удалось создать материальную базу для развития массовой национальной стрельбы из лука в Агинском национальном округе".

Надо полагать, что через год после выступления бурятских лучников на стадионе "Авангард" в Москве редакция газеты "Комсомолец Забайкалья" командировала своего корреспондента в Зуткулей, к Дондоку Эрхэтуеву. Настало время рассказать о бурятском луке.

А через несколько лет после этих событиях о бурятских лучниках заговорили во всём мире.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!