Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Возникновение йоги. История йоги и ее виды. Йогическое учение в православной религии


Лично я, как и многие советские люди, слышал о йоге чуть ли не с раннего детства. В Советском Союзе отношение к йогам было самое тёплое. Мы все знали, что йога - это, якобы, народная индийская гимнастика, которой, как говорили, 4000 лет. А упражнения в этой физкультуре такие странные от того, что в индийском климате бегать и прыгать жарко, а можно только стоять на голове.

Мы были уверены, что система упражнений йоги нужна для "здоровья" и "хорошей физической формы". Некоторые из нас видели советский медиапродукт - фильм "Индийские йоги. Кто они?". Там показывали, что йоги отдыхают на гвоздях, едят стекло и совершают другие немыслимые вещи. Помню, что когда мне впервые попала в руки книга о йоге Патанджала-Даршана "Йога-Сутры", то я был очень удивлён, так как оказалось, что йога - это совершенно, абсолютно другое, нечто совсем не соответствующее распространённому представлению о ней.

А в настоящее время создаётся впечатление, что йога - это не просто хорошо и полезно, но ещё и "круто". Звёзды и киногерои "практикуют" йогу. К словам "здоровье" и "физическая форма", которые, как кажется, она с собой несёт, в нашем сознании добавляются слова "гармония" и "совершенство". Абсолютное большинство из нас, так или иначе, с йогой сталкивались. Если не напрямую лично, то наверняка знаем тех, кто ею занимается. И уж точно нас хоть раз приглашали самим попробовать. Поэтому закономерно возникает вопрос: что же это такое и как нам к этому относиться?

Так это полезно или нет

Когда мы говорим о долгожителях, то, конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых годах, единственный раз за всю её историю, была проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось, что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого, выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и болеют не меньше других. Но, как показало обследование, у них встречаются специфические болезни. Например, катаракта глаз, потому что им приходится постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим они "очищают" кишечник. Такая "практика" приводит к гастритам, колитам и проктитам. Такие вот дела…

Что такое йога?

Что мы понимаем под этим словом? Чаще всего, речь идёт о том, что йога - это комплекс упражнений, в том числе дыхательных, которые помогают человеку стать здоровым, сильным и достичь гармонии. Но это - не совсем правда! Физические упражнения являются в йоге только средством или инструментом в духовных практиках. Согласно принципу, который у йогов называется "законом сопряжения" и принимается ими почему-то на веру, считается, что воздействуя на тело путём принятия различных поз, йог "получает эффект на тонком теле", то есть воздействует на душу и дух. Это и является главным в йоге. Говоря другими словами, йога - это не просто оздоровительная система, не философия и не наука. Это - религия.

***

Читайте же по теме:

  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - подборка публикаций
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога и Православие - фильм Сергея Андрюшкина
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Штурм неба или релаксация? Почему у современных горожан так популярна йога? - Дмитрий Петровский
  • Тантра-йога: по ту сторону добра и зла - Регина Крауклис
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади

***

Откуда появилась йога?

Конечно, проще всего сказать, что на протяжении веков мудрецы и подвижники, путём проб и ошибок, создали эту систему. Но если это так, то кто они? Кто придумал "асаны", "мудры" и все эти методики? Известно имя хоть одного из этих людей? Нет… Вместо этого, знаменитые авторы самых древних йогических книг называют другое имя. Шива. Кто это? Оказывается, Шива - одно из индийских божеств, наряду с Брахмой, Вишну, Шакти и другими. Имеет жену Парвати, дочь Манаси и сыновей - бога войны Сканду и бога учёности Ганешу. На лбу у него изображается третий глаз и рисунок, нанесённый священным пеплом, который получают из навоза коров или сожжённых трупов. Свита его состоит духов и демонов, которые сопровождают его по своей собственной воле. Интересен следующий факт, на мой взгляд, напрямую связанный с темой возникновения йоги. По поверьям, Шива курил марихуану. Поэтому в индуизме некоторые считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. И в настоящее время праздник "великой ночи Шивы" встречают курением той самой травы.

Может быть, атеист и скажет, что всё это - лишь народный эпос. Но для христианина вся эта информация имеет принципиальное значение. Приходится признать, что возникновение йоги объясняется не физическими, а духовными причинами. Основатели её - сверхъестественные личности, о которых в Библии написано по-русски: "все боги народов - идолы", а по-славянски: "вси бози язык - бесове" (Псалом 95:5) Все эти личности - падшие ангелы, завидующие человеку, так как человек, в отличие от них, может обрести вечную жизнь. Их желание - погубить как можно больше человеческих душ.

Какова цель йоги?

Может ли быть, чтобы, несмотря на явно демоническое происхождение, йога была хотя бы "нейтральной" духовно? Существует текст, называющийся "Повествование о Хатха-Йоге", который йоги называют "древний трактат" и "редкий манускрипт". Он объясняет цель йоги так. Вроде бы, каждый человек до своего рождения прожил миллионы жизней в телах животных. И вот, живя в теле того или иного животного, душа, якобы, выполняет либо не выполняет заповеди жизни этого животного. И всё, что не выполнила душа в теле животного, как будто бы, передаётся в тело человека, как загрязнения или семена болезней. Это называется словом "карма". Йога сжигает карму. Этим, а совсем не физическими упражнениями, объясняется ожидаемый оздоровительный эффект. Практика йоги имеет восемь ступеней. Первые четыре называют хатха-йогой. Это: самоограничение, посвящение себя духовным практикам, объединение ума и тела (вот для этого и используют различные позы) и контролирование дыхания. Это низшие ступени. Они считаются бессмысленными без высших четырёх, называющихся раджа-йогой. В них входят: отвлечение чувств, сосредоточенность ума, медитация, и, наконец, "осознание своей истинной природы". Как видим, физические и дыхательные упражнения в этом ряду не просто второстепенны, но вообще выглядят незначительными. И вот главное! Цель всего этого - исчезновение идеи собственной индивидуальности и слияние сознания с "космическим абсолютом".

Как всё это можно прокомментировать? Идея о переселении души явно противоречит Священному Писанию, в котором сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27). Человек (и только человек) сотворён Богом по Его образу и подобию. Нельзя унижать образ Божий верой в то, что душа человека может переселиться в животное и обратно. Да и как можно согласиться с идеей "сжигания кармы"?! Мы знаем, что существуют в мире грехи. Прощение грехов человек получает в покаянии. За наши грехи на Кресте пострадал и умер Спаситель Господь Иисус Христос. Именно Его Смерть и делает возможным очищение от греха. Если бы было возможно отработать "карму" путём перерождений или каких-то практик, то не нужно было бы для спасения мира воплощаться и умирать на Кресте Сыну Божьему. Поэтому, верящий в "карму" и перерождение - не верит во Христа, а верящий во Христа не может верить в "карму" и перерождение. Далее. Личность каждого человека драгоценна в глазах Божиих. И смысл духовной жизни - не "слияние" или "растворение", а возвращение к Богу и вечное общение с Ним.

Почему инструкторы на этом не настаивают?

Йога является сложной и серьёзной духовной системой. На мой взгляд, довольно зловещей системой. Почему же чаще всего приходиться слышать только об упражнениях, оздоровлении, равновесии, присутствующих в йоге. Есть люди, которые уверены, что нет ничего неуместного в том, чтобы христианин поправил свой позвоночник или разработал суставы в зале йоги. Зачем, мол, вникать в эту мистику, просто позанимайся - и будь здоров! Не хочешь, говорят, быть язычником, так и не будь. Верь, говорят, во что хочешь, только будь добрым и хорошим, как и учит йога, и можешь заниматься. Даже есть, говорят, можно всё, а не только варёные растения и коровье молоко. Я долго не мог понять, почему делается вид, будто самое основное в йоге - её духовная сторона, не так уж и важна. Потом выяснилось, что в йоге есть два принципа. Это принцип совершенства и принцип энергии. Принцип совершенства состоит в том, что любое упражнение, как бы оно ни было сделано, самим фактом его выполнения, становится сделанным совершенно.

Принцип энергии формулируется йогами так: "подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, если он брошен в неё, подобно этому, когда мы приблизительно делаем то или иное упражнение в йоге, мы возбуждаем энергию, а энергия действует на тело таким образом, что изгибает (трансформирует) тело нужным для йоги образом". Таким образом, нельзя просто "попробовать" йогу. Нельзя быть наполовину йогом. Шива знал, чему учил. Стоит только сделать одно движение, и начинается путь к смерти (то есть к освобождению от) индивидуальности и к растворению сознания в космосе. Компромисса нет. Или ты йог, или не йог.

Не знаю кого как, но меня эта информация разочаровывает. Как было бы хорошо, если бы йога оказалась мудрой наукой о гармонии! Учением о равновесии души и здоровье тела! Но при всём уважении к мнению других, я берусь утверждать, что йога - языческая оккультная религия. Польза от неё для её последователей очень и очень сомнительна, а вред очевиден. Это - риск погубить душу, изменив Христу.

Во времена мучеников, в первые века христианства, избежать смерти за веру было, в принципе, не трудно. Например, при императоре Траяне, в начале II века, если человека обвиняли в христианстве, и обвинение было доказано, то в суде любой мог получить прощение. Для этого нужно было просто совершить возлияние или курение перед изображением императора. Как мы понимаем, после этого можно было быть свободным и верить во что угодно. Но тысячи и тысячи христиан шли на смерть по тому, что знали, что это простое действие, жертвоприношение идолу, означает отречение от Христа. Они не хотели иметь ничего общего с ложными богами, которые есть бесы. Так как компромисса нет. Или со Христом, или нет.

Подготовил:

Виталий Юренко , протоиерей

руководитель Миссионерского отдела Бердянской епархии

Русской Православной Церкви

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства


Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III– I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты - это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам - гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.


Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.


Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера.

П ​ ервые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах.

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа ». Дату её составления соотносят примерно с 1700-1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества.
В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге - это «Йога-сутры» , написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога» . Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень - асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень - пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания.
Другой важный труд по йоге - «Бхагавад-гита» . Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли - «Махабхараты». Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога.
Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. - Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита» , а затем «Шива самхита» . Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги.
Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте

Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.

Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.

Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.

Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.

Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.

Современная йога

Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.

Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?

Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.

Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.

Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.

Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.


Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.

Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.

Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.

То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.

Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?

Обратимся опять же к Патанджали.

Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".

"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.

Они оказались правы.

Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.

Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.

Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.

Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.

А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.


А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.

В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.

Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.

Виды йоги

Хатха-йога

Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.

Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.

Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.

Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.

А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.


А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.

Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.

Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.

В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.

Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.

Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:

  • выполняете их не через боль;
  • не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
  • даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.

Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.

Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.

Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.

Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.

Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.

Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.

Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.

А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.

Тантра-йога


У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.

Кундалини-йога

Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.

Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.

При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.


Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.

Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.

Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.

Раджа-йога

Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.

Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.

Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.

Ступени йоги

Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.

Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.

Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.

Яма и Нияма

Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.

Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.

А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.

У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.

Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.

Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.

Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.

Асана

Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.

Пранаяма

Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.

Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.

Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна

Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.

Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.

Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.

Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.

Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.


Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.

Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.

Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.

Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.

Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.

На этом сегодня все.

До скорых встреч друзья.

А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:

С уважением, Сергей Тигров

На чтение 6 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 29.10.2015

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!