Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пике Нельсон. Спортивная биография. Келли - старшая дочь Пике

Французский дизайнер и предприниматель, представитель модерна, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860.


Он создавал драгоценности для неповторимой Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.

Р.Ж. Лалик. Кулон Клубок змей с цепочкой. Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы

К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было прод но автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

Имя Р.Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX - начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком - Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика. Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Р.Ж. Лалик. Гребень. Франция. 1900–1902. Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10,6 х 10,4 см. Поступил из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В упомянутом собрании находится украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличающееся ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней, оправленных в тонкий контур из золота. Изображение стрекозы было одним из любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

В галерее "Мунстон" хранится более сдержанная по цветовым сочетаниям, выдержанная в холодных зеленых тонах брошь "Стрекоза". В изысканном изделии Р.Ж. Лалик вновь создает образ прекрасной женщины-стрекозы. Ее торс словно вырастает из длинной вертикали хвоста, который ассоциируется с облегающими женскими туалетами эпохи модерна. Украшение выполнено из золота, эмали, хризопраза и бриллиантов.

Начиная с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня. В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года. А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

Среди экспонатов крупнейшего российского музея - знаменитая подвеска 1900–1901 годов "Клубок змей" из золота и выемчатой опаловой эмали. Надо отметить, что к игре опаловых оттенков Р.Ж. Лалик испытывал особое пристрастие на протяжении всей жизни. В прославленной эрмитажной коллекции находится стопа желтого стекла в серебряной оправе, чеканенной листьями и цветами чертополоха - повторение стопы из Лиссабонского музея.

В 1956 году в собрание Эрмитажа поступила хранившаяся до войны в Александровском дворце Царского Села камышовая трость с серебряным набалдашником, украшенная золотой фигуркой изящной девушки-стрекозы, вероятно, принадлежавшая до революции кому-то из членов царской семьи. По имеющимся данным, трость также была выполнена французским ювелиром.

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм - круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Р.Ж. Лалик. Стопа. Париж. 1902. Серебро, стекло; литье, чеканка. Высота 16,0 см, диаметр 9,0 см. Поступила из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге есть брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает ее образцом недорогого украшения того времени.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы. На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.

Лалик - властелин стекла/ Lalique. L"Homme de verre
Документальный фильм (Франция, 2004)
Режисёры: Алекси Лорка, Клод Тере.

Рене Лалик – великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла – принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.


Рене Лалик (Rene Lalique)

О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия. Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства. Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Наверное, хрупкость и сияние – вот два наиболее распространенных слова, которые вот уже много лет используют романтики, поэты и Кутюрье для того, чтобы описать образ той или иной шикарной женщины. Видимо, поэтому женщины так тянутся к ювелирным украшениям из драгоценных камней, которые блеском своих отточенных граней еще больше подчеркивают эти два вечных качества красоты. Но есть в нашем мире кое-что, что женщины со вкусом ставят даже выше драгоценностей. Неудивительно, это – Lalique.

Жил в конце XIX века в Париже молоденький подмастерье ювелира с искусными руками и смелой романтической фантазией. Его звали Рене Лалик, и он стал основателем династии, чьи ювелирные изделия сегодня котируются наравне с произведениями искусства и стоят на аукционах почти столько же, а порой и больше. Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла. Мода действительно всесильна…


Рене Лалик

Еще будучи совсем неизвестным паренек приносил свои эскизы уже находившимся в те годы в зените славы Картье и Бушерону, они охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Было в рисунках молодого человека какая-то удивительная тонкость стиля, граничащая с дерзостью и наивностью – то неуловимое чувство времени и природы женской загадки, которое и заставляет модниц всех времен желать того, кто им это предложит. Именитые мастера поначалу скрывали имя истинного автора чудесных украшений, однако так долго продолжаться не могло, вскоре он открывает собственный небольшой бутик в центре города и моментально становится любимцем равно как светских красавиц и аристократок, так и очаровательных субреток и львиц полусвета. Шикарные bijous Лалика завоевывают девичьи сердца, становясь знаком вкуса, шарма и избранности: Рене Лалик просто физически не мог обеспечить своими произведениями всех желающих, да и не особенно стремился к этому.


Рисунок подвески "Собаки и змеи в листве". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок украшения для корсажа "Гротески". Париж, около 1894-1896 гг.


Рисунок подвески "Лес". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки "Большой ночной павлин". Париж, около 1906-1907 гг.


Рисунок гребня "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг.


Гребень "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг. Рог, золото, эмаль.


Подвеска "Ели". Париж, 1900-1902 гг.Золото, эмаль, стекло.

Лалик умело сочетал в своих работах и поэзию модных тогда Верлена и Рембо, и взлетевшую популярность стиля Art nouveaux, и даже возникшую в Европе моду на японское созерцание природы – его броши и кулоны, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. При этом в вещицах от Лалика непостижимым образом переплетаются чувственность и целомудренность. Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую простую заколку, сделанную руками романтика Рене Лалика, становилась Красавицей. Париж упал к ногам мечтателя.


Колье. Париж, около 1900 г. Золото, эмаль, австралийские опалы, сибирские аметисты.

Он же пошел дальше. В поисках все новых секретов Прекрасного, он невозмутимо ломал стереотипы моды и ювелирного дела. Он осмелился оправлять в золото простое стекло! Он рискует соединять такие материалы, как жемчуг, кость, яшму и эмали! Это неслыханно! Но … это Великолепно!
Он совершил настоящую революцию в Haute-Joallerie. Матерые ювелиры только разводили руками и недоумевали, но не могли не признать его успеха – на Всемирной парижской выставке 1900 года он получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. Его представление о красоте напоминало самый французский из всех напитков – шампанское – легкость, прозрачность, игривость, праздничность. Недаром, это любимый напиток женщин. Лалик всегда идеально чувствовал женщин – он подарил им удлиненные тонкие линии своих украшений, прозрачные, словно дрожащие на легком парижском ветру. Словно сами парижанки, легко и стремительно фланирующие по набережным своей любимой Сены.


Брошь "Анютины глазки". Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Брошь "Павлин". Золото, эмаль, лунные камни. 1897-1898 гг.


Брошь "Сосновые ветви". Серебро, эмаль, резной камень. 1898-1900 гг.


Брошь-подвеска "Четыре стрекозы".


Подвеска "Клубок змей". Париж, 1901 г. Золото, жемчуг, эмаль.


Подвеска "Лес". Париж, около 1899-1900 гг. Золото, эмаль, стекло, барочная жемчужина.


Подвеска "Павлины". Париж, около 1902-1903 гг. Золото, эмаль, опал.


Пряжка на пояс "Мак Алисы Ледрю". Париж, около 1894-1895 гг. Серебро, эмаль.


Диадема "Орхидея Каттлея". Париж, 1903-1904. Слоновая кость, рог, золото, бриллианты, витражная эмаль, резьба


Кулон "Анемон". Золото, эмаль, слоновая кость. 1900-1902гг.


Кулон "Зимний пейзаж". Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899-1900 гг.


Кулон "Принцесса Лойнтэйн". Золото, эмаль, бриллианты, аметист. 1898-1899гг.


Ожерелье La Princesse Au Sabbat. Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899 г.


Украшение для корсажа "Жасмин". Париж, 1899-1901 гг.Золото, стекло, бриллианты, эмаль.

Его стремительно начинают копировать, это признак настоящего успеха. Его слава у всех на устах, он получает заказы от всех королевских дворов Европы, от музеев, от знаменитых коллекционеров. Казалось бы, это пик. Но мечтатели не любят останавливаться на достигнутом, не правда ли?


Почему Лалик решил заняться именно хрусталем и стеклом? Есть красивая легенда, объясняющая страсть мастера к этим материалам. Говорят, в детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - это облака. Он видел их трансформации, их образность, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить красоту облаков. Это был хрусталь.

У него появляется новая страсть – стекло. Он сосредоточил все свое внимание именно на нем, окончательно отказавшись от использования драгоценных камней в пользу этого почти алхимического, завораживающего материала, податливого, твердого и хрупкого попеременно. Парижанки решили, что это катастрофа. Но Рене быстро успокоил их, обещая, что его новые модели будут обладать не меньшим шиком, чем прежние. И они поверили, разве можно не верить волшебнику? В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали. Но Лалик быстро успокоил своих поклонниц, разработав и выпустив совместно со своим приятелем Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Столица мировой моды вновь потеряла голову, обретя своего кумира в новом качестве. Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты – и мир наполнился новыми шедеврами; каждый из них мгновенно становился раритетом. Кстати, в наши дни эксклюзивное право на уникальное стекло от Дома Lalique имеет только Nina Ricci, в частности, в таком флаконе выпускается аромат L"air du temps. В 1922 году Лалик приобретает завод по производству изделий стекла и осваивает навыки фабриканта.


Трансформация флакона знаменитых духов L"air du temps с 1948 до наших дней


Ваза "Большой шар из плюща"

И снова необычный поворот: беспокойный мечтатель хотел идти в ногу со временем. Точнее, мчаться. Став ценителем и знатоком прекрасных женщин, он, как настоящий мужчина, сумел разглядеть и красоту автомобилей. Снова дерзкий и небывалый проект: он решил производить украшения для авто!

Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.


Маскот "Cinq Chevaux", 1925


Маскот "Victoire", 1928

К Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году Рене Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан "Родники Франции", украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля "Нормандия", отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, – сегодня это музей Тейен в Токио. Авторитетный в то время знаток декоративного искусства Калуст Гюльбекян очень точно определил тогда искусство Рене Лалика: "он сегодня творит для элиты будущего". Между прочим, сам Гюльбекян собрал в Лиссабоне редкие произведения Лалика и создал специальный Фонд, в котором до сих пор действует постоянная экспозиция.


Фрагмент отделки вагона-ресторана поезда "Orient Express"


Ресторан трансатлантического лайнера "Нормандия" - отделка Лалика


Стол из стекла работы Лалика, 1935


Архитектурные проекты Рене Лалика также способствовали его успеху. Его четкое понимание равновесия и гармонии в сочетании с высоким мастерством в работе со стеклом позволяли ему осуществлять монументальные проекты.
Его первые работы в этой сфере датируются 1902г. В это время он занимался обустройством собственного дома в Париже, на улице Кур ла Рен (Cours La Reine), 40 - сегодня это улица Кур Альбер Премье (Cours Albert Premier),построенного архитектором Феном (Feine). Одним из главных элементов декора стала входная дверь, составленная из резных стеклянных плит, на которых были изображены еловые ветви - напоминание об аллеях в имении Лалика в Клэрфонтене. В холле располагалась еще одна дверь, также из резных стеклянных плит с изображением атлетов.

Как это часто бывает с настоящими мастерами, его искусство продолжило жить и после смерти самого Рене Лалика в 1945 году. Дело отца продолжил сын Марк, не менее талантливый. Достойный продолжатель традиций своего гениального отца, он отдавал предпочтение хрусталю, полюбив его за особый звон и прочность. Знаменитая "Голова коня" работы Марка стала символом минимализма 50-х. Он ввел в семейный бизнес новые технологии. Только когда хрусталь окончательно остынет, обязательно при комнатной температуре и не раньше чем через 200 часов можно приступить к окончательному шлифованию, обтачиванию и полировке изделий. А чтобы придать украшениям фирменный цвет "antinea" требуется несколько сложных технологических операций, которые в результате дают невероятное сочетание переливающихся зеленых оттенков. Забавно, что достигается это всего лишь путем добавления в расплавленную стеклянную массу костной муки.Так или иначе, вещицы от Lalique засверкали новыми гранями, одна из которых – гарантия суперкачества. Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Надо сказать, что профессии стеклодува и шлифовальщика, как и в семье основателя династии, здесь передаются по наследству.


"Голова коня". Дизайн Марка Лалика, 1953

Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique – естественно в оригинальных хрустальных флаконах. Благодаря Мари-Клер в Доме появился уникальный хрустальный зоопарк bestiaire или "сказки живого мира".


Мари-Клод Лалик


Шелковые платки Lalique

Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: "тема исчерпана". Такую модель можно купить разве что на аукционах.

Lalique сегодня - это не только забавные декоративные вещицы, но еще и бокалы, графины, стильные столовые приборы, изящные и удобные флаконы для ванной, хьюмидоры для дорогих сигар, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки – все это доставляет наслаждение одним только своим видом, не говоря о продуманной функциональности. В 2000-м году Lalique впервые выпустил наручные часы: ремешек из крокодиловой кожи, с украшениями из хрусталя и механизмом одного из старейших часовых домов Швейцарии. И в этом нет ничего удивительного: логичный шаг, продолжая желание Рене Лалика постоянно двигаться вперед и осваивать новые области. Тем более, что искусство этого ювелира-романтика, разгадавшего секрет Прекрасного, продолжает оставаться свежим и актуальным, время над ним не властно...

Рене Лалик - художник, ювелирный гений конца ХIХ - начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.

Эпоха Нельсона Пике не попала в российский телеэфир. И если сегодня имя трехкратного чемпиона мира попадает в прессу, то только в связи с его вольнолюбивым характером. Мы сразу попали в эпоху Сенны и Проста, так что просто необходимо воздать должное знаменитому бразильцу.

Отец Нельсона доктор Эстасио Сото-Майор имел четверых детей. Он был известен и уважаем в Бразилии уже десяток лет за работу в парламенте и в министерстве здравоохранения. Кроме того он имел опыт тренера национальной сборной по теннису, содержал частный корт и надеялся, что его младший сын - Нельсон когда-нибудь попадет в число ведущих теннисистов Бразилии. Ведь все условия для этого он вполне мог предоставить. Но все сложилось по другому. Не знаю, был бы Нельсон ведущим теннисистом, вполне вероятно, но его увлекало совершенно другое. Ему было трудно дождаться возраста, необходимого для занятий картингом, которым увлекались его старшие товарищи. Нельсон хотел автомобиль. Более чудесного будущего он для себя не планировал. Расказывают, что отец и сын заключили договор - если в теннисном матче победит сын, то он будет заниматься автоспортом, если нет - продолжит занятия теннисом. Игра длилась целый день, свидетелями была вся семья - братья Алексис и Джеральдо, сестра Дженуза и мать - донья Клотильда. Мечта Нельсона, которому в этот день исполнилось 15 лет, сбылась, но поскольку получить водительские права в этом возрасте не было возможности, его отправили в Калифорнию учиться, что он и делал довольно успешно.

Уже тогда фамилия Сото-Майор в протоколах соревнований сменилась на более звучную - Пике - девичью фамилию матери. Скоро эту фамилию узнает весь мир, но девятнадцатилетний юноша еще не знал об этом. Предстояло пройти огромный путь от победы в национальном чемпионате по картингу к трем чемпионским званиям "Формулы-1". Но уже в то время была одна черта, объединявшая тогдашнего юношу и опытного чемпиона - любовь к женщинам. Всю гоночную карьеру его будет сопровождать неофициальное звание "гоночного плейбоя". Но вернемся к нашей истории.
В 1972 году он выиграл основанную «Фольксвагеном» бразильскую серию гонок спортивных автомобилей за рулем «Камбер VW», в 1973 году добился победы в бразильской серии «Спорт-2000» все на том же «Камбер-Фольксваген».

Победы принесли желаемый результат. Он получил предложение попробоваться на машину «Формулы-1», по завершении тестов дебютировал в Хоккенхайме за рулем «Ensing - Ford» Мо Нанна и до преждевременного схода выглядел неплохо. Затем Пике провел три гонки на частном «Макларене», финишировав девятым в Монце, после чего был ангажирован Берни Экклстоуном в качестве партнера Ники Лауды в «Брэбхем-Альфе». Он многому научился, находясь в одной команде с двукратным чемпионом мира, но при этом не упускал случая показать, что может ездить быстрее австрийца. Правда удавалось это ему крайне нечасто. Впрочем это были времена, когда о "командной борьбе" речь даже не шла. Под руководством Ники Лауды молодой Нельсон получал свое образование в F1. В благодарность за старание он заслужил уважение Ники, который долго считал Пике одним из лучших водителей.

Уже через год, в 1980-м, Пике был близок к завоеванию своего первого чемпионского титула. На старте сезона, в Буэнос-Айресе, он финишировал вторым на «Брэбхем-Косворт» ВТ49, сошел в Бразилии, но затем стал четвертым в Кьялами. А чуть позже, в Лонг-Бич, отпраздновал свою первую в «Формуле-1» победу, которая позволила ему возглавить общий зачет чемпионата.

В 1980 году Нельсон также принимал участие в организованной «БМВ» серии «Прокар», где одинаковыми, экипированными двигателями средней мощности автомобилями управляли бывшие и нынешние звезды «Гран-при». Пике стал чемпионом серии. Теперь было просто необходимо победить в "Формуле-1".

Перед началом сезона 1981 года бразилец был уже в числе фаворитов. Интересно, жалел ли тогда Эстасио Сото-Майор о том, что ему не удалось уговорить сына заняться теннисом? Сезон начался не очень удачно. Сначала всего лишь третье место в Лонг-Бич, затем технические проблемы помешали ему показать хороший результат на домашней гонке в Бразилии. Но к третьему этапу все наладилось. Нельсон выигрывает этап в Буэнос-Айресе, затем в Имоле.

Решающее сражение сезона состоялось на Гран При Лас-Вегаса. Впереди шел Джонс с большим отрывом. Рейтеманн плохо стартовал, но имел перед Пике преимущество в одно очко. У Жака Лаффита также был теоретический шанс на первенство. Джонс мчался вперед. Пике и Рейтеманн вели борьбу между собой и за мировое первенство. На 17-м круге Пике обогнал аргентинца. Порядок был следующим: Джонс, Прост, Вильнев, Джакомелли, Лаффит, Уотсон, Пике, Рейтеманн... Жара мучила не только людей, но и машины. Вильнев вышел из игры. Джакомелли сошел. Усталость и цель были единственными в душе Пике. На пит-стопе показалась табличка: осталось 30 кругов (почти 100 км!!!), затем 20 кругов... Пике катился как автомат, ничего не зная, ни о чем не думая... Когда прошло немногим более часа и 44 минут, клетчатый флаг взвился над Джонсом. Затем к финишу пришел Прост, за ним Джакомелли, Мэнселл, Пике, Лаффит, Рейтеманн... Пике заехал в закрытый парк совершенно без сил. Он неподвижно сидел в автомобиле, откуда нужно было только подняться и выйти. Улыбка заиграла на лице после того как он увидел надпись на табло "Nelson Piquet World Champion 1981". Только теперь он осознал, что стал победителем.

Сезон 1982 года стал для молодого чемпиона еще более трудным. В "Формулу-1" входили двигатели с турбонаддувом и конструкторы пытались применить эти мощные, но очень неэкономные моторы. Первый автомобиль с таким мотором фирмы BMW, подготовленный для "Бребхэм" дебютировал 9 мая на "Гран-при Бельгии". На эту модель в полном масштабе выпали "муки творчества" по подготовке шасси нового поколения, адаптированных под специфику "турбо". О надежности первого варианта немецкого двигателя свидетельствует "Гран-при Франции", во время которого команда заменила восемь!!! моторов. Так что сезон 1982 года не позволил Пике повторить прошлогодний результат. Но один раз бразилец все-таки приехал первым - в Канаде, заняв в итоговом протоколе чемпионата лишь 11 место.

Поскольку в 1984 году отменили дозаправку, новый ВТ53 родился с топливным баком большего объема. Но преимущество перешло к «Макларенам» с турбомотором «ТАГ-Порше». Достигнутая было в 1983 году надежность была потеряна. Первая победа досталась Пике лишь на седьмом этапе в Канаде, затем последовало первое место и Детройте. Обновленная задняя подвеска позволила Пике достичь второго места на Остеррайхринге и третьего - на вновь отстроенном автодроме Нюрбургринг, но на финише сезона Пике стал лишь пятым в общем зачете чемпионата мира.

Еще в августе Пике подписал контракт с Френком Вильямсом и, так же как его спонсор «Хонда», был уверен, что, получит место первого пилота с Мэнселлом в качестве поддержки. Наверно, наивно было рассчитывать на такой расклад при широчайшей популярности английского гонщика. Расчет не оправдался, и в 1986 году Пике и Мэнселл сражались на равных, как любая другая пара на одинаковых автомобилях. Но это обстоятельство не испортило отношения между ними.

В первой половине сезона Фрэнк Уильямс не присутствовал на гонках. В апреле, возвращаясь с тестов на автодроме «Поль Рикар», он попал в тяжелейшую дорожную аварию и оказался прикованным к инвалидному креслу. Команда предоставила Пике и Мэнселлу новый «Уильямс» FW11 чуть более компактного дизайна. Нельсон выиграл в Рио в то время, как Мэнселл, атакуя Сенну, угодил в аварию на первом круге. Затем целая серия сходов и низких мест завершилась схваткой на Брэндс-Хэтче, где Мэнселл, выступавший на запасной маните, после того как гонке дали повторный старт из-за массового столкновения в первом повороте, выиграл, к невероятной радости своих английских фанов. После этого азартный бразилец одержал три победы подряд - в Хоккенхайме, на Хунгароринге и в Монце. Мэнселл ответил превосходной гонкой в Эшториле, побив Проста, Пике и Сенну в схватке "колесо к колесу". Однако титул ушел к Просту в Аделаиде, где Пике финишировал вторым, а Найджел на громадной скорости вылетел с трассы из-за взрыва покрышки.

Годы 88-й и 89-й, проведенные в команде Lotus, были несчастливыми для Нельсона. Переход в "Вenetton" принес ему новые победы, однако "солнечный мальчик" - Михаэль Шумахер отодвинул его в сторону. Он оставил F1 и решил попробовать свои силы в INDY, однако, во время тренировочных заездов в Индианаполисе попал в серьезную аварию, получив тяжелые переломы обеих ног. Он вылечился, но не оставил занятия автоспортом. Возраст давал себя знать, и он уже не был тем лихим пилотом, который вдруг стал серьезным соперником Алена Джонса.

В последующие годы он участвовал во многих гонках, самыми серьезными из которых были гонки в Ле-Мане в 1996 и 97-м годах. Однако серьезных успехов не добивался. В 1997 году он возвратился в класс F3... владельцем собственной "конюшни".

При подготовке материала использовались книги: Юха Кярккяйнен "Formula 1 Звезды", Джон Типлер "Формула-1. История побед", Артем Атоян "Формула 1. Гонки и гоночные автомобили", переводные материалы из интернета и периодической печати.

Сегодня речь пойдет об одном из героев "королевского" вида спорта - "Формулы-1". Такое название он получил из-за высокой стоимости проведения соревнований. Цена болида с комплектующими (их 80 000 компонентов) на сезон вам обойдется в 15 000 000 у. е. Это в том случае, если все пройдет гладко, без аварий. Моторы здесь живут недолго на бешеных оборотах. В сезон на них тратится пара миллионов долларов. Плюс еще коробки передач на чуть меньшую сумму. Одна гайка на колесо стоит 110 у. е., их нужно 500 штук, и самих колес с дисками на сотни тысяч долларов. Список расходов длинный, поистине доступный лишь королям.

Факты из биографии

Фамилия героя данной статьи - Соуту-Майор, но он стал известным в мире мотоспорта под именем Нельсон Пике. Сейчас встречается приставка - "старший" или "младший", но об этом чуть позже. У серьезного госслужащего, министра здравоохранения и владельца своего теннисного клуба Эстасио Гонсалвеса Соуту-Майора, который проживал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), родился четвертый ребенок. Самого младшего из троих сыновей (одна дочь) назвали Нельсон. Отец возлагал на него большие надежды. Он хотел дать ему хорошее образование, всей душей желал, чтобы мальчик стал чемпионом мира в большом теннисе (отец имел опыт работы главным тренером сборной страны).

Роковой матч

Свой корт у семьи был, деньги тоже. Ничего плохого в этом не было, если не учитывать, что мальчику нравились автомобили и быстрая езда. Ходят слухи, что между сыном и отцом состоялся теннисный матч-пари. Если выиграет отец, то сын должен будет заниматься теннисом, ну, а если проиграет, то разрешит ему покорять автоспорт. Нельсон выиграл, но в возрасте 15 лет ему еще не разрешалось водить машину.

Образование и первые гонки

Чтобы отвлечь сына от гонок, родители воспользовались моментом и отправили сына учиться в Калифорнию. Нельсон учил английский и перенимал опыт самостоятельной жизни от богатых родителей. По приезду домой его ожидала плохая новость. В автокатастрофе на мотоцикле разбился его старший брат. О мотоспорте поднимать тему на семейном совете после этого было неуместно. Но против природы не пойдешь, и Нельсон все-таки принимал участие в гонках на картингах.

Довольно быстро он стал чемпионом Бразилии в классе моторов с объемом не больше 155 кубических сантиметров. Чтобы родственники не узнали об этих занятиях, в протоколах Нельсон указывал девичью фамилию своей матери - Пике. Страсть к машинам и женщинам дала ему прозвище "гоночный плейбой". В начале семидесятых годов он выигрывал различные национальные гонки. В 1976 году добыл титул национального чемпиона, шестикратно выигрывая в "Формуле Супер Ви" и "Атлантик".

Начало великой карьеры

Дальше путь лежал в Европу, где в 1978 году автогонщик Нельсон Пике неоднократно становился призером разных соревнований и в конце концов выиграл чемпионат Англии в "Формуле-3". За это он получил приглашение попробовать свои силы в гонках "Формула-1". И тут началась его великая карьера. Получая образование у самого из новичков Нельсон стремительно переходил в асы автоспорта тех времен.

Победы

Непрерывно участвуя в 14 сезонах F-1 в течение семи лет гонок, Нельсон Пике - старший трижды становился чемпионом мира (в 1981, 1983, 1987 годах). Один раз занимал вторую ступеньку и трижды был на третьем месте. Выступал очень стабильно на то время, когда еще техника была далека от совершенства. Турбоподдув только начал вводиться, необходимо было особое умение, чтобы держать баланс моторов от перегрева. Нельсон Пике хотя бы один раз, но побеждал в одном из Гран-При в своих 10 сезонах из 14. Видеть гонки тех времен мы можем сейчас лишь в интернете. У нас в странах СССР еще не было в то время трансляций этого вида спорта, чтобы не отвлекать народ от строительства коммунизма.

Нельсон Пике в интервью не мог не отличиться, чтобы не обмолвиться острым словцом о своих коллегах. Одного из них после аварии в гонке он даже попытался побить. Дело было в 1982 году на Гран-При в Германии, когда после столкновения на трассе Нельсон Пике не смог удержать пыл и нанес несколько ударов чилийскому гонщику Элисио Салазару. Благо, гонщики на тот момент еще были в шлемах и защитных костюмах, так что серьезных увечий нанести не получилось бы даже при сильном желании. Но факт остался фактом.

Младший сын великого гонщика

Один из сыновей гонщика - Нельсон Пике - младший, как его называют в прессе (второе прозвище - Нельсиньйо) пошел по стопам своего папы. Он был скандальным участником "Формулы-1". Устроил драку в NASCAR в борьбе даже за 14-ю позицию. Был один темный ход в команде "Рено", за которую на тот момент выступал Нельсон Пике - младший. Под угрозой увольнения ему было предложено устроить подставную аварию на Гран-При в Сингапуре 2008 года, где после удачной разводки выиграл его коллега по команде Фернандо Алонсо.

После ухода из F-1 по настоянию его отца был поднят этот факт. Зачинщики этой аварии - легендарный Флавио Бриатоле и Пет Симондс - в нужное время оказались в нужном месте. Они понесли наказание в виде отстранения от великого спорта, и до сих пор по этому делу тянутся судебные тяжбы. Гонщиков все же помиловали в этом случае.

Личная жизнь

Несомненно, это великий спорт, так что и разборки в нем тоже не мелкие. Но заслуги Нельсона Пике эти случаи не уменьшают. У него большая семья и много детей. Пять сыновей и две дочери. Об этом достижении можно долго писать. Сейчас супруги не живут вместе. Женой Нельсона Пике была голландская модель Сильвия Тамсма, с которой они прожили яркие годы жизни. Все их сыновья отличились, кто в большей, кто в меньшей степени, в автоспорте. Красавицы-дочки тоже не остались серыми мышками. Младшая дочь Джулия снялась в 2003 году в фильме "Второй шанс".

Келли - старшая дочь Пике

Старшая дочь Нельсона Пике Келли родилась 7 декабря 1988 года, когда родители жили в Германии. Училась в Европе, но старшую школу окончила уже в Бразилии. Высшее образование в сфере международных отношений получила в Нью-Йорке. Свободно владеет английским, португальским и французскими языками. Вела блоги разных модных журналов. Работала волонтером в Танзании - учила деток английскому языку. И с 2014 года начала руководить отделом SMM и ведет странички в соцсетях о соревнованиях "Формулы-Е". Но самое интересное, что на одной из вечеринок в Монако ее видели в компании с нашим гонщиком из "Формулы-1" - Даниилом Квятом.

Хоть разница у них в шесть лет, но их отношения развиваются. Возможно, когда-то Даниил наконец-то станет первым чемпионом из России в этих престижных мировых соревнованиях, а может, даже и зятем выдающемуся трехкратному чемпиону в "Формулы-1" - Нельсону Пике - старшему, который и дальше продолжает свои заезды.

После ухода из F-1, сделав свой последний заезд в Гран-при Австралии в 1991 году, он ушел в тень. Молодой Михаэль Шумахер установил надолго свое лидерство в этих соревнованиях. Нельсон Пике не стал унижать себя постоянными поражениями. Для великого гонщика это было бы слишком обидно. Лучше навсегда остаться в сердцах своих болельщиков победителем. Нельсон так и поступил.

Но, видимо, возраст начал брать свое, большой спорт остался позади. Нельсон не сдавался и продолжал гонки в серии INDY, где получил серьезное предупреждение свыше. Он попал в тяжелую аварию и переломал обе ноги. После выздоровления все равно продолжал выступления, теперь уже в гонках серии "Ле-Ман" в 1996-1997 годах. Но так и не добившись серьезных результатов, понял, что нужно дать дорогу молодым, и ушел руководить своей собственной железной конюшней в "Формуле-3".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!